Один из подвижников Почаевской горы около 1340 года удостоился Божественного откровения. Однажды после молитвы он вздумал взойти на вершину и вдруг увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь. Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой стопы Своей, наполненный с тех пор прозрачной водой. С этого времени Почаевская гора сделалась селением Божественной славы, а след стопы Богоматери – неоскудевающим источником чудес. В этой стопе Богоматери до сих пор находится вода – великая святыня горы Почаевской. В 1559 году греческий (по другим источникам – болгарский) митрополит Неофит, путешествующий по России, приехал на Волынь. По внушению свыше в благодарность за гостеприимство, которое оказала ему в своём имении Орля, недалеко от Почаева, благочестивая дворянка Анна Гойская, владыка благословил её иконою Пресвятой Богородицы. Эта икона, привезённая им из Константинополя, написана была масляными красками в строго византийском стиле, на простой липовой доске. Размеры её небольшие – 61/4 и 51/6 вершков. Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа. Икона (типа «Умиление») изображает Матерь Божию в пояс, с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Богомладенец положил левую руку на плечо Матери, а правой благословляет. Матерь Божия преклонила голову к головке Сына, выражая Свою сердечную любовь к Нему. Кроме того, на иконе Почаевской находится ещё семь миниатюрных изображений святых угодников. Справа, как гласит надпись по-русски, изображён в рост пророк Илия, под ним мученик Мина, слева – первомученик Стефан, под ним – преподобный Авраамий; внизу же иконы – лики трёх святых жен: великомученицы Екатерины и великомучениц Параскевы и Ирины. Подобно Богоматери, нижние изображения святых жен написаны также в пояс. Скорее всего, это была семейная икона, может быть, принадлежащая роду самого Неофита.

http://pravoslavie.ru/122862.html

Патриарх стремился не к чистоте расы, а к чистоте веры. Для него в православной вере все равны, независимо от их происхождения. Этот великий проект так и не получил развития и завершения, ибо Патриарх был низложен клеветниками (не без поддержки Ватикана) и теми, кто хотел подчинить в России Церковь государству. Они стремились после упразднения Патриаршества превратить Церковь в часть государственного аппарата по протестантскому образцу, а духовенство – в простых государственных служащих. Но прежде чем поговорим о настоящем времени, вспомним о тех, кто пришёл с востока «возлечь в Царствии Божием»: мученик Авраамий Болгарский (+ 1229), уроженец Камской Болгарии и, следовательно, мусульманин, он был замучен своими соотечественниками за переход в Православие, память 1 апреля; преподобный Петр, царевич Ордынский (+ 1290), племянник хана Берке, принял Православие и прославился чудотворениями, память 29 июня; преподобный Пафнутий Боровский (+ 1478), великий подвижник татарского происхождения, память 1 мая; преподобная Соломония (в монашестве София), Суздальская чудотворица (+ 1542), татарка по происхождению и, возможно, потомок Чингисхана, она стала великой княгиней Московской и претерпела много страданий в своей жизни, память 16 декабря; мученики Стефан и Петр Казанские (+ 1552), бывшие татары-мусульмане, они приняли Православие и были преданы смерти своими соплеменниками, память 24 марта; преподобный Серапион Кожеезерский (+ 1611), казанский татарин, он стал монахом и подвижником, память 27 июня. Русские миссионеры несли Евангелие татарам, мусульманам, через Сибирь с ее шаманством на Дальний Восток и через Берингов пролив. Если бы Россия осталась верной Христу и своему призванию, то, может быть, сегодня были бы большие Поместные Церкви в Китае и Индии (странах, в которых живёт треть населения всего земного шара и которых инославие так и не смогло просветить). Недаром в Китае существует небольшая православная община, оставшаяся от старой российской миссии. Также важно, что в Индии существуют «Христиане апостола Фомы», называющие себя православными, хотя, к сожалению, они на самом деле дохалкидониты. Мы можем только догадываться, насколько выиграли бы все эти общины, не случись революции 1917 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Таких святых, по мнению и так сказать по чаянию народному в разных местах России, вероятно, было не мало. Из них известны и могут быть указаны: В Киеве. После Владимира и Ольги великий князь Мстислав Владимирович, по христианскому имени Феодор, скончавшийся в 1132г. и положенный в церкви святого Феодора, им самим созданной. (Его имя даже внесено в некоторые святцы, см. у Востокова л. 100 оборот, стр. 452). Затем, вероятно, многие или, по крайней мере, некоторые из сонма подвижников Печерских и во главе их, конечно, преподобный Антоний. В Чернигове. Князь Игорь Ольгович (внук Святослава, правнук Ярослава), убитый в 1147г. киевлянами и вскоре перенесённый из Киева в Чернигов. В Смоленске. Преподобный Авраамий Смоленский (о котором см. первой половины тома сноска 1440 ). В Пскове. Князь Новгородский Всеволод – Гавриил Мстиславич, изгнанный из Новгорода в 1186г. и скончавшийся в Пскове в следующем 1187г. В Ростове. Епископ Исаия, преемник святого Леонтия, мощи которого были открыты и найдены нетленными одновременно с мощами последнего. Во Владимире Кляземском. Аврамий, мученик Болгарский. Этот Аврамий 781 , родом не Русский, а какого то «иного языка» христианского, был весьма богатый купец, объезжавший для торговли земли и города. Когда он прибыл к Болгарам Камским в их столицу, то последние, отличавшиеся веротерпимостью 782 , по неизвестной причине начали нудить его отречься от Христа; но он не захотел сделать этого и предпочёл мученичество, которого и сподобился 1 Апреля 1229г. Через год его мощи, погребённые на общем христианском кладбище столицы Болгарской, были принесены во Владимир и положены в женском Успенском монастыре. Празднования, установленные у нас в период до-монгольский в память событий не своих, как мы сказали, а чужих, были: 9 Мая перенесения мощей Николая Чудотворца и, может быть, 1 Октября Покрова Божьей Матери. Мощи Николая Чудотворца были перенесены из города Мир в Ликии, где он был епископом и где скончался, в Бар-град или город Бари в южной Италии в 1087г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Закрыть «Около 30% татар исповедует православное Христианство» В рамках Рождественских чтений прошла конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России» 03.02.2020 1323 Время на чтение 3 минуты 27 января в Москве прошла пятая православная татарская конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России», говорится в пост-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Конференция состоялась в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в формате круглого стола, указанного в программе чтений с сокращённым названием. Местом проведения конференции стал Храм апостола Фомы на Кантемировской — деревянный православный храм на юге Москвы, в районе Москворечье-Сабурово, в котором был настоятелем и вёл свою миссионерскую деятельность среди тюрко-татарских народов священник-мученик Даниил Сысоев. Организаторами выступили Региональная общественная организация по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», Татарская национально-культурная автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г.Москвы, «Московская татарская православно-христианская община» и их руководитель – Бухарова Динара Абдулбяровна. Всех гостей конференции встречало поздравление с 750-летием Золотой Орды – напоминающей, что расцвет Христианства среди тюркских народов произошёл в течение первых полутора столетий существования Улуса Джучи (Золотой Орды). В центре храма рядом с иконами перед иконостасом была установлена икона «Курултай татарских святых» и икона святого мученика Авраамия Болгарского – покровителя православного Поволжья и православные татарские шамаили – работы Динары Бухаровой. Открылась конференция молебном на татарском и славянском языках. После молебна была отслужена панихида по новопреставленному протоиерею Всеволоду Чаплину и приснопоминаемому иерею Даниилу Сысоеву, со дня мученической кончины которого прошло 10 лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/03/ok...

Вот как о сем повествуется: «В лето 6738, месяца Марта в 9 день – 40 святых мучеников принесен бысть Христов мученик Аврамий новый, из Болгарское земли в славный град Володимер, его же Болгаре в минувшее лето, месяца Априля в 1 день, много мучивше, нудяще отрещися крещенья, он же не отвержеся, но все оставль имение свое, усечен бы. И взяты быша мощи святого страстотерпца Аврамья и принесен быв в Володимер, и великий князь благочестивый Георгий усрете и перед городом за версту, с великою честью, с свещами и епископ Митрофан, со всем клиросом и со игумены и княгыни с детьми, и вси людье» 9393 . В год перенесения во Владимир нетленных мощей св. мученика Авраамия совершено было в соборной церкви епископом Митрофаном торжественное бракосочетание князя Всеволода – старшего сына Великого Князя Георгия. «Того же лета, записано в летописи, великий князь Гюрги ожени сына своего старейшаго Всеволода Володимерною Рюриковича, и венчан бысть в великой церкви сборней святыя Богородица священным епископом Митрофаном месяца Априля в 14 день, в неделю антипасхи» 9494 . 1230 год замечателен еще по посещению города Владимира, без всякого сомнения, и соборного храма Митрополитом всея России Кириллом и, вместе с ним, Черниговским епископом Порфирием и игуменом Киевского Спаса на Берестове монастыря Петром Акеровичем 9595 . Достойно замечания также бывшее в 1230 году землетрясение, случившееся во Владимире во время совершения Божественной литургии в соборном храме. От сего землетрясения поколебался и самый храм. «Лета 6738, месяца Мая в 3 день, сказано в летописи, на память святаго Феодосья игумена Печерскаго, в пяток, во время святыя литургии, чтому святому Евангелью в церкви сборней святыя Богородица в Володимери, потрясеся земля, и церкы и тряпеза и иконы подвижшася по стенам и паникадило с свещами и светильна поколебашася и людье мнози изумешася и мняхутся тако, яко голова обишла коего их и яко друг к другу глаголаху, не вси бо разумеваху дивнаго того чудесе» 9696 . Затем летопись до 1286 гола не имеет на страницах своих ничего, чтобы касалось Владимирского соборного храма; тысяча же двести тридцать шестой год заметен по бракосочетанию двух сыновей Великого Князя Георгия – Владимира и Мстислава 9797 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Сделавшись христианином, он стал носить железные вериги. Сила его духа и пламенная вера были таковы, что святой Авраамий решил проповедовать Христа Бога среди своего народа. В 1229 году Авраамий прибыл по Волге на торги в главный город волжских булгар, Болгар Великий. Однажды он прямо на городской базарной площади стал проповедовать о пришествии на землю, крестной смерти и воскресении Спасителя, разоблачая и опровергая магометанские заблуждения… Такое поведение знатного и богатого гражданина вызвало недоумение у слушавших… Его долго уговаривали отречься от новой веры, ему угрожали, потом стали бить «всем миром» так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места. На все это он, как сказано в летописном упоминании, «проклял Магомета и веру болгарскую». Тогда его отвели за город и недалеко от берега Волги сначала четвертовали, а затем обезглавили. Русские купцы, прибывшие со святым Авраамием на торги, взяли его тело и погребли на христианском кладбище. При гробе очень скоро начались знамения, которые послужили поводом к почитанию святого. Через год мощи мученика были выкуплены у булгар и перенесены на Русь, во Владимир. Навстречу вышли великий князь с семьей, епископ с духовенством и весь народ. Честные мощи святого мученика Христова были положены в Успенском монастыре. Вскоре Господь прославил своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей, от которых исходило благоухание.На месте его казни забил источник чистой воды, от которого также начали происходить исцеления. Стало ясно, что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников-мусульман: первой получила исцеление от этого источника мусульманка. И до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары (в Татарстане), приезжающие отовсюду, и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную от руки магометан. Преподобная Мария Египетская День памяти 14 апреля Преподобная Мария, прозванная Египетской, была большой грешницей и стала великой святой.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

В память о святом литургисте, приведем эти выдержки из письма архиепископа Афанасия, бережно переписанные владыкой Григорием из его письма монахини Иулиании, вдове Б.А.Тураева. Выдержка из письма Архиепископа Афанасия Сахарова к Е.Ф.Тураевой (Сделана рукой митрополита Григория (Чукова). Публикуется впервые) «...Н прислала мне полученный ею от Пр[еосвященного] Григория (Чукова - Л.А.) календарь на текущий 1945 г. Весьма благодарен ему. Я с нетерпением ждал этого календаря, но был глубоко разочарован и раздосадован. В месяцеслове, издающемся от имени Патриархии, который должен быть сугубо точен, множество грубейших ошибок, так что я в полученном экземпляре исчеркал все до единой станицы, - а у меня нет под руками ни одного справочника. Внесено множество имен некононизированных подвижников благочестия. Из старых календарей перепечатаны без исправления переходящие памяти как непреходящие. Например, под 28 февраля показана память Григория Паламы, - очевидно, из календаря за 44 г., когда 28 февраля была неделя 2-я Великого поста. Собор всех преподобных киевопечерских значится под 15 марта, по-видимому, из календаря за 26 или 37 годы, когда 15 марта была неделя 2-я, в которую совершается празднование Преподобным Печерским. Муч. Авраамия Болгарского, которому празднуется в неделю Расслабленного, показано празднование 28 апреля, как было в 1919 и 1930 годы. Преп. Диодор Юрьегорский, память которого правильно показана 20 ноября, 27-го того же ноября значится уже как мученик...И множество еще подобных же грубейших ошибок. Обидно, что от имени такого авторитетного учреждения выпускается такое неавторитетное, если не сказать более, издание. Такое же неприятное впечатления во многих случаях и от Журнала Патриархии. Прекрасна мысль печатать «Летопись Прав[ославной] церкви (6 и 7 Журнала). Она очень близка мне, ибо я мечтаю о «Всероссийском синодике» и много материала собрано у меня для него. Но как легковесно, поверхностно, случайно и с какими ошибками то, что напечатано!.. Если в месяцеслове Календаря много неканонизированных, чего не должно бы быть, то здесь, наоборот - канонизированные наряду с неионизированными, например, 17 июня преподобные братья Алфоновы.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/27/...

В монастырском соборном храме в честь Успения Божией Матери (приделы Благовещения и Рождества Христова), построенного в 1200 г. (после реставрации освящался в 1902 г.), почивали мощи муч. Авраамия Болгарского (см. прим. 47). Там же были погребены супруги Св. блгв. Вел. Кн. Александра Невского – Кн. Александра и Кн. Васса, а также дочь Евдокия. В монастыре была еще теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами Свят. Иоанна Златоуста и муч. Авраамия (XVI в.). При монастыре были школа, рукодельная мастерская и больница. Недавно обитель возвращена Русской Православной Церкви. 48 Святой Мученик Авраамий Болгарский (†1299) – родом из приволжских болгар; занимался торговлей. За исповедание христианства его соотечественники, магометане, подвергли тяжким пыткам и, наконец, отсекли ему голову. Русские купцы привезли его нетленные мощи во Владимир, где они почивали в Успенском соборном храме Владимирского Княгинина Успенского монастыря (см. прим. 46). На гробнице его лежали вериги, которые он носил под одеждой. Память 1 апреля. 49 Митрополит Макарий (Булгаков, 18.8.1816 †8.6.1882), Московский и Коломенский – русский богослов и церковный историк. По окончании курса Киевской духовной академии был назначен на кафедру русской церковной и гражданской истории. Перешел в Санкт-Петербургскую духовную академию (1842), где читал лекции по богословию. Хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии (28.1.1851). Епископ Тамбовский и Шацкий (1857), епископ Харьковский (1859, с 1862 – архиепископ), архиепископ Литовский и Виленский (1869), митрополит Московский и Коломенский (1879). Среди многочисленных его сочинений особенно важны: «История Киевской духовной академии», «Введение в богословие», «Догматическое богословие», «История Русской Церкви» в 13 томах и др. Примечательно, что, будучи митрополитом Московским, вл. Макарий работал над фундаментальной «Историей Русской Церкви» на летней архиерейской даче в селе Черкизове за Преображенской заставой, куда впоследствии не раз выезжал на отдых и владыка Арсений (что нашло отражение в воспоминаниях и «Духовном дневнике» последнего).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

9-11) мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские (+ 1347); 12) преподобный Евфимий Суздальский (+ 1404); 13) преподобный Григорий Пельшемский (+ 1442); 14) преподобный Савва Вишерский (+ 1460); 15) преподобный Евфросин Псковский (+ 1481); 16) преподобный Ефрем Перекомский (+ 1492); 17) мученик Авраамий Болгарский (+ 1229); 18) святитель Арсений Сербский (+ 1266). Наконец, главным деянием Соборов, помимо поименного прославления русских святых, стало установление дня общей памяти " новых чудотворцев Русских " , которые вместе с уже почитавшимися ранее святыми Русской Церкви составили сонм ее светильников, " молитвенно охраняющих высоту ее стояния и пути ее великого исторического делания " ( 21 , 50). Участники Собора 1547 г.23 так сформулировали свое решение: " Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборного пения " ( 11 , 106). Днем праздника сначала было установлено 17 июля, как ближайший день к памяти святого равноапостольного князя Владимира (15 июля). Однако позднее дата празднования памяти Всех русских святых несколько раз менялась. Она совершалась и в первое воскресенье по Ильине дне, и в один из седмичных дней перед Неделей всех святых . В самое ближайшее время после Московских Макарьевских Соборов на Руси появилось " множество житий русским святым, или их новых редакций, служб, похвальных слов; начинают интенсивнее писаться иконы русским святым, строиться храмы в их честь, совершаются открытия мощей русских святых " ( 12 , 279–289). Естественно, что установление праздника в честь всех русских святых потребовало и написания службы этого праздника. Эту нелегкую задачу выполнил инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий, оставивший Русской Церкви " в общей сложности до 14 агиологических произведений как об отдельных святых, так и сводные работы обо всех русских святых " ( 21 , 50–51,54). О личности суздальского инока Григория сохранилось очень мало исторических сведений, причем весьма расходящихся друг с другом . В современной церковно-научной литературе считается, что родился он около 1500 г., агиологическую деятельность в Спасо-Евфимиевом монастыре начал около 1540 г., а в 1550 г. написал " Службу Всем русским святым " и " Похвальное слово " им ( 21 , 54; 24 , 297).

http://pravoslavie.ru/2367.html

Святые Иоанн, Стефан и Петр, обагрившие своей кровью землю Казанскую, причислены православной христианской церковью к бесчисленному сонму мучеников, пострадавших за веру в распятого за нас Господа нашего Иисуса Христа. Святая церковь установила праздновать память Святого Иоанна 24 января, а Святых Стефана и Петра 24 марта. В эти числа, по сказанию рукописных святцев, пострадали мученики и новые страстотерпцы Иоанн, Стефан и Петр – первый в 1529 году, а последние в 1552 году. Высокопреосвященным Арсением, Архиепископом Казанским и Свияжским, в распоряжении о порядке празднования памяти местных святых Казанских предложено праздновать дни памяти святых мучеников Казанских Иоанна, Стефана и Петра таким образом 5 : 24-го января – в день страдальческой кончины святого мученика Иоанна во всех церквях города Казани должна отправляться праздничная служба, т. е. литургия, после оной молебен святому мученику Иоанну, а накануне, 23-го января, всенощное бдение с величанием. 24-го марта – в день страдальческой кончины Святых мучеников Стефана и Петра, ввиду того, что этот день падает почти всегда на дни Великого Поста и только в чрезвычайно редких случаях на первые дни Пасхи, нарочитая праздничная служба в честь святых мучеников Стефана и Петра может быть отправляема только постольку, поскольку это допускает богослужебный устав. Во всяком случае в этот день после дневного богослужения должен быть отправлен молебен святым мученикам. Кроме сего, имена святых мучеников Иоанна, Стефана и Петра, пострадавших в пределах Казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда в отпустах церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев, и мученика Авраамия Болгарского. Святой Иоанн, мученик Казанский Возникшее около половины XV века, на развалинах Булгарского царства, царство Казанское за все время своего непродолжительного самостоятельного существования находилось в постоянных враждебных отношениях с соседним царством Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010