Шуя. Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Церковь Всех Святых. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Всех Святых Год постройки:1871. Год утраты:1955 (снесена) Адрес: Ивановская область, Шуйский район, Шуя Координаты: 56.850657, 41.369337 Проезд:Ивановская область, город Шуя, рядом с д. 2 улице Советская и д. 1 по улице Спортивной. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Всех Святых находится на западной окраине города; построена и освящена в 1871 г. на средства доброхотных дателей. Зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престол в церкви один – в честь Всех Святых, теплый. Церкви принадлежат здания: каменная часовня, построенная в 1886 г. церковным старостой купцом В.В. Рубачевым «в благодарственное воспоминание 19 февраля 1861 года» и каменный двухэтажный корпус, построенный в 1888 г. усердием того же старосты Рубачева. Копии метрических книг и исповедных росписей с 1873 г.; опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентного капитала 786 руб. и от служб и требоисправлений до 400 руб. Дома причт имеет церковные, построенные в 1891 г. В приходе числится 46 дворов, в них душ муж. пола 41 и жен. пола 87 душ. При церкви Всех Святых до 1889 г. существовала единоверческая женская община, а в этом году определением св. Синода от 5 мая община возведена на степень общежительного монастыря с предоставлением ему всех прав, присвоенных женским обителям и с таким числом сестер, какое монастырь в состоянии будет содержать по своим средствам. По клировым ведомостям в 1897 г. монашествующих было: игуменья, 11 инокинь, 7 послушниц и 53 белицы. Монашествующие живут в вышеупомянутом церковном доме. В 1890 г. в пользу монастыря староста Рубачев пожертвовал земли и на этой земле в 1891 г. заложена каменная церковь в честь Успения Божией Матери. При монастыре имеется женская школа, учительницами состоят послушница и инокиня. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

http://sobory.ru/article/?object=60769

Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий (Кицканский) монастырь (молд. Mnstirea Noul Neam) — православный мужской монастырь Православной церкви Молдовы в приднестровском селе Кицканы на правом берегу Днестра в 6 км южнее Тирасполя. Содержание История [ править править код ] Ново-Нямецкий монастырь является преемником традиций Нямецкой Лавры, находившейся на территории Молдовы (современной Румынии). Большое место в истории Нямецкой Лавры занимала жизнь и деяния ее незабвенного игумена преподобного Паисия. Этот удивительный святой возродил духовное старчество на земле молдавской, установил в Нямецком монастыре устав и чин общежительной жизни, " верных на учил " непрестанной Иисусовой молитве. Нямецкая Лавра, будучи большим религиозно-нравственным и просветительским центром своей страны, обладала огромными богатствами: имениями, угодьями, скотом и прочим имуществом - не только в Молдове, но и в Бессарабии. Многих тайно привлекало это богатство. Так, правительство Александра Кузы приняло решение о подчинении Молдавской Православной Церкви государственному аппарату. Монастыри, в том числе и Нямецкая Лавра, были ограблены по " Закону о секуляризации монастырского имущества " . В самой Лавре был нарушен устав преподобного Паисия Нямецкого. Постоянные гонения привели к тому, что иноки стали тайно покидать обитель и селились на территории Бессарабии, входящей с 1812 года в состав Российской империи. Таким образом, в конце 5О-х гг. XIX столетия разразившаяся гроза гонений и привела к основанию Ново-Нямецкого монастыря. Имениями Нямецкой Лавры на территории Бессарабии управлял особый уполномоченный Лавры - иеромонах Феофан (Кристя), " муж образованный и преисполненный ревности в Боге и любви к людям... " . Отец Феофан очень огорчился, узнав об ограблении Лавры и притеснениях в монастыре. Он немедленно подал прошение архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Антонию, затем Святейшему Синоду Русской Православной Церкви и даже самому императору Александру II об устроении нового монастыря на вотчинах Нямецкой Лавры.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

Содержание    Писатели сей богомудрой и душеполезнейшей книги были поистине богоносные, христоносные и духоносные отцы Варсонофий и Иоанн — образцы подвижничества, ведцы безмолвия, светильники рассуждения, неусыпающие очи прозорливости, сокровищницы добродетелей, вместилища Духа Святого.    Но время, которое все сокрушает и доброе покрывает мглою забвения, не оставило нам повествования о жизни сих богоносных светил Варсонофия и Иоанна; а потому я, немощный, постарался выбрать из предлагаемой здесь собственной их книги некоторые частные свидетельства (о их жизни) и представить оные тем, которые пожелают узнать, какими добродетелями сии богоносные отцы достигли крайнего, доступного смертным, совершенства.    Великий и божественный отец Варсонофий родился в Египте, как свидетельствует Евагрий схоластик в 32-й главе 4-й книги своей Церковной истории. И из 55-го ответа самого старца видно, что он был обучен египетскому и греческому языкам. Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: «Видишь ли, как усердно подвизаются слуги диавола? Не тем ли более должны подвизаться мы, наследники Царствия Небесного». И сделавшись чрез это зрелище еще более усердным, святой Варсонофий удалился на духовный подвиг, как пишет о нем другой старец Иоанн (в ответе 450). Пришедши в окрестности Газы Палестинской и найдя там общежительную обитель аввы Серида, он устроил себе малую келлию сначала вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим медом безмолвия (как это видно из 221-го ответа). Кажется, что он устроил себе и другую затворническую келлию и безмолвствовал в ней, но где устроил ее, неизвестно; можно только предполагать, что вблизи той же обители.    В начале его безмолвия ему приносили из обители только три хлеба в неделю, которыми он питался (отв. 72), но в то же время предавался и плачу, и такую сладость почерпал от слез, что от ощущения сей неизреченной сладости довольствовался только одним малым хлебом, а многократно забывал вкушать и его, по словам Давида: «забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей» (Пс. 101:5-6). Так вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: «Отчего я не всегда в таком состоянии», ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную (отв. 96). И что еще более удивительно, — он мог пробыть даже и всю жизнь, не вкушая пищи и пития и не облекаясь в одежды, ибо пища, питие и одеяние его был Дух Святой (отв. 78).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙСКО-МИНГРЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинского Экзархата РПЦ с кафедрой в ц. свт. Николая в Поти. Образована путем слияния территорий Гурийской и Мингрельской епархий Грузинского Экзархата в 1885 г. Охватывала территории западногруз. исторических провинций: Мегрелии (Мингрелии) (в 1829-1873 в составе Мингрельской епархии, в 1873-1885 - Имеретинской), Гурии (Озургетский у.; в 1844-1885 в составе Гурийской епархии), Сванети и Одиши (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; в 1857-1885 в составе Гурийской епархии), Аджарии, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Колы, Артаани, Олтиси (Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; в 1878-1885 в составе Гурийской епархии). В 1901 г. в Г.-М. е. насчитывалось ок. 322 тыс. исповедующих Православие, 352 прихода (358 причтов), 458 церквей (4 собора, 352 приходские, 90 приписных, 2 кладбищенские, 8 домовых, 2 при учебных заведениях), где служили 8 протоиереев, 425 иереев, 90 диаконов, 375 псаломщиков. Действовали: Джуматский ( Джумати ) муж. мон-рь во имя арх. Михаила (с. Джумати, Озургетский у.); Иоанно-Крестительская муж. пуст. (с. Амаглеба, Озургетский у.); Мартвильский ( Мартвили ) муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Мартвили, Сенакский у.); Нахаребовский муж. мон-рь в честь Благовещения (с. Нахаребо, Сенакский у.); Хопский ( Хоби ) муж. монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Хопи, Зугдидский у.); Шемокмедский ( Шемокмеди ) Спасский муж. мон-рь (с. Шемокмеди, Озургетский у.); Теклатский жен. общежительный мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (с. Теклати, Озургетский у.); Джихетская жен. община (мест. Джихети, Озургетский у.). На территории Г.-М. е. были открыты 2 муж. ДУ (Мингрельское и Озургетское), 141 церковноприходское попечительство, 7 церковных б-к, 135 церковноприходских школ и 16 школ грамоты (9633 учащихся), 4 монастырские школы. Действовали епархиальные канцелярия и попечительство о бедных духовного звания. Григорий (Дадиани), еп. Гурийско-Мингрельский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА)

http://pravenc.ru/text/168392.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ АГАЛЛИАН [Иоанн Агаллиан; греч. Ιγντιος Αγαλλιανς] (ок. 1492, дер. Фаранга, близ Калони, о-в Лесбос - 1566, подворье св. Бессребреников, близ Дафии, о-в Лесбос), прп. (пам. греч. 14 окт.), митр. Мифимнский. Род. в семье иерея Мануила Агаллиана, в юношеском возрасте вступил в брак и был рукоположен во иерея. Иоанна отличала любовь к книгам, он был назначен сакелларием (хранителем митрополичьей сокровищницы) Митимны (Мифимны). Занимался переписыванием манускриптов; также считается автором ряда литургических текстов. Игнатий Агаллиан, митр. Мифимнский. Гравюра Р. Копсидиса. 1957 г. Игнатий Агаллиан, митр. Мифимнский. Гравюра Р. Копсидиса. 1957 г. После смерти жены и детей (кроме сына Мефодия) во время эпидемии чумы Иоанн решил направить все свои средства на восстановление расположенных во владениях рода Агаллианов заброшенных лесбосских мон-рей - Лимоноса во имя св. Таксиархов и Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы. Эти земли были переданы Иоанну его отцом офиц. документом (1527). Иоанн отремонтировал храм и кельи обители Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы, к-рая была заселена жен. монашеской общиной, и заново построил кельи в Лимоносе, ставшем муж. мон-рем. Иоанн и его отец приняли монашеский постриг в Лимоносе. В 1527-1531 гг. И. А. был игуменом восстановленных им монастырей. Согласно 2 его «Завещаниям», в этих обителях вводился общежительный устав и запрет на посещение лицами противоположного пола ( аватон ); духовное руководство мон-рем Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы возлагалось на игумена мон-ря Лимонос. В 1530 г. И. А. отправился в К-поль к патриарху Иеремии I , к-рый даровал мон-рям Лимонос и Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы статус ставропигиальных и патриарших. И. А. оказывал различную помощь жителям Калони и окрестных сел, в т. ч. возводил мосты и благоустраивал источники. В Лимоносе И. А. открыл муж. школу, где сам преподавал (нек-рое время ему помогал Пахомий Русанос с о-ва Закинф), а также жен. школу в мон-ре Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы.

http://pravenc.ru/text/293489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОГРАФ [греч. Ιερ Μον Ζωγρφου; болг. Зограф], болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца. З. находится в юго-зап. части п-ова Афон (Айон-Орос), окружен лесистыми горами, закрывающими его от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 9-е место. Территория мон-ря составляет ок. 10-11 га. З. имеет 2 представительства в столице Афона Карее (старое с ц. в честь Вознесения Господня и новое (1901) с ц. в честь Преображения Господня), владеет 2 домами - в Софии и Пловдиве, рестораном в Софии, 300 га земли и 600 га леса близ г. Лом. Имуществом мон-ря распоряжается комиссия (эфория), созданная 5 июня 1926 г. по указу болг. царя Бориса III; она неподвластна Св. Синоду Болгарской Православной Церкви (БПЦ), управляется советом, в состав к-рого входит только один архиерей (в наст. время митр. Неврокопский Нафанаил (Калайджиев)). Подворьем З. является Германский муж. мон-рь близ Софии. В братию монастыря входят 21 монах и 12 послушников. Игумен - архим. Амвросий (с 1997). Главные праздники - дни памятей вмч. Георгия Победоносца (23 апр.), Зографских преподобномучеников (22 сент., 10 окт.), прп. Космы Зографского (22 сент.), суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); во вторник Светлой седмицы - крестный ход с чудотворной иконой вмч. Георгия Победоносца. История Основание монастыря Мон-рь Зограф Мон-рь Зограф Из-за недостатка надежных древних свидетельств вопрос о времени возникновения З. и превращения его в болг. обитель относится к числу дискуссионных (обзор мнений см.: Thomson. 1996. P. 314-324), при этом он не связан с вопросом о появлении на Афоне болг. монахов. Они могли поселиться на Св. Горе в сер. 60-х гг. IX в., сразу после Крещения Болгарии, и особенно при царе Симеоне (893-927), когда болг. граница вплотную подходила к Афону (позже отошла на север). Существование в Х в. близ Афона слав. поселений подтверждается рядом документов (см.: Иванов. 1931. С. 21-23; Дуйчев. 1963. С. 123; Idem. 1965. P. 491-492). По традиции 1-м слав. мон-рем на Афоне считался рус. Ксилургу , 2-м - З. (на основании подписи в документе 1169 г.), 3-м - серб. Хиландар (с 1192). Но из недавно опубликованных документов афонских мон-рей Русского вмч. Пантелеимона и Ксенофонта прп. следует, что еще в 1-й пол. XI в. (1033-1034) на Св. Горе находился мон-рь Зелянос (или Желянос), основателем его был некий человек, слав. происхождение к-рого не вызывает сомнений, поэтому среди историков существует т. зр., что этот мон-рь был 1-й слав. обителью на Афоне.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ИОНИНСКИЙ (ИОНОВСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на Зверинецком холме. Основан в 1866 г. по инициативе прп. Ионы (Мирошниченко) . XIX в.- 1942 г. Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) в нач. 30-х гг. XIX в. назвал юж. окрестность Киева Русским Афоном. По преданию, иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) за 10 лет до основания обители предсказал устроение здесь большого мон-ря (Христа ради юродивый иеросхим. Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры/Сост.: В. Зноско. М., 1996. С. 148). Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Основатель К. И. м. прп. Иона в записках упоминал, что «потрудиться в созидании и устроении святая обители мужеского общежительного монастыря» и что благословил его прп. Серафим Саровский. В 40-х гг. XIX в., во время пребывания в Белобережской пуст., мон. Иона трижды сподоблялся видения Богородицы, повелевавшей ему идти «во град Киев» для основания мон-ря, место к-рого на берегу Днепра будет указано огненным столпом (Сказания. 2005. С. 77). Вскоре он отправился в Киев и с 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в разных обителях, в т. ч. с 1860 г.- в киевском Выдубицком во имя арх. Михаила мон-ре , где стал известен как старец. Иером. Иона часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Троицкого мон-ря. Здесь ему трижды являлась Богородица, обещавшая помощь в обустройстве новой обители. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Вскоре иером. Иона переселился в сад на Зверинецком холме, к нему присоединился мон. Иларион. Образовалась небольшая монашеская община, в документах именовавшаяся «частным скитом иеромонаха Ионы». Старец выкупил 2 усадьбы: «у Марии Романовны (Шушовой) и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 р., а вторая - за 115 р.» (Там же. С. 141). Сначала подвижники жили в небольших куренях из хвороста, затем построили временные деревянные кельи. С 1864 г. по благословению митр. Киевского Арсения (Москвина) на средства кнг. Е. А. Васильчиковой (вдовы киевского ген.-губернатора кн. И. И. Васильчикова) на Зверинецком холме стали возводить деревянные монастырские постройки.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Димитриев Прилуцкий монастырь Статья из т. 14 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Гос-подня мужской монастырь (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на лев. берегу р. Вологды. Название Прилуцкий получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно в период между 1378 и 1382 г. Впервые Д. м. упоминается в «Уставе Святыя горы» (кон. XIV в.) - послании архим. нижегородского Печерского мон-ря Досифея ученику прп. Димит-рия, настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце» священноиноку Па-хомию (Никольский. Мат-лы. С. 141-144). Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в 3-й четв. XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником иноком Пахомием остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа, постро-ил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Воло-годской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димит-рий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения но-вой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по про-звищу Выпряг - предоставили преподобному поле для основания обители. Соглас-но Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренеб-регли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, к-рое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находив-шийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре с помощью жителей Вологды и окрестных селе-ний была построена деревянная ц. в честь Происхождения Честных Древ Животво-рящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное доска-ми. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также б-ка. В 2 вер-стах от мон-ря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Екатеринбург. Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Горно-Уральский (Александро-Невский) Ново-Тихвинский женский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1799. Ссылки:     Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Зеленая Роща, 1 Координаты: 56.822963, 60.600361 Проезд:Ново-Тихвинский женский монастырь расположен в черте города Екатеринбурга. От железнодорожного вокзала до монастыря можно добраться на автобусе (остановка «Декабристов») или на метро (станция «Геологическая»). От автовокзала — любым трамваем до остановки «Декабристов». Изменить описание объекта С. М. Прокудин-Горский. Чудотворная икона Спасителя в темнице. (Исцеляет бесноватых). [Тихвинский женский монастырь.] (В правом верхнем углу снимка икона «Троица» (смесоипостасная), 1729 г. До 1926 г. находилась в Ново-Тихвинском женском мон., сейчас – в Свердловском обл. краевед. музее. ) Фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2483 Александр Качалин 1 января 1912 Карта и ближайшие объекты Ново-Тихвинский монастырь, 1 класса, в городе Екатеринбурге, Пермской губернии. Основан в 1799 году под именем женской общины, в 1809 году переименованной в общежительный монастырь. В нем есть особо чтимые иконы Божией Матери — Всех скорбящих Радость и Тихвинская. При монастыре детский приют с 1866 года, школа, богадельня для старух, странноприимный дом, свечной завод и 18 рукодельных заведений и мастерских, из которых самые обширные — золотошвейная, иконописная, живописная. Монастырю принадлежат 2 хутора: Елизаветский в 10 верстах и Бульзинский в 90 верстах от монастыря. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Горно-Уральский (Александро-Невский) Ново-Тихвинский женский монастырь — один из самых больших на Урале. Расположен он почти в самом центре города Екатеринбурга, в районе парка Зелёная роща, улицы Декабристов, переулка Университетского и улицы Народной воли. Обитель образована в 1796 году. Тогда при Успенской церкви, построенной купцом Хлепетином Иваном Ивановичем, на вновь открытом екатеринбургском кладбище, была образована богадельня. В 1799 году она преобразовалась в женскую общину и была принята под покровительство духовного верховенства. Возглавляла общину дочь мастерового Верх-Исетского завода Татьяна Костромина (Митрофанова), муж которой погиб на военной службе.

http://sobory.ru/article/?object=13445

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРОНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Воронеж на месте совр. Успенского Адмиралтейского храма в Воронеже. Основан при приходском деревянном Успенском храме «за острогом». (До 1676 храм являлся одновременно монастырским и приходским. 18 дек. 1676 в Воронеже вне монастырских стен была построена др. приходская Успенская ц. с приделом во имя ап. Иоанна Богослова, в 1686 г. к ней был пристроен трапезный придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».) В. м. впервые упоминается в грамоте 15 авг. 1594 г. царя Феодора Иоанновича воронежскому голове И. Ф. Кобякову о приеме посланных в Воронеж для новосозданной обители иконного деисусного чина, колоколов, богослужебных книг, вина и ладана (РГАДА. Ф. 141. Д. 1. Ч. 2. Л. 45-48). По-видимому, с самого начала в В. м. был введен общежительный устав. Из-за частых паводков, заливавших территорию мон-ря, его постройки быстро разрушались. Согласно дозорной книге Воронежа 1615 г., в В. м. имелась обветшавшая деревянная Успенская ц. с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. В 1616 г. игум. Феодосий писал царю Михаилу Феодоровичу : «Храмы развалились, и кельи подгнили, и ограду монастырскую вода разнесла, впредь на том месте монастырю быть не можно». В ответ на просьбу игумена царь 8 марта 1616 г. разрешил перевести В. м. на возвышенное Козарское городище близ Акатовой поляны. Церковь в честь Успения Пресв. Богоро-дицы в Воронеже. Ок. 1694 г. Фотогра-фия. Нач. ХХ в. (РГБ) Церковь в честь Успения Пресв. Богоро-дицы в Воронеже. Ок. 1694 г. Фотогра-фия. Нач. ХХ в. (РГБ) Преемник игум. Феодосия Кирилл (1620-1632) на Акатовой поляне основал Акатов во имя свт. Алексия мон-рь (первоначально муж.), к-рым управлял одновременно с В. м., оставшимся на прежнем месте. В писцовой книге Воронежа 1629 г. отмечено, что наряду с Успенской ц., отремонтированной или перестроенной игум. Кириллом, в обители находились шатровая колокольня с 4 колоколами, 9 келий, хлебная и келарская избы, хозяйственные постройки; мон-рь был окружен дубовым тыном. В 1657 г. в В. м. жили строитель, 3 иеромонаха, 30 монахов. По переписной книге 1678 г. в обители имелся Вознесенский храм с приделами в честь Успения Богородицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. При игум. Тите началось возведение каменного 5-главого Успенского собора, освящение к-рого состоялось, по-видимому, 27 дек. 1694 г.

http://pravenc.ru/text/155262.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010