Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ нештатный, общежительный, находился в д. Евлево Егорьевского у. Рязанской губ. (совр. Московская обл.). Вдова унтер-офицера М. Я. Попова по благословению старца Варнавы (Меркулова) Гефсиманского приобрела 12 дес. земли на границе Егорьевского и Рязанского уездов на о-ве Евлевский Корь, окруженном оз. Великим и р. Пра. В 1887 г. Попова построила здесь неск. зданий для жен. общины. Спустя 3 года был закончен двухпрестольный деревянный храм: придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери освящен 1 окт. 1890 г. архим. рязанского Троицкого мон-ря Владимиром по благословению архиеп. Рязанского Феоктиста (Попова) ; второй придел - во имя св. Иоанна Предтечи - освящен 19 окт. 1914 г. настоятелем рязанского Иоанна-Богословского муж. мон-ря архим. Тихоном по благословению еп. Димитрия (Сперовского) . В память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи в железнодорожной катастрофе 17 окт. 1888 г. жен. община получила название Александро-Мариинской в честь небесных покровителей царственной четы. Общине принадлежали 12 дес. усадьбы и 124 дес. угодий пахотной, луговой и лесной земли. К 1890 г. в общине проживало 40 сестер. Настоятельницей мон-ря была утверждена основательница Попова, а после ее кончины в 1893 г.- мон. Рафаила. 16 сент. 1899 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря и мон. Рафаила была возведена в сан игумении. При игум. Рафаиле была построена богадельня на 11 чел., расширен деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, на пожертвования воздвигнут каменный трехпрестольный собор с приделами: главным - в честь Воздвижения Креста Господня; левым - во имя свт. Петра, митр. Московского, и прп. Марии и правым - в честь иконы Божией Матери «Знамение». Собор строился 8 лет, освящен 23 июня 1903 г. по благословению еп. Аркадия (Карпинского) , настоятелем Солотчинского рязанского муж. мон-ря архим. Платоном. В 1911 г. была построена каменная четырехъярусная колокольня. В обители была собрана богатая б-ка, впосл. утерянная. Мон-рь имел подворье в Спас-Клепиках. К 1914 г. в мон-ре проживали 184 насельницы: 28 мантийных монахинь, 117 рясофорных, 39 послушниц.

http://pravenc.ru/text/64490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) ЛАТКОВ Александр Афанасиевич (1859 или 1863 - 1949), архит., реставратор; работал в Москве и Подмосковье ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция) ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии ЛЬВОВ Николай Александрович (1753-1803), рус. архитектор, поэт, деятель художественной, муз. культуры и лит-ры эпохи классицизма МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/123090_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКРЕНЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в 1-м Донском окр. обл. Войска Донского, близ станицы Мариинской, в Бекреневской балке. Первоначально на месте Б. м. по ходатайству и на средства хорунжего Мариинской станицы Ивана Васильевича Стефанова и торгового казака Стефана Абросимова была устроена Никольская часовня в память избавления имп. Александра II от покушения 25 мая 1867 г. в Париже. По благословению еп. Донского Платона (Городецкого) ежегодно к часовне стал совершаться крестный ход из станицы Мариинской. В 1886 г. часовня с земельным участком площадью ок. 6 дес., пожертвованным урядником Сергеем Поляковым, и подсобными строениями была передана в собственность архиерейского дома и названа Бекреневским подворьем. В 1889 г. часовня была обращена в ц. свт. Николая Чудотворца с приделом, освященным в 1892 г. во имя блгв. Александра Невского. В 1892 г. по ходатайству архиеп. Донского Макария (Миролюбова) указом Святейшего Синода подворье было преобразовано в муж. общежительный мон-рь. Инициатива открытия обители принадлежала И. В. Стефанову, к-рый принял участие в ее обустройстве и пожертвовал 70 тыс. р. К 10-м гг. XX в. в Б. м. с игуменским управлением было 13 монахов и 24 послушника. Мон-рь содержал странноприимный дом, владел 2 виноградниками, кирпичным заводом, усадебной землей (6 дес. 1424 кв. саж.), сдаваемым в аренду участком (200 дес. 1610 кв. саж.) на границе юрта Мариинской станицы. В 1910 г., после обнаружившихся серьезнейших нарушений монашеской дисциплины, решением Синода муж. обитель была упразднена и на ее месте создан жен. мон-рь. Насельников разослали по др. мон-рям России. Указом архиеп. Донского Владимира (Сеньковского) Б. м. был передан в ведение игум. Иннокентии, настоятельницы Донского Ефремовского жен. мон-ря , часть насельниц к-рого в 1911 г. перешла в Б. м. Игуменией мон-ря была назначена опытная мон. Амфиана. По инициативе игум. Иннокентии в Б. м. был построен и 29 июня 1913 г. освящен еп. Аксайским Ермогеном (Максимовым) новый Никольский собор. 21 марта 1913 г. имп. Николай II пожертвовал мон-рю священные сосуды. Облачения, пелены и покровы изготовили сами сестры, переведенные из Ефремовского мон-ря. К 1917 г. в Б. м. было 2 корпуса, дом настоятельницы, 11 небольших флигелей, 4 сарая, конюшня, 3 виноградных и фруктовых сада. Ежегодно 6 мая и 9 мая совершались крестные ходы к монастырскому колодцу и вокруг мон-ря.

http://pravenc.ru/text/77852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЙНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в мест. Буйничи, в 6 верстах от Могилёва, на правом берегу Днепра. В 1626 г. кн. Б. Б. Соломерецкий решил основать в своем имении Борколабово муж. общежительный мон-рь для противодействия насаждаемой в Речи Посполитой унии (см. Брестская уния ). Скорая кончина князя помешала устройству обители. Его намерения осуществили мстиславский подкоморий Б. В. Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, сестра кн. Соломерецкого, унаследовавшие владения князя. 1 авг. 1633 г. Стеткевичи выдали фундуш на основание близ имения Буйничи Б. м., к-рому передали 19 дес. земли близ Буйничей и часть имения Борколабово (1900 дес.) с селами Костинка и Холмы. Устройство обители Стеткевич поручил настоятелю Кутеинского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря игум. Иоилю (Труцевичу) , по замыслу к-рого Б. м. стал частью Кутеинской обители. Мон-ри имели один устав, одинаковое содержание, и в случае оскудения средств в одной обители др. должна была ей оказать помощь. Игумены и братия обоих мон-рей ежегодно переходили из одного мон-ря в др. Согласно «Лифосу» свт. Петра (Могилы) , в 1644 г. в Б. м. жили ок. 200 насельников. Ок. 1637 г. в мон-ре была освящена Успенская ц. (в кон. XIX в. в ризнице уфимского кафедрального Воскресенского собора хранился антиминс из Успенского храма Б. м., подписанный в 1637 Могилёвским еп. Сильвестром (Коссовым) ), в кон. XVII в. на месте обветшавшего был поставлен деревянный теплый Успенский храм с трапезной. П. А. Толстой, посетивший Б. м. в 1697 г., упоминает существовавшую там ц. Св. Духа «изрядного строения». Б. м. неоднократно подвергался разорению. Во время войны России с Польшей игум. Мефодий жаловался царю Алексею Михайловичу, что войско запорожского гетмана И. Н. Золотаренко «монастырския вотчины пограбили... и тесноту чинят», на что грамотой 12 сент. 1654 г. царь повелел гетману «разоренья не чинить». Во время осады Могилёва игум. Мефодий убеждал горожан сдаться рус. войскам и перейти в подданство царю. В 1708 г. Б. м. был разграблен швед. солдатами, разобравшими деревянный Успенский храм, доски к-рого и даже иконы использовались для строительства настилов и мостов. Узнав об этом, швед. кор. Карл XII «виновников поругания святых икон приказал повесить» ( Орест. С. LVII). В 1718 г. на месте Успенской была построена каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В кон. XVII-XVIII в. настоятели Б. м. жаловались на притеснения со стороны шляхтичей, разорявших и грабивших монастырские имения, устраивавших в обители погромы. В 1652 г. с согласия игум. Иоиля (Труцевича) Б. м. утратил в Костинке и Холмах половину принадлежавших ему земель в пользу новооснованного Борколабовского жен. мон-ря . Из-за этих владений между мон-рями на протяжении столетия продолжалась ожесточенная вражда со взаимными вооруженными нападениями, закончившаяся в 1759 г.

http://pravenc.ru/text/153605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ [лат. Genesius; франц. Genès, Genest, Geniès] († ок. 710), св. (пам. зап. 5 июня), гр. Арвернский. Небольшое житие, изданное болландистами по тексту из совр. им Шамальерского Бревиария (Breviarium capituli Camaleriense, Lectio 4), хотя и составлено в позднем средневековье для литургических целей, имеет мало фактических расхождений с достоверными памятниками меровингской эпохи, где упоминается Г. К ним относятся 2 Жития св. Преекта († 675/6), датируемые кон. VII в., и Житие св. Менелия Менатского († ок. 700), восходящее к VIII в., содержащее сведения о последних днях жизни Г. Согласно Бревиарию, родителей Г. звали Андустрий и Транквилла. Местом его рождения в этом тексте ошибочно указывается Кордуба (совр. Кордова, Испания); скорее всего это искаженное Кордубан (совр. Кордуан) - остров у берегов Аквитании в устье р. Гарумны (совр. Гаронна). Уже в детстве Г. проявлял добродетель и совершил чудо, исцелив слепого по имени Гонд. Позднее Г. стал комитом (лат. comes) Арвернии (историческая обл. Овернь, Франция), неизвестно, однако, занимал ли он эту должность уже при кор. Австразии Хильдерике II (662-675). Г. исцелил в городке Мавриак глухого, пребывая в своем имении Авла-Мавра близ крепости Комброния (совр. Комбронд, Франция, деп. Пью-де-Дом), предавался аскезе. Когда умер Гаривальд, еп. г. Арверн (совр. Клермон-Ферран), занимавший кафедру всего 40 дней, народ потребовал, чтобы епископом стал Г., но тот отказался, ссылаясь на то, что каноны запрещают возводить мирянина сразу в епископский сан. Он предложил кандидатуру св. Преекта, настоятеля мон-ря Кантоний (совр. Шантуан), и направил его к кор. Хильдерику II для утверждения (Vita Praeiecti prima. 2; Vita Praeiecti secunda. 11-12). Г. содействовал новому епископу в устройстве монашеской жизни в епархии. В частности, вместе с епископом и его поверенным кустодом (экономом) Еводием он основал мон-рь Камаларии (совр. Шамальер) к востоку от г. Арверна, где ввел общежительный устав на основе правил святых Кесария , еп. Арелатского, Колумбана и Венедикта Нурсийского (Vita Praeiecti prima. 3; Vita Praeiecti secunda. 13). Первоначально мон-рь был жен. и находился под упр. настоятельницы Гундиланы; вскоре по ирл. образцу мон-рь Камаларии стал еще и муж. Он имел 5 храмов: общие - Спасителя, Пресв. Девы Марии и Воздвижения Креста, жен. община - в ц. апостолов Петра и Павла, муж. община - в ц. св. Кикилии. В каролингскую эпоху (IX-X вв.) мон-рь считался бенедиктинским; согласно одной надписи IX в., здесь находились частицы мощей св. Феклы.

http://pravenc.ru/text/162029.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), сподвижник прп. Иосифа Волоцкого (Г. Ч. называл себя учеником преподобного), профессиональный книгописец. Упоминается в посланиях прп. Иосифа Волоцкого и во всех редакциях Жития прп. Иосифа. Г. Ч., несомненно, был опытным иноком уже в 70-х гг. XV в., когда он жил в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре . В 1477 г., во время конфликта игумена мон-ря прп. Иосифа Волоцкого с вел. кн. Иоанном III Васильевичем (по поздней редакции Жития прп. Иосифа, с братией Пафнутиева мон-ря из-за введения преподобным общежительного устава), Г. Ч. был в числе 7 иноков, поддержавших игумена, в 1477-1478 гг. сопровождал прп. Иосифа в паломничестве по севернорус. (преимущественно общежительным) обителям, называя себя его старцем. Вместе они посетили Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы , Саввин близ Твери, Макариев калязинский во имя Св. Троицы и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ри. В 1479 г., когда прп. Иосиф окончательно покинул Пафнутиев мон-рь, Г. Ч. последовал за ним в числе ближайших сподвижников и поселился при Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Г. Ч. вел строгую постническую жизнь вне стен обители, не занимаясь адм. и хозяйственной деятельностью, его имя не фигурирует в монастырских актах. Тем не менее на авторитет, к-рым Г. Ч. пользовался в обители, указывает то обстоятельство, что именно его прп. Иосиф направил между 1504 и 1506 гг. к волоцкому кн. Федору Борисовичу, чтобы напомнить ему о возврате долга мон-рю в 100 р. (миссия была неудачной, скупой князь грозился избить старца кнутом, «а денег не дал» - ВМЧ. Сент. Дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 475; Послания Иосифа Волоцкого. С. 210). Игум. Евфимий (Турков) называет Г. Ч. в одной из своих приписок «начальником» и «учителем» наряду с прп. Иосифом и старцами Кассианом Босым и Ионой Головой (Там же. С. 109; КЦДР. С. 7). На особый характер отношений Г. Ч. и прп. Иосифа косвенно указывают их совместные занятия книгописанием. Описи Иосифова мон-ря XVI в. упоминают «Евангелие в десть, половина Осифово писмо, а другая Герасима Черного» (КЦДР. С. 24, 43; Клосс. С. 161). По мнению Т. И. Шабловой, наряду с прп. Иосифом Г. Ч. мог быть причастен к созданию и установлению поминальной практики в Волоколамском мон-ре. На это указывает упоминание в монастырской описи 1545 г. игуменского Служебника, «писмо Герасима Чернаго, и кормы в нем писаны» (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). СПб., 2004. С. 90. Примеч. 6).

http://pravenc.ru/text/164639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (К-поля) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов ИАКОВ один из патриархов ветхозаветных, родоначальник 12 колен Израилевых (пам. в Неделю св. отец и в Неделю св. праотец) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_33.html

5 (18) февраля 1905 г. террористом Каляевым был убит ее муж, великий князь Сергей Александрович. Великая княгиня нашла в себе силы в тот же день посетить в госпитале смертельно раненного кучера и ободрить его. Через несколько дней она поехала в тюрьму, где находился задержанный террорист, и убеждала его покаяться, потом просила Николая II помиловать преступника. Со дня убийства Елисавета Федоровна не снимала траур, много молилась, стала держать строгий пост. Все свои силы и средства она решила употребить на постройку обители милосердия. В Москве на Большой Ордынке 10 февраля 1909 г. ею была основана Марфо-Мариинская обитель. В тот день она сняла траурное платье и облачилась в белое одеяние, специально сшитое для сестер этой обители. Жизнь в обители была основана на общежительном уставе и пронизана двумя равнозначными подвигами: церковной молитвой и деятельной любовью. Богослужения совершались в обители ежедневно, сестры окормлялись у общего духовника, а также несли послушания в расположенных в обители больнице и амбулатории для неимущих и приюте для девочек. 9 (22) апреля 1909 г. епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 первых сестер и саму великую княгиню в крестовые сестры любви и милосердия. Но основание обители было только началом деятельности Елисаветы Федоровны. Она помогала нуждающимся, поддерживала бедные сельские приходы и священников-миссионеров, основывала приюты и воскресные школы для рабочих. Среди ее собеседников были схиархимандрит Гавриил (Зырянов) , старец Елиазаровой и Седмиезерной пустыней, схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев) , старцы Зосимовой пустыни. С началом первой мировой войны Елисавета Федоровна и сестры ее обители ухаживают за ранеными. Вместе с тем в ее адрес неоднократно звучит клевета. В 1916–1917 гг. обитель несколько раз подвергалась нападениям разъяренной толпы. В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон служил в Марфо-Мариинской обители Литургию. После его отъезда настоятельница и две последовавшие за нею сестры были арестованы. Елисавета Федоровна была вывезена в Пермь, а затем в Алапаевск, где вместе с пятью членами императорского дома и сопровождавшими их лицами в ночь на 5 (18) июля была сброшена в старую шахту, в которую затем полетели ручные гранаты. По рассказам невольных свидетелей убийства, из шахты какое-то время слышалось пение Херувимской. Останки Преподобномученицы были обретены, когда Алапаевск был занят колчаковцами, и в 1921 г. перевезены в Иерусалим. В 1981 г. были обретены благоуханные мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары, ныне покоящиеся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого некогда присутствовала великая княгиня Елисавета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Адрианов Пошехонский мон-рь. Литография Белоусова по рис. Н. Лазарева. 1848 г. (ГИМ) (Ярославской и Ростовской епархии), находится в Пошехонском р-не Ярославской обл. Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского , написанному в 70-х гг. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981об.), к-рое является важнейшим источником сведений о мон-ре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пуст. во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для мон-ря, поставили ее на дубе) (см. Успения Адриановская икона Божией Матери ). После 3 лет отшельнической жизни преподобные Адриан и Леонид решили основать муж. мон-рь, для чего отправились в Москву, где получили благословение свт. Макария , митр. Московского, на устроение мон-ря и строительство храма в честь Успения Богородицы и собрали пожертвования; тогда же прп. Адриан был возведен в сан игумена обители. В мон-ре был введен строгий общежительный устав, по образцу устава Корнилиева Комельского мон-ря. 31 мая 1543 г. была заложена «малая церковь с трапезою». С 1543 г. до кон. XVII в. все монастырские постройки: храмы, трапезная, кельи, звонница и ограда - были деревянными. Помимо Успенской соборной ц., имевшей 2 придела - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Михаила Малеина, построенных, судя по посвящениям, в годы царствования Михаила Феодоровича (1613-1645), в мон-ре находилась еще надвратная ц. во имя мучеников Адриана и Наталии с приделом прп. Михаила Малеина. В 1659 г. при Успенской ц. значились 2 придела - свт. Николая Чудотворца и прп. Адриана Пошехонского. В 1699 г. мон-рь сгорел до основания. В нач. XVIII в. по благословению Ростовского митр. Иоасафа (Лазаревича), а затем свт. Ростовского Димитрия (Туптало) на месте сгоревших храмов были выстроены новые. Успенский собор, освященный в 1718 г., был возведен в камне. В 1719 г. в возобновленный придел собора во имя прп. Адриана Пошехонского были помещены мощи святого.

http://pravenc.ru/text/82180.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ГРИМБАЛЬД (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия) ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. св. места ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ГУГБЕРТ (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция) ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция) ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (1024 - 1109), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ГУДУЛА († до 714), св. дева (пам. зап. 8 янв., местное почитание в Генте - 19 янв.; перенесение мощей 6 июля и 16 нояб.), покровительница Брюсселя

http://pravenc.ru/rubrics/122298_52.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010