В период государственного атеизма лишь в «Журнале Московской Патриархии» (из легальных изданий) публиковалось то, что не могло в ту пору нигде быть опубликованным – и, во многом, благодаря стараниям Владыки Питирима. Порой это просто казалось каким-то чудом в условиях богоборческого режима. Хорошо помню, в каких трудных условиях работал в середине 70-х – начале 80-х годов минувшего века Издательский отдел Московской Патриархии. Мы трудились в Успенском храме Новодевичьего монастыря, в тесном помещении, похожем на подводную лодку, перегороженную фанерными переборками. Пообедать, как следует, в такой тесноте было невозможно, – обходились одним чаем. Благодаря стараниям Владыки Питирима, осенью 1981 года был получен дом на Погодинской улице, переоборудованный под редакцию и обставленный с отменным вкусом. Там стало гораздо удобней трудиться, но был утрачен духовный микроклимат старинной обители, позволявший обходиться без пищи много часов. Надо подчеркнуть, что Владыка был незаурядным, безусловно, очень вдумчивым и взыскательным редактором. Он умел заметить и исправить то, что на первый взгляд выглядело вполне приемлемым, «проходным». Или обозначить пунктиром, в ремарках, что надо исправить, как доработать тот или иной текст. Почерк у него был весьма неразборчив – ремарки и резолюции приходилось просто «расшифровывать». Имея опыт многолетней читательской работы с рукописями в отделах рукописей РГБ, ЦГАЛИ и ИМЛИ, я уже научился к тому времени хорошо разбирать – как бы по наитию – весьма сложные, прихотливые и странные почерки, поэтому с «криптограммами» главного редактора довольно уверенно справлялся; более того, время от времени помогал в «дешифровке» своим старшим коллегам – Вячеславу Петровичу Овсянникову, Константину Михайловичу Комарову, Павлу Васильевичу Уржумцеву – и другим. Владыка был строг, но отнюдь не суров с подчиненными. Он смотрел глубоко в душу человека. Не раз удивляла его проницательно-настороженная «снисходительность» к приходящим со стороны льстецам и хитроумным (мягко выражаясь) кураторам. Всё это объяснялось текущей конъюнктурой и искусной дипломатией, без которой в то время обойтись было нельзя. А на похвалу по отношению к своим сподвижникам и помощникам он был скуповат. Но если такая похвала звучала из его уст – то это была воистину похвала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

д. Суслов учил, что украденные деньги растопятся на голове укравшего в день судный. Что касается заповеди не творить плотского греха, то она соблюдалось не везде и несоблюдение её повело, как увидим далее, к появлению скопческой секты. Главный наставник в хлыстовщине называется Христом, главная наставница – богородицей. В оправдание этого сектанты ссылаются на то, что в церковной песне сказано, что «Христос рождается», а не родился. Итак, по их выводу, христы продолжают рождаться. Происхождение скопческой секты от хлыстовской поясняет также, почему скопцы не только на пасхе, но круглый год поют «Христос воскресе». Если принять во внимание, что даже при обряде кружения в хлыстовском учении не было ничего безнравственного и гадкого, то неудивительным покажется, что оно прошло не только в среду простолюдья, но наставник Суслов распространил его даже в московских монастырях – женских: Вознесенском, Рождественском, Ивановском, Новодевичьем, Варсанофьевском и мужских: Симоновом и Высокопетровском 216 . К петербургскому хлыстовскому обществу Татариновой, урожденной Буксгевден, принадлежали кн. А. Н. Голицын, В. М. Попов, Лабзин, богатый помещик Дубовицкий, кн. Енгалычев и др. 217 . Вообще, хотя скопчество произошло из хлыстовщины, но ставить наравне обе секты далеко нельзя. Операция, совершаемая скопцами, проводит между двумя сектами бездну. Кружение, доставляющее особенное наслаждение хлыстам, перешедшее и к скопцам, составляет невинное средство убивания плоти сравнительно со скопческой операцией. Хлыстовщина подвергалась впервые строгому правительственному преследованию в Москве в царствование Анны Иоанновны. В это время, по доносу разбойника Караулова, забрано было несколько десятков людей, при нем замешано было немало лиц монашеского сословия 218 . Монахиня Ивановского монастыря была в это время главной наставницей у московских хлыстов. Правительственное преследование не помешало в начале нынешнего столетия обнаружиться хлыстовской секте в Петербурге, и мы видели, что петербургская хлыстовская община считала в числе двоих членов многих лиц с видным положением в свете.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

1 июня 1863 г. — уволен из Министерства народного просвещения. 20 августа 1863 г. — назначен управляющим Московской синодальной типографией. 18 мая 1864 г. — произведен в статские советники. 14 августа 1868 г. — отстранён от службы. C 1 декабря 1867 г. до 13 октября 1887 г. — издавал в Москве ежедневную газету «Современные известия»; газета неоднократно подвергалась цензурным предостережениям и взысканиям. В 1877—1888 годах, три срока, был гласным Московской городской Думы. В связи с появлением в 1881 году в Москве конкурирующих с «Современными Известиями» ежедневных газет («Московский листок» Н. И. Пастухова, «Московский Телеграф» И. И. Родзевича), льстивших вкусам большинства читателей, издательство Н. П. Гилярова-Платонова стало терпеть финансовые трудности, из-за чего Гиляров-Платонов впоследствии не раз планировал закрыть газету. В 1883 г. под его редакцией выходил еженедельный иллюстрированный журнал «Радуга», призванный спасти издание «Современных Известий», однако журнал оказался убыточным. Для уплаты кредитов имущество Н. П. Гилярова-Платонова распродано за бесценок с аукциона. В эти годы Никита Петрович Гиляров-Платонов начинает писать мемуары, а также философско-публицистические и исторические очерки. Они выходили последовательно в изданиях его доброжелателей: «Русский вестник» М. Н. Каткова, «Русь» И. С. Аксакова. Это приносило ему доход, и дела стали налаживаться. В 1886—1887 гг. вышло в свет отдельное издание автобиографических воспоминаний «Из пережитого», в 2x частях (в 1884—1885 гг. печатались в «Русском Вестнике»; публикация была прервана из-за конфликта с М. Н. Катковым). В 1887 г. Никита Петрович предпринял поездку в Санкт-Петербург для получения аренды правительственных «Московских Ведомостей», последний редактор-арендатор которых М. Н. Катков к тому времени скончался. Переговоры с чиновниками оказались безуспешными. Неудача подорвала здоровье Н. П. Гилярова-Платонова, и 13 октября 1887 года он скончался в гостинице «Бельвю». Похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

На практике современного российского колокольного литья видно, что некоторые изменения в составе и технологии приготовления колокольного сплава ведут к отклонению в звуке колоколов одного и того же веса и формы порой до целого тона, что затрудняет отливку колокольного подбора. На некоторых производствах такие несоответствия в созвучии колоколов исправляют путем подстройки. Мнение о яко бы неправославном и недуховном способе создания подбора колоколов для цельного звона путем подточки является в корне неверным, потому, что подточенные в прошлом колокола звучат в подборе звона Троице-Сергиевой Лавры, есть исторические подточенные колокола на колокольнях в московском Новодевичьем монастыре и в Московском Кремле. Единственно важным в вопросах подточки представляется сохранение прочностных свойств колоколов. Современные производства обладают различными приборами для контроля за исполнением технологического процесса. Но все же на практике приготовлением металла и заливкой колоколов руководит наиболее опытный мастер-плавильщик, который по внешним, иногда только ему известным признакам, определяет время начала заливки бронзы в приготовленную форму колокола. Профиль Одним из главных факторов, определяющих звучание будущего колокола, является его профиль. То есть от линий чертежа, по которому изготовляют доски или лекала, служащие для откручивания внутренней (болвана или стержня) и внешней (фальшколокола) форм колокола, будет зависеть основной тон и обертоны проектируемого колокола. Н.И. Оловянишников в книге " История колоколов и колокололитейное искусство " пишет, ч к) для построения профиля колокола проводят пинию В - Г, которая делится на 12 частей, равных одному Бою " (Бой или боевая часть равен 1/14 диаметра и максимальной толщине стенки колокола). Из каждой полученной точки восстанавливаются перпендикуляры, на которых откладывают расстояния от точек с 1 по 12 на линии В - Г до точек 1А,1Б; 2А,2Б и так далее. Расстояния 1А,1Б; 2А,2Б...12А, 12Б определяются соответствующими частями Боя. Затем все полученные точки соединяют между собой, скругляя углы. Расстояние от точки В до 10,5 загиба плеча называют вышиной колокола. Этой величиной практики определяют диаметр колокола: из вышины колокола вычитают третью часть и остаток множат на 2. Получаем, что боевая часть равняется 1/14 диаметра. Часть колокола от деления 10,5 до Д называется плечо, которое равно 1/10 вышины, то есть около 1 боя, затем идет шейка, равная 1/20 вышины до точки Е, которую называют стрелкой, за ней следует сковорода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

П. (из-за этого он сильно пострадал с покупкой бумажной фабрики), его излишнюю доверчивость к людям (благодаря чему его жестоко обокрал заведующий его типографией) и, наконец, конкуренцию народившихся новых уличных листков, льстивших вкусам толпы, то станет понятным полное почти разорение H. П.: имущество его было описано за долги и пошло с аукциона чуть не по пятачку за рубль. Сам Н. П. принужден был после этого переселиться в дешевые меблированные комнаты (на Воздвиженке) и занять грязный, тесненький, почти не отапливавшийся номер. Здесь он проводил свои последние дни все в той же лихорадочной издательской работе, сидя в шубе на своей койке и согреваясь убогим теплом керосиновой печки. Под конец жизни у него блеснула было надежда поправить свои дела получением доходной аренды «Московских Ведомостей», освободившейся со смертью Каткова. Заняв денег на дорогу у своих друзей, в октябре 1887 г. Г. поехал в Петербург хлопотать. Но здесь его постигла полная неудача. «И этого последнего удара потрясенный его организм не мог перенести. Гиляров внезапно скончался 13 октября 1887 г., совершенно одинокий, в гостинице «Бельвю» и унес с собой в могилу тайну последних минут своей жизни» (Предисл. кн. Шаховского, стр. LX). Похоронен Н. П. в Москве, на кладбище Новодевичьего монастыря, где долго священствовал его старший брат А. П., оказавший большое влияние на его развитие, и где провел свои семинарские годы и сам Н. П. Могила его находится в соседстве с могилами двух известных московских профессоров – М. П. Погодина и С. М. Соловьева – его единомышленников и друзей. Главный трагизм Н. П. состоял в том, что он, в силу тяжело для него сложившихся жизненных условий, далеко не мог в полном блеске и силе развернуть своих богатых способностей и талантов. Но и при таких неблагоприятных обстоятельствах он все же оставил нам большое и ценное духовное наследство. В настоящее время, благодаря стараниям двух друзей и ценителей Н. П. – К. П. Победоносцева и князя Н. В. Шаховского – большая и лучшая часть наследства уже собрана и издана, в виде четырех, довольно внушительных томов: это – «Сборник сочинений» в 2-х томах, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Богословское творчество в Русской Церкви. 50 лет альманаху «Богословские труды» 12 мая 2011 г. 13:36 Сборник стал «брешью» в атеистической системе, единственным на долгие годы периодическим богословским изданием. Правда, работ современных авторов было сравнительно немного. О чем можно и о чем нельзя было прочесть на его страницах, пишет ответственный секретарь редколлегии «Богословских трудов» Е.С. Полищук. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» 5, 2011). История создания «Богословских трудов» переносит нас в середину 1940-х годов — время первого возрождения Русской Православной Церкви после невиданных гонений на нее со стороны атеистической власти в СССР. В 1943 году возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии». В 1944 году в Новодевичьем монастыре в Москве открылись Богословский институт и Пастырские курсы, которые через два года были преобразованы в Московские духовные академию и семинарию. Бдительная цензура Первые попытки создания периодического издания, целиком посвященного богословской тематике, относятся к 1946 году. Такие материалы печатались и в ЖМП, но помещать в нем богословские статьи было затруднительно из-за популярного характера этого издания и его небольшого объема. Между тем до революции 1917 года в МДА выходил серьезный богословский печатный орган — «Богословский вестник». Неудивительно поэтому, что первые шаги в деле создания специального богословского журнала были направлены на возобновление именно этого издания. Разрешение было получено, подтверждением чему является сохранившийся в архиве Издательства Московской Патриархии проект редакционного обращения к читателям первого номера журнала. В нем говорилось о том, что как возрожденная высшая духовная школа является по духу и силе преемницей прежней духовной академии, так и возобновляемый «Богословский вестник» должен возродить свои лучшие традиции прежних лет, отражая жизнь и развитие богословской науки, что крайне важно «при наличии огромного тяготения к Русской Церкви зарубежных Православных Церквей», возлагает на МДА и ее печатный орган «высокую миссию быть средоточием научно-богословской мысли всего мирового Православия» и «привлечет к себе большое внимание церковной общественности православного Востока, Балканских и других стран». Конечно, при обосновании необходимости издания главный акцент делался на его значении для внешнего мира, прямо вытекающем из его миссии стать «выразителем идей и чаяний вселенского православия», что будет полезно «и нашему Отечеству». Подобная икономическая аргументация с успехом использовалась и в последующие годы государственного пленения Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1476471.ht...

В хоспис не надо “сдавать”. Но это место, где со смертью можно договориться Онколог Ариф Ибрагимов — о том, как найти тех, кто сочувствует 27 мая, 2019 Онколог Ариф Ибрагимов — о том, как найти тех, кто сочувствует Лучше всего – чтоб смерти не было. Чтобы были вечно цветущие восемнадцать лет, и соловьи, и дорога в поле, и первая любовь – и чтобы все это навсегда. И чтобы близкие не умирали, и родители были рядом, и бабушка здорова, и дед бравый и веселый, и сам ты – неуязвимый и бессмертный, как бывает только в юности и детстве. И то, к сожалению, не всегда. Татьяна Краснова О смерти не хочется говорить. От нее хочется отвернуться, отменить ее, вычеркнуть. К сожалению, ее не получается даже заказать – такую, как хотелось бы, мгновенную и легкую. Вот мой дед, военный летчик, прошедший Сталинград и Халхин-Гол, в начале семидесятых приехал проверять военную часть где-то под Владимиром, вышел из поезда, в кителе с орденскими планками, подтянутый и красивый, вскинул руку к козырьку, приветствуя встречавших, упал и умер под «здравия желаем, товарищ генерал». Мы тогда плакали, а бабушка сказала тихонечко: «Мне бы так!» С нею «так» не получилось. В конце семидесятых ей полагалось обезболивание по разнарядке. Положено было всем одинаково, и наплевать, что больно всем по-разному, и больше наркотик взять негде, и надо терпеть, а боль при раке поджелудочной железы такая, что терпеть невозможно даже русской женщине, не то что генералу… Не приспособлен к этому живой человек… Тогда хосписов не было. Помочь было некому – да и нечем. Сейчас, меньше чем одну жизнь спустя, мы сидим в красивом ухоженном доме неподалеку от Новодевичьего монастыря, за окном цветет весенний сад, а в доме пахнет кофе и цветами. Смерть, конечно, никуда не ушла. Но хоспис кажется мне местом, где с нею пытаются договориться. Не сказать, чтобы на равных, но – с уважением. Сегодня Первым московским хосписом заведует молодой врач, онколог, Ариф Ниязович Ибрагимов. Об этом разговоре я попросила его потому, что за последний месяц только мне раз пять пришлось говорить с родными и близкими тех, от кого отказалась, исчерпав свои возможности, обычная медицина.

http://pravmir.ru/v-hospis-ne-nado-sdava...

поиск:   разделы   рассылка Мониторинг СМИ Снять Патриарха Источник:  Огонек Большинство из нас будут наблюдать за пасхальным богослужением, которое состоится в ночь на 27 апреля, по телевизору. О том, как происходит таинство трансляции православной Пасхи в прямом эфире, " Огонек " узнает у Алексея Светозарского, профессора Московской Духовной академии, чей голос мы слышим за кадром во время прямого включения из Храма Христа Спасителя на Первом канале. Алексей Константинович, откуда в Храме Христа Спасителя идет трансляция, где находится место комментатора? В Храме Христа Спасителя есть прекрасно оборудованная комментаторская кабина с большими мониторами и хорошо налаженной связью со всеми участниками процесса. Она находится в обходной галерее, рядом со входом в алтарь. Конечно, в других храмах такой роскоши нет. В Новодевичьем монастыре мы сидим в обычном кабинете, переоборудованном под студию. Как правило, я прихожу на место часа за три до эфира, чтобы проверить технику. Есть ли места, куда камеры ставить нельзя, алтарь, например? В алтаре тоже камера стоит. Некоторые моменты службы, например, начало крестного хода, показывают оттуда. Особых табу нет. Есть выработанные правила, например мы не прерываем комментариями саму литургию, стараясь рассказать о происходящем заранее. А по каким канонам принято снимать Патриарха? Обычно Патриарха показывают, когда он произносит возглас. У комментаторов есть железное правило не перебивать Патриарха. Кто определяет, какую картинку сейчас передавать в эфир телевизионщики или священноначалие? Режиссер трансляции. Эта работа требует профессиональной оперативности. У режиссера есть примерный сценарий трансляции, по которому он определят, что показать в данный момент, но на самом деле все решается за несколько секунд. Например, если комментатор увлекся и стал рассказывать о чем-то постороннем, режиссеру нужно среагировать, подобрать похожую картинку, чтобы не нарушить целостность восприятия. Есть уже и какие-то отработанные приемы: когда происходят менее важные события, показывают облачение священнослужителей, выбирают интересных людей в храме.

http://religare.ru/2_53406.html

В Петербурге много горячих точек, мест, где власть наступила на живые чувства петербуржцев: и печально известная точка раздора — «Охта-центр», и высотки у стен Новодевичьего монастыря, из-за которого трещина пошла по стене древнего храма. Борьба за спасение небесной линии Петербурга от алчных чиновников безнадежно проигрывалась горожанами. Покрашенные к празднику фасады и нелепые коробки, как больные зубы, торчащие среди стройных громад исторического ансамбля, — все это лицемерно прикрывалось заботой о развитии города. Больнее поражает в этой истории то, что, оказывается, всего-то и нужно было — отступить на двести метров. Нужна городу новая АЗС — пожалуйста, но почему обязательно там, где покоятся блокадники? Я часто думаю, кем надо быть, как нужно относиться к людям, чтобы можно было через такое перешагнуть? Скажем, совсем плевать — для этого надо видеть, замечать, хотя бы для того, чтобы попасть прямо в лицо. Складывается впечатление, что они вообще нас не видят, как будто насекомые ползают или призраки, тени тех, кто похоронен на Митрофаньевском. Приехав в Петербург, губернатор Полтавченко спустился в метро и прокатился по городу. Вернувшись, в «Твиттере» написал: «…и народ симпатичный». Ребята, он нас заметил, и мы ему, кажется, понравились. Сегодня можно определенно сказать, что и у него есть шансы понравиться нам. Елена ЗЕЛИНСКАЯ, член Общественной палаты, вице-президент «МедиаСоюза» Источник: Московский комсомолец Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 апреля, 2024 20 января, 2024 7 мая, 2023 18 мая, 2022 27 марта, 2022 22 ноября, 2021 30 октября, 2021 19 февраля, 2020 22 ноября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/elena-zelinskaya-200-m...

Дьяку она диктовала, а тот записывал, кому и сколько следовало дать денег, кому оказать содействие в каком-нибудь деле. Она заступалась перед мужем-царем за невинно осужденных, нередко спасая их от смерти. По праздникам от имени государыни возле церквей раздавалась милостыня, а также посылалась праздничная милостыня в тюрьмы. В хоромах царицы жили девочки-сироты, в судьбе которых Евдокия Лукьяновна принимала самое живое участие. Став взрослыми, они были выдаваемы ею замуж за добрых дворовых людей, которым царица предварительно устраивала смотрины. Она внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского монастыря, в некрополе которого были похоронены ее предки. До конца своей жизни Евдокия не переставала оказывать благодеяния подданным. В праздничные дни время отдавалось различным увеселениям. В Потешной палате перед членами царской семьи с песнями и пляскою выступали балалаечники, шуты, скоморохи, карлицы. Слепые певцы под звуки домры распевали былины, народные стихи и духовные песни. 1 марта в Золотой палате ежегодно торжественно отмечали именины царицы Евдокии. Царь, проявляя великое о супруге попечение, дарил ей золотые украшения с бриллиантами, как в день ее именин, так и после очередных родов. В дни годовых больших праздников царица Евдокия устраивала в Золотой палате праздничные приемы, на которые во дворец съезжались боярыни – царские родственницы. По древнему обычаю для гостей устраивался торжественный обед. К столу приглашались и старицы-монахини трех московских монастырей: Вознесенского, Новодевичьего и Алексеевского. Последние годы жизни первой царской четы Романовых были далеко не безоблачны. Царица Евдокия тяжело болела. Было возбуждено дело против придворных мастериц, которые признались (возможно, под пытками), что пытались «испортить царицу» посредством колдовства и даже отравить ее. Видимо, факт отравления имел место, так как современные исследования ее останков показали наличие в костях свинца, мышьяка и ртути в количестве, многократно превышающем ПДК.

http://pravoslavie.ru/156480.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010