Залог успеха теперь заключался в том, что эта здоровая часть русского народонаселения, сознав, с одной стороны, необходимость пожертвовать всем для спасения веры и отечества, с другой – сознала ясно, где источник зла, где главный враг Московского государства, и порвала связь с больною, зараженною частию. Слова Минина в Нижнем: «Похотеть нам помочь Московскому государству, то не пожалеть нам ничего» и слова ополчения под Москвою: «Отнюдь нам с козаками вместе не стаивать» – вот елова, в которых высказалось внутреннее очищение, выздоровление Московского государства; чистое отделилось от нечистого, здоровое от зараженного, и очищение государства от врагов внешних было уже легко. 21 августа узнал Пожарский о движении Ходкевича из Вязьмы к Москве, а вечером того же дня неприятель уже стоял на Поклонной горе. Чтоб загородить ему дорогу в Кремль, русское войско стало по обоим берегам Москвы-реки: ополчение Пожарского – на левом, подле Новодевичьего монастыря, ополчение Трубецкого – на правом, у Крымского двора; Трубецкой прислал сказать Пожарскому, что для успешного нападения на гетмана со стороны ему необходимо несколько конных сотен; Пожарский выбрал пять лучших сотен и отправил их на тот берег. На рассвете 22 числа гетман перешел Москву-реку у Новодевичьего монастыря и напал на Пожарского; бой продолжался с первого часа по восходе солнечном до осьмого и грозил окончиться дурно для Пожарского, он был уже придвинут к Чертольским воротам и, видя, что русская конница не в состоянии бороться с польскою, велел всей своей рати сойти с коней, но при этой перемене строя русские люди едва могли сдерживать натиск неприятеля. А на другом берегу ополчение Трубецкого стояло в совершенном бездействии: козаки спокойно смотрели на битву и ругались над дворянами: «Богаты пришли из Ярославля, отстоятся и одни от гетмана», – кричали они. Но не могли спокойно смотреть на битву головы тех сотен, которые были отделены к Трубецкому из ополчения Пожарского: они двинулись на выручку своих, Трубецкой не хотел было отпускать их, но они его не послушали и быстро рванулись через реку; пример их увлек и некоторых козаков: атаманы Филат Межаков, Афанасий Коломна, Дружина Романов и Марко Козлов пошли за ними, крича Трубецкому: «От вашей ссоры Московскому государству и ратным людям пагуба становится!» Приход на помощь свежего отряда решил дело в пользу Пожарского; гетман, потерявши надежду пробиться с этой стороны к Кремлю, отступил назад к Поклонной горе, с другой стороны кремлевские поляки, сделавши вылазку для очистки Водяных ворот, были побиты и потеряли знамена. Но в ночь четыреста возов с запасами под прикрытием отряда из 600 человек пробрались к городу: дорогу указывал русский, Григорий Орлов; стража, опередившая возы, успела уже войти в город, как явились русские, начали сильную перестрелку и овладели возами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вообще говоря, настоящего монаха отличить довольно легко: в нем всегда есть что-то детское, наивное, непосредственное. Я и раньше знал многих монахов; но только здесь, в Новодевичьем, впервые понял обаяние монашества и сам стал страстно желать монашеской жизни. Впрочем, вскоре моей полумонашеской жизни пришел конец. Однажды, когда я шел к месту своего ночлега, меня остановил какой-то гражданин средних лет, аккуратно одетый, интеллигент бухгалтерского типа. «Мальчик, что Вам нужно на чужой лестнице, почему Вы все время здесь ходите?» — вежливо спросил он, с недоумением меня оглядывая: я не был похож на беспризорника и сохранял внешность мальчика из буржуазной, интеллигентной семьи. Что-то пробормотав о своих знакомых, которые здесь живут, я бросился наутек. И о ужас! через пять минут меня остановил милиционер, стоявший напротив монастыря: «Малец, чего это ты все время здесь по ночам шатаешься? Откуда ты?» Растерявшись, я ответил, что иду из школы. «Из школы? В 12 часов? Идем-ка в милицию». И он меня отвел в приземистый одноэтажный домишко у Московских ворот, где помещалось отделение милиции. Дежурный по милиции сразу меня разгадал: «Э, парень, да ты убежал из дому. Говори твой адрес». Я дал телефон тетки. Через десять минут в отделение милиции уже звонил отец; а через час он и сам явился, взволнованный, веселый, оживленный. «Что ты, подлец, со мной делаешь? Я же уже обрыскал весь город», — сказал он, обратившись ко мне, и благодарно потряс руку дежурному по милиции, а потом поцеловал меня в обе щеки. Дежурный по милиции, ожидая отца, говорил мне: «Ну и будет тебе, парень, порка!» Отец мой не чуждался и этого древнего метода воспитания. Но теперь не только не было порки, но отец принял меня (совершенно по Евангелию) как блудного сына. Бабушка же, разрыдавшись, бросилась мне на шею. Несколько дней я чувствовал себя именинником; но потом опять начались школа, будни, ворчливость отца. А я уже отведал пьянящего напитка воли, а меня влекла романтика странствующего монаха. Через месяц я опять сбежал из дому. А потом и третий, и четвертый — всего шесть раз. На этот раз, понимая, что отец будет меня искать в Новодевичьем, я уже туда не ходил, а витал около лавры, около различных подворий, около питерских церквей. Ночевал по-прежнему на лестницах. Каждый раз отец меня находил. Каждый раз радость отца, смешанная со скорбью. На другой день допросы отца: «Скажи, что мне с тобой делать? Чего ты хочешь?» Я упорно молчал. Отец про меня говорил: «В нем живут два существа: одно — тихий, мирный, хороший мальчик, а другое существо — безумное, дикое, невозможное». Так и было. В эти годы, до 15 лет, я жил чувством, в моих побегах было страстное неприятие семейного и школьного быта, желание погрузиться в иную жизнь, уйти от нестерпимой прозы и пошлости жизни. И это стремление было сильнее меня.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Патриарх имел право и власть ведать и судить всех этих своих подчиненных не только в делах духовных, но и во всяких делах «управных» (т. е. недуховных, гражданских), какие имели они между собою и в каких били на них челом люди сторонних ведомств, кроме лишь дел «разбойных, и татиных, и кровавых». Вместе с тем он имел право взимать со всех этих своих подчиненных пошлины по уложенью и налагать свои святительские дани и оброки на все духовенство и на пустошные церковные земли по своему усмотрению. Чтобы понять значение жалованной грамоты царя Михаил? Федоровича патриарху Филарету, надобно помнить, что тогда почти все более значительные монастыри в России и многие церкви, соборные, ружные, даже приходские, имели несудимые и тарханные грамоты, а по этим грамотам а) обитатели монастырей и духовенство церквей, равно как их слуги и крестьяне, подлежали власти своих епархиальных архиереев только по делам духовным, а по всем другим делам и во всяких исках на них от посторонних лиц находились вне зависимости от своих архиереев и подлежали суду самого государя или Приказу его Большого дворца; б) многие из таких монастырей и церквей с своим духовенством освобождались от взноса разных пошлин, какие обыкновенно собирались на епархиальных владык. Следовательно, своею жалованною грамотою патриарху Михаил Федорович как бы разом уничтожил все несудимые и тарханные грамоты, какие были у монастырей и церквей патриаршей области, и отчасти поступился для своего отца своими собственными правами или правами своего Приказа Большого дворца, о чем и заметил в самой грамоте: «А по нашему указу ведали их (монастыри и церкви патриаршей области) судом и управою кроме духовных дел во всяких делах в Приказе Большого дворца». Иски свои на сторонних людей все монашествующие и духовные лица патриаршей области и их крестьяне должны были вчинять по этой жалованной грамоте в светских приказах, которым те лица подлежали, но для трех московских монастырей, Троицко-Сергиева, Вознесенского девичьего и Новодевичьего, сделано было исключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко: «Посторонись-ка, государь, я здесь лягу…» Мне рассказывали, что царь в этот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно русские чрезвычайно упрямы…» «У Новодевичьего монастыря поставлено тридцать виселиц четырехугольником, на коих 230 стрельцов повешены. Трое зачинщиков, подавших челобитную царевне Софье, повешены на стене монастыря под самыми окнами Софьиной кельи. Висевший посредине держал привязанную к мертвым рукам челобитную». «Его царское величество присутствовал при казни попов, участников мятежа. Двум из них палач перебил руки и ноги железным ломом, и затем они живыми были положены на колеса, третий обезглавлен. Еще живые, попы зловещим шепотом негодовали, что третий из них отделался столь быстрым родом смерти…» «Желая, очевидно, показать, что стены города, за которые стрельцы хотели силою проникнуть, священны и неприкосновенны, царь велел всунуть бревна между бойницами московских стен. На каждом бревне повешено по два мятежника. Таким способом казнено в этот день более двухсот человек… Едва ли столь необыкновенный частокол ограждал какой-либо город, каковой изобразили собою стрельцы, перевешанные вокруг всей Москвы». «…27 октября… Эта казнь резко отличается от предыдущей. Она совершена различными способами и почти невероятными… Триста тридцать человек зараз обагрили кровью Красную площадь. Эта громадная казнь могла быть исполнена только потому, что все бояре, сенаторы царской Думы, дьяки — по повелению царя — должны были взяться за работу палача. Мнительность его крайне обострена; кажется, он подозревает всех в сочувствии к казнимым мятежникам. Он придумал связать кровавой порукой всех бояр… Все эти высокородные господа являлись на площадь, заранее дрожа от предстоящего испытания. Перед каждым из них поставили по преступнику. Каждый должен был произнести приговор стоящему перед ним и после исполнить оный, собственноручно обезглавив осужденного.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

– около семидесяти. Основную группу (около ста единиц) составляют памятники XVII – начала XVIII в. Более ста произведений удалось связать с определенными художественными центрами или отдельными мастерскими (выявлено двадцать четыре мастерские). Так, к наиболее крупным светлицам – московским дворцовым (великокняжеским и царицыным) – отнесено более шестидесяти произведений. Значительную группу из пятнадцати предметов представляют произведения мастерской, возглавляемой Акулиной Петровной Бутурлиной. Тринадцать произведений вышли из светлиц в доме Дмитрия Ивановича Годунова; семь – принадлежат «именитым людям» Строгановым; три – «московскому гостю» Ивану Гурьеву; по два произведения вышли из княжеских светлиц Старицких и Одоевских; по одному – из мастерских «великого князя тверского» Симеона Бекбулатовича, бояр Овиновых, Сицких, Колычевых, Стрешневых, Мстиславских, Траханиотовых. Несколько произведений было вышито по заказу духовных лиц: архиепископов – новгородского Евфимия, суздальского Геннадия, астраханского Саввы, соловецкого старца Исаака Шахова в основном монахинями женских монастырей (московских Вознесенского и Новодевичьего, суздальского Покровского). В полном объеме кремлевское собрание древнерусского шитья никогда не публиковалось. Более всего повезло Патриаршей ризнице, «Указатель» для обозрения которой был издан еще в 1863 г. 58 Отдельные произведения шитья из Патриаршей ризницы и соборов были опубликованы в связи с празднованием 300-летия дома Романовых и устройством посвященных этому событию выставок 59 . Краткие упоминания памятников, нередко с ошибочной датировкой, встречаются также в дореволюционных описаниях кремлевских монастырей и соборов. В 1920-х гг., как уже говорилось, в связи с передачей церковных ценностей проводилась инвентаризация всего собрания Оружейной палаты. Описанием тканей занимался крупнейший специалист того времени В.К. Клейн 60 . В этих описаниях сообщаются основные данные о произведениях, приведены вкладные, а иногда и литургические надписи, даты поступления в музей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  разделы   рассылка Новость  распечатать Необходимо создать список особо ценных памятников, которые не могут быть переданы Церкви, считает замдиректора Музеев Московского Кремля Необходимо создать список особо ценных памятников, которые не могут быть переданы в собственность или бессрочное пользование религиозным организациям, сказал журналистам в среду замдиректора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов на конференции, посвященной 20-летнему юбилею включения Московского Кремля и Красной площади в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В среду Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Подготовка этого закона спровоцировала возникновение противоречий между религиозными организациями и музейщиками. " Должен существовать список особо ценных памятников, включающий, в том числе, и памятники ЮНЕСКО, которые не могут никому передаваться не только в собственность, но и в безвозмездное бессрочное пользование " , – считает Баталов. По его мнению, с инициативой создания такого перечня должно выступить Минкультуры. Между тем, председатель думского комитета по культуре Григорий Ивлиев, комментируя принятие нового законопроекта, сказал, что согласно действующему законодательству объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО и особо ценные объекты культурного наследия не могут быть переданы в собственность религиозным организациям. Что, впрочем, не исключает их передачу в бессрочное безвозмездное пользование. Как, например, произошло с Новодевичьим монастырем, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году и где до недавнего времени располагался филиал Государственного исторического музея. Баталов уверен, что " памятники ЮНЕСКО и особо ценные объекты из такого списка должны находиться в ведении Минкультуры, и музеи, существующие на их территории, ни в коем случае не должны из них изгоняться " . Если же речь идет о возвращении церкви имущества в тех музеях-заповедниках, которые располагаются на территории наиболее значимых монастырей и кремлей, то сами музеи должны там оставаться и продолжать вести свою деятельность по их изучению и сохранению параллельно с церковной.

http://religare.ru/2_80830.html

Что же касается Герцога Энгиенского, то 12 лет спустя (в 1816 г.) в день его убиения родные и друзья этого мученика Королевской крови, единственного сына последнего Принца Конде, собрались в Венсенском замке под Парижем, чтобы обрести и перезахоронить в достойном месте его прах. Разрыв ров, они нашли изуродованный череп, кость ноги, золотую цепочку на шейных позвонках и печать с гербом Конде. На другой день в часовне, где заседала судившая Герцога комиссия узурпатора, был выставлен гроб с обретенными честными останками. На нем была серебряная дощечка со следующей надписью: " Здесь покоится прах Светлейшего Принца Людовика Антуана Генриха де Бурбона Конде, Герцога Энгиенского, Принца Крови, пэра Франции, скончавшегося в Венсене 21 марта 1804 года в возрасте 31 года 9 месяцев 19 дней " xlii. Участники и дети такой революции под водительством таких людей... как они могли пощадить наши святыни? Вспомним конюшни в Архангельском соборе Московского Кремля, массовые святотатственное ограбление русских храмов и монастырей, намечавшиеся, но не осуществленные - слава Богу! - взрывы Московского Кремля и Новодевичьего монастыря и другие подобные разбойничьи акты. Несомненно, всё это плоды так называемой " великой " французской революции 1789 года. " ...Множество причин, кои безполезно обсуждать здесь, - размышлял буквально в преддверии войны 1812 г. посланник Сардинского Короля в Петербурге, - привели русских в соприкосновение и в некотором смысле объединили их с той нацией [французской], каковая сделалась одновременно и самым страшным орудием, и самой несчастной жертвой сей порчи. [...] В совершенно беззащитную Россию явилась вдруг развратная литература восемнадцатого столетия, и первыми уроками французского языка для сей нации были богохульства " xliii. В Европе ему уже поклонились лучшие умы: " европейская интеллигенция (Кант, Фихте, Гегель, Манзони...) воспринимала французскую революцию как репетицию устроения мipoboй Республики, совершенного государства (Фихте). Для Гегеля во французской революции " явилось само содержание воли европейского духа " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Отдельно стоит задача в просветительской сфере. Мы планируем провести научную конференцию в Коломенской духовной семинарии, епархиальный конкурс поэзии и прозы в православных гимназиях, конкурс детского рисунка. Наконец, Подмосковные XI Рождественские образовательные чтения будут посвящены теме «Духовное наследие преподобного Сергия в истории и современной жизни России». Учитывая особое значение информационно-издательской деятельности, мы предполагаем выпустить в свет ряд изданий, посвященных почитанию преподобного Сергия в Московской епархии (в том числе храмам, чтимым иконам). Важно подумать о книгах, в составлении которых могли бы принять участие как церковные, так и светские авторы. Епархиальный миссионерский отдел выпустит короткометражный документальный фильм. Тема юбилея будет отражена в епархиальных интернет-ресурсах, православной печати, в программах на местных телевизионных и радиоканалах. Особая роль в проведении юбилея принадлежит хору духовенства Московской епархии, который выступит с серией концертов, что будет способствовать популяризации православного музыкального наследия. Хочу отметить, что празднование будет проходить не только на общеепархиальном уровне. Как это у нас принято, торжества затронут все церковные округа и приходы, которые будут готовиться к памятной дате в соответствии с нашими планами. Должен особо отметить, что в решении Епархиального совета о проведении юбилея, в частности, говорится о необходимости осуществлять праздничные мероприятия во взаимодействии с министерствами Правительства Московской области. Поэтому сегодняшнюю встречу мы с благодарностью рассматриваем как знак доброй воли и протянутую с вашей стороны для сотрудничества руку. Конечно, нам трудно было бы поднять столь крупный и значимый проект без вашего участия, как организационного, так и финансового. Работа предстоит масштабная и разнообразная по содержанию и направленности. И, конечно, мы будем рады, если со стороны светских властей Подмосковья празднование 700-летия преподобного Сергия получит поддержку. Ведь предстоящий юбилей — это дата, связанная с памятью святого, чье имя наряду со святым благоверным великим князем Александром Невским может быть названо «именем России». В преподобном Сергии мы видим образец духовного, нравственного и патриотического подвижничества, столь многоценный всего нашего общества, ищущего пути консолидации и дальнейшего поступательного развития.

http://patriarchia.ru/db/text/3163405.ht...

Предложенные пункты но которым у Святейшего Правительствующего Синода Монастырской Приказ покорно требует резолюции. 1) В прошлом 710 году по Его Императорского Величества указу и по генеральному табельному определенно и, сверх того табеля, на положенные окладные и неокладные расходы, которые определены и прибыли по именным Его Императорского Величества и присланным из Святейшего Правительствующего Синода и из Правительствующего Сената указом во оном Монастырском Приказе, положены расходы в госпиталь, школы, богаделенным и на строение богаделен, на церковные потребы, приказным служителем на жалованье, на всякие мелочные приказные расходы, которым находится немалая сумма. А именно в госпиталь 3869 р. 15 алт., в школы 3179 р., богаделенным нищим 12844 р., на строение богаделен 2000 р., на церковные потребы и на дачу жалованья в ружные монастыри 495 р. 23 алт. и хлеба 59 / 2 юфтей, на дачу по табели жалованья подьячим, приставам и сторожам 172 р., на бумагу, на прогоны, на свечи, чернила и дрова 438 р., присланным офицерам и лейб-гвардии обретающимся при Канцелярии Святейшего Синода и при Монастырском Приказе урядникам и солдатам 530 р. и хлеба 174 юфти. Итого на вышеозначенные табельные окладные и сверх табеля на прибылые расходы 23306 р. 19 алт. 4 д. и хлеба 233 / 2 юфти; в том числе табельных 22103 р. 23 алт. и хлеба 59 / 2 юфти. 2) С того 710 году на содержание оных положенных расходов с городов Московской губернии сбирать определено с вотчин синодальной команды, сверх уравнительных с дворцовыми и шляхетскими крестьянами сборов, драгуном на жалованье по 11 алт. 4 д., на корм лошадям по гривне, на платеж за пустоту вместо тех, что сбирались в Александрову Слободу по 5 д., и того в три сбора по 15 алт. по 5 д. с двора. В Московской губернии с 63117 дворов 29979 рублев 27 алт. 4 д. 3) Да с вотчин же синодальной команды, сверх государственных уравнительных с дворцовыми и шляхетскими крестьянами сборов, сбираются домовые вотчинные денежные и хлебные собственные доходы, которые платят заопределенных монастырских вотчин крестьяне положенной с себя оброк и с вотчинных сенных и пашенных и других угодий против дворцовых и помещиковых крестьян, как дворцовые во дворец, а помещичьи помещикам платят; также и хлебом из приплодного за семена наличного довольствуются, который бывает в приходе из вышеозначенных монастырских заопределенных вотчин на содержание вышеупомянутых же положенных расходов, которых по ведомостям Монастырского Приказа по расписании губерний 710 году числилось и с пустотой (кроме неопределенных домов, – а именно: Новгородского, Псковского, Сибирского, Астраханского, Рязанского, Казанского, Устюжского, да монастырей Троицкого, Новодевичья, Покровского и других всего 19 монастырей) денег 52336 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Чтобы добиться искренности, Мирошниченко приходилось использовать и всякие хитрости. Например, он мог на глазах у героя и всей съемочной группы так разругать свою дочь Машу, ассистировавшую на съемках, что все проникались к ней сочувствием и кидались защищать от режиссера-деспота. Вечером герой рассказывал Маше, своей сверстнице, всю жизнь, чтобы показать свое участие и утешить. Дочь передавала отцу, о чем можно спросить. Так удавалось обнаружить разные важные моменты в жизни ребят. «Только не уверен, смогла ли дочь меня простить до конца за эти сцены, – прибавляет режиссер. – Профессия режиссера – очень грешная, тем более документального кино. В игровом кино режиссер работает с профессиональными лицедеями, которые за издевательство над собой получают зарплату. В документальном кино ты берешь живого человека… Конечно, я обсуждаю проблемы, связанные с профессией, со своими духовниками. С игуменом Кириллом из Новодевичьего монастыря, с отцом Валерианом Кречетовым (у него я и сам крестился и обеих дочерей крестил), с отцом Савватием из Валаамского монастыря (он выдающийся фотограф, очень серьезный мыслитель). На что-то священники благословляют, от чего-то предостерегают. Не разрешают или запрещают, а предоставляют право самому принимать решение. А судить будет Бог». Может быть, в жизни есть другой масштаб? В прошлом году на Московском фестивале показывали очередной фильм автора идеи Майкла Аптеда «49up». В сравнении с фильмом Мирошниченко картина живого классика выглядела значительно тусклее. Возможно, дело в том, что жизнь англичан более камерная, чем жизнь рожденных в СССР. Женился, развелся, опять женился. Большинство живут неподалеку от того места, где родились. Другое дело у нас. Огромная страна развалилась и исчезла с карты мира, героев Мирошниченко разметало по всему свету. И даже у тех, кто остался на родине, разлом от развала империи прошел по дому, по семье, по мировоззрению.  Фонтан «Дружба народов» на ВВЦ в Москве – символ советской эпохи. Построен в 1954 году под руководством архитекторов К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновского. Объем чаши – около 4 тысяч кубометров, количество струйных насадок – более 2 тысяч (фото Вячеслава Лагуткина) В фильме постоянно возникает чуть назойливый, застывший на мелодраматической высоте мотив, который прошивает разрозненные и непохожие судьбы. Музыка молодого композитора Андрея Дойникова похожа на потерянное воспоминание. Как будто вот-вот всплывет в памяти что-то такое, что все объяснит. В конце фильма герои прощаются и оставляют послания для своих сверстников и для своих внуков. Точно пытаются выразить эту музыку, которую сами не слышат. «Не превращайтесь в роботов», – желает сверстникам одна из героинь. «Играйте в футбол. А не с автоматами», – говорит похожий на робота израильский спецназовец.

http://pravoslavie.ru/36777.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010