Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко: «Посторонись-ка, государь, я здесь лягу…» Мне рассказывали, что царь в этот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно русские чрезвычайно упрямы…» «У Новодевичьего монастыря поставлено тридцать виселиц четырехугольником, на коих 230 стрельцов повешены. Трое зачинщиков, подавших челобитную царевне Софье, повешены на стене монастыря под самыми окнами Софьиной кельи. Висевший посредине держал привязанную к мертвым рукам челобитную». «Его царское величество присутствовал при казни попов, участников мятежа. Двум из них палач перебил руки и ноги железным ломом, и затем они живыми были положены на колеса, третий обезглавлен. Еще живые, попы зловещим шепотом негодовали, что третий из них отделался столь быстрым родом смерти…» «Желая, очевидно, показать, что стены города, за которые стрельцы хотели силою проникнуть, священны и неприкосновенны, царь велел всунуть бревна между бойницами московских стен. На каждом бревне повешено по два мятежника. Таким способом казнено в этот день более двухсот человек… Едва ли столь необыкновенный частокол ограждал какой-либо город, каковой изобразили собою стрельцы, перевешанные вокруг всей Москвы». «…27 октября… Эта казнь резко отличается от предыдущей. Она совершена различными способами и почти невероятными… Триста тридцать человек зараз обагрили кровью Красную площадь. Эта громадная казнь могла быть исполнена только потому, что все бояре, сенаторы царской Думы, дьяки — по повелению царя — должны были взяться за работу палача. Мнительность его крайне обострена; кажется, он подозревает всех в сочувствии к казнимым мятежникам. Он придумал связать кровавой порукой всех бояр… Все эти высокородные господа являлись на площадь, заранее дрожа от предстоящего испытания. Перед каждым из них поставили по преступнику. Каждый должен был произнести приговор стоящему перед ним и после исполнить оный, собственноручно обезглавив осужденного.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Нюта Федермессер: Лиза не святая, она земная и грешная, как и все мы Уже сегодня люди опускаются на колени перед гробом с ее останками и обсуждают возможную канонизацию 16 января, 2017 Уже сегодня люди опускаются на колени перед гробом с ее останками и обсуждают возможную канонизацию Сегодня, 16 января, в Москве, в Новодевичьем монастыре, всего в нескольких минутах ходьбы от хосписа, где много лет назад я с ней познакомилась, хоронят Лизу Глинка. Доктора Лизу. А вместе с ней на двух других кладбищах Москвы прощаются ещё с 30 погибшими в этой жуткой авиакатастрофе. И да, я больше думаю про Лизу, и ещё больше про её детей и мужа, которые не имеют возможности спокойно скорбеть, которые прощаются с мамой и женой под вспышки камер, среди сотен незнакомых лиц… Да и мамы нету, чтобы проститься. Есть только какой-то гроб в центре храма и Лизина фотография… Поверить трудно, невозможно, но когда думаешь, что одновременно прощаются и другие мужья, жены, родители, дети, что и в других московских храмах стоят закрытые гробы, как-то начинаешь верить в то, что и Лизы больше нет… И ещё мне кажется, если кто-то в самолете успел понять происходящее и испугаться, то Лиза точно сумела сказать хотя бы тем, кто сидел с ней рядом, что-то важное-последнее-успокоительное. Я решила написать кое-что, что мне кажется страшно важным, хотя многим не понравится. Лиза — не святая. Она земная и грешная, как и все мы. Она могла и любила выпить и прекрасно и со вкусом, как и моя мама, материлась. Она любила быть ухоженной и хорошо одетой. Она когда-то научила меня красить ресницы так, чтобы они не слипались. До войны она любила встречаться с друзьями, но война сделала ее чужой для многих из нас. Она была маленькой, но очень сильной, хотя при этом могла рыдать и рыдать и обижаться и злиться и тут же прощать, а могла, кстати, и не прощать. Очень легко создать идола, кумира, приходить к ней на могилу молиться и поклоняться. Это легко. Потому что всем нам не хватает героев, и хорошего всегда мало… и уже сегодня люди опускаются на колени перед гробом с ее останками и обсуждают возможную канонизацию… Это не нам решать. А нам нельзя идти простым путём. Потому что святым невозможно соответствовать, потому что, если Лиза — святая, то мы без неё ничего не сможем. То дело ее не продолжится. А вообще-то мы можем очень много.

http://pravmir.ru/liza-ne-svyataya-ona-z...

Юридическая служба Московской Патриархии провела семинар для сотрудников епархий и религиозных организаций Москвы и Санкт-Петербурга 13 февраля 2015 г. 15:51 12-13 февраля 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургском епархиальном управлении , в Синем зале митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры , Юридическая служба Московской Патриархии провела двухдневный юридический семинар. В работе семинара приняли участие руководитель Службы игумения Ксения (Чернега) , игумения Новодевичьего Воскресенского женского ставропигиального монастыря София (Силина), юрисконсульты Московской Патриархии и Синодального отдела религиозного образования и катехизации , представители 65 епархий и более 50 религиозных организаций Москвы и Санкт-Петербурга. Н а семинар были приглашены начальник Управления по размещению федеральных органов власти и иных организаций (Росимущество) С.М. Аноприенко и заместитель начальника отдела имущества религиозного назначения М.Г. Леончук. Первый день семинара был посвящен вопросам реализации федерального закона от 30 ноября 2010 года за 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». С докладом об опыте передачи имущества религиозного назначения и ключевых вопросах передачи выступил С.М. Аноприенко. М.Г. Леончук рассказал об итогах применения Росимуществом вышеназванного закона в 2014 году. Игумения София в своем выступлении остановилась на практических вопросах передачи имущества и оформления имущественных отношений в г. Санкт-Петербурге. Представители Росимущества, игумения Ксения (Чернега) и игумения София (Силина) ответили на вопросы участников семинара. Во второй день семинара с докладом «О новом в законодательстве» выступила игумения Ксения. Она рассказала о новых поправках, принятых в различные законодательные акты, как то: Гражданский, Земельный и Налоговый кодексы, в ФЗ «Об объектах культурного наследия…», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Юрисконсульты Московской Патриархии посвятили свои выступления различным аспектам деятельности религиозных организаций. О.М. Трайнин — вопросам бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также законопроекту «О похоронном деле». А.В. Бобков рассказал о некоторых вопросах реорганизации религиозных организаций; А.А. Светличный — об особенностях оформления документов по передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Е.Н. Зайчикова свое выступление посвятила вопросам применения ФЗ «Об образовании». Также юристы Московской Патриархии ответили на вопросы участников семинара. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3990557.ht...

Рисунок 2) изображает две колонны ионического стиля, из трех пролетов которых – средний, более широкий, оставлен для прохода, а два других снабжены низенькими решетчатыми щитами или перегородками. Над решетками замечается занавесь, служившая, очевидно, для сокрытия алтаря от взоров молящихся, когда этого требовали некоторые моменты богослужения. Перед проходом в алтарь замечаются, на изображении, две ступеньки, указывающие, что еще и в катакомбах алтари устраивались иногда выше, чем остальная часть крипты. Ниже иконостаса помещается поясное, орантное, изображение женщины (т. е. с молитвенно воздетыми вверх руками), которое Rohault de Fleury объясняет нам, как символическое изображение собрания верующих 7 . В настоящем тексте помещаем мы рисунок 3), изображающий иконостас в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе. Он состоит из двух колонн, соединенных на верху полукруглыми арками. Средняя нижняя часть между колоннами остается свободною для прохода. Части же по сторонам закрыты низенькими сплошными каменными щи­тами. Rohault de Fleury относит это сооружение к V веку 8 . Из всего вышесказанного мы видим, что первобытные алтарные преграды состояли не из одних решеток, но также и из каменной перекладины, укрепленной в двух противоположных стенках, чаще всего поддерживаемой ко­лоннами, размещенными на равном расстоянии одна от другой. Промежут­ки между ними внизу заграждались или вышеуказанными решетками или сплошными щитами, причем средний оставался свободным для прохода. Высокие колонны в таком случае заменяли низкие столбики, каковые входили в состав решетчатых преград, чтобы сообщить им большую устойчивость. Изображение иконостаса на мраморном осколке Латеранского музея Иконостас в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе Для того, чтобы совершающееся в алтаре богослужение было доступнее взорам молящихся, уровень алтарного помоста возвышался на несколько ступеней над полом прочей части храма. Этот обычай, перейдя к нам из Византии, сохраняется и в современном зодчестве наших церквей, причем это возвышение носит название алтарной солеи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Фестиваль - это многообразие звонарей, многообразие колоколен, многообразие колоколов и звонов. И надеемся, что радостное Пасхальное настроение будет сопутствовать всем нашим гостям и участникам! - По сути, Звонильная Неделя - это уже входящий в традицию ежегодный съезд звонарей, в котором участвуют и звонари России, и зарубежные гости, не так ли? - До октябрьского переворота не было такого разорения, поэтому и не было нужды в съездах звонарей. Каждая колокольня в старой России была своеобразным центром, где отбирались и подбирались колокола, воспитывались звонари, культивировались звоны. Хотя, вполне возможно, к началу XX века такие вопросы всё же ставились. Но последующие трагические события оставили решать их уже нам. Где лучше сохранились колокола?! Если возьмем территорию бывшего Советского Союза, то в Москве, Ростове Великом, Вологде, Пскове, Печоре, в зарубежном ныне Таллине... Несмотря на то, что в Москве много всего было разорено, такого количества старинных колоколов, как здесь, больше нигде нет. Так, в Новодевичьем монастыре есть колокола, которые отлиты при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, царевне Софье, Петре Великом... Москва - сердце нашего Отечества, его истинно духовный центр. Всё увереннее звучит соборный голос нашей столицы - её колокола. К счастью, этот голос совести и тревоги, радости и надежды, который был отнят у неё в 1929-м, возрождён для нас и будущих поколений. Некоторые участники Недели приехали в Москву заранее, чтобы присутствовать на Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя, звонить в его колокола во время крестного хода. Одни приезжали, другие уезжали. В общей сложности в Звонильной неделе участвовало более 40 человек. - Колокольные звоны Москвы в дни Московского Пасхального Фестиваля привлекают большое внимание слушателей... - Мы рады, что с каждым годом все больше и больше любителей колокольного искусства. Например, радостно видеть великое множество народа возле колоколен храма Христа Спасителя. Основное событие Звонильной недели прошлого года - в конце-концов нам удалось производить звон на всех четырех колокольнях храма Христа Спасителя в полном синхроне. Все они, чего специально обученным звонарям было непросто добиться, звучат как одна. За эталон взята Ростовская звонница. Если её мысленно поместить между нашими колокольнями (от одной до другой расстояние по 40 метров!), она встает полностью и еще место остается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Игуменья Маргарита (Феоктистова), настоятельница Московского Новодевичьего монастыря не понаслышке знает о трансплантологии: «13 лет назад я была сотрудником НИИ трансплантологии и искусственных органов. Я помню лица тех людей, которые обращались в институт за помощью, их глаза, я помню имена некоторых из них. Для меня этот день очень важен, важен потому, что сегодня я вновь встречаюсь с некоторыми из них и смогу отдать частичку своего сердца, сопереживая в их игре. Сегодняшний день – удивительный, сегодня не будет побежденных, уже одержана победа. Сегодняшний день – день победителей, кто мужественно перенес операцию. День тех, кто отдал частичку своего естества и победил неумолимый закон всей живой природы – закон страха за свою собственную жизнь. И если в чью-то жизнь постучалась беда, кто-то, узнав о неизлечимой болезни, пал духом, пусть сегодня он увидит вас и поймет, что выше силы любви и духа нет ничего. И перед их всесокрушающей силой падет всякий недуг, даже неисцелимый». У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 мая, 2024 18 апреля, 2024 17 апреля, 2024 23 марта, 2024 22 марта, 2024 19 марта, 2024 27 февраля, 2024 7 февраля, 2024 7 февраля, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/futbolnyj-match-pobedi...

Можно привести возражения и по поводу другого князя, о котором также в научной литературе выдвигалось предположение, будто икону увез он. Это Юрий Лугвеневич. Такую мысль высказал А. А. Зимин, она получила обоснование А. А. Турилова, была поддержана Л. А. Щенниковой . Однако, как уже говорилось, князь, да еще столь высокого статуса по рождению, не мог именоваться Юргой. Его отец – Лугвень (Семен) Ольгердович, мать – дочь Дмитрия Донского. В Москву Юрий приезжал в конце 1440 г. (после смоленского восстания), но, видимо, лишь затем, чтобы получить наместничество в Новгороде. Не следует полагаться в оценке ситуации 1440 г. лишь на Новгородскую первую летопись. Согласно новгородской версии, Юрий Лугвеневич, «възгордився, засяде Смоленско, и Полоческъ, и Витепьскъ, и бяше ему не полезно и людемъ на мятежь великъ и на брань. Тои же осени, убоявся, видя свою дерзость, еже не разумьемъ створи, избже на Москву» . Здесь Юрий Лугвеневич предстает авантюристом, пытавшимся воспользоваться ситуацией. Однако белорусские летописи говорят о том, что восставшие смольняне (точнее «черные люди») требовали Юрия Лугвеневича князем в Смоленск («черныя люди призваша к соб оспадаремь князя Юря Лигвенивича» ), желая «отложиться» от Литвы . Он воспринимался и сам позиционировался как «русский князь» , оставался православным. Будучи человеком набожным (тесно общавшимся с митрополитом Ионой, попечительствующим Онуфриеву монастырю в Мстиславле), он не стал бы отдавать знаменитый образ, дабы получить наместничество. Позже, после 1446 г., он вернулся в Литву, получил свой Мстиславль и стал жить там безвыездно, о чем свидетельствуют сохранившиеся датируемые акты. В частности, им были выданы одна грамота в 1452 г., две – в 1455 г., две – в 1456 г., одна грамота – в 1457 г. Возвращаясь к Юрию Дмитриевичу Звенигородскому, нужно рассмотреть возможные пути получения им иконы, не касающиеся связей супруги. И эти пути очевидны. Известно, что на Русь иконы Смоленска приехали с великой княгиней Софьей Витовтовной, женой великого князя Василия Дмитриевича, которая посещала в Смоленске своего отца в 1399 г. и вернулась с дарами: «Многы иконы, обложенныя златом и сребром, еще же часть Святых страстеи Спасовых, иже давно принесены были в Смоленескъ от Царягорода» . А после смерти Василия Дмитриевича в 1425 г. между Василием II и Юрием Дмитриевичем была целая серия вооруженных конфликтов с пограблением казны московского князя и его матери, захватом Софьи в плен, причем о требовании возврата награбленного есть текст в договоре между князьями 1432 г.: «А что ся оучинило в наше м розмирьи, что поимана твоя казна, великого кн(я)зя, и твое матери, велики княгини, или поклажаи ваши, или бояръ твои х поклажеи… или что будетменя того дошло, и мн то отьдати по сему целованью» . Но это не значит, что пограбленное было действительно отдано. Договор тут же начал нарушаться.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

Если мы к вышеприведенному описанию Д. Ф. Беляева прибавим свидетельство Новгородской летописи, что над алтарем были еще 12 серебряных крестов и между ними, над колоннами, серебряные вазы в виде „шишек яко древа вышьша муж“, то получится наружный вид этого иконостаса, соответствующий прилагаемому при сем рисунку художника М. Э. Флейшера, представляющему реставрацию этого замечательного иконостаса, воспроизведенную по нашему поручению, согласно вышеприведенным данным. Таблица II. Иконостас храма св. Софии в Константинополе. Реставрация худ. М. Э. Флейшера В настоящем тексте помещаем мы рисунок иконостаса нашей посольской Никодимовской церкви в Афинах, дающий нам также понятие об устройстве иконостасов в древней Греции 52 . Рисунок изображает этот иконостас в первоначальном виде. Впоследствии низенькие стенки в междустолпии внизу были заложены каменной стеной до самого карниза. Иконостас церкви св. Никодима в Афинах Иконостасы древнейших храмов в Греции не сохранили свою первобытную форму, потерпев с веками перемены. Но рассматривая изображения таковых на миниатюрах рукописей, о которых было сказано выше, мы можем придти к заключению, что иконостас в виде колонн, соединенных антаблементом, не составлял их исключительной принадлежности, и что часто встречавшаяся форма имела вид одних только низеньких каменных загородок. Знакомясь по прилагаемым к настоящему тексту рисункам с устройством греческих иконостасов более поздней эпохи, мы видим их, хотя уже и сплошными, но все-таки дающими некоторое указание на их первобытную форму. Так, например, на рисунке изображающем иконостас церкви святого Феодора в Пергаме, мы видим его, как бы состоящим из колонн, соединенных на верху антаблементом, причем в междустолпии вставлены местные иконы, каковые в то время помещаются между нижней междустолпной преградой и антаблементом. На верху иконостаса находятся резные украшения с резным же крестом посреди и четырьмя такими же херувимами. Царские врата низенькие, направо видно отверстие южных врат.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Упоминая об алтарных преградах византийских храмов, мы считаем необходимым сказать несколько слов и об иконостасе храма св. Марка в Венеции, построение которого византийскими зодчими начато было в нынешнем виде в 1043 году и довершилось затем в последующее время 36 . Прилагаемый при сем рисунок изображает внутренний вид этого замечательного памятника византийского зодчества на западе, прототипа бывшего Константинопольского храма 12 Апостолов. Храм этот произвел сильное впечатление на нашего просвещенного русского паломника по святым местам А. Н. Муравьева, который говорит о нем следующее 37 : „Тут все, и Кремль и св. София, – Цареградская, Киевская, Новгородская; здесь борется Запад с Востоком, на их Адриатической грани, в преддверии храма, который обличает своей византийской красою всю суету готических прикрас“. Далее Андрей Николаевич дает нам и описание самого иконостаса 38 : „Все три, то есть главный алтарь и оба придела, возвышены пятью мраморными ступенями над помостом церкви, как это бывает в древних соборах, и две кафедры стоят впереди их для чтения Евангелия и для проповеди , а иногда для беседы. Двери к народу. Самые колонны драгоценного африканского мрамора, которые поставлены на ступенях алтаря числом до 16, с изваяниями апостолов на своем фронтоне, имеют совершенно вид иконостаса, и стоило бы только для полноты его вставить иконы между столбов“. К этому описанию следует присоединить сведение о существовании большого креста над средним проходом этого иконостаса. Внутренний вид храма св. Марка в Венеции Rohault de Freury в своем труде „La messe“ 39 сообщает нам о вышеперечисленной форме иконостаса, состоящей из колонн, соединенных на верху архитравом, что таковая вряд ли появляется ранее VI века и указывает, как на более древнюю, на форму иконостаса в виде одних колонн без антаблемента. Мы видели на помещенных выше рисунках изображения иконостасов в катакомбах в виде колонн с антаблементом, существовавшим и ранее VI века, но эта форма иконостаса не была ли вызвана отчасти желанием дать более опоры верхней внутренней части подземной крипты, почему антаблемент иногда непосредственно к ней и примыкает?

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

На этой же таблице помещаем мы и снимок с иконы Божией Матери „Неопалимая Купина“ издаваемого иконостаса, как одной из потерпевших безжалостную операцию выпрямления и неудачно затем возобновленной в последнюю реставрацию, о чем подробно нами будет сказано ниже при описании этой иконы. Таблица III. Образцы современной реставрации древней иконописи Из всего вышесказанного можно видеть, в каком нежелательном и неприглядном положении обретаются памятники нашего древнего иконописания, как они охраняются, а равно и в каких дебрях должен плутать современный исследователь наших икон, чтобы добыть какие-либо сведения об их первоначальном виде и времени написания. Сведения же эти, по мнению Г. Филимонова , необходимы „как единственная мера достоверного определения времени постановления иконостасов и нарощения в них верхних поясов икон“. В древности, когда наши иконостасы состояли только из одного пояса икон, эти последние не представляли такого сплошного ряда, как это мы видим в современных иконостасах. Иконы эти первоначально приста­влялись к алтарной преграде, которая, следовательно, частью между иконами оставалась открытою. Иконы эти назывались „поклонными“ или „на поклоне“. Впоследствии над ними укреплялись иконы Деисуса, a затем иконы, стоящие на поклоне, были приподняты от земли и вставлены в киоты, сплошной ряд которых получил вид современного пояса местных икон. Проф. Е. Голубинский в своей статье „История иконостаса“ 71 говорит, что „нижний ярус иконостаса, в котором в настоящее время помещаются местные иконы, сначала оставался совершенно пустым, потом в нем явились немногие местные иконы; наконец, с начала XVII (?) века в нем явились многие мстные иконы, так что он был заставлен ими весь; когда случилось это последнее, иконостас получил свой нынешний вид, и этим окончилось его образование“. Все вышесказанное профессор Е. Голубинский основывает, главным образом, на изображениях миниатюр древних русских рукописей, как, например: „Лицевое Житие Сергия Преподобного“, написанное в конц XVI века, лицевая Лаврская псалтирь XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010