Запросы или агитация? — Казанский телеграф, 21.03.1914 6246). 1597 Параман (или аналав) — плат с изображением»Голгофы»(восьмиконечного креста на подножии), носимый монахами на спине под верхней одеждой и соединенный четырьмя лентами с деревянным крестом, носимым на груди. 1598 Среди афонских монахов. — Биржевые ведомости, 23.07.1913 13 662). 1599 Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. С. 35. 1600 Афонские изгнанники. — Русское слово, 28.07.1913 174). 1601 Цит. по: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 24. 1602 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 24–24об. Ср.: Постановление об афонских монахах. — Московские ведомости, 14.07.1913 162). 1603 Протест Константинопольского патриарха. — Биржевые ведомости, 23.07.1913 13663); 24.07.1913 13664). 1604 Протест патриархов по поводу афонской истории. — Русские ведомости, 21.07.1913 168). 1605 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 46–53. Ср.: Последние известия. — Русские ведомости, 25.07.1913 171). 1606 Протокол заседания, подписанный его участниками, см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 102–105 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 100–102, 645). 1607 Там же. С. 105 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 100–102, 645). 1608 Там же. С. 9- 10(ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Ч. 1). Отметим, что Джунковский и далее продолжал проявлять больше заботы об имяславцах, чем церковные чиновники: так, 1 сентября 1913 года, войдя в соглашение с обер–прокурором Синода, он предложил одесскому градоначальнику освободить содержавшихся в одесской тюрьме имяславцев. В декабре 1913 года он же ходатайствовал перед министром иностранных дел С. Д. Сазоновым о возвращении имяславцам отобранных у них денежных сумм. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 128–130 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Ч. 1. Л. 171–172об.). 1609 Афонские монахи в Москве. — Русское слово, 23.07.1913 169); Афонские монахи ищут прибежища. — Биржевые ведомости, 9.08.1913 13 692). 1610 Если в 1910 г. в русских обителях на Афоне проживало 3494 русских монаха, то в 1914г. осталось лишь 1917. См.: Слесинский Роберт, священник. Начало своеобразной русской философии языка. С. 78. Данная статистика не учитывает многочисленных русских келлиотов, проживавших на всем пространстве Святой Горы. 1611

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

214 ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9. Д. 134. Л. 652–667 (Проект устава учрежденной в память высокопреосвященного митрополита Филарета Эмеритальной кассы духовенства Московской епархии. Общие положения : Ст. 1–10. Л. 653–654; Гл. I. С. 11–27. Л. 654–656; Гл. II. С. 28–46. Л. 656–658; Гл. III. С. 47–60. Л. 658–659; Гл. IV. С. 61–93. Л. 660–663; Гл. V. С. 94–102. Л. 663–664; Прил. 1. Л. 665; Прил. 2. Л. 666–667. 215 ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9. Д. 134. Л. 652–667. Гл. I (О денежных средствах эмеритальной кассы). С. 11–27. Л. 11–27. 217 ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9. Д. 134. Л. 652–667. Гл. III (О правах на получение пенсий). С. 47–60. Л. 658–659. 225 См. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1895 г.//Московские церковные ведомости. 1896. 22. Оф. отд. С. 44–45. 226 ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9. Д. 134. Л. 20 (Устав вспомогательной кассы присяжных поверенных округа Московской судебной палаты и их помощников. § 12–13. С. 5). 227 См. : Ведомость 9 «О белом духовенстве»//Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. С. 24. 228 См. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1914 г.//Московские церковные ведомости. 1916. 23–24. Оф. отд. С. 225. 229 Ср. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1914 г.//Московские церковные ведомости. 1916. 14–15. Оф. отд. С. 126; Приложение к отчету эмеритальной кассы...//Там же. С. 133. 230 См. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1904 г. и приложение 3//Московские церковные ведомости. 1906. Оф. отд. С. 3–4; С. 7–8. 231 См. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1914 г. и приложения 3, 4//Московские церковные ведомости. 1916. Оф. отд. 14–15. С. 126–135; 23–24. С. 218–225. 232 См. : Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1903–1904 гг. С. 120. 233 См.: Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1914 г.//Московские церковные ведомости. 1916. 14–15.0ф. отд. С. 126–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из опубликованных и архивных источников видно, что представители Архиерейского Синода делали все доступные в их ситуации шаги для обоснования каноничности Русской Церкви в изгнании и долгое время пытались сохранить хотя бы евхаристическое общение с Московской Патриархией. Архиерейский Синод выступал как судебная инстанция: рассматривал многочисленные жалобы, решал канонические вопросы церковного управления, утверждал и инициировал назначения, ведал наградными делами. При вынесении решений Синод ссылался на постановления Всероссийского Поместного Собора 19171918 гг. и другие церковные правила – как при рассмотрении бракоразводных дел, так и при разрешении дисциплинарных вопросов. Бракоразводные дела, отраженные в журналах заседаний Архиерейского Синода РПЦЗ и в журнале «Церковные ведомости», не только дают нам богатый статистический материал, но и показывают социокультурные, финансовые, юридические, исторические аспекты этой важной проблемы. Высший орган РПЦЗ также исполнял финансовые функции. Сохранившиеся акты финансовой комиссии Архиерейского Синода показывают структуру его доходов и расходов. Как видно из финансовых отчетов, доходы складывались из: отчислений 7% и 10% от доходов церквей, прибыли от издательской деятельности, кружечных сборов, наградных взносов духовенства, канцелярского сбора, выручки от продажи бланков, бракоразводной пошлины. Полученные средства в основном расходовались на оплату почтовых услуг, содержание канцелярии, выплаты личному составу Синода, издание журнала «Церковные ведомости». При этом в канцелярии Синода велась следующая финансовая документация: приходно-расходные денежные книги, ведомости остатков, ежемесячные ведомости по приходу и расходу, отчетные полугодовые ведомости, книга Синодального запасного капитала, валютная книга. Немало сведений о характере финансовой деятельности и, соответственно, приоритетах использования денежных средств, можно почерпнуть из Журналов заседаний Архиерейского Синода. На заседаниях регулярно рассматривались прошения о выдаче денежного пособия, дела о награждениях и связанные с уплатой пошлины за вознаграждения, вопросы о помощи братским Церквам и голодающим в России, о проведении кружечных и иных сборов, о пожертвованиях и ревизионной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сверх того, появилась болезнь сия в Саратове и Царицыне, в некоторых местах Симбирской губернии и на Дону». Затем в том же Московских Ведомостей, в корреспонденции из Тифлиса, еще подробнее описывается ход развития её в Персии и прикаспийских областях Российской Империи, причем подробно описывается и самая болезнь, каковое описание продолжается и в 73, с выпискою изображения её из Журнала министерства внутренних дел за 1830 год (Прибавления к журналу), сделанного по распоряжению министерства. Тоже, с приложением указания медицинских средств против болезни, продолжается и в 74 и 75 тех же Ведомостей, из коих последний вышел в свет 17 сентября, а также в 76 и 77. Но о появлении холеры собственно в Москве еще ни слова не было сказано. А между тем, что она около половины сентября начала появляться и здесь, это видно, во-первых, из того, что оказывалось нужным усиленно и вдруг оповещать о ней уже с 6-го сентября, а во-вторых, из того, что когда появились ежедневные бюллетени о ходе развития болезни в Москве, под названием Ведомостей о состоянии города Москвы, начавшиеся с 23 сентября, то в первом из этих бюллетеней, напечатанном и в 78 Московских Ведомостей от 27 сентября, счет дней появления холеры в Москве начинается с 16 сентября 2 . Кроме того не даром конечно уже в 76 Московских Ведомостей (от 20 сент.) опубликовано правительственное распоряжение «о мерах к пресечению холеры,» начертанное в виде проекта министром внутренних дел графом А. А. Закревским. Если же судить по некоторым другим историческим данным, то оказывается, что и в начале сентября были отдельные случаи заболевания холерой в Москве. Известный швейцарец Ф.Л. Кристин в своем письме к графине С.А. Бобринской от 5 сентября из Москвы пишет: «нас чрезмерно пугают холерой: по 50 человек каждые сутки умирают в Астрахани, по 30 в Саратове. Послали докторов, учредили кордоны; уверяют, что зараза уже и в Тамбове, а вчера говорили, что богатый нижегородский купец ехал с двумя сыновьями – один умер дорогой, другой при самом въезде в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

20 . Его же. „До чего дошли уральские иеговисты”. Миссионерское Обозрение. 1900 г. 9. 21 . Его же. „Уральские иеговисты”. Миссионерское Обозрение. 1901 г. 7–9. 22 . Н. Г. „К истории иеговистской секты”. Миссионерское Обозрение. 1905 г. 7–8. 23 . „Об иеговистах”. Миссионерское Обозрение. 1903 г. 10. 24 . „Основатель религиозной секты”. Вера и Разум. 1889 г. 7. 25 . П. О. „Сумасшедший сектант”. Московские Ведомости. 1890 г. 263. 26 . А. Преображенский. „Пропаганда секты „Десного Братства” или „Сионская Весть”. Калужские Епархиальные Ведомости. 2, стр. 872. 27 . „Секта Десного Братства”. Донецкие Епархиальные Ведомости. 1890 г. 9. 28 . „Секта Десного Братства”. Пермские Епархиальные Ведомости. 1900 г. 29 . „Сумасшедший сектант”. Чтения в Обществе Люб. Дух. Просвещения. 1891 г. 1–2. 30 . М. Сушков. „Секта иеговистов”. Миссионерское Обозрение. 1900 г. 12. 31 . Г. Цветков. „О Сионском Вестнике”. Церковные Ведомости. 1862 г., т. 2. 32 . Ч–в. Секта „Сионская Весть”. Церковный Вестник. 1888 г. 22. 33 . Журнал Маяк. „Очерк психологии” и „Европейские идеи”. 1841 г. Там же. – „О книге Ильина”. „Учебник морской артиллерии”. 1842 г. 34 . Е. Молоствова. „Апостол общечеловеческой любви”. Вестник Европы. 1912 г. 2. 35 . „Собеседование против субботников в Н. Тагиле”. Екатеринбург. Епархиальные Ведомости. 1902 г. 1–2. е) Духоборчество. Книги и брошюры. 1 . Тан. „Духоборы в Канаде”. Москва. 1906 г. 2 . И. Тверской. „Духоборческая эпопея”. СПб. 1900 г. 3 . Его же. „Новые главы духоборческой эпопеи”. СПб. 1901 г. 4 . К. Максимов. „Овцы среди волков” (очерк из жизни духобор). СПб. 1904 г. 5 . М. Каменев. „Духоборческая секта”. СПб. 1905 г. 6 . О. Новицкий . „Духоборцы, их история и вероучение”. Киев 1882 г. 7 . П. Сумароков. Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду”. СПб. 1803 г., ч. 1. 8 . Варадинов. „История Министерства Внутренних Дел”, кн. VIII. СПб. 1863 г. 9 . А. Лебедев . „Духоборцы в слободской Украйне”. Харьков. 1890 г. 10 . Бонч-Бруевич „Животная книга духоборцев”. СПб. 1909 г. Выпуск 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

В московском архиве коллегии иностранных дел от 1621 г. сохранились так называемые « Столбцы » заключающие в себе переводы и выписки из современных европейских ведомостей «О разных в Европе военных действиях и мирных постановлениях». Это самая первая форма русских ведомостей, известная под именем «Курантов». Куранты составлялись в Посольском приказе из донесений русских агентов и посланников, живших в чужих краях, и из печатных иностранных ведомостей, когда они стали появляться в России; они назначались для чтения царю и ближайшим к нему лицам, но в публику не пускались. Первыми ведомостями, назначавшимися для всей русской публики, были «Ведомости о военных и иных делах, достойных внимания и памяти, случившихся в московском государстве и во иных окрестных странах», которые начали издаваться с 1703 г. Мысль об издании этих первых русских ведомостей принадлежит самому Петру В.; его даже можно назвать первым их редактором. Читая голландские газеты, он сам отмечал в них карандашом места для перевода и помещения в русских ведомостях, сам иногда занимался их корректурой. В синодальной библиотеке хранится несколько номеров русских ведомостей с корректурными заметками самого Петра. Как русские ведомости возникли из иностранных ведомостей, так и русские журналы начали издаваться по образцу иностранных журналов. Все ведомости и журналы в течение первой половины XVIII века издавались при разных правительственных учреждениях. Петербургские Ведомости, которые в 1728 г. сменили первые русские Ведомости, издавались при Академии наук; при Академии же наук издавались Ученые Комментарии Академии и Ежемесячные сочинения; Московские Ведомости начали издаваться с 1766 г. при Московском университете, вскоре после его открытия; при Московском же университете издавалось в 1760 г. «Полезное увеселение»; при шляхетском корпусе в 1759 г. издавалось «Праздное время, в пользу употребленное» – первый опыт чисто литературного журнала. Единственное исключение из этого, как журнал, издававшийся по инициативе и на средства частного лица, составляет «Трудолюбивая Пчела» Сумарокова (1759 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

149 ПСЗ. 22. 22581; 30. 33701; 31. 34890, 35315; Стенографический отчет Государственной Думы 3 созыва. Сессия 2. Заседание 34. С. 2091; Сессия 5. Добавление 119; 4 созыва. Сессия 4. Заседание 27. Добавление. С. 2379. К началу 1913 г. жалованьем были обеспечены в целом 31 218 приходов (Отчет обер-прокурора... за 1911–1912 годы... С. 174–188). 152 Деяние Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 – 1918 гг. М., 1994. Т. 3. С. 190. 155 См. : Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. М., 2002. С. 167–168. 160 См. : Начало трудного пути (Продолжение воспоминаний сельского священника)//Московские церковные ведомости. 1907. 2 14 января. С. 46–51. 171 См.: Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках : Этнографические исследования и материалы. М., 2002. С. 168. 177 Лебедев В., свящ. Насущные вопросы жизни сельского духовенства//Московские церковные ведомости. 1906. 37. 17 сентября. С. 454. 208 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1885 г. С. 219. 209 См. : О ходе дела по учреждению эмеритальной кассы//Московские епархиальные ведомости. 1872. 45. Неоф. отд. С. 478–480. 210 См. : Отчет учредительного комитета эмеритальной кассы духовенства Московской епархии о приходе, расходе и остатке капиталов эмеритальной кассы за 1871–1884 гг.//Московские церковные ведомости. 1884. 18. Оф. отд. С. 67. 211 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 529. Д. 2. Л. 20–22 (Выписка из настольного докладного реестра Московской Духовной Консистории по 3 столу экспедиции от апреля 19 дня 1874 г. 212 Отчет учредительного комитета эмеритальной кассы духовенства Московской епархии о приходе, расходе и остатке капиталов эмеритальной кассы за 1871–1884 гг.//Московские церковные ведомости. 1884. 18. Оф. отд. С. 68. 213 См. : Костенецкий А.В. Материальное (пенсионное) обеспечение священнослужителей и причтов Русской Церкви последней четверти XIX – начала XX в.: Эмеритальная касса духовенства Московской епархии (рукопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведение большой политической газеты дело очень сложное и трудное. От желающего принять на себя подобное бремя потребуется не только напряжение всех его умственных и нравственных сил, но и крупные денежные затраты (покупка типографии, внесение 45000 руб. залога, необходимость новому арендатору, еще не приобретшему кредита, иметь достаточный оборотный капитал, все это заставляет вложить в дело от 100–150 тысяч рублей). 449 Кроме того, ясно сознавая, что смерть такого издателя, как М. Н. Катков, должна неизбежно невыгодно отразиться на «Московских ведомостях», будущий арендатор, при добросовестном отношении к делу, должен озаботиться, не жалея расходов, усилением состава редакции и повысить заработную плату, крайне низкую в настоящее время. Действительно, я имею в виду, сохранив весь прежний состав сотрудников… пригласить, кроме того, несколько новых талантливых сотрудников, занимающих места на коронной службе. Но они соглашаются оставить службу и всецело посвятить себя тому делу и знамени, которому так доблестно служил покойный издатель, лишь в том случае, если они будут уверены, что передача мне «Московских ведомостей» гарантирует их, по крайней мере, на двенадцать лет. 450 В крайнем случае редактор соглашался на 6-летний срок аренды. В сентябре или начале октября предполагалось обсудить вопрос о «Московских ведомостях» в частном совещании из высших чиновников в составе Делянова, Победоносцева, Вышнеградского, Островского, Феоктистова и государственного контролера Д. М. Сольского. 451 Они должны были рассмотреть все кандидатуры и определить условия нового арендного договора. Но еще загодя кандидатура Петровского была согласована и одобрена большинством сановников. 28 сентября Делянов в письме испросил согласия на нее у Д. А. Толстого. Перечислив претендентов на пост редактора, министр пояснял: Следя за духом и направлением «Московских ведомостей», руководимых последнее время г. Петровским, обер-прокурор Святейшего Синода, министр государственных имуществ, управляющий Министерством финансов и начальник Главного управления по делам печати, а равно и я полагали бы оставить издание «Московских ведомостей» за г. Петровским. Он человек во всех отношениях благонадежный, пользовался уважением и полным доверием со стороны покойного Каткова и представляет сам по себе полное ручательство того, что серьезный и имеющий большое значение орган будет и впредь издаваться в том же духе, в каком издавался до сего времени. Притом все настоящие сотрудники редакции «Московских ведомостей», из коих некоторые, весьма опытные и даровитые, находятся с Петровским в самых дружественных отношениях, по всей вероятности, не прекратят своего участия в газете до тех пор, пока он будет состоять во главе редакции. 452

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В течение первой и в начале второй половины XVIII в. издавались следующие газеты и журналы. Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах (1703–1727). Эти первые Русские Ведомости начали издаваться в 1703 г. в Москве, церковным шрифтом, и выходили сначала в неопределенные сроки от 2-х до 7 листов в числе 1000 экземпляров. В начале Ведомостей помещались сведения, касающиеся России, и известия из равных русских городов, напр.: «На Москве вновь пушек медных и гаубиц и мортиров вылито 400»; «повелением Его Величества московския школы умножаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили»; «в математической штурманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют»; «из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды»; «из Сибири пишут: в Китайском государстве езуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены». После русских известий следуют выписки из голландских и других иностранных газет 423 . В 1710 г. явился номер Ведомостей, напечатанный весь гражданским шрифтом, потом выходили номера то гражданским, то церковным шрифтом, а с 1717 уже исключительно одним гражданским шрифтом. С 11 мая 1711 года номера Ведомостей стали выходить иногда в Москве, иногда в Петербурге; но выходившие в Петербурге перепечатывались в Москве. В 1727 г. издание этих первоначальных Ведомостей прекратилось. Редакция их поступила в заведование Академии наук, которая с 1728 г. стала издавать Петербургские Ведомости; издание же особых Ведомостей в Москве началось только с 1756 г. Санктпетербургские Ведомости (1728–1774) и примечания к ним (1728–1742). Петербургские Ведомости издавались при Академии наук, под редакцией академика Миллера. Они выходили два раза в неделю и содержали разные придворные известия и выписки из иностранных газет. Для большего разнообразия и интереса к политическим известиям в Ведомостях Миллер вздумал присоединять прибавления учено-литературного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Примите, Милостивый Государь, уверение в моем истинном почтении и совершенной преданности. А. Бычков 12 февраля 1866 г. 6 . Милостивый Государь, Сергей Константинович. В бытность мою нынешним летом у Вас речь, между прочим зашла о недостатке имеющихся у Вас в руках биографических сведений о Бухареве (бывшем архимандрите Феодоре). Я обещал Вам навести по этому предмету справки у г. Межева, 39 от которого и получил на днях следующие указания. 1) А.М. Бухарев . (архимандрит Феодор). Некролог. Московские Ведомости 1871 86. 2) Об А.М. Бухареве , бывшем архимандрите Феодоре. Голос 1871 121. 3) Воспоминание об Александре Матвеевиче Бухареве М. Погодина. Москов. Ведомости 1874 84. 4) По поводу статьи г. Погодина (об А.М. Бухареве ). Церковно-Общественный Вестник 1874 43. 5) Бедственное положение архим. Феодора. Петерб. Газета 1868 74. 6) Письмо бывшего архимандрита Феодора. Петербургская Газета 1868 83. 7) Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 г. Архимандритом Феодором. Спб. 1860. Если эти указания Вам к чему-либо послужат, я буду чрезвычайно доволен. Пользуюсь настоящим случаем для засвидетельствования Вам моего истинного почтения и совершенной преданности. А. Бычков С.-Петербург. 11 октября 1878 г. 7 . Милостивый Государь Многоуважаемый Сергей Константинович. Долго я ждал от г. Межева сведений, касающихся Билярского 40 , Ундольского и Невоструева 41 , но, до сих их не получая и в виду Вашего письма, должен ограничиться тем, что имею под руками. Не взыщите за скудость сообщаемого. I. О Билярском. В отчетах Императорской Академии Наук по отделению русского языка и словесности за 1852– 65 года, стр. 329–330 и 455–457; Русский Архив за 1869 год, столб. 1987; Иллюстрированная Газета 1867, т. XIX, 3, стр. 47; С.-Петербургские Ведомости 1867 г. 17 и 74; Журнал Мин. Народн. Просвещения, 1867 года, 2, стр. 248–250; Херсонские епархиальные Ведомости 1867 г., 3; Записки Академии Наук т. XIII, Газета Москва 15. II. Об Ундольском. Русский Архив 1866 года, столбцы 577–578; Записки Академии Наук, т. VI, кн. 2, стр. 279– 284; Иллюстрированная Газета, 1864 года, т. XIV, 45, стр. 319; День, 1864 года, 45; Русские Ведомости 1864 года, 136; Книжный Вестник 1864 года, 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010