16 Прекрасно знавший богатейшую уже к его времени сокровищницу православной мысли, сам преподобный Кассиан всегда оставался исключительно “библеистом”. В его писаниях почти не встречается ссылок на труды других богословов (из­редка он вспоминает лишь Василия Великого); для пояснения своей мысли он чаще прибегает к духовному опыту сугубо аскетического характера, например, преподобного Антония Великого. Цитирует же он только Библию, только на ее основе строит свое богословие спасения. Наиболее любимы им псалмы и послания апостолов Павла и Иоанна. Здесь, по-видимому, сказалось (кроме личной склонности) стремление Преподобного утвердить свою критику еретических учений прежде всего на непререкаемом авторитете Библии, а также отразилось явное влияние “Великой пустыни”, монашеское богомыслие и богословие которой всегда было окрашено “библеизмом”. К тому же в какой-то степени полемика с пелагианами требовала постоянного обращения к Священному Писанию, поскольку именно из искаженного понимания его духа рождались заблуждения Пелагия и его учеников. О трудах Преподобного с уважением отзывались такие столпы Православия, как преподобный Иоанн Лествичник, говорящий, что преподобный Кассиан “прекрасно и весьма высоко любомудрствует” 17 , и патриарх Фотий, считавший его писания “назидательными, весьма полезными для благочестивой жизни” 18 . Преподобный Кассиан скончался около 435 года 19 и был похоронен в Марселе в крипте церкви святого Виктора — главного храма основанного им самим монастыря. Впоследствии его мощи были перенесены в верхний храм, где и покоятся в серебряной раке, присланной в дар папой Урбаном V, который ранее был аббатом обители святого Виктора. Как знаки уважения Западной церкви к Преподобному сохраняются надписи: одна в крипте — Locus abbatis Cassiani, coenobii huius fundatoris (“Место аввы Кассиана, основателя этой киновии”), вторая — на раке с частью черепа Кассиана — Sancti Cassiani (“святого Кассиана”). До сих пор марсельцы ежегодно 23 июля отмечают память Преподобного (этот день празднуют и на Холме святого Кассиана (Butte de Saint Cassien) близ Канн, на Лазурном берегу), в чем проявляется признательность христиан Запада носителю духовных идеалов православного Востока.

http://pravmir.ru/soteriologiya-prepodob...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Виктор, мученик из Марселя († 388, память 21 июля) Этот победоносный богатырь Христа родился в благородной семье в городе Марселе в III веке. Производя вооружение, он служил императору с мужеством и лояльностью. Но когда Максимин прибыл в Марсель в 388году с целью преследовать христиан, вместо того, чтобы скрывать свою веру, он отказался получать свое жалованье и принялся вдохновлять своих товарищей по оружию, таких же христиан, как и он, не опасаться тех, кто убивает тело, чтобы быть признанными достойными даров небесных. День и ночь он ходил из дома в дом, призывая верных на бой за веру, и он сопровождал мучеников до места их казни. Его арестовали, и привели в кандалах к императору. Оставаясь непоколебимым как перед угрозами, так и по отношению к обещаниям тирана, он разоблачал пустоту идолов, провозглашая Христа единственным настоящим Богом. Император заставил водить его по улицам, подставляя под удары и оскорбления со стороны народа. Но в результате этого испытания святой укреплялся все больше и больше в своей вере. Когда его растянули на козлах, чтобы четвертовать, ему явился Господь Бог , держа в руках Крест. Он обещал Виктору бессмертный венец. На следующую ночь в его камере появились три ангела. Охранявшие Виктора Александр, Лонгин и Фелисьен, пораженные этим ослепительным зрелищем, обратились к Богу. Они приняли святое Крещение и умерли мучениками прежде своего учителя. Тремя днями позже святой Виктор предстал снова в суде, где ударом ноги разрушил статую Юпитера, которой его заставлял поклоняться тиран. Разгневанный Максимин приказал отрезать ему ногу, затем поместить святого под мельничный жернов, того, чтобы дробить как пшеницу Христа. Но жернов смерти разбился, и воина Христова убили, отрезав голову. Когда его поразил меч, послышался глас небесный: «Виктор, ты победил!». Тела святых мучеников, брошенные в море, были обнаружены Христинами и похоронены в могиле, выдолбленной в камне. 37 Впоследствии по многочисленным чудесам, сотворенным святым Виктором, его стали почитать как покровителя города Марселя. 37 В 415 году святой Иоанн Кассиан основал недалеко от города монастырь, посвященный святому Виктору, который способствовал распространению культа мученика и стал центром распространения монашеской жизни в Галлии. В результате археологических раскопок в этом монастыре в 1963 году, в могиле, на которую указывала история о мучениях, обнаружили тела трех мучеников, из которых одни представляются мощами святого Виктора Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Линия разрыва Среди нескольких сотен участников XVI конгресса Православного братства в Западной Европе, проходящего 1-4 ноября, заметна напряженность. После того как 15 октября Патриарх Московский Кирилл запретил верующим Русской Православной Церкви причащаться вместе с верующими Церкви Константинопольской, пролегла линия разрыва между членами этого общества, созданного в 1971 с целью укрепления диалога между различными православными Церквами, присутствующими во Франции. Православный мир разделился между Москвой и Константинополем «Впервые наша организация сталкивается со столь серьезной внутренней проблемой, – сетует о. Иоанн Гейтс, протоиерей прихода св. Гермогена в Марселе, давний член Православного братства. – Константинополь и Москва – два самых важных патриархата в православной общине Франции, и мы глубоко огорчены резкостью их противостояния». «Если я поеду в Марсель, я не смогу причащаться с о. Иоанном, с которым дружу уже десять лет! – возмущается сидящий за тем же столом Николай Бер, верующий парижского прихода св. Виктора в юрисдикции Московского патриархата, бывший председатель Православного братства. – С моей точки зрения, это решение – просто соблазн. Неправы оба патриарха. Это источник больших страданий, оно создает разделения даже внутри семей – теперь кто-то уже не может причащаться вместе со своими родителями!» Затронуты общины во Франции Результат экклезиологческих и геополитических конфликтов вокруг признания Константинопольским патриархатом автокефалии Украинской Церкви (находившейся в подчинении Москвы с XVII века), разрыв общения болезненно отражается на православных общинах Франции, где сосуществуют различные Церкви. «Это проблема, свойственная диаспоре, где исторически сложилось огромное разнообразие. При этом мы никогда не испытывали проблем с тем, чтобы пойти помолиться в другие приходы», – говорит Сергей Зимин, регент хора прихода св. Виктора, который на протяжении двадцати лет каждое второе воскресенье пел в соборе на Рю Дарю, принадлежащем Константинопольскому патриархату.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Наконец мистраль кончился, но зима уже вступила в свои права. Странная зима. В защищенных садах цветут розы, на лугах за городом трава гуще и зеленее чем летом, когда она сохнет от зноя; в ясные полдни отворяешь окно и солнечное тепло греет комнату, но как только закат – холод и сырость воцаряются и на улице, и в домах. Незадолго до Рождества приехала ярмарка и раскинула свои балаганы между платанами бульвара неподалеку от церкви des Reformés. В трех балаганах продавались вертепы с младенцем на сене, фигуры святых, пастухов, волхвов; также звезда, негры из свиты волхвов, ослики… Все игрушечное. Перед праздником у духовных начались хлопоты: устраивали большие вертепы в церквах, – иногда аляповатые, иногда, наоборот, чрезвычайно красивые. Впрочем, и этот обычай, как все оригинальное, мало-помалу выводится. Гренобльские знакомые спрашивали нас: «А разве в Марселе еще делают вертепы»? В Рождество служат ночью, как у нас в Пасху, и церкви переполнены народом. Да, усердны люди к божественной службе и здесь. Между тем, когда приезжал Себастиан Фор, красноречивый оратор, враг христианства, на его публичные речи против веры, сходилась тоже масса народа. Да и нравы марсельцев не очень-то согласны с христианской моралью. Конечно, есть и верный жены и честные, хорошая семейства, и я знала таких, – но общий тон города: нажива и разгул, – разгул крайний. На студенческие балы честной девушке нельзя показаться. Это, впрочем, везде во Франции. Студенческая французская молодежь по большей части не идейная. За то и не травят, не преследуют несогласных во мнениях; у всех между собой дружелюбные товарищеские отношения. —359— Уже после Рождества узнала я о существовании церкви св. Виктора с древней криптой и поспешила разыскать ее. У левого берега старого порта, незаметную издали, загороженную постройками, увидела я твердыню – бывшее крепостью старинное аббатство, с зубцами поверх красивых высоких стен. Стены его построены выступами и сложены из массивного розоватого камня, снизу почерневшего и изъеденного временем. В простонародной части города, среди разных складов и небогатых буржуазных домов, на небольшой площади высится это чудное здание «не от мipa сего» и сразу переносит мысль вашу во глубь прошлого. Это типичный, суровый, средневековый замок – монастырь, выдерживавший осады, видавший морские битвы и огонь пожаров. Недаром опалены его розовые стены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Кассиан, ученик св. Иоанна Златоуста , посланный в Рим для защиты своего учителя, поселился в 410 году в Марселе и основал там монастырь св. Виктора. В споре о благодати и предопределении, он и монахи монастыря на Леринских островах выступили с защитой православного учения, ссылаясь на восточную традицию. В отношении первородного греха они учили, что человек создан по образу Божию и по подобию, и что его природа предрасположена к добру, но что грех затемнил ее, тогда как бл. Августин учил, что благодать дана вне человеческой природы и отнята при грехопадении. Если Пелагий утверждал, что человек духовно здоров и поэтому не нуждается ни в благодати, ни в таинствах, бл. Августин учил, что человек мертв вследствие греха и может спастись только благодатью, без того, чтобы его воля играла в деле спасения какую-либо роль. Православное учение св. Кассиана и Леринских монахов утверждало, что благодать необходима не только как призыв, но как постоянная помощь; что человек сам должен участвовать в своем спасении путем борьбы с грехом. Учение бл. Августина влекло за собой глубокий пессимизм в отношении природы человека и его воли. Оно утверждало, что не все люди могут спастись и что вне Церкви и сообщаемых ей таинств не может быть спасения. Проспер Аквитанский в конце своей жизни смягчил учение своего учителя в трактате «Призыв ко всем народам» и признал, что Бог хочет, чтобы все спаслись. Учение бл. Августина о благодати и природе человека имело исключительное влияние на западное католическое богословие, а его учение о предопределении было воспринято в 16 веке Кальвином и Цвингли. Святой Кирилл Александрийский и третий Вселенский собор в эфесе (431 г.) После смерти архиепископа Феофила Александрийского, ему в преемники был избран его племянник Кирилл, человек широко образованный и большой святости жизни. Он провел несколько лет в пустыне, потом был дьяконом и ближайшим помощником арх. Феофила, а в 412 году был избран на александрийскую кафедру. Ревностный защитник православия, он обладал необыкновенной твердостью и решительностью характера, но и большой нетерпимостью. В своем городе он начал борьбу с язычниками и изгнал всех евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Африка буквально взорвалась. Папа испугался такой реакции и заколебался в своем решении, а тем временем Августин, используя свой авторитет при имперском дворе в Равенне, добился публикации 30 апреля 418 г. имперского эдикта об изгнании из Рима пелагиан, как представлявших угрозу общественному спокойствию. Под таким давлением папа сдался и опубликовал официальное осуждение Пелагия и Целестия. Таким образом, пелагианизм был осужден на Западе. Целестий с друзьями направился с апелляциями к Александрийскому, а затем к Константинопольскому патриарху - а им в то время (428 г.) был Несторий, который скомпрометировал себя, приняв и выслушав их. В конце концов пелагианство было осуждено и на Востоке (III Вселенский Собор). 5. Но и крайние утверждения блж. Августина вызвали реакцию на Западе и не были всеми приняты. Они легли в основу спора между учеником блж. Августина Проспером Аквитанским и св. Иоанном Кассианом Марсельским. Св Иоанн Кассиан, ученик св. Иоанна Златоуста, посланный в Рим для защиты своего учителя, поселился в 410 г. в Марселе и основал там монастырь св. Виктора. Оспаривая взгляды блж. Августина на благодать и предопределение, он и насельники монастыря на острове Лерин, возглавляемые монахом Викентием, выступили с защитой православного учения, ссылаясь на восточную традицию. В отношении первородного греха они учили, что человек создан по образу и подобию Божию и что его природа предрасположена к добру, но что грех затемнил ее. Это противоречило учению блж. Августина, говорившего, что благодать дана вне человеческой природы и отнята при грехопадении. По свидетельству его противников, Пелагий утверждал, что человек духовно здоров и поэтому не нуждается ни в благодати, ни в таинствах. Блж. Августин, со своей стороны, учил, что человек мертв вследствие греха и может спастись только благодатью, а его воля не играет в спасении какой-либо роли. По православному учению св. Иоанна Кассиана и леринских монахов, благодать необходима не только как призыв, но как постоянная помощь, а человек сам должен участвовать в своей борьбе с грехом.

http://sedmitza.ru/lib/text/434733/

И вот, нужно же было так случиться, что предпоследний католический кардинал Лиона устроил там экуменический центр, т.е. иными словами центр всяким ересям в городе и месте, где святитель Ириней когда-то писал книгу против ересей. После третьего гонения город Лион опустел. Поэтому когда какой-нибудь француз делается православным, (я имею в виду Францию, но это касается и Германии, и Швейцарии), мы не должны ему говорить, что он переменил веру, но что он вернулся к той вере, которая здесь, на его земле, главенствовала в первые века. И нам святых первых веков надо чтить, как своих. Эти святые – наши святые. Марсель Марсель В Марселе тоже множество святых. Напротив Канн находится остров святого Гонория, где подвизались первые монахи, прибывшие с Востока в IV-V веках. Среди них особенно мне хочется напомнить вам имена святых Виктора Марсельского и Викентия Леринского (Лерины – это и есть название острова). Святой Викентий Леринский написал сочинение, в котором определил, что такое истинная Церковь. Мученик Виктор Марсельский Святой Викентий Лиринский Я помню, у нас были крестины в Лионе. Мы крестим часто по-французски. И вот во время крестин, вы знаете, читается Символ веры. По-славянски это: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». А по-французски: «Верую во единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь». Один присутствовавший там католик услышал это и говорит: «Какие же вы католики?» А я отвечаю: «Мы настоящие «кафолики»». «Настоящие католики», – он говорит, – «римские, а у вас нет Папы». «Так, значит, что, по-вашему, тот, кто без Папы, не член Церкви?» «Да, конечно!» Тогда я ему сказал: «Ну, вот имейте в виду, напротив Канн расположен остров Лерин, и там западный святой в IV-V вв. определил, что такое истинная кафолическая Церковь и призывал всеми мерами держаться того, во что веровали «повсюду, всегда и все»». Уже святой Амвросий Медиоланский писал об этих островах как о месте, где спасаются святые угодники. Вы знаете наш православный праздник святых отец в Синае и Раифе избиенных. Так вот здесь, на Леринских островах, тоже были замучены сарацинами монахи. Париж

http://pravmir.ru/episkop-serafim-dulgov...

По достоинству Преподобные были приняты в Константинополе и преданными святителю Иоанну служителями Церкви. Во время второй ссылки Святителя преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом был направлен константинопольским клиром во главе посольства в Рим к папе Иннокентию I с ходатайством о защите святителя Иоанна. Миссия эта не увенчалась успехом; более того, опала распространилась и на друзей Святителя. После завершения посольства преподобный Иоанн Кассиан в Константинополь уже не вернулся. Пробыв некоторое время в Риме, где он сблизился с будущим папой Львом Великим , преподобный Иоанн прибыл в Южную Галлию. Там он был посвящён папой в сан пресвитера города Массилии (Марселя). В Марселе, следуя своему стремлению к устроению монашеской жизни в соответствии с высоко ценимыми им образцами восточной православной аскетики, он основал две обители – мужскую (святого Виктора) и женскую (Христа Спасителя) – устроенные по правилам палестинских и египетских общежительных монастырей, но смягчённым при этом в соответствии с более суровыми условиями Запада. Здесь проявилась характерная для преподобного Иоанна черта следовать “царским путём”, избегая крайностей и фанатизма. В своём сочинении “О правилах общежительных монастырей”, которое он написал по просьбе аптского епископа Кастора, собиравшегося устроить у себя в епархии общежительный монастырь по образцу восточных и преимущественно египетских, Преподобный писал: “Лучше тех монастырей, которые с начала апостольской проповеди основаны святыми и духовными отцами, не может быть никакое новое братство на западе в стране Галлии ; Если замечу, что какие-нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы ; то, сколько возможно, заменю их правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны с силами, то их можно будет исполнять без труда и с неравными способностями” . По слову профессора К. Е. Скурата , говоря о личном подвиге во имя спасения, преподобный Иоанн предостерегает – он не для всех одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

был отредактирован Антуаном дю Бланом, прево соборного капитула, а затем повторно исправлен, при этом удалена бóльшая часть сведений, восходивших к агиографической легенде XIV в. (о мученической смерти К. и др.). При составлении новой версии чтений использовано Житие свт. Кесария Арелатского и его завещание, изданное Лаврентием Сурием и Винченцо Барралисом, однако были сохранены сведения, не подтвержденные надежными источниками (напр., о присутствии диак. К. на Агатском (Агдском) Соборе (506), о споре К. с кор. Аларихом о правосл. вере, об обращении Мандриана и Флавиана и др.; см.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 166-167; Officia propria Sanctorum sanctae ecclesiae Massiliensis. Massiliae, 1824. P. 404-406). Согласно чтениям в бревиарии еп-ства Фрежюс, К. получил воспитание в аббатстве св. Виктора в Марселе, после чего был принят св. Кесарием в состав клира. Он участвовал во мн. церковных Соборах и успешно боролся с арианской ересью (Breviarium Forojulense: Pars autumnalis. Vesontione, 1833. P. 477-478). В 1660 г. в связи с перестройкой кафедрального собора мощи К. были вновь освидетельствованы и положены в новую раку, помещенную в главном алтаре собора. В указе еп. Пьера де Пингре (1659-1662) отмечалось, что ранее мощи К. хранились небрежно, частицы мощей раздавали частным лицам, поэтому впредь рака должна быть заперта на 4 замка, ключи от к-рых находились бы у должностных лиц капитула и у городских консулов ( Lambert. 1899. P. 396-398). В 1792 г., во время Французской революции, хранившиеся в соборе ценности, в т. ч. серебряный реликварий для главы К., конфисковали. Однако мощи святого были спрятаны католич. духовенством и впосл. возвращены в собор. В 1851 г. в Тулоне основан приход во имя К. (приходская церковь в неороманском стиле построена в 1870-1872). Поминовение святого совершалось также в еп-ствах Марсель и Фрежюс, в состав последнего с 1822 г. вошла территория упраздненного диоцеза Тулон. В наст. время К. почитается как один из покровителей еп-ства Фрежюс-Тулон; память святого под 3 окт.

http://pravenc.ru/text/1684734.html

Указ 105, 24 декабря 1952 г. Указ о почитании древних святых Запада Пребывая в рассеянии в странах, где древле подвизались и прославились своими страданиями или иными подвигами святые угодники, чтимые Православной Христовой Церковью с древних лет, подобает нам достойно почитать их и прибегать к ним, не охладевая в то же время к святым угодникам Божиим, к коим мы прибегали и прежде в молитвах. В различных местах древней Галлии, ныне Франции, и других странах Западной Европы сохранились поныне священные останки мучеников первых веков и последующих, являвшихся исповедниками веры православной. Призываем отцов священнослужителей поминать на богослужениях – на литиях и в других молитвах – угодников Божиих, являющихся покровителями того места или страны, где происходит служба, и особенно чтимых, также на отпусте. В частности, в пределах Парижа надлежит поминать священно-мученика Дионисия, преподобную Геновефу, также преподобного Клотуальда, в Лионе – священномученика Иринея, в Марселе – мученика Виктора и преподобного Кассиана, в пределах Тулузы – священномученика Сатурнина, епископа Тулузского, в Туре – святителя Мартина. В случаях неясности и недоумений обращаться к нам за разъяснениями и указаниями. Паству же призывать чтить сих угодников. Указ 223, 23 апреля 1953 г. Указ об участии клира в общественных учреждениях, обществах и союзах Освященному клиру подтверждается и напоминается, что священнослужители, являясь пастырьми Христова стада, имеют своей задачей ведение его через житейское море к пристанищу Церкви Небесной. Посему пастыри стоят выше разделений, вызываемых житейскими обстоятельствами, и не могут быть связаны участием в каких-либо общественных учреждениях, обществах или союзах, кроме церковных. Будучи назначаемы или, с благословения архиерейской власти, приглашаемы для руководства каких-либо организаций, они являются туда как духовные руководители и пастыри, освещающие пути их и отдельных членов их светом евангельским и указующие разрешение возникающих вопросов в духе Православия, а также совершая нужные богослужения, подчиняясь лишь церковным правилам и начальству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010