Если и мы, христиане, на это почаще верою взирать будем, без сомнения захотим лучше со Христом пострадавшим за нас страдать и терпеть, нежели со злым миром безумно утешаться. § 418. Праведное и верное о мирских вещах рассуждение может сердце отвратить от суеты и обратить к истинному благочестию. 1) Золото, серебро, камни дорогие, украшение одеяний, красота лица и все, что очам человеческим в мире этом показывается дорогим и приятным, – что есть, если не прелесть и похоть очей наших? Во тьме или слепоте познаем, что все это ничем не отличается от других вещей, по мнению человеческому, подлых: в ночи не распознаем золота и серебра от железа, меди и прочих металлов, камней дорогих от простых, ибо и то и другое осязанием рук наших равным кажется. Слепому как риза златотканая, так и одеяние с заплатами и рубище; как мантия многоценная, так и мантия монашеская одинаковыми кажутся; как молодого человека красивое, так и старого морщинистое лицо, и все, что очи видят и чем утешаются, и от чего отвращаются, – равно вменяет и не ценит одно более другого. Так и мы, христиане, когда отвратим очи наши от суеты и будем их вперять в вечное блаженство, тогда не будем ценить золота, серебра, камней дорогих и прочего мирского украшения больше других вещей, по мнению человеческому, некрасивых. Тогда, истину тебе говорю, все нам равно будет, как золото и серебро, так железо и олово, как камни дорогие, хранимые в сундуках, так и поверженные на дороге и попираемые ногами; как одеяние, шелковое и разноцветное, так и рубище, покрывающее наготу; как палаты украшенные, так и хижина простая; как красота молодого, так и морщина старого. Тогда со святым Златоустом признаем и мы «злато как грязь и серебро как плевел» (Беседа 24-я на Евангелие от Матфея). Тогда почтим милостыню, единожды во имя Христово сотворенную, обиду, великодушно претерпленную и ближнему от сердца оставленную, более всех мира сего сокровищ. Тогда более будем жалеть и сокрушаться о едином и малом согрешении сотворенном, нежели о всем тленном нашем сокровище потерянном.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Монашествующий обязан носить установленное институтом одеяние (habitus) или же одеяние священников, если речь идёт об институтах монашествующих священников, не имеющих установленного одеяния (кан. 669). Кроме того, следует заметить, что необходимо разрешение законного настоятеля на то, чтобы монашествующие могли принимать какие-либо должности за пределами их института. 6. Имущественная недееспособность монашествующих Кан. 668 уточняет юридические последствия обета нищеты, указанные в кан. 600. Согласно этому положению новиций, прежде чем он даст обеты, должен предоставить тому, кому он пожелает, распоряжение собственным имуществом, добровольно отказываясь от пользования им. По крайней мере до принятия постоянных обетов он должен составить завещание (testamentum), действительное также и для гражданского права. Там, где того требует природа института, монашествующий должен полностью отречься от своего имущества перед принятием постоянных обетов. Этот отказ вступает в силу со дня принятия обетов. В этом случае монашествующий утрачивает право приобретать имущество и владеть им, а его имущество после отречения переходит к институту. Кодекс указывает, что соответствующие акты должны составляться действительным образом и согласно нормам гражданского права. Однако подобный акт отречения зачастую недействителен для гражданского права, которое по самой своей сути призвано защищать имущественные права граждан. В этом контексте каноническое право подчёркивает, что всё имущество, приобретаемое монашествующим его личными трудами, остаётся собственностью института. Однако институт обязан обеспечить достойную жизнь монашествующих и позаботиться об их медицинском и социальном страховании. Как правило, гражданское право не остаётся безразличным в отношении уз, связывающих монашествующего с его институтом. Напротив: оно признаёт существование института, когда речь идёт о монашеской жизни не ради приобретения определённой профессии, но с целью духовного совершенствования. Это происходит в духе сыновнего почтения к институту, благодаря которому любое служение, осуществляемое монашествующим, выходит за пределы полномочий гражданского судьи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Глава XVII. Последование в одеяние рясы и камилавки §1. Монахи разделяются на три чина В одеяние. Монахи по одному наружному своему виду или одеянию разделяются на новоначальных, малосхимников и великосхимников. Такое разделение достойно похвалы: ибо конец совершенства, до которого иноки восходят опытами благочестия, достигается тремя степенями, – то есть начинающих, совершенных и совершеннейших. Новоначальные, по своему имени, поставляют себя в числе начинающих; малосхимники, превзошедши новоначальных, преуспевают в исполнении добродетелей всякого рода, и потому суть совершенные; из них состоит большая часть монашествующих; а великосхимники, как пребывающие в ангельском жительстве, стараются достигнуть самой высокой степени совершенства подвигами богомыслия и продолжением строжайшей жизни, и потому суть совершеннейшие. Первые из них, в обыкновенных разговорах, именуются простыми монахами, а третьи – схимниками. §2. Ряса монашеская Рясы. Ряса, по-гречески ρσον или ρ α«χος, значит одежда презренная, опущенная, нестянутая и неопоясываемая; происходит от глагола ρ α»σσω растерзываю, сморщиваю. Отсюда монахи первой степени в некоторых местах называются ρ ασοφο«ροι рясоносители и ρ αχενδυ»ται одеянные в рясу (ρ ασοφορειν и ρ αχοφορειν имеют одно значение). Почему и священническая верхняя одежда, как опущенная, нестянутая и неопоясываемая, есть ряса. §3. Монашеский чин есть чин ангельский Во ангельском сем жительстве. Все три степени монахов называются именем ангельского жительства. Афанасий в письме к Аммону говорит: «два суть чина и состояния в жизни: одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, то есть супружество; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, то есть девство или состояние иноческое». Василий Великий в слове о подвигах иноческих (лист 164): «ты же небесных жительств любителю, ангельского жития купец» и проч. – Вальсамон на послание Василия в Амфилохию: «должно опасаться, чтобы кто, приняв ангельское житие поневоле, не обратил в посмеяние сего страшного и святого образа». §4. Камилавка

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Итак, блажен путь, понуждайте себя. Будьте внимательны и молитеся, да не внидете в напасть 136 . Потому что не имеющий смирения, не делающий то, что ему говорят, становится рабом бесов. И конец жизни становится для него скорбью и поношением пред людьми. Так вкратце я пишу это вам, дабы вы убоялись божественным страхом, как бы не оказать непослушания [вашей] Старице [игумении]. Ибо имеете дело не с ней, а с Богом, Который требует послушания для спасения души. Теперь о монашеском одеянии, о котором ты спрашиваешь: его показал ангел божественному Пахомию. Ранее, в первые века христианства, те, кто избирал девство, как вы сейчас, испытывались три года и затем сплетали венец из благоуханных цветов. И архиерей читал над ними молитвы, подобные нынешним молитвам [монашеского] образа, как над невестами Христовыми. И когда они умирали, [венцы] полагали в гроб вместе с ними. Но оставляю это. И сейчас [облачение в] монашеские одежды – это таинство, как и возложение венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И таким образом уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни. В смертных браках возлагают венцы, давая друг другу обет целомудрия до конца жизни. Могут ли они потом дать эти венцы, чтобы ими венчался другой брак? Нет. Но когда они умирают, венцы полагают в гроб вместе с ними 137 . Так вот, как же ты отдаешь свой венец и им венчается другая или [просто] даешь носить другой? Как же ты даешь свое монашеское одеяние, чтобы другая стала монахиней? Это неправильно. Но так как вы не знали, то вы не виноваты. Однако впредь пусть это не повторяется. Теперь начнем другую тему. В своем письме ты говоришь, что сильно морочишь мне голову своими вопросами. А я говорю тебе, что раз уж ты вошла в эту святую и блаженную обитель, ты станешь блаженной и сама, если до конца будешь хранить терпение и совершенное послушание. Поэтому сокруши под игом Христовым свое мудрование, эгоизм и гордость, и я буду всегда рядом с тобой. С тех пор как ты посвятила себя [Богу] в этой обители, я слежу за твоим духовным продвижением. Соучаствую в скорбях и радостях твоих сестер. Раз уж о других столь многих я забочусь и не перестаю молиться и писать, разве не позабочусь о вас, подлинных моих сестрах? Тем более что [мой] Старец своим благословением поставил меня на это служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

На подобное этому рассуждение о монашеской схиме, как о втором крещении, натолкнулись и мы при изучении Схиматология XIII века Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 396. В названном Схиматологии рассуждение о благодатной схиме помещено на первых двенадцати листах, и так как заголовок рассуждения, писанный в пять строк киноварью, оказался стертым, то архимандрит Владимир, описывавший греческие рукописи Московской Синодальной (б. патриаршей) библиотеки, не обратил на рассуждение в Схиматологии 396 должного внимания и в своем издании: «Систематическое Описание рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки» ограничился о нем замечанием, что «надписание статьи стерлось», а затем привел из рассуждения несколько начальных слов, не дающих никакого представления о содержании рассуждения 472 . Мысли рассуждения о схиме, как о втором крещении, в Схиматологии 396 таковы 473 . Бог создал человека по образу Своему и по подобию. Но человек преступил заповедь Божию, развратился и подпал смерти и тлению. Над погибающим человеком сжалился Единородный Сын Божий. Не вынеся зрелища человеческих страданий, Он пришел освободить род человеческий от того, что доставляло человеку мучение, – от смерти и от тления 474 . Непорочно вочеловечившийся, Единородный Сын Божий освободил нас от страданий, возвел нас в прежнее благородное состояние, предоставил нам жизнь в раю, сделал небесными гражданами, даровал нам крещение усыновления (βπτισμα υοθεσας), одел в одеяние нетления и дал в дар причастие святого Духа. К этим дарованиям Он присоединил еще другое одеяние (τερον μφιον), другое божественное крещение и красоту девства – одинокую жизнь. Эта жизнь – покров первого нашего возрождения (πνδυμα τς πρτης ναγεννσεως); она – преследование и умерщвление порока, стена и укрепление Божественных таинств, низвержение демонов. Впрочем, монашеская жизнь не есть для мира что-нибудь совершенно новое. Это только обновление и явление древней жизни человека в раю, где не было ни мясояедения, ни вкусных блюд, ни всего того, что изобрела прожорливость, лакомая к еде. Не было в раю и тщеславных одежд. Там была жизнь равноангельская.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Я хотела задать ему несколько вопросов о духовной жизни, однако он как будто не понял, чего я хочу, и вместо ответа стал с какой-то злобой осуждать своих собратьев. У меня было такое чувство, что я нахожусь с человеком, больным эпилепсией, и вот-вот с ним начнется припадок. Я стала возражать ему и убеждать, что он ошибается. Но он вдруг выкатил на меня глаза и закричал каким-то женским фальцетом, похожим на визг: «Тебя подослали ко мне!». Моей первой мыслью было, что он ударит меня. Я не знала, что делать, бежать или успокаивать его. На мое счастье, его позвали на какую-то требу. Я кратко помолилась и крадучись вышла из храма, боясь, чтобы он не окликнул и не остановил меня. Свечница вышла вслед за мной во двор и сказала: «Не принимайте этого близко к сердцу. В молодости он поскользнулся на льду, ушиб голову и получил сотрясение мозга. У него случаются подобные нервные срывы, иногда они продолжаются долго, а иногда прекращаются сразу. Может быть, у него переменилось настроение и вы вернетесь?». Я ответила: «Пусть другая посетительница застанет его в хорошем настроении. А я уже получила ответ и спешу домой». Духовник сказал: – Монашество – это не просто уединение, а жестокая борьба с невидимыми силами. Монах постоянно несет на себе огромную тяжесть. В древние века рыцари надевали на себя кольчугу из металлических колец или поверх рубахи – железные латы. Современный человек едва ли смог бы поднять такое одеяние, но и рыцарям нужна была предварительная подготовка, которой они занимались с самого детства. Монашеское одеяние похоже на тяжелые рыцарские доспехи. Оно защищает монаха в его невидимой духовной битве, но под его тяжестью может надломиться неопытный, слабый и необученный монашескому искусству человек. Монах приобретает опыт главным образом через послушание своему старцу. Непослушный монах имеет помраченную душу, и страсти его не уменьшаются, а усиливаются. Поэтому у него бывает какой-то выплеск внутренней мути, с чем вы и столкнулись. Однако есть еще одна опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

По степени обетов латинские монахи (religiosi) разделяются на послушников (novitii), или облаченных с молитвословием в монашеские одежды и готовящихся к произнесению обетов, и постриженных (professi), или произнесших иноческие обеты, при обещании хранить устав (regula) ордена, пред епископом или настоятелем монастыря. У нас по степени обетов монахи бывают: 1, рясофорные или начинающие, которые еще не пострижены, а носят уже монашеское одеяние, приготовляя себя к обетам совершенным; 551 2, малосхимники, или монахи совершенные, постриженные с обыкновенными обетами иноческими и 3, великосхимники, или монахи совершеннейшие, обязанные строжайшими обетами. Пострижение монашеское должно совершаться, только монахом простым или имеющим пресвитерский сан. 552 У латинян, 553 также как и у нас, 554 запрещается постригать в монашество принужденных к сему, рабов без воли их господ, людей, обязанных долгами, и т. п. Возраст для произнесения простых обетов, т. е. несовершенных с предписанными обрядами, в правилах Тридентского собора 555 положен шестнадцатилетний; в наших законах для монашества положен возраст для мужчин 30, а для женщин 40 лет. 556 Искус (probatio) у папистов должен быть годичный для простых обетов и трехлетний для торжественных, 557 у нас, по древнему обычаю, 558 – трехлетний. 559 Настоятели мужеских монастырей и настоятельницы женских у латинян избираются в первых монахами и из монахов, а в последних монахинями и из монахинь, и утверждаются епископом, или провинциалами и генералами ордена или папою, а потом благословляются епископами или прелатами. У нас настоятели монастырей поставляются архиереями или св. Синодом. 560 Облачаемому в монашеские одежды у латинян вручается зажженная свеча, благословляемому епископом аббату – устав ордена, посох и перстень (а некоторым из аббатов надевается, сверх сего митра и перчатки); благословляемой епископом аббатисе в руки дается устав иноческого жития, а на главу возлагается покрывало; благословляемой и посвящаемой Богу (consecrata) деве возлагается на главу покрывало, на правую руку – кольцо и на шею навыйник (torquis), а в некоторых местах вручается ей и бревиарий. У нас инокам постригаются волосы, даются монашеские одежды и вручается зажженная свеча и крест; на возводимого в архимандрита возлагается митра и крест, а потом вручается ему жезл. г) Бракосочетание

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Из писем Из письма 22. О совершенстве в монашеской жизни Не должно даваться в обман пресыщенному чреву, от которого бывают ночные мечтания. Не должно развлекаться непомерной работой и преступать пределы умеренности, по сказанному Апостолом: «Имеюще же пищу и одеяние, сими доволъни будем» (1 Тим. 6:8), потому что обилие сверх потребности выказывает любостяжательность, а любостяжательность осуждается как идолопоклонство (см.: Кол. 3:5). Не должно быть сребролюбивым и на ненужное собирать сокровища, каких не надобно. Приходящий к Богу должен возлюбить нищету. Из письма 39 (42) . К ученику Хилону Со всеми, с кем имеешь дело, будь во всем непреткновен разумен, братолюбив, приветлив, смиренномудр, не удаляйся от цели страннолюбия для дорогих яств, но, довольствуясь настооящим ни от кого не бери ничего сверх ежедневно потребного для монашеской жизни, и особливо бегай золота, как наветника души отца греху, служителя диаволу. Не делай себя виновным в богатолюбии под предлогом служения нищим. А если кто принесет тебе деньги для бедных, узнав, кто скуден, посоветуй тому самому, у кого есть деньги, отнести их к неимущим, чтобы принятием от него денег не осквернить тебе своей совести. Бегай удовольствий, люби воздержность и тело упражняй в трудах, а душу приучай к искушениям. Из письма 42 (45). К падшему монаху Привожу себе на память первоначальное твое суетное поведение, когда окружали тебя богатство и эта по земле пресмыкающаяся слава, то прихожу в ужас. Когда сопровождали тебя и множество льстецов, и кратковременное наслаждение роскоши с явною опасностью и неправедными прибытками; и с одной стороны, опасение начальства рассевало мысли твои о спасении, а с другой — народные волнения приводили в смятение дом твой, и непрерывность бедствий невольно обращала мысль к Тому, Кто силен помочь тебе; когда понемногу начал ты помышлять о Спасителе, Который как поражает тебя страхом к твоей же пользе, так избавляет и покрывает тебя, хотя и посмеиваешься над Ним во время безопасности; когда начал ты упражняться в приобретении честных нравов, с презрением взирая на многобедственное свое богатство, отрекаясь от забот о доме и от сожития с супругой; всецело же воспарив в высоту, как странник и скиталец.

http://predanie.ru/book/219971-vasiliy-v...

Монах – дословно с греч. «одинокий», пустынник (анахорет) или член монастыря, живущий по его правилам и посвятивший всего себя Богу. Стать М. мог выходец из любого слоя общества, даже бывшие раб или рабыня. Мужчина, принимающий монашеский обет и совершающий святое таинство пострига, не должен был быть моложе 10 лет, а женщина – 17 лет (см.: схима). Монашество возникло в IV в. в восточных провинциях Римской империи, Египте, Сирии, откуда быстро распространилось на Западе. М. отличает следование концепции одиночного житья (моназеин), уход от мира, отречение от мирских соблазнов, семейной жизни, богатства и соблюдение главных монашеских обетов – послушания, терпения, смирения, бедности и целомудрия (безбрачия). М. могли жить отшельниками (анахоретами) или селились общинами в монастырях (лаврах, киновиях), где царили строгие правила, регулировавшие жизнь братии, однако в Византии они не объединялись в монашеские ордена, свойственные католичеству. Соотношение М. и монахинь, вероятно, соответствовало 1:5. Монашеские степени – низшая (рясофор, дословно с греч. «носящий рясу», повседневное длиннополое одеяние – туника с широкими рукавами и шапочка-камелавкий); средняя (мантия или малая схима – дословно с греч. «форма», «образ»); высшая (великая схима, которая отличается более строгими обетами). Священники из М. называются иеромонахами, игуменами и архимандритами. М.-священнослужители, принявшие схиму, называются иеросхимонахами, схиигуменами, схиархимандритами. Они носят аналав, крест на крест перевязывавший спину и грудь, и прикрывают голову и плечи куколем (кукулием). См.: Антоний Великий , назарей, преподобномученик. Монголы – термин, обозначавший вначале одно из племен, затем стал собирательным, подразумевающим всю монгольскую народность вместе взятую. В XII в. представляли кочевое общество на степных просторах Монголии, базировавшееся на родовых кланах и племенных объединениях – улусах во главе с ханами. Справившись с родо-племенной враждой, М., руководимые Чингисханом, создали в 30-х гг. XIII в. монгольское государство – орду и совершенную систему вооруженных сил. Они начали широкомасштабные завоевания, в ходе которых вторглись в северный Китай, Среднюю Азию, Иран, разбили волжских булгар, пересекли Кавказ, опустошили Грузию, Азербайджан, дунайский регион, разорили Крым, княжества древних русов и надолго покорили Русь. Болгария, Трапезундская империя, Румский султанат селджуков в Малой Азии стали вассалами М. Центр созданного ими государства – Золотая Орда находился в междуречье Волги и Дона. В начале XV в. монгольское владычество распространилось до владений султана османов Баязида, который в 1402 г. был разбит монгольским правителем Тимуром (Тамерланом), подчинившим себе Золотую Орду. Однако Тимур не смог закрепить свои завоевания и Монгольская империя перестала существовать. Правители улусов остались один на один с порабощенными народами, которые со временем покончили с монгольским владычеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последнее, Афинское издание греческого Большого Евхология 1902 года, воспроизводя текст прежних изданий чина, помещает чин ες ρχριον ασοφοροντα на сс. 200–201. Заключение Обозрение чинов пострижения в монашество в Греческой Церкви за длинный период времени их существования, начиная с времен псевдо-Дионисия по настоящее время, обнаруживаете удивительное разнообразие этих чинов не только в отношении частностей, но и главного. Разумеем неустойчивость приуготовительных к великой схиме чинов, которою они заявляют о себе чуть ли не с первых годов введения в богослужебно-монастырскую практику малой схимы, просхимы и рясофора. Неустойчивость приуготовительных к великой схиме чинов стоить, конечно, в связи с неустойчивостью самого взгляда на смысл и значение этих чинов, а равно и не выясненностью их отношения к великой схиме. Нужда в создании чинов, предваряющих великую схиму, сознана была монашествующими еще в VIII веке, пред эпохой преп. Феодора Студита . В монастырскую практику тогда же введена была малая схима, называвшаяся в то время иначе просхимой. Не взирая на решительный протест преп. Феодора Студита , эта малая схима или просхима все более и более завоевывала себе симпатию среди монашествующих. К XIV веку приуготовительные монашеские чины обогащаются новым чином на одеяние рясы и камилавки, которому и суждено, по-видимому, сыграть немаловажную роль в будущей истории монашеских постригальных чинов. Замечательно, что предприятия по части реформы чина пострижения в монашество касались всегда больше приуготовительных к великой схиме чинов. На целость великой схимы и на какие либо существенные изменения в ею чине никто не решался посягать. Поэтому, чин великой схимы и теперь существует почти в том же самом виде, в каком представляет его Евхологий 1027 года Парижской Национальной (Coislin) библиотеки 213. Другое дело – малая схима и рясофор… С XIV века рясофор стремится занять изолированное положение среди чинов пострижения в монашество. Лишь обряды пострижения волос и облачения в некоторые монашеские одежды – обряды, совершаемые при самой скромной богослужебно-монастырской обстановке, роднят чин рясофора с последованиями малой и великой схимы. По особым молитвам, по особым песнопениям и по отсутствию акта произнесения обетов, чин на рясофор решительно отделяется от чинов малого и Великого пострига, весьма близких по содержанию друг к другу, и обнаруживаете тенденцию представить собою какой-то особый чин пострижения в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010