LV. Речь при пострижении в монашество студента С.– Петербургской духовной академии 1-го курса Алексея Турбина 75 О значении пострига в иночество Приветствую тебя, возлюбленный брат-инок Сергий, с принятием монашеского звания! Но сегодняшнее пострижение тебя в монашество не произвело перемены во внешнем виде твоём. Уже несколько лет ты носишь монашеское одеяние; ты свыкся с ним. И лица, видевшие тебя раннее нынешнего дня, увидевши тебя после настоящего пострижения, не найдут в тебе перемены. Что же ныне совершилось с тобой?... Может быть, в тебе совершилась внутренняя перемена вместе с совершившимся над тобой обрядом пострижения – перемена состояния души, перемена мыслей, чувств и образа жизни? Не думаю, чтобы и это произошло в тебе, потому что ты уже несколько лет ведёшь иноческий образ жизни, питаешься духовной и материальной монашеской пищей, давно определился твой взгляд на монашескую жизнь, давно ты полюбил её и по ней направил свою жизнь. Какое же значение имеет для тебя совершённое сейчас над тобой пострижение в монашество? Большое, возлюбленный брат!... До сего времени ты только приготовлялся к монашеской жизни: ты хотя носил монашеское одеяние, хотя вёл монашеский образ жизни, но ещё носил мирское имя, не давал монашеских обетов и не принимал присяги перед св. крестом и Евангелием. До сего времени, следовательно, не согрешая, ты мог бы возвратиться к мирской жизни и переменить монашескую одежду на одежду мирянина. Теперь же ты этого не можешь сделать: ту жизнь, которую ты давно уже избрал, ныне ты принял торжественно, дал обеты перед св. крестами и Евангелием, перед Господом Богом, невидимо здесь присутствующим, до конца жизни своей быть верным твоему новому званию. Тебе дано новое имя. Это значит, что как будто в лице твоём не стало прежнего мирского человека с мирскими задачами и целями, а с пострижением твоим в монашество в лице твоём родился новый человек, с целями и задачами, исключительно, служить Богу и Его святой церкви, на спасение души своей и ближнего. Самое монашеское одеяние ныне тебе преподано властью церкви, как бы от руки самого Бога и указанием каждой одежде на образ новой твоей жизни. Вот какое значение имеет для тебя нынешнее пострижение в монашество!...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

монах Павел Эвергетинос О том, что начавшему аскетическую жизнь можно принимать монашество только после длительных упражнений в добродетелях и что честное монашеское одеяние полезно для души и спасительно А. Из жития святого Иоанникия Дивный Иоанникий на двенадцатом году своего пустынножительства удостоился пророчества свыше: оставить свою келью, переселиться в скит под названием Эристийский и принять монашество. (Ибо еще до великих битв в монашеском чине он уже прошел поистине немалую подготовку). Летом Иоанникий добрался до указанного ему скита и рассказал об откровении свыше игумену Стефану. Тот не мешкая совершил над ним положенный чин пострига, завершив обычным священническим благословением, и облек пустынника в монашеский образ. И вот Иоанникий, уже давно живший по-монашески, облачившись в монашескую мантию, стал возрастать от одного подвига к другому, более тяжелому, каждый раз беря на себя все более суровые испытания. Б. Из жития преподобного Алипия Слава сделала Великого Алипия весьма известным повсюду, и многие не только мужчины, но и женщины, всей душой жаждавшие покаяния, стекались к нему. Когда их собралось уже немало, он построил два дома вдали друг от друга, один для мужчин, другой для женщин, разделив их таким образом между собой по природным телесным различиям, (но отнюдь не по духовным подвигам). При этом преподобный дал насельницам правило и заповедь: никогда не попадаться на глаза мужчинам и не смотреть на них. И те строго соблюдали его слово. Хотя сам святой много раз разрешал сестрам встречаться с родственниками по плоти (в случае смерти близких или по иным обстоятельствам), но они отказывались, тем самым показывая, что заповедь отца духовного для них важнее кровного родства. Случилось так, что вместе с ними жила и мать преподобного. Она со всеми вместе исполняла те же самые правила, только не хотела стать монахиней, хотя была удивительно добродетельна, как об этом уже говорилось. На многочисленные просьбы сына принять монашеский постриг она отвечала отказом и говорила, что раба (Божия) ничем не отличается от монахини. Однако сновидение от Бога разом переубедило ее, и она сама стала горячо просить сына об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Чин бываемый на одеяние рясы и камилавки Хотяй прияти рясу приходит ко игумену, и сотворь обычное пред ним поклонение, вопросимь бывает от него, аще со всяким усердием ко иноческому приходит житию, и аще многодневным усмотрением сие предложение неизменное имать; обещавшу же ся ему невозвратно пребыти в монастыри в посте и молитвах, и тщание творити помощию Божиею, еже день и нощь преуспевати в добродетелех и во всех повеленных ему службах, прежде всех повелевает ему чинно прежде изчитати вся согрешения своя, и в память себе привед вся от юности своея содеянная, духовнику монастырскому исповести, и от него разрешение прияти, и по повелению духовникову, готову быти ко причастию Божественных Таин. Сему же сице бывшу, вручает его абие игумен единому от искуснейших старец монастырских, повелевая ему еже опасное о души его имети попечение, и иноческому поучати его житию. Рясоносцу же быти хотящему, повелевает во всем повиноватися старцу, чтити же и послушати его яко отца и учителя, и яко от Христа Самаго от старца наказание приимати, веру же и любовь к нему имети, на всяк же день трикраты изчитати свою совесть опасно, и деяния и помышления своя старцу исповедати всегда, и ничтоже якоже пред Самым Богом никогдаже утаевати, повеления же и поучения старцева якоже от Самаго Бога любовне приимати, и усердно тщатися сохраняти и исполняти; над всеми же сими, ничтоже без повеления и благословения старцева (аще и добрейшее будет дело) творити. Повелен же от игумена со старцем входит в церковь . Пришедшу же и игумену и братиям в церковь, во время начинания часов, старец предреченный приводит рясу прияти хотящаго пред игуменом, и сотворше ему оба метание, обычно лобызают десницу его, и благословение вземше, творят с обою страну поклонение братиям, и ставше пред Святыми враты, знамением крестным знаменуют себе, кланяющеся трижды. Таже лобызавше святыя иконы, и поклоншеся, отходят на свое место. Абие же посем начинают часы чести; по скончании же сих, игумен взем епитрахиль и фелонь на ся (предстоят же ему хотяй прияти рясу, и старец его с ним, в притворе пред церковными дверми), творит начало обычное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава XIX. Последование великого ангельского образа §1. Монашеский чин есть чин ангельский Великого и ангельского. Хотя житие ангельское принадлежит всем трем степеням монашества вообще, то есть степени новоначальных, совершенных и тех, для которых установлено сие последование, то есть настоящих великосхимников, и хотя всякий устав для всех этих степеней в обителях называется ангелоподражательным; однако великосхимниками или монахами великого ангельского образа именуются собственно те, которые, проведши несколько лет в обители в чине малосхимников, остальное время жизни желают посвятить себя несмущаемому размышлению о вещах небесных, строжайшим пощениям, продолжительнейшим пред всеми прочими молитвам, уединению, молчанию, бдению, трудам, подвигам и изнурению, отказавшись от самых дозволительных пособий общественной жизни; – словом те, которые, восприняв особенное и как бы святейшее прочих одеяние, совсем удалились уже от мира и поистине стяжали ангельскую жизнь. Главнейшие монашеские одежды, какие были у древних великих подвижников, кукуль и аналав, сделались собственною принадлежностию этого чина. И сами они строгостию жизни и подвигов стяжали себе такое уважение от всех, что монахи, остающиеся на второй степени, уступив им наименование ангельского образа, начали именовать себя только совершенными старцами, и не более, как учениками и подражателями этого высокого и великого образа. §2. Монашеские одежды полагаются в алтаре На подножие. Подножием называется пол по всей церкви. Здесь говорится о том, что одежды желающего принять святой образ с вечера вносятся во святой алтарь и полагаются на подножии, то есть на полу святой трапезы, или где-либо близ святого престола, дабы они восприяли освящение от святого места и могли быть приняты освященными как бы от Самого Бога, седящего на престоле. Св. Дионисий (стр. 113) говорит: «уединенные (то есть совершеннейшие, – великосхимники) должны быть соединены с единым Богом, с сею священнейшею Единицею, и в житии уподобляться, сколько для них возможно, жизни священнической, потому что они во многом подходят к сему сану ближе всех прочих совершенных христиан, и по самому званию своему имеют сродство с чином священническим». Посему и одеяния их, как от священного места восприемлемые, равно священны, как и облачения священнические. §3. Монашеское последование имеет две части

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

еп. Марк (Головков) Иерархия Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства. Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата, 1 однако на практике он встречается крайне редко. В этом случае духовное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов). В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде (см. табл.). Белое духовенство Черное духовенство I. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ) Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ II. СВЯЩЕННИК Протопресвитер Протоиерей (старший священник) Игумен Иерей (священник, пресвитер) Иеромонах III. ДИАКОН Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом) Архидиакон (старший диакон в монастыре) Протодиакон (старший диакон. Как правило, в соборе) Диакон Иеродиакон Монах ( греч. μνος – уединенный) – лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестяжательства и безбрачия. Монашество имеет три степени. Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушник (иначе – новоначальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути. Ряса – это одежда покаяния ( греч. ρσον – поношенная, ветхая одежда, вретище).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Разделы портала «Азбука веры» Об осуждении обычая одевать постригаемую в монашество как невесту. Поскольку нам стало известно, что в некоторых женских монастырях тех, кому предстоит сподобиться священного монашеского образа, приводящие их сначала наряжают в разнообразные шелковые одежды и даже надевают на них усыпанные золотом и камнями украшения, а затем, когда они подойдут к алтарю, снимают с них этот пышный наряд, и тотчас же им преподается благословение монашеского образа и их облекают в черное одеяние, то мы определяем, чтобы отныне и впредь этого не было. Ибо неблагопристойно, чтобы та, которая по собственному произволению уже отвергла житейские удовольствия, с усердием приступила к жительству по Богу, в мыслях своих непоколебимо утвердилась в нем и затем вступила в монастырь, из-за этого тленного и преходящего украшения вновь приводила себе на память то, что уже предала забвению. Это приводит ее в сомнение и смущает ей душу, захлестывая, словно волнами, и бросая то в одну, то в другую сторону. От этого случается также, что она подчас и слезы не проронит, никак не выразив внешне своего сердечного сокрушения; а если, как и следовало, прослезится на мгновение, то видящий это сочтет, что причиной тому – не стремление к поприщу подвига, а оставление мира и того, что в мире. πειδ μεμαθκαμεν, ν τισι γυναικεοις μοναστηροις τς μελλοσας το ερο κενου καταξιοσθαι σχματος, πρτερον σηρικας, κα παντοαις στολας, τι μν κα κοσμοις, χρυσ κα λθ πεποικιλμνοις, π τν προσαγντων ατς περιστλλεσθαι, κα οτω τ θυσιαστηρ προσιοσας, κδιδσκεσθαι τν τοσατην τς λης μφεσιν, παραχρμ τε γνεσθαι π ατας τν το σχματος ελογαν, κα τ μλαν ατς νδυμα μφιννυσθαι· ρζομεν, στε μηκτι π το νν τοτο γνεσθαι· οδ γρ εαγς πρχει, τν δη δι τς οκεας προαιρσεως ποθεμνην πσαν τν το βου τερπντητα, κα σπασαμνην τν κατ Θεν πολιτεαν, κα βεβασασαν τατην λογισμος κλινσι κα οτω τ μοναστηρ προσελθοσαν, αθις ες νμνησιν δι το τοιοτου φθαρτο τε κα οντος κσμου λθεν, ν δη ποισατο λθην· κ τοτου τε μφβολον καταστναι, κα τν ψυχν κταραχθναι, δκην κυμτων πικλυζντων, κα τδε κκεσε περιστρεφντων, ς μτε δκρυον στιν τε λοιπν φιεσαν, κα τν ν τ καρδ δι το σματος κατνυξιν πιδεξασθαι. λλ ε κα βραχ τι, ς εκς, κπηδσειε δκρυον, μ μλλον τς δι τν σκητικν γνα διαθσεως χριν, δι τ τν κσμον, κα τ ν τ κσμ καταλιπεν, παρ τος ρσι τοτο προελθν λογισθναι.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

6 сентября в Москве празднуется 100-летие Марфо-Мариинской обители, созданной Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. С 20-х годов обитель не действовала, возродилась в начале 90-х годов. Сейчас сестры и руководство Обители реконструируют и архитектуру, и социальную деятельность — «как при Великой Матушке». Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия в Москве старше ста лет. Благотворительное учреждение создано Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. Однако большую часть этого срока обитель не действовала: закрытая большевиками в 20-х годах, она возродилась лишь в начале 90-х. Сейчас сестры и руководство Обители хотели бы реконструировать не только архитектуру, но и социальную деятельность «как при Великой Матушке», насколько это возможно в современных условиях. Марфо-Мариинская обитель Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Марфо-Мариинскую обитель Елизавета Федоровна основала через 2 года после гибели от рук террористов-эсеров мужа, генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича Романова, сменив траур на белое одеяние сестры милосердия. На устройство Обители и другие дела милосердия пошла треть от всех средств Великой Княгини. Другая треть была передана в казну, третья — отдана ближайшим родственникам. Немецкая школа Рассказывает кандидат исторических наук, автор книги «Очерки по истории общин сестер милосердия» священник Андрей Постернак: — В Марфо-Мариинской обители прмц. Елисавета хотела совместить социальное служение и монашеский строгий устав. Для этого ей понадобилось создать новый вид женского церковного служения, нечто среднее между монастырем и сестричеством. Мирские сестричества, которых в России тогда было множество, не нравились Елизавете Федоровне своим светским духом: сестры милосердия часто бывали на балах, вели слишком светский образ жизни, а монашество она понимала исключительно как созерцательное, молитвенное делание, полное отречение от мира (соответственно и от работы в больницах, госпиталях и т.д.). Воспитанная в протестантской традиции, Елизавета Федоровна, знала, что существовавший в древности институт диаконис можно восстановить и укрепить за ним статус социального служения — в Германии как раз в то время была возрождена община диаконис лютеранским пастором Флиднером и к началу XX века его общин в одной только Германии было уже более 80.

http://pravmir.ru/marfo-mariinskaya-obit...

Глава XVIII. Последование малой схимы, сиречь мантии §1. Монахи по своим чинам имеют особенные одежды Малая схима. Для трех степеней монашеской жизни имеются троякие и особенные, т.е. отличительные одежды, из которых каждая присвояется монаху с особенным последованием молитв и обрядов. Так новоначальным монахам дается ряса и камилавка, монахам совершенным – мантия, достигшим высшей степени монашества, или монахам совершеннейшим, присвояется кукуль и аналав. §2. Схима Схима. Схима есть образ, или одеяние двух последних степеней монашеских. §3 По еже ударити в малое. Ударити в малое, то есть било; об этом показано будет ниже (гл. 21, §3). Монах стоит пред царскими вратами Стоит пред царскими враты не опоясан, не обувен и откровенен. Стоить пред царскими враты, то есть пред средними западными дверями, ведущими из притвора в храм; ибо и эти средние двери и врата называются царскими по отношению их к боковым дверям храма (о сем показано в 1 части, гл. 10). Поскольку монашеский образ есть знак покаяния, то вступающий в него, в виде кающегося, стоит в притворе, как в месте, определенном для покаяния. Симеон Солунский (в гл. 267) говорит: «а сам себя удаляя от мира, (монах) приносится подобно дару, и стоит пред дверьми, как еще не принадлежащий к ангелам и людям равноангельным, но как кающийся стоит пред раем и небом, умоляя о входе. И когда начнется священное таиноводство (литургия), тогда после первого входа во святое, который указывает на приведение нашего естества к горнему миру, приводится и он, как обретенное овча погибшее, воспринятое и принесенное на раменах обретшего его Господа. Посему он – и обнажен от мирских одежд, бос и непокровен. Первое потому, что он отверг все излишнее и мирское; а второе – потому, что он беден и нищ, как лишенный богатства разбойниками, страшно избитый и израненный, оставленный нагим и лежащий полумертвым». §5. В трех местах творит коленопреклонения Творя в трех местах коленопреклонения. В трех местах творит коленопреклонения: 1) пройдя средние, западные или царские двери, 2) в средине храма, и 3) пред святыми дверями, то есть пред алтарем. Симеон Солунский (в гл. 269) говорит: «и приводимый припадает трижды, в честь Троицы, и три раза восстает; приблизившись к священным дверям, как к небу, он припадает пред настоятелем, как пред Отцем Небесным, и ласково приемлется им, как сын заблудший, возвратившийся из далеких стран. Потом он припадает к братиям, как старейшему сыну, испрашивая прощение и умоляя не гневаться на него за то, что он оскорбил их своею бессловесною жизнию. Затем вместе с ними он обращается к Отцу Небесному». §6. Постригается у царских дверей

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

ЖМП 10 октябрь 2012 /  24 сентября 2012 г. О рясофоре как о начальной степени монашеского чина В последнее время в ходе обсуждения важного для Русской Православной Церкви документа — " Положения о монастырях и монашествующих " был поставлен вопрос, имеет ли рясофорный инок монашеское достоинство и каковы канонические последствия рясофорного пострига. Сам по себе вопрос о статусе рясофорных иноков имеет большое значение. Он вплотную касается их канонических прав и обязанностей, в частности права на оставление обители и последующее вступление в брак. Поэтому вопрос о том, принадлежит ли рясофорным инокам монашеское достоинство, поднимается снова и снова на протяжении нескольких последних столетий. Еще в XII в. Феодор Вальсамон полемизировал с иноками, которые считали, что они вправе отложить иноческое одеяние и оставить свой монастырь, поскольку не давали монашеских обетов. Следовательно, таковые считали себя мирянами, не связанными монашескими узами. В начале XIX в. преподобный Никодим Святогорец в " Пидалионе " обличал рясофорных иноков за намерение оставить монастырь и монашеское житие и воспринять на себя образ мирян. В близкое к нам время воззрение на иноков, как на лиц, еще не вступивших в лик монашествующих, получило широкое распространение и в России. Игумения Таисия (Солопова), одна из подвижниц благочестия XIX в., в своих сочинениях писала, что рясофор " в сущности не считался пострижением и назывался " малым постригом " 1 , поэтому многие рясофорные иноки и инокини покидали монастырь и возвращались к мирской жизни, считая себя не связанными обетами перед Богом 2 . Итак, как уже было сказано, совсем недавно этот вопрос был затронут еще раз в ходе обсуждения " Положения о монастырях и монашестве " . Во время дискуссии прозвучало мнение о том, что по своему каноническому статусу рясофорный инок — это лишь мирянин, имеющий благословение носить рясу. Подобный взгляд высказывается в частности и в статье архимандрита Иеронима (Николопулоса) 3 , которая представляет собой исследование одного из греческих канонистов-богословов.

http://e-vestnik.ru/church/ryasofornoe_m...

иерей Андрей Кретов Аннотация. В статье рассматривается вопрос отношения святителя к чину монашеского пострига. В своих трудах Феофан Затворник изъясняет природу иночества, монашества и схимничества, отвечает на вопрос: монашество таинство или нет? Определяет значение монашеских обетов. Содержание Три чина Чин или таинство? Значение обетов Заключение     Святитель Феофан обладает особым авторитетом в отношении значения монашеского пострига. Он перевел основной корпус монашеской литературы на русский язык: Добротолюбие, Невидимая брань, Древние иноческие уставы, Митерикон. В своих трудах и письмах он не освящает вопросы формирования чина пострига, однако выражает в наставлениях важное мнение о сути монашеского пострига. Мы будем рассматривать три современных чина: принятие иночества или одеяние рясы и камилавки, пострижение в малую схиму или монашеский постриг и пострижение в великую схиму. Эти чины в практике Церкви были не всегда. Вопросу формированию чинов принятия в монашество посвящено достаточное количество литературы, поэтому останавливаться на нем подробно не будем. Стоит сказать лишь, что Михаил Арранц в своем исследовании константинопольской и русской традиций описывает 13 чинов пострига, формирует их в 5 групп, устанавливает между ними зависимости, выстраивает генеалогию современной традиции. Т. е. история формирования чина пострига достаточно сложна и неоднозначна. И в современной практике Поместных Церквей есть различия. Афонское монашество зачастую не имеет чина малого пострига. В русской традиции великий образ, схима – явление редкое. В переводе «Древние иноческие уставы» святителя Феофана находятся первые в истории христианской письменности свидетельства о принятии монашествующих в обитель. Это описание в уставе монастыря Пахомия Великого . Устав этот сохранился в трудах блаженного Иеронима , а также у Кассиана Римлянина. В русском издании эти тексты перерабатываются. Феофан Затворник предлагает разложить устав преподобного Пахомия, сохраненный в переводе святого блаженного Иеронима , на группы по содержанию, и дополнить свидетельствами текста преподобного Кассиана Римлянина, житий основателей Тавеннисиотской обители, текстов поучений из отечников. По мысли преосвященного владыки, изложение в порядке всех известных текстов поможет сложить представление об уставе обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010