По свидетельству настоятеля Петербургского подворья Свято-Андреевского скита архимандрита Давида (Мухранова), духовного отца И.М. Сибирякова, Иннокентий Михайлович в разное время передал ему 2 млн 400 тыс. рублей, предоставив ему возможность раздавать эти деньги по своему усмотрению. Отец Давид раздал половину на благотворительные дела и бедные монастыри России, а другую половину отдал в Свято-Андреевский скит на Афоне. На эти средства в скиту был достроен и благолепно украшен собор Апостола Андрея Первозванного – «Кремль Востока», самый крупный православный храм на Балканах и в Греции, а также выстроен больничный корпус с церковью во имя святителя Иннокентия Иркутского и маленьким храмом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, возведены и другие постройки. Так исполнилось одно из афонских пророчеств, прозвучавшее из уст русского архипастыря, когда И.М. Сибирякову было еще только 8 лет. Побывавший в скиту в 1868 г. Преосвященный Александр, епископ Полтавский, посоветовал братии заложить в Свято-Андреевской обители храм во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Убеждая старцев скита в необходимости этого, он сказал, что «Бог пришлет сюда из Сибири благодетеля, соименного сему святителю, и этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу». Столь обильные благотворения Иннокентия Сибирякова на церковные нужды ополчили против него врага рода человеческого, возбудившего во многих людях зависть, корыстолюбие, посеявшего самые невероятные слухи и кривотолки, проникавшие даже в церковную печать. Во все времена искренне любящие Бога люди вызывали у окружающих подозрение, им легко приклеивали самые нелепые ярлыки. Не избежал этой доли и Иннокентий Михайлович, когда стало известно, что он интересуется монашеской жизнью и тоже хочет быть монахом. Особенно трудное испытание пришлось перенести Иннокентию Михайловичу в 1894 г. Как некогда святая блаженная Ксения Петербургская за желание раздать свое имущество нуждающимся была объявлена безумной и подвергнута соответствующему освидетельствованию, так и будущий святогорец Иннокентий разделил ее участь во граде Петровом. После того как он перестал скрывать свое желание уйти в монастырь, некоторые заинтересованные лица выдвинули против него обвинение в потере рассудка и попытались взять его капиталы под опеку. Иннокентию Михайловичу пришлось пережить два унизительных освидетельствования на предмет его душевного здоровья губернской комиссией в составе докторов, юристов, государственных чиновников и общественных деятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 марта батюшка стал отходить. Сестры читали канон на исход души. Старец внимательно слушал, потом тихо произнес: «Вон мать Иннокентия [Хвостова. – Примеч. сост.] идет». И вскоре тихо скончался. Было семь часов семь минут утра 10 марта 1949 года. Сестры положили по двенадцать поклонов за душу почившего. Старца одели, стали читать Псалтирь по усопшему, петь беспрерывно панихиды, которые батюшка так любил... Всем близким были разосланы телеграммы. Одна из духовных чад старца, монахиня, не могла быть на похоронах и очень скорбела. Во сне ей приснился батюшка со словами: «Блаженны умирающие о Господе... Да почиют от трудов своих». На ночь гроб с телом иеросхимонаха Иннокентия поставили в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском 77 , напротив придела во имя преподобного Алексия, человека Божия. Многие пришли проститься со старцем, последний раз коснуться его благословляющей руки. Духовные чада батюшки просили разрешить им читать над усопшим Псалтирь. Но времена были непростые, настоятель храма отец Петр Турбин 78 никого не оставил у гроба, кроме церковниц – матушек Ангелины и Наталии. Сам он поднялся на хоры. Наталия, намаявшись за день, уснула, а матушка Ангелина стала читать над батюшкой псалмы. Когда она остановилась, чтобы перевести дух, то услышала, что кто-то продолжает чтение, да так, что слышно было во всем пространстве храма, и не один голос, а множество голосов. Отец Петр спросил ее, кого она без его разрешения оставила в храме? «Никого», – отвечала матушка. Отец Петр не поверил, обошел помещение и убедился, что никого, кроме них, в церкви нет, а чтение продолжается, слова псалмов доносились изо всех приделов и даже из алтаря. В связи с тем, что у отца Иннокентия не было документов, подтверждавших его иеросхимонашеский чин, настоятель Тихвинского храма не разрешил отцу Евфросину отпевать старца как иеросхимонаха и сам отпел его как мирского. Однако после погребения в доме батюшки на Сходне собрались все его чада и отец Евфросин совершил заочное отпевание старца Иннокентия по монашескому чину. Шесть недель читали заупокойный чин Псалтири, святое Евангелие и каждый день пели парастас. Духовных чад старца утешало одно: в их жизни был человек, который деятельно свидетельствовал о своей безраздельной любви к Богу и людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иннокентий Сибиряков: Жизнь и подвиг миллионера 12 ноября 2010 года исполняется 150 лет со дня рождения схимонаха Иннокентия, известного русского миллионера и благотворителя, ставшего на путь иноческого подвига и завершившего свой земной путь на Святой Горе Афон. 12 ноября, 2010 12 ноября 2010 года исполняется 150 лет со дня рождения схимонаха Иннокентия, известного русского миллионера и благотворителя, ставшего на путь иноческого подвига и завершившего свой земной путь на Святой Горе Афон. 12 ноября 2010 года исполняется 150 лет со дня рождения схимонаха Иннокентия, известного русского миллионера и благотворителя, ставшего на путь иноческого подвига и завершившего свой земной путь на Святой Горе Афон. Иннокентий Михайлович Сибиряков… Некогда этот замечательный сын Отечества заставил говорить о себе всю Россию. Но к глубокому сожалению, после революции его имя было незаслуженно забыто. И неудивительно. Потомственный золотопромышленник, миллионер, близкий знакомый многих выдающихся литераторов и ученых России второй половины XIX века, щедрый благотворитель и меценат, он в расцвете лет раздает все свое состояние на нужды благотворительных заведений и Православной Церкви, покидает мир, принимает монашеский постриг и скрывается в молитвенную тишину Святой Афонской горы. О людях с такой судьбой в безбожное лихолетье не вспоминали. Теперь время другое, а жизнь Иннокентия Михайловича Сибирякова (1860 – 1901) вмещает в себя те глубину и высоту, которые просятся не в рядовые биографические очерки, а в жизнеописания и, без преувеличения можно сказать, достойны житийных сводов. Хотя внешне и может показаться, что биография Иннокентия Михайловича Сибирякова не отличается яркостью и значительностью событий, ведь главное ее содержание – почти беспрерывный и преизобильный поток его благодеяний людям. Но именно этими дарами щедрой и чуткой души был интересен Иннокентий Сибиряков и своим современникам, этим интересен миллионер-монах и нам, потомкам. Тем более что немало адресов его благотворительности сохранилось до наших дней, а сам он удостоился великой милости Божией, о чем еще будет сказано.

http://pravmir.ru/innokentij-sibiryakov-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Багрянский Василий; сер. XVIII в., Москва - 8.06.1814, Иркутск), еп. Иркутский и Нерчинский. Из семьи священника. Обучался в московской Славяно-греко-латинской академии , где показал блестящие успехи в учебе. В 1766 г. из философского класса отправлен для продолжения образования в Лейденский ун-т. По возвращении в Россию был экзаменован особой комиссией, удостоен степени магистра и определен учителем философии в Новгородскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, был назначен префектом семинарии. С июля 1782 г. ректор Александро-Невской ДС и настоятель Зеленецкого во имя Св. Троицы мон-ря в сане архимандрита. В кон. 1783 г. переведен настоятелем в новгородский Антония Римлянина мон-рь и в 1784 г. назначен ректором Новгородской ДС (по др. данным, оба назначения состоялись в 1787). В 1788 г. перемещен в свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) 9 дек. 1789 г. в церкви Зимнего дворца хиротонисан во епископа Иркутского. Особое внимание уделял миссионерской деятельности в епархии. В 1794 г. ходатайствовал о возведении настоятеля иркутского Вознесенского мон-ря в сан архимандрита для усиления торжественности служб в глазах новообращаемых. В 1796 г. к территории Иркутской епархии добавились Аляска и Алеутские о-ва. 10 апр. 1799 г. по полномочию от Синода В. единолично хиротонисал Иоасафа (Болотова) во епископа Кадьякского, вик. Иркутской епархии. Под рук. В. была преобразована Иркутская ДС, существовавшая с 1780 г. в непосредственном заведовании местного архиерея и только в 1800 г. получившая особого ректора. В семинарии архиерей поддерживал строгие порядки и режим, выше успехов в учебе ценил благочинное поведение и дисциплину. В. был инициатором прославления Иркутского еп. св. Иннокентия (Кульчицкого) , представил в Синод данные о совершаемых по молитвам к святителю чудесах. 29 янв. и 3 марта 1801 г. вместе с присланным от Синода Свияжским еп. Иустином (Вишневским) В. свидетельствовал почивавшие в Вознесенском мон-ре останки еп. Иннокентия, обретенные нетленными. «Объявления» разных лиц о чудотворениях святителя были признаны «неложными». По указу Синода В. в 1803 г. вторично свидетельствовал мощи свт. Иннокентия и 9 окт. подтвердил свое заключение. 28 окт. 1804 г. имп. Александр I утвердил доклад Синода о канонизации еп. Иннокентия. 9 февр. следующего года В. торжественно перенес мощи новопрославленного святителя из склепа Тихвинской ц. в соборную церковь мон-ря. По отзывам современников, В. отличался «просвещенным умом, величавостью и важностью в приемах». Похоронен в иркутском Богоявленском кафедральном соборе, для к-рого по благословению В. были ранее отлиты 2 колокола (761 и 220 пудов).

http://pravenc.ru/text/150283.html

Святитель Иннокентий родился 30 мая (по старому стилю) 1785 года у дьячка Воскресенской церкви Павловского Посада Дмитрия Егорова. Он прожил короткую, но удивительно плодотворную жизнь, скончался в сане епископа Пензенского и Саратовского в возрасте 35 лет. На Пензенской кафедре, с которой теперь навсегда связано его имя, он пробыл только три с небольшим месяца. Владыка Иннокентий впервые приехал в Пензу 21 июня 1819 года, а уже 10 октября скоропостижно умер, и был погребен в приделе местного собора. Причинами столь раннего ухода стало слабое от природы здоровье и конфликт с могущественным обер-прокурором Синода князем Александром Голицыным. Духовное образование будущий святитель получил в московской перервинской семинарии, где за кроткий нрав он получил прозвище Смирнов. Из Перервы семинарист перешел в Лавру. В 1809 году принял монашеский постриг и вскоре стал игуменом подмосковного Николо-Угрешского монастыря. Уже в 1812 году молодой игумен был вызван в Санкт-Петербург для работы инспектором в местную духовную академию. В последующие годы Иннокентий был возведен в сан архимандрита, стал профессором, а затем и доктором богословия, занял пост ректора петербургской семинарии, управлял Сергиевой пустынью и Новгородским Юрьевым монастырем… Параллельно с административными обязанностями ученый инок писал духовные книги. В частности, он составил «Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVIII века», ставшее главным пособием для семинаристов по этому предмету в XIX столетии. В числе его многочисленных дел было членство в комитете духовной цензуры. Несмотря на свой кроткий и тихий нрав, Иннокентий Смирнов запомнился как стойкий обличитель самого обер-прокурора Святейшего Синода Голицына. Он не побоялся критиковать модные мистические учения, которыми увлекались высокопоставленные в империи особы, включая даже императора Александра I. Поводом для гонений против Иннокентия стало одобрение и пропуск духовной цензурой в печать полемической книги Евстафия Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души». Автор книги наносил удар по тем, кто увлекался западными мистическими учениями, резко отвергал оккультные сочинения Карла Эккартсгаузена, теософа Иоганна Юнг-Штиллинга, мадам Гюйон и многих других.

http://sobory.ru/article/?object=00567

Arhiva La cea de-a treizecea aniversare de la tunderea sa în monahism mitropolitul de Volokolamsk Ilarion a svârit Dumnezeiasca Liturghie la mnstirea „Sfântul Duh” din Vilnius 20 iunie 2017 14:17 18-20 июня 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Литву. Прибывшего вечером 18 июня председателя ОВЦС встречал митрополит Виленский и Литовский Иннокентий . На следующее утро, в день памяти преподобного Илариона Нового, митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Свято-Духовом монастыре Вильнюса, где ровно 30 лет назад он был пострижен в монашество. Владыке сослужили митрополит Виленский и Литовский Иннокентий, митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит , епископ Ржевский и Торопецкий Адриан и епископ Львовский и Галицкий Филарет . За Литургией пел Архиерейский хор Свято-Духова монастыря под управлением Татьяны Сковородко. По окончании богослужения была совершена заупокойная лития по архиепископу Викторину (Беляеву) — иерарху, который стоял в начале духовного пути владыки Илариона. Митрополит Иннокентий поздравил владыку Илариона с днем его тезоименитства и 30-летием монашеского пострига. В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата отметил: «С волнением я переступил порог сего святого храма, где 30 лет назад в этот самый день, когда праздновалась память преподобного Илариона Нового, я был пострижен в монашество тогдашним наместником Виленского Свято-Духова монастыря ныне покойным архимандритом Никитой по благословению присномапятного архиепископа Викторина. День монашеского пострига для каждого монаха — это особенно памятный день, потому что с этого момента у человека начинается новая жизнь, он как бы заново рождается. Неслучайно в монашеском постриге человек получает новое имя: не то, которого он сам хотел или просил, а то, которое ему дает постригающий. И то, что перед постригом человек совлекается своих мирских одежд, что он на коленях припадает ко святому жертвеннику и ко святой монашеской дружине, — все это подчеркивает, что для него начинается новая жизнь.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4939319...

Разделы портала «Азбука веры» ( 20  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Книга посвящена жизни, благотворительной деятельности и духовному подвигу Иннокентия Михайловича Сибирякова (1860–1901) – потомственного миллионера-золотопромышленника, известного общественного деятеля России и щедрого благотворителя. Весь свой капитал он употребил на поддержку отечественного образования, науки и культуры, строительство и содержание храмов и монастырей Русской Православной Церкви и Афона, а также на оказание помощи обездоленным, особенно детям-сиротам, нуждающимся студентам и престарелым людям. С молодости устремленный к поиску жизненного идеала, Иннокентий Сибиряков в расцвете лет принял монашеский постриг и закончил свою жизнь схимником в Свято-Андреевском скиту на Афоне. По определению афонского монашества, его честные останки имеют все характерные признаки святости. В работе над книгой использованы материалы Б.А. Соловьевой Предисловие В монастыри в России уходили люди разные – и царственные особы, и аристократы, и военные всех чинов, и лица духовного звания, и чиновники, и разночинцы, а уж о крестьянах и купцах говорить не приходится. Но чтобы монашеский постриг в расцвете лет принял миллионер-золотопромышленник, да еще предварительно раздав все свое состояние на благотворения и церковные нужды, такой случай даже для нашего Отечества – редкостный! А с учетом того, что подвизался необычный инок смиренным схимником на Святой Горе Афон становится очевидным, что здесь имеет место духовное явление особого порядка. Более того, сам этот факт – уход крупного капиталиста из мира – дает исчерпывающее объяснение, почему имя выдающегося благотворителя России последней трети XIX в. Иннокентия Михайловича Сибирякова (1860 – 1901) было вычеркнуто из отечественной истории, хотя современники схимонаха Иннокентия не сомневались, что память о нем будет передаваться из рода в род. Один из первых светских биографов Иннокентия Сибирякова А. Головачев писал: «Иннокентий Михайлович Сибиряков имеет полное право на зачисление в разряд выдающихся людей, память о которых должна сохраняться при смене поколений. Не будучи ни ученым, ни писателем или художником,.. а лишь просвещенным благотворителем, Сибиряков по своим личным качествам и целям, которые преследовала его благотворительность, представляет редкого человека, выдающегося над обычным ординаром людей его материального положения…» c. 1, 2].

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Иеромонаху Алексию, впоследствии схиигумену, основателю и первому строителю Свято-Троицкого Никольского монастыря в Приморском крае, Иннокентий Сибиряков пожертвовал 25 тысяч рублей. По свидетельству настоятеля Петербургского подворья Свято-Андреевского скита архимандрита Давида (Мухранова), духовного отца И. М. Сибирякова, Иннокентий Михайлович передал ему 2 млн. 400 тыс. рублей, предоставив раздавать эти средства по своему усмотрению. Отец Давид раздал половину на благотворительные дела и бедные монастыри России, а другую половину отдал в Свято-Андреевский скит на Афоне. На эти средства в скиту был построен и благолепно украшен собор апостола Андрея Первозванного — «Кремль Востока» — самый крупный православный храм на Балканах и в Греции, выстроен больничный корпус с церковью во имя святителя Иннокентия Иркутского, другие постройки. Так исполнилось пророчество, прозвучавшее из уст русского архипастыря. В 1868 году преосвященный Александр, епископ Полтавский, посоветовал братии построить в Свято-Андреевской обители храм во имя святителя Иннокентия Иркутского. Он сказал, что «Бог пришлёт сюда из Сибири благодетеля, соименного сему святителю, и этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу». Благотворения Иннокентия Сибирякова на церковные нужды ополчили против него врага рода человеческого, возбудившего во многих зависть, посеявшего самые невероятные слухи и кривотолки о нём, проникавшие даже в церковную печать. В 1894 году Иннокентию Михайловичу, как некогда святой блаженной Ксении Петербургской, за желание раздать своё имущество нуждающимся и уйти в монастырь пришлось пережить два унизительных освидетельствования его душевного здоровья губернской комиссией в составе докторов, юристов, государственных чиновников и общественных деятелей. «Что сделал я им, — говорил Иннокентий Михайлович близкому по духу человеку, — ведь … я не разбойникам раздаю и ко славе Божией жертвую!» Он был признан здоровым и снова вступил в полное владение своими капиталами. Прежде чем уйти в монастырь, он жертвует 420 тысяч рублей на пособия и пенсии рабочим золотых приисков, которым, как считал И. М. Сибиряков, он был обязан своим богатством. Свою дачу отдаёт детскому приюту для девочек, вторую дачу в Выборгской губернии жертвует Линтульской женской общине. В год своего монашеского пострига (в 1896 году) он жертвует 10 тысяч рублей на строительство Воскресенского скита на Валааме.

http://azbyka.ru/fiction/sobiravshij-sok...

В 1827 году о. Иннокентий просил Государя Императора об отводе земли с лесом для Сяндемской пустыни, приписанной к пустыне Андрусовской. Почему, по положению комитета гг. Министров последовало Высочайшее соизволение: „определить пустыне оклад денежный по 800 рублей ежегодно, вместо угодьев.” Старанием о. Иннокентия в Сандемской пустыне построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, на сумму в количестве 4175 руб. ассигн., всемилостивейше пожалованную, по прошению о. Иннокентия, Государем Императорам Николаем Павловичем и при содействии частных благотворителей, в особенности С.-Петербургского купца Ивана Сидоровича Редуева, друга и почитателя о. Иннокентия. По его же ходатайству Государем Императором Александром пожалованы в пустынь сребропозлащенные сосуды и годовой круг церковных книг; в 1827 году Государем Императором Николаем Павловичем пожалованы другие священнослужительские облачения и в то же время благочестивая графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская обогатила ризницу пустыни многими вкладами 74 . В 1827 году старец Иннокентий приобрел для обители и внес в нее икону Владимирской Божией Матери в серебряной ризе с позлащёнными венцами. В 1828 году в обе обители назначен был строителем Валаамский иеромонах Иосиф, с подчинением его надзору Валаамского настоятеля, которому было предоставлено епархиальным начальством право: сменять по своему усмотрению строителей и братий пустыни, донося о своих распоряжениях только к сведению Духовной Консистории. Такое распоряжение начальства последовало собственно потому, что главным попечителем в деле восстановления пустыней был о. игумен Иннокентий. Так старанием о. Иннокентия упраздненныя и опустевшия обители Андрусовская и Сяндемская восстановились, возимели средства к существованию и по настоящее время, управляясь каждая своим строителем, имеют довольно значительное братство. Сверх того, своим отличным внутренним устройством Валаамский монастырь имел в виду других обителей такое значение, что некоторые из последних прямо, устроялись по его примеру. Так напр. Коневский строитель Иларион, устроивши в своей обители каменные здания, собрал братию и, как говорится в его житии, завёл в своём монастыре, по примеру Валаамской обители, все три рода монашеской жизни: общежительную, скитскую и пустынножительство (изд. 1861 г. стр. 10). Подобных примеров, вероятно, было не мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Беда Дмитрий Пантелеймонович; 1881, с. Мойсенцы Золотоношского у. Полтавской губ.- 6.01.1928, Соловецкий ИТЛ), прмч. (пам. 24 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Соловецких новомучеников и исповедников), архим. Из потомственной казачьей семьи. Окончил одноклассное народное уч-ще в с. Мойсенцы. 1 июня 1908 г. в Омском архиерейском доме принял монашеский постриг с именем Иннокентий. 20 июня рукоположен во диакона, 25 марта 1909 г.- во иерея. 8 дек. 1910 г. назначен благочинным монастырей Омской епархии. 11 окт. 1911 г. зачислен в братию владимир-волынского Христорождественского мон-ря. Исполнял должность эконома. 23 мая 1912 г. перешел в братию Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где настоятелем в то время был архим. сщмч. Петр (Зверев ; впосл. архиепископ Воронежский). Исполнял должность казначея. С началом первой мировой войны был мобилизован в тыловое ополчение, переехал в Тверь. 3 дек. 1922 г. был арестован за «устройство бунта в монастыре», 23 дек. за недоказанностью обвинения дело было прекращено. В Твери И. прожил до ареста еп. Петра в 1923 г., после чего вернулся в Полтавскую губ. Когда возвратившегося из ссылки еп. Петра назначили на кафедру в Воронеж, И. поехал вместе с ним. Был возведен в сан архимандрита, служил настоятелем Акатова во имя святителя Алексия женского монастыря . 17 дек. 1926 г. И. был арестован в Воронеже по делу архиеп. Петра, который вел борьбу с обновленчеством , что было расценено как «контрреволюционная деятельность». Был переведен в Москву, помещен в Лубянскую тюрьму. 22 марта 1927 г. приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ. В конце апреля несмотря на болезнь (язва желудка) отправлен на Соловки. Часто посещал кладбищенскую Онуфриевскую ц., к-рая в 20-х гг. оставалась единственным действующим правосл. храмом на Соловках. В окт. 1927 г. И. тяжело заболел, в дек. соборовался. Скончался, не вынеся тягот заключения, в лагерной больнице, по воспоминаниям медсестры, «умирал, как ангел». Погребен на монастырском кладбище, неподалеку от ц. во имя прп. Онуфрия Великого на Б. Соловецком о-ве. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором 2000 г.

http://pravenc.ru/text/389631.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010