Крещение прп. Димитрия. Клеймо иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий, с 18 клеймами жития». 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Крещение прп. Димитрия. Клеймо иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий, с 18 клеймами жития». 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) По свидетельству Минейной редакции Жития, Д. происходил из Переяславля Залесского, из богатого купеческого рода (по преданию, род. в дер. Веслево Переяславского у. в купеческой семье Покропаевых; см.: Смирнов М. И. Переславщина. Переславль-Залесский, 1921. С. 60). Святой принял постриг в переславль-залесском Горицком в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , где затем был рукоположен во иерея. Покинув через нек-рое время Горицкую обитель, Д. основал ближе к городу, «на болоте от озера», общежительный переславль-залесский на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Житие сообщает о неоднократных посещениях святым Троице-Сергиева мон-ря и беседах с прп. Сергием Радонежским (по мнению свящ. И. Верюжского, их знакомство произошло в 1354, когда прп. Сергий был в Переяславле на поставлении в игумены). Монашеский постриг прп. Димитрия. Фрагмент иконы «Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития». 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Монашеский постриг прп. Димитрия. Фрагмент иконы «Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития». 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Из Жития известно, что Д. был одарен телесной красотой и старался скрывать ее, пряча лицо под куколем. Он подвизался в посте, для того чтобы увяла красота, но лицо его еще более просветлялось. Святой почти не беседовал с мирянами и никогда - с женщинами, кроме необходимых случаев духовного наставления (женщина, пытавшаяся против воли святого увидеть его лицо, была наказана расслаблением, исцелилась по молитве Д.). Поскольку горожане часто посещали службы в монастырской Никольской ц., о святом стало известно и в Переяславле, и за его пределами. Приняв приглашение вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича , Д. посетил Москву и крестил одного из его сыновей (возможно, Василия I Димитриевича (род. 30 дек. 1371), деда вел. кн. Иоанна III, особо почитавшего Д.). При Д. в Никольском мон-ре был переписан летом 1377 г. Паренесис прп. Ефрема Сирина.

http://pravenc.ru/text/178017.html

ч. «местный» образ Д. и прп. Игнатия «на одной цке. Вверху Отечество» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Раннее сохранившееся произведение - шитая пелена 1-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) с текстом общего тропаря на каймах, где Д. с развернутым свитком и прп. Игнатий в молении предстоят благословляющему из облаков Спасителю. Эту иконографию повторяют вологодские иконы сер.- 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР), посл. трети XVII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 32. Кат. 23; текст на свитке: «Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряитеся...»), XIX в. из ц. во имя ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (на доске XVII в., ВГИАХМЗ). Возможно, они получили значение праздничных образов после того, как в кон. XVII-XVIII в. была составлена общая служба святым. Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) С сер. XVII в. известен новый вариант парного изображения Прилуцких святых - с обителью в руках (ГМЗК), что отражает их почитание как покровителей мон-ря. Этот тип, повторяющий подобные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, получил распространение при св. Маркелле , архиеп. Вологодском, встречается в памятниках вологодского искусства XVIII-XIX вв. в неск. вариантах, одним из к-рых является точное изображение вида обители на 2-м плане композиции (иконы 1-й пол. XVIII в. из Успенского жен. монастыря Вологды, 2-й пол. XIX в., обе в собр. ВГИАХМЗ). Святые, поддерживающие мон-рь, представлены также в среднике иконы с 20 клеймами жития Д. 1-й пол. XVIII в. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Вологде (ВГИАХМЗ). В др. изводе Д. и прп. Игнатий показаны припадающими к стопам Спаса Вседержителя с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке, по сторонам - ангелы с орудиями Страстей.

http://pravenc.ru/text/178017.html

В ряду др. Вологодских святых К. написан на нижнем поле иконы «Господь Вседержитель, с образом Св. Троицы, Деисусом и избранными святыми на полях» 50-60-х гг. XVI в. из частного собрания (Шедевры рус. иконописи XIV-XVI вв. из частных собр.: Кат. М., 2009. С. 458-460. Кат. 105); в ряду избранных святых - на ростовской 3-рядной иконе 1565 г. письма Д. И. Усова и на 2-рядной иконе кон. XVI в. (рядом с прп. Дионисием Глушицким, обе в ГТГ: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53, 184-185. 399, 587), на каргопольской многорядной иконе посл. четв. XVI в. и нижегородской 2-рядной иконе сер.- 2-й пол. XVII в. (обе в ГРМ) и др. На выносной иконе «Свт. Леонтий Ростовский, с избранными святыми» 3-й четв. XVI в. (под записью) из ц. свт. Леонтия Ростовского в Вологде (ВГИАХМЗ) в верхней части композиции в круглых клеймах - поясные фронтальные изображения прп. Димитрия Прилуцкого и К. На вологодской иконе-пяднице 1-й трети XVII в. (под костромским окладом 1828 г., частное собрание; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 63, 324. Кат. 37) К. изображен вместе с преподобными Сергием Радонежским и Димитрием Прилуцким. Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Страшный Суд». 1783 г. Вологда (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Страшный Суд». 1783 г. Вологда (ВГИАХМЗ) Приписное изображение К. нередко дополняет иконы свт. Николая Чудотворца с избранными святыми, напр. образ 1-й пол. XVI в. из ц. во имя К. в Кирилловом Белозерском монастыре, образ из Троице-Сергиева монастыря (ок. 1592, СПГИАХМЗ; в правой руке К. свиток, левая раскрыта ладонью, надпись: «npn(д)hыi кирил») или образ 1670 г. (ЧерМО) из ц. Преображения Господня в с. Борисоглебском (ныне дер. Ирма Шекснинского р-на Вологодской обл.). Сохранялась традиция размещения образа К. на поле Богородичных икон - напр., икон Божией Матери «Одигитрия» 2-й пол. XVI в. из Благовещенского мон-ря в Муроме (МИХМ; см.: Иконы Мурома. М., 2004. С. 104-105. Кат. 10), XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ). В образе монаха-ангела, восходящего по лествице духовной к Горнему Иерусалиму, К. изображен на иконе «Страшный Суд» (1783, ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона из деисусного чина ц. вмч. Георгия Победоносца в Вологде. XVII в. (ВГИАХМЗ) 2 вышитых покрова на гробницу Д., 1-й трети XVI в. и сер.- 2-й пол. XVII в., вклад И. Д. Милославского (оба в собр. ВГИАХМЗ), повторяют иконографию XV в., исполнены в московских мастерских. Близкое раннему нагробному покрову изображение святого встречается на шитой пелене 1-й пол. XVI в. (ГИМ) - Д. в красно-коричневой мантии и голубом подряснике изображен рядом с прп. Никитой Переславским в центре правой каймы (на левой кайме симметрично - святители Леонтий Ростовский и Кирилл Александрийский) вместе с визант. и рус. святыми (преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, Евфимием Суздальским, Кириллом Белозерским и др. основателями мон-рей). В вологодском искусстве XVI-XVII вв. образ Д. входил в состав деисусного ряда иконостаса, обычно справа, парным нередко являлся преподобный, к-рому посвящен престол в данной церкви,- преподобные Дионисий Глушицкий (XVI в., ВГИАХМЗ), Сергий Радонежский (XVI в., из Спасского собора Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ), Кирилл Белозерский (XVII в., из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде, ВГИАХМЗ). На деисусной иконе XVII в. из вологодской ц. вмч. Георгия Победоносца (ВГИАХМЗ) благословляющая десница Д. поднята к плечу. Житийные иконы Д., к-рые находились во мн. храмах Вологды, имеют различный состав клейм и соотносятся с текстами преимущественно Минейной редакции Жития святого. Наиболее раннее произведение с 16 клеймами жития работы Дионисия относят к 1487-1491 гг. или к 1503 г. Вокруг средника с поясным образом святого сюжеты расположены в хронологическом порядке: пострижение Д. в монахи; поставление в пресвитеры; основание Никольского мон-ря в Переславле-Залесском; беседа с прп. Сергием Радонежским; встреча с блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским в Москве; основание Воскресенской ц. на Авнеге и изгнание; основание мон-ря близ Вологды; пророчество о смерти блгв. вел. кн. Димитрия Донского; благословение брата на торговлю; благословение Пахомия на игуменство; преставление Д.; погребение Д.; чудо о вятчанах; исцеление Симеона; чудо о соборной церкви; исцеление Иоанна. В житийном цикле дионисиевской иконы, воспроизведенном на 2 списках вологодского происхождения (XVI в., ГРМ; XVII в.?, ВГИАХМЗ), главной темой является монашеская жизнь, духовный путь преподобного. Посмертные чудеса, среди к-рых есть исторический сюжет - построение в 1487 г. 3-й деревянной церкви, изображают Д. покровителем обители и целителем. Известен вариант подобной иконографии на иконе с 12 клеймами (XVI в., ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) На иконах, в основе к-рых лежит текст Минейной редакции Жития, обычно совпадают клейма, изображающие пострижение, рукоположение во иеромонаха, основание мон-ря в Переяславле, встречу с прп. Сергием Радонежским и блгв. вел. кн. Димитрием Донским, уход с Авнеги, основание обители в Вологде, пророчества святого, его преставление и погребение, но есть варианты и с более подробным изображением чудес от гроба (иконы XVI-XVIII вв., ВГИАХМЗ), когда на первый план выдвигается целительная помощь святого. В житийном цикле встречаются и редкие сюжеты: сретение иконы Д., чудо о болезни «корчета», чудо о белоризцах, названное в Житии «Чудо о граде Вологде», разорение мон-ря в Смутное время (икона XVII в. из собр. ЯХМ). Известны житийные иконы, где повествование строится в соответствии с агиографической традицией, начиная от рождения Д. Сохранилась икона преподобного с 12 клеймами жития 2-й пол. XVI в. (музей в Рекклингхаузене, Германия), в т. ч. с композициями: крещение, обучение грамоте, поставления в сан иеродиакона, пресвитера и игумена (редкие сюжеты). Подобный состав клейм, подчеркивающий избранность и служение Богу Д. с детства,- на иконе с 18 клеймами из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (XVII в., ВГИАХМЗ); он близок ранним житийным циклам прп. Сергия Радонежского. Впосл. в отдельный иконописный сюжет выделились житийные клейма «Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого» (икона-хоругвь 2-й пол. XVI в. с оплечным образом Иисуса Христа на лицевой стороне из ц. равноапостольных Константина и Елены, основанной на месте сретения образа Д., ВГИАХМЗ) и «Чудо о белоризцах» (икона XIX в., ВГИАХМЗ), к-рые подчеркивают значение Д. как защитника города и помощника в ратном деле. С XVII в. получило распространение изображение Д. вместе с Вологодским святым прп. Игнатием Прилуцким. В 1635 г. костромской иконописец Денис вместе с товарищем Терентием выполняли стенопись и иконы в Димитриевом Прилуцком мон-ре, в т.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ († 11.02, ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, игум., основатель Димитриева Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мужского монастыря . Источники Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития. Икона. Ок. 1503 г. Мастер Дионисий. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития. Икона. Ок. 1503 г. Мастер Дионисий. (ВГИАХМЗ) Основным источником сведений о святом является его Житие, известное более чем в 200 списках и неск. редакциях. Наиболее вероятным его автором считается 5-й игум. Спасо-Прилуцкого мон-ря Макарий, имя к-рого названо в большинстве списков всех редакций (игум. Макарий упом. в монастырских актах в 1471, в 1475 в обители был уже др. настоятель; см.: Рыков Ю. Д. Новые акты Спасо-Прилуцкого мон-ря XV в.//Зап. ОР [ГБЛ]. М., 1982. Вып. 43. С. 1-4, 95-98, 105). Составляя Житие Д., по-видимому, в нач. 70-х гг. XV в., игум. Макарий основывался на рассказах 2-го игумена Спасо-Прилуцкого мон-ря и ученика Д. Пахомия. Старшие списки Жития позволяют говорить о существовании к кон. XV в. как минимум 2 редакций текста - Ранней (по мнению Т. Н. Украинской (Беловоловой), наиболее близкой к первоначальному тексту) и Минейной; не исключено существование тогда же одной из проложных редакций. В более подробной Минейной редакции приведен ряд сведений, отсутствующих в Ранней редакции, содержится описание большего числа чудес. Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Ранняя редакция Жития прошла неск. этапов формирования: вначале это был текст без предисловия и похвалы святому, с описанием 5 чудес (этот вариант известен в списках: РГБ. Ф. 256. 96, XVI в.; РГБ. Ф. 304. 790, XVI в.; РГБ. Ф. 178. 697, XVIII в.; РНБ. Тит. 844, XVIII в.). Позднее были добавлены 2 чуда (на наличие такого варианта текста указывал В. О. Ключевский ), потом еще одно чудо. Последний по времени вариант Ранней редакции, содержащий предисловие и похвалу, отражен в найденном Л. А. Дмитриевым списке РНБ. Погод. 1332 ( Дмитриев. 1988. С. 190-194).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ) Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ) С нач. XVI в. в Вологде 3 июня празднуется Сретение чудотворной иконы Д. (1-е упоминание о «стихирах и каноне на Сретение образа чудотворца Димитрия» содержится в «Указце книгохранителя Спасо-Прилуцкого монастыря Арсения Высокого 1584 г.» - ПДП. 1914. Вып. 184. С. 14). Установление праздника связано с присылкой в 1503 г. вел. кн. Иоанном III в Вологду образа Д. в память о помощи святого рус. войскам и о явлении Д. вел. князю во время похода на Казань (вероятно, в 1487, когда была установлена зависимость Казанского ханства от Москвы; известно, что Иоанн III посетил Вологду перед походом; по преданию, в Москву из Спасо-Прилуцкого мон-ря для моления во время похода был увезен небольшой образ Д.). Чудотворная икона была встречена вологжанами во главе с Вологодским и Великопермским еп. Никоном (в «Сказании о Сретении чудотворного образа преподобного и богоносного отца нашего Димитрия, Прилуцкого чудотворца», нач. XIX в., назван еп. Стефан, неизвестный др. источникам). На месте встречи иконы в Вологде была воздвигнута ц. во имя Д. (позднее переосвящена во имя равноапостольных Константина и Елены). В память о событии ежегодно устраивался крестный ход из города в мон-рь, где правящий архиерей с настоятелем обители и клириками епархии служил литургию; после литургии совершался молебен Д., затем крестный ход возвращался в Вологду. Торжества продолжались 3 дня. Память Сретения чудотворного образа Д. праздновалась не только в вологодских церквах, но, по-видимому, также в др. севернорус. храмах. Этот праздник отмечен в Уставе кон. XVI - нач. XVII в., написанном в Архангельске (РНБ. Собр. П. Д. Богданова. 977). Икона, присланная в Вологду вел. князем Иоанном III, не сохранилась. В 1487-1491 или в 1503 г. художником круга прп. Дионисия был написан сохранившийся до наст. времени образ Д. с житийными клеймами (ныне в ВГИАХМЗ; клейма отражают Минейную редакцию Жития святого).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Архиеп. Ростовский Дионисий благословляет Г. во архимандрита Спасского мон-ря на Песках в Ростове. 7. Моление святого об уединении. 8. Приход в Глушицкий Сосновецкий мон-рь. 9. Приход на р. Пельшму и моление об основании обители. 10. Сообщение братии о близкой кончине. 11. Преставление Г. 12. Погребение святого. В клеймах Г. предстает в 3 возрастах - безбородым юношей, средовеком и старцем, причем в последних 2 композициях его образ по внешнему облику и одеянию во многом совпадает с изображением на покрове. Близкая аналогия со средником житийной иконы - образ Г. на иконе-пяднице XVII в. из той же церкви (ВГИАХМЗ), но со свернутым свитком. Образ Г. присутствует в ряде икон Господа Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами - в мантии с опущенным на плечи куколем, с короткими волнистыми волосами, почти не прикрывающими высокого лба, с окладистой бородой, руки подняты в молении. Примерами являются иконы из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (1-я пол. XVIII в.), из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде (3-я четв. XVII в., под записью XIX в.), из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (XVIII в.), из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном (1779), из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (нач. XIX в.; все в собр. ВГИАХМЗ). В монументальном искусстве поясной образ Г. наряду с др. святыми рус. земель (рядом с прп. Саввой Крыпецким) был включен в программу росписи сев. хорной арки в зап. части храма Христа Спасителя, исполненной в 70-х гг. XIX в. худож. П. Ф. Плешановым ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). По-видимому, Г. представлен и в составе Новгородских святых на иконе 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ). В композициях «Собор русских святых» погрудное изображение Г. помещено в правой группе преподобных, в ряду Вологодских чудотворцев: на старообрядческой поморской иконе кон.

http://pravenc.ru/text/166551.html

XIX в. (ЦМиАР) действие происходит в интерьере с 2 келейными образами троицкого игумена в красном углу, М. склонился к стоящему на коленях прп. Сергию, спрятав лицо в складках мантии, куколь лежит на плечах. Этот же сюжет получил распространение как одно из клейм в житийной иконографии прп. Сергия, начиная с местного образа с 19 клеймами посл. четв. XV в. письма Дионисия из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010. С. 106-107). Образ М. с поднятыми к лицу покровенными руками едва виден в глубине арочного проема палаты за фигурой коленопреклоненного прп. Сергия, его голова не покрыта, персональные черты иконописцем не выявлены. В житийных циклах, восходящих по иконографии к образу из Троицкого собора, в 12-м клейме изображен М. (в остальных клеймах среди учеников образ М. не обозначен), иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); ок. 1510 г. предположительно письма Феодосия, сына Дионисия (из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконе нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящей из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ), М. изображен на фоне арки рядом с прп. Сергием; на московской иконе ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре Костромы (КГОИАХМЗ) юный М. написан в проеме палаты еще не упавшим на колени; на иконе кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ) - изображен в профиль; на ростовской иконе 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре на Устье (ГМЗРК) - М., средовек с небольшой русой бородой, предстоит в молении за прп. Сергием (как прп. Никон в др. иконографическом изводе). О событии рассказано в 2 клеймах на житийных иконах 1-й пол. XVII в. с дополнениями 3-й четв. XVII в. (Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 96-97. 58) и 1-й трети XVIII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ): сначала прп. Сергий молится и предупреждает М. о чудесном посещении, затем оба встречают Пресв. Богородицу с апостолами. На некоторых иконах подписано имя М.; с нач. XVI в., гл. обр. в троицких произведениях, встречаются его изображения с нимбом.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

И. Верюжский, на самой гробнице были изображены в клеймах 4 чуда, связанные с исцелениями при гробе в 1680-1706 гг. Свящ. И. Верюжский приводит их описание, включающее имена исцеленных, даты, особо подчеркивает тот факт, что о чудесах известно именно благодаря сохранившимся изображениям на гробнице. Из этого следует, что сюжеты в клеймах сопровождались пространными надписями или сами клейма могли представлять собой тексты с описаниями чудес. Единоличные образы святого XVIII-XIX вв. неизвестны. Его изображение присутствует на неск. иконах среди Вологодских святых, самые ранние могут быть датированы 1-й четв. XVIII в., напр. икона «Спас на престоле, с предстоящими и припадающими Тотемскими и Великоустюжскими святыми» (Тотемское музейное объединение). М. изображен в верхнем регистре левой части композиции седым старцем, лик в 3/4-ном повороте вправо, руки в молении перед грудью. На нем длинная светлая рубаха с длинными рукавами. У святого высокий открытый лоб с обширными залысинами, короткие вьющиеся волосы, едва достигает груди окладистая борода, надпись: «Максимъ блаженный Тотемский». Напротив него, в правой части композиции, помещен др. Тотемский святой - блж. Андрей, Христа ради юродивый. Их изображения в иконописи составляют устойчивую пару. Исключением является образ 1-й четв. XVIII в. редкой иконографии, происходящий из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В центральной части композиции помещен ростовой образ Божией Матери «Оранта» в круглой мандорле, украшенной звездами, в к-рые вписаны фигуры Киево-Печерских преподобных. Сложносоставная композиция иконы включает изображения Св. Троицы, праздников, сюжетов из Киево-Печерского патерика и предстоящих святых, расположенных в 4 регистра по сторонам Пресв. Богородицы. Слева в верхнем ряду 5 святых, среди к-рых - М. (ближний к центру, вместе с прав. Прокопием и блж. Иоанном Устюжскими). Его образ близок к изображению на иконе «Спас на престоле, с предстоящими святыми». На иконе 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010