В древней Византии были особенно распространены разного рода литании, т. е. крестные ходы по улицам города из одной церкви в другую или к другим, имевшим какое-либо религиозное или церковно-политическое значение, пунктам столицы. Такие литании были, как постоянные, совершавшиеся по поводу каких-либо выдающихся событий церковной, политической и общенародной жизни, так и временные, т. ск., экстраординарные, вызывавшиеся, чаще всего, теми или иными случаями общественных бедствий. Обычай совершать общественные богомоления, сопровождающиеся, притом, крестными ходами, от древней Византии, был унаследован и нашими предками, и стал пользоваться среди них не меньшей любовью, чем, как это было у религиозных жителей Константинополя. Наша древняя первопрестольная Москва служит тому красноречивым подтверждением. Здесь, в настоящее время, совершается ежегодно, в определенные дни, до двадцати больших крестных ходов, и большинство из них имеют древнее установление. То же самое можно наблюдать и в других, особенно, северных городах и селениях России. И здесь, большая часть крестных ходов имеет за собою почтенную давность. Да и в настоящее время одним из самых излюбленных способов выражения народного религиозного воодушевления являются так же крестные ходы, привлекающие громадное количество молящихся, жаждущих насладиться духовным торжеством. И во дни испытаний, каких-либо общественных бедствий, (бездождия, морового поветрия и пр.) наш, в особенности, простой народ по деревням, считая эти бедствия проявлением гнева Божьего, наказанием за грехи и средством вразумления, первым своим делом считает обращение к Богу с пламенной молитвой, и обращение – массовое, всем населением той или иной местности. И в этих случаях, выражением религиозного подъема народного духа, являются крестные ходы, или, по-древнему, литании. Нам, живя в деревне, не раз приходилось наблюдать, как в период долгого бездождия, или во время эпидемии, собирается сельское общество на сход, и первым постановлением такого схода бывает: идти к священнику с просьбой поднять иконы, т. е. совершить крестный ход по нивам (во время засухи) или вокруг селения (при моровом поветрии).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Глава I Преосвященный Игнатий был избран на служение Богу от чрева матери. Такое избрание – удел весьма редких и нарочитых служителей Божиих – предзнаменовалось следующим обстоятельством. Родители преосвященного сочетались браком в ранней молодости. В начале супружества у них родились двое детей, но родители недолго утешались ими, оба детища умерли на первых днях младенчества, и юная чета пребывала долго бездетной. В глубокой печали о своем продолжительном бесчадии молодые супруги обратились к единственной возможно верной помощи – к помощи Небесной. Они предприняли путешествие по окрестным святым местам, чтобы усердными молитвами и благотворением исходатайствовать себе разрешение неплодия. Благочестивое предприятие увенчалось успехом: плодом молитв скорбящих супругов был сын, нареченный Димитрием в честь одного из первых чудотворцев вологодских – преподобного Димитрия Прилуцкого 17 . Таким образом, очевидно, неплодство молодых Брянчаниновых было устроением Промысла Божия, чтобы рожденный после неплодства первенец, испрошенный молитвой, впоследствии сделался ревностным делателем ее и опытным наставником. Младенец Димитрий родился 6 февраля 1807 года 18 в с. Покровском, которое было родовым имением его отца и находится в Грязовецком уезде Вологодской губернии 19 . Будущий инок имел счастливую участь провести свое детство в уединении сельской жизни, в ближайшем соприкосновении с местной природой, которая, таким образом, явилась первой его наставницей. Она вселила в него наклонность к уединению: отрок часто любил оставаться под тенью вековых деревьев обширного сада и там, одинокий, погружался в тихие думы, содержание которых, без сомнения, заимствовал из окружающей природы. Величественная и безмолвная, она рано начала влиять на него своими вдохновляющими образами: она внушала его детской душе, еще незапятнанной житейской мелочностью, иные, более возвышенные стремления – стремления, какими бывает полна жизнь пустынная – они восхищали его сердце более живыми, чистыми чувствованиями, какие способно доставить только уединение. Отрок рано научился понимать этот безмолвный голос природы и предпочитать его шуму житейскому. Явления домашней жизни не действовали на него впечатлительно – он более углублялся в себя и среди изящной светской обстановки казался питомцем пустыни. Искра Божественной любви коснулась его чистого сердца. Она сказалась в нем безотчетным влечением к иночеству, к его высоким идеалам, которыми так полна родная сторона; особенным расположением ко всему священному и истинно прекрасному, сколько это доступно для детского возраста. С этой ранней поры жизни дальнейший путь ее уже определился: отрок духовно был отделен от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Спаси жизнь Алфею Деньги на операцию Алфею уже собраны! Да спасет Господь всех жертвователей! Благодарим за помощь Алфею Алфей Заморышев Когда читаешь историю болезни Алфея, становится не по себе: как у такого молодого человека может быть целый «букет» заболеваний? Судьба этого парня – нелегкая. Испытания начались уже после появления его на свет. Через несколько дней после его рождения обнаружили тяжелое заболевание: аномалию развития почек – двусторонний уретерогидронефроз и кисту левой почки. Это привело к развитию хронической почечной недостаточности, гипертонии и энцефалопатии. В больнице Алфею пришлось пролежать восемь месяцев. После этого мать отказалась от больного сына. Ему пришлось воспитываться до 8-ми лет в детском доме г. Череповца. Потом его направили в Харовскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Там Алфей окончил 11 классов. Сейчас Алфей проживает в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре г. Вологды, выполняет послушания пономаря, трапезника, иподиакона, библиотекаря. Юноша отличается добротой, каждому готов помочь, не отказывается ни от какой работы. Алфей хочет посвятить свою жизнь Богу. Он окончил воскресную школу, ходил на занятия в Вологодское православное духовное училище, но по состоянию здоровья ему пришлось уйти, проучившись всего полгода. Много времени проводит на процедуре гемодиализа, которая отнимает у него много сил. Быстро устает, постоянно хочет пить, но много потреблять жидкости ему нельзя, так как в организме скапливается вода, а избавиться от нее можно только через диализ. Жить Алфею останется недолго, если не сделать операцию по пересадке почки, стоимостью 1.600.000 рублей (на данный момент собрано около 570 тыс. рублей). Эти деньги нужны для пересадки почки и диализа, который делают за плату. Если не сделать такую операцию, то со временем организм больного человека быстро слабеет и человек умирает. Врачи говорят, что жизни у Алфея с диализом осталось 4-6 лет, без него – несколько месяцев. Родственники не в состоянии оплатить эту дорогостоящую операцию, а от государства приходится долго ждать помощи. Обращаемся с просьбой о помощи благочестивому юноше ко всем, кто в состоянии это сделать!

http://pravoslavie.ru/49056.html

Открыл заседание приветственным словом председатель Экспертного совета ФАДН России, зав.кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор Александр Полунов, который выразил надежду на плодотворное работу коллег. Александр Юрьевич участвовал в работе семинара дистанционно, но выслушал все выступления и завершение семинара подчеркнул, что в обращении к истории надо помнить, что в прошлом есть то, что нас объединяет и разделяет и обращать на это пристальное внимание. Выступавший также дистанционно ответственный секретарь Экспертного совета ФАДН России, начальник Управления мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма и взаимодействия с религиозными объединениями ФАДН, доктор исторических наук Абдулгамид Булатов обратил внимание на важность и сложность обсуждаемой темы. Он выступил против отождествления понятий русские и россияне. Одна из сложных проблем, по мнению эксперта, заключается в том, что современные мигранты уже не знают русский язык, им чужда русская культура. Абдулгамид Османович призвал вместе работать над укреплением межнационального единства в России. Начальник отдела просветительской и экскурсионной деятельности Пискаревского мемориального кладбища, художественный руководитель Театра драмы имени Ольги Берггольц Анна Загребнева приветствовала участников семинара и для одушевления прочитала одно из стихотворений знаменитой ленинградки Ольги Берггольц. Председатель Экспертного совета СПБ отделения ВРНС, доктор философских наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Александр Прилуцкий выступил на крайне актуальную тему « Направления совершенствования экспертизы экстремистских материалов ». Член Экспертного совета СПБ отделения ВРНС, директор Института Хо Ши Мина СПБГУ, доктор исторических наук, профессор Владимир Колотов говорил не тему использования религиозных инструментов (сектантов, раскольников) в войне на примере Вьетнама и недавней истории России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/16/id...

Между тем, те же богачи записывали имения на монастыри, щедро кормили монахов, строили церкви... Однажды к Димитрию Прилуцкому один богач принес съестные припасы, но тот велел ему отнести домой и раздать своим рабам, которые у него голодали 1732 . Иосиф Волоцкий писал послание к одному вельможе, который до того дурно обходился с своими рабами, что они «голодом таяли, наготою страдали, терпели тесноту и скудость в телесных потребах» 1733 . Если рабы выкупались на волю, то их владельцы не удовлетворялись «ценою уреченною», а брали сколько смогут, и обыкновенно гораздо больше той цены, какую сами дали за них; если же у выкупившихся рабов оказывались после дети, то прежний владелец снова требовал выкупа и за них. Такие бесчеловечные отношения древние обличители называли «торгом живых душ». Под влиянием подобных отношений сложилось в народе представление, что господа и мужики созданы из двух различных материалов 1734 . По словам Зиновия Отенского подобное зло настолько укоренилось в обществе, что даже во время лютого голода представители власти и владельцы-помещики, проявлявшие до сих пор свое отношение к ближним лишь в жестокости и в разных притеснениях, не изменили своего поведения, не выказали стремления к нравственному улучшению и остались равнодушными к общему несчастью. Когда голод разлился по земле и многие поселяне, бросивши свои рала, разошлись и явились в город, опухли и умерли, оставшиеся в селах ели, как скот, траву, кору и гнилые колоды, то иные земские правители показали свое милосердие тем, что из запустения хотели извлечь пользу казне, налагая на оставшихся дань на дань и подвергая их разным истязаниям, подобно Ксерксу, повелевшему наказать море, рассыпавшее своими волнами его мосты. Хотя и определяется, говорит он, цифры погибших тогда сотней тысяч, но эта цифра не истинна, ибо никто не считал, когда люди падали как пожинаемая трава, а с ними и погребавшие их духовные лица. Самое падение Греческого царства Зиновий связывает с неправдой, царившей в суде; так и, мы казнимы, прибавляет он, за то, что не любим милости, суда и правды 1735 . § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Чтение совершительной молитвы прерывалось и сопровождалось различными священнодействиями. Так, при троекратном и велегласном произнесении слов молитвы: «Велий еси Господи«, священник троекратно дул на воду, второе возглашение в той же молитве: «Ты убо человеколюбче, царю, прииди и ныне, пришествия ради Святого Ти Духа и освяти воду сию» сопровождалось иногда, как и теперь, троекратным благословением освящаемой воды: «и перекрестит поп на воду трижды» 367 . Третье возглашение: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым« сопровождалось различными священнодействиями. Одни памятники указывают произносить это возглашение однажды, без каких-либо действий 368 , другие предписывают в это время благословлять воду рукою трижды 369 ; третьи – благословлять воду возженными свечами 370 , наконец, четвертые – благословение свечами и дуновение 371 . В начале XVII в., нужно полагать, обычай благословлять воду возженными свечами, и даже погружать их в воду – получил особо широкое распространение; держался же этот обычай до собора 1666/7 года 372 . Обряд погружения свечей в богоявленскую воду, некоторые исследователи считали чисто русским 373 , но, на самом деле, его знает и практика южнославянских церквей 374 . С обрядом благословения воды возженными свечами (и погружения их в воду) при произнесении слов: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым», в тесной, очевидно, связи стоит прибавка к означенному возглашению, слова «и огнем». Как было уже замечено, изъятие этого слова из чина богоявленского водоосвящения книжным справщиком Дионисием вызвало продолжительные споры в Москве, а самому злополучному справщику и его сотрудникам (Ивану Наседке, старцу Арсению Глухому и библиотекарю Троицкой Лавры Антонию) стоило больших испытаний, до темничного заключения включительно 375 . Но, уничтожая это слово – продукт обрядоверия русского народа, – наши книжные справщики были правы. Эта прибавка «и огнем» очень редко встречается и в наших рукописных требниках 376 , а в югославянских и греческих евхологионах ее и совсем нет. Из какого-либо рукописного служебника XVII в. эта прибавка была занесена в печатный Иовлевский служебник 1602 г. 377 Изятие ее Дионисием из, исправленного им, служебника возбудило целое дело 378 , а затем, она печаталась в требниках 1624 и 1625 г., но уже с оговоркою на полях: «сие говорити до соборного уложения» 379 . При патриархе Филарете, очевидно, и состоялось это «соборное уложение» 380 , на котором было решено изъять навсегда прибавку, «и огнем» из богослужебных книг. В последующих печатных служебниках и требниках, данной прибавки мы уже не встречаем. Самое освящение воды совершалось, как и теперь, через троекратное погружение в нее креста, с троекратным же пением тропаря праздника: «Во Иордане крещающуся Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Проанализировав большой комплекс источников, прежде всего делопроизводственные документы (отводные и приходо-расходные книги промыслов, «книги судового хода») и актовый материал, М. С. Черкасова выявила списки судов и сведения об их оснащении, приобретении и продаже, причем не только крупных (лодий, дощаников), но и мелких лодок, стругов; о найме и об отдаче в аренду судов. Приведены также данные о покупке и ремонте судового оснащения, ремонте судов, грузоподъемности крупных грузовых судов — лодий и дощаников, о найме работников на лодьи и дощаники, плате членам экипажа за провод судна. Интересны сведения о местных названиях лодок. М. С. Черкасова установила имена и выявила династии мастеров, изготовлявших лодьи и дощаники, а также династию «сухонских носников», провожавших речные суда по Нижней Сухоне.  Автор сопоставила полученные сведения о грузоподъемности прилуцких судов, найме на суда членов экипажа, количестве работников на судах с аналогичными данными по другим северным монастырям, прежде всего Соловецким, а также другими территориями (путь по Волге в Астрахань). Приведены примеры опасностей, с которыми сталкивались как лодьи в Двинской губе Белого моря, так и дощаники и насады на Сухоно-Двинском пути из Холмогор в Вологду и обратно. Большую ценность имеет таблица «судового хода» Спасо-Прилуцкого монастыря, составленная по данным таможенных книг 1626/27–1653/54 гг. (с. 145–147). Было бы интересно также обобщить данные по количеству и номенклатуре морских судов в Унском усолье Спасо-Прилуцкого монастыря за разные годы.  На основе актовых источников исследовательница охарактеризовала связь Спасо-Прилуцкого монастыря с торговыми людьми Русского Севера в конце XVI — начале XVIII в. В частности, ей удалось обнаружить документы, свидетельствующие о связях монастыря с представителями знаменитого рода Строгановых, а также с английскими (Вельямин Рыцарев, Томас Рыцеров Воич), немецкими (Иван и Томас Андреевы Буковы) и голландскими (Иван Алферьев Гутман) купцами. По словам М. С. Черкасовой, «отношения Спасо-Прилуцкого монастыря с торговыми иноземцами в XVII в. в бытовой и деловой сферах были разнообразны, не сопровождаясь какой-то особой религиозной неприязнью» (с. 161). Однако в начале XVIII в. задолженность монастыря торговым иноземцам, в частности И. Гутману, сильно увеличилась. 

http://sedmitza.ru/lib/text/10273348/

 В первом разделе своей новой монографии исследовательница рассматривает землевладение и хозяйство Спасо-Прилуцкого монастыря по описи 1593 г., хлебный бюджет в XVII в., систему окладных единиц и повинности по ямской гоньбе в XV–XVII вв. Автор пришла к выводу, что в конце XVI в. состояние монастырского земледельческого производства по сравнению с дворцовыми землями оставалось весьма благоприятным. Благодаря «правительственным налоговым освобождениям» монастырю удалось преодолеть хозяйственный кризис 1560–1570-х гг., и он имел возможность оказать материальную поддержку крестьянским хозяйствам — как внутри вотчины, так и за ее пределами. Факторами дополнительной экономической устойчивости Спасо-Прилуцкого монастыря, безусловно, являлись его соляные промыслы, городские подворья и торговля. Своего же наивысшего экономического рассвета, по мнению исследовательницы, обитель достигла к середине XVII в.  Во втором разделе внимание сосредоточено на создании и функционировании Тотемского и Унского соляных промыслов Спасо-Прилуцкого монастыря. М. С. Черкасова отметила, что такие промыслы в условиях суровых природно-климатических условий и невысокой урожайности зерновых поддерживали «минимальный хотя бы уровень жизни, а также существенно дополняли источники доходов государства, корпоративных и частных собственников» (с. 75). На основе обширного комплекса источников исследовательница пришла к выводу, что функционирование Тотемского и Унского соляных промыслов Спасо-Прилуцкого монастыря достигло своих «зенитных показателей», так же, как и развитие земледельческого хозяйства, к середине XVII столетия, после чего, уже в 1670-х гг. наметился спад. Одной из причин этого явился острый недостаток денег на их содержание.  С торгово-промысловой деятельностью Спасо-Прилуцкого монастыря тесно связан и очерк, посвященный Сухоно-Двинскому «лодейном ходу» в XVI–XVII вв. Сухоно-Двинский речной путь начал осваиваться еще финно-угорским населением и славянскими племенами. К XVI в. «заметными участниками движения» по нему являлись монастыри, в том числе Спасо-Прилуцкий. Однако, по наблюдению М. С. Черкасовой, он «совокупным масштабом своих судов существенно уступал Соловецкому, у которого вообще был целый морской флот» (с. 145). Этот очерк особенно интересен для изучения морской истории Поморья, традиционного северного судостроения и мореплавания. В нем приведены важные сведения о морских (лодьях в Унском усолье) и речных (дощаниках, насадах, стругах, лодках) судах Спасо-Прилуцкого монастыря. 4  

http://sedmitza.ru/lib/text/10273348/

Молебный канон о прекращении моровой язвы 6. Молитвы и молебное пение во время землетрясения («в страх труса») Молебные пения в южнорусских печатных требниках первой пол. XVIIb., по преимуществу, в требнике м. Петра Могилы Молитвы «на разныя потребы» Врачевальные молитвы а) Врачевальные молитвы общего характера б) Врачевальные молитвы на определенные виды недуга     Введение Значительная часть работ по Литургике, вышедших за последнее полустолетие, имеет характер историко-литургических исследований. С тех пор, как лучшими представителями названной науки были сознаны важность и безусловная польза применения в ней историко-археологического метода, одни из литургистов направили свои ученые силы на приведение в научную годность богатейшего, веками накоплявшегося литургического материала, другие, пользуясь услугами первых, приступили к самой разработке истории православного богослужения. В настоящее время русская литургическая литература владеет значительным уже количеством работ, как по истории богослужения, в возможно полном его объеме, за известные периоды, так и по истории отдельных богослужебных чинов, за все время существования таковых в церковной практике. Настоящая наша работа также имеет своею задачею посильное освещение одной из страниц в истории русского богослужебного обряда. Чтобы указать надлежащее место этой работе в литературе по истории православного богослужения и оправдать самый выбор темы для этой работы, мы и считаем небесполезным, хотя кратко, отметить здесь все то, что уже сделано по истории русского богослужения нашими предшественниками. В истории русского богослужения преимущественное внимание исследователей привлекало и продолжает привлекать время от начала христианства на Руси, до известной Никоновской реформы. И это вполне понятно. Реформа патр. Никона и, как ее прямое следствие, некоторые мероприятия его преемников, в истории русского богослужения служат той, весьма заметной, гранью, которая разделяет эту историю на два, значительно отличающиеся друг от друга, периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Геннадий Михайлович довольно серьезно готовился к этим записям. Отдельные, наиболее ответственные части он написал на бумаге и зачитывал. Но таких начитанных кусков - меньшая часть - он был прекрасный рассказчик, и легко говорил экспромтом. Запись, при ее расшифровке подверглась некоторой корректуре. Например, были исключены вопросы слушающих, поскольку они разрушают плавность повествования. Однако все слова Шиманова оставлены практически без изменений, и можно быть уверенным, что мысли Геннадия Михайловича переданы адекватно. Надо сказать, что сам Шиманов считал эти воспоминания черновыми. Он намеревался их откорректировать и дополнить. Увы, при жизни ему это не удалось. Но и в таком виде они представляют безусловную ценность. И потому мы решились их предать гласности, причем невзирая на то, что многие из упоминаемых Шимановым персон до сих пор здравствуют (В.И. Прилуцкий, о. Глеб Якунин, И.Р.Шафаревич, В.А. Капитанчук, В.Н. Осипов и другие). Расшифровку записи и примечания подготовил Николай Сомин. Об отношении к советской власти Я начну с того, что у меня отношение к советской власти (и вообще к власти) сформировалось в армии. У меня там появилось две идеи. Первая - необходимость поиска истины и вторая - ненависть к толпе. Я заметил, что как только начальство из казармы уходит, то начинается царство грубой силы. И поэтому я всегда демократию западную понимал как торжество физической, денежной и прочей силы - то есть как недолжное состояние. И советскую власть я признавал как силу организующую и был сторонником советской системы, сторонником диктатуры. Ну вот, когда я вернулся из армии и стал высказывать это свое отношение, то на меня смотрели как на оригинала, не понимали - настолько этот взгляд расходился с уже господствующим тогда среди моего поколения на советскую власть (я вернулся из армии летом 1959 г.). Я не говорю про всех; я говорю про людей моего поколения и про круг тех «продвинутых», с которыми я общался. Примитивизм советской пропаганды, даже литературы тогдашней, интерес новым явления культуры (и к старым тоже) постепенно втягивали меня в новую среду художников, поэтов (я сам писал стихи). И компания, которой я в школе принадлежал, была в основном из поэтов, или людей, которые намеревались что-то написать (некоторые так ничего и не написали). Но, во всяком случае, интересы литературные, музыкальные, отчасти живописные господствовали. И тогда же уже салоны образовывались - некоторые хозяева квартир устраивали литературные вечера. Я помню салон Екатерины Сергеевны, старушки, где-то в районе Таганки. Собиралась такая фрондирующая публика, и это было во многих квартирах - это и салон Елены Строевой , и Компанейских и Трипольских - я наверняка еще десятки и десятки не знаю.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/17/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010