С. А. Семячко Иконография Д. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание Д. как св. покровителя Димитриева Прилуцкого мон-ря и Вологды, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого в России. Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Ранние редакции Жития описывают характерную черту внешнего облика Д.- седые волосы и не совсем седую бороду («Святолепными и постническими сединами украшен сыи, от них же потонку малым нечто от власов его брадных не оу совершен белостию конца имущи» - Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 85). Икона Д. имелась в обители, очевидно, еще в 1-й пол. XV в., когда у его гроба стали совершаться исцеления, описанные в Житии. Не исключено, что это был поясной образ святого, стоящий при гробнице и написанный прп. Дионисием Глушицким, о чем свидетельствует «отписка» В. Вербышева из Вологды 1609 г. (ААЭ. Т. 2. С. 196). Будучи уроженцем Вологды и современником Д., иконописец мог видеть преподобного и создать его образ для обители. В 1609 г. жители Вологды брали от гробницы и ставили на площади икону святого, прося его защиты в Смутное время. Согласно монастырским описям 1654 и 1675 гг., иконы Д. в большом количестве находились во всех храмах и зданиях Димитриева Прилуцкого мон-ря. В соборе Всемилостивого Спаса имелось более 20 икон святого различной иконографии. В их числе упоминается нагробная икона Д. в басменном окладе с драгоценными камнями в венце и цате, 2 иконы «у чудотворцева гроба» - «образ местной преподобного в окладе и образ его в резном киоте», а также икона с большим количеством привесов на резном золоченом аналое близ левого клироса; в ризнице находились 3 лицевых нагробных покрова. Ко 2-й пол. XV в. относятся наиболее ранние сохранившиеся изображения Д. в московском и новгородском искусстве, где его образ представлен в лике преподобных среди избранных святых, молящихся Пресв. Богородице. На шитых пеленах «Успение Богородицы, с праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XV в. из Княгинина мон-ря во Владимире (ГТГ) и «образ Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными святыми» кон. XV - нач. XVI в. из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ) на нижней кайме справа, рядом с прп. Иоасафом царевичем, помещено поясное фронтальное изображение благословляющего Д. со свитком, в мантии и куколе, откинутом на плечи. Он изображен с седыми волосами и бородой; внешний облик, как и колорит произведения, близки образу прп. Сергия Радонежского на нагробном покрове 1-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ). Кроме К-польских святителей на пеленах представлены рус. святые, в т. ч. особо почитаемые в Москве (святители Петр и Алексий Московские, Леонтий Ростовский, преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Антоний Печерский).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Мн. чудотворениями, в особенности во время эпидемий холеры 1830, 1870 гг., был известен образ Успения Божией Матери из Семигородной Успенской пуст., приписываемый кисти прп. Дионисия Глушицкого (в наст. время во ВГИАХМЗ), а также явленная икона Божией Матери «Семистрельная» из ц. св. Иоанна Богослова на р. Тошне близ Вологды (в наст. время в Лазаревской ц. Вологды). Во время эпидемий или при угрозе их появления с иконами совершались крестные ходы, последний состоялся в 1911 г. Явленный образ Божией Матери «Знамение» (1571) был святыней Иоанно-Предтеченского храма в Дюдиковой пуст. В честь явления иконы был возведен теплый храм и совершалось ежегодное празднование 2 сент. Свт. Антоний, еп. Вологодский. Икона. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского, в часовне близ кафедрального собора почивают под спудом мощи св. блж. Николая Рынина. В вологодском храме свт. Николая во Владычной слободе почивают мощи свт. Антония (до 1988 находились в вологодском Софийском соборе). В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре в нижнем храме во имя прп. Димитрия под спудом находятся мощи прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Игнатия, вериги угличских князей преподобных Димитрия и Игнатия. В Череповце в Воскресенском соборе под спудом покоятся мощи преподобных Афанасия Череповецкого и Феодосия Череповецкого , в часовне прп. Филиппа Ирапского - мощи прп. Филиппа Ирапского . В Устюжне в храме в честь Казанской иконы Божией Матери почивают мощи прмч. Евфросина Синоезерского. В храме во имя прп. Кирилла Белозерского в Кирилловом Белозерском мон-ре под спудом покоятся мощи прп. Кирилла, в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре под спудом - мощи прп. Мартиниана Белозерского и Иоасафа (Оболенского), архиеп. Ростовского, в Вел. Устюге в соборе блж. Прокопия под спудом - мощи блж. Прокопия Устюжского , в Тотьме в храме Рождества Христова - мощи прп. Феодосия Тотемского, в Свято-Троицком Павло Обнорском мон-ре под спудом - мощи прп. Павла Обнорского . В храме в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в с. Спас-Нурма Грязовецкого р-на под спудом почивают мощи прп. Сергия Нуромского . В храме в честь Воздвижения Креста Господня на месте Крестовоздвиженской пуст. в Кичменгско-Городецком р-не под спудом - мощи прп. Симона Воломского . Под руинами Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. похоронены мощи блж. Василия Спасо-Кубенского. На месте собора Глушицкого Сосновецкого мон-ря под спудом почивают мощи преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких . В деревянном храме во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого Покровского мон-ря (дер. Покровское Сокольского р-на) под спудом находятся мощи преподобных Макария , Тарасия и Феодосия , чудотворцев Глушицких.

http://pravenc.ru/text/155162.html

и И. Сумароковы (ВГИАХМЗ) О написании образа Г. некой женой в благодарность за исцеление от слепоты повествуется в Сказании о чудесах святого, однако не содержится упоминаний о его облике. В раннем указании иконописного руководства посл. трети XVII в. отмечено, что Г. «сед аки Дмитрей» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130; упом. в списке Вологодских святых без указания дня памяти) - по-видимому, подразумевалось уподобление прп. Димитрию Прилуцкому . В подлинниках XVIII - 30-х гг. XIX в. под 4 марта дано следующее описание Г.: «Сед, брада Василия Кесарийского» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 130), в др. случаях добавлено: «ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 85 об.; также см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 47; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77). 2 миниатюры с изображением Г. имеются в сборнике Житий Вологодских святых кон. XVII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 68 об.- 69): святой строит келью (в куколе, с благословляющей десницей) и основывает Троицкий мон-рь (в молении, с непокрытой головой). Наиболее ранняя из сохранившихся икон с образом Г., созданная во 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ), происходит из местного ряда главного иконостаса Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (построена в 1717 на месте основанного святым мон-ря), где находилась слева от царских врат, у сев. стены. На иконе кроме Г., образ к-рого идентифицируется по более поздней надписи на фоне, представлены фронтально в рост прп. Димитрий Прилуцкий и свт. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (ему посвящен юж. придел храма). Г., изображенный справа, облачен в коричневую мантию, охристый подрясник и параман темно-зеленого цвета с киноварной орнаментацией, куколь на плечах; обеими руками он держит вертикально свиток. Аскетичный лик преподобного, с высоким лбом и впалыми щеками, обрамляют короткие, слегка волнистые волосы и лопатообразная раздвоенная борода. Прп. Герасим Вологодский. Рельеф на поклонном кресте в Вологде. 1997 г. Скульптор А. В. Климков. Фрагмент Прп. Герасим Вологодский. Рельеф на поклонном кресте в Вологде.

http://pravenc.ru/text/164545.html

Russian Saints=Святые Руси/Ed.: N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. С. 36.). Рисунок для Миней МП был выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 16). Рельеф с поясным фронтальным изображеним святого помещен в нижней части поклонного креста, установленного в Вологде на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора (1997, скульптор А. В. Климков). И. вместе со свт. Игнатием (Брянчаниновым) показан в монашеском облачении, куколь на плечах, длинные волосы причесаны на прямой пробор и спускаются на спину, правая рука прижата к груди, в левой - свернутый свиток. И. представлен на изразцовом рельефе того же автора с видом Спасо-Каменного мон-ря (1999 г., частное собрание). В росписи ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене в Вологде И. изображен на юж. стене, правая рука прижата к груди, в левой, опущенной,- развернутый вниз свиток с надписью «Молю, вы, братие, имейте страх божий» (1998-2000, А. Демидов). Преподобные Иоасаф Каменский и Григорий Авнежский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Иоасаф Каменский и Григорий Авнежский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Совр. иконы И. имеются в храмах Вологодчины и в частных собраниях. И. изображен среди приписных Вологодских святых на иконе Божией Матери «Вологодская» (ок. 2002, А. М. Зубов) в иконостасе придела прп. Кирилла Новоезерского ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Вологде. И. представлен справа, в традиц. облачении, со светло-каштановыми волосами ниже плеч. Тем же иконописцем ок. 2001 г. выполнена икона с изображением 9 Вологодских святых по заказу иерея Алексия Сорокина, являвшаяся некоторое время домашним моленным образом священника, а затем подаренная вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Торгу, где и находится в наст. время. В верхней части композиции по центру - полусфера с изображением благословляющего обеими руками Спасителя, Вологодские святые расположены на 2 регистрах, в верхнем - преподобные Герасим и Галактион Вологодские, Димитрий и Игнатий Прилуцкие, в центре нижнего регистра - Антоний, еп. Вологодский и Великопермский, под его изображением вмонтирован реликварий с мощами, справа - праведные Александр Баданин и Николай Рынин, слева - И. и прп. Иосиф Заоникиевский. Святые изображены в рост, фронтально, И. в традиц. облачении, в левой руке - свернутый свиток.

http://pravenc.ru/text/578044.html

9 окт. 1642 г. еп. Вологодский и Великопермский Варлаам в подклети Спасского собора освятил ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Вероятно, в нач. XVIII в. главный престол церкви был освящен во имя преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких; устроены престолы в отделениях алтаря и папертях: в южных - во имя прп. Сергия Радонежского (возможно, в кон. XVII в.) и в честь Сретения Господня (в 1786), в северных - Богоявления (в 1788) и Успения св. Анны (в 1831). К 1886 г. все храмы в нижнем этаже были обновлены и украшены на средства московского купца Н. В. Немирова-Колодкина. Согласно «Описным книгам» 1637 и 1654 гг., на зап. паперти собора имелись стенные росписи с изображениями из Апокалипсиса и горы Св. Афон; около церковных дверей - справа, слева и вверху - были помещены изображения Пресв. Богородицы, арх. Михаила, святителей Московских Ионы, Филиппа, прп. Димитрия Прилуцкого, Господа Вседержителя, Еммануила, апостолов Петра и Павла, Креста Господня. В юж. паперти располагался престол во имя святых Платона и Романа (с 1779), в северной - во имя св. блгв. кн. Александра Невского (с 1799). Собор в честь Всемилостивого Спаса и Введенская ц. Фотография. Кон. XIX в. (ВГИАХМЗ) Собор в честь Всемилостивого Спаса и Введенская ц. Фотография. Кон. XIX в. (ВГИАХМЗ) Одновременно с собором у сев.-зап. угла галереи была построена столпообразная каменная ц. «под колоколы» во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В нач. XVIII в. верхняя часть ее была разобрана, в то время как подклет и первый ярус, встроенные в сер. XVII в. в крытую паперть, сохранились. Между 1644 и 1656 гг. рядом с ней была построена еще одна колокольня с подклетом, ц. во имя св. Алексия, человека Божия. В нач. 20-х гг. XVIII в. ее первоначальное шатровое завершение было перестроено и заменено восьмериком с луковичной главкой. К юго-западу от Спасского собора расположен трапезный комплекс: в 1542-1544 гг. построена одностолпная трапезная палата, в 1545 г.- теплая ц. в честь Введения во храм Пресв.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Андрея Первозванного (Преображения Господня) во Фрязинове (1670), вмч. Георгия на Наволоке (1675-1700, не сохр.), св. равноапостольных Константина и Елены (1690, действующий), свт. Николая на Горе (Золотые Кресты) у Ленивой площадки (нач. XVIII в.) и др. Каждый храм имел свои особенности: собор Свято-Духова мон-ря - наружную галерею; 2-светная ц. свт. Иоанна Златоуста - колокольню в виде массивного куба-четверика у северо-зап. угла, с восьмериком звона и шатром; Константино-Еленинская ц., самый старый из сохранившихся храмов Верхнего посада, отличается живописным силуэтом со ступенчатым нарастанием масс к центру, необычно богатым декором, завершением крыльца куполом и 8-гранной на всю высоту шатровой колокольней у сев.-зап. угла храма; 2-столпная Николаевская ц. во Владычной слободе - лопатками, декорированными ширинками и полуколонками; 2-столпная Андреевская ц. имела к сер. XIX в. 7 престолов. Вид Вологды. Акварель. Сер. XIX в. (ВГИАХМЗ) Вид Вологды. Акварель. Сер. XIX в. (ВГИАХМЗ) Строительство холодной каменной ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого на месте, где он жил в миру, велось ярославскими зодчими и каменных дел подмастерьями Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым. Характерный для ярославской школы 2-этажный 4-столпный храм соборного типа поставлен на высокий подклет и лишен трапезной. Его приземистый кубический объем завершен кокошниками (по 3 с каждого фасада) и 5 небольшими, редко расставленными главами с луковицами, декор (лопатки на углах, аркатура на барабанах) лаконичен. С зап. стороны примыкает паперть с входом в холодную церковь. Первый каменный собор в Горнем Успенском мон-ре был построен вместо деревянной церкви на пожертвования государей Иоанна и Петра Алексеевичей (1692-1700, действует). Успенский храм холодный, одноэтажный, напоминает соборы XVI в., прежде всего Св. Софии, и отличается упрощенной отделкой и небольшими размерами. Кубический объем завершен кокошниками и пятиглавием с массивными барабанами, украшенными аркатурой. Теплый одноглавый сев.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Евангельские сцены (Земная жизнь Иисуса Христа). Икона. 1-я пол. XV в. (НГОМЗ) Евангельские сцены (Земная жизнь Иисуса Христа). Икона. 1-я пол. XV в. (НГОМЗ) На рубеже XV и XVI вв., знаменовавшем переход к эпохе позднего средневековья, создание новых тем и сюжетов нашло отражение в Ж. и. В XVI в. богатству сюжетов Ж. и., отражающих эсхатологические настроения, заботы о сохранении истинной веры, интерес к мировой и русской истории, во многом способствовало собирание митр. Макарием (1542-1563) агиографического наследия и исторического материала, вошедшего в ВМЧ. В посл. трети XV - нач. XVI в. в московском искусстве интенсивно развивались темы, связанные с прославлением деяний отечественных святых, что особенно ярко проявилось в творчестве Дионисия. Им был выполнен ряд житийных образов для Успенского собора Московского Кремля и крупнейших монастырей. С творчеством мастеров круга Дионисия, очевидно, связано создание иконографической программы первых Ж. и. прп. Сергия Радонежского: для местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (1480-1492), для Успенского собора Московского Кремля (рубеж XV и XVI вв., ГММК), для Успенского собора Дмитрова (ок. 1510, ЦМиАР). Для главного храма Москвы Дионисий в 80-х гг. XV в. написал также парные Ж. и. митрополитов Московских Петра (ГММК) и Алексия (ГТГ). Хотя канонизация свт. Петра Московского произошла достаточно рано и традиция его почитания была устойчива, распространенными оказались лишь единоличные изображения святителя. Помимо традиц. эпизодов Жития и чудес от мощей в его Ж. и. отражена тема созидания Москвы как столицы правосл. гос-ва. Дионисием и мастерами его круга были написаны также Ж. и. «Прп. Кирилл Белозерский, с житием» для местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ) и образ «Прп. Димитрий Прилуцкий, с житием» для Спасо-Прилуцкого монастыря (ок. 1503, ВГИАХМЗ), иконографическая программа которого стала основой для последующих, часто более расширенных изображений Жития прп. Димитрия (см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа 3 июня 2003 года. М., 2004).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Игнатием на зап. стене алтаря. Изображение святого с молитвенно сложенными перед грудью руками помещено в алтаре ц. во имя Д. на Наволоке (росписи 2-й пол. XIX в.), где в стенопись 1721 г. в основном объеме церкви в нижний регистр зап. стены введены 6 житийных композиций (рождение святого, крещение и др.), а на вост. откосе сев. окна находится ростовой образ святого (под записью XIX в.). Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Фрагмент иконы. Кон. XIX в. (Спасо-Прилуцкий мон-рь) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Фрагмент иконы. Кон. XIX в. (Спасо-Прилуцкий мон-рь) В Новое время изображения Д. в живописном стиле воспроизводят сложившуюся иконографию единоличного образа. Согласно пособию для иконописцев 1910 г., Д.- «глубокий старец русского типа, с высоким челом, сед, со средней величины широковатою бородой, волосы просты, одежду имел одну - овчинный закорузлый полушубок, в котором ходил летом и зимой. Следует его писать лучше в убогой короткой мантии, по подряснику, в епитрахили, и куколь на голове; можно писать куколь и на плечах» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 183). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), Д. написан в куколе в группе подвижников XIV в. В стенописи московского храма Христа Спасителя Д. был помещен среди др. рус. святых на зап. арке придела блгв. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов). Образ Д. встречается на иконах-святцах, створках складней с праздниками и святыми северных, вологодских, палехских писем XIX - нач. XX в. (ГРМ, ВГИАХМЗ), на невьянской иконе «Избранные святые, предстоящие Печерской иконе Божией Матери» 1-й пол. XIX в. (частный музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге). Среди учеников прп. Сергия Радонежского - на 2 близких по составу и композиции иконах «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (на зап.

http://pravenc.ru/text/178017.html

многофигурных композициях 2-й пол. XVI в., скорее всего воспроизводящих сложные программы московских произведений. М. В. (с не совсем обычной для него длинной бородой) и Феодор присутствуют на одной из икон «диптиха» кон. XVI в. из Входоиерусалимской ц. в Каргополе с изображениями св. воинов, мучеников, мучениц и св. правителей, в т. ч. равноапостольных имп. Константина и кн. Владимира (ВГИАХМЗ; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерус. искусство в собр. Вологодского музея-заповедника: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 86, 91. Ил. 68). Иной, более сложный состав персонажей имеет многорядная икона «Деисус с избранными святыми» (частное собрание), которая, судя по изображению канонизированного в 1588 г. блж. Василия Московского, создана в Москве в кон. XVI в. (Divine Treasures. 2014. N 1023). На ней представлен сонм Вселенских и Русских святых разных чинов, причем фигуры М. В. (в шапочке с опушкой из белой ткани) и Феодора вместе с образами серб. святых Симеона и Саввы вынесены на поля, что указывает на их особое значение. Судя по иконографическим признакам (облик бородатого средовека или старца, княжеская шапка, шуба и крест в деснице), вырезанная из кости фигура неизвестного князя на лицевой стороне запрестольного Киликиевского креста из Спасо-Прилуцкого мон-ря близ Вологды (1-я пол. XVI в., ВГИАХМЗ) также может изображать М. В. Помещенная рядом с ней поздняя фигура бородатого святого без головного убора, с пальмовой ветвью - атрибутом мученика - скорее всего заменяет первоначальный образ боярина Феодора. Во 2-й пол. XVI в. к этому стандартному иконографическому типу, очевидно, добавился новый вариант - изображения обоих Черниговских святых с непокрытыми головами. Его редким примером являются фигуры М. В. и Феодора на полях новгородской иконы «Явление Божией Матери прп. Александру Свирскому»; кроме них здесь представлены Новгородские святители Иоанн и Никита (Художественный музей Синебрюхова, Хельсинки; Hommage to St. Alexander of Svir. 1996. N 38). Возникновение этого варианта, к-рый противоречил сложившейся традиции и рекомендациям иконописных подлинников, но выражал идею смиренной молитвы князей, отложивших свои земные венцы, предвосхищает процесс распространения нового типа княжеской иконографии в искусстве XVII в.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

На нем коричневая мантия, виден опущенный черный куколь, в правой руке крест, левая перед грудью в благословении. На рус. минейных иконах жесты святого повторяют визант. памятники, напр. на январской минее северных писем (1-я пол. XVI в., ГРМ) он седой старец, с бородой средней длины, в рясе светло-красного оттенка, зеленоватом плаще, красном аналаве, правая рука в благословении, в левой, покровенной плащом,- свиток. Как правило, появление фигуры М. И. на иконе связано с ее предназначением для монашеского моления, как, напр., на иконе из афонского мон-ря Пантократор (3-я четв. XVII в.) со сценой Причастия св. Марии Египетской, образами преподобных Макария Великого и Макария Римского. Прп. Максим Исповедник. Фрагмент иконы из мон-ря Пантократор, Афон. 3-я четв. XVII в. Прп. Максим Исповедник. Фрагмент иконы из мон-ря Пантократор, Афон. 3-я четв. XVII в. В Др. Руси посвящения престолов М. И. были редки. В Москве на ул. Варварке находилась ц. в честь святых князей Бориса и Глеба, прославленная как место подвигов и упокоения блж. Максима Московского, над могилой к-рого в 1434 г. возвели каменный придел с посвящением М. И. В сер. XVII в. посвящение престола стало наименованием всего каменного храма, главный престол к-рого в 1698 г. был освящен в честь московского юродивого. На литографиях XIX в., печатавшихся для этого храма, как покровители изображены М. И. в одеждах преподобного и полунагой блж. Максим Московский. В вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке на средства купца М. И. Рыбникова был устроен придел во имя М. И. (1779), храмовый образ к-рого с фигурами ярославских князей и М. И. был написан устюжским иконописцем А. В. Колмогоровым (ныне ВГИАХМЗ). Святой предстоит в молении Св. Троице (в виде «Сопрестолия»), он в монашеских одеждах, с куколем на голове, в хитоне синего цвета, в левой руке - развернутый свиток. Вероятно, из неизвестного теперь храма или придела во имя М. И. или связанного с ним св. блаженного Максима, Московского чудотворца, происходит икона с их фигурами в молении образу Коронования Богоматери, написанная в подражание европ.

http://pravenc.ru/text/Максим ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010