Занимаясь устройством монастырской жизни, Монастырский Приказ должен был установить штатное содержание монастырей. Первоначально в 1701 году Приказу велено было давать всем вообще монахам по 10 руб. денег и 10 четвертей хлеба в год на человека из доходов с имений, принадлежавших монастырям 391 . Это была «указная дата». Но если бы доходов с вотчин и имений какого ибо монастыря получаюсь так мало, что их «недоставало в указную дачу», – на прокормление наличных монахов и на покрытие издержек для поддержания монастыря, то дозволено было оставить за таким монастырем и вотчины. Следовательно, маловотчинные монастыри скоро получили назад от Приказа свои вотчины «на прокормление». Тем же маловотчинным и бедным монастырям, которые получали до времени Монастырского Приказа «государеву ругу» из Приказа Большого Дворца, назначалось из Монастырского хлебное и денежное жалованье, «без чего по самой нужде быть невозможно». Таким образом бедные монастыри оставлены Приказом на прежнем положении, исключая уничтоженных, соединенных и превращенных в приходские церкви. Что касается до содержания таких монастырей, доходы которых превышали «указную дачу» монахам, то предположено было составить для них «Общую ружную книгу». Составление ее замедлилось. До времени ее составления Приказ обязан был выдавать монахам указную дачу. Но Приказ или вовсе не высылал монастырям определенной дачи, или уменьшал ее наполовину. Расходов и требований государственных было так много от Приказа, что он выдачу указной дачи монахам считал делом далеко неважным, Вследствие этого монастыри горько жаловались на свою долю: «церкви Божии разваливались,» «в них течь», «монастырские строения обветшали», «кормиться монахам нечем», – так описывали они свою судьбу в течение первого десятилетия Приказа 392 . Наконец Монастырский Приказ в 1710 году составил вместо предположенной «Общей Ружной книги» табель определенным монастырям, т. е. таким, которые получили определенный штат и содержание. Таких монастырей по табели в патриаршей области было 52, а в епархиях мужских 28 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Этот сбор производился только с архиерейских и монастырских вотчин; но с дворцовых и с помещичьих он не взимался 502 . Налог во Дворец в этом количестве был один из древних, перешедший из XVII стол. В XVIII стол. он отправлялся то в Приказ Большого Дворца, то в Ингерманландскую для дворцовых дел канцелярию, заменившую Приказ 503 . е) Провиантский сбор в Приказ с тем же именем производился в разные времена хлебом и деньгами. Притом его было несколько видов. – В первые годы Монастырского Приказа сборы с его вотчин в провиантский приказ были хлебом. С 1706 г. с монастырских крестьян окладного хлеба брали по 7 четвериков с двора, а с помещичьих по 3 четверика 504 . Но «в 714-м году по именному царского величества указу для всенародной пользы велено в поставке провианта по прежней расписке прислать в Санкт-Петербург в канцелярию сената деньги, первую половину в ноябре сего 714 года, вторую в марте 715 года, сполна, бездоимочно, без всякого отлагательства»; потому для натуральной «поставки провианта подрядчиков не подряжать и самоплательщиков не высылать» 505 , как это было доселе. – Таким образом провиантский хлебный окладный сбор изменен в денежный. Первоначально он шел в количестве 24 алтын с двора 506 . Но с течением времени в 1719 году он возрос до рубля, потому назывался рублевым провиантским сбором, также сбором на генеральный провиант 507 . Иногда отличается сбор на генеральный провиант от платежа на провиант в Санкт-Петербург, Ригу, Ревель и другие завоеванные города, иногда смешивается с ним 508 . Во всяком случае из документов ясно видно, что кроме сбора на покупку рублевого провианта был еще сбор «за петербургский и рижский провиант рублевый» и рядом с ним «за ревельский морской провиант», иногда по 13 алт. с деньгой с двора 509 , а иногда по 5 алт. Все означенные виды провиантского сбора были в числе окладных с 1719 до 1724 года. К числу окладных же относился в последние годы Приказа сбор «на житочное строение» или на заведение запасных хлебных магазинов для войска 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

За первым указом о его восстановлении скоро последовал ряд именных указов, которыми предписывалась ему деятельность. С каждым указом права его возрастали, сила увеличивалась; деятельность усложнялась; предметы ведомства умножались; наконец в общем итоге Монастырской Приказ является таким учреждением, в котором совмещалось странное разнообразие дел, какого не было ни в одном современном ему государственном учреждении. По-видимому предмет его занятий составляли дела по всем возможным в государстве отношениям. — Мы будем следить за разными сторонами истории и деятельности Приказа в исторической форме, насколько, разумеется, это возможно для нас по количеству материалов, в нашем распоряжении находящихся. Приходится здесь же заметить, что Приказ, восстановленный в 1701 м году снова закрылся в 1720-м, a в следующем 1721-м году еще раз был восстановлен и прожил до конца 1724-го года, когда он навсегда покончил свое существование с своим именем. В настоящей главе соответственно плану нашего исследования, мы будем главным образом ограничиваться периодом существования Приказа от 1701 года до вторичного его закрытия в 1720-м году. Но по необходимости переступим эти хронологические пределы при рассмотрении таких сторон Приказа, которые от перемен в его судьбе в течение 1720 —1725 годов не потерпели существенного изменения и которые могут быть лучше уяснены при возможном для нас цельном обозрении их за все время существования петровского Приказа. По положению своему в ряду других государственных учреждений, петровский Монастырской Приказ 1701-го года явился высшим, центральным для всей России по особому ведомству, учреждением, специально посвященным, в общем итоге его деятельности, преобразовательным целям Петра по отношению к церкви. Он равен был всем прочим приказам и представляет одно из последних по времени произведений приказной системы устройства государственных учреждений. Из прочих приказов он получал памяти, равно как и им отписывался и был совершенно независим от них. Он стоял, отдельно, «особно», самостоятельно, как и всякий другой приказ.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Монастырский приказ 1701-1720 годов Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования По случаю смерти патриарха Адриана в 1700-м году Курбатов, знаменитый петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, оберегатель государевой казны, надсмотрщик «как бы учинить прибыток государевой казне», писал «великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея России самодержцу»: «больному патриарху трудно было смотреть за всем, от чего происходили беспорядки по духовному управлению... Избранием патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же за всем и для сбора домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Необходимо распорядиться монастырскими и архиерейскими имениями,—учредить особливый расправный Приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владельцев... Из мирских для смотрения за казной и для сбора ее очень хорош Иван Алексеевич Мусин-Пушкин и стольник Дмитрий — Января 24-го дня 1701-го года издан Именной указ, в котором повелевалось: «Дом святейшего патриарха и домыж архиерейские и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, a с ним у тех дел быть дьяку Ефиму Зотову, и сидеть на Патриарше дворе в палатах, где был Патриарший Разряд, и писать Монастырским Приказом, a в Приказе Большого Дворца монастырских дел не ведать и прежние дела отослать в тот же сопоставления этого именного указа с письмом прибыльщика Курбатова можно видеть, что Петр давно уже намеревался взять от церковных учреждений управление их имуществами в ведение государства и что Курбатов указал Государю удобный момент для предположенной передачи. Так восстановлен был Монастырский Приказ в 1701-м году.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Государя (жалованье?) для такой посылки на нынешней на 182 год выдать, и о том из Новгородцкаго приказу в Монастырской приказ память послана. Милосердый Государь Царь и Вел. Кн. Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, пожалуй меня холопа своего, вели Государь мне свое Вел. Государя жалованье на нынешней на 182 год выдать, протав прежнего своего Вел. Государя указу, чтоб мне холопу твоему, будучи на твоей Вел. Государя службе, голодом не помереть. Царь Государь, смилуйся, пожалуй! А что ему Гаврилу дано Вел. Государя жалованья для посылки в Сумской острог с головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым, в прошлом во 180 году из Монастырскаго приказу, окладу его трети 64 рубли 3 алтына 2 деньги, и то писано в сей выписке выше сего. А ныне товарыщу его маеору Степану Келену, для посылки в Сумской же острог, велено Вел. Государя жалованья дать из монастырскаго приказу, против дачи прошлого ж 180 году, и память о даче тех денег в Монастырской приказ послана апреля в 6 день, нынешняго 182 году. И ныне Вел. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу бьет челом рейтарскаго строю ротмистер Гаврило Буш: был де он на его Вел. Государя службе в Сумском остроге с головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым, а ныне де посылают ево в Сумской же острог по прежнему, а ево Велик. Государя жалованья ему на нынешней на 182 год не дано, а маеору Степану Келену велено Вел. Государя жалованья для той посылки на нынешней на 182 год выдать, и о том из Новгородцкаго приказу в Монастырский приказ послана память, и Вел. Государь пожаловал бы его велел ему свое Вел. Государя жалованье на нынешней на 182 год выдать протав прежняго своего Вел. Государя указу, чтоб ему, будучи на ево Вел. Государя службе, голодною смертью не умереть. 7182 Апреля в 30 день, окольничей Артемон Сергеевич Матвеев с товарищами, слушав сей выписки приказал для той Сумской посылки ротмистру Гаврилу Бушу дать его Вел. Государя жалованье на нынешней на 182 год треть из монастырскаго приказу, и та дача вычесть из Монастырския казны, а о даче денег послать в монастырской приказ память.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приказе Дьякам и подьячим за выпись с переписных книг За запись от ставочной челобитной За два воза дров За память о кормовых стрельцам Дьяку рыбы На мелкие харчи За январь и февраль расходу не показано: стряпчий не был в Москве. Март Про подьячих Поместного Приказу икры и калачей Трубникам Приказа Большого Дворца хоженого в государеве лошади Приставам Поместного Приказа хоженого по Волынского человека к очной ставке Им же хоженого с очной ставки и от поручной записи За переписку с очной ставки молодым подьячим Старому подьячему к Благовещенью рыбы Бумаги на Волынское дело К Благовещению про свой обиход рыбы За запись от ставочной челобитной Подьячим за запись меновную Про дворян к столу рыбы и икры в два найма Бумаги на выписку о мен. пустош. Бакшевой За выпись и грамоту подьячим 4 р. 10 алт., дьяку рыбы на 16 алт. 4 д. От памяти из Патр. Разряда и пошлины с грамоты о допросе печатных пошлин и подьячим за работу Печатных пошлин с отказной грамоты Сторожу и от записи Подьячему Приказа большого Дворца от кормовой лошади на рыбу На дорогу с Москвы работнику Подьячему Патр. Разряда на рыбу Дьяку рыбы На мелкие харчи Апрель Бумаги на монастырские расходы и свечи За приискиванье писцовых и межевых статей К вербному воскресенью про свой обиход рыбы За запись от ставочной челобитной В дороге в Москву лошади и самому третью харчу Про подьячих Поместного Приказа сделан стол рыбы и калачей Луку и чесноку За судные дела с Никитским монастырём дьяку и подьячему рыбы Патриаршего Разряду дьяку на мёд На мелкие харчи За корм и квас в дороге в Москву Бумаги на монастырские дела Мяса и ветчины про себя За запись от ставочной челобитной в Приказ Большого Дворца Подьячим и стрельцам Подьячим Поместного Приказа за Волынское дело За Корякино дело дьяку белой рыбицы Подьячим рыбы 16 алт. 4 д. Сергиевскому священнику за Никольскую воду Дьяку за выпись в Пушкарский Приказ о дворовых местных г. Переславля с переписных книг Старому подьячему за то же За бумагу на то же дело Молодому подьячему за то же Хоженого в Приказ Большого Дворца и за поручную запись Ещё хоженого Роздано подьячим На мелкие харчи За июнь расхода не было: стряпчий не был в Москве. Июль (16 числа был послан стряпчий в Москву). В дороге в Москву Травы монастырским лошадям В Поместный Приказ за переплёт и запись отказных книг Трубникам хоженого в Вашкинском деле Подьячим за работу в том деле 3 алт. 2 д., дьякам рыбы 1 р. 5 алт. За приискиванье полюбовного межеванья статей Бумаги на монастырские дела На дорогу с Москвы работнику На монастырский двор скляница и за мак От записи ставочной челобитной Сена монастырской лошади Калачей Подьячим Большого Дворца рыбы Подьячему Патриаршего Разряда рыбы На мелкие харчи Август Сена монастырским лошадям Приставам Поместного Разряду хоженого Сергиевскому священнику за святую воду 1-го августа Подьячему рыбы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Следовательно, крестьяне церковных учреждений под управлением Приказа были в полном безотчетном его распоряжении. Для облегчения своего незавидного положения крестьяне обращались к правительству с прошениями о возвращении их в ведомство и управление церковных учреждений 360 . Поводом к подобным их челобитьям служило то, что некоторые из их собратий оставались за монастырями или, вернее, возвращены были в непосредственное заведывание монастырей вскоре после обращения их в ведомство Приказа. По указу государя, Приказ возвратил вотчины маловотчинным монастырям, которые не могли собрать с них доходов, достаточных для своего содержания 361 . К челобитьям крестьян присоединились просьбы к правительству церковных учреждений. Настоятели монастырей могли рассчитывать на успех по своим челобитьям по разным соображениям. Монастырский Приказ, принимая в свое ведение монастырские вотчины многовотчинных монастырей, разделил вотчины на два отдела: одну часть их он определял на содержание монастырей, а другая часть должна была остаться вне такого назначения и поступить в полную собственность государства на правах владельческих. Отсюда произошло разделение и название, так долго сохранявшееся за вотчинами церковных учреждений, определенных и заопределенных (иди оставшихся за определением) вотчин. Отсюда же явились и монастыри определенные, для которых назначено определенное содержание с вотчин, и неопределенные. Между тем Приказ не разграничил точным образом пределов между определенными и заопределенными вотчинами; а сумм, назначенных на монастыри, не находил возможным выдавать в исправности. Притом, из Приказа отдавались вотчины в арендное содержание разным лицам, даже иностранцам, с единственным условием бездоимочного платежа с них государственных податей и оброка, – монастырским властям это было, конечно. не безызвестно. Монастырские власти готовы были на основании такого условия принять в свое заведывание и управление обратно принадлежавшие им вотчины, как определенные, таки заопределенные 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

326 Настоящими распоряжениями заведывание церковными вотчинами и взимавшимися с них сборами отодвигались под ведение общегосударственных учреждений. Для ближайшего заведывания переданными в синодальное управление церковными вотчинами, Святейшему Синоду, не имевшему в то время при себе учреждений, естественно было воспользоваться ведавшим эти вотчины и только что закрытым монастырским приказом. Заботясь восстановить этот приказ, Синод прежде всего должен был найти надежное лицо для ближайшего заведывания восстановленным учреждением. Таким лицом Синод признавал бывшего Московского вице-губернатора Ершова и полковника Плещеева, из коих и просил государя определить в синодальное ведомство «для вотчинного правления». Государь определил Ершова, повелев Сенату сделать надлежащее распоряжение. 328 Уволенного из светской команды, Синод определил в монастырский приказ судьей, поручив ему «ведать монастырский приказ и бывшего патриаршего дома дворцовый и казенный приказы... сборами и всяким правлением». При этом Синод указал Ершову немедленно отправиться в Москву дабы «за побытностью его там в неотправлении дел в оных приказах большой неисправности не учинилось, понеже в тех приказах без главного командира слабо идет отправление». 329 Приняв присягу на исполнение обязанностей порученной должности, Ершов, еще до отправления в Москву к месту служения, обратился, 13 июня, в Синод с доношением, в котором просил о высылке приказных из земской канцелярии отосланных в нее по указу 23 сентября 1720 г. об упразднении и монастырского приказа, равно начатых и производившихся в этой канцелярии дел, а также и собранных пошлин; Синод, для исполнения по этому доношению, сделал надлежащие распоряжения. 330 Другим доношением, от 13 июня, Ершов, прилагая сам список, просил Святейший Синод «для лучшего правления и присмотру в домовых патриарших вотчинах и заводах и промыслах и для всяких случающихся разнообразных нужных посылок», равно и «для новозаводства для чего добрым правлением пробыть не можно» назначить на службу в приказ дворян, дьяков и подьячих, также драгун и солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

A ежели что в юстиц-коллегии погрешат, то разыскивают в Сенат над оною. И такие же бывают пытки и казни. Сия коллегия будет под ведением Синода. И ежели что прегрешит и достоит будет из той коллегии вышереченным пыткам, казням и наказаниям, кто будет оное подписывать и при пытках быть, как Сенат отправляет. — Требуется ответ. На вопрос Государя в св. Синоде дали такого рода объяснение: «Понеже весьма чувственно Синод памятствует вашего Императорского Величества рассуждение о розыскных криминальных делах, юстиции подлежащих, Синоду же в ведении содержати неприличных; того ради хотя Ершов (судья Приказа) и домогался, однако ж Синод ни в мысли своей возымел того, но за важность правления содержащихся в том Приказе сборов и судных, между подчиненными Синоду следованиями и решениями, a не розысками производимых дел, предложено и ныне предлагается, дабы Монастырский Приказ благорассмотрением Вашего Величества определить коллегиею (ежели удобно именовать) синодских дел, в которой большая часть правления подобно камер и юстиц-коллегий, из которых по мнению синодскому о числе судейских персон, то есть, членов, также и служителей и о их трактаменте, a не о качестве дел и востребовано, дабы оной Монастырской Приказ учинить коллегиею и удовольствовать членами и служителями хотя бы против Юстиц-коллегии. Буде же Ваше Величество благоволите против камер-коллегии удостоить, то и наипаче Синод утверждается, ибо и сборов содержание в подобной имеется быть силе, как при коллегии, так и в губерниях и в провинциях, и управителями и Государь соизволил разрешить учреждение коллегии в Монастырском Приказе. После этого разрешения стали являться в нем советники и асессоры. Но штат еще не был определен в 1723 г. Проект штата представлен в Синод из Приказа при доношении от 15 окт. 1722 г. Этот проект составлен в соответствие наличным предметам его ведения и в предположении, что все эти предметы останутся в его ведении. В предисловии к проекту исчисляются они. В нем прежде всего указывается, что «первое в команде святейшего правительствующего Синода оный приказ одних сошных людей (крестьянство) всяким правлением имеет безмала пятую часть всего государства, кроме других разнообразных дел.

http://sedmitza.ru/lib/text/439448/

Вскоре после кончины Адриана, закрыт был разряд патриарший, заведовавший всеми делами церковными, не только собственно иерархическими, но и волостными по имуществам, и тяжебными; потому что со времени уничтожения приказа монастырского, Царем Феодором, в патриаршем только разряде, производились все иски на лица духовного звания. Они восходили иногда в приказ большого дворца, т. е. на собственное решение Государя, когда обнаруживалось пристрастие судей в деле близком для них, по сродству с подсудимыми. Петр велел перенести все нерешенные дела для окончательного суждения в разные государственные приказы, по содержанию каждого и по порядку мирских тяжб, и таким образом дела о наследства, завещаниях, святотатствах, дотоле подлежавшие суду духовному, перешли в гражданский. Дела же собственно церковные, иерархические и догматические, поручил ведать Митрополиту Рязанскому, в духовном патриаршем приказе, еще прежде назначения Стефана блюстителем престола. Однакоже, в скором времени, опять обращены были на патриарший двор все иски на лица духовного звания, и, по представлению Митрополита Стефана, вновь открыт был приказ церковный, для наблюдения за благочестием священнослужителей. С уничтожением разряда, Государь восстановил также, в полной силе, приказ монастырский, утвержденный уложением отца его, и, отделив совершенно от духовного приказа, вверил управлению боярина Мусина Пушкина. Его ведению, суду и расправе подлежали патриаршие и архиерейские приказные люди и многочисленные волости, также и богатые имущества монастырей, которые были все переписаны. Они не управлялись более келарями и старцами, но стольниками царскими, независимо от воевод и наместников, и относились прямо в приказ монастырский, куда стекались все их доходы. Ограничено было и число монашествующих обоего пола в каждой обители, и выведены бельцы и белицы, жившие праздно без пострижения, для коего определены известные годы, не ранее сорока для монахинь, и тридцати для монахов. Безбедное содержание назначено каждому иноку, по десяти рублей в год и десяти четвертей хлеба, вместо прежних богатых доходов, кои обратились частью на нужды государственные, частью на устроение больниц и пропитание убогих воинов, помещенных в монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010