Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Исторические явления, подготовившие Монастырский Приказ по Уложению 1649 г. Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Развитие церковно-гражданского законодательства в России началось, между прочим, на основании законов и юридических начал, уже определенно выработанных и установившихся в Греческой Империи и принесенных оттуда к нам вместе с Верою и В числе греческих законов русское государство и церковь русская приняли закон или, точнее, юридическое начало о безусловной подсудности суду церкви духовных лиц по делам гражданским. Порядок гражданской подсудности русского духовенства в древней России, на основании указанного начала определенный по образу греческой и по каноническим состоял в следующем: монашествующие, духовные лица и состоящие в клире судились не только в церковных, но и в гражданских делах между собою, пред епископами; епископы подлежали суду высшей же суд для всех их был на и пред Но молодое русское государство, принявшее Христианскую Веру из страны, в которой самостоятельная гражданская жизнь стояла уже на значительной степени развития, не ограничилось в указании пространства гражданского суда церкви одними греческими законами. Первые христианские русские князья, по всей справедливости, видели в новой Вере начало, назначенное, между прочим, и к устроению гражданской жизни юного Из благоговения к Вере и они расширили судебно-гражданскую власть церкви особыми уставами, по которым эта власть получила с течением времени прогрессивное развитие до значительных Устав первого христианского князя св. Владимира предоставил гражданскому суду церкви, между прочим, класс людей богодельных, т. е., лиц состоящих по особенным качествам их под покровительством Св. Владимир установил гражданский суд церкви. «Сей ряд и суд церковный» «установляли» и подтверждали впоследствии и другие, великие и удельные Самостоятельность «ряда» или «устава» предоставлявшегося церкви всегда ограждалась установителями от всякого вмешательства и от всякой «обиды» светской Ряды и суды церковные, установленные первыми князьями, были неоспоримым основанием церковно-гражданского суда до Соборного уложения 1649 и даже подтверждались

http://sedmitza.ru/lib/text/439421/

М.В. Зызыкин Глава V. Церковные реформы Петра I. Оценка Никоновских идей в свете Петровского разрушения церковного строя. – Уничтожение церковных обычаев Петром и государственного положения иерархии через удаление её из высших государственных учреждений. – Прекращение права печалования Патриарха. – Вмешательство Петра в церковные дела при Патриархе Адриане. – Дискредитирование Петром сана Патриарха в бытовом отношении. – Изменение идеологии царской власти при Петре. – Дискредитирование патриаршества в теоретическом отношении. Феофан Прокопович возрождает в «Розыске» идею Царя-понтифекса максимуса. – Феофан стремится дискредитировать патриаршество и в политическом отношении, намеренно смешивая его с папством. – Переводы сочинений Пуффендорфа. – Основная идея Феофана – дать основу теоретическую для уничтожения патриаршества. – Феофан о прекращении возношения имени Восточных патриархов. – Лютеранское направление реформы (в общественном смысле). – Отзывы современных Петру немцев о церковной реформе Петра. – В чем проявился лютеранский характер церковной реформы Петра? – Сочинения Феофана для образования народа, по поручению Царя написанные. – Книга Феофана, написанная против аскетического идеала. – Отношение Феофана Прокоповича к христианским вероисповеданиям. – Меры Петра против Церкви, предшествующия формальной замене Патриарха коллегией. – Отношение Петра к Церкви. – тефан Яворский о направлении Петровской церковной реформы. – Отмена патриаршества. – Влияние философии естественного права. – Принципиальное покушение на церковную собственность со стороны государства. – Значение отстаивания Никоном управления Церковью своей собственностью и вообще её неприкосновенности. – Отсутствие юридических оснований для отнятия у Церкви собственности. – Монастырский Приказ при Петре 1701–1720 – орудие государства для подчинения всех чисто церковных дел государству. – Монастырский Приказ вмешивается в регулирование внутренней жизни монастырей. – Строй церковный у Петра I входит в компетенцию государственной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

И. В. Пугач. Центральное Поморье в годы петровских преобразований: заметки по поводу монографии М. С. Черкасовой «Вологда и Устюг в эпоху Петра I»   В преддверии юбилейных торжеств, которые широко отмечаются в 2022 г. научным и музейным сообществом России – 350-летие со дня рождения Петра Великого, вышла монография доктора исторических наук, профессора Вологодского государственного университета М. С. Черкасовой, посвященная жизни двух северных городов – Вологды и Великого Устюга – в начальный период петровских преобразований. Обращение Марины Сергеевны к данной теме не случайно. Описанное ею время – один из важнейших этапов в отечественной истории, время трансформации всей системы государственно-политической, социально-экономической и культурной жизни России. Региональный аспект петровских преобразований на примере Вологды и Великого Устюга позволяет увидеть конкретно-исторический характер этих изменений. Поморье и его крупные города занимали особое место в планах царя-реформатора, особенно на начальном этапе их реализации. После азовских походов фактически все усилия по дальнейшему строительству флота так или иначе были связаны с Русским Севером. Еще в большей степени Петра I интересовали экономические и людские ресурсы региона, который в XVII в. являлся одним из важнейших доноров государственного бюджета. Монография состоит из введения, четырех отдельных очерков, связанных прежде всего логикой политических, экономических и социальных потрясений, которые переживала Россия в период петровских реформ, заключения, научно-справочного аппарата и обширного Приложения – подборки из 85 архивных документов, в основном из фондов Государственного архива Вологодской области. Статистический материал о финансово-хозяйственном состоянии приходских храмов Устюжской епархии, городском населении Вологды и тяглом населении Устюга сгруппирован в 12 таблицах. Поражает широта и разнообразие источников, привлеченных автором к исследованию. Это в первую очередь неопубликованные делопроизводственные материалы и частноправовые акты Вологодской духовной консистории (ф. 496), Вологодского архиерейского дома (ф. 948), Спасо-Прилуцкого монастыря (ф. 512), Коллекции столбцов (ф. 1260) и др. Государственного архива Вологодской области; материалы фондов Великоустюжского центрального архива – Посадской земской избы (ф. 1.) и Духовной консистории (ф. 363). Значительный комплекс документов извлечен из фондов РГАДА – Монастырский приказ (ф. 237), Устюжский архиерейский дом (ф. 236) Вологодский магистрат (ф. 717), Поместный приказ (ф. 1209), Ландратские книги и ревизские сказки (ф. 350) и др. Значительное место в работе занимают и опубликованные материалы по народонаселению Вологды и Великого Устюга первой четверти XVIII в. описи, приходо-расходные и хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома , описи и переписные книги вологодских монастырей .

http://sedmitza.ru/lib/text/10193511/

Скачать epub pdf Содержание Аннотация От редакции Предисловие Введение 1. Общие замечания 2. Библиографический обзор Глава I. Истоки 1. Краткий очерк истории православного монашества на Востоке 2. Появление первых монастырей в Киевской Руси Глава II. Первый расцвет монашества в Киевской Руси 1. Печерский монастырь и препод. Феодосий 2. Монашество XII и XIII веков 3. Религиозно-культурная деятельность монашества Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа 1. Исторические предпосылки расцвета христианского аскетизма в северо-восточной Руси 2. Характер аскетизма в XIV и XV веке 3. Препод. Сергий Радонежский и его монастырь 4. Аскетическая «школа» Сергия и другие подвижники XIV и XV веков Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями 1. Св. игумен Иосиф Волоцкий и его церковно-политические воззрения 2. Препод. старец Нил Сорский и его аскетические воззрения 3. Спор между «иосифлянами» и «нестяжателями» Глава V. Мир церковно-политических идей в Москве в XVI в. 1. Консолидация русских земель под политической властью Московских государей и Русская Церковь 2. Церковно-политические идеи в Москве во второй половине XV и в начале XVI века 3. Инок Филофей и его мессианские идеи 4. Митрополит Макарий и русская агиография XVI века 5. Прославление русских святых подвижников Глава VI. Вопрос о земельных владениях монастырей в полемических сочинениях и в законодательстве XVI-XVII вв. 1. «Князь-инок» Вассиан и его полемические сочинения 2. Другие сочинения, направленные против монастырского землевладения 3. Сочинения с защитой права монастырей на владение вотчинами 4. Правительственные меры XVI века, направленные на ограничение монастырского землевладения 5. Меры, принятые в XVII веке до 1648 г. 6. Уложение 1648 г. 7. Приказ Большого Дворца и Монастырский Приказ Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в XVI-XVII вв. 1. Государственно-политические условия колонизации 2. Шесть основных областей монастырской колонизации 3. Монастырская колонизация в Московском центре 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

36. Церковь и Москва в годы междуцарствия Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество К сожалению, до сих пор остается неизвестным, кто отдал приказ о сожжении Аввакума и его пустозерских единомышленников, но трудно сомневаться в том, что инициатором их казни был тот самый “Якимушка батюшка”, как в своем письме к царю Феодору протопоп называл патриарха. Привыкший к военной дисциплине и не любивший церемониться с врагами, патриарх Иоаким не переносил непослушания и неподчинения своей власти и, несомненно, рассматривал церковных “непокорников” просто как дезертиров или ослушавшихся начальства солдат. В годы фактического междуцарствия 1676—1689, когда после смерти царя Алексея на троне сидел сначала болезненный юноша-наследник — царь Федор, а затем его братья, цари-дети Петр и Иван, за которых их сестра София пыталась управлять Россией из кремлевского терема, — крутой и волевой бывший армеец Иоаким оказался одним из старших и наиболее влиятельных придворных и государственных деятелей. Его влияние возрастало с каждым годом. Еще при царе Алексее, едва вступив на патриарший престол, Иоаким с помощью собранного им церковного собора быстро и решительно расправился со своим личным врагом, архиепископом Иосифом Коломенским. Архиепископ Иосиф стал чуть ли не всероссийской знаменитостью благодаря своему жестокому обращению с подвластным ему духовенством и едкой критике богословски не очень ученого нового патриарха, про которого он говаривал, что тот “не учен, трус и не постоянен”. Быстрая расправа со злополучным Коломенским владыкой явно показала, что Иоаким не заслуживал хотя бы последних из этих В 1675 году, созвав новый собор, твердый, но осторожный и неопрометчивый “Якимушка”, предпочитавший санкцию собора личному административному воздействию, добился окончательного проведения в жизнь постановлений собора 1667 года о неподсудности клира гражданской власти и о полном упразднении Монастырского приказа. По существу это было возвращение к традиционной средневековой общеевропейской и русской практике, которая исключала духовенство из общегосударственной и было значительной победой русского епископата, который, как и католическая иерархия, всегда стремился к независимости от светских властей. Когда на соборе 1666—1667 годов митрополиты Павел Крутицкий и Сарский и Иларион Рязанский протестовали против решения иерархов Востока, что “патриарху быть послушливу царю”, они, конечно, отражали настроения большинства русских архиереев.

http://sedmitza.ru/lib/text/439568/

III. Патриарх Никон в стремлениях к утверждению независимости Русской Церкви и патриаршей в ней власти, и три основанные им монастыря К оглавлению На второе главное дело своего патриаршествования, как и на первое, которое мы доселе рассматривали, Никон был вызван также современными обстоятельствами. Это второе дело состояло в том, чтобы отстоять независимость церковной и особенно патриаршей власти. Никогда зависимость Русской Церкви от мирских властей не доходила до такой степени, до какой достигла в первые годы царствования благочестивейшего царя-юноши Алексея Михайловича. По его приказанию была составлена и издана в свет книга «Уложение», которою учрежден в качестве особого, самостоятельного судебного места Монастырский приказ, существовавший дотоле в виде отделения в Приказе Большого дворца, и суду этого Монастырского приказа, состоявшего только из светских судей, были подчинены по всем гражданским делам или во всех гражданских исках все духовные лица от высших до низших: все митрополиты, архиепископы и епископы наравне с своими приказными и дворовыми людьми, детями боярскими и крестьянами; все настоятели монастырей со всею братиею наравне с монастырскими слугами и крестьянами и все белое духовенство также наравне с своими крестьянами. Никон считал Уложение, как и выражался впоследствии, «книгою, св. Евангелию и правилам св. апостол и св. отец и законом греческих царей во всем противною», и если подписался под ним вместе с другими, то подписался «поневоле», будучи тогда только архимандритом. А когда сделался Новгородским митрополитом, он не захотел подчиняться Монастырскому приказу, и царь пожаловал своему любимцу несудимую грамоту, которою все духовенство Новгородской епархии освобождалось от подсудности названному приказу и Никону предоставлено было право судить своим судом даже по управным делам не только все духовные лица епархии, но и церковных крестьян . Тем более не мог подчиниться Никон Монастырскому приказу, когда был призван на патриаршую кафедру. И вот при самом избрании его на эту кафедру он решительно объявил пред всеми, что в таком только случае согласится занять ее, если сам царь и бояре и освященный Собор и все православные дадут торжественный обет пред Богом, что они будут сохранять «евангельские Христовы догматы и правила св.

http://sedmitza.ru/lib/text/436176/

I. [Где было подворье?] Московское подворье досталось в собственность Данилова монастыря по данной памяти какого-то Василья Воронцова, в 1572 году. Из каких служб оно состояло тогда, всего лучше можно видеть из той данной. Се яз Василей Фёдоров сын Воронцов, что был на Москве двор брата моего Ивана Дмитревича Воронцова, а на том дворе хоромы: изба, да клеть, да мыльня, да конюшенка плетёная, и яз с того двора хоромы те все отдал в дом Живоначалные Троицы и Преподобнаго Даниила по душе брата своего Ивана Дмитревича архимандриту Аврамью с братьею. До 1677-го года сведений о нём по документам не найдено; с этого же года оно становится очень известным. Место, где находилось в Москве подворье, узнаём из отписки стряпчего о постигшем его пожаре в 1681 году. Ведомо вам, государи, чиню, – писал он монастырским властям, – в нынешнем 189 году против 12-го апреля в ночи на Москве на Петрове у Сергия Чудотворца в приходе учинился пожар за два двора до монастырскаго подворья, и от того пожару монастырское наше подворье сгорело всё без остатку и монастырская вся дворовая рухлядь и запас всякий. После пожара оно, по всей вероятности, осталось на том же месте. Стряпчий в той же отписке пишет архимандриту и другим властям монастырским: А что ваше изволение о подворье, как вам государем подворье строить и мне докаместа по межам двор кольем огородить ли или изволите кого прислать строить, а докаместа до строения велят огородить кольем, а продать то дворовое место стало ныне неразумно, потому что белыя дворовыя места отягчены мостовыми деньгами. Из расходных книг стряпчего за 1685-й год именно видно, что оно и в этот год состояло в приходе Сергия Чудотворца; за май месяц пишет он в расходе: «Сергиевскому приходскому священнику от Николаевской воды дано два алтына». Как велико было подворье – это тоже видно из отписки стряпчего 86) 1 1861 года марта 20-го: «Да спрашивают и правят на мне, – пишет он, – в Земский Приказ мостовых денег против стараго вдвое с сажени по 8 гривен с поперечника с двора, и того с четырнадцати сажен с полутретью денег наляжет 11-ть рублёв 11-ть алтын». Подворье это было небогатое; в одно время стряпчий писал архимандриту (1684 г. марта 2-го 30): «да изволите ли на монастырском дворе у горниц приделать сенцы, как ваш приезд будет, нельзя и вытти; буде надобны, по дороге б леску припас»; в другой раз (1700 г. декабрь 371) пишет: «а в кельях, государь, в обоих печи развалились и жить стало невозможно, разве сойти со двора; прикажи, государь, прислать, чтоб печи скласть и двор заборы загородить». II. Кто жил на подворье?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

XI. Георгий Дашков и Игнатий Смола Лицо ростовского архиепископа имеет огромное значение в истории Феофана Прокоповича . Он был родом из дворян Дашковых 266 и вышел в люди ещё при Петре. Во время бунта астраханских стрельцов, в 1706 году, Дашков оказал важную услугу Шереметеву. Фельдмаршал рекомендовал его в особенное внимание Государя. «Митрополит здешней зело показал в бунт в укрочение ревность. Также троицкаго монастыря соборной старец Дашков сколько в тот бунт народу укротил и проходил какими мудрыми факциями, что нихто дела ево из бунтовщиков знать не мог, дивлюсь откуды такое ево мудрое произхождение явилось. И если бы не ево в том было радетельное произхождение, конечно б Астрахань разорилась. Астрахань, мая 5-го дня, 1706 г.». 267 Пётр не забыл услуги Дашкова и, 21-го августа, писал к Апраксину: «когда ваша милость в Петербург поедешь, то изволь взять с собою старца Дашкова, который был в Астрахане». 268 По приказу Государя, он определен келарем в Троицкий монастырь; после того был в нем архимандритом. Дашков воспользовался этим богатым, хлебным местом в свою пользу, как нельзя лучше. Никогда не ходил в общую братскую трапезу, как прежние архимандриты, а завёл свой стол. Одной прислуги было у него человек до двадцати. Вкладов золотом и серебром не отдавал в казенный приказ, а заводил на них кареты, коляски, шоры, покупал лошадей, строил конюшенные дворы и держал до полутораста конюхов. С вотчинных управителей, которых посылал без братского совета, брал взятки; а знатных людей, в которых заискивал, дарил деньгами и лошадьми; родственников своих, которых у него было очень много, награждал хлебом и всякими припасами, лошадьми и экипажами; – племянниц повыдал замуж за монастырских дворян, которых посылал потом в лучшие вотчины управителями. Поездки его к братьям в Алексин и в приписные монастыри для нашего времени почти баснословны. Забравши с собою множество всяких припасов он отправлялся в путь огромнейшим поездом: брал с собою до полтораста человек служителей и до двух сот лошадей. Дорогой, для ночлегов, разбивали палатки, около которых держали караул отставные гвардейские солдаты. – Зятья и братья с женами и детьми гостили у него по целым неделям, не отказывая себе ни в какой прихоти. 269 – В 1718 г. Дашков посвящён в епископа ростовского; 270 в 1721 году за доношение, весьма противное и дерзостное во многих нарекательных терминах к липу св. Синода, обявлен ему выговор с угрозою, что если у Синода прощения не испросит, то без должного за то наказания не останется. – В 1725 г., по смерти Петра по именному указу Екатерины определен в Синод «третьим архиереем» к Феофану Прокоповичу и Феофилакту Лопатинскому. 271

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

XI. Окружность монастыря и нынешний посад Восточная сторона монастыря: Красная площадь Монастырские гостинницы Лаврский дом, отдаваемый под трактир, – монастырская богадельня Дом призрения Посадские ряды Часовня и колодезь Лавки и шалаши Бульвар Южная сторона монастыря: колодезь, принимаемый за колодезь преп. Сергия Пятницкая церковь или бывший Подольный манастырь Странноприимный дом Пафнутьев сад Келарский пруд (Свитошный двор, блинные) Западная сторона монастыря: Пивной двор Баня Северная сторона монастыря: Конюшенный двор Воловой двор Колодезь преп. Саввы Водокачка Белый пруд Нынешний посад: село Клементьево Нижняя служняя слобода и Пятницкая церковь Рождественская церковь Ильинский приход Вознесенская церковь Кокуевский приход Кладбища Население посада Восточная сторона монастыря С восточной стороны перед монастырем находится принадлежащая ему обширная площадь, называемая Красною. Площадь окружают монастырские гостиницы, Старая и Новая, монастырский дом, отдаваемый в аренду под трактир, и посадские ряды. За Новой гостиницей – Дом призрения. На площади – лаврская часовня, лаврский колодезь и ряды принадлежащих лавре лавок. К стене монастырской на большую ее половину пристроены лавки. Вдоль северной половины стены, от Успенских ворот до Красной, или Уточьей, башни, идет монастырский бульвар. Площадь, в настоящее время ровная и вымощенная, как подобает быть городской площади, стала таковою с не особенно давнего времени. Митрополит Филарет приказывал осенью 1823 года, с тем чтобы приказ его исполнен был весной следующего года, «против Святых и въездных (Успенских) ворот по средине площади возвышенныя неровныя места срыть, подъезд от Пятницкой церкви выровнять от бывших тут бугров, рытвин и ям, до самой Пятницкой башни и до Святых ворот, также и другия места площади вплоть до часовни по середине ея и около ограды места, начиная от Ректорской башни до въездных ворот выровнять, то срывая землю, то засыпая ею ямы». Окончательно выровнял площадь и замостил ее камнем наместник Антоний (а что касается до времени, с которого она существует как настоящая площадь и с которого после 1764 года составляет бесспорную собственность монастыря, то в 1793 году она только была предназначена по плану и в сем же году, вследствие ходатайства митрополита Платона, распоряжением главнокомандующего Московского оставлена во владении

http://sedmitza.ru/lib/text/438597/

В.Березин, В.Добронравов Первый благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Алачина, Великова, что в Медушах, Венца, Ланильцева, Заозерья Нового, Кляземского Городка, Крутова, Кувезина, Любца, Маринина, Марьина, Медуш (пог.), Мисайлова, Нередич (пог.), Овсяникова, Осипова, Павловского, Петровского, Санникова, Троицкого, Троицкого-Никольского и Якимова. Алачино Село Алачино, при колодцах, находится от уездного города в 16 верстах и от губернского города в 45 верстах. – В старинные времена село было вотчиной фамилии князей Друцких; а приходские деревни принадлежали: Высоково – помещикам Трусовым, Онохино – князьям Трубецким, Дмитриево – Дроздову, Филисовая Слободка – Владыкину, Пестово и Пересекино – Архиерейскому Дому. Церковь в селе существовала уже в начале XVII столетия; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: « церковь великого чудотворца Николы в селе Алачине в вотчине князя Ивана Друтцкого дани двенадцать алтын пять денег десятильничих и заезда десять денег»; а под 161 (1653) годом о состоянии прихода сообщаются следующие сведения: «у той церкви на церковной земле 2 дв. поповых, да в приходе помещиковых 6 дв., дв. монастырской, крестьянских 60 дв., бобыльских 17 дв., пашни церковные пахатные середния земли 4 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен»; по новому дозору 164 (1656) года дань увеличена и положено с церкви «рубль 15 алтын 4 денги, заезда гривна»; а в 1746 году в Синодальный приказ церковь платила дани рубль 87 копеек. Зданием церковь до начала настоящего столетия была деревянная с таковою же колокольнею. В 1810 году усердием прихожан построена каменная, ныне существующая, церковь , с каменною же колокольнею и оградою. – Престолов в ней два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой – в честь Владимирской иконы Божией Матери. В церкви имеются следующие старинные священные вещи: китайчатая фелонь, деревянный потир, крашенный, с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, Евангелие, печ. 1036 года, и Кипрская икона Божией Матери, особенно чтимая прихожанами и соседними селениями.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010