Вотчины всех более или менее богатых духовных владельцев разделялись на две части. С одной, «определенной», доходы шли на содержание архиерейских домов и монастырей, а с другой, «заопределенной», поступали в Монастырский приказ. Однако и эта мера, учитывая уровень «грабительства великого и кражи государственной» в петровской новостройке, не оправдала себя. В августе 1720 г. Монастырский приказ был закрыт, а духовные владельцы обязаны сами управлять «заопределенными» вотчинами и сами же вносить в казну «неопределенные» суммы. Самоограбление в чистом виде продолжалось недолго, поелику на горизонте уже маячил святейший Синод, учрежденный в 1721 г. Синод, по образцу иных государственных учреждений, представлял собой коллегию из президента (позже — обер-прокурора), двух вице-президентов, советников и асессоров, архиереев, архимандритов и городских протоиереев (общее число членов менялось от 11 до 7 и т. д.). На первом же заседании Синода, открытом государем 14 февраля 1721 г., Петру был вручен доклад с вопросом, ведать ли новому учреждению «сборами и правлением» все духовные вотчины? «Быть по сему!» — начертал Петр I. Синод немедля разослал по епархиям указ о своем вступлении в управление духовными вотчинами, а вскоре и Сенат подтвердил решение о взимании всех государственных сборов с церковных имуществ «посланными из духовного Синода». Речь шла о тех же прихваченных государством чужих доходах, только передавать их Камер- и Штатс-контор коллегиям должен был Синод . Синод очень быстро понял все тяготы такого рода занятий и уже в 1721 г. упросил Петра восстановить Монастырский приказ как синодальный орган по управлению духовными вотчинами. Таким образом, новое духовное начальство получило полную хозяйственную самостоятельность (без разрешения Синода Монастырский приказ не выполнял требования коллегий и даже Сената), при этом утеснив архиерейских и монастырских владельцев «заопределенных» вотчин, вопреки их сопротивлению назначая туда своих комиссаров и управителей. С другой стороны, Петр I был удовлетворен размерами поступлений в свою казну при высвобождении светских чиновников; в 1723 г. он даже возложил на Синод взыскание недоимок на церковных крестьянах, вместо посланных было для этого офицеров. Мало того, перед Синодом ставились задачи сбора и доношения в Сенат сведений о хозяйственном состоянии всех духовных вотчин. Синод обеспечил бесперебойное поступление в государственную казну «заопределенных» сумм и различных сборов, хотя в 1725 г. Монастырский приказ был переименован в Камер-контору синодального правительства, а в 1726 г. его сменила Коллегия экономии .

http://sedmitza.ru/lib/text/439394/

В настоящем же месте мы должны заметить, что изъятием духовных и им подвластных по владельческим отношениям лиц из под власти гражданского суда государственных светских учреждений — воевод, приказов и в особенности Монастырского Приказа не был уничтожен самый Монастырский Приказ в 1667 году. Он продолжал свое существование и после. Состав его был прежний,—из светских лиц. В нем заседали думный дворянин или окольничий и два Отношения его к духовному ведомству не прекратились еще окончательно. Судебною властью в церкви он не обладал. Круг его деятельности был ограничен особыми предметами ведения, которыми он занимался и прежде. На нем теперь лежали обязанности взысканий и сборов с церковных вотчин государственных податей и повинностей. Он вел приходорасходные книги по ведомству церкви, насколько этот предмет подлежал ведению государства, и составлял описи церковным имуществам и числу людей и дворов на церковных Чрез него происходила приписка монастырей и пустынь к архиерейским домам и монастырям с соизволения Государя. Для этого Приказ посылал нарочных, которые вместе с духовными властями составляли описи имуществам и лицам приписываемых монастырей и пустынь, один экземпляр описи оставляли за своими руками в монастырях или архиерейских домах, к которым совершалась приписка, a другой представляли в — Распоряжения свои Приказ приводил в силу или грамотами или чрез нарочно им посылаемых от себя и чрез Для взыскания, например, полонных денег Приказ в 1669 году грамотами предписывал белоезерским приставам выслать в город священников, диаконов и причетников с надлежащими — В таком виде и с такою деятельностью Приказ просуществовал 10 лет. В этот период его существования, правда, деятельность его была весьма слаба даже и в пределах, ему указанных. Некоторые монастыри в это время обращались по предметам, подлежащим его ведению, в Приказ Большого Известно уже было, что он не долго будет продолжать свою деятельность. Декабря 19 дня 1677 года Именный указ: «Монастырского Приказа всякие дела с сего числа впредь ведать в Приказе Большого Дворца боярину и дворецкому и оружейному Богдану Матвеевичу с товарищи, a что в том Приказе всякие денежные доимки, и тое денежную доимку ведать, a доимочные деньги выбирать в Приказе новые чети Думному Дьяку Ивану Горохову, a впредь Монастырскому Приказу не быть.» —Но история его и здесь не оканчивается.

http://sedmitza.ru/lib/text/439427/

По третьим известиям, Приказ, за раздачей вотчин маловотчинным монастырям, оставил в своем ведении 107,754 двора крестьянских и 17175 дворов, принадлежавшими» служащим церкви 317 . Из принятых в свое ведение Приказ роздал и продал разным лицам в вечное владение, поименным указами по собственный распоряжениям, как сам показывает, 1097 дворов, кроме отданных в другие приказы и причисленных к разным учреждениям по государственным Надобностям 318 . После разделения государства на губернии Приказ считал в своем ведении по разным губерниям дворов 103,514 319 . – При передаче всех церковных вотчин снова в ведение церкви дворовое счисление в них оказалось в ином количестве. Камер-коллегия, принявшая в свое ведомство не только всю область Приказа, но и все церковные вотчины, находившиеся в ведении разных приказов, насчитала при передаче в синодальное управление в них по одним ведомостям 153254 1 / 2 дв., по другим 150599 1 / 3 , по третьим 145665 1 / 2 , по четвертым 144,906 двор. 320 , а по собранными известиям из епархий нашлось 144492 1 / 2 дв. Означенные количества во всяком случае свидетельствуют, что количество дворов в церковных вотчинах в период управления и ведения ими в Монастырском Приказе не было в точности исследовано 321 . Монастырский Приказ 1701 года, вместе с приемом в государственную собственность и приведением в известность церковных имуществ, вступал в управление всеми патриаршими, архиерейскими, монастырскими и церковными вотчинами. Совокупность этих вотчин под управлением Приказа образовала особое ведомство. Судьба управления его характеристически изображает историю Приказа, встречу приказной системы управления, господствовавшей в России в XVI и XVII веках, с новым центрально-областным государственным устройством XVIII в., и влияние перевода церковных вотчин в ведение приказного учреждения на благосостояние их. – Мы упоминали уже, что Монастырский Приказ, как государственное учреждение, есть произведение старой России, – приказной системы управления. Ему приказана деятельность, но не даны законы и правила для управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

– После многих подобных переписок и столкновений с губернскими властями, «в 1781 г. июня 18 дня по указу великого Государя Князь Петр Иванович Прозоровской с товарищи, слушав выписки (о переписке Приказа с московской губернской канцелярией), приказали: «в Губернскую Канцелярию послать указ, чтоб в Монастырской Приказ писали о тех полуполтинных деньгам (в Военный Приказ – подать) на прошлые на 714 и на 715 и на 716 и 717 гг., что в тое канцелярию в платеже по присылкам из городов от обер-комендантов и комендантов и ландратов в присылке, понеже тот сбор начался в губернии, а монастырского ведомства во все архиерейские домы и по властям в монастыри и к ведомцам и к приказчиком в вотчины послать указы с нарочными посыльщики, велеть те полуполтинные деньги на вышеозначенные четыре года по рублю с двора на крестьянах сбирать, а на ослушниках править без всякой пощады в скорости, и собирая присылать в Монастырской Приказ неослабно (А и губернские власти обязаны были также «неослабно сбирать», – каково же было крестьянам). А на сей 718 год те деньги по 8 алт. по 2 деньги по зимнему пути в сем же году собрать до прибудущего 719 года, чтоб теми из приказа в приказ пересыльными указы и пущие доимки не запустить и дабы та доимка не причлась к Монастырскому Приказу, понеже указом Великого Государя из Канцелярии Правительствующего Сената монастырского ведомства с вотчин всякие указные подати собирать велено в Монастырской Приказ и отсылать в губернию и в положенный места, а ландратом в ведомство Монастырского Приказа вступать не велено, и о том из Канцелярии Правительствующего Сената в губернию в указах писано. А буде в которых вотчинах явятся в тех платежах отписи или приемные письма или своеручные которых приемщиков расписки, и то все вместо наличных денег для счету с губерниею присылать к Москве в Монастырской Приказ в самой крайней скорости, – а повытчиком и стряпчим в слышании сего указу приложить руки, а в присутствующие приказы послать копии, дабы о том сборе неведением никто не отговаривался, – и сей указ записать в книгу 345 «.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Державнейший царь, государь милостивейший! По твоему великого государя указу в приказе Книг печатного дела работаю я, раб твой, всякие твои государевы приказные дела непрестанно, а твое государево жалованье даетца мне против моего окладу в полы; и с того окладу в Провианской приказ драгунские лошади и в Московскую губернию плачу сполна. Да по твоему великого государя указу немецких разноязычных и греческой школ всякие дела во управлении у меня непрестанно и бескорыстно. А моей братии подьячим за школной труд давано твое государево жалованье в приказ по рассмотрению. А в прошлом 711 году за школной труд дано мне твое государево жалованье из школьных денег в приказ 10 рублев, а на нынешней 712 год за тот школьной труд мне ничего не дано. Всемилостивейший государь! Прошу вашего величества, вели, государь, для своего великого государя многолетного здравия и для излишней моей школьной бескорыстной работишки свое государево жалованье выдать мне в приказ, чем тебе великому государю о мне Господь Бог известит. Вашего величества нижайший раб приказу Книг печатного дела подьячей Петр Волков. Генваря в 18 день 712 году. Помета: 1712 году генваря в 24 день. По указу великого государя тайной советник граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, слушав сего челобитья, приказал ему подьячему Петру Волкову за ево школьные труды выдать на 712 год в приказ против прежних дач 9 рублев, да за греческую школу рубль в наддачу из школьных росходов с роспискою. Великого государя жалованья в приказ денег 10 рублев подьячей Петр Волков взял и росписался из школьных. (Кн. 105, л. 16. 64, л, 4). 1711-го июня в 9 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. с. и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина велено из приказу Книг печатного дела выдать немецкой школы, что на Новгородцком подворье, сторожу Егору Федорову в приказ 2 рубли для того, что он Егор в тех школах управлял сторожевую службу февраля с 1-го числа по вышеписанное число сего ж году, а окладу ему Егору ничего не определено; а выдать ему из присланных денег из Монастырского приказу на школной расход с роспискою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Синода обретались, и для лучшего хранения содержались те управители в собственной дирекции Св. Синода а Монастырской Приказ между государственными коллегиями и канцеляриями равной силы еще не имел; потому что из многих мест кроме Синода и Сената, присылались в тот Приказ указы. Того ради Св. Синод, не равняя оных управителей с государственными канцеляриями, но опасаяся того судьи Ершова, единолично тогда властвующего, сильной мимо Синода над оными управительми продерзости, рассуждали тогда содержать их между собою корреспонденцию ведениями и промемориями. А когда Монастырский Приказ лучшее в своем правлении исправою означился и приобщением членов снабдился, тогда вящая над всеми подчиненными Синоду правлениями тому Монастырскому Приказу власть дана и во все подчиненные места указами, а в коллегии и канцелярии промемориями писать велено, а управители членовных домов и монастырей с государственными канцеляриями равно не вменены и не вменяются. Четвертый пункт требования. Которым членовным вотчинам сборами, согласными Св. Синода приговорами, определено в ведомстве быть в одном Синоде, а в Монастырском Приказе тех синодальных членов вотчины велено только одними платежами, которые будут в тот Монастырской Приказ присылаться, и оные членовные вотчины денежными положенными доходами в коликом числе состоять? И на 721 и 722 годы с тех членовных вотчин во оной Монастырской Приказ в тех годах платеж был ли? И сколько с которых годах заплачено и с которых порознь? Известие Синода на четвертый п. Как членовные, которые сборами ведали тех членов управители, так и другие Синодальной команды вотчины в коликом числе денежных окладные доходов состоят, о том верное с подлинным изъяснением известие от Камер-коллегии многократно требовано. И понеже долговременно того от них не получено, того ради и Его Императорскому Величеству ноября 19 дня того же 721 года докладовано, по которому докладу собственноручным Его Императорского Величества подписанием велено прислать ведомости подлинны е и о чем, куда надлежит, послать крепкие из Сената указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

По-видимому, предмет его занятий составляли дела по всем возможным в государстве отношениям. – Мы будем следить за разными сторонами истории и деятельности Приказа в исторической форме, насколько, разумеется, это возможно для нас по количеству материалов, в нашем распоряжении находящихся. Приходится здесь же заметить, что Приказ, восстановленный в 1701-м году снова закрылся в 1720-м, а в следующем 1721-м году еще раз был восстановлен и прожил до конца 1724-го года, когда он навсегда покончил свое существование со своим именем. В настоящей главе соответственно плану нашего исследования, мы будем главным образом ограничиваться периодом существования Приказа от 1701 года до вторичного его закрытия в 1720-м году. Но по необходимости переступим эти хронологические пределы при рассмотрении таких сторон Приказа, которые от перемен в его судьбе в течение 1720 –1725 годов не потерпели существенного изменения и которые могут быть лучше уяснены при возможном для нас цельном обозрении их за все время существования петровского Приказа. По положению своему в ряду других государственных учреждений, петровский Монастырской Приказ 1701-го года явился высшим, центральным для всей России по особому ведомству, учреждением, специально посвященным, в общем итоге его деятельности, преобразовательным целям Петра по отношению к Церкви. Он равен был всем прочим приказам и представляет одно из последних по времени произведений приказной системы устройства государственных учреждений. Из прочих приказов он получал памяти, равно как и им отписывался памятями 259 , и был совершенно независим от них. Он стоял, отдельно, «особно», самостоятельно, как и всякий другой приказ. С учреждением сената, как высшего правительственного места, в котором сосредоточивалось все высшее государственное управление, Монастырский Приказ в 1711-м году был подчинен ему, наравне с другими приказами, как низшее .его учреждение. От сената исходили в Приказ указы, а из Приказа восходили в сенат доношения. Сенат был высшим контрольным учреждением в финансовых делах приказа; поэтому из него представлялись в сенат месячные, третные и годовые ведомости о сборах, повинностях и расходах его ведомства 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

О времени Патриарха Никона очевидец писал: «в ряду патриарших комнат находится семь палат, в коих сидят семь судей со множеством дьяков; каждая палата назначена для известного рода дел: одна для черного духовенства, другая для белого, третья для казначейства и т. д. Во вторую палату являются желающие быть священниками, со свидетельствами от жителей околодка, Патриарх дает им читать книги каждому по очереди» и пр. 15 Такое подробное разграничение присутственных мест началось со времени Патриарха Филарета. В 1625 г. Патриарх Филарет, получив несудимую грамоту, открыл по примеру Царя, приказы 16 . а) Приказ судный, иначе патриарший разряд стал заведовать всей судебной частью в значении среднего епархиального управления. Предметами заведования были: 1) дела о построении Церквей, 2) определение к духовным должностям или точнее выдача настольных грамот, 3) рассмотрение жалоб на духовенство и духовных лиц между собой, 4) рассмотрение по преступлениям против веры, 5) рассмотрение завещаний и суд по брачным делам 17 . При Патр. Иосифе, потеряв из виду древнее значение заведования некоторых монастырей Вел. Князьми, как покровительства, ограждавшего обители от произвола вотченников и удельных Князей, ввели (1649 г.) монастырский приказ с правом рассматривать жалобы на духовных. По несудимым грамотам, данным Патр. Иову, Гермогену и Филарету, этому порядку не надлежало касаться, по крайней мере, духовных лиц патриаршей области. Но монастырский приказ скоро коснулся и их 18 . Напрасно Патр. Никон не раз испрашивал несудимые грамоты; напрасно выставлял несообразность нового порядка с самой сущностью дела 19 . Монастырский приказ в распре с Никоном доходил до того, что определял духовных к монастырским Церквам. Вследствие предложения восточных Патриархов сперва (1667 г.) ограничены своеволия и власть монастырского приказа, а потом (1677 г.) и совсем закрыли его 20 . При Петре Великом опять учрежден был монастырский приказ; даже все иски на лица духовного звания перенесены были в ведение светских судов; но последнее скоро опять было возвращено в приказ церковный. Дела о наследствах и святотатстве предоставлены светскому суду 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6) А буде же случится, что все или часть тех собранных вещей не может употреблена, но имеет продана быть; то надлежит о том остаточном провианте и фураже писать в Монастырской Приказ, на что был собран и сколько кому роздано и что в остатке налицо и без указа из Монастырского Приказа не продавать, а ежели учинит, то доправлено будет на нем. 7) Все Его Императорского Величества доходы, как скоро и сколько их собрано будет, должен он в рентерею немедленно отдавать и указные сборы в Монастырской Приказ присылать и не дерзать ничего из наличных денег никакими мерами тратить и на свои нужды употреблять и у себя держать или какую ни есть доимку на подданных небрежением или для своей корысти запускать под взятым двойного штрафа и фискальского за то взыскания. 8) Ежели в провинции где какие начнутся от светской команды досмотры и переписки дворов или земель, то имеет и он с подчиненными своими в той провинции при том быть и учрежденным переписчикам все надлежащие ведомости о команде синодальной давать, дабы потому возможно было верный досмотр и переписку учинить, а будет от Монастырского Приказа повелено будет ему самому такой досмотр и переписку отправлять, то имеет он со всяким прилежанием и верностью по присяге своей поступать и никакого подлога не чинить под жестоким истязанием и фискальским взысканием, а как в тех досмотрах и переписках поступать, о том в новом регламенте объявлено будет. 9) И как скоро месяц окончится, то надлежит ему из приходной книги выписать, что в прошедшем месяце принято и в рентерею или кроме оной куда отдано и немедленно месячной рапорт учинить, и не надлежит никаких собранных доходов утаивать или на свое употребление удерживать, но все объявлять исправно, в том давать отчет под платежом того, что он удержит, двойного штрафа и под жестоким наказанием. А месячный рапорт имеет пред 14 числом следующего месяца в Монастырской Приказ прислан быть под штрафом за неприсылку полтины за каждой день. И дабы то все справедливо могло происходить, то надлежит ему с помянутых рапортов в Монастырский Приказ подать валовой и краткий перечень за своей рукой, в котором особливо имеет быть означен весь приход и расход, и кому что отдано, почему Монастырской Приказ тот месячной рапорт освидетельствовать и против оных перечней счислить может.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Монастырский Приказ 1701 года, вместе с приемом в государственную собственность и приведением в известность церковных имуществ, вступал в управление всеми патриаршими, архиерейскими, монастырскими и церковными вотчинами. Совокупность этих вотчин под управлением Приказа образовала особое ведомство. Судьба управления его характеристически изображает историю Приказа, встречу приказной системы управления, господствовавшей в России в и веках, с новым центрально-областным государственным устройством XVIII в., и влияние перевода церковных вотчин в ведение приказного учреждения на благосостояние их. — Мы упоминали уже, что Монастырский Приказ, как государственное учреждение, есть произведение старой России,—приказной системы управления. Ему приказана деятельность, но не даны законы и правила для управления. Ему отведена весьма значительная часть государства, территориально раздробленная по всему громадному пространству России на бесчисленное множество отдельных участков, на которых веками создалась особая гражданская жизнь в разнообразных местных оттенках,—но как управлять этою частью,—ему не указано. Ведомство Приказа до его учреждения не имело общего централизующего управления. Приказ явился теперь таким учреждением, в котором сосредоточивалось управление всех церковных вотчин. Как единственное центральное учреждение для управления значительнейшею народонаселения обширного государства, Приказ, по-видимому, не мог действовать без областных учреждений. Законодательство же не дало ему инструкций для установления областных инстанций. Оснований для устройства областного управления не было ни в опыте государства, ни в теории Приказа. Таким образом Приказу оставалось практикою дойти до установления областных инстанций и областного управления. Прежнее местное вотчинное управление, по воле Государя, должно было также измениться: вместо прежних посельских старцев приказано было поставить прикащиков с новым Приказу предоставлено устроить вновь все управление своего ведомства с тем, чтобы прежние владельцы не могли стеснять воли государства в их владениях.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010