а) Окладный полуполтинный сбор в Военный Приказ. Это был оклад с каждого двора на ратную службу. До Петра он назначался по случаям войны и по особым государевым указам в количестве, указываемом надобностью государства. До 1705 года Петр держался в отношении этого сбора прежних порядков. В 1705-м году, по случаю шведской войны, он установил этот сбор постоянным, ежегодным и в 1707 г. табельным. Первоначальный способ взимания и ведении его указан в следующей памяти Военного Приказа в Монастырский: «В нынешнем 705 году великий Государь Царь и великий князь Петр Алексеевич, по именному своему Великого Государя указу, для свейской службы ратным людям драгунских полков на жалованье на нынешний 705 год взять и впредь сбирать повсягоды. по переписным книгам 186 и 187 годов с дворцовых, с патриарших, и с архиерейских, и с монастырских, и церковных крестьянских и бобыльских и с дворцовых и деловых людей по полтине с двора, и тот полполтинный сбор ведать и впредь сбирать генваря с 1 числа 706 году в Монастырском Приказе и, те деньги сбирая, присылать в Приказ военных дел на указные сроки, с ближних городов в 15 да в 28 день февраля, из дальных городов марта в 1 да в 15 числе. И для того сбору из Военного Приказу с приходных книг списав списки за дьячими приписьми отослать в Монастырской Приказ, a которые городы и села и деревни в Приказе военных дел в приходных книгах против переписных книг 186 и 187 годов из Золотые Полаты были не написаны, — и из тех городов и сел и деревень те полполтинные деньги в Монастырском Приказе потому же имать сполна и присылать в Военный же Приказ. A буде судьи полполтинных денег по окладу в котором году не выберут и о доимочных книгах на судей выписать к великому Государю в доклад. И по тому великого Государя указу из Приказу военных дел для того сбору с приходных книг списки за дьячими приписьми в Монастырской Приказ к... боярину Ивану Алексевичу Мусину-Пушкину с товарищи так полуполтинный сбор, сбиравшийся и ранее 1702 г., прямо в Военный Приказ, с 1705 года отправлялся и ведался по отношению к дворцовым и церковным вотчинам в Монастырском Приказе; но потом он передал в губернии и провинции, и чрез губернских и провинциальных властей пересылался в Военный Приказ. Существование этого налога продолжалось до введения подушного налога. Правительство требовало особенной исправности в отправлении его. В Военный Приказ велено было отсылать собранные деньги прежде, чем в другие приказы; и даже в другие приказы предписывалось отсылать требуемые деньги не иначе, как по надлежащем отправлении всего указного оклада в военный.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

б) В видах правительства одинаковую важность с полуполтинным в Военный Приказ сбором имел сбор в Адмиралтейский Приказ или «сбор корабельный», «на корабельное строение», «на корабельную починку», «корабельные»,—так разнообразно называется этот налог в документах. Учреждение его относится к 1702 году. «Мая 4 дня 1702 г. по именному великого государя указу велено с кумпанств на починку кораблей и на покупку всяких корабельных припасов и на дачу мастеровым людям жалованных и кормовых денег имать в приказ адмиралтейских дел с крестьянских, с бобыльских и с задворных и деловых людей дворов по переписным книгам 186 года: с патриарших и с архиерейских и с монастырских и с церковных по 4 алтына с деньгою со с помещиковых и с вотчинниковых, которые в корабельной складке и с которых иманы полтинные деньги по 3 алтына по 2 деньги с двора и для сборных денег в городы к воеводам из приказу адмиралтейских дел великого Государя указы Первоначально с некоторых вотчин Приказа стали сбирать эту подать но Приказ скоро установил отправление ее чрез своих ведомцев, которые отсылали сбираемые деньги то в Монастырский Приказ, где принимались они особым чиновником и ведались в особом повытье, то в Адмиралтейский;—в этом последнем случае в Монастырском получались от ведомцев одни ведомости об отправленных Уравнительность корабельного сбора с крестьян всех ведомств пытались ввести со времени учреждения Св. Синода, но, кажется, безуспешно до самого введения подушного в) В Ямском Приказе принимались от ведомства Монастырского Приказа два вида сборов. Первый из них носил название «ямских и полоняничных» денег. Об учреждении его так говорится в документах: «В прошлом 706 году июля в 20 день, по указу великого государя царя и великого князя и по приговору боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина с товарищи, против перечневых списков 186 года, каковы присланы из Ямского Приказу, велено с патриарших и с архиерейских и с монастырских со всех вотчин, которые ведомы в Монастырском Приказе, на прошлый 707 год и впредь по вся годы сбирать для отсылки в Ямской Приказ ямских и полоняничных денег по 3 алтына по 2 деньги с двора, и о том в городы, к кому надлежит, послать его, великого государя указы и грамоты. И по тому великого государя указу о сборе тех денег его, великого государя, указы С дворцовых и помещичьих крестьян этого сбору сходило менее против монастырских, — именно по 10 денег только с тогда как с монастырских по 3 алтына и 2 деньги с двора или по гривне. Второй сбор в Ямской Приказ назначался и назывался «на наем подвод и извощиков» и производился в количестве 4 алт. 2 в 1710 г., и 2 алт. в 1717

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Губернские и провинциальные власти успевали взыскивать с некоторых иногда мерами очень строгими. Приказ, во всяком случае, считал меры губернских властей незаконным вмешательством в его ведомство, – и потому или устранял себя от содействия им, или вовсе запрещал. В итоге же оказывалось, что крестьяне нередко платили вдвойне одну      и ту же подать – и губернским властям, и ведомцам Приказа. Из множества примеров подобного столкновения представим несколько. В 1715 году июня 3 дня «Московская губерния за приписью дьяка Филиппа Ключарева» ведением сообщала в Монастырской Приказ, что в пределах ее с монастырского ведомства следует собрать на дачу работникам петербургским на 714 и 715 годы по 11 алт. 2 д. с двора, – с 61,505 дворов 10,762 р. с полтиной. Но Монастырской Приказ долго не присылал «в губернию» ни денег, ни известия, несмотря на повторение требований со стороны губернских властей «многими указы». Наконец Приказ ответил: «в Монастырском Приказе с присутствующими (разумеются подчиненные Монастырскому Приказу приказы: патриарший Дворцовый, Богаделенный и пр.) в ведении 57644 двора. Из того числа за пустотою, и в Санкт-Петербург взято в каменщики и роздано во владение разных чинов людям, и продано вотчин, и выходцев и переводцев в разные другие губернии 16707 дворов. Затем жилых 40937 дворов. С тех дворов, по 11 алт. по 2 деньги, довелось быть в сборе 10234 р. по 11 алт. по 2 деньги на год, итого – 20468 р. 22 алт. 4 деньги. И о сборе тех денег в Монастырской Приказ и о присылке в губернию Московскую указов не присылывано и тех денег в Монастырской Приказ не сбирано, да и сбирать тех денег в Монастырском Приказе не надлежало; для того те деньги с патриарших и архиерейских и монастырских и церковных вотчин сбирали в городах обер-коменданты и коменданты и посланные из губернии Московской, чему явствует в Монастырском Приказе в платеже тех денег с отписей списки 344 . В 1716 году, по поводу переписки о том же сборе, Приказ писал в губернскую канцелярию: «сбирать тех денег в Монастырском Приказе было невозможно, потому что те деньги в городах сбирали обер-коменданты и коменданты и посланные из губернской канцелярии, а что тех денег и с которых вотчин и на которые годы собрано и в губернскую канцелярию выслано, и с которых вотчин и с скольких дворов и на которые годы не взято, о том надлежало в Монастырской Приказ прислать ведение и впредь бы о сборе тех денег и о присылке в губернию московскую в указах надлежало написать именно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В декабре 1705 года Мусин-Пушкин, по указу великого государя, приказал: нищих, которые являются в Москве и ходят по рядам и по улицам и сидят по перекресткам, прося милостыню, пришлые из городов и вышедшие из богаделен, ловить, и деньги, сколько при них сыщется, брать поимщикам себе, а пойманных приводить в монастырский приказ и чинить им наказание, и всякого чина людям заказывать, чтобы тем бродящим нищим милостыни никто не давал. Кто хочет подать милостыню, пусть дает в богадельни. Кто этого указа не будет слушаться и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в монастырский приказ и брать с них штраф, из которого половина поступает в монастырский приказ, а половина тому подьячему, который станет приводить провинившихся в монастырский приказ. Для поимки и нищих, и благодетелей послать из монастырского приказа подьячих с приставами и солдатами по улицам 330 . Указом 16 января 1712 года велено учредить по всем губерниям, по примеру учрежденных в Новгороде митрополитом Иовом, воспитательные дома для незаконнорожденных и «шпиталеты», или богаделенки, для «самых увечных и престарелых», – таких, которые не могут быть употреблены ни в какую работу, даже сторожевую 331 . Указы о нищих были несколько раз подтверждены, и каждый раз с особым оттенком. 21 января 1712 года велено: нищим по миру на Москве, мужеска и женска полу, ребятам, старцам и старицам, милостыни не просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях по-прежнему; из монастырского приказа накрепко смотреть, чтобы по улицам и по мостам не было нищих, просящих милостыни, а если такие явятся, то ловить их и приводить в монастырский приказ, здесь чинить им наказание и отсылать в богадельни и монастыри, а которые окажутся не записанными в богадельни, тех после жестокого наказания отсылать в прежние места, откуда кто пришел 332 . 25 февраля 1718 года велено: неистовых монахов и нищих мужеска и женска пола, которые являются в Москве и ходят по гостям, по рядам и по улицам, и сидят по перекресткам, и из богаделен жалованные, и просят милостыни по дворам и под окнами, брать и приводить в монастырский приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С течением времени монастырский приказ расширял область своего ведомства и забирал некоторые вотчины, первоначально к нему не отошедшие. В таком случае вотчины были «отписываемы на монастырский приказ», а лишившемуся их монастырю назначалось денежное вознаграждение, которое впоследствии зачастую прекращалось 305 . Первоначально церковные вотчины перешли только в управление монастырского приказа. Но с течением времени, имея вотчины в своих руках, правительство привыкало смотреть на них, как на свою собственность, по крайней мере в некоторых случаях, и распоряжалось ими по своему усмотрению. Монастырский приказ не только сдавал церковные вотчины в оброк 306 , но и продавал их 307 По царским указам, церковные вотчины были отдаваемы в вечное владение частным лицам 308 , были отписываемы на губернии, как в ново завоеванном крае 309 , на верфь, как в Олонецких краях 310 . И таким путем многие вотчины ушли из духовного ведомства. Быть может, в самом деле монастырский приказ имел временное лишь назначение: уяснить положение церковного хозяйства; а как только степень доходности церковных вотчин выяснилась, они стали возвращаться первоначальным и законным их владельцам, под условием только исправной выплаты в пользу государства следуемого с них оброка или излишка доходности против необходимых и точно положенных расходов 311 . Вернее, монастырский приказ просто оказался не в состоянии справиться с оказавшимся у него делом. Прежде всего, проявился крайний недостаток людей для заведывания этим делом. По Московской губернии следуемые сборы направлялись в «губернию» непосредственно из монастырского приказа 312 . Производились сборы с вотчин посредством служителей монастырского приказа. Но так как монастырский приказ тотчас же ощутил недостаток в таких служителях, притом же они для церковных вотчин являлись излишним бременем, требуя для себя и содержания, и жалованья, и подвод, то скоро было предоставлено некоторым Архиерейским домам, как Смоленскому, Тверскому, архангельскому, собирать самим, своими приказными людьми, положенное с вотчин, из собранного удерживать в свою пользу определенное жалованье, а остатки отсылать непосредственно в «губернии», давая монастырскому приказу только отчетную ведомость 313 . Архиереи этим правом стали пользоваться в широкой степени и остатки, вместо отсылки в губернии, удерживали у себя. У архангельского, например, архиерея таких остатков к 1713 году накопилось 5,258 рублей 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

— После многих подобных переписок и столкновений с губернскими властями, «в 1718 г. Июня 18 дня по указу великого Государя Князь Петр Иванович Прозоровской с товарищи, слушав выписки (о переписке Приказа с московскою губернскою канцеляриею), приказали: «в Губернскую Канцелярию послать указ, чтоб в Монастырской Приказ писали о тех полуполтинных деньгам (в Военный Приказ—подать) на прошлые на 714 и на 715 и на 716 и 717 гг., что в тое канцелярию в платеже по присылкам из городов от обер-комендантов и комендантов и ландратов в присылке, понеже тот сбор начался в губернии, a монастырского ведомства во все архиерейские дома и по властям в монастыри и к ведомцам и к прикащикам в вотчины послать указы с нарочными посыльщики, велеть те полуполтинные деньги на вышеозначенные четыре года по рублю с двора на крестьянах сбирать, a на ослушниках править без всякие пощады в скорости, и собирая присылать в Монастырской Приказ неослабно (А и губернские власти обязаны были также «неослабно сбирать», — каково же было крестьянам!). A на сей 718 год те деньги по 8 алт. по 2 деньги по зимнему пути в сем же году собрать до прибудущего719 года, чтоб теми из приказа в приказ пересыльными указы и пущие доимки не запустить и дабы та доимка не причлась к Монастырскому Приказу, понеже указом Великого Государя из Канцелярии Правительствующего Сената монастырского ведомства с вотчин всякие указные подати собирать велено в Монастырский Приказ и отсылать в губернию и в положенные места, a ландратом в ведомство Монастырского Приказу вступать не велено, и о том из Канцелярии Правительствующего Сената в губернию в указах писано. A буде в которых вотчинах явятся в тех платежах отписи или приемные письма или своеручные которых приемщиков расписки, и то все вместо наличных денег для счету с губерниею присылать к Москве в Монастырский Приказ в самой крайней скорости,—а повытчиком и стряпчим в слышании сего указу приложить руки, a в присутствующие приказы послать копии, дабы о том сборе неведением никто не отговаривался,—и сей указ записать в этом приговоре указывается, что и ландраты устраняются от сборов в ведомстве Монастырского Приказа.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

В указах к ним из разных приказов весьма часто предписывалось собрать известное количество податей со всей их области, не исключая и вотчин Монастырского Исполняя указы, они принимали меры к сбору податей и в ведомстве Приказа. В вотчинах Приказа являлось недоумение: исправлять или нет требования из губерний и Губернские и провинциальные власти успевали взыскивать с некоторых иногда мерами очень строгими. Приказ во всяком случае считал меры губернских властей незаконным вмешательством в его ведомство,—и потому или устранял себя от содействия им, или вовсе запрещал. В итоге же оказывалось, что крестьяне нередко платили вдвойне одну и ту же подать—и губернским властям и ведомцам Приказа. Из множества примеров подобного столкновения представим несколько. В 1715 году Июня 3 дня «московская губерния за приписью дьяка Филиппа Ключарева» ведением сообщала в Монастырской Приказ, что в пределах ее с монастырского ведомства следует собрать на дачу работникам петербургским на 714 и 715 годы по 11 алт. 2 д. с двора, — с 61,505 дворов 10,762 р. с полтиною. Но Монастырской Приказ долго не присылал «в губернию» ни денег, ни известия, не смотря на повторение требований со стороны губернских властей многими указы». Наконец Приказ ответил: «в Монастырском Приказе с присутствующими (разумеются подчиненные Монастырскому Приказу приказы: патриарший Дворцовый, Богаделенный и пр.) в ведении 57644 двора. Из того числа за пустотою, и в Санктпетербурх взято в каменщики и роздано во владение разных чинов людям, и продано вотчин, и выходцев и переводцев в разные другие губернии 16707 дворов. Затем жилых 40937 дворов. С тех дворов, по 11 алт. по 2 деньги, довелось быть в сборе 10234 р. по 11 алт. по 2 деньги на год, итого — 20468 р. 22 алт. 4 деньги. И о сборе тех денег в Монастырской Приказ и о присылке в губернию московскую указов не присылывано и тех денег в Монастырской Приказ не сбирано, да и сбирать тех денег в Монастырском Приказе не надлежало; для того те деньги с патриарших и архиерейских и монастырских и церковных вотчин сбирали в городех обер-коменданты и коменданты и посланные из губернии московской, чему явствует в Монастырском Приказе в платеже тех денег с отписей В 1716 году, по поводу переписки о том же сборе, Приказ писал в губернскую канцелярию: «сбирать тех денег в Монастырском Приказе было невозможно, потому что те деньги в городах сбирали обер-коменданты и коменданты и посланные из губернской канцелярии, a что тех денег и с которых вотчин и на которые годы собрано и в губернскую канцелярию выслано, и с которых вотчин и с скольких дворов и на которые годы не взято, о том надлежало в Монастырской Приказ прислать ведение и впредь бы о сборе тех денег и о присылке в губернию московскую в указах надлежало написать именно».

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Впрочем, строго говоря, вотчины синодальных членов «не отрешены» вовсе от Монастырского Приказа. Управители их, назначаемые из Синода, обязывались выполнять все требования Приказа относительно сборов и повинностей государственных; только Приказ не мог посылать в вотчины их своих нарочных комиссаров и должен сноситься с ними промемориями. В случае жалоб из этих вотчин в Приказ, он имел право разбирательства и суда по ним, как первая и как вторая высшая инстанция. Чрез Приказ же шли в эти вотчины указы Св. Синода. Но когда, по усмотрению Св. Синода, судья Ершов оказался медлительным и неисправным в исполнении указов синодских, то найдено было удобным предоставить право самим членам Синода объявлять и отсылать прямо от себя, помимо Приказа, указы Синода в их вотчины, как для скорости дел, так и потому, что членам Синода лучше известны синодские требования, чем Приказу. За всем тем управители вотчин синодальных вотчин обязаны были всегда рапортовать в Св. Синод и Монастырский Приказ об отправлении сборов в указные места, «дабы объявляемое теми рапортами платежей количество сношено было в Монастырском Приказе с прочим платежей объявлением в общую сумму по надлежащему употреблению»; равно рапортовать о всех предметах по церковному ведомству, общие сведения о которых должны были находиться в Приказе 630 . Приказ мог требовать даже от управителей необходимых ему сведений сначала ведением и промемориями, а потом в случае их медлительности и неисправности и указами, и затем доносить о непослушании Св. Синоду 631 . В этом объяснении Св. Синода указаны отношения Приказа к синодальным членам и подчиненным их учреждениям. В соответствие с этими отношениями указы Синода, касающиеся дел, находящихся в кругу ведения Приказа, посылались одновременно в Монастырский Приказ и к членам Синода. Несколько иначе устроились отношения Монастырского Приказа к Дворцовому и Казенному приказам, а также и к епархиальным архиереям. Патриаршие или теперь синодальные Дворцовый и Казенный Приказы сначала должны были находиться под начальством Монастырского Приказа; так как они с 1700 по 1720 г., «всяким нарядом были в ведомстве к Монастырскому Приказу послушны» 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Мы не можем, за недостатком сведений, представить ведомости, сколько было на содержании монастырей отставных военных чинов до 1724 года. Кажется, что и сам Монастырский Приказ до этого времени не имел точных сведений о том. В 1724 году св. Синод предписал Приказу привести в точную известность количество проживавших в то время в монастырях офицеров, драгун и солдат. Для приведения в известность этого Приказ распорядился, чтобы все они явились в Москву, в Приказ, Здесь предположено было разобрать их и распределить по состоянию: увечных, больных и дряхлых от старости оставить при монастырях; больным, имеющим семейства, дать известные пропорции жалованья, с предоставлением им права жить где угодно, a способных к работе определить по усмотрению. В марте 1724 года собралось их в Москве около 570 человек из ближайших монастырей, но большее число их не явилось по отдаленности местожительства, по болезни, за старостью и за бедностью. Поэтому собравшимся велено было возвратиться в прежние места, a правила содержания всех отставных остались те же. Но с 1724 года велено было в каждом монастыре содержать такое количество отставных, какое дозволялось доходностью его, притом пропорциональною с доходами других. На монахах возложены были обязанности служить тем, которые по болезни нуждались в услугах других. Обязанности содержать отставных военных чинов, возложенные на монастыри во времена Монастырского Приказа, долго продолжали лежать на них и по преобразовании его в учреждения с другими Петровский Монастырский Приказ был, между прочим, и судебным учреждением для гражданских и уголовных дел для всех лиц своего ведомства. Круг его судебного ведомства указывает, что между им и Приказом Монастырским XVII в. есть тесная связь и что Петровский Приказ есть продолжение приказа по Уложению. Судебному ведению Приказа XVIII в. прежде всего передана была та часть, которая с давних пор ведалась в Приказе Большого Дворца, из которого выделился Монастырский Приказ Алексея Михайловича, и который, по уничтожении Монастырского в 1677 году, опять вступил в прежний круг судебной деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

После смерти п. Адриана и прекращения с ним патриаршества на Руси, патриарший дворцовый приказ не прекратил, однако своего существования и даже по учреждении святейшего Синода. Внешняя его история, за это время, в коротких словах такова: 1701 года начальником и управителем его был назначен государем Мусин-Пушкин, который заменил собою для приказа власть и значение патриарха. Так как Мусин-Пушкин был вместе и заведующим монастырским приказом, то дворцовый приказ очень скоро стал в полную зависимость от монастырского, в большинстве случаев от него стал получать указы и распоряжения. Со времени учреждения коллегий, монастырский приказ в 1720 году был закрыт, и дворцовый приказ стал зависеть по доходам от камер-коллегии, по расходам от штат-контор коллегии, по судебным от юстиц-коллегии и пр. Со времени учреждения св. Синода патриарший дворцовый приказ получил название синодального дворцового приказа и находился под ведением св. Синода, хотя в его отправления, по-прежнему, продолжали вмешиваться упомянутые государственные коллегии. Затем, синодальный дворцовый приказ находился, некоторое время, опять в зависимости от вновь открытого монастырского приказа, потом до 1730 г. от учрежденной при св. Синоде коллегии экономии, а в 1738 году синодальный дворцовый приказ был уничтожен или слит с коллегией экономии. Патриарший дворцовый приказ, со времени уничтожения патриаршества до учреждения святейшего синода, имел следующий состав: боярин, сначала Мусин-Пушкин, а потом Прозоровский, глава и управитель всего приказа. С 1702 до 1719 года место дворецкого было не занято, а потом дворецким был назначен Алексей Владыкин с правами, обязанностями и содержанием, как во времена патриархов. С 1716 года явилась в нем новая должность комиссара, обязанного, вместе ст. дьяками, ведать все дела приказа, докладывать их боярину, – он получал на свое содержание денежный и хлебный оклад. В нем было двое дьяков, как и прежде, с прежними обязанностями и содержанием, исключая подымных денег, которые были заменены определенным окладом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010