Иеросхимонах Макарий (†1864), узнав, что одна монахиня имеет излишнюю одежду, сказал ей: «Что же ты не раздашь, ведь это грех . Я наг родился и хочу нагим умереть. Сколько у тебя горит лампадок в келлии?» – «Три». – «А сама спишь и потягиваешься. Лучше бы лампады не горели, да сама встала и положила сто поклонов» (262). Высшим проявлением служения ближнему явилась жертвенность подвижников Глинской пустыни во время войн в России. Когда шла долгая изнурительная война на Кавказе (1817–1864), иеромонахи св. обители самоотверженно несли служение отрядных священников. Вместе с русскими воинами они мужественно переносили все тягости борьбы. Так, иером. Паисий (†1869) вместе с отрядом ходил за Кубань, попал в плен к горцам, которые «обобрали его дочиста и заставили нести на гору десять русских ружей. На горе сели отдыхать. Один черкесский князёк, потерявший в схватке своего сына, стал рубить русских». Эта же участь ожидала и батюшку, но Промысл Божий сохранил его: один из черкесов взял его к себе как военную добычу. У него отец Паисий пробыл полгода, когда был выкуплен русскими (309). Также во время Крымской войны (1853–1856) братия св. обители усугубляли свои молитвы к Богу, оказывали «материальную поддержку воинам фронта, семьям погибших, утешали скорбящих своими проповедями, а многие из братии, руководствуясь глубоким чувством патриотизма и голосом гражданской совести, добровольно шли на фронт» (166). В годы Освободительной войны (1877–1878) в монастырской больнице был устроен «лазарет для больных и раненых воинов, в котором пребывало на излечении 50 человек. Больные содержались за счёт обители. Благодаря хорошему уходу и лечению, все выздоровели» (227). Даже в труднейшее для обители время советской власти, когда иноки находились в крайней бедности, тем не менее они делились с богомольцами своим последним, «особенно заботясь о сиротах и вдовах» (584). В монастыре была оборудована аптека, в которой можно было бесплатно получить лекарства. Действовала и библиотека. «Не только иноки, но и богомольцы могли взять здесь те книги, которые духовник благословил им прочесть» (585). В обитель поступало много писем, и на все давались ответы. «Нередко, получив письмо из Глинской пустыни, человек изменял всю свою жизнь и устремлялся к духовному совершенствованию, поскольку к наставлениям и советам иноки присоединяли свою горячую молитву о том, кто просил у них помощи» (585). Обитель продолжала кормить приезжающих (более 700 человек в день) и оставляла их ночевать. Потом сие советские власти поставили в вину обители: «В монастыре, – говорилось в обвинительном акте, – предоставляют паломникам гостиницу и питание... На автомашине и гужтранспортом привозят и увозят паломников со станции Локоть и из Глухова... На станции Локоть организовали гостиницу, где останавливаются приезжие паломники...».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Если вы решили добраться до Соловков самостоятельно, то Вам интересны будут приведенные ниже сведения. Добраться до островов можно, соответственно, либо по воде, либо по воздуху. Существуют два основных маршрута, которыми прибывают на Соловки жители, паломники, туристы, путешественники — через Архангельск и через Кемь (последний только в период навигации). Путь через Архангельск До Архангельска поездом или самолетом. Морское сообщение Архангельска с Соловками представлено рейсом теплохода «Клавдия Еланская», который, в основном, загружается туристическими фирмами и в свободную продажу билеты практически не поступают (можно путешествовать «палубными пассажирами» — дешевле, но очень некомфортно). Подробности на сайте Северного морского пароходства. Круглогодично можно добраться на Соловки самолетом Архангельск-Соловки из аэропорта Васьково, но по погодным условиям рейсы могут задерживаться на сутки и более. В Архангельске можно переночевать, но о бронировании гостиницы надо позаботиться заранее. Недостатки пути через Архангельск: возможны сложности с авиабилетами из Архангельска на Соловки из-за погодных условий (ветер, облачность, видимость и т.п.) — можно задержаться в Архангельске на несколько дней. Нерегулярность морского сообщения. Путь через Кемь (республика Карелия) Железнодорожным транспортом – до станции Кемь, Мурманского направления (Поездом Москва — Мурманск или Петербург — Мурманск). Расписание и стоимость билетов можно узнать на сайте РЖД. От ж/д вокзала до конечной остановки в поселке Рабочеостровск (10 км) – автобусом (или маршруткой, или, если найдутся попутчики, частной машиной). Здесь находятся подворье Соловецкого монастыря и морская пристань, от которой отходят катера на Соловки. Монастырский катер обычно отправляется в 7:00 часов утра, кроме воскресных дней. Рейсовый катер отходит ежедневно в 8:00 и 12:30. Могут быть и другие, надо сразу узнать на пристани как только окажетесь в Рабочеостровске. В ожидании катера можно: В Кеми также есть гостиницы:

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В 1906 году при внезапно случившемся пожаре деревянный верх здания сгорел. Игумен Олимпий с разрешения Духовного собора Лавры вновь перестраивает корпус, значительно расширив его, причем вместо сгоревших деревянных келий был выстроен каменный второй этаж. В доме были устроены изразцовые печи. После закрытия монастыря помещения архимандритского корпуса приспосабливались под нужды различных организаций. В разные годы здесь размещались: больница, детский дом, в начале 1990-х годов корпус был отдан в аренду Мурманскому Управлению народного образования под турбазу. В апреле 1997 года здание, принадлежавшее Мурманскому пионерскому лагерю, было возвращено монастырю. К этому времени, почти год находясь без отопления, оно пришло в аварийное состояние. Силами владимирских реставраторов был произведен сложный ремонт кровли, восстановлена старинная лепнина. В 2004 году проведены геолого-геодезические работы по исследованию фундаментов, в течение следующего года завершены ремонтно-восстановительные работы. В настоящее время в бывшем архимандритском корпусе располагаются кельи насельниц. http://www.stefmon.ru/puwo/got Архипастырская гостиница Небольшое здание гостиницы, построенное во второй половине XIX века, находится в восточной части монастыря и выходит задним фасадом на пруд. Главный фасад здания – западный, обращен к основным монастырским постройкам. Центральная часть западного фасада выделена полуколоннами и завершается парапетом. Перед входом устроена широкая открытая лестница с площадкой. Входная дверь и расположенные по сторонам от нее окна с полукруглым верхом. Между дверью и окнами выполнены штукатурные филенки. Эклектичный массивный декор фасадов тяжелит здание, придает ему вид купеческой респектабельности. Здание гостиницы - пример стилизации в формах древнерусской архитектуры и барокко. В 1990-е годы гостиница использовалась под спальный корпус летнего лагеря. В 1996 году здание гостиницы было восстановлено, в настоящее время в нем располагаются настоятельские покои.

http://sobory.ru/article/?object=00207

Эшли делал что мог. Он добился доверия мальчика, и тот поверял ему свои беспрестанно меняющиеся жизненные планы — в двенадцать лет он собирался строить летательные аппараты; в тринадцать — отправиться в Африку спасать от истребления львов; в четырнадцать — стать цирковым акробатом. Когда Джорджу шел пятнадцатый год, произошел случай, значительно укрепивший их дружбу. Дети в семье Лансингов часто болели и терпели разные злоключения. Всю осень 1900 года Джордж не вылезал из простуд и ангин. Решено было удалить ему миндалины. Лансинг велел жене ехать с мальчиком к доктору Хантеру в Форт-Барри и снять номер в гостинице «Фермерской», чтобы провести там две ночи — перед операцией и после нее. Обе девочки поехали тоже, только Фелиситэ ночевать уходила в монастырскую школу. Джон Эшли не часто выезжал из Коултауна, но по случайному совпадению в эту самую пятницу дела привели его в Форт-Барри. Покончить с ними до вечера не удалось, нужно было остаться еще на день. Он отправился на вокзал к вечернему поезду и через проводника Джерри Билэма передал коултаунскому начальнику станции просьбу дать знать миссис Эшли, что он вернется лишь завтра. Свободных номеров в «Фермерской» не было, но всемогущий мистер Корриган распорядился устроить его на ночь в буфетной. За весь день Эшли ни разу не встретил ни миссис Лансинг, ни ее сына; только входя в гостиницу, он натолкнулся на Энн, которая пространно и несколько важничая объяснила ему, каким образом она очутилась в Форт-Барри. Эшли не захватил с собой достаточно денег, чтобы поужинать в ресторане; пришлось ограничиться порцией супа в соседней закусочной. В десять часов все в гостинице уже мирно спали, кроме Юстэйсии и Джорджа. Мальчик метался, что-то бормотал. Мать встала, зажгла газовый рожок и подошла к сыну. — Джордж! Джордж, дорогой мой! Не надо волноваться. Каждый месяц сотням людей вырезают миндалины. Через несколько дней ты об этом и думать забудешь. А зато прекратятся твои постоянные ангины. — Уже скоро утро, мама? Который час? «Это непривычная обстановка подействовала на его нервы», — уверяла она себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

— В 2011 году мы работали в ночь на Страстную Пятницу и уже думали, что успеем все доделать. Собрались жители нескольких окрестных поселков — Режевичей, Свети Стефан, Рафаиловичей, Петровачей. Никогда бы не подумали, что кто-то станет разрушать храм. Но власти привезли на остров заключенных из тюрьмы. Им пообещали, что сократят сроки или даже отпустят, если они разрушат стену, но не сказали, какую именно стену нужно будет ломать. Когда заключенные увидели храм, они побросали кувалды в море, — вспоминает Милорад Джурашевич. Дайверы извлекли со дна кувалды, и теперь они — экспонат монастырского музея в Прасквице. Храм, впрочем, все равно разрушили, и местные жители до сих пор не знают, сделали ли это привезенные на остров албанцы или сотрудники гостиниц. После этого мало кто продолжал надеяться, что через два года храм будет отстроен за два месяца и освящен. Вход на остров был закрыт для окрестных жителей, а территория объявлена частной. Когда однажды летом 2011 года священник Синиша Смилич и несколько прихожан попытались пройти к руинам храма, менеджеры гостиниц вызвали полицию. Той же ночью священника арестовали и депортировали из страны: он гражданин Республики Сербской, а в Черногории живет и служит по годовым визам. Поскольку власти были склонны оказывать больше поддержки расколу — малочисленной и никем, кроме других раскольников на Украине, не признанной «Черногорской автокефальной церкви», — каждый священник канонической Сербской Православной Церкви должен был получать регистрацию для служения. Такой регистрации отца Синишу лишили. Год он провел в Сербии, о чем не жалеет: что рассуждать о депортации, если Господь счел эту историю исповедничеством? Награда оказалась велика: после возвращения из депортации в семье Смиличей родилась дочь Ангелина, притом что за шесть лет до этого им сказали, что они бесплодны. Награда до тысячи родов В то, что Господь посылает детей за участие в восстановлении храма, поверили многие. Убедились на практике: долгожданный сын родился у местного жителя Кристо (до этого у него рождались только девочки), внук родился у Милорада Джурашевича. Кристо и Милорад не могли быть депортированы, но суд по делу об их участии во «вторжении» на территорию острова до сих пор идет.

http://pravoslavie.ru/64214.html

— Вы еще молоды, — наконец вымолвила игуменья, — да и к труду едва ли приучены. Вам будет трудно у нас. Но ничего не поделаешь, все поступающие проходят эти испытания, и я не лукавила перед вашей матерью, предположив, что вскоре вы и сами захотите уйти от нас. — Все, что только будет приказано вами, я постараюсь выполнить, хотя бы мне пришлось умереть за святое послушание, — пылко воскликнула Аня. — Ну, милая моя, — улыбнулась игуменья, — умереть мы вам не дадим. Пока будете жить в монастырской гостинице для трудниц, ходить в храм и на послушания. Присмотритесь к иноческой жизни, и тогда, если будет Богу угодно, назову вас своим чадом и вы будете облачены в одежды послушницы. Теперь помолимся! — Она открыла Псалтирь и начала читать: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит…» Прочтя псалом и благословляя Аню, игуменья на прощанье наставляла: — В обители с сестрами не разговаривайте. Никому не говорите, кто вы и зачем сюда пришли. Два слова должны быть у вас на устах: благословите и простите. Старшая по гостинице монахиня Силуана, ее слушайтесь во всем. Матушка Варвара взяла со стола маленький серебряный колокольчик и позвонила. Вошла молоденькая келейница игуменьи Таня. Она поклонилась матушке Варваре и молча ждала ее распоряжений. — Вот что, Танюша, отведи эту девушку к матери Силуане, чтобы она поселила ее и дала послушание. Аня поклонилась матушке игуменье до земли и последовала за Таней. Пока они шли, Таня не проронила ни слова. «Куда же мы идем?» — думала Аня, пока они, миновав сестринский корпус и выйдя за ограду, не оказались в монастырском хозяйственном дворе. Сбоку от хозяйственных построек стоял старый, покосившийся деревянный двухэтажный дом. К нему-то и направилась Таня. Они вошли в небольшую прихожую, вправо и влево от которой расходились два коридора с дверями. Прямо из прихожей на второй этаж вела узкая деревянная лестница. Под лестницей напротив окна за столом сидела пожилая монахиня и читала вполголоса Псалтирь. Когда девушки зашли, она отложила книгу и, сняв очки, подслеповато посмотрела на них. Таня, не дожидаясь, когда монахиня разглядит их, сказала:

http://azbyka.ru/fiction/da-ispravitsya-...

Рухольник Наблюдает за своевременным приобретением и изготовлением обуви и одежды для братии, чистой и опрятной одежды для священства, черной блузы для вновь прибывших. Материал для братской одежды закупать простой, более прочный, чем изысканный, черных или серых цветов Больничник Избирается богобоязненный и сострадательный брат, наблюдающий за находящимися на излечении братиями. Обязан подавать больным пищу, питие и лекарства в положенное время в строгом соответствии врача и благочинного Странноприимник Обязан обслуживать приезжающих в лавру; о прибытии нового гостя немедленно докладывать наместнику и без его благословения никого в гостинице не принимать; приходящих в лавру из других монастырей ни в коем случае не помещать вместе с братией, но только в гостинице или свободной келье; пищу для гостей подавать скромную и дозволенную монастырским уставом, исключение полагая лишь с благословения наместника (для больных) Правила на послушаниях Если кто-то из братии уклоняется от выполнения правил иноческой жизни или послушаний, одобренных наместником, то должен наедине или открыто привести ему свои возражения либо через посредство других. Если нет какого-либо разумного основания, и брат будет упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, то таковой сеющий сомнения в братстве подлежит изгнанию Начало всякого послушания совершается с крестным знамением и краткой молитвой «Господи, благослови» и др., так и по окончании послушания надо сотворить крестное знамение с молитвой «Слава Тебе, Господи» и др. Правила. Режим Общие правила Новоначальный, прежде всего, внимательно изучает устав лавры и дает подписку, что он знаком с уставом и обязуется его свято выполнять. В случае же нарушения устава обязуется немедленно по благословению наместника удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к администрации лавры Условия отлучки По благословению благочинного на короткое время днем, на длительный выезд только с разрешения наместника. Отлучающиеся из лавры по своем возвращении дают немедленный отчет лицам, их отпустившим. Монашествующие не должны ходить в мирские дома на поминальные и т.п. обеды. Послушники во время продолжительного отпуска из лавры не должны носить иноческого одеяния (указ Св. Синода 17 от 30 апреля 1873 г.)

http://azbyka.ru/drevnie-inocheskie-usta...

Я многому здесь научился и многое узнал; впрочем, многого я и не видел; иные, приезжая на Афон, ищут с особенной любовью древностей; но я еще ни в одну монастырскую библиотеку не входил; рукописей древних не смотрел и смотреть не буду. Я верю на слово, что это все поучительно и драгоценно. Легкая или тяжелая постройка собора; изящество купола; выбор цветов для окраски стен церковных и крыш, конечно, занимают меня гораздо более. Любопытно сравнивать древневизантийские здания с новыми постройками, или древнюю иконопись с нашей нынешней русской, или даже замечать разницу в убранстве монастырских приемных у греков и русских. Можно легко убедиться, наблюдая все это, как почти все, что касается до внутреннего убранства храмов: иконопись, иконостасы, облачения у русских лучше, чем у греков, как-то изящнее, живее, так сказать, и благолепнее. Пение наше церковное с греческим, ты сама знаешь, и сравнить нельзя! Зато у греков и болгар постройки лучше, больше вкуса, больше прочности, больше фантазии восточной и архитектурной поэзии; наши, к несчастью, слишком склонны, следуя полунемецкой казенщине нашей, к казарменным линиям, к белым штукатуренным прямым стенам, к зеленым крышам и куполам, тогда как зеленый цвет и для виду на естественной зелени самый невыгодный и неприятный и уже слишком напоминает загородный дом разжившегося русского немца. Вообще на русских постройках заметны слишком следы наших казенных архитекторов, воздвигавших по всем уездам и губерниям станции желтые, казармы белые, церкви белые с зеленым… В греческих и болгарских комнатах и приемных также больше восточного простора и величавой турецкой простоты: ковер, диван вокруг стены, камин хороший в средней стене или даже русская печка; в иных приемных — колонки, разделяющие комнату надвое, на возвышенную половину, на ту, где почетный диван, и на небольшое преддверие. На русских гостиницах для приезжающих очень тепло и во многом удобно; но русские уж слишком падки до плохой европейской мебели, до маленьких, неудобных диванчиков с разными зигзагами, до множества стульев, которые гораздо более были бы на месте в пещерах аскетов, чем в комнатах, которые назначены для успокоения и приема гостей. Большая также страсть к маленьким картинкам и множеству мелких фотографий по стенам; к вязанным àjour  скатертям и к женским печатным дешевым платкам, которые служат здесь вместо столовых покрышек… Одним словом, в приемной греческой или болгарской как будто видишь перед собой почтенного турка в чалме и широкой одежде, курящего чубук; а в русских гостиницах скорее вспомнишь своего знакомого Карла Иваныча, которому Марья Ивановна готовит к именинам вязаный или вышитый по канве сюрприз.

http://pravmir.ru/konstantin-leontev-pis...

27 марта 1882 г. И. был награжден орденом св. Анны 3-й степени; был первым среди всех настоятелей Глинской обители XVIII-XIX вв. удостоен сана архимандрита (31 мая 1887). При И. развивалась благотворительная деятельность пустыни, в отчетах о состоянии Курской епархии за 1862-1887 гг. архиереи отмечали, что хотя «странным и бедным оказывают вспомоществование все монастыри, но в сем отношении преимущество имеет пустынь Глинская». Для этой цели в обители была устроена гостиница, а в дер. Заруцкой и на подворье при сеймских мельницах - странноприимные дома, где останавливались на ночлег богомольцы. В странноприимницах жили также бедные жители ближайших селений, в основном неспособные к труду по старости или болезни. При И. в обители ежегодно призревалось 15-20 тыс. чел. обоего пола. Все они безвозмездно получали пищу, кроме того, «беднейшие из них снабжались от обители одеждой, бельем, обувью и деньгами для дальнейшего пути» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 581. Л. 14). Заболевших помещали в больницу или выдавали им лекарства. На содержание странноприимниц ежегодно расходовалось 3-5 тыс. р., не считая стоимости выдаваемого хлеба и лекарств. Глинские иноки щедро раздавали нуждающимся хлеб, поэтому в 1885 г. Курский еп. Михаил (Лузин) в отношении обер-прокурору Синода писал, что Глинская пуст. имеет «особую нужду в хлебе по множеству приходящих богомольцев и бедных» (Там же. Оп. 170. Д. 1372. Л. 6). В годы русско-тур. войны (1877-1878) И. устроил в монастырской больнице лазарет для больных и раненых воинов. 21 авг. 1877 г. в лазарет поступил 21 раненый. Лечение проводилось под непосредственным наблюдением приглашенного из Глухова врача. За больными и ранеными ухаживали смотритель больницы фельдшер-мон. Дамиан (Костров), его помощник мон. Моисей и 4 послушника, прошедшие до поступления в мон-рь военную службу. На содержание лазарета пустынь израсходовала 2 тыс. р. К кон. 1877 г. 19 выздоровевших воинов перешли в ведение путивльского уездного начальства, а 2 тяжелораненых оставались в больнице. 1 июля 1879 г. в лазарет поступили еще 25 воинов, в основном из гвардейских и гренадерских полков. Они «были размещены в монастырской больнице с полным удобством и покоем» (Там же. Оп. 442. Д. 790. Л. 6 об.). В 1877-1878 гг. посещавший лазарет уполномоченный Главного управления Об-ва Красного Креста В. А. Кочетов «остался весьма доволен как помещением больницы, так и всем принадлежащим к содержанию больных и соблюдаемыми в больнице чистотою и порядком» (Там же. Л. 7). И. и братия получили Высочайшую благодарность покровительницы Об-ва Красного Креста имп. Марии Александровны.

http://pravenc.ru/text/389627.html

О последствии своих соображений и сношений консистория со своим мнением представляет архиерею, который, если не встретит препятствий к принятию завещанного и жертвуемого (а также покупаемого) недвижимого имущества, доносят о том, с приложением документов, Святейшему Синоду, для испрошения Высочайшего соизволения на укрепление имущества за одним из означенных церковных установлений. Из многолетней практики разных епархиальных управлении известно, что 1) не все монастыри, архиерейские дома и церкви обеспечены недвижимыми имуществами, следующими им по закону (432 и 445 статьи IX тома законов о состояниях), и 2) что в последнее время в пользу архиерейских домов, за исключением новооткрываемых архиерейских кафедр, никаких пожертвований ни через дар, ни по духовным завещаниям не делается. Пожертвования, преимущественно денежные и ризничные, производятся лишь в пользу церквей и монастырей. В редких весьма случаях по духовным завещаниям делаются иногда пожертвования и недвижимыми имуществами (например, ветхий деревянный дом или таковая же изба, построенные на городской или общественной земле); но эти имущества, по ветхости, малоценности и потому, что подлежат сносу, не могут считаться недвижимыми, а потому об укреплении оных за церквами или монастырями нельзя возбуждать ходатайств, и таких ходатайств никогда и не возбуждалось. Возбуждать таковые ходатайства перед Святейшим Синодом оставалось возможным исключительно в тех случаях, когда являлась настоятельная нужда и представлялась возможность за умеренную цену выгодно приобрести покупкой в церковную или монастырскую собственность недвижимое имущество (например, дом с надворными постройками и усадебной землёй, для помещения ли членов причта, необеспеченных от прихожан домами и усадебной землёй, или же под монастырскую гостиницу для притекающих богомольцев). Эти ходатайства и возбуждались, но не прежде как по собрании консисторией на месте всех документов, устанавливающих цену имущества, несомненную принадлежность оного продавцу, а также и то, что на имуществе не числится никаких недоимок и что к оному не предъявлено ни исков, ни споров, ни запрещений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010