Неделя молитвы в тюрьмах Москвы Эта неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России 27 января, 2015 Эта неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России Доклад Сергея Кобелева, директора филиала Бутырского музея при храме Покрова Пресвятой Богородицы в СИЗО 2, о неделе молитвы, который был зачитан на заседании секции тюремного служения XXIII международных образовательных Рождественских чтений 22 января 2015 года. Хотелось бы рассказать о новой молитвенной практике в тюремном служении: неделе молитвы, прошедшей в декабре 2014 года во всех тюрьмах Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это зарождающаяся добрая традиция, надеемся, в будущем должна распространиться по всей Святой Руси, проникнуть во все тюрьмы и колонии на территориях, окормляемых Московским Патриархатом, не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в Казахстане. Впервые неделя молитвы прошла в марте 2014 на Крестопоклонной неделе . Теперь она была проведена во второй раз. Подобная практика «недели молитвы» существует и у протестантов, но та неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России. Старшим священником храма святителя Николая в СИЗО 5 Иоанном Чураковым были разработаны особые прошения и молитвы в соответствии с канонами Русской Православной Церкви. Раньше молитва о заключенных совершалась по старому чину молений о плененных, но нельзя не согласиться с тем, что между человеком, попавшим в плен, и заключенным в тюрьму по решению суда, существует большая разница. Службы недели молитвы были составлены таким образом, чтобы затронуть все основные проблемы и все категории лиц, связанных с печальной тюремной темой. Молились и о заключенных, и о справедливом нелицеприятном правосудии, и о жертвах преступлений, и о семьях заключенных, и о возвращении к нормальной свободной жизни.

http://pravmir.ru/nedelya-molitvyi-v-tyu...

Бутырская тюрьма. Крестный ход. Фото Сергея Кобелева ЖМП 7 июль 2015 /  31 августа 2015 г. 14:32 Изведи из темницы душу мою В конце каждого года будет проходить неделя молитвы о всех, кто так или иначе связан с тюрьмой, — о заключенных и сотрудниках исправительных учреждений. Впервые эта акция состоялась конце 2014 года в тюрьмах столицы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а непосредственным организатором стала Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете Москвы. О том, как прошла первая неделя молитвы, рассказывает один из ее организаторов старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырском тюремном замке (СИЗО протоиерей Константин Кобелев . Неделя молитвы, проведенная в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России. Дело в том, что раньше молитва о заключенных совершалась по старому чину молений о плененных. Однако есть существенная разница между человеком, попавшим в плен, и человеком, заключенным в тюрьму по решению суда. Службы недели молитвы были составлены таким образом, чтобы затронуть все основные проблемы и все категории лиц, так или иначе связанные с тюрьмой. Молились и о заключенных, и о справедливом нелицеприятном правосудии, и о жертвах преступлений, и о семьях заключенных, и о возвращении к нормальной свободной жизни. В заключительный день была совершена молитва о сотрудниках уголовно-исполнительной системы. Специальные прошения добавлялись в ектинии на Литургии, после чтения Евангелия читались специально разработанные молитвы, по окончании Литургии служились молебны с особыми прошениями. Впервые в российской истории неделя молитвы совершалась в России на Крестопоклонной неделе Великого поста 2014 года, но ныне, в декабре 2014 года, чин недели молитвы был составлен и упорядочен священником Иоанном Чураковым, старшим священником храма Святителя Николая в СИЗО 5. Новый чин был составлен за те несколько месяцев, что прошли после предыдущей недели молитвы. По благословению епископа Красногорского Иринарха, председателя Синодального отдела по тюремному служению, вместе со мной все изоляторы столицы для совместного богослужения со священниками, несущими служение в тюрьмах, посетил сотрудник Синодального отдела по тюремному служению Александр Козырев.

http://e-vestnik.ru/reports/izvedi_iz_te...

Трудоемкая и повседневная работа Интервью с протоиереем Павлом Федосовым, руководителем Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Челябинской и Златоустовской епархии. - Отец Павел, расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности? - Я возглавляю в Челябинской и Златоустовской епархии Отдел по взаимодействию с вооруженными силами. На моем попечении также находится забота о заключенных. Рядом с тем местом, где я нахожусь, тюрем нет, поэтому я только руковожу работой священников, занимающихся духовным окормлением заключенных. Неподалеку от моего храма находятся две воинские части: одна – Министерства обороны, другая – Министерства Внутренних дел (ВВ). С обеими частями происходит довольно плотное взаимодействие. - А как вообще получилось, так, что вы выбрали в своем священническом служении именно воинскую стезю? - Во-первых, после армии я поступал в Уссурийское военное училище и уже должен был уехать в отпуск, получив звание старшины, а потом, после отпуска, вернуться, но что-то меня остановило. Вообще, родился и вырос я в православной семье, в детстве сподобился получить благословение будущего митрополита Курского и Рыльского Ювеналия, который теперь на покое. Он, став епископом Воронежским и Липецким, объезжал благочиния Липецкой епархии и остановился на неделю в нашем доме. Владыка благословил меня молитвословом. Этот молитвослов долгое время был у меня, но потом куда-то пропал. Я помню его дарственную надпись на молитвослове – владыка написал не «Федосову», а «Теодосову» - на греческий манер. С раннего возраста я начал алтарничать, читал за богослужением. Пришло время, и я пошел служить в армию. Там и произошел случай, который родил в моей душе огромную любовь и почтение к иконе Богородицы «Скоропослушница». Произошло это так. Первые месяцы в армии было очень тяжело. Кто служил, тот знает, как себя поначалу чувствует молодой солдат. Не смотря на все неприятности и дискомфорт, я все равно читал наизусть утренние и вечерние молитвы.

http://pravoslavie.ru/4610.html

Э.Н. Добрынина. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр московского акафиста Богородице В Синодальном собрании Государственного исторического музея хранится греческая рукопись, хорошо известная исследователям как Московский Акафист Богородице (ГИМ, Син. гр. 429) 556 . По своему составу это сборник византийской гимнографии, объединенный темой молитвы и похвалы Богоматери. Помимо самого гимна Акафиста (лл. 1–34 об.) 557 , в сборник входят литургические тексты, читаемые в Субботу Акафиста и на Благовещение (лл. 35–55) 558 , канон Феодора II Дуки Ласкариса (лл. 55 об.–61 об.) 559 , а также два нелитургических произведения – «Сокрушительная песнь» императора Льва VI Мудрого (лл.67–71) 560 и тропари константинопольского патриарха Филофся Коккина. Наличие последнего текста, нетрадиционный состав сборника в целом, его происхождение из скриптория столичного монастыря Одигон, а также некоторые особенности миниатюр позволяют предположить, что заказчиком рукописи был сам патриарх Филофей, и, следовательно, датировать кодекс 60-ми годами XIV в. Обоснование этой гипотезы содержится в работе Г.М. Прохорова 561 . Иллюминированная первая часть сборника содержит 24 миниатюры в соответствии с количеством строф Акафиста (миниатюра к 23-му икосу утрачена). Иллюстрированные циклы Акафиста известны в византийском искусстве от начала XIV в. В основном это настенная живопись 562 ; кроме того, сохранились две славянские Псалтири 563 и две иконы в музеях Московского Кремля 564 . При анализе иконографических программ этих памятников становится ясно, что московская рукопись не только в текстовой, но и в иллюстративной части несет следы индивидуальной творческой мысли – ряд деталей в традиционных схемах и отдельные сцены не имтют аналогий в дошедших до настоящего времени циклах. Одна из таких сцен изображена на миниатюре к 22-му икосу (в славянской традиции 12-му кондаку) Акафиста (ил. 1). Текст икоса гласит: «Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко Аллилуиа» 565 . Во всех известных циклах Акафиста этот текст иллюстрирует либо традиционно решенная сцена «Сошествие во Ад», либо композиция, разработанная специально и буквально соответствующая словам икоса «раздав рукописание». В последнем случае в центре композиции обычно представлен Христос, разрывающий свиток, обе стороны которого образуют букву V 566 . В этом отношении сцена из Московского Акафиста уникальна: справа, у высокой стены, изображена группа людей, их лица обращены туда, откуда стремительным шагом приближается, почти летит Христос, конец Его плаща парит, как крыло, нога не касается позема – Христос ступает «бесплотно». Стена в этом Meere резко понижена, и Его лик, окруженный сиянием фона, обращен к зрителю, рука же торжественным, красноречивым жестом указывает на помещенные строго в середине высокие и светлые врата. Очевидно, что эти украшенные полукруглым навершием двери – ключ и центр всей композиции, они превосходят всё, даже, хоть и ненамного, главу Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Скачать epub pdf События в восьмом столетии первого тысячелетия Праведный Енос, когда умножилось его племя, начал соборно славить Бога , как пишется о нем: «Сей упова призывати имя Господа Бога» ( Быт. 4, 26 ), не то чтобы до него никто не призывал имя Господне, но (по изъяснению толковников) то, что он был первым изобретателем соборного (совместного) славословия Божия. Ибо и прежде него Адам, Авель и Сиф призывали Господа, молились Ему и жертвы приносили, однако каждый из них творил сие особо и отдельно от других Енос же начал собирать вместе всех детей своих и детей от детей своих (то есть внуков) каждый день утром, чтобы соборно (совместно всем) принести Богу жертву, славословие и молитвы. Он составил некоторые песнопения и молитвы и записал их на досках, так как он привел в совершенство письмена, получившие свое начало от отца его Сифа. Ибо Сиф (как было прежде сказано) начал письмена, а Енос их завершил. Написав же песнопения и молитвы, которые составил, он передал их племени своему для соборного моления к Богу; посему-то о нем и пишется, что он начал призывать имя Господне, то есть соборно славословить и молиться Богу. Святые праотцы, вразумляемые Богом, первыми уведали, сколь велика потребность молитвы для человека, чтущего Бога! И они как сами в ней обучались, так научали ей и детей своих, внуков и правнуков. Молитва столь же нужна человеку, сколь потребна повседневная пища телу: хлеб укрепляет плоть, молитва же душу. Ибо молитва, по сказанию Лествичника, есть пища души (Лествичник. Слово 28, гл. 1). И как тело без пищи изнемогает, так и душа без молитвы. Не может душа приять от Бога благодать для своего укрепления и оживления, если не испросит ее молитвою. " Просите, – сказано, – и дастся вам, просяй приемлет» ( Мф. 7, 7–8 ). Молитва – это тот ключ к сокровищам Божиим, посредством которого всякий желающий отверзает себе дверь милосердия Божия и входит, и исходит, и пажить обретает ( Ин. 10,9 ). Не молитвою ли Илия святой отверз заключенное небо? Помолился он, и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Заключение из книги “Св. Григорий Палама и православная мистика” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 С XIV по XX вв. традиция “чистой молитвы” удивительным образом доказала свою непрерывность на христианском Востоке. Разные учителя могли придавать ей ту или иную форму, но сам принцип непрестанной молитвы, сосредоточенной на имени воплотившегося Бога, молитвы, совершаемой всем человеком в его целом, с того времени, как интеллектуализм Евагрия был раз и навсегда поглощен христоцентрической мистикой таинств, никогда уже не подвергался сомнению. Эта в высшей степени “интимная” и индивидуальная набожность вместо того, чтобы отъединять человека от церковного общества, превратилась чудесным образом в способ его непрерывной с этим обществом связанности. Христос, Которого молящийся ищет в собственном своем сердце, Божественное Имя, Которое он призывает, действительно могут пребывать в человеке лишь постольку, поскольку Крещением и Евхаристией он привит к Церковному Телу. В понимании Отцов молитва Иисусова никогда не возмещает искупительной благодати таинств: она лишь ищет совершенного ее исполнения. Таким образом традиция исихастов уравновешивает разрешение той проблемы, которая так часто встает перед духовниками: как согласовать личную набожность с литургическим благочестием. Если учителя исихазма нашли это равновесие, то несомненно нашли они его благодаря тому понятию о человеке, которое унаследовали от Библии. Нет более опустошительной доктрины для христианского благочестия, чем дуализм Платона, видящий в человеке духа (или “душу”), заключенного в материю, духа, по своей природе бессмертного и чающего некоего над-материального существования, бледным отображением которого и является Церковь. В таком случае ни Воплощение, ни воскресение мертвых, ни созданная на земле Иисусом реальная община, ни материальность евхаристического приобщения — не представляют уже подлинного религиозного интереса: здесь откровение Божие по существу обращено только к разуму, воображению, чувству, иначе говоря, к некоторым непреходящим функциям человека, как бы не исчезающим со смертью, а являющимся атрибутами нематериального существования.

http://pravmir.ru/zaklyuchenie-iz-knigi-...

Закрыть «В эту родительскую субботу, как в Димитриевскую» Слово в Мясопустную вселенскую родительскую субботу Протоиерей Александр Шаргунов   11:31 26.02.2022 1524 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Накануне Великого поста — времени нашей сугубой молитвы, — перед Неделей о Страшном Суде мы совершаем поминовение всех от века усопших православных христиан. Церковь учит нас молитве. Чтобы никогда она не была у нас отвлеченной. А всегда — перед лицом той реальности, которая есть смерть наших близких и нас самих. Такой молитвой молился наш Господь в Гефсимании накануне Крестных Страданий, призывая Своих учеников бодрствовать и молиться с Ним. Мы все помним слова преподобного Силуана Афонского, что «молиться за других — кровь проливать». Молитва — это сражение любви. Каждый из нас в меру своих дарований призван быть на первых рубежах в этом сражении любви против греха и смерти. Чтобы стали живыми все чада Божии — алчущие, жаждущие, больные, заключенные в темницы здесь на земле и в вечности. В этом сражении молитвы мы остаемся немощными — мы никогда не умеем, не знаем, как молиться. Сами мы не можем любить так, как заповедует нам Христос. Но мы знаем, что Бог есть любовь. И любовь Божия, как свидетельствует апостол, излилась в сердца наши Духом Святым, Которого Отец наш Небесный дает не мерою и без конца. Если у нас нет любви, то, что мы совершаем, — еще не молитва. Молитва — это любовь, все отдающая. Только даром этой любви мы сможем узнать Христа в каждом из Его братьев, в каждой из Его сестер здесь на земле и в вечности. Сегодня, в эту родительскую субботу, как и в Димитриевскую — оттого что происходят такие события, — мы сугубо молимся о всех невинно убиенных в Новороссии, среди которых множество женщин, стариков и детей. О всех за веру и Отечество живот свой положивших. На всех верных усопших изливается Христова любовь, но и души даже некрещеных не лишаются некоего утешения, как это было показано в видении преподобному Макарию Великому — то, что мы читаем в Синаксарии в Неделю о Страшном Суде. На войне все находятся на грани внезапной катастрофы, смерть рядом каждое мгновение. Но в отличие от нас, воины должны найти в себе силы принять этот жребий. Пусть многие из них не достигли еще тайны Христовой, но сама эта готовность принять смерть ради защиты других людей делает их близкими Христу. Сам этот подвиг во многом роднит их с подвигом христианских мучеников.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/26/v_...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вселенская родительская суббота (мясопустная) 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Родительская мясопустная суббота Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Накануне Великого поста — времени нашей сугубой молитвы, — перед Неделей о Страшном Суде мы совершаем поминовение всех от века усопших православных христиан. Церковь учит нас молитве. Чтобы никогда она не была у нас отвлеченной. А всегда — перед лицом той реальности, которая есть смерть наших близких и нас самих. Такою молитвою молился наш Господь в Гефсимании накануне Крестных страданий, призывая Своих учеников бодрствовать и молиться с Ним. Преподобный Силуан Афонский говорит, что «молиться за других — это кровь проливать». Молитва — это сражение любви. Каждый из нас в меру своих дарований призван быть на первых рубежах в этом сражении любви против греха и смерти. Чтобы стали живыми все чада Божии — алчущие, жаждущие, больные, заключенные в темницы здесь на земле и в вечности. В этом сражении молитвы мы остаемся немощными — мы никогда не умеем, не знаем, как молиться. Сами мы не можем любить так, как заповедует нам Христос. Но мы знаем, что Бог есть любовь. И любовь Божия, как свидетельствует апостол, излилась в сердца наши Духом Святым, Которого Отец наш Небесный дает не мерою и без конца. Если у нас нет любви, то, что мы совершаем, — еще не молитва. Молитва — это любовь, все отдающая. Только даром этой любви мы сможем узнать Христа в каждом из Его братьев, в каждой из Его сестер здесь на земле и в вечности. Завтра за литургией мы услышим эти слова: «Господи, когда мы видели Тебя?» Мы думаем о Христе, как если бы Он был далеко или что встреча с Ним произойдет гораздо позднее, в то время как Он здесь и сейчас. Самые благочестивые из нас ищут Его в сокровенности сердца, в молитве, но порою так, как если бы мы должны были непременно избежать общения с другими, чтобы найти Его. Но речь идет о Христе. Не об образе Его, который мы сами создаем.

http://moral.ru/вселенская-родительская-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Где ты был, Адам? Первое крупное произведение Бёлля, принесшее ему славу. Концлагерь. Конец войны. Агония нацистов. Абсурдная беспощадная война. Начальник лагеря, в котором от человека осталось только любовь к музыке. Заключенная еврейка-христианка, как раз наделенная музыкальным даром… Любовь заключенной и немецкого солдата. История про несовместимость любви — человеческой и Божьей, чистоты и красоты веры с войной и властью. «Прозвонили к обедне, он снял фуражку и сложил руки для молитвы. Финк и мальчик сделали то же самое; и столяр, мастеривший гроб внизу, во дворе, отложил инструмент, и женщина отодвинула в сторону корзину с овощами и встала на молитву. Никто больше не стеснялся молиться на людях, и вдруг он почувствовал стыд за себя и за людей. Ему случалось и прежде молиться, и Илона молилась, она была красивая женщина, благочестивая и очень умная, такая умная, что даже священники не смогли угасить ее веру. Он все же начал молиться, но поймал себя на том, что почти механически твердит слова молитвы, хотя уже ничего не ждет от Бога. Илона мертва, о чем же ему молиться? Но он продолжал молиться о ее возвращении неведомо откуда и о своем благополучном возвращении, хотя он был уже почти дома. Не верил он этим людям – все они вымаливали себе что-то, а Илона ему говорила: «Молиться надо Господу в утешение», – она где-то прочитала эти слова и была в восторге от них. Стоя здесь с молитвенно сложенными руками, он вдруг понял, что вот сейчас он молится от души, потому что вымаливать у Бога ему нечего. Теперь он уже и в церковь сможет пойти, хотя лица большинства священников и их проповеди ему невыносимы. Но надо же утешить Бога, который вынужден смотреть на лица своих служителей и слушать их проповеди. Файнхальс улыбнулся, разжал руки и надел кепи…» Генрих Бёлль Где ты был, Адам? И всемирная бойня может задним числом пригодиться. Скажем, для того, чтобы доказать свое алиби перед лицом всевышнего. «Где ты был, Адам?» – «В окопах, господи, на войне…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=130...

— По договоренности с администрацией там не должно быть никаких подслушивающих устройств. По крайней мере, я на это очень надеюсь. Но в ИВС, где для нас даже комнаты отдельной нет, а вокруг другие камеры, я объясняю, что грехи можно написать на бумаге, что это такая же исповедь, как и устная, и, прочитав, я сразу листок уничтожу. Но кто-то хочет выговориться, чтоб именно так вырвать из своей души всю грязь. Еще я заметил, что, находясь в СИЗО в ожидании суда, обвиняемые часто не так откровенно исповедуются, как, например, в колонии. Хотя это объяснимо, сейчас все их молитвы и мысли не о покаянии, а о том, чтобы суд прошел благополучно и их освободили либо дали небольшой или условный срок. О каком-то серьезном духовном осмыслении своей жизни у большинства людей, лишившихся свободы, можно говорить только после приговора. Но все равно я считаю, что это хоть и маленький, но все же шаг к Богу. Первый опыт общения со священником, исповедь, молитва — все это в дальнейшем поможет, и когда человек окажется в колонии, ему будет проще прийти в Церковь и влиться в общину. Что касается подготовки к таинству, естественно, никакой трехдневный евхаристический пост в СИЗО и в ИВС соблюдать невозможно, поэтому прошу после полуночи не есть, не пить и не курить. Прихожу в одиннадцать часов утра и причащаю. Раньше не получается по причинам административного свойства. — Как строится ваша работа с недавно крестившимися заключенными? Можно ли говорить о каких-то признаках покаяния уже на первой встрече? — Причины, которые впервые приводят осужденного в храм, могут быть разными: от простого любопытства и каких-то меркантильных интересов до естественной потребности души. В любом случае мы сначала знакомимся, он рассказывает, почему решил прийти, как оказался в местах лишения свободы, верит ли в Бога, к чему стремится в своей жизни. А я знакомлю его с основами христианской жизни. Обязательно даю какие-то задания, чтобы он осваивал навык молитвы, читал духовную литературу (в том числе брошюру «В помощь кающимся», книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди») и обязательно приходил на богослужения. Если есть желание, он исповедуется и причащается. Через месяц мы снова общаемся, и я могу отследить его духовный рост. Поскольку чаще всего за это время приходит понимание своих грехов, говорить с ним уже проще. Но поначалу он нередко видит только ту провинность, за которую его посадили. А понимания того, что есть и другие не менее тяжелые проступки, в которых Господь ждет от него покаяния, еще нет.

http://patriarchia.ru/db/text/5836918.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010