– При соборном служении, предстоятель, при начале пения песнопения, положенного на «Слава», совершив троекратное молитвенное поклонение пред престолом, целует Евангелие и подаёт его диакону; после этого подходит (кругом престола с левой стороны) к передней стороне престола второй священник, становится рядом с предстоятелем, и оба вместе совершают молитвенное поклонение перед престолом, целуют его, затем отходят на правую сторону престола и идут кругом него вслед за диаконом; после этой первой пары совершают то же самое в порядке старшинства попарно все остальные священники; в иных местах предстоятель, подав Евангелие диакону, тотчас (не дожидаясь второго священника) целует престол и идёт за диаконом, затем подходят к передней стороне престола второй и третий священники и, поцеловав его, идут за предстоятелем; за ними в таком же порядке следуют четвёртый и пятый священники и т.д.; священники, имеющие скуфью или камилавку, совершают поклонение перед престолом и целование его в скуфьях или камилавках, и снимают их тогда, когда отойдут на правую сторону престола (снова надевая их после входа, когда каждый становится на своё место), но в других местах вход совершается иереями в скуфьях или камилавках (см. выше, 43 пр.); из алтаря все священники идут один за другим в порядке старшинства (а диаконы, если их несколько, в обратном порядке) и становятся правые (проходя впереди предстоятеля, который становится на средине против царских врат) на правой стороне, а левые – на левой, словом, так же, как они, обыкновенно, стоят в алтаре. Благословение рукой на восток, произнесение положенных слов и целование Евангелия совершает только один предстоятель. Точно также только один предстоятель, входя в алтарь за диаконом, целует в царских вратах обе иконы: икону Спасителя и икону Божией Матери; предстоятель же благословляет и свещеносца. После этого он целует престол, совершает пред ним молитвенное поклонение и становится на своём месте; все прочие священники не совершают благословения и не целуют Евангелия и, входя в алтарь вслед за настоятелем, целуют стоящие на правой стороне – икону Спасителя, а стоящие на левой – икону Божией Матери (а не обе иконы, как предстоятель); в алтаре священники становятся каждый на своё место, делают молитвенное поклонение перед престолом, целуют его и затем кланяются предстоятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мы не боготворим иконы, а поэтому не им служим акафисты и молебны и не им поклоняемся, а Богу. Определение: “служение и поклонение иконам” предполагает собой полное отсутствие того, о чем мы говорили выше: связи образа с первообразом. А если протестанты правы и её действительно нет, то и поклонение ковчегу не более чем поклонение ящику и вышеперечисленные ляпсусы об оскорблении образа – нормальны. Однако Слово Божие говорит обратное. Бог не чуждается Своих образов. Он действует и даже чудотворит через рукотворные предметы, символизирующие Его Самого. Древние, взирая на прообраз попрания сатаны (медный змей), спасались от смерти, а мы, молитвенно взирая на образ Поправшего – идолопоклонники?! Нелогично. По поводу медного змея протестанты возразят, что Бог тогда действовал через образ потому, что у израильтян была слабая вера в невидимое, и потому им нужен был этот “фетиш”, как выражается Рогозин. 166 Но тогда придётся признать и Моисея маловерным. Это ему сказал Бог: Я буду открываться тебе и говорить с тобою… посреди двух херувимов ( Исх. 25:22 ), то есть тоже через видимый образ. Получается, что у любого протестанта вера в невидимое сильнее веры Моисея и Давида! О чудесах от ковчега знает каждый, кто читал Ветхий Завет. Вспомним хотя бы о падении идолов в храме Дагона ( 1Цар. 5:1-12 ) или переход через Иордан, как некогда через Красное море ( Нав. 3:5 ), обнесение ковчега вокруг Иерихона ( Нав. 6:5-7 ) и так далее. А сколько чудес и исцелений от икон знает христианская история, начиная с первых веков и до наших дней. Но для протестантов чудеса от икон – это “ более печальное заблуждение” , 167 чем само иконопочитание. Почему протестантам, словно атеистам, нужно доказывать, что Церковью не  “приписывалось совершение чудес и исцелений” 168 от икон, а они действительно случаются на самом деле? Помимо вышеперечисленных примеров поклонения Богу перед ковчегом в Ветхом Завете на страницах Новозаветных мы также видим поклонение образу Бога невидимого. Дело в том, что всё поклонение Богу в Библии и в христианском мире – это поклонение через образ: невидимому Отцу через явленного Сына. Сам Христос есть образ Бога невидимого ( 2Кор. 4:4 ; Кол. 1:15 ; Евр. 1:3 ). Поклонение Христу приемлется ли Отцом? Вне сомнений! Ибо кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его ( Ин. 5:23 ). Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). Человек Иисус явил образ – икону Бога. И этот Образ находится в теснейшей связи с Первообразом. Авраам видел не естество, а образ Бога, и, падши, поклонился. Бог принял это поклонение и вступил в завет с Авраамом. Значит, Богу угодно принимать поклонение, совершаемое через Его образы. “Честь, оказываемая Христу, принимается Отцом. Честь, оказываемая образу, восходит к Первообразу”. 169

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

На 3-м часе или при начале чтения 6-го часа, иподиаконы возложив на одного из диаконов (или на псаломщика) или на посвящаемого в стихарь полотенце и дав ему употребляемое при умовении рук блюдо, а первый иподиакон взяв кувшин с розовой водой, все трое идут чрез северные двери алтаря за амвон, останавливаются здесь (причем диакон стоит между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам, затем, обращаясь лицом к Архиерею и поклонившись ему, идут далее и останавливаются пред Архиереем; первый иподиакон, наливает на руки Архиерея воду, затем он вместе с другим иподиаконом снимают с плеч диакона полотенце, подают его Архиерею и снова потом возлагают полотенце на плечи диакона; протодиакон во время умовения рук Архиереем читает: «Умыв в неповинных руце», а по умовении целует руку Архиерея. Иподиаконы и диакон тоже целуют руки Архиерея и затем уходят в алтарь. При окончании часов архимандриты и иереи становятся в порядке старшинства около престола, совершают пред ним троекратное молитвенное поклонение, прикладываются к нему и, поклонившись друг другу, выходят из алтаря (северной и южной дверьми) и становятся по чину пред Архиереем в два ряда (одни на правой, а другие на левой стороне); вместе с иереями выходят из алтаря и диаконы и становятся пред амвоном вместе с подошедшим к ним протодиаконом, который становится посреди их. Архиерей, встав, поклоняется вместе с прочими, произнося: «Царю небесный», «Слава в вышних» и проч. «Тожде действует и священник во олтари, егда покрывает святая». По молитвенном поклонении все делают поклонение Архиерею. 293 Диаконы после этого становятся на облачальное место, позади Архиерея (первый – на правой, а второй – на левой стороне), а протодиакон идёт на солею, становится у левой стороны царских врат и творит молитвенное поклонение. 296 Пред возгласом первый сослужащий становится у передней стороны престола, творит молитвенное поклонение перед ним, целует его и поклоняется чрез отверстые царские врата Архиерею; одновременно с ним поклоняется Архиерею и протодиакон, стоя на амвоне, несколько влево.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Объективный духовный опыт показывает, что проблема богообщения тесно увязана с богословием, богопознанием, откровением и боговидением, однако при ее раскрытии в настоящем разделе преимущественно делается упор на характеристики взаимного молитвенного общения Бога с человеком в ходе заранее установленных религиозных действий (обрядов, чинопоследований). 4.4.2. Разнообразие, сила и законность духовного общения Подлинность или иллюзорность духовных процессов, здоровую или больную духовность можно выявить рядом надежных признаков, значительное место среди которых занимают разнообразие, сила и законность духовного общения с объектом поклонения. Разнообразие духовного общения с объектом поклонения (богообщения) показывает, сколь широко в качественном отношении (как апостериорно, то есть, основанное на реальном опыте, так и априорно, то есть, изначально присущее умозрительное) задействованы для этой цели все доступные человеку средства. Сила духовного общения с объектом поклонения (богообщения) демонстрирует, насколько количественно (величина, интенсивность, напряженность, динамика) задействованы эти средства. Законность духовного общения с объектом поклонения (богообщения), прежде всего, свидетельствует, каким образом выбранные средства соответствуют тем, которые объект поклонения (или Бог) сам установил и разрешил для своих поклонников. Если Бог, то, как Личность, обладающая наивысшей властью и наибольшей силой по отношению к людям, социальным институтам и миру; как высочайший источник природных и общественных законов, морали и нравственности. В случае поклонения Богу понятие «законность» совпадает по смыслу с понятием «истинность», ибо в конечном итоге все, что действительно истинно – от Бога, то есть законно. В свою очередь, все, что не от Бога, является незаконным, ошибочным, правдоподобным или очевидно ложным. Таким образом, присутствует множество форм относительной законности духовного общения с объектами поклонения (сугубо внутри каждого культа) и одна абсолютная законность богообщения , характерная для единственного истинного вероучения, а также мира в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Действительно, требование Иисуса Христа привести к Нему мужа обнаружило, что она не имеет законного мужа, что у ней было их пять — и желание Самарянки скрыть свой позор открыло в Иисусе Христе тайноведца, а в женщине пробудило желание узнать решение вопроса, который сильнее всего занимал умы Самарян — вопроса о месте поклонения Богу.     Стих 20. Поклонение Богу — привязываемое Самарянами к горе Гаризин, на которой некогда стоял их храм, где когда-то Моисей повелел произносить благословения на народ Божий (Втор. 27:12), где Иаков неоднократно поклонялся, живя на поле, купленном у сынов Еммора (Быт. 33:20), где сам Авраам некогда поставил жертвенник Богу — это поклонение казалось им более правильным, чем Иудейское в Иерусалиме, где был поставлен храм Соломонов — произведение не древних отцов, а богатого Царя, даже не совсем благочестиваго.    Иисус Христос, оправдывая предпочтительно поклонение Иудеев в Иерусалиме уже тем, что даже Мессия должен прийти из народа Иудейскаго, а не Самарянскаго, и должен явиться в храме Иерусалимском, указывает Самарянке, что грядет час и ныне есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу не в Иерусалимском храме и не на какой-либо горе, а на всяком месте: потому что Бог есть Дух, и поклоняться Ему нужно духом и истиною. Благословлять Господа душею, как учит Псалмопевец, должно на всяком месте владычествия Его (Псал. 102:22).    Само это поклонение не должно быть привязано исключительно к каким-либо внешним условиям и обрядам, как у Иудеев, и не должно быть только одним наружным, но должно быть вместе и духовным — внутренним, и телесным — внешним: потому что человек состоит из тела и души, а следовательно и Бога должен прославлять телом и душею, которыя он получил от Бога (1 Кор. 6:20). Но при этом, как духовное — или внутреннее — поклонение должно сопровождаться внешними действиями, телесным поклонением — так и внешнее поклонение Богу должно выражать действительное духовное состояние и молитвенное настроение молящагося и вполне согласовываться с внутренним благоговейным настроением души, должно выражать это настроение, а не заменять его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Если бы было возможно из космического корабля в особый сверхдальний бинокль посмотреть на землю, то мы увидели бы, как через всю нашу планету пять раз в сутки проходит мощная волна поклонения, повергающая наземь 800 миллионов мусульман, объединенных молитвой к Аллаху. Как только появляются первые полоски света на горизонте, начинается молитва филиппинских мусульман. Эта первая волна поклонения распространяется и бежит через Индонезию, Малайзию, Бангладеш, Индию, Иран и Турцию вплоть до Европы. Вторая молитвенная волна мусульман берет начало в Китае, она достигает Индии и 41 миллион мусульман в России в то время, как на Дальнем Востоке в 15 часов начинается послеобеденная молитва к Аллаху – третья волна. Эти три волны поклонения бегут одна за другой, пока при наступлении захода солнца не начинается предпоследнее молитвенное время. К этому моменту молитва, начинающаяся на рассвете, достигает западного берега Соединенных Штатов Америки, а мусульмане Нильской долины молятся в полуденной жаре обеденной молитвы, мужчины же в Кашмире собираются в своих мечетях для молитвы послеобеденной. Когда начинает свой бег последняя волна исламского поклонения, лучи заходящего солнца освещают молящихся в дельте Ганга, а в Мекке совершается послеобеденная молитва, и все паломники опускаются на колени перед черным камнем Каабы, вторая волна поклонения склоняет в это время спины жителей Атласских гор в Марокко, в то время как первая волна захватывает жителей Скалистых гор. Эти пять молитвенных периодов объединяют ежедневно миллионы мусульман в поклонении своему божеству. Ислам – это религия поклонения. Многие мусульмане совершают предписанные им молитвы со всей серьезностью и тщательностью. Уже рано утром с минаретов исламских мечетей раздается голос, обычно усиленный репродукторами. И каждый мусульманин слышит этот плывущий над крышами призыв: «На молитву! Обретайте успех! Молитва лучше, чем сон!» Если христиане не одумаются и молятся регулярно и интенсивно, то им нечего удивляться, что ислам сопротивляется всем миссионерским начинаниям и начинает сам побеждать усталое, дремлющее христианство.

http://azbyka.ru/allax-v-islame

Действительно, требование Иисуса Христа привести к Нему мужа обнаружило, что она не имеет законного мужа, что у ней было их пять – и желание Самарянки скрыть свой позор открыло в Иисусе Христе тайноведца, а в женщине пробудило желание узнать решение вопроса, который сильнее всего занимал умы Самарян – вопроса о месте поклонения Богу. Стих 20. Поклонение Богу – привязываемое Самарянами к горе Гаризин, на которой некогда стоял их храм, где когда-то Моисей повелел произносить благословения на народ Божий ( Втор.27:12 ), где Иаков неоднократно поклонялся, живя на поле, купленном у сынов Еммора ( Быт.33:20 ), где сам Авраам некогда поставил жертвенник Богу – это поклонение казалось им более правильным, чем Иудейское в Иерусалиме, где был поставлен храм Соломонов – произведение не древних отцов, а богатого Царя, даже не совсем благочестивого. Иисус Христос, оправдывая предпочтительно поклонение Иудеев в Иерусалиме уже тем, что даже Мессия должен прийти из народа Иудейского, а не Самарянского, и должен явиться в храме Иерусалимском, указывает Самарянке, что грядёт час и ныне есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу не в Иерусалимском храме и не на какой-либо горе, а на всяком месте: потому что Бог есть Дух, и поклоняться Ему нужно духом и истиною. Благословлять Господа душею, как учит Псалмопевец, должно на всяком месте владычествия Его ( Пс.102:22 ). Само это поклонение не должно быть привязано исключительно к каким-либо внешним условиям и обрядам, как у Иудеев, и не должно быть только одним наружным, но должно быть вместе и духовным – внутренним, и телесным – внешним: потому что человек состоит из тела и души, а следовательно и Бога должен прославлять телом и душёю, которые он получил от Бога ( 1Кор.6:20 ). Но при этом, как духовное – или внутреннее – поклонение должно сопровождаться внешними действиями, телесным поклонением – так и внешнее поклонение Богу должно выражать действительное духовное состояние и молитвенное настроение молящегося и вполне согласовываться с внутренним благоговейным настроением души, должно выражать это настроение, а не заменять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

     А значит, когда св. Феофан предписывает «стать пред Господом с умом в сердце», он имеет в виду, что мы призваны поклоняться Богу всем нашим существом. Мыслительная способность при этом нисколько не умаляется; мы — разумные творения или, как пишет св. Климент Александрийский, «мысленные следовательно, наше поклонение тоже должно быть «разумным» (Рим 12, 1). Не «изгоняются» и чувства: они тоже часть нашего естества. Напротив, наша молитва должна быть одухотворена эросом, жгучей, неутолимой тоской по Божественному; только так она сможет стать тем, по слову Максима Исповедника, «переживанием любовного Более того, logos и eras, разум, эмоции, влечения, сливаются в молитве со всеми сторонами нашей личности и образуют живое единство там, где гнездится наше сокровенное «я», то есть в сердце. Говоря словами уже известного нам Ивлина Андерхилла, «общение с Богом начинается на уровне сознательного, чтобы затем преобразить и вовлечь в безраздельное поклонение глубинные, инстинктивные уровни нашего      «С умом в сердце». В «безраздельное поклонение» вовлечена вся личность — всё многообразие не только сознательных, но и глубинных, подсознательных проявлений, все наши интуитивные порывы, чувство прекрасного, а также та способность к интуитивному пониманию и духовным прозрениями, которая, как мы уже говорили, намного превосходит возможности разума. В молитве участвует совершенно все, в том числе и наш физический «состав», то есть тело. «Плоть тоже преображается, — пишет св. Григорий Палама. — Она возносится вкупе с душой, вместе с ней соединяется с Божественным, и так становится владением и вместилище Бога».      Но как достигается «безраздельное поклонение»? Наша молитва состоит, прежде всего, из слов; каждое из них несет доступный уму прямой смысл. Однако к прямым значениям слов молитва не сводится. Помимо и вне них каждое слово, каждая фраза таит в себе множество ассоциаций и подтекстов, обладает собственной скрытой силой и поэтическим «строем». Поэтому молитвенное слово — это не только истина, но и красота; поэтическая образность молитвенного текста, даже если это ритмическая проза, а не стихотворная строфа, позволяет всякий раз открывать в привычных словах новые пласты смыслов. Более того, поклонение выражается не только в словах, но и множеством других способов — песнопениями, великолепием священнических облачений, линиями и красками святых икон, особой красотой наиболее священной части храма, символическими жестами — крестным знамением, каждением, возжиганием свечей, наконец, тем, какую роль в нашем богослужении играют великие «архетипы», первоэлементы человеческой жизни — огонь, вода, вино, хлеб и елей.

http://pravmir.ru/bogoslovie-molitvy-sta...

Внешней формой языческого верования является поклонение кумирам или идолам – изображениям ложных, выдуманных богов. Поклонение идолам и служение им – обожествление неодушевленного предмета, то есть пустоты. ...Идол в мире ничто, и ...нет иного Бога, кроме Единого ( 1Кор. 8, 4 ). Но поклонение кумирам и идолам – это не просто поклонение некоему неодушевленному предмету – это, зачастую, поклонение силам зла и принесение им в жертву человеческих жизней. ...И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью ( Пс. 105, 37–38 ). Именно против поклонения таким кумирам и предостерегает вторая заповедь Божия. Причем кумир – это не только вырезанный из дерева или высеченный из камня персонифицированный истукан. Кумир – понятие более широкое. Кумиром для человека может служить и другой человек, например, известный музыкант, художник или игрок в хоккей с шайбой. Кумиром может стать и область человеческой деятельности, такая как, положим, наука. То есть все то, что в сердце и уме человека заменяет Бога, можно отнести к таким понятиям, как кумиротворчество или идолопоклонство. Тогда как священные предметы и изображения служат одной цели: Богообщению – молитвенному диалогу Бога и человека. Почитая святые иконы, мы всю меру своего молитвенного усердия переносим не на предмет – доску и краски, а на того, кто стоит за предметом – через образ к первообразу. Надо отметить, что эти понятия – образ и первообраз – являются основополагающими для богословия священных изображений. Но прежде, чем раскрыть эти понятия, следует обратиться к психологии зрительного восприятия. Существуют две стороны такого восприятия: в первом случае мы видим сам объект (прямое восприятие), во втором – его изображение (опосредованное восприятие). Поясним это на примере. Представьте себе следующую парадоксальную ситуацию: живет человек, который никогда в жизни не видел, допустим, стола. Для того, чтобы увидеть этот необходимый предмет воочию, человека достаточно просто подвести к столу – это и будет прямое восприятие. Если же это сделать невозможно – человек живет, к примеру, в уссурийской тайге, тогда увидеть внешний вид стола можно по фотографии или рисунку. То есть при опосредованном зрительном восприятии появляется посредник – образ реально существующего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

строения, выражением которого служит. Поклонение, которым сопровождаются наши обращения к Богу, действительно получает значение исключительного, высочайшего акта, но лишь по своему внутреннему смыслу или по своей связи с тем исключительным душенастроением, какое имеем мы при обращении к Существу Высочайшему. Чувства любви, благоговения, страха, надежды, раскаяния и т. п., выражением которых является наше поклонение Богу, поскольку они относятся к Существу Бесконечному, и сами бесконечно возвышаются над обычными чувствами подобного же рода. Лежащее в глубине нашего духа сознание безусловной зависимости от Бога, нашего тварного ничтожества пред Всемогущим Творцом, наших несовершенства и недостоинства пред Всесвятым и Премилосердым Благодетелем – сообщает всем чувствам и отношениям нашим к Богу характер исключительной высоты и несоразмерности. Как содержание наших молитвенных обращений к Богу, так и честь, воздаваемая при этом поклонением, не имеют ничего общего с подобными же отношениями к существам тварным. Мы воссылаем к Богу прошения, благодарения и славословия, как Владыке неба и земли, как единому Источнику и Подателю всех благ и самого бытия нашего, – и свою молитву запечатлеваем благоговейным поклонением, которое, служа внешним выражением единственных по своей высоте мыслей и чувств, и само получает от того значение действия исключительного. Отсюда всякое молитвенное обращение к твари, как Богу, есть величайший грех богоотступничества и всякое молитвенное поклонение твари, как Богу, есть недостойное восхищение славы Божией или идолопоклонство. – Это-то преступное обоготворение твари чрез воздаяние ей чисто божеских почестей и имеют в виду все те места Св. Писания, которые решительно запрещают воздавать божественное поклонение кому-либо, кроме единого истинного Бога. Классический в этом отношении текст, – Лк.4:8 ; Втор.6:13 , – и в ветхозаветном, и в новозаветном его употреблении имеет именно такой смысл. Заповедь о служении (и след. поклонении) единому Богу, данная евреям в кн. Второзакония, сопровождается следующими словами,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010