Объясн. Отсюда видно, что в храм Соломона для молитвы пред изображениями люди стали являться только с того времени, когда этот храм с его изображениями был надлежаще освящён молитвой; так же точно и православные святые изображения получают молитвенное употребление только после того, когда они надлежаще освящены молитвой православного священника: ср. 1Тим.4:5 . Пусть прочтут сектанты чин освящения икон, и тогда не будут безрассудно сравнивать их с идолами. О современных иконоборцах 4Цар.16:2:17 . «Двадцати дет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа, Бога своего, как Давид, отец его... И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол». Объясн. Царь Ахаз «неугодное в очах Господа» сделал, когда снял и уничтожил даже не имевшие священного значения такие изображения, как фигуры медных волов в Иерусалимском храме: 3Цар.7:23–28 . Иконоборцы в этом отношении поступают хуже царя Ахаза, и совсем не могут быть сравниваемы с истребителями идолов потому именно, что изображения своих близких родственников и знакомых (фотографии) они сохраняют в почётном месте, а священные изображения Искупителя нашего и Господа, а также друзей Его, угодников Божиих, презирают. Ис.2:18–20 . «И идолы совсем исчезнут... В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им». Объясн. Здесь говорится об истреблении «идолов» и «кумиров». Скоро 1000 лет будет тому назад, как у нас в русской земле так были истреблены идолы и кумиры при святом князе Владимире, когда русский народ просвещён был святой православной верой. Указанными словами Исаии одобряется уничтожение вредных изображений языческих кумиров и идолов, но не даётся ни малейшего права для истребления добрых изображений священных, которые не суть кумиры. Царь Ахаз «неугодное в очах Господа» сделал, когда снял и уничтожил даже не имевшие священного значения такие изображения, как фигуры медных волов в Иерусалимском храме: 4Цар.16:2:17 ; ср. 2Пар.4:2–4:5:14 . Истребители святых икон в этом случае поступают куда хуже Ахаза, ибо истребляют они изображения не вымышленного бога, а истинного Творца неба и земли и Его слуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Будем же и мы, братья и сестры мои, хранить в сердцах своих радость пресветлого и блаженного дня Рождества Пресвятой Богородицы. Приложим все усилия к тому, чтобы всегдашним хранением чистоты своего сердца стать достойными Ее любви и постоянного молитвенного предстательства за нас пред Ее Божественным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, Которому с Его Безначальным Отцом и Пресвятым Духом слава и честь и поклонение во веки веков. Аминь. 1956 г. г. Алушта Слова в день Воздвижения Креста Господня Крест – похвала христиан Великий праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Известно, что он праздновался уже в V веке. Установлен он по поводу радости обретения Креста, на котором был распят Христос. Равноапостольная Елена, мать первого христианского Императора Византии Константина Великого , отправилась в Иерусалим с целью найти этот Крест. Это была трудная задача, ибо Иерусалим после смерти Господа Иисуса Христа был дважды разрушен римлянами и весь лежал в развалинах. А на Голгофе, на месте казни Господа, римский император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры. Святая Царица Елена не знала, где начинать поиски, но Господь послал ей одного старого еврея, по имени Иуда, который указал, что Крест находится под капищем. Царица велела разрушить языческий храм, и под ним нашли три креста. Надписи на Кресте Христовом уже не было, но узнали его по тому, что мертвый, которого проносили мимо, был воскрешен, когда к нему приложили Крест. Тогда огромная толпа народа в несказанной радости стала тесниться к нему. И чтобы Крест был виден всем, патриарх Иерусалимский Макарий, став на возвышенном месте, воздвиг его. Народ при этом воспевал: «Господи, помилуй!» Вот история этого праздника. Поминая Крест Христов, распятого Господа и спасение мира, надлежит вникнуть в христианское учение о Кресте. С огромной глубиной и силой о значении Креста Христова говорит святой апостол Павел в первом Послании к коринфянам: Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия, ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну» ( 1Кор. 1:18, 19 ). Это говорил еще пророк Исаия (см. Ис. 29:14 ). Где мудрец? Где книжники? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога и премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости ( 1Кор. 1:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

А теперь перейдем к несказанно прекрасной прощальной беседе за последней вечерей, беседе, которая и на апостолов и на нас производит впечатление, что Христос здесь говорит всё ясно без притч и образов. В ней Он дает возвышенное учение любви, но не забывает и веры, и повторяет, что в Божестве Он одно с Отцом. Я читаю начало четырнадцатой главы; «веруйте в Бога, и в Меня веруйте!» Только Бог имеет право требовать, чтобы веровали в Него, потому что только Бог – предмет религиозного верования. Таким образом Христос, требуя веры в Себя, присваивает Себе Божеские права. И это Он делал сотни раз. Почти перед каждым исцелением Он спрашивал: веруешь ли ты? веруешь ли в Сына Божия? Здесь Он, кроме того, явственно ставит веру в Себя рядом с верой в Бога. – На одном уровне с требованием веры стоит требование любви превыше всего, о котором говорила мисс Вильсон, и оно тоже служит доказательством того, что Христос приписывает Себе Божеское достоинство. —719— Девилль. Я позволю себе прибавить, что таким же исключительно Божеским правом является принятие молитвенного поклонения. Величайшие святые с ужасом отклоняли его от себя, как, например, Павел и Варнава в Листре, а также ангел у Даниила и в Апокалипсисе. Христос, по свидетельству Евангелия, принимает не раз это выражение почитания и одобряет его. Он даже торжественно высказывает, что имеет право на такое же поклонение, как Бог Отец: «чтобы все чтили Сына, как чтут Отца», прибавляет он. Мисс Вильсон. Я не богослов, но думаю, что исключительно Богу свойственно также прощать грехи, давать вечную жизнь, жить в душе праведника. Всё это признает за Собой Христос. От собственной полноты власти, безо всякой просьбы, Он отпускает грехи расслабленному и Магдалине. Мы только что слышали, как он обещает вечную жизнь Своим избранным овцам. Обитание в душах Он приписывает Себе и Отцу в дивных словах за тайной вечерей: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Гайнберг. Выражение «тот соблюдет слово Моё» напоминает мне, как юристу, о том, что Христос в качестве законодателя ставит себя неоспоримо выше Моисеева закона, который иудеи однако считали Божественным. Заметьте, как он говорит в нагорной проповеди: «вы слышали, что сказано древним…. а Я говорю…» Он как будто только дополняет закон, но изложение его указывает вовсе не на истолкователя, а на законодателя; и когда фарисеи однажды докучали ему предписаниями о соблюдении субботы, он очень недвусмысленно ответил им: «Сын Человеческий есть господин и субботы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Я буду показывать тебе... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез 40:4 ). «Как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения: сделаны были херувимы..; у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма... На дверях храма херувимы... такие же, какие сделаны по стенам» ( Иез.41:17–25 ). Святые иконы будут у христиан до конца мира В виду того, что христиане православные чествуют святые иконы, лжепророк антихриста для обольщения живущих на земле велит сделать, как свидетельствует слово Божие, «образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ говорил и действовал» ( Откр.13:11, 14–15 ). Если бы ко времени явления антихриста у христиан не было иконопочитания, то образ, лжепророком устроенный, и требование поклонения образу («убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя»), как нововведение, не могли быть средствами обольщения. г) по нравственному влиянию Святые иконы служат для нас средством к воспоминанию о Боге и святых Его, являются словом Божиим в образах: изображаемые события и лица учат святой и праведной жизни, возбуждают благоговейное чувство и молитвенное настроение. 334 (ср. Гал.3:1 ) «Служение идолам... есть начало и причина и конец всякого зла... Надеясь на бездушных идолов, они (идолопоклонники) не думают быть наказанными» ( Прем.14:27, 29 ). Идолослужение сопровождалось человеческими жертвами и соединено было с развратом ( Пс.105:36–39 ; 4Цар.17:16–18, 23:6–7 ), вело к забвению о Боге и полному извращению истинных религиозных понятий. Свидетельства древних отцов Святого Мефодия, епископа Патарского († 310–312 г.): «устрояемые из золота изображения ангелов, Его (Бога) начал и властей мы устрояем в Его честь и славу». 335 Святого Василия Великого : «восстаньте теперь предо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг! Добавьте своим искусством это неполное изображение военачальника!... Посмотрю на эту точнее изображенную вами борьбу руки с огнем. Посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине. Да плачут демоны, и ныне поражаемые у вас доблестями мученика! Опять да будет показана им палимая и побеждающая рука! Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах, Христос, Которому слава вовеки веков. 336 Царем именуется и образ царев, и не два царя: ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется. Как однодержавствуюшее над нами начало и одна власть, так и наше славословие одно, а не многие; потому что чествование образа переходит к первообразу». 337

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Еще дважды за время сорокалетнего странствования по пустыне возгорался тяжкий гнев Божий на жестоковыйный и меднолобый народ В первый раз это было у горы Синай, на которой пророк Моисей принимал от Бога великий закон. Сорок дней и сорок ночей пребывал он на горе, и люди, потерявшие терпение, заставили брата Моисея, Аарона, сделать золотого тельца, которого они объявили своим богом, отвергнув Истинного Бога. Второй раз причиной пылающего гнева Божия был бунт Корея, Дафана, Авирона и их сообщников, восставших против власти великого пророка Моисея и его брата Аарона. Это было восстание против Самого Бога, избравшего Моисея исполнителем Своей воли о народе израильском. Это был такой же тяжкий грех, как и поклонение золотому тельцу у горы Синай, ибо нет большего греха, чем отвержение Истинного Бога или восстание против Его повелений. Если Бог по молитвенному заступлению пророка Моисея трижды пощадил жестокосердных израильтян, то не значит ли это, что молитвенное предстательство пред Ним великих святых может изменять намерения и решения Божии? Они могут изменяться, но да не отважится никакой дерзкий и богохульный язык говорить о нетвердости воли Божией. Бог наш есть Живая Любовь, как пишет апостол Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании. Но Он же есть и Солнце Правды, поэтому то, что дерзким людям кажется нетвердостью воли Божией, есть одновременное или последовательное проявление двух величайших и совершеннейших свойств Божиих - беспредельной любви и соблюдения высшей правды. Это особенно ярко явлено миру в повествовании о медном змее. Поднявший дерзкий ропот на Бога жестоковыйный народ был сильно наказан нашествием змей, как этого требовала правда Божия; но тут же на него излилась огромной волной непостижимая Божия любовь, ибо в образе древнего змея народ получил безмерное по милосердию Божьему предсказание о спасении рода человеческого Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом от власти диавола и вечной гибели в пучине грехов и нечестия. Вздохнем полной грудью, читая в Евангелии от Иоанна слова Самого Господа Иисуса Христа: И как Моисей вознес змею в пустыни, так должно быть вознесенным Сыту Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что и Сыта Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сыта Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3; 14 - 17). От этого великого обетования переведем глаза свои к первому соборному посланию апостола Иоанна: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4; 9-10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Объясн. Эти слова служат нам основанием для прославления Богоматери, сказавшей: «ублажат Меня все роды». Примеры к прославлению Св. Девы показали: Архангел Гавриил: Лук. 1, 28 ; праведная Елисавета: ст. 42; царь Давид пророчески говорил, что Пресвятая Дева, Царица Небесная, Матерь Владыки: Пс. 44, 10 . О почитании св. ангелов Деян. 7, 42 . «Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: «дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжения сорока лет в пустыне?» Объясн. Под «воинством небесным» здесь разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам (ст. 43). Св. Ангелы называются воинством Господним: Иис. Нав. 5, 14 , за чествование их благочестивые люди получили благословение Божие: Иис. Нав. 6, 19 ; Суд. 13, 20 . Ангелы служат Богу и Христу, а кто сим служит, тот достоин одобрения от людей: Мф. 18, 10 ; Рим. 14, 18 . Колос. 2, 18. 19. 23 . «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмевалсья плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Это имеет только вид мудрости в самовольном служении смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Объясн. Здесь изобличается апостолом гностическое лжеучение об Ангелах, как зонах. Почитание Ангелов соединялось у гностиков с неверием в Сына Божия, Который искупил греховное человечество и воссоединил его с Богом. Вот почему эти еретики, в ложном смиренномудрии, лишая себя надежды на мир и соединение с Богом через Христа, как об этом учит Апостол в том же послании: 1, 20–22; 2, 13, считали себя достойными чтить только Ангелов. Но таково ли наше почитание Ангелов? Мы почитаем их как духов, посылаемых от Бога на служение нашему спасению: Быт. 19, 15–16 ; Деян. 5, 19 ; Евр. 1, 14 . О молитвенном ходатайстве св. угодников Божиих Лук. 16, 37–31 . «Тогда сказал он: так прошу тебя, отче пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они но пришли в это место мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Так в библеистике закрепился наиболее вероятно реконструируемый вариант произношения богооткровенного имени – Яхве. Однако и этот вариант считается гипотетическим. И в западной, и в отечественной богословских традициях вариант Иегова использовался достаточно длительное время. (Отметим, в качестве показательного примера, что владыка Феофан (Быстров) , являясь сторонником варианта Яхве, тем не менее нередко в своей работе пользовался традиционным для своего времени написанием имени Иегова). Вряд ли существует возможность установить окончательную и абсолютно подтверждённую версию произношения, так как для этого необходимы прямые текстуальные свидетельства. Учитывая консонантный характер древнееврейской письменной традиции, а также действие религиозного запрета на произношение сакрального имени в ветхозаветную эпоху и в иудаизме, научная фонологическая реконструкция тетраграмматона представляется маловероятной. Ни ветхозаветные пророки, ни Сам Христос, ни апостолы, ни святые отцы Церкви не утверждали необходимость правильного произношения имени Бога, но настаивали на спасительности молитвенного делания и провозглашения божественного учения посредством прославления Бога в его именуемости, в его славе, в его Имени как иероглифе сущности. Фрагмент из книги пророка Захарии («И Господь будет Царём над всею землёю; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Захария 14:9)) понимать следует именно в ветхозаветной традиции тождества Бога и его имени, что предполагает в данном случае призыв к еврейскому народу отказаться от поклонения «иным богам», т.е. осуждение идолопоклонства: «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли» ( Зах. 13:2 ). Речь здесь, конечно, не идёт о единственном имени Бога, а об исключительности Самого Бога, его эксклюзивности, если хотите: «…они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: “это Мой народ”, и они скажут: “Господь – Бог мой!”» ( Зах. 13:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/imenovan...

Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему” ( Ин. 9:35–38 ). Тут Спаситель явственно ставит веру в Себя рядом с верой в Бога. Мы позволим себе прибавить, что Христос никогда не уклонялся от принятия молитвенного почитания. Величайшие святые с ужасом отклоняли его от себя, как, например, Павел и Варнава в Листре, а также ангел у Даниила в Апокалипсисе. Христос же, по свидетельству Евангелия, принимает не раз это поклонение и одобряет его. Он даже торжественно высказывает, что имеет право на такое же почитание, как Бог Отец: „чтобы все чтили Сына, как чтут Отца”, прибавляет Он. В ответ на это Толстой и его единомышленники говорят: „всякий, читавший Евангелие, знает, что Христос или ничего, или очень сомнительно говорит о том, что Он есть Сын Бога Отца” 68 . Это – неправда, ошибка, заблуждение. В Евангелии есть положительные, вполне ясные и определённые свидетельства Божественности Христа. Из Евангелий видно, что Христос приписывал Себе существеннейшие свойства Божества. Так, Он приписывает Себе вечность, говоря Иудеям: „прежде, нежели был Авраам, Я есмь” ( Ин. 8:38 ). „Я от начала Сущий” ( Ин. 8:25 ). Пред смертью Он говорит Отцу: „прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” ( Ин. 17 гл.). Далее, Христос приписывает Себе всемогущество, когда говорит: „как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет” ( Ин. 5:21 ). И в другом месте: „Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также” ( Ин. 5:19 ). Даже власть воскрешать мёртвых, это высшее проявление всемогущества, Он имеет вместе с Отцом: „ибо как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет” ( Ин. 5:21 ). Затем, Христос приписывает Себе всё то, что принадлежит одному только Богу, как то: власть прощать грехи, давать вечную жизнь, жить в душе праведника. Всё это признаёт за Собой Христос. От собственной полноты власти, безо всякой просьбы, Он отпускает грехи расслабленному и Марии Магдалине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

При этом он добавил, что почитание церквей, как домов Божиих, домов молитвы, это не его собственное повеление, но «заповеди Господни» ( 1Кор. 14:37 ). Таким образом, места Св. Писания, приводимые сектантами нисколько не оправдывают лжеучения их. 3) Христос сказал, что с Его пришествием не нужны никакие храмы, но поклоняться Богу нужно в духе и истине. «Иисус говорит ей (самарянке): поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу... но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине: ибо таких поклонников Отец ищет Себе» ( Иоан. 4:21, 23 ). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). 3) Словами, сказанными самарянке, Господь Иисус Христос вовсе не отрицает почитание храмов в Новозаветной Церкви. Приведенными словами Спаситель только пророчествует о том времени, когда храмы будут строиться не только в Иерусалиме, или на горе Гаризиме, но и по всему миру. Этими словами Господа отрицаются иудейские и самарийские понятия о храмах в Иерусалиме и на горе Гаризиме, как исключительном месте поклонения истинному Богу ( Иоан. 4:20 ). Согласно словам Спасителя, Православные люди имеют не один храм на всю страну, но на всяком месте, соответственно потребностям верующих людей. Молитвословия и частные молитвы совершаются в Православной Церкви безусловно на всяком месте. Если стать на точку зрения сектантов, будто Господь говорит здесь о том, что придет время, когда молиться будут на всяком месте, а храмы будут не нужны, то тогда совсем непонятны слова Христа, потому что молитвенное поклонение Отцу Небесному иудеи совершали на всяком месте, по всем синагогам, разбросанным по всей Иудее, Галилее, во многих местах Римской империи, в домах, на улицах, на полях и горах. Смысл Христовых слов будет ясным только тогда, если мы примем именно тот вывод, что храмы (а не что иное) будут строиться не на горе Гаризиме, не в Иерусалиме, но по всей вселенной, и в них будут поклоняться «в духе» и в законно установленных формах – «истине».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Когда апостол Павел шел в Иерусалим через Кесарию и кесарийские христиане, зная по предсказаниям, что у него в Иерусалиме будет много неприятностей и скорби от иудеев, пожелали отклонить его от намерения продолжать свой путь туда, то на слезное их прошение Павел отвечал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы (кесарийские христиане) не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня! (Деян. 21, 13–14). Это единственное, верное успокоение души, если не будет услышана наша молитва, наши прошения, молиться об одном: «Воля Господня да будет». Заповедь седьмая Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божию относительно предпринимаемых им поступков, как только тот, кто искренно, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией. Такое желание его будет истинно служить ему руководящей нитью в лабиринте к устранению встречающихся ему на пути неудобств и заблуждений в уразумении воли Божией в предстоящем деле. Объятый таким усердным желанием действовать по воле Божией или избирать угодное Богу из двух каких-либо дел, сомневающийся, какое начинание согласно с волей Божией, пусть молитвенно обращается к Богу, говоря от всей души, от всего сердца: «Господи! Если бы я точно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно и совершил бы я и потому верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль, угодную Тебе». Изливши пред Всевидящим свое сердце, он может поступать как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложив всякое сомнение: он не прогневит Бога потому, что любвеобильнейший Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение. Если не найдется человека, способного к назиданию, Бог посылает доброго Ангела, как послал Он Ангела во сне к Иосифу, когда последний размышлял и недоумевал, как поступить с обрученной ему Девой в деле весьма важном. Таким же образом послан был Ангел к трем восточным царям, шедшим на поклонение Младенцу, лежащему в вифлеемских яслях, для вразумления их не исполнять лестного наставления царя Ирода и другим путем возвратиться в свою сторону.

http://pravoslavie.ru/94570.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010