Положение братий стало еще тяжелее, так как не предвиделось никакого выхода из материальных затруднений. Теснота помещения, скудость средств, постоянное опасение непосильных налогов, а с другой стороны невозможность отказывать в приеме новым братиям, желавшим проводить монашескую жизнь под руководством опытного старца, побуждали старца искать нового местопребывания. Но куда же он мог переселиться со своим многолюдным братством? На Афоне подходящего места не было. Надо было подумать о какой-либо другой стране, и такой страною могла быть одна только Молдовлахия. Эта страна уже давно была знакома старцу Паисию. С нею у него были прочные духовные связи, половина его братий была из Молдовлахии; там процветали и православная вера, и монашеская жизнь; там были благочестивые правители, как духовные, так и светские, которые, несомненно, знали о старце Паисии, относились к нему с расположением и уважением и могли предоставить ему и его братству вполне подходящее убежище. Там его общежительное братство могло вполне спокойно существовать и развиваться. После долгих размышлений, а может быть, и предварительных сношений с влиятельными лицами Молдовлахии, старец и братия решили покинуть Святую Гору и переселиться в благословенную Молдовлахийскую землю. Сам старец в своем письме к иерею Димитрию так говорит о причине своего переселения в Молдовлахию: «Житию во святой Афонской горе самое то место, весьма жестокое и трудное, не способствовало, так как там даже двое или трое, живя вместе, едва могут кровавым потом и большим трудом удовлетворить свои телесные нужды, а тем более такое множество. Кроме того, мы опасались и турецких властей, чтобы они не наложили на наше бедное общество даней, подобных тем, какие платят прочие святогорские монастыри, что, как я слышал от многих, и должно было исполниться. По всем этим причинам и по многим другим, о которых я уже писал тебе, мы боялись, как бы нас не постигло крайнее разорение, достойное многого плача и рыдания, и не пришел бы конец нашему жительству, созданному с немалым трудом и потом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Кроме сейчас указанных нами владений, так сказать внутренних, архиепископы ахридские имели еще по временам владения внешние. В конце двенадцатого и в начале тринадцатого века, в правление сербских великих князей Стефана Немани и его сына Стефана первовенчанного, прежде чем Св. Саввой не была учреждена в Сербии собственная архиепископия, как следует предполагать, находилось в зависимости от архиепископов ахридских уже и прежде бывавшее под их властью духовенство княжества сербского 115 . В конце четырнадцатого и в половине пятнадцатого века вместо патриарха константинопольского признавали власть архиепископа ахридского митрополии угро-влахийская и молдовлахийская (валашская и молдавская). В половине шестнадцатого века и ранее архиепископ ахридский заведовал православным духовенством греческим, находившимся в Италии для живших там греков (см. ниже). Полный титул, который усвоили себе архиепископы ахридские в позднейшее время, был следующий: «Архиепископ Иустинианы первыя, Ахриды и всея Болгарии и Сербския земли и Арвании (Албании) и Волошския и Молдавския и иных» (см. Сношений России с Востоком ч. 1, стр. 168, бpoшюpy Bulgarie Chremienne, Paris, 1861, р. 56 fin., Гласника VII, 178). Патриархи константинопольские в своих грамотах к ним употребляли приветствие: «Блаженнейший (в позднейшее время – и Богочтивейший, Θεοσεβςατε) архиепископ первой Иустинианы Ахридския ( ουστιανς χρδων) и всея Болгарии, во Св. Духе возлюбленный брат нашей мерности и сослужитель» (см. Ралли и Потли V, 198, Фабриция Biblioth. Graec., ed. Hamburgi, 1724, t. XIII, р. 483). Известный в настоящее время, не совсем полный, ряд архиепископов ахридских с 1183 по 1767 год есть следующий: 1) Иоанн Каматер, на котором остановились мы выше. В мире был одним из придворных  κανκλεος – собственно заведующий императорскою чернильницей с пурпуровыми чернилами (нечто вроде кабинетного императорского секретаря); поставлен в архиепископы после 1183 года, неизвестно – когда именно (см. выше). С его времени архиепископы ахридские начали слыть за архиепископов первой Юстинианы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

выше). Отвечая на спрос воеводы об одном весьма важном церковном деле, при котором подвергались нарушению церковные законы, патриарх пишет, что если ко всем обстоятельствам, извиняющим в данном случае нарушение законов, присоединяется еще и то, что дело дозволено и благословлено их высшим церковным начальником – архиепископом ахридским, то он – патриарх ни подвергает его новому суждению, ни отменяет дозволения ( μες τε  νακρνομεν, υτε καταλομεν). Если патриарх константинопольский не находил законным и приличным посягать на автономию архиепископа ахридского, то ясно, что он не был подчиненным митрополитом патриарха сербского. 14) Никодим. Упоминается в одной надписи под 1452 г. (см. Григоровича Путеш. стр. 126 fin.). 15) Дорофей. Из грамоты к сему архиепископу воеводы молдовлахийского Стефана IV от 1456 г. и из ответной грамоты его к воеводе от того же года видно, что при нем зависели в это время от архиепископии ахридской митрополии молдавлахийская и угровлахийская (см. грамоты в Гласнике, кн. VII, стр. 177, в Блъгарских Книжицах 1858 г. 9, стр. 26 sqq и в статье Архиепископия первой Юстинианы, напеч. в Чтен. Общ. Ист. 1866 г., кн. 4, стр. 56). В грамоте архиепископа читается еще, может быть замечательное, но, к сожалению, темное известие, что незадолго пред тем произошел в его епархии раздор между духовенством (клиросом церковным) и между болярами или знатнейшими мирянами (по другому чтению вместо болярами – болгарами т. е. вообще мирянами, которые могли быть так названы в противоположность неболгарской национальности высшего духовенства архиепископии, состоявшего из греков), и что вследствие этого султан приказал ему с некоторыми из боляр (другое чтение – болгар) 124 из духовенства переселиться в Константинополь (под этим раздором едва ли не должно разуметь попытку болгар избавиться от духовенства греческого и приобрести свое собственное болгарское). 16) Марк Ксилокараб. Быв сначала патриархом константинопольским, занял кафедру ахридскую по низложении около 1470 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Для содействия этой просьбе Иоанникий нашел и авторитетного ходатая в лице воеводы Молдовлахийского Иоанна Константина Бессарабы. В следствие этого ходатайства особенно господаря Молдовлахийского, патриарх Досифей в 1696 году своею патриаршею властию разрешил синайскому епископу снова именоваться архиепископом. Не безынтересны исторические воззрения по этому вопросу ученого патриарха. «Издревле епископ Синайской горы назывался просто епископом, говорит Досифей в своей грамоте по этому делу, – и поэтому епархия синайская была просто епископиею: и в чиновнике (Τακτικ) патриаршего престола иерусалимского, в котором содержатся права этого престола и порядок подчиненных ему епархий, Синайская гора означена епископиею, как и в очень многих исторических сочинениях ясно показывается, что она была и называлась епископиею. Однако же она не была подчинена какому либо митрополиту, как и епископии митрополичьи, но непосредственно подчинена была патриаршему престолу, ибо этот престол имел двадцать пять таких подчиненных ему епископий. Но когда с изменением обстоятельств время затемнило этот обычай древности и он в последствии был забыт, то легко был введен вместо епископского, титул архиепископа, по соображениям серьезной важности. Ибо когда пришли в упадок древние митрополии патриаршего престола, за исключением одной Петры, позднейшие патриархи иерусалимские, по уважению к известному престолу, некоторые из указанных епископий возвели в архиепископии, в число которых наконец возведена была и епархия Синайской горы. Ибо тогда как по древнему обычаю нашего апостольского престола епископы синайские святейшим патриархом иерусалимским рукополагались просто во епископов, предшественник наш патриарх Нектарий первого Ананию епископа синайского рукоположил в архиепископа 85 . Отсюда и мерность наша, следуя обычаю предшественников и уважению к Синайской горе Нектария, игумена оной горы Иоанникия также рукоположила в архиепископа». Когда же в следствие беспорядков, произведенных бывшим епископом синайским Ананиею, вместе с монахами Синайскими и не без участия архиепископа Иоанникия, вместе с прочими мерами к вразумлению виновных возник вопрос о праве синайского епископа на титул архиепископа и когда не было представлено никакого доказательства в пользу этого права, то положено было совершенно отменить этот титул и синайскому епископу быть и именоваться простым епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, по свидетельству Алексеева, старообрядцы, и прежде начатия дела у Ясского митрополита в 1730 году, уже «… имели радение» об отыскании епископа, наводили справки, где удобно было бы отыскать его, и удобств этого в других местах (конечно в России), кроме Волохской земли, не обретоша; но так как ни об одной, сколько-нибудь решительной попытке приобрести архиерея ранее 1730 года не упоминает и Алексеев, тщательно собиравший и передавший сведения о бегствующем священстве, то сделанный в упомянутом году опыт и можно считать действительно первым в этом роде. 34 В «Очерке истории прав. церквей, Болгарской и др.» г. Голубинского сказано, что в 1721–1736 гг., митрополитом молдовлахийским был Гедеон (стр. 381), а в «Истор. о бегств. свящ.» Алексеева, современника описываемому теперь событию, говорится, что в 1730 г. митрополитом молдовлахийским был именно Антоний. К сожалению, в другом, современном же и притом официальном документе, относящемся к настоящему делу о поставлении епископа для раскольников (прошение, поданное патриарху Константинопольскому), митрополит молдовлахийский не назван по имени. 35 Митрополит молдовлахийский состоял тогда как состоит и теперь, в иерархической зависимости от Константинопольского патриарха (см. Голубин, «Ист. церквей», стр. 381–388). 36 Современный список этого прошения в 1866 году отыскан в Яссах старообрядческими епископами, и копию с него, засвидетельствованую подписями сих последних, обязательно сообщил нам бывший старообрядческий иеродиакон о. Ипполит. Значение этого документа для истории раскола мы раскрыли в статье, напечатанной в 1-й кн. «Душеполезного Чтения» за 1870 год; там же приведен вполне и сам текст прошения. 38 Около того же времени, когда ветковцы хлопотали о поставлении в епископы казначея – инока Павла, явился и из среды беспоповцев ревностный искатель архиерейства – Михаил Иванов Вышатин, выгорецкий житель. Павел Любопытный говорит о Вышатине, что этот «… ученый муж, ведущий греческий и латинский языки, был убежден от старейшин своея церкви долговременно странствовать в Палестине и там искать Христовой хиротонии» («Словарь староверческой церкви». См. статью о Вышатине).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

По зарубежным старообрядческим общинам пошел сильный говор о новоявившемся епископе и достиг до Молдавии. В этой стране тогда уже было много беглых русских раскольников, как поповщинского, так и беспоповщинского толка. В Сучавском цинуте, верстах в двенадцати от города Фольтичени, близ большой дороги из Ясс в Буковину, они построили большую слободу Мануиловку, которая и теперь считается главнейшим местом старообрядцев, живущих в румынских княжествах. У них было два мужских и один женский монастырь и сверх того приходская церковь во имя Покрова Богородицы. Кроме того, в самой молдавской столице, в Яссах, старообрядцы населили особое предместье Забахлуйское. В городах Буташане, Тыргул-Фрумосе, Хирлеу, Бакео, Вислуе, Херце, Дорохое, Романе, Бырлате, Текуче, Фальчи, Хуше, Пятре и Нямеце старообрядцы составляли более или менее значительную часть местного населения, а несколько деревень, называвшихся Липовенами,  подобно Мануиловке, были сплошь населены старообрядцами. Такие же исключительно старообрядческие селения были Брататши и Костешти, близ дороги из Ясс в Буковину. В нынешней Бессарабской области, тогда принадлежавшей Молдавии, в так называемой Хотинской Раи, были также значительные поселения старообрядцев, в селении Ветрянка был у них монастырь, а в селении Долгая-Поляна — церковь. Даже в Валахии явилось несколько старообрядческих поселений — деревня Липовени близ Букареста, другая подле Браилова, третья на Дунае против Черноводы. В городах Браилове и Фокшанах также жили русские старообрядцы и имели свои часовни. Все молдовлахийские старообрядцы были довольно зажиточные; занимались они городскими промыслами, ремеслами и торговлей; весьма немногие поселившиеся в деревнях занимались хлебопашеством. Собственных земель у них не было, но они нанимали угодья у разных владельцев, а большею частью у православных монастырей и церквей. Народ все ловкий, смышленый, проворный. Молдовлахийские старообрядцы тоже желали иметь особенного епископа и, когда дошел до них слух об Афиногене, послали к нему звать его в Волощину (так называли русские в то время Молдовлахию или нынешние дунайские княжества). Посланцы приезжали не один раз в Борскую слободу и представляли Афиногену жизнь в Волощине в таком привлекательном виде, что он с тех пор только и думал, как бы поскорее перебраться за реку Прут. Но старообрядцы побужских слобод не выдавали своего сокровища запрутским единоверцам. Эти хотели было силою отнять у них Афиногена, и оттого бывали в Борской слободе драки, — чуть до смертоубийства дело не доходило. Повторилась такая же вражда из-за епископа, какая была лет пятнадцать перед тем между слобожанами ветковскими и гомельскими.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

136 «Гласникъ» 1753, V, стр. 298–299. Никифора Дучича, Книжевни радови, книга 4, Биоград, стр. 63–64. 137 Издана впервые при вып. Известий Русского Арх. Общества, по прориси, снятой в величину оригинала в коллекции П. И. Севастьянова, с заметкою В. В. Стасова, стр. 534–541, в «Собрании сочинений В. В. Стасова», т. I, стр. 95 – 100. 138 Для византийской техники наиболее идут термины греко-римские, и потому разница обеих тканей будет выражаться для молдовлахийской chrysoclavum, auroclavum, т. е. златоткавный, для греческой – auriphrygium – златошвенный. Для позднейшей эпохи, т. е. для XVII столетия вряд ли, однако можно удерживать такое различие производств по местностям, как показывают, напр., епитрахили молдовлахийские XVII века, сохраняющаяся во Львове и Крешове, изд. в атласе Wystawa Archeologiczna Polsko-Ruska, 1885, табл. XXV, со славянскими надписями; должно, однако, иметь в виду, что греческие надписи сопровождают часто и молдовлахийские работы. 139 Незабвенный Рейске постиг и эту деталь, объясняя, почему К. Порфирородный упоминает τος λευχος ρας, и почему это слово заменялось νεφελ=nebula, Sindon tenuis et perspicua. Jo. Reiskii Commentarii ad C. Porph. De Caer. pag. 108. 142 См. также примечание редакции к наследованию А. Одобеско о Воздухе Быстрицкого монастыря в Валахии, в Древностях: Труды Моск. Арх. Общ., IV, 1, стр. 1 – 2 143 Schlumberger, G. Un tableau-reliquaire byzantin inédit du X s. Fondation Piot. 1894. Перепечатано в его Mélanges d " Archéologie byzantine, I,1895, pl. XI, p. 187–192. 144 Д. В. Айналов. Икона из собрания графа Гр. С. Строганова. Археологические Известия 1893, 9 – 10, стр. 287–297. 146 Самое слово матрац, араб, matharraz, по Рейске, Comment. ad Const., vox: πιλωτ – значит: «вышитая материя». 147 Сочинение болонского епископа Альфонса Paleotto: Esplicatone del Lensuolo, ove fu involto il Signore e delle piaghe in esso impresse col suo sangue, изданное «для народного поучения» на итальянском языке в Болоньи, в 1538 г., с рисунком чудесной плащаницы, надписанной из Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Князя литовскаго, и о возражениях против его распорижений. Они приводили правило церковное (4 вселенск. Собора пр. 12), воспрещающее быть в одной области двум митрополитам, указывали на единство митрополии в земле русской издревле, не нарушающееся от того, что митрополит живет в том или другом городе своей области, указывали на отдельность церковного управления от гражданского 50 ; и можно считать показание летописи справедливым, потому что Витовт после совещания с Собором не решился вдруг приступит к исполнению желаемого, но наперед еще раз послал в Константинополь с прежнею просьбою. Отправляя послов в марте месяце (1415), он требовал окончательного ответа не позже 20 июля или 15 августа, угрожая в противном случае избрать и поставить митрополита чрез одних литовско-русских епископов. Срок этот он продлил еще на три месяца, до 14 ноября, по просьбе послов греческих, возвращавшихся в то время из Москвы. Срок миновал; посланные в Константинополь не возвращались, и 15 ноября в Новогродке литовском Григорий был возведен на митрополию. Кто же был сей Григорий? По происхождению он был из болгар, как свидетельствуют наши летописи, и прозывался Цамблак 51 . О его служении, до возведения на митрополию, мы знаем только из его слов, которыми онъ славился. В надписаниях слов он часто именуется пресвитером и игуменом обители Пантократоровы – а в одном, на память св. мученика Иоанна Нового Новгородского назван игуменом Пантократоровы обители и пресвитером великой церкви Молдовлахийской 52 . В похвальном слове к митрополиту всероссийскому Киприяну, где он указывает на свое знакомство с ним и на близкие отношения его и своп к Евфимию, Патриарху Терновскому, именуется игуменом обители Илинаирской. Это слово говорено уже в России 53 . Кипряну Цамблак обязан и своим приездом в Россию, как сам говорит в том же слове 54 . Но откуда был вызван Григорий, из Тернова ли болгарскаго, или из Сочавы молдовлахийской, или из сербского Дечанского монастыря, которого он также, по-видимому, был настоятель 55 , – пока остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

После смерти отца сыновья святого Стефана, Георгий и Иоанн, не получили в наследство никаких владений, а только титулы сербских деспотов. Семья Бранковичей поселилась в Куликово, на реке Саве близ Срема (область в Славонии между Дунаем и Нижней Савой). Когда умер правящий деспот Вулк Бранкович, племянник праведной Ангелины, власть деспота по старшинству перешла к Георгию, но вскоре он отказался от нее в пользу младшего брата блаженного Иоанна (память 10 декабря) и принял монашество с именем Максим. Инок Максим с любовью предался монашеским подвигам. В то время в Среме не хватало священнослужителей, и святой Максим, заботясь о просвещении сербов, пригласил Софийского митрополита Левита, который рукоположил его и многих других в священнический сан. Турки часто разоряли сербские города и уводили их жителей в плен. Избегая опасности, святые Максим и Иоанн укрылись в местечке Беркасово. В 1503 году, после смерти блаженного Иоанна, святой Максим отплыл по Дунаю в Угровлахию (румынское княжество), где с любовью был принят румынским воеводой Радулом IV. Через некоторое время святой Максим был хиротонисан в архиепископа Влахозапланииского. Кроткий, смиренный и милосердный святитель Максим был для своей паствы благим примером слезного покаяния. Исполняя заповеди Божий о любви и миротворчестве, он склонил к братскому союзу враждовавших воевод – влахозапланинского Радула и молдовлахийского Богдана и тем предотвратил кровопролитие. После смерти Радула (1508 г.) воеводой стал Михна I, человек жестокий и более склонный угождать турецкому султану, чем защищать интересы своего народа. Святитель Максим вынужден был уехать в Срем. Вдали от своей паствы, в дни изгнаний, тяжесть которых он познал с детства, святой Максим никогда не роптал, но все терпел ради пользы душевной и всегда благодарил Господа за посылаемые ему испытания. Святитель Максим поселился в основанном им монастыре Крушедол. Когда Михна открыто принял ислам , народ сверг его с престола и святитель Максим вернулся к своей пастве. В благодарность за избавление от правителя-мусульманина он построил два монастыря. Много потрудился святитель, устрояя церкви и насаждая благочестие. Он помогал обездоленным, вразумлял заблудших, приводил к покаянию согрешивших, утверждал в вере малодушных и отступивших от Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

79 Собр. госуд. грам. и догов., т. II, 130, стр. 279. В Летоп. Львовского брат. под 1608 г. отмечено, что старший братчик Иван Диомидович Красовский (вероятно в свите Марины Мнишек) отправился в Москву, как по делам торговым, так и с просьбой Львовского братства к Самозванцу о пособии на церковь . Самозванец принял его хорошо и дал 950 злот. На эту сумму Красовский купил в Москве товаров и по продаже их во Львове братская касса получила 1 . 100 золот. Было и письмо самозванца к братству, но уже потеряно. 80 См. послание от 5 янв. 1614 г. Молдовлахийского митроп. Мардария старшинам Львов. братства, в коем извещая, что он после странствований своих поселился на Афоне, убеждает их мужественно подвизаться за православную веру, Акт. Зап. Рос. т. IV, 187. 81 Письма патр. Кирилла напечатаны в Мат. для ист. зап. цер. Голубева, в труд. Киев. Дух. Акад. июнь, 1878 г. О посланиях патр. Мелетия говорилось в пред. главе; Вит. Арх. Сб., II, 17, 20. 82 В книге «О воспитании чад» на заглавном листе изображены св. ап. Петр и Павел и на краях – четыре Евангелиста; на обороте листа герб города Львова и братства, со стихами на герб; см. Каратаева, Описан. слав. рус. книг, стр. 314–315. 84 Каратаев, Описан. слав. рус. книг, стр. 296, 311, 314, 315, 324 325, 328, 329, 330 и 341. Филарет, Ист. рус. цер., ч. IV, стр. 132. 85 Проф. Голубев, приводя некоторые места из этой инструкции, сообщает текст помещенной в ней статьи, под названием: «ламент албо мова» от имени православных Львовских мещан к польскому королю Сигизмунду III об облечении того невыносимого гнета и притеснении, какие испытывали они от поляков (эта статья полна горькими сетованиями), и кроме того замечает, что эта инструкция составлена мещанами г. Львова, а не от имени Львовского братства, хотя уполномоченные должны были ходатайствовать и по разным делам братства; Чтения в истор. общ. Нестора летописца, книга V, 1891 г., ст. III, стр. 209. 87 А. З. Р. т. IV, 169, 170, 173, 174, и 176, а также Летоп. Львов. братства, под 1607, 1608, 1609, 1610, 1614 и 1617 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010