Плача обаче нек утешается с наши вкупе предхваленный православный епископ буковинский Евгений. Богу бо с нами сущу, всуе бо шатаются языцы, и людие поучаются тщетным; живый на небесех посмеется им и Господь поругается им! Воистинну невозможно есть помыслити, яко да сицевая заблуждения на долзе торжествующе пребудут, чаша нечестия вскрай преисполнися, убо близок есть час, егда на главы злостранствующих сих излиятися имать. Се уже и в самых раскольницех толиким зла преизбыточествием угрызение и страх будится: в самом названом бо тако монастыре Белокриницком нецыи от братий тамошних раскольнических, видяще бываемая, ниже тех, кто переносити могуще, в перси биюще, скоро от прочих клеврет своих отторгошася, и гласы крепки воздвигоша прекословия и обличения противу содевающимся. Сии в разум истины пришедшии, и дел своих усрамившиися раскольницы, зряще словеса своя тщетна, и ничтоже успевающа, отрясоша прах ног своих, и не точию гнездо оное, но и самую Буковину оставше, отъидоша в страну молдовлахийскую, идеже до ныне пребывают, отступника митрополита, и самозванца епископа, со всеми, иже за ня и с ними, проклинающе. Суть же и инии мнози, таковая же мыслящии, аще и бавятся еще в гнезде оном, а и в прочей такожде Буковине пребывающии, не меньше мыслят, тако и во странах молдовлахийских и унгровлахийских! Наипаче же обону пол великия реки Дуная, в державе Турской, тамо во области зовомой Добруджа, идеже отдавна многа скопища раскольников утвердишася, смятение и раздор велий возгореся ради помянутыя двоицы, отступника и запрещеннаго митрополита, и самозванца епископа, до толикаго степени, яко брат на брата востает, и дети на родители, устремляющеся друг противу друга со многим кровопролитием. Тако, еже раскольницы непщеваху к вящшему своему соединению, союзу же и креплению быти, на новое им разделение бысть, на свары, вражду и ненависть. Писано бо есть: всяк дом, иже на ся раздельшийся, не станет. К сим же и прочии раскольницы, елицы во ослеплении своем упорствуют, воистинну надобно полагать и думать, яко не будут надолзе слепотствовати. Хвалятся бо и хвастаются, яко древним отеческим правилом и священным каноном неуклонно следуют, яко ниже иоте единой, или черте от тех, яже в книгах церковных старопечатных обретаются, измененней быти попущают: да разгнут убо окаяннии кормчую, не новопечатную, по старую глаголемую Иосифофскую, сиречь в Москве при патриархе Иосифе печатанную, яже у раскольников паче самаго евангелия чтится, и да видят, каковы правила и канони в ней о архиереях изображени суть. Преписуются зде от слова до слова, яже тамо напечатанная всяк обрести и очима своима собственными видети может.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Но все указанные недостатки находят себе оправдание в современном состоянии области византийской археологии. Насколько история византийского искусства в пределах главнейших периодов юстиниановского, вторичного процветания при македонской династии и Комненах, отчасти даже эпохи упадка в 13-м и 14-м столетиях, представляет научную постановку, настолько археология позднейшего греческого искусства и других ветвей византийского: сербского, болгарского, молдовлахийского и отчасти грузинского еще лишены этой постановки и остановились в положении предметов местного интереса. В них пока не установлена самая почва научных работ путем подбора памятников в последовательном развитии типа, и нить точек отправления для критики и сравнения. Впрочем, и все области византийской древности еще находятся в этом положении, за исключением разве русской. Но и в ее разработке живо ощущается колоссальный пробел, образуемый другими ветвями византийского и восточного искусства. Если, поэтому, так велик и существен интерес афонских древностей, то сами афонские обители 7 должны были бы издавна привлечь исследователей в свои исторические музеи, называемые ризницами. Здесь вещи собраны воедино и сохранены в их естественной обстановке, что играет немалую роль в изучении исторических памятников. Обстоятельства их местного и временного происхождения более или менее известны, и для них как бы приготовлена самая почва исследования в виде разных документов, известий, записей и преданий. Между тем, дело этого исследования являлось доселе в виде единичного предприятия Севастьянова, и афонские древности продолжали составлять вопросительную величину. Причина этого, однако, указывалась не раз в тех крайних и неодолимых затруднениях, которые все исследователи встречали на Афоне: если древности и разрешалось осматривать, то бегло во время паломнического поклонения 8 , а затем монастырские власти систематически отказывали в разрешении снимков, фотографий. Наш паломник В. Барский в простых, но знаменательных выражениях засвидетельствовал обилие, разнообразие и неодолимость всякого рода помех, затруднений и препятствий, которые были поставлены этому бесхитростному паломнику-анахорету и великому, в своей любознательности, подвижнику времени Петра, афонскими монахами, уже искусившимися в дипломатической борьбе с турецким хищничеством и коварством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Превожделенного лицезрения тебя искренне желаю. Неизменный друг, о имени Христовом собранного братства недостойный предстоятель иеромонах Паисий. 16 мая 1766 года, Молдовлахийская общежительная обитель Драгомирна. Письмо это послано с отцами Гавриилом и Спиридоном. Письмо второе иерею Димитрию Всевозлюбленному моему другу, усердному делателю заповедей Христовых, благоговейнейшему во иереях отцу Димитрию – о Господе радоваться! Благодарю Христа Бога за то, что искру огня Божественного, еще в юности твоей Им в блаженное твое сердце вверженную, ты деланием прилежным душеспасительных Его заповедей соблюл неугасимой и желаешь разжечь ее в пламень совершенной к Нему любви получением, если Господь захочет, ангельского образа. Но великое у тебя к этому, любимец мой, имеется препятствие, ибо оженившийся, по Лествичнику, уподобился тому, кто имеет руки и ноги связанные, и если и захочет идти в иночество, не может. Во-вторых, ты обязался пасти паству словесных Христовых овец, которую небезопасно оставить просто так и как случится. В-третьих, привычку, приобретенную в мирской жизни за столь долгое время и превратившуюся почти в естество, еще же к жене и детям вкорененную естественную любовь, а также к миру и сущему в мире пристрастие оставить весьма нелегко. Находясь в таком положении, как сможешь от неудоборазрешимых этих уз освободиться и эти препятствия преодолеть? Во-первых, превозлюбленный, следует тебе с данной тебе Богом помощницей иметь об этом духовный совет, поступая с ее на это дело позволения. Во-вторых, должно детей своих законно и по Богу устроить. В-третьих, что самое главное, нужно у Преосвященнейшего архипастыря, если бы Дух Святой вдохнул в святое его сердце согласие на это, испросить: тебе – на такое святое дело благословение, а для паствы твоей – после тебя искусного пастыря. «Сеяй о благословении, о благословении и пожнет» ( 2Кор. 9:6 ). И поскольку ты начнешь совершать дело свое по чину, будет твое стремление к монашеству по Богу крепко и непоколебимо, похвально перед Богом и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Казалось, что жизнь Платона сложилась наконец так, как он желал. Но... «пути Божии – не пути человеческие и мысли Божии – не мысли человеческие». Юному подвижнику предстояло пережить еще один подготовительный период своей жизни, быть на время предоставленным только самому себе, и в этом одиночестве и, казалось, полной духовной беспомощности окончательно созреть для своей будущей духовной деятельности и из застенчивого, робкого, слабого юноши превратиться в самостоятельного и мудрого руководителя жизни и совести ищущих его духовной помощи. «До Платона стали доходить тревожные слухи о том, что старцы, несмотря на его молодость, поговаривают о возведении его в сан священства». Он решительно отказался, не желая нарушать ни одного церковного правила, и объявил, что «он положил в сердце своем и по достижении установленного возраста не принимать на себя столь страшного и ответственного сана». «Платон сознавал, что служение священства является для него непосильным подвигом и потому, продолжая по внешности вести прежний образ жизни, решил покинуть Молдовлахийские скиты и удалиться на Святую Афонскую Гору». «Величковскому было 24 года, когда летом 1746 года он добрался наконец до Афонской горы. Отдохнув несколько дней в лавре преподобного Афанасия, Платон отправился к монастырю Пантократор, около которого проживали, как ему было известно, иноки славянского племени. Там он обходил окрестных монахов и пустынников, желая найти себе духовного наставника по душе. Но такого наставника он не мог найти и ему пришлось жить в одиночестве. Тогда началось самое трудное время в жизни Платона». Это были годы одиноких трудов, тяжелой внутренней борьбы с помыслами и страстями. Так прошло четыре года. Юный инок много молился со слезами. Он проводил ночи в чтении Священного Писания и творений святых Отцов, за которыми он ходил в окрестные сербские и болгарские монастыри. Он вел очень строгий образ жизни: ел только раз в два дня, да и то лишь сухой хлеб и воду. У. него не было даже рубашки и он довольствовался старым подрясником и заплатанной рясой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Geschichte der griechisch-orientalischen Kirche in Oestreich, епископа трансильванского А. Шагуны, Hermanstadt, 1862, S. 48, § 26; свидетельство о том же конца XVII в. ibid. S. 80, § 16. Зависимость митрополита угровлахийского от патриарха во всяком случае не могла быть большею, чем митрополита молдовлахийского, о котором см. ниже). В настоящее время зависимость митрополита валашского от патриарха состоит в том, что он вообще признает его своею высшею инстанцией на случай дел, превышающих его собственную власть, и что потом в частности, если только не ошибаются наши источники, не иначе как с его утверждения поставляет епископов своей митрополии (см. Сильбернагля Verfassung und gegenwärtiger   Bestand et caet. S. 139). Что касается до избрания митрополита, то в настоящее время, подобно как и прежде (по крайней мере прежде до начала XVIII в., cfr ниже о Молдавии), оно не принадлежит патриарху. Быв прежде назначаем, вероятно, так же как и в Молдавии, воеводой, в настоящее время он избирается коммиссией членов народного представительного собрания (нарочно на сей случай составляемой) с участием первого класса бояр, и затем, по утверждении князем, от патриарха только признается (Сильбернагль, ibid. S. 139). Что касается до политических прав митрополита и епископов, то все они eo ipso суть члены народного представительного собрания, а первый вместе с тем, также eo ipso, есть и его председатель (см. Парижской дипломатической конвенции 1858 г. § 18; Сильбернагля ibid. S. 139). Органы епархиального управления в каждой епархии суть: 1) находящаяся при архиерее духовная консистория, 2) окружные протопопы, заведующие белым приходским духовенством епархии (и соответствующие более нашим уездным духовным правлениям, чем благочинным), и 3) окружные архимандриты или игумены, заведующие монастырями (Сильбернагль ibid. S. 141 и Нейгебаура Beschreibung der Moldau und Walachei S. 204). Для приготовления к церковным степеням при каждом архиерее находится духовная семинария, с казенным во всех четырех вместе содержанием на 110 человек 213 (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Взамен Сербских, издания евхология, недолго спустя после XVI в., появляются у других православных славян, обитающих на западе. Нам известно три таких издания, это – знаменитый требник Гедеона Балабана , изданный в Стрятине (=Струтине) в 1606 г. для Галицийских славян, и молдовлахийские евхологии, изданные – в Долгопольи в 1636 г., и в Бузео в 1702 г. Все они доставляют по исследуемому предмету в сущности дела те же сведения, как и только что оставленные нами сербские издания XVI в., т. е. имеют чин исповеди в той же самой редакции. Однако, с детальной стороны всем им присущи и разности. В Стрятинском требнике устав исповеди (с надписанием: «чин исповеданию, како подобает приимати хотящаго покаятися и исповедати своя грехи») – обнимает собою совершенно тот же самый чин, какой мы встречаем в сербских печатных евхологиях. Вся разница заключается разве в том, что по разрешитедьной (по исповеди) модитве здесь положено еще чтение Апостола из послания к Тимофею 480 и Евангелия от Матфея 481 . Указываемое здесь апостольское чтение не употреблялось в греческой исповедной практике; что же касается до Евангелия, то оно встречается единственный раз и в греческих чинах, но уже за позднее время 482 . Эта особенность достопримечательна между прочим тем, что – согласно Постникову уставу исповеди, но в противоположность другим греческим чинам, – отмечаемые чтения вносятся в чинопоследование уже по исповеди, а не пред нею 483 . Сверх указываемой, в настоящем случае есть и другая разность, это – в отношении молитв разрешительных для епитимии. Последними здесь служат: (млтва раздршити исповдника, глаголема от духовника). «Боже, простивый Нааном Давида...» и (молитва другаа подобнаа тойже) «Благоутробне Господи..., пославый единороднаго Твоего Сына в – т. е. обе весьма мало употребительные для данной цели в рукописных юго-славянских чинах. По практике Греческой церкви последняя из этих молитв, действительно, имела подобное назначение; но что касается до первой, то согласно пространному уставу Постника, она должна служить разрешительною собственно по исповеди 484 . Кроме этих детальных разъяснений, рассматриваемый чин, очевидно, не нуждается в каких-либо других комментариях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Задачи предстоящей работы: 1) Кратко описать сущность исихазма, периоды его возникновения, упадка и возрождения на Востоке и на Руси с указанием причин; 2) Кратко описать житие и подвижничество прп. Паисия Величковского , его учение об умной молитве, личный вклад в возрождение в старчества и умного делания в Молдовлахии и в России в период конец XVIII-XIX вв.; 3) Привести прямых учеников преп. Паисия Величковского , которые с Афона и из молдовлахийского монашеского братства перешли в российские монастыри, а также установить его духовных последователей, оказавших наибольший вклад в возрождение исихазма в России в период конец XVIII-XIX вв. 4)Собрать из множественных разрозненных источников, в большинстве случаев, дореволюционного издания, находящихся в фондах Российской государственной библиотеки, более подробные сведения об этих подвижниках (прямых учениках и последователях); 5) Кратко изложить жития этих подвижников; 6) Выявить духовные связи между прп. Паисием Величковским , его учениками и духовными последователями; 7) Привести существующие источники (сочинения, письма), в которых изложены духовные наставления российских подвижников этого периода на тему умного делания. 8) Дать богословскую оценку феномену возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв. Данная работа имеет следующую структуру: • Введение с кратким изложением исторического зарождения и распространения исихазма на Востоке; • Краткое описание исихастской традиции на Руси с указанием периодов возникновения, упадка и возрождения; • Приведение сведений о подвижнической жизни прп. Паисия Величковского , его литературной и пастырской деятельности; • Жизнеописание непосредственные учеников прп. Паисия Величковского с указанием их вклада в возрождение исихазма и практики умного делания; • Жизнеописание духовных последователей прп. Паисия Величковского (учеников его учеников и приверженцев его духовного наследия); • Заключение и богословская оценка возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

„Как сладко, хорошо в душе прекрасной Себя преображать! как сладко думать 1132 , Что наша радость красит щеки друга, Что наша грусть другую грудь сжимает, Что наша скорбь глаза другие мочит. Как сладко, хорошо, рука с рукою, Пройти с своим многообетным 1133 сыном В другой раз юности путем цветущим, В другой раз с ним прогрезить жизни сон!?“ Как видим, здесь духовная жизнь друзей представляется совершенно общей: один всецело понимает другого, потому что есть его полное повторение, потому что любит его и дорожит им больше всего на свете, радуется его радостями и скорбит его горем 1134 . Вторая из приведённых выдержек тем более заслуживает внимания, что в ней слова Карлоса обращены не к нежно любимому им Позе, – в каковом случае они могли бы быть психологически истолкованы, как естественная гипербола, подсказанная горячей любовью, – а к Филиппу, который ненавидит Карлоса и которого последний убеждает переменить вражду на дружбу. Очевидно, в данном случае характеристика дружбы не отвлекается от действительных отношений между Филиппом и Карлосом, а делается с точки зрения идеала. Итак, существо дружбы Шиллер полагает в этическом отожествлении одной личности с другой. Ещё яснее это будет для нас, когда мы увидим, – в следую- —292— щих главах, – что конкретное изображение отношений Карлоса и Позы признаёт и воспроизводит также и все те логические следствия, которые могут быть выведены из этого основного представления в применении к составу чувств, образующих дружеское настроение, и к взаимным нравственным обязанностям друзей. (Продолжение следует). П. Тихомиров Заозерский Н.А. Светочи православия и культуры в истории Румынской Церкви [Рец. на:] Арсений [Стадницкий], еп. Псковский. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904//Богословский вестник 1905. Т. 2. 6. С. 293–311 (2-я пагин.). (Окончание.) —293— 3 . Епископы Неофит и Филарет Скрибаны Братья Скрибаны – Неофит титулярный епископ Эдесский и Филарет, титулярный епископ Ставропольский – оказали столько пользы румынскому государству и церкви, что имя их не будет изглажено из памяти румын во всё время их исторического бытия. Деятельность их на пользу и защиту церкви вызвана анти-каноническими узаконениями молдовлахийского господаря Кузы и заслужила им от Константинопольской великой церкви титул „защитников православия“. Политическая деятельность их тесно связана с так называемым унгонистическим движением 1135 , во главе которого они стояли и заслужила им титул „великих патриотов“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще для чтущаго уверения посилаем з братом нашим монахом Пахомием от общества нашего честнаго иеромонаха Софрония, и всепокорнейше просим, якоже сим тако и тем оставшимся всем братиям нашим на время доколь возмогут вибратися в путь возвращатися въ монастир, всякую благодетелскую вашу являть милость и любовь и в нуждах случающихся делать благопризретелное спомоществование. Мы же по должности нашей за ваше к нам милосердие и премногая благодеяниия к преблагому владыце при святой божественной тайной жертве всегдашнии и незабвеннии молитвенники пребудем. При сем поручивше себе милости и любви велможности вашей со всепочитателством нашим в надежде остаем навсегда Вашей велможности, нашего всемилостиваго благодетеля и добродея всех временних и вечных благ всеусердейшии желатели и непрестаннии богомолци, Молдовлахийския общежителныя Сошествия Святаго Духа обители Драгомирны строитель иеромонах Паисий со всею о Христе братиею. 1768 года, Июня, 2. З 3. Письмо от 30 января 1771 года Конверт: Высокоблагородному и Высокопочтенному Господину Запорожскому войсковому Пану Пысару, Милостивонадежнейшему нашему Благодетелю, з почтением. Высокоблагородный и высокопочтенний господин писарь, Милостивонадежнейший наш благодетелю. Благодеяния ваша и милостиня, творимая к убогой обители нашей в незабвенной памяти имуще удостояемся теперь писменно за оная принести благодарения с желанием временних и вечних благ от Христа Господа нашего. В великом утеснении и страсе были мы в обители нашей чрез немалое время. Первое от мимоходящих неприятелских агарянских войск, потом от последовавшей Божиим допущением моровой болезни. Обаче от всех протчих случаев сохранил нас Господь своею благодатию целих и здравих, толко едина нам осталась беда – крайное убожество, скудость в пищи и одежди, и во всех потребностях. Як и сами можете розсудити, где случаются войни и различнии перемени, тамо наипаче последуют глад и всякая нищетя. Затем просим вашего высокоблагородия, надежнейшаго благодетеля нашего, як прежде творили, так и теперь сотворите милость з нами убогими зделать вспоможение.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Спомоществуют в строениях монастирских и в протчих потребностях, и се недавно начали созидати нам некотории христолюбивии господие молдовлахийския каменную боницу с церквою теплою вне огради монастирской ради пространнейшаго строения и лутшаго спокойства болных братии случающихся. Сие внушивши велможность ваша удобно можете разумети, коль ложния от враждебних человек на нас наносимия и почти самая сатанинская зависть, ибо искони ненавидяй рода человеческаго враг, невозмогши сам собою внутрь монастира пакость неякую содеяти и смутити стадо Христово, силою Христовою проганяем, отходит далше на страну и обретшти воле его последующих наущает тех ложния клевети сшивати да поне опечалит нас и протчиим благоговейним, от чего бы ползоватися могли душею, вредитися тем устроит. Но обаче и таким образом ничтоже успевает завистная злоба его, яко видим, ибо неизреченним своим милосердием преблагий Господь вдохнул духом своим пречистим в сердце велможности вашей еже бы не приймати тех ложних клевет на бедное общежителство наше наносимых, и даровал нам велможност вашу особливейшаго заступника и крепкаго защитника во всех приключающихся злобных наветах. Благодарим убо премилостиваго Бога, яко таковую чрез велможность вашу показует нам убогим милость. Купно же всеусердно молим неизследимую его благость, да яко же велможность ваша бедних и убогих нас защищаете, защитит и сохранит на многие лета велможность вашу, особливейшаго нашего премилостиваго благодетеля, от всяких злобних и враждебних наветов душевних и телесних и дарует благоденственно и целоздравственно душеспасително вси дни живота вашего провождать. В будущем же веце да удостоит небесный царь славы венаго онаго блаженства еже наипаче милующим убогим защищающим напаствуемия обещавает. При сем же смиренно в нашем к велможности вашей писании сообщаем и другое такое же писание к всему православному Войска Запорожскаго козацтву, которое всесмиреннейше вашея велможности просимъ да прочтено будет по повелению вашему в церкве Сечевой Запорожской Святопокровской при всем христолюбивом собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010