Мечеть Аль-Акса. VIII, XI-XIV вв. Фотография. 2008 г. Мечеть Аль-Акса. VIII, XI-XIV вв. Фотография. 2008 г. Мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания), с изображением Иерусалима и подписью: «Агиаполис. Неаполис» (Святой город. Новый город). 757 Мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания), с изображением Иерусалима и подписью: «Агиаполис. Неаполис» (Святой город. Новый город). 757 Гессий Флор, последний прокуратор Иудеи, захватил сокровища храма и своим поступком вызвал в 66 г. Первое антирим. восстание. И. покинули христиане, бежавшие в Пеллу. В 70 г. рим. полководец Тит осадил И., построил осадную стену с севера, взял Храмовую гору и Нижний город, а через месяц - Верхний, после чего И. был полностью разрушен. От храма сохранилась только платформа, уцелели 3 башни: Гиппика, Фасаэля и Мариамны, а также часть зап. стены И. ( Ios. Flav. De bell. VII 1. 1 (1-2)). Взятие города в 70 г. археологически фиксируется в обнаруженных разрушениях каменных сооружений города и храма (вдоль юж. стены Храмовой горы: у ее подножия нагромождены рухнувшие сверху на широкую улицу иродианские каменные блоки). После гибели города в домах находили слои пепла, полопавшуюся от огня каменную посуду, оружие и человеческие скелеты. Между 70 и 132 гг. в И. стоял 10-й легион, жили вернувшиеся из Пеллы христиане и евреи ( Clark. 1960. P. 273-274; Avi-Yonah. 1973. P. 16; Peters. 1985. P. 124-126). Поиск лагеря легиона - особая глава в археологии И. Во время осады он стоял на зап. холме, более высоком и с плоской вершиной. Но по всей исследованной территории зап. холма после пожара и разрушения 70 г. наблюдается единая картина запустения, причем последующий слой запустения перекрыт уже наслоениями ранневизант. эпохи (IV-VII вв.). Гробницы эллинистического времени в долине Кедрона. Фотография. 2008 г. Гробницы эллинистического времени в долине Кедрона. Фотография. 2008 г. Цитадель (Башня Давида). Фотография. 2008 г. Присутствие в И. части сил или штаба легиона после захвата города в 70 г. подтверждает масса находок, прежде всего эпиграфических.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Трехдневный Амман, Джераш, Умм-Кайс – Мадаба, гора Нево, Вифания, Мертвое море – Петра Пятидневный Умм-Кайс, Джераш – Вифания, Мадаба, гора Нево – Мукавир, Умм-ар-Расас, Карак – Петра, Силаа, пещера Лота – Амманская цитадель, римский амфитеатр, музеи Восьмидневный Джераш, Аджлун, Пелла, Умм-Кайс – Амман, замки в пустыне – Мадаба, гора Нево, Карак – Петра – Вади-Рам – Акаба – Пещера Лота, соляной столь «Жена Лота», Мертвое море -Вифания.   РЕЙТИНГ ЖМП: ДЕСЯТЬ ГЛАВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ СВЯТЫНЬ ИОРДАНИИ 1. Вифания Священная история: Исторически густо населенная местность находится между вершиной Тель-эль-Харрар (другое название — гора Илии, Тель-Мар-Ильяс) и районом церкви Иоанна Предтечи на восточном берегу реки Иордан. По преданию, именно с Тель-эль-Харрар пророк Илия вознесся на небо на огненной колеснице. В Вифании Иисус начал Свое общественное служение, здесь Он крестился от Иоанна и призвал первых учеников: апостолов Симона, Петра, Андрея, Филиппа и Нафанаила. Современное арабское название местности — аль-Магтас — переводится как «место крещения». Сегодня: Близ реки Иордан — остатки пяти храмов-памятников, выстроенных первыми христианами. Один из них — на месте пещеры, где жил и трудился Иоанн Креститель (недавно проведены археологические раскопки византийского храма и древнего водовода). На горе Илии — развалины византийского монастыря V–VI веков: храмы, баптистерии, емкости для хранения воды, система водоснабжения. Римский молельный зал раннехристианской эпохи (III век), вероятно, древнейшее из дошедших до нас подобных сооружений в христианстве. 2. Умм-Кайс, Джераш Священная история: Древняя Гераса — наилучшим образом сохранившийся греко-римский город Ближнего Востока. В евангельские времена — столица «страны Гергесинской» и «страны Гадаринской». В новозаветные времена территория на севере современной Иордании была известна как Декаполис, Десятиградие. Здесь Иисус проповедовал Свое учение и творил чудеса. Во входившей в Десятиградие древней Гадаре (современный Умм-Кайс) Господь совершил одно из самых знаменитых своих чудес: изгнал из одержимого легион бесов и повелел им войти в стадо свиней (ср.: Мк. 5, 1–20).

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

Мозаичный пол из ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе. 757 г. В напольных мозаиках часто встречаются образы святых (?) с нимбами (в ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.), донаторов (Феодора и Георгии в ц. св. Космы и Дамиана в Герасе, 533; в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 757), персонификаций времен года (Зал времен года в ц. семьи Ксар; Ипполитов зал в ц. Богоматери, в ц. аль-Хадир - все в Мадабе, VI в.; в ц. диак. Фомы близ Айн-Муса у горы Нево, VI в.; в правом нефе ц. свящ. Ваила, 586; в церквах еп. Сергия, 587/8; св. Кириака в Эль-Кувайсме (Амман), VI в.; Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.; в Зай-эль-Гарби в Гадаре, 2-я пол. VI в.), природных стихий и универсальных аллегорий (Таласса-море в ц. Апостолов в Мадабе, 565 или 576; Гея-земля в ц. св. Георгия в Хирбат-эль-Мухаят, 535/6; в верхней капелле свящ. Иоанна при ц. Амоса и Касисея в Вади-Африт у горы Нево, 565; персонификации земли, океан, времен года и аллегории в Византийской ц. в Петре, VI в.), а также сельский стаффаж (фигурки крестьян, охотников, погонщиков, виноградарей, рыбаков), звери и птицы. В раскопанных виллах 1-й пол. VI в. найдены напольные мозаики с изображениями богов и героев и др. персонажей языческой мифологии: наказание эротов с Афродитой, Адонисом и нимфами и Федра с Ипполитом - в Ипполитовом зале; Ахилл, Патрокл и Брисеида - перенесена в ц. Апостолов в Мадабе; Геракл с немейским львом и Ариадна (ее фигура утрачена) с танцующими сатиром и вакханкой - перенесены в Арх. музей в Мадабе. Мн. мозаики с изображениями людей в церквах были уничтожены (фигуры целиком либо только лица) и заложены белой и цветной смальтой. В Герасе в т. н. церкви-синагоге (III-IV вв., 530-531) обнаружен уникальный по иконографии памятник мозаичной напольной декорации синагоги со сценой шествия животных в ковчег Ноя (V - нач. VI в.?). Местным, более нигде не встречающимся жанром (за исключением изображений Вифлеема и Иерусалима в ранних базиликах Рима) являются мозаики с изображениями городов Египта, Палестины и Заиорданья (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Логическим продолжением символических изображений Рая в виде реального Египта стала географическая мозаичная карта Св. земли в ц. св. Георгия в Мадабе (2-я пол. VI в.). Эта мозаика - самый ранний пример художественного воплощения представлений об Иерусалиме и о Палестине как о земном отражении рая, центре земного мира, Св. земле. Более ранние образцы, которые встречаются в др. регионах Средиземноморья, трактуют Св. город исключительно в эсхатологическом значении (мозаики римских церквей Санта-Мария Маджоре, 432-440, и Санта-Пуденциана, 401-417). Мадабская карта ориентирована на север, т. е. имеет реальную географическую ориентацию: смотрящий на алтарь видит Мёртвое м. с запада. При этом в карту внесено намеренное искажение: Нил, истоки к-рого должны находиться справа от стоящего к алтарю зрителя, изображен текущим сверху. Подобное перемещение истока - зримое воплощение представления о Ниле как о текущем из рая, к-рым является алтарь храма. В этом контексте в качестве райского града с Нилом сопоставляется уже не символически обозначенная Александрия, но подчеркнуто подробно изображенный Иерусалим. Взаимное замещение егип. и палестинских мотивов приводит к появлению изображений городов Св. земли и в иных иконографических контекстах; они известны в мозаиках церкви на акрополе Маина, 719/20 (Археологический парк, Мадаба); ц. святых Лота и Прокопия в Хирбат-эль-Мухаят, а также ц. еп. Сергия (587/8) и т. н. ц. Львов (574 или 589) в Умм-эр-Расасе. В наиболее развернутом и художественно совершенном виде темы Нила и Св. земли соединены в напольных мозаиках ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе (757). Центральное поле с райскими сценами, обрамленными растущими из амфоры виноградными лозами, окаймлено темной полосой реки с нильскими пейзажами, включающими условные виды 10 егип. городов. С сев. и юж. сторон картина фланкирована изображениями городов Св. земли, причем в точной географической последовательности относительно зрителя: слева - находящиеся к западу от Иордана, справа - к востоку, выше - находящиеся севернее, ниже - южнее; лишь святой Иерусалим и сам Кастрон-Мефаа помещены первыми, ближайшими к алтарю. Т. о. пространство храма трактуется одновременно как Египет и Св. земля, а река - как Нил и Иордан.

http://pravenc.ru/text/578380.html

В персид. период в А. вновь побеждает традиция ханаанской культуры в новой, финикийской, версии, что подтверждают финикийские надписи, появление финикийской керамики, наличие религ. «знаков» богини Танит и кладбище собак V в. до Р. Х. с тысячами погребений (изучены ок. 700), видимо связанное с магией врачевания. Новая эпоха принесла процветание: ее слои достигают 2-3 м, появляются новые типы каменных зданий, откладываются серии монетных и ювелирных кладов, предшествующих разорению А. ок. 300 г. до Р. Х. В рим., визант. и ислам. эпохи А. был центром космополитической культуры, что находит археологическое подтверждение как в типичном для эллинистического периода строительстве Ирода Великого, так и в находках, отражающих проникновение синкретических культов (напр., обилие светильников, украшенных эротическими сюжетами; «кладбище» младенцев, умерщвленных в канализации терм по демографическим или ритуальным причинам). После победы христианства, в ранневизант. эпоху, город пережил новый расцвет, став важнейшим центром паломничества. Через А. в Европу вывозили вино для церковных нужд. Его изображения появились наряду с др. местами паломничеств на мозаиках Иордании («карта» из церкви в Медеве, VI в.; ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас, VIII в.). Неоднократно описывали А. и пилигримы-крестоносцы. В А. исследованы остатки 3 церквей-базилик нач. V-VIII в. (раскопки 1954, 1967, 1985), в т. ч. с мозаичными полами, содержащими надписи и даты. Первая из них, Богородицы Виридской, ок. 400 г., простояла до прихода крестоносцев и была перестроена в крестово-купольную. Крестоносцы, имевшие в А. епископа, успели превратить в церкви ряд мечетей (собор св. Иоанна, позже св. Павла, из большой мечети кон. VII - нач. VIII в., и др.), а также построили новые, базиликального плана, остатки к-рых сохранились до наст. времени (храм девы Марии, госпиталь мон-ря св. Феодосии, капелла св. Михаила; Д. Принглом учтено 11 зданий). Правосл. епископы А.: Лонгин (321-325), Авксентий (381), Иовин (415), Леонтий (449-451), Анастасий (ок. 498-499), Антоний (ок. 498 - между 515 и 536), Дионисий (536), Нерсес (VII в.), неизвестный (939), Илия (1146).

http://pravenc.ru/text/76616.html

земли, Иордан окончательно скрывается в неподвижных водах Мертвого моря. В мертвых объятьях этого моря как бы замирает полный жизни, всегда журчащий Иордан. Если маленькая иорданская рыба быстротекущими струями реки заносится в асфальтовые (смоляные) пучины Мертвого, моря, то она немедленно засыпает. Так часто объятия смерти неожиданно похищают и того, кто слишком стремительно плывет по потоку житейской суеты! Иорданская долина, по прямому своему протяжению от Тивериадского моря до Мертвого, простирается не более 100 верст. Но, извиваясь среди соседних гор, по их изгибам и уклонам, долина эта простирается до 300 верст. Это-то пространство и проходил Господь наш Иисус Христос, когда из Галилеи совершал Свой путь в Иерусалим не по прямой дороге, чрез враждебную Самарию, а кружной дорогой, по за Иорданской стране. Этим путем шествовал Христос Господь и в третью Пасху на вольные Свои страдания на вершине Голгофы. Ширина священного Иордана не везде, конечно, одинакова. В иных местах, сошедшиеся справа и слева горы иудейские и моавитские сжимают воды реки в самый узкий пробег. Здесь ширина реки всего только сажень. И быстро же пробегает Иордан эти страшные проходы! Здесь он клокочет и кипит. В сих местах, по сравнению пророка Божия Иеремии, Иордан исходит, как лев от возвышенностей (XLIX, 19). В других местах, где ширина долины очень просторна – верст 15–20, Иордан в своем русле журчит своими струями мерно и тихо. Ширина его в таких местах бывает сажень 20 и более того. Мостов на Иордане не было. Не существует их и теперь. Как патриарх Иаков переходил с жезлом своим сей Иордан ( Быт.32:10 ), так и теперь все паломники переправляются чрез Иордан в брод по воде. Иордан вообще река глубокая. Но на протяжении его течения существует около 5 естественных переправ вброд. Эти переправы и заменяют мосты на реке. Существует толкование, что такие переправы именовались Вифаварами. Св. евангелист Иоанн Богослов, благовествуя о крещении Предтечей Господа, глаголет, что сие происходило в Вифаваре, при Иордане, где крестил Иоанн ( Ин.1:28 ). Выше уже было замечено, что священный Иордан, как река горная, течет очень быстро, унося при своем течении все, что попадается на пути. Сколько «веток Палестины» унесено быстротечной рекой в неподвижные воды Мертвого моря! Со дна и боков Иордан уносит в своем течении: большое количество ила и песку. Поэтому вода Иорданская, при своем течении, мутна и илиста, как и наши реки горного Кавказа. Но если вода эта отстоится в чистом сосуде, она прозрачна и чиста, как самый чистый кристалл. В хорошо закупоренном сосуде вода эта никогда не подвергается порче. И сколько на св. Русь принесено Иорданской воды нашими отечественными паломниками!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А именно: урочища Хирбет Рабиа (на юг от «теремка» (GPS-koopдuhamы (WGS84): 31.61622 35.24419)), Хирбет ат-Тина (примерно 2,5 км на юго-запад от Хирбет Рабиа (GPS-koopдuhamы (WGS84): 31.60261 35.23154)), Каср Антар (на юго-запад от «теремка» (GPS-koopдuhamы (WGS84): 31.62705 35.22944)) и Умм эль-Аммед (на юго-восток). Все четыре урочища расположены примерно в 2-3 км от предполагаемого места «теремка» (Хирбет ат-Тина чуть подальше), во всех четырех сохранились развалины небольших пустынных монастырей киновиального типа V-VI веков постройки. Хирбет Рабиа и Каср Антар оба предположительно идентифицируются на альтернативной основе как монастырь аввы Романа (но ко времени паломничества Даниила Игумена, т.е. спустя 600-700 лет после их основания, это, скорей всего, могло быть прочно забыто). Однако только в описываемом нами объекте имеется большая крипта, вполне подходящая под описание пещеры, приводимое Даниилом Игуменом. Это позволяет предположить, что урочище Умм эль-Аммед и есть описанная Даниилом Игуменом церковь Свв. Пророков. Предположение это подкрепляется тем, что первая из двух упомянутых древних дорог проходила примерно через то место, где при Данииле был «теремок», и, поднявшись туда от Суккийской лавры, Даниил, скорее всего, проследовал дальше по дороге, а не по пересеченной местности. Дорога же вела именно в Умм эль-Аммед, оставляя в стороне три остальных урочища. (Сохранился участок этой дороги, GPS-koopдuhamы (WGS84): 31.63336 35.22944) Если полученная идентификация верна, то из нее следует, что монастырь еще существовал в начале XII столетия и, вне зависимости от того, был ли он обителью аввы Дионисия и аввы Феодосия в IV веке, в XII-м был известен под именем церкви Свв. Пророков. Монастырь представлял собой комплекс, включавший церковь, сторожевую башню, водяную цистерну, братские корпуса из ряда келий и три внутренних двора. Со всех сторон монастырь окружала стена, выстроенная снаружи из тесаного камня, а изнутри из утрамбованного щебня и мелких камней. Снаружи от монастырского комплекса, в выходах кремниевых пород ниже по склонам, сохранились высеченные в скале небольшие пещеры, часть из которых, по всей вероятности, служила кельями для живших при киновии анахоретах (известная в V-VII веках практика: так, Савва Освященный в 468-473 гг.

http://sobory.ru/article/?object=15748

Историки знают, что раннехристианские церкви и монастыри строились в 6–7 веке вдоль всего побережья Персидского залива до современного Омана и вплоть до Индии. Подобные церкви и монастыри того периода известны в Бахрейне, Ираке, Иране, Кувейте и Саудовской Аравии. В начале 1990х годов археологи обнаружили первый христианский монастырь в ОАЭ на острове Сэр Бани Яс у побережья Абу-Даби, недалеко от границы с Саудовской Аравией. Сегодня это место объявлено охраняемым природным заповедником с памятниками культурно-исторического наследия, хотя часть его отведена под роскошные отели. Тамошний монастырь датируется тем же периодом, что и новая находка в Умм-эль-Кувейне. По словам Пауэра, жизнь на кромке болот Хор-эль-Бейда в Умм-эль-Кувейне зародилась гораздо раньше – здесь известны неолитические орудия и стоянки, а это означает, что люди постоянно жили в этих местах последние десять тысяч лет как минимум. Сегодня эта полоса рядом с болотистой местностью известна благодаря производству недорогих качественных вин близ эмиратского курорте Barracuda Beach Resort. Туристов сюда привлекал и старый аэропорт с разрушенной взлетно-посадочной полосой и памятником советской эпохи – тяжелым транспортным самолетом ИЛ-76. Самолет долго считался местной достопримечательностью, однако его все же неохотно отправили на металлолом, чтобы освободить место для могущественной силы в этой федерации семи шейхов – строителей элитной недвижимости. Эмират Умм аль-Кувейн планирует строительство стоимостью почти в миллиард долларов США за лагуной близ бывшего аэропорта – через нее проложат мост на остров Синия, и там возведут элитную недвижимость на остаток в 675 миллионов долларов. По словам Пауэра, именно благодаря проектным изысканиям под строительство удалось профинансировать археологические работы на этом участке, в ходе которых и обнаружили монастырь. Теперь исторический объект и прилегающая местность с остатками деревни, по его словам, будут надежно огорожены и защищены, хотя пока неизвестно, какие еще секреты прошлого могут обнаружиться под тонким слоем песка на острове. «Это по-настоящему захватывающее открытие, поскольку история того периода во многом остается мало известной даже узким специалистам», – признает Пауэр. Другие новости

http://azbyka.ru/news/v-oaje-obnaruzhen-...

Строительство в одном городе большого числа небольших храмов было общепринятым: в Герасе раскопано 17 храмов, в Умм-эль-Джимале - 15, в Мадабе и Кастрон-Мефаа - по 11, в Рихабе - 10. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Христ. храмы, как правило, были органично вписаны в предшествующую застройку города. «Церковь в Пропилеях» в Герасе (VI в.) представляет собой 3-пролетные ворота пропилей, куда была встроена апсида, колоннада улицы стала обрамлением центрального нефа, трапециевидная площадь на южной стороне кардо - атриумом. Т. н. епископский ансамбль в Герасе включает в себя предполагаемый собор (нач. V в., VI в.), ц. Феодора (494-496) и примыкающие к ним постройки. Собор был сооружен на месте и из материалов храма Диониса (?) нач. II в. (с использованием подиума), ансамбль которого был построен по образцу расположенного севернее и также поднимающегося от кардо комплекса храма Артемиды. Постройки епископского ансамбля расположены друг за другом по оси «запад-восток» на разных уровнях. С проходящего внизу кардо к собору через перестроенные в IV в. роскошные пропилеи храма Диониса ведет монументальная лестница. Она выходит в атриум, примыкающий к апсиде собора, который в отличие от храма Диониса ориентирован на восток и потому расположен задней стороной к торжественному подъему. В субструкции апсиды устроена ниша, в которой при раскопках были обнаружены остатки фрески с образом Пресв. Богоматери и архангелов Михаила и Гавриила по сторонам. Подъем от собора к ц. Феодора также происходит через атриум (т. н. Фонтанный двор), в центре которого устроен фонтан, ранее использовавшийся для культовых церемоний при храме Диониса. Осмысление пристроенных в разное время друг к другу храмов - в Умм-эр-Расасе (церквей с эдикулой (1-я пол. VI в.), еп. Сергия (587), св. Стефана (VII в.) и Дворовой (сер. VIII в.)) и в Хирбат-эс-Самре (церкви Игумена, 81, св. Петра и св. Георгия (самая поздняя в группе, построена до 607)) как единого ансамбля в целом нехарактерно для территории И.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Иорданская долина по прямому своему протяжению от Тивериадского моря до Мертвого простирается не более 100 верст. Но, извиваясь среди соседних гор, по их изгибам и уклонам, долина эта простирается до 300 верст. Это-то пространство и проходил Господь наш Иисус Христос, когда из Галилеи совершал Свой путь в Иерусалим не по прямой дороге, через враждебную Самарию, а кружной дорогой, по заиорданской стране. Сим путем шествовал Христос Господь и в третью пасху на вольные Свои страдания на вершине Голгофы. И для нас путь ко кресту и спасению не всегда бывает близок. Ширина священного Иордана не везде, конечно, одинаковая. В иных местах сошедшиеся справа и слева горы Иудейские и Моавитские сжимают воды реки в самый узкий пробег. Здесь ширина реки всего несколько сажен. И быстро же пробегает Иордан эти страшные проходы! Здесь он клокочет и кипит. В сих местах, по сравнению пророка Божия Иеремии, Иордан исходит, как лев от возвышенностей ( Иер.49:19 ). В других местах, где ширина долины очень просторна – верст 15–20, Иордан в своем русле журчит своими струями мерно и тихо. Ширина его в сих местах бывают сажен 20 и более того. Мостов на Иордане не было. Не существует их и теперь. Как патриарх Иаков переходил с посохам своим этот Иордан ( Быт.32:10 ),так и теперь все паломники переправляются через Иордан вброд по воде. Иордан вообще река глубокая. Но на протяжении его течения существует около 5 естественных переправ вброд. Эти переправы и заменяют мосты на реке. Существует толкование, что такие переправы именовались вифаварами. Св. евангелист Иоанн Богослов, благовествуя о крещении Предтечей Господа, глаголет, что «это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» ( Ин.1:28 ). Выше уже было замечено, что священный Иордан, как река горная, течет очень быстро, унося при своем течении все, что попадается на пути. Сколько «веток Палестины» унесено быстротечной рекой в неподвижные воды Мертвого моря! Со дна и боков Иордан уносит в своем течении большое количество ила и песку. Поэтому вода иорданская при своем течении мутная и илистая, как и все реки горного Кавказа. Но если вода эта отстоится в чистом сосуде, она прозрачна и чиста, как самый чистый кристалл. В хорошо закупоренном сосуде вода эта никогда не подвергается порче. И сколько вообще на святую Русь принесено Иорданской воды нашими отечественными паломниками!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010