Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть VI. Ум-ар-Расас — Маин 7 июля, 2015 В восьмидесяти пяти километрах к юго-востоку от Аммана находится ещё одно место, где христианская Иордания пересекается с Иорданией туристической. Археологический комплекс Ум-ар-Расас, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, знаменит благодаря уникальным мозаикам, которыми были украшены здешние христианские церкви.   Иордания христианская. Ум-ар-Расас «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…» Наш автобус едет по дороге, по обе стороны от которой лежат настоящие хлебные нивы, поля, засеянные пшеницей. Это тоже Иордания, её равнинная и при этом не самая засушливая часть. — В сельском хозяйстве мы сами себя обеспечиваем полностью, — Самер не без гордости комментирует открывающиеся виды. — По некоторым культурам собираем до пяти урожаев в год. Овощи, фрукты – с этим вообще проблем нет. Земледелие довольно хорошо развито в Иордании. Пшеничные поля начинаются буквально на окраинах Аммана. Увидеть здесь комбайн почти невозможно: земля слишком каменистая. Зато не редкость — небольшие наделы, где пшеницу жнут вручную. Ум-ар-Расас, фрагмент мозаики храма св. Стефана Проезжаем город с непроизносимым названием Al Jumayyil. Обычный провинциальный иорданский городок с непременными типовыми зданиями администрации, полиции, школы; она здесь смешанная, мальчики и девочки учатся вместе. На окраине сворачиваем на указателе: Ум-ар-Расас. Этот археологический комплекс замечателен тем, что на его территории сохранились памятники римской, византийской и ранней исламской культур — казармы военного лагеря, храмы, жилые дома древнего города Кастрона Мефаа. По каменистой дорожке идём к сооружению, напоминающему авиационный ангар. Этот навес сохраняет от солнца и дождей (если они вообще здесь бывают) центр и жемчужину всей экспозиции — церковь святого Стефана постройки второй половины VIII века. Масштабы сохранившихся здесь мозаик поражают. Десятки, если не сотни, квадратных метров изумительных по красоте изображений. Пол храма святого Стефана — это настоящее монументальное искусство, огромный и сложный художественный проект, осуществить который даже сегодня по силам далеко не каждому мастеру. И дело тут даже не в технической сложности, а в удивительной цельности мозаики, состоящей из десятков и сотен отдельных изображений и элементов, но при этом будто пронизанной единым внутренним содержанием. Здесь нет ничего лишнего и ничего незначительного.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

Ум-ар-Расас, фрагмент мозаики храма св. Стефана Вот здесь становится жаль, что мы оказались неподготовленными туристами. Потому что «читать» мозаики Ум-ар-Расаса, проникать в их символику — увлекательнейшее занятие, на которое можно потратить не один час и даже не один день. Здесь, например, изображены все важнейшие города региона, в том числе входившие в состав древнего Декаполиса: Филадельфия (современный Амман), Медева (Мадаба), Кейсария, Наблус, Гераса (нынешний иорданский Джераш), Аскалон, Иерусалим и другие. Каждый город изображён очень лаконично: башенки в обратной перспективе, одна-две городские постройки и подпись. В то же время ни одна «иконка» не похожа на другую. А специалисты-археологи наверняка найдут на них символические изображения каких-то реально существовавших в древних городах построек. В центральной части мозаики в обрамлении орнамента — десятки круглых миниатюр. И почти ни одной сохранной. Тут древние мастера изобразили людей (святых или просто каких-то выдающихся современников — неясно), и эти портреты впоследствии постигла та же печальная участь, что и другие подобные: их «стёрли», разобрав на кусочки и собрав заново в случайном порядке. То же самое мы уже видели в Мадабе и в других местах. Кто были эти люди и как они были связаны с городами Десятиградия? А если это были изображения святых, то, кто знает, может быть, мы навсегда утратили свидетельства о подвиге каких-то подвижников древности, которых не знает современная Церковь? Ум-ар-Расас, развалины древнеримского города Кастрон Мефаа Уходить отсюда не хочется. Делаем очередной круг по подвесным переходам-галереям для туристов. И всё же храм святого Стефана — лишь часть всего комплекса. С трёх сторон к руинам храма подступают развалины древнего города. Выясняется, что он, так же, как и Джераш, ещё даже не полностью раскопан. «О, сколько нам открытий чудных…» Повезёт же тем археологам, кому выпадет счастье участвовать в раскопках в Ум-ар-Расасе. Правда, когда это произойдёт, неизвестно: уже десять лет прошло с того момента, как ЮНЕСКО включило Ум-ар-Расас в свой список всемирного наследия, а признаков серьёзных археологических работ нет как нет.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

Иконография Иконографические типы Г. Г. делятся в соответствии с интерпретацией сюжета. Изображения гробницы, высеченной в склоне горы, и/или пустого саркофага с гробными пеленами отражают топографические и богословские толкования текста Евангелия в визант. и древнерус. живописи. Общее представление об «идеальной гробнице», часто изображаемой как сложное 2-этажное сооружение (напр., на авориях из Александрии, Рима и Милана), не находит соответствий в письменных источниках. Иконография следует реальному облику Г. Г. и меняется вместе с его историческим развитием. Храм Гроба Господня. Фрагмент мозаики ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). 785 г. (?) Храм Гроба Господня. Фрагмент мозаики ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). 785 г. (?) В раннехрист. период особенно выделяется серия объектов и групп изображений, передающих конкретные детали Г. Г.: резной ларец из Самагера (ок. 440 (?), Археологический музей в Венеции); икона с реликвиями Св. земли из капеллы Санкта-Санкторум в Риме (ок. 600, Византия, Палестина, Музеи Ватикана); литые изображения на металлических (кон. VI - нач. VII в., соборы городов Монца и Боббио в Ломбардии) и стеклянных (кон. VI - нач. VII в.) флягах паломников; штампованные изображения на керамических флягах паломников (VI-VII вв., Studium Biblicum Franciscanum в Иерусалиме); медальон из Штутгарта (Музей земли Вюртемберг. 1981-165); золотые кольца с 3-мерным изображением Г. Г. с конической или купольной крышей (VI-VIII вв., Дамбартон-Окс, Вашингтон); мозаичные изображения в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Кастрон-Мефаа) в Иордании 785 г. (?), в Национальном музее в Копенгагене, V-VI вв. (Античное собр. 15.137), в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, 493-526 гг.; мраморный фрагмент алтарной преграды из Сирии (?) (кон. VI-VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон); рисунки планов к рукописному трактату св. Адамнана «О святых местах» по записям еп. Аркульфа, кон. VII - кон. IX в.; вид ротонды и/или Г. Г. в рукописи IX в. (Ambros. 49-50. P. 569, 598, 630), основанной на более ранних палестинских источниках. Известны также десятки экземпляров литых бронзовых «сирийских» кадильниц XII-XIII вв. с изображениями Г. Г.

http://pravenc.ru/text/168157.html

Ум ар-Рассас. Церковь Стефана архидиакона. Храм св. первомученика Стефана /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Стефана архидиакона Год постройки:приблизительно не позже 785. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иордания, Ум ар-Рассас, археологический парк Кастрон Мефаа Координаты: 31.501197, 35.921872 Проезд:Из города Мадаба проехать на ю-в 30 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ум ар-Расас — (Кастрон Мефаа) археологический комплекс в Иордании, содержащий руины римской, византийской и ранней мусульманских цивилизаций. Внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. Римский военный лагерь Кастрон Мефаа, теперь носящий название Умм ар-Расас, был построен в конце III или в начале IV в. и стал, согласно ряду свидетельств (в том числе «Ономастикону» Евсевия Кесарийского),— одним из важнейших по Арабскому лимесу — здесь содержались римские вспомогательные кавалерийские войска. Со временем вокруг лагеря вырос город, который процветал в христианскую эпоху (III–VII вв.) и после завоевания всего региона арабами-мусульманами. В церковном отношении город подчинялся епископу Мадабы и входил в ее диоцез. Расположенный в 30 километрах к юго-востоку от Мадабы и окруженный крепостной стеной город, имеющий форму прямоугольника, упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. Он был укреплен при римлянах, а позднее вошел в состав омейядского халифата, но даже через сто лет после прихода омейядов местные христиане продолжали украшать город мозаиками в византийском стиле. Большая часть комплекса до сих пор не раскопана. На сегодняшний день раскопаны военный лагерь и несколько церквей, в том числе открытая в 1986 году и построенная, как считается, около 785 года церковь св. Стефана. Эта самая крупная мозаика такого типа из найденных в Иордании. Во время раскопок в Умм-ар-Расасе были найдены великолепные образцы византийского церковного мозаичного искусства, в том числе большой фрагмент с изображением ветхозаветных и новозаветных городов на восточном и западном берегах реки Иордан. Еще один памятник Умм-ар-Расаса – пятнадцатиметровая башня византийского времени, на которой жили раннехристианские монахи-отшельники. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33755

В персид. период в А. вновь побеждает традиция ханаанской культуры в новой, финикийской, версии, что подтверждают финикийские надписи, появление финикийской керамики, наличие религ. «знаков» богини Танит и кладбище собак V в. до Р. Х. с тысячами погребений (изучены ок. 700), видимо связанное с магией врачевания. Новая эпоха принесла процветание: ее слои достигают 2-3 м, появляются новые типы каменных зданий, откладываются серии монетных и ювелирных кладов, предшествующих разорению А. ок. 300 г. до Р. Х. В рим., визант. и ислам. эпохи А. был центром космополитической культуры, что находит археологическое подтверждение как в типичном для эллинистического периода строительстве Ирода Великого, так и в находках, отражающих проникновение синкретических культов (напр., обилие светильников, украшенных эротическими сюжетами; «кладбище» младенцев, умерщвленных в канализации терм по демографическим или ритуальным причинам). После победы христианства, в ранневизант. эпоху, город пережил новый расцвет, став важнейшим центром паломничества. Через А. в Европу вывозили вино для церковных нужд. Его изображения появились наряду с др. местами паломничеств на мозаиках Иордании («карта» из церкви в Медеве, VI в.; ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас, VIII в.). Неоднократно описывали А. и пилигримы-крестоносцы. В А. исследованы остатки 3 церквей-базилик нач. V-VIII в. (раскопки 1954, 1967, 1985), в т. ч. с мозаичными полами, содержащими надписи и даты. Первая из них, Богородицы Виридской, ок. 400 г., простояла до прихода крестоносцев и была перестроена в крестово-купольную. Крестоносцы, имевшие в А. епископа, успели превратить в церкви ряд мечетей (собор св. Иоанна, позже св. Павла, из большой мечети кон. VII - нач. VIII в., и др.), а также построили новые, базиликального плана, остатки к-рых сохранились до наст. времени (храм девы Марии, госпиталь мон-ря св. Феодосии, капелла св. Михаила; Д. Принглом учтено 11 зданий). Правосл. епископы А.: Лонгин (321-325), Авксентий (381), Иовин (415), Леонтий (449-451), Анастасий (ок. 498-499), Антоний (ок. 498 - между 515 и 536), Дионисий (536), Нерсес (VII в.), неизвестный (939), Илия (1146).

http://pravenc.ru/text/76616.html

Пожалуй, наиболее интересным является четвертое мозаичное покрытие, расположенное в церковном нефе. Оно содержит греческую надпись из шести строк, называющую окружного епископа и пресвитера Христофором, пресвитера и управляющего — Зиноном, а правителя — Иоанном, сыном Рабибоса. Также эта надпись описывает данное место как «святое», а церковь — как базилику. Мозаика датируется македонским месяцем Ксантикос (Ξανθικς, который примерно соответствует нашему маю месяцу) 691 года от Р.Х. Имя ризничего Георгия втиснуто в табличку, скорее всего, в последний момент, чтобы удовлетворить этого мелкого церковного служащего, который, по-видимому, изначально не был включен в список. Вся надпись заключена в прямоугольник, сбоку которого указано ещё одно имя — Иоанна, сына Сабинаоса, бывшего, предположительно, мозаичистом. Учитывая, что это имя — не греческое и оно было неправильно написано, можно предположить, что мозаичист говорил на местном семитском языке, подобном арамейскому. Рис 12б. План базилики святого Лота Эта надпись имеет большое значение по ряду причин. Описание церкви как базилики означает, что она была достаточно большой, чтобы вмещать паломников, в то время как для того, чтобы собраться небольшой монашеской общине, достаточно и часовни. Надпись определенно называет это место «ΑΓΙΟΣ ΤΟΠΟΣ» («святое место» по-гречески), что предполагает ассоциацию с библейским событием. Упоминание на мозаике семитских имен Рабибоса и Сабинаоса является четким свидетельством о существовании местных христианских общин. Наконец, примечательным является и сам 691-й год от Р.Х., когда храм был обновлен, поскольку он относится к периоду исламского правления династии Омейядов в Леванте (636-750 гг.). Тем самым политика религиозной терпимости и сотрудничества последних подтверждается в Дейр-Айн-Абата, как и в десятке других недавно раскопанных монастырей и церквей. Они свидетельствуют о динамичном развитии христианских общин в первые десятилетия правления Омейядов, таких как общины в Ум-эр-Расас (Um er-Rasas) и на горе Нево в провинции Мадаба .

http://pravoslavie.ru/126754.html

Указатели честно предупреждают: «Природные особенности местности предполагают оползни и падение камней». До берега Мёртвого моря отсюда буквально пара километров. Тем удивительнее наблюдать буйную зелень Маина, ощущать здешнюю прохладу. Как немного нужно природе, чтобы она использовала свой шанс и расцвела со всей силой и красотой. В библиотеке отеля находится путеводитель, посвящённый Маину. С удивлением узнаём, что в своё время и здесь были обнаружены мозаики из христианских храмов, которые теперь хранятся в Археологическом парке Мадабы. Они датируются началом-первой половиной VIII века. На этих мозаиках представлены виды городов Святой Земли по обоим берегам Иордана: Никополь (Эммаус), Элевтерополь (Бет Гибрин), Аскалон (Ашкелон), Майум, Газа, Одроа (Адраа в Сирии), Харахмуба (Харахмоба, Карак), Ареполис (Ар-Рабба), Гадорон, Эсбунта (Хесбан), Белемунта (Хаммамат Маин). Иордания туристическая в очередной раз приоткрывает страницу своей истории, неразрывно связанной с христианством. Факт-открытие: Иерусалимский Патриархат, чья юрисдикция простирается на Израиль, Иорданию и Палестинскую автономию, именно в Иордании имеет больше всего приходских церквей — в стране насчитывается 37 православных храмов и один монастырь. Для сравнения: в Израиле у Иерусалимского Патриархата 17 храмов (не считая монастырей), на территории Палестинской автономии — 11 храмов. Оздоровительные ванны Маина доступны круглый год Ущелье Маин Местные жители приезжают в Маин семьями До Москвы не так уж и далеко   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 31 января, 2013 2 сентября, 2012 8 июля, 2015 5 декабря, 2014 12 ноября, 2014 9 октября, 2014 2 октября, 2014 24 сентября, 2014

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

емкости из драгоценных и цветных металлов, стекла, дерева, керамики, украшенные изображениями евангельских сцен и связанных с ними символов. Изображения Гроба Господня имелись на таких евлогиях, как пряжки паломников, значки-жетоны, медальоны и др. Эти образы распространялись по всему христ. миру, влияя на развитие иконографии Гроба Господня. Иконография Иконографические типы Гроба Господня делятся в соответствии с интерпретацией сюжета. Изображения гробницы, высеченной в склоне горы, и/или пустого саркофага с гробными пеленами отражают топографические и богословские толкования текста Евангелия в визант. и древнерус. живописи. Общее представление об «идеальной гробнице», часто изображаемой как сложное 2-этажное сооружение (напр., на авориях из Александрии, Рима и Милана), не находит соответствий в письменных источниках. Иконография следует реальному облику Гроба Господня и меняется вместе с его историческим развитием. В раннехрист. период особенно выделяется серия объектов и групп изображений, передающих конкретные детали Гроба Господня: резной ларец из Самагера (ок. 440 (?), Археологический музей в Венеции); икона с реликвиями Св. земли из капеллы Санкта-Санкторум в Риме (ок. 600, Византия, Палестина, Музеи Ватикана); литые изображения на металлических (кон. VI - нач. VII в., соборы городов Монца и Боббио в Ломбардии) и стеклянных (кон. VI - нач. VII в.) флягах паломников; штампованные изображения на керамических флягах паломников (VI-VII вв., Studium Biblicum Franciscanum в Иерусалиме); медальон из Штутгарта (Музей земли Вюртемберг. 1981-165); золотые кольца с 3-мерным изображением Гроба Господня с конической или купольной крышей (VI-VIII вв., Дамбартон-Окс, Вашингтон); мозаичные изображения в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Кастрон-Мефаа) в Иордании 785 г. (?), в Национальном музее в Копенгагене, V-VI вв. (Античное собр. 15.137), в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, 493-526 гг.; мраморный фрагмент алтарной преграды из Сирии (?) (кон. VI-VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон); рисунки планов к рукописному трактату св.

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

После падения Набатейского царства караванные пути сместились. Маршрут от Средиземного м. к Месопотамии стал проходить через Пальмирский оазис, на востоке от рим. границ. После уничтожения в 272 г. римлянами Пальмиры в Сирийской пустыне властвовали араб. племена. В ответ на их набеги имп. Диоклетиан реорганизовал оборону вост. границы, усилил сеть наблюдательных башен и крепостей. Однако империя не смогла долго выносить бремя военных расходов и в IV в. перешла к системе союзов с бедуинскими племенами-федератами, к-рые селились по кромке пустыни и брали на себя охрану рим. границ. Христианизация араб. племен в значительной степени укрепила их союзные отношения с Византией. Самым известным из араб. протогос-в был племенной союз Гассанидов, расселившихся в VI в. по границе империи от Акабского зал. до Хаурана. Византийский период Раскопки ранневизант. храмов в Вади-эль-Харрар (место Крещения) Раскопки ранневизант. храмов в Вади-эль-Харрар (место Крещения) Древнейшим центром христианства в И. была Пелла (ныне Табакат-Фахль). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, туда во время 1-го Иудейского восстания 66-74 гг. переселилась христ. община Иерусалима. После подавления 2-го Иудейского восстания (132-135) часть христиан вернулась в Иерусалим, но в Пелле осталась христианская община, упоминаемая местным христ. писателем Аристоном в «Диалоге Ясона и Паписка». Равноап. имп. Константин I Великий придавал землям за Иорданом особое значение в процессе христианизации Римской империи. После путешествия равноап. имп. Елены (ок. 327-328) в Иерусалим и обнаружения реликвий Св. Креста, Палестина, а вместе с ней и западные земли пров. Аравии стали местом массового паломничества. В церковном отношении большая часть территории И. подчинялась Иерусалиму (см. Иерусалимская Православная Церковь ), сев. районы - Антиохии (см. Антиохийская Православная Церковь ). Значительными христ. центрами были Гераса, Гадара (ныне Умм-Кайс) и Мадаба; но и в менее значительных центрах (напр., Умм-эль-Джимале в Хауране) во время раскопок также были найдены руины многочисленных христ. церквей. Крупнейшими паломническими центрами были место Крещения Христа на берегу р. Иордан (сов. Вади-эль-Харрар, см. Вифавара ) и гора Нево (ныне Эн-Наба) с источником Моисея; паломнический путь (описан паломницей на Св. землю Эгерией ) вел из Иерусалима через Ливиаду (ныне Телль-эр-Рама) и Эсб (ныне Хисбан). Др. важными центрами паломничества были место вознесения прор. Илии (мон-рь Мар-Ильяс близ совр. Аджлуна) и пещера Лота на юж. побережье Мёртвого м. Кастрон-Мефаа (библ. Мефааф, ныне Умм-эр-Расас) был местом подвижничества столпников (столпы сохр. до наст. времени).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Трехдневный Амман, Джераш, Умм-Кайс – Мадаба, гора Нево, Вифания, Мертвое море – Петра Пятидневный Умм-Кайс, Джераш – Вифания, Мадаба, гора Нево – Мукавир, Умм-ар-Расас, Карак – Петра, Силаа, пещера Лота – Амманская цитадель, римский амфитеатр, музеи Восьмидневный Джераш, Аджлун, Пелла, Умм-Кайс – Амман, замки в пустыне – Мадаба, гора Нево, Карак – Петра – Вади-Рам – Акаба – Пещера Лота, соляной столь «Жена Лота», Мертвое море -Вифания.   РЕЙТИНГ ЖМП: ДЕСЯТЬ ГЛАВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ СВЯТЫНЬ ИОРДАНИИ 1. Вифания Священная история: Исторически густо населенная местность находится между вершиной Тель-эль-Харрар (другое название — гора Илии, Тель-Мар-Ильяс) и районом церкви Иоанна Предтечи на восточном берегу реки Иордан. По преданию, именно с Тель-эль-Харрар пророк Илия вознесся на небо на огненной колеснице. В Вифании Иисус начал Свое общественное служение, здесь Он крестился от Иоанна и призвал первых учеников: апостолов Симона, Петра, Андрея, Филиппа и Нафанаила. Современное арабское название местности — аль-Магтас — переводится как «место крещения». Сегодня: Близ реки Иордан — остатки пяти храмов-памятников, выстроенных первыми христианами. Один из них — на месте пещеры, где жил и трудился Иоанн Креститель (недавно проведены археологические раскопки византийского храма и древнего водовода). На горе Илии — развалины византийского монастыря V–VI веков: храмы, баптистерии, емкости для хранения воды, система водоснабжения. Римский молельный зал раннехристианской эпохи (III век), вероятно, древнейшее из дошедших до нас подобных сооружений в христианстве. 2. Умм-Кайс, Джераш Священная история: Древняя Гераса — наилучшим образом сохранившийся греко-римский город Ближнего Востока. В евангельские времена — столица «страны Гергесинской» и «страны Гадаринской». В новозаветные времена территория на севере современной Иордании была известна как Декаполис, Десятиградие. Здесь Иисус проповедовал Свое учение и творил чудеса. Во входившей в Десятиградие древней Гадаре (современный Умм-Кайс) Господь совершил одно из самых знаменитых своих чудес: изгнал из одержимого легион бесов и повелел им войти в стадо свиней (ср.: Мк. 5, 1–20).

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

   001   002     003