Мечеть Аль-Акса. VIII, XI-XIV вв. Фотография. 2008 г. Мечеть Аль-Акса. VIII, XI-XIV вв. Фотография. 2008 г. Мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания), с изображением Иерусалима и подписью: «Агиаполис. Неаполис» (Святой город. Новый город). 757 Мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания), с изображением Иерусалима и подписью: «Агиаполис. Неаполис» (Святой город. Новый город). 757 Гессий Флор, последний прокуратор Иудеи, захватил сокровища храма и своим поступком вызвал в 66 г. Первое антирим. восстание. И. покинули христиане, бежавшие в Пеллу. В 70 г. рим. полководец Тит осадил И., построил осадную стену с севера, взял Храмовую гору и Нижний город, а через месяц - Верхний, после чего И. был полностью разрушен. От храма сохранилась только платформа, уцелели 3 башни: Гиппика, Фасаэля и Мариамны, а также часть зап. стены И. ( Ios. Flav. De bell. VII 1. 1 (1-2)). Взятие города в 70 г. археологически фиксируется в обнаруженных разрушениях каменных сооружений города и храма (вдоль юж. стены Храмовой горы: у ее подножия нагромождены рухнувшие сверху на широкую улицу иродианские каменные блоки). После гибели города в домах находили слои пепла, полопавшуюся от огня каменную посуду, оружие и человеческие скелеты. Между 70 и 132 гг. в И. стоял 10-й легион, жили вернувшиеся из Пеллы христиане и евреи ( Clark. 1960. P. 273-274; Avi-Yonah. 1973. P. 16; Peters. 1985. P. 124-126). Поиск лагеря легиона - особая глава в археологии И. Во время осады он стоял на зап. холме, более высоком и с плоской вершиной. Но по всей исследованной территории зап. холма после пожара и разрушения 70 г. наблюдается единая картина запустения, причем последующий слой запустения перекрыт уже наслоениями ранневизант. эпохи (IV-VII вв.). Гробницы эллинистического времени в долине Кедрона. Фотография. 2008 г. Гробницы эллинистического времени в долине Кедрона. Фотография. 2008 г. Цитадель (Башня Давида). Фотография. 2008 г. Присутствие в И. части сил или штаба легиона после захвата города в 70 г. подтверждает масса находок, прежде всего эпиграфических.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Но иорданцы, судя по всему, не особо торопятся. Дорогое это удовольствие — раскопки в таких местах; без финансовой помощи извне вряд ли что-то получится. А пока редкие туристы не спеша бродят по каменистым холмам, из склонов которых вырастают стены древних домов, храмов, арки и лестницы. Полуразвалившиеся, заросшие низкорослым кустарником и жёсткой травой, эти руины живут своей неторопливой жизнью, в которой столетие — что один день… Ум-ар-Расас. Развалины военного лагеря римлян А у нас час, проведённый под палящим солнцем, отнимает все силы. Измождённые, мы малодушничаем и отказываемся от мысли дойти до башен столпников, которые виднеются в полукилометре. Точнее, видна по сути одна башня; от другой почти ничего не осталось, лишь развалины фундамента. Там, как гласит предание, подвизались в древности монахи-столпники. Преподобные отцы, простите нас и благословите наше путешествие. Запоздалый факт-открытие: уже в автобусе, остывая под кондиционером, узнаём от нашего гида, что башни Ум-ар-Расаса — единственные сохранившиеся в христианском мире башни-столпы, на которых подвизались древние отшельники. Ум-ар-Расас, центральная часть мозаики храма св. Стефана Ум-ар-Расас, фрагмент мозаики храма св. Стефана Ум-ар-Расас. Башни столпников Ум-ар-Расас, фрагмент мозаики храма св. Стефана Древний Аскалон на мозаиках храма св. Стефана Ум-ар-Расас. Руины жилого дома. Поля пшеницы в окрестностях Ум-ар-Расаса   Иордания туристическая. Маин Горячие источники и водопады Маина (Ma’In, с ударением на втором слоге) — природный заповедник к юго-западу от Мадабы. Здесь иорданская природа бросается от одной крайности в другую: полчаса назад наш автобус осторожно спускался по крутому серпантину, оставив позади пустыню и палящее солнце, а теперь нашему взору предстаёт узкое ущелье, тёмное и влажное, всё в густой зелени. Где-то недалеко Мукавир и руины замка царя Ирода. Говорят, он бывал в Маине, поправляя в местных термальных источниках своё здоровье. Да, неплохое место выбрал Ирод для своей резиденции.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

От автора Все рубрики Михаил Моисеев Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть VI. Ум-ар-Расас — Маин В восьмидесяти пяти километрах к юго-востоку от Аммана находится ещё одно место, где христианская Иордания пересекается с Иорданией туристической. Археологический комплекс Ум-ар-Расас, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, знаменит благодаря уникальным мозаикам, которыми были украшены здешние христианские церкви.   Иордания христианская. Ум-ар-Расас «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…» Наш автобус едет по дороге, по […] Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть VI. Ум-ар-Расас — Маин В восьмидесяти пяти километрах к юго-востоку от Аммана находится ещё одно место, где христианская Иордания пересекается с Иорданией туристической. Археологический комплекс Ум-ар-Расас, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, знаменит благодаря уникальным мозаикам, которыми были украшены здешние христианские церкви.   Иордания христианская. Ум-ар-Расас «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…» Наш автобус едет по дороге, по […] Михаил Моисеев Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/avtorskie-kol...

309 Араб, джинс (перс, горух) – «вид», «группа», «категория». Поэтому неточны те переводы, где употребляются термины «племя» или «центр» (Гаркави 1870. С. 187). Отсутствие конкретных географических привязок привело В. Я. Петрухина к мысли о мифологичности этих известий, связанной с традицией тернарного деления самых разных структур в индоевропейской мифологии (Петрухин 1982. С. 143–158). Тем не менее первые два вида русов обычно идентифицируются. 311 Большинство исследователей полагает, что подразумеваются ильменские словене на севере. Ал-Истахри опускает наименование центра этих славян. 312 По поводу названия и местоположения третьего города и третьей области существует множество точек зрения: Арзамас, Рязань, Пермь, Тмуторокань, город в Крыму, город на Волге, город на Оке, анты, Чернигов, город и территория северо-западного Урала в районе Чердыни, западнославянский остров Рюген, область Ростова-Белоозера, Сарское городище близ Ростова и др. (Обзоры см.: Thulin 1979. Р. 103–107; Коновалова 1995а; Новосельцев 2000в. С. 321–323). 313 Еще А. Я. Гаркави предполагал, что эти сведения нарочно распускались купцами из Арсании из соображений боязни конкуренции. 314 Араб. расас. В современном словаре слово имеет два значения: «свинец», а в устной речи – «олово». Однако в «Минералогии» ал-Бируни приводятся отдельные термины: расас – «олово» и усруб – «свинец» (Бируни 1963. С. 241). Поэтому можно отдать предпочтение слову «олово», которое могло доставляться или с Урала, или с запада – с Балтики (Новосельцев 2000в. С. 323). В других частях Восточной Европы таких месторождений нет. 316 По мнениям исследователей, между Киевом и Булгаром на Волге действительно существовала полусухопутная, полуводная дорога (Янин 1956. С. 105). Прямая сухопутная дорога наиболее интенсивно действовала в XI – середине XII вв. (Рыбаков 1969; Моця, Халиков 1997; Коновалова 2000. С. 132). Дневной караванный переход (мархала) у арабов насчитывал от 20 до 40 км в день, в зависимости от ландшафта и других условий местности. Среднее значение – 35 км.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКАЛОН АСКАЛОН [евр.  ; совр. Ашкелон], г. на юге Израиля (20 км севернее Газы ), на берегу Средиземного м. Упоминается в Библии как филистимский с эпохи завоевания Ханаана (Нав 13. 3; Суд 14. 19), как ханаанский в егип. «текстах проклятий», где указано на его враждебность Египту. В амарнских письмах (поздний бронзовый век) сообщается о поддержке правителем А. Уйдийей войска фараона провиантом 320-326, 370), хотя из письма правителя Иерусалима следует, что одновременно А., Гезер и Лахиш намеревались поставлять припасы хапиру - врагам Египта 287). Египтяне захватили А., рельеф храма в Карнаке изображает штурм войсками Мернептаха «Аскелона, проклятого города, взятого… в минуту слабости» (ANET. 256). На 8-м году правления Рамсеса III (1187 до Р. Х.) была разгромлена коалиция «народов моря», включая города филистимлян A., Ашдод , Екрон , Газу и Геф . Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). VIII в. Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). VIII в. После завоевания Ханаана избранным народом А. входил в территорию колена Иуды , однако, завладев холмистой частью, «сыны Израилевы» не смогли изгнать филистимлян с равнин (Нав 13. 3; Суд 1. 18-19). В эпоху Судей А. упомянут в рассказе о Самсоне , убившем в этом городе 30 мужей (Суд 14. 19); Давид называет А. среди филистимских городов, правители к-рых будут рады поражению Израиля при горах Гелвуйских (4 Цар 1. 20); гибель А. предрекал прор. Амос (1. 8). Ассир. источники VIII в. до Р. Х. еще признают А. филистимским вместе с Газой и Екроном, но в 734 г. до Р. Х. Тиглатпаласар III принуждает А. платить подати, а позже захватывает город. Вплоть до сер. VII в. его цари были лояльны по отношению к Ассирии и город служил опорным пунктом для вторжений в Египет. После краха Ассирии филистимские города отказались платить подати вавилонскому царю Навуходоносору , за что А. к зиме 604 г. до Р. Х. был разрушен, его царь и мн. жители уведены в Вавилон. Город вновь достиг расцвета в период персид. господства. В эллинистический период A. овладели Птолемеи, затем Селевкиды; при Маккавеях А. оставался независимым. К 111 г. до Р. Х. его независимость от Селевкидов была подтверждена чеканкой особой серебряной монеты. В рим. период А. - свободный греч. город. Царь Ирод построил здесь бани, источники и колоннады ( Иосиф Фл. Иуд. войн. I 422). В начале Иудейской войны в греч. А. были убиты 2500 евреев (Там же. II 477), но война не нанесла городу экономического ущерба, и в позднерим. эпоху он все еще был известен своим производством сельскохозяйственной продукции ( Strab. Geog. XVI 2. 29).

http://pravenc.ru/text/76616.html

Наиболее ранние постройки, относящиеся, по-видимому, к арабскому лимесу времени имп. Траяна (98-117), сохранились в форте Авара (ныне Хумайма, между Мааном и Акабой, площадь 204×147 м). Важнейшим фортификационным мероприятием было строительство оборонительной линии в кон. III в. при имп. Диоклетиане. Она протянулась от Бостры до Акабы, ее важнейшими крепостями были находящиеся в разной степени сохранности Беттор (Эль-Ладджун к востоку от Эль-Карака, 220×280 м, 6 на 8 башен), Августополь (Удрух между Петрой и Мааном, 180×220 м, 6 на 8 башен) и Кастрон-Мефаа (Умм-эр-Расас, перестраивался до VI в., 150×190 м, 6 на 7 башен). Исследованы и многочисленные небольшие форты: Хатита (Хирбат-эс-Самра к северу от Эз-Зарки, 65×65 м, 3 на 3 башни), Умм-эль-Джималь (к востоку от Эль-Мафрака, 110×110 м, 2 на 2 башни), Даджания (к северу от Маана, 100×100 м, 4 на 4 башни) и др. Хорошей сохранностью отличаются форты Каср-эль-Азрак (перестроен в 1237) и особенно Каср-Бушир близ Эль-Катраны (50×50 м, 2 на 2 башни). Сохранились и трудно датируемые наблюдательные башни - в Умм-эр-Расасе (позднее могла использоваться для столпнических подвигов) и соседних Эз-Зафаране и Эр-Румейле, а также в Умм-эль-Джимале. Раннехристианское искусство Архитектурные памятники этого периода сохранились в И., за исключением неск. церквей в Умм-эль-Джимале, лишь на уровне оснований стен. В результате раскопок было раскрыто более 200 храмов, датирующихся IV-VIII вв., преимущественно VI в. Основным строительным материалом служил известняк, на плато Хауран (север И.) - базальт, в Петре - песчаник. По функциональным признакам можно выделить 3 группы храмов ( Michel. 2001. P. XIV): храмы паломнических центров (на горе Нево, кон. IV в., сер. VI в.; у пещеры Лота (Дейр-Айн-Абата) VI - нач. VII в.; предполагаемого собора в Герасе, нач. V - VI в.; 8-гранной ц. в Гадаре, 1-я пол. VI - 1-я пол. VII в.; ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 1-я пол. VI - сер. VIII в.); обычные храмы; однонефные храмы мелких поселений (гл. обр. на юге И.).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Археология В. и. доказала также, что христианство в Сиро-Палестинском регионе распространилось не сразу, к концу визант. периода христиане составили большинство везде, кроме традиц. районов расселения иудеев и самарян, Галилеи, Самарии, Голан. Визант. археология показала, что на Ближ. Востоке быстро отказались от лат. языка: его еще использовали как официальный (милевые камни, надписи на зданиях) в IV в., но к концу столетия даже в офиц. переписке заменили греческим, наряду с к-рым использовали и семит. языки (иврит, арам., араб.). Мампсис (пустыня Негев). План визант. поселения. V - VII вв. Мампсис (пустыня Негев). План визант. поселения. V - VII вв. Важнейшая особенность археологии В. и. Сиро-Палестинского региона - программы сплошных обследований территорий Израиля (Archaeological Survey of Israel, квадраты 10 ´ 10 км) и Иордании (Jordan Antiquities Database and Information System: интернет-сайт). Благодаря им число памятников визант. периода многократно выросло: только на плато между Мёртвым м. и вост. пустыней Иордании открыто более чем 2 тыс. точек, из к-рых поселения визант. периода составляют до 87% (в Хисбане). Непригодные для жизни земли пустыни Негев оказались зоной процветающего земледелия, были плотно заселены. Мн. поселки имели систему искусственного орошения, террасы и гумна, причем развивались в плотном контакте с группами кочевавших в окрестностях скотоводов. Развитая земледельческая инфраструктура с крупными поселениями (Элуса, Нессана, Обода, Собата, Мампсис, Реховот) заходила далеко на юг (до 100 км от Газы). Послойные раскопки и стратиграфические разрезы охватили малые города, деревни, мон-ри, форты и даже стоянки кочевников. Изученные поселения Иордании и Юж. Сирии (Эд-Дията, Хирбет-эд-Дарих, Хумайма) показали отсутствие регулярной планировки: пространство поселка обычно обведено стеной (Умм-эль-Джималь, Хирбет-эс-Самра, Умм-эр-Расас), а внутри имеется маленькая цитадель. Остальное пространство занято домами с внутренним двором; общественных зданий, кроме церквей, нет.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Под собственным именем И. впервые упомянут в ВЗ как город хананеев, царь к-рого Адониседек заключил союз против Гаваона (Нав 10. 1-4). Считается, что именно И. назван в егип. Текстах проклятий (кон. XIX в. до Р. Х.) и Амарнских письмах (XIV в. до Р. Х.); в последних вассал Египта Абди-Хиба, правящий в И., заверяет фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) в преданности (эти источники упом. в регионе совр. Израиля кроме И. еще Аскалон и Беф-Рехов). Имя И. встречается в ассир. текстах (засвидетельствована форма   , в т. ч. в связи с осадой города Синаххерибом в 701 г. до Р. Х. (ANET. P. 288)). В Библии нет описания города. Понять его топографию помогают сочинения уроженца И. Иосифа Флавия (I в. по Р. Х.), особенно надежные в описании укреплений города (только он описал 3 городские стены) и построек царя Ирода Великого ; необходимо учитывать, что привязки даны к давно не существующим ориентирам, а размеры и расстояния зачастую преувеличены. Город Давида. Вид с юга. Аэрофотосъемка Город Давида. Вид с юга. Аэрофотосъемка Единственная древняя карта - мозаика ок. 565 г. из Мадабы , открытая в кон. XIX в., где И. назван по-гречески «Святой град Иерусалим», окружен овальными стенами (6 ворот, 21 башня) и пересечен по оси «север-юг» 2 колоннадными улицами - большой и малой кардо (cardo maximus и cardo minimus). Схематичные и менее подробные ранневизант. изображения И. сохранились в церковных мозаиках в Умм-эр-Расас в Заиорданье. В средние века и в раннее Новое время сложилась традиция условно-схематических изображений святынь города на картах эпохи крестовых походов и в иллюстрациях к итинерариям (вид из «Итинерария» С. Верро, 1581 г.; план 1588 г. из Генуи). Первые обмерные гравюры и рисунки сделаны в XVI-XVII вв. (напр., фра Бернардо Амико). Простейший план И. совр. типа снял в 1818 г. австр. врач Ф. Зибер; затем брит. картограф и архит. 1-й пол. XIX в. Ф. Катервуд с помощью camera lucida скопировал абрис главных зданий, издал панораму и план И. Видовая фиксация И. стала проводиться чаще с развитием ориентализма в XIX в. (Д. Робертс, У. Бартлет, рус. акварелисты). Сведения письменных источников и картографии дополняют топографические и археологические исследования. История натурных исследований

http://pravenc.ru/text/293782.html

Дорога на Маин вьётся серпантином среди иорданских гор Ущелье тянется с востока на запад. Солнце простреливает его последними своими лучами; вечереет. Высокие обрывистые скалы буро-жёлтыми стенами нависают над каньоном, по дну которого течёт настоящая горная река. Постоянным фоном — шум бурлящей воды. И главное — водопады, срывающиеся с отвесных скал. Их тут десятки, как говорят. Причём большинство из них — с горячей водой. Иногда горячей настолько, что войти в эти струи невозможно: температура некоторых источников достигает 70 градусов. Но есть и более комфортные природные «душевые». Главная купальня курорта устроена на месте водопада с температурой воды примерно 35-40 градусов. Да, в этом уникальном месте туристам предлагается исключительно телесный отдых, никаких особых археологических изысков, культурных и исторических памятников. Надо признать, что после нескольких дней путешествий по пустынной Иордании этот вид отдыха кажется особенно ценным. Местные жители, кстати, того же мнения: в Маин ездят отдыхать и из Мадабы, и из Аммана — отовсюду. Это довольно необычно, кстати. Сколько раз подмечено: живущие у моря люди обычно редко в нём купаются; далеко не каждый москвич бывал в Кремле или посещал Третьяковку. В общем, «сапожник без сапог» — универсальная формула для таких случаев. А тут — нет; среди купающихся большинство — местные жители. Маин. Тёплые водопады популярны не только у туристов На площадке перед главной купальней оживленно и шумно. Шумит водопад, покрикивают от удовольствия купающиеся в его струях люди. Купальня разделена на несколько открытых бассейнов. Один из них — семейный, здесь купаются иорданцы, приехавшие с жёнами и детьми. Другой, похоже, исключительно женский — тут собралась компания из нескольких иорданок, одетых в традиционные длинные платья, с покрытыми головами. Арабские «купальники», оставляющие открытыми только лицо, кисти руки и ступни, по сравнению с бикини, в которых щеголяют немногочисленные европейки, — настоящие скафандры инопланетян. Да, разница между культурами и традициями видна здесь особенно отчётливо. Хотя мусульманские женщины с азартом делают «селфи» на фоне бурлящего потока. Неужели эти снимки через минуту появятся в Instagram?

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

Даже многие мужчины купаются в майках. Хотя те, что помоложе — те ведут себя гораздо свободнее пожилых. Вот компания молодых арабов примостилась на скользких камнях прямо под струями водопада; ребята кричат, встают в мужественные позы — а их друг пытается сделать снимок мобильным телефоном. Это не так-то просто. И брызги, которые облаком висят в воздухе и мгновенно покрывают тёплой росой объектив — не главное препятствие. Главная трудность — это чтобы не развалилась композиция. Дело в том, что струи водопада, мощные, полноводные, тугие, падают с приличной высоты, и порой очень непросто сохранить под ними равновесие, стоя на скользких камнях. Молодым арабам это удаётся, и оттого они ревут ещё громче: да, мы сделали это! В этот момент они очень похожи на группу фанатов какого-нибудь «Анжи» или «Терека». Маин. Купальня для женщин. Мужчины постарше сидят по шею в горячей воде. Водопад — природный «смеситель» — иногда освежает неожиданной прохладной струёй. Дети визжат и брызгаются. За ними присматривают их родители. Говорят, местные воды, помимо того что они нагреты глубоко в недрах земли, отличаются высоким содержанием минеральных элементов. Рекламные проспекты обещают туристам, что воды Маина улучшат обмен веществ, вылечат заболевания суставов и кожи, снимут аллергические реакции и даже замедлят процессы старения. Как можно понять, что ты стал стареть медленнее? Ну да ладно. Избавиться от аллергии и подлечить суставы — уже хорошо. Солнце давно ушло за скалы. Всё ущелье накрыла непривычная для глаза густая тень. Но центральная купель лишь наполняется людьми – многие выбираются сюда именно под вечер, когда не так жарко. Маленькая лавка-киоск предлагает отдыхающим небольшой ассортимент традиционных арабских женских купальников-платьев и даже спортивных вариантов, похожих на костюмы аквалангистов. Природа Маина контрастирует с окружающей ущелье пустыней В стороне — здание мечети. Пения муэдзинов, обычного для иорданских городов, не слышно — постояльцы отеля в большинстве своём не мусульмане, а кому надо совершить намаз — те сами найдут дорогу. Да и нет здесь никакого города, ни даже посёлка: в ущелье стоит одна-единственная гостиница. Сейчас сотрудники администрации обеспокоены другой проблемой: пару минут назад со скалы неподалёку в ущелье обрушился довольно внушительный кусок горной породы, и теперь надо разобраться, не повредил ли он постройки или коммуникации.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

  001     002    003