Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНЕНСКАЯ И ВЕЛИКОПРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Варненска и Великопреславска епархия], Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Варна. Объединяет приходы и мон-ри на территории Варненской обл. и Тырговиштского окр. Разградской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Варненское, Добричское, Провадийское, Тырговиштское и Шуменское. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Ковачёв). По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 308 храмов и 14 часовен, в к-рых служат 95 священнослужителей. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Варне, 2-й по величине храм-памятник в Болгарии, возведен в 1882-1886 гг. в память погибших за освобождение Болгарии рус. воинов и болг. ополченцев. Сев. престол посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь имп. Александра II Освободителя, юж.- свт. Николаю Чудотворцу в честь вел. кн. Николая Николаевича, главнокомандующего Дунайской армией. Монастыри На территории епархии действуют мон-ри: во имя св. равноапостольных Константина и Елены муж. (3 насельника) близ Варны (основан до XVI в., в 1828-1829 разрушен, затем восстановлен), недавно открывшийся в честь Рождества Пресв. Богородицы в Варне жен. (1 насельница), во имя св. апостолов Петра и Павла жен. в Златаре (4 насельницы), во имя св. равноапостольных Мефодия и Кирилла в Преславе муж. (3 насельника). Недействующий мон-рь-музей Аладжа во имя Св. Троицы . Планируется восстановление мон-ря во имя вмч. Пантелеимона, основанного в IX в. ок. Преслава на р. Камчия, в к-ром работали ученики Кирилла и Мефодия святые Наум и Климент Охридские . Образована по решению 1-го Церковно-Народного Собора 1871 г. путем объединения 2 ранее самостоятельных епархий, Варненской и Преславской. Основание епископской кафедры в Варне восходит к апостольским временам. Известно о проповеди ап. Андрея Первозванного на побережье Вифинии, Понта, Фракии и Скифии и о поставлении им в греч. колонии Одесс (совр. Варна) своего ученика ап. от 70 Амплия . Упоминания об этой кафедре сохранились от III - нач. IV в., в кон. VI - нач. VII в. она имела статус автокефальной архиепископии. В VII в. Одесс был сожжен и опустошен аварами, на его месте возникло болг. поселение под названием Варна, в IX-X вв. была возрождена и церковная организация. В нач. XIII в., после завоеваний царя Калояна, эти земли вошли в состав Преславской епархии Тырновского Патриархата. После восстановления Византийской империи Варна вернулась в подчинение Константинопольской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/154303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕВЛЕВИЧИ [белорус. правосл. церковные и общественные деятели XVII в. на белорус. и укр. землях в Речи Посполитой. Фома (кон. XVI в., Могилёв - не позже 60-х гг. XVII в.), правосл. писатель и педагог, один из идеологов братского движения на белорус. и укр. землях 1-й пол. XVII в. Был идейно близок к антиуниат. публицистам рубежа XVI и XVII вв., сторонник единства вост. славян. Детские годы Ф. прошли в Могилёве, предположительно он учился в школе могилёвского Спасского братства (создана в 90-х гг. XVI в.), затем в киевской Богоявленской братской школе (известна с 1615). В нач. 20-х гг. Ф.- студент фак-та «семи свободных искусств» Краковского (Ягеллонского) ун-та, который окончил в 1625 г. Преподавал в Киевской братской школе, в 1628-1632 гг. ректор школы. После объединения по инициативе нового митр. Киевского свт. Петра (Могилы) этой школы со школой Киево-Печерской лавры (1631) и образования Киево-Могилянской коллегии Ф. вместе с племянником Игнатием Иевлевичем покинул Киев, в февр. 1632 г. перебрался в Могилёв, где продолжил педагогическую деятельность. По-видимому, он преподавал в уч-ще создававшегося в то время Богоявленского братства. В 1633 г. могилёвские мещане добились от кор. Владислава IV привилея на постройку новой школы при Богоявленском мон-ре. В дальнейшем Могилёвская братская школа наряду с Виленской и Брестской была известна тем, что в них наиболее полно обучали «семи свободным искусствам». В 40-х гг. Ф. преподавал в братской школе Слуцка. В 1658 г. был могилёвским протопопом. Литературное наследие Ф. представлено философско-публицистической поэмой «Лабиринт, или Запутанная дорога, где Прекрасная Мудрость по долгу своему господам могилевчанам и тем, кто им подобен в действиях своих, кратчайший и наилучший путь указывает». Произведение было издано на польском языке в 1625 г. в Кракове в типографии Франтишка Цезария Старшего. В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр находится в фондах Московской Синодальной типографии РГАДА в Москве.

http://pravenc.ru/text/293557.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИЯ Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 145 а (РГБ) Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 145 а (РГБ) (XI в.), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый. И. упоминается в ПВЛ под 6582 (1074/75) г. со ссылкой на несохранившееся Житие прп. Антония Печерского XI в. Рассказ об И. в летописи в свою очередь стал основой Слова в Киево-Печерском патерике «О первых чернецах печерских». По свидетельствам летописи и патерика, И. помнил Крещение Русской земли, имел дар прозорливости: «Если что кому предсказывал: доброе ли, злое ли,- сбывалось сказанное старцем» (Древнерус. патерики. 1999. С. 181). Святой, зная тайные помыслы людей, наставлял монахов, намеревавшихся покинуть мон-рь. В кратком Житии И., содержащемся в «Алфавите» мон. Ионы Керженского 1807-1811 гг., сказано, что И., крестившись во время Крещения Руси равноап. вел. кн. Владимиром (Василием) Святославичем , позднее пришел в Киево-Печерский мон-рь и умер здесь в глубокой старости (ЯМЗ. 15544. Л. 63 об.- 64). Местонахождение мощей И. отмечено в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Имя И. под 5 окт. указано в «Анфологионе, или Избранной Минее на весь год» (К., 1619); данное издание стало 1-й попыткой прославления Печерских святых. Местная канонизация преподобного совершилась в 1643 г., когда по благословению митр. Киевского св. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». И. как имеющий дар предвидения прославляется в 4-м тропаре 3-й песни канона. Отдельный день памяти И.- 5 окт.- указан в месяцеслове «Полуустава» (К., 1643).

http://pravenc.ru/text/293632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ИОАННОВИЧ Молодой (15.02.1458, Москва - 7/8.03. 1490, там же), старший сын и соправитель Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , рожден в 1-м браке вел. князя с Марией Борисовной - дочерью Тверского вел. кн. Бориса Александровича. Не позднее 1471 г. отец объявил И. И. соправителем, наиболее ранний документ, фиксирующий титул вел. князя у И. И.,- договор Иоанна III с Вел. Новгородом, заключенный в авг. 1471 г. В 1472 г. И. И. участвовал в закладке нового здания Успенского собора Московского Кремля и в перенесении мощей митр. св. Петра , в 1479 г. присутствовал на освящении Успенского собора. Во время похода на Москву в 1472 г. хана Большой Орды Ахмата, остановленного в кон. июля на Оке, И. И. был отправлен отцом в Ростов. 12 нояб. 1472 г. И. И. присутствовал на свадьбе Иоанна III с Софией (Зоей) Палеолог . От имени младшего вел. князя были отправлены дары Римскому папе и братьям вел. кнг. Софии. В заключенном 12 янв. 1474 г. договоре Вел. Новгорода и Пскова с Дерптом И. И. назван, как и отец, «царем всея Руси»; это 1-й случай использования царского титула в отношении рус. князей в офиц. документе. А. Контарини, побывавший в Москве в 1476 г., писал, что И. И. состоит в «немилости» у отца, т. к. «нехорошо ведет себя с деспиной», т. е. с Софией Палеолог. Однако эта «немилость» (факт не подтверждается отечественными источниками) не повлияла на статус И. И. Во время поездок Иоанна III в Новгород в 1476 и в 1479 гг., а также во время похода русских войск в кон. 1477 - нач. 1478 г., положившего конец новгородской самостоятельности, Москвой управлял И. И. В кон. 1479 г., когда Иоанн III вновь находился в Новгороде, на службу в рус. столицу приехали братья крымского хана Менгли-Гирея Нурдовлат (Нур-Даулят) и Хайдар. В янв. 1480 г. И. И. послал отцу в Новгород известие о мятеже братьев Иоанна III князей Андрея Угличского и Бориса Волоцкого. Когда на Москву летом 1480 г. двинулся хан Большой Орды Ахмат, Иоанн III направил И. И. к «Берегу», т. е. к Оке. Ахмат обошел окский рубеж и вышел по территории Великого княжества Литовского к р. Угре. И. И. вместе со служилым кн. Даниилом Холмским и дядей Андреем Васильевичем Меньшим возглавил рус. войска, противостоявшие Ахмату на Угре в течение осени. Согласно др. летописному своду, Иоанн III, находившийся под влиянием нек-рых лиц из его окружения, сомневался в возможности противостоять Орде. Он приказал сыну вернуться в Москву, но И. И. отказался. Когда кн. Даниил Холмский, получивший от Иоанна III поручение привезти сына силой, начал просить И. И. ехать в Москву, князь ответил: «Леть ми зде умерети, нежели к отцу ехати».

http://pravenc.ru/text/471249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ [греч. Κριλλος] (сер. XII - нач. XIII в.), митр. Кизический, визант. экзегет, полемист, поэт; в миру Константин Стильб (Стильвис) (Κωνσταντνος Στιλβς). Основным источником биографических сведений о К. служат его собственные произведения, однако высокая степень риторизации, обилие аллегорий и перифраз не позволяют интерпретировать их однозначно и установить точные датировки. Переписка К. почти не сохранилась, известны краткие послания к брату и к протонотарию дрома Феодору Авликаламу ( Criscuolo. Due epistole. 1983. P. 14-18). Возможно, К. начал преподавательскую карьеру при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) ( Darrouz è s. 1960. P. 185; Flusin. 1997. P. 56) или в 1182-1184 гг. ( Browning. 1963. P. 30-31; RegPatr, N 1184a). В течение 12 лет К. преподавал богословие в школе при ц. св. апостолов Петра и Павла в К-поле, затем еще 2 года - при ц. Спасителя у ворот Халка (это назначение произошло между 1194 и 1198). В кон. 90-х гг. XII в. К. вошел в число высших патриарших чиновников: сначала был назначен дидаскалом Псалтири (предположительно при патриархе Георгии II Ксифилине - RegPatr, N 1184a), затем- дидаскалом Апостола (при патриархе Иоанне X Каматире - RegPatr, N 1196a) и дидаскалом Евангелия. До 1204 г. К. был поставлен митрополитом Кизическим, но после лат. завоевания был вынужден оставить город. Последнее упоминание о К. содержится в одном из посланий историка Никиты Хониата, созданном между 1206 и 1208 гг. в Никее ( Dieten J. L., van. Niketas Choniates: Erläuterungen zu den Reden und Briefen nebst einer Biographie. Amst., 1971. S. 181). Сочинения Богословские и экзегетические 1. «Наставление о святых Мандилионе и Чрепии» (Διδασκαλα περ τν γων το Μανδυλου κα το Κερμου; изд. греч. текста, франц. пер.: Flusin. 1997. P. 66-79). Написано в 1194-1197 гг.; по предположению Б. Флюзена, произнесено 16 авг. в честь назначения К. преподавателем в школу при ц. Спасителя у ворот Халка.

http://pravenc.ru/text/1840313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ (Карпович Лонгин; ок. 1580 - 24.09.1620, Вильно), прп. (пам. 24 сент.) , 1-й настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ), проповедник и полемист, типограф. Биографические сведения о Л. содержатся в «Казанье на погреб Леонтия Карповича» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) , анонимном соч. «Лямент у света убогих на преставление отца нашего Леонтия Карповича», также они приведены митр. Петром (Могилой) со слов игум. Исаии (Трофимовича-Козловского) , к-рый поступил в Свято-Духов мон-рь при Л. (Записки Петра (Могилы). 1887. С. 57-59). Преподобный род. в семье священника, был, по-видимому, младшим сыном Михаила Федоровича Карповича, протопопа пинской замковой ц. св. Димитрия. Шляхетский священнический род Карповичей жил в Пинском повете и на Киевщине. Карповичи получили во владение о-в Асов в Пинском повете (им владел прадед Л.). Вероятно, Лонгин учился сначала в школе при пинском Лещинском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре , затем в школе православного Виленского братства при Свято-Троицкой ц., куда поступил благодаря родственнику - И. Карповичу, члену Виленского братства (необоснованным является встречающееся в лит-ре указание на обучение Карповича в Острожской академии ). Л. Карпович также вступил в Виленское братство. Достигнув совершеннолетия (ок. 1598), стал «слугой и писцом» братским, являлся послом братства на сеймах. Участвовал в строительстве братского Свято-Духовского храма, был пономарем, «шпитальным дозорцой», «строителем церковным, албо вытрикушом». Ок. 1600 г. возглавил братскую типографию (стал корректором и главным типографом, отвечал за отбор материалов для печати), сменив на этом посту погибшего Стефана Зизания (см. в ст. Зизании (Куколи) ). С ок. 1605 г. преподавал в братской школе. В янв. 1609 г. Л. Карпович в качестве одного из послов представлял Виленское братство на Варшавском сейме, задачей посольства был протест против действий униат. митрополита. По пути на сейм Карпович посетил в Заблудове экзарха К-польского патриарха в Киевской митрополии протопопа Нестора Козменича. Возможно, вскоре после этой поездки, во 2-й пол. 1609 - нач. 1610 г., Карпович принял монашеский постриг с именем Леонтий, после был рукоположен во иерея к Свято-Духовской ц. в Вильно, через нек-рое время возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Свято-Духова мон-ря. Впрочем, есть основания считать, что Карпович принял монашеский постриг позднее - во 2-й пол. 1614 - нач. 1615 г. В мандате короля Виленскому братству в июле 1614 г. он упоминается как Лонгин Карпович - один из «трех попов» братства; в 1615 г. в изданиях его проповедей уже назван архимандритом. По мнению Ф. К. Смирнова, Л. был рукоположен во иерея, затем возведен в сан архимандрита Львовским еп. Иеремией (Тиссаровским) , к-рый в 1610-1620 гг. был единственным в Речи Посполитой правосл. архиереем.

http://pravenc.ru/text/2463471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 19.09.1816, с. Сурково Новооскольского у. Курской губ. (ныне Шебекинский р-н Белгородской обл.) - 9.06.1882, Москва), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов. Род. в бедной семье сельского свящ. Петра Булгакова. В детстве часто болел. В возрасте 7 лет лишился отца. Мать Стефанида Григорьевна, дочь священника, осталась вдовой с 6 малолетними детьми. Первоначально обучался в домашней школе своего крестного отца свящ. Павла Никитского (в 7 верстах от дома), в возрасте 9 лет был определен в приходское Корочанское ДУ. В 1827 г. переведен в уездное Белгородское ДУ, которое окончил в 1831 г. В 1837 г. окончил Курскую ДС, в 1841 г.- КДА. В первые годы обучения в приходском и в уездном уч-щах Булгаков не отличался особыми дарованиями, был очень болезненным. Поворотным пунктом стал случай, происшедший в уч-ще ( Титов. 1895. Т. 1. С. 19). Когда его сверстники играли на дворе, Михаил уходил с учебником за поленницу. Однажды нечаянно брошенный камень рассек ему голову. В процессе лечения неожиданно исчезли физические боли и произошло «прояснение ума». Вскоре после этого случая Булгаков стал одним из лучших воспитанников училища. За 6 лет учебы в семинарии Булгаков проявил себя даровитым учеником и в течение последних 2 лет обучения сам читал лекции студентам низшего отд-ния семинарии. Ректор Курской ДС архим. Елпидифор (Бенедиктов) особенно благоволил к нему. Благодаря преподавателю рус. языка Д. С. Любицкому буд. митрополит выработал ясный лит. стиль, на к-рый обращали внимание все рецензенты и критики его богословских и исторических трудов. В КДА особое влияние на Булгакова оказали ректор архим. св. Иннокентий (Борисов) , проф. Я. К. Амфитеатров , а также проф. архим. Димитрий (Муретов) , читавший курс догматического богословия. Впосл. М. многократно обвиняли в заимствованиях из лекций архим. Димитрия, киевские профессора М. Н. Скабалланович и М. Ф. Ястребов активно защищали М. ( Ястребов. 1887; Скабалланович. 1911).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в ранних источниках, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII в. как на период жизни затворника М. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 66, и др.) следует признать необоснованным. Имя М. присутствует в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах: «Здесь почивает преподобный Мардарий монах (а не Федор Даниловичь, князь Острожский, как народ думает)» (цит. по: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; ср.: цит. по: Модест (Стрельбицкий), архиеп. 1885. С. 80). Тем не менее имя М. отсутствует в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Указан на планах Дальних пещер 1661 и 1674 гг. (Дива печер. 1997. С. 139; ср.: Там же. С. 140). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1885), сообщалось, что М. был «безкелейный», отличался помимо прочих добродетелей нестяжательством, не желал иметь ничего (далее, очевидно ошибочно, говорится - «в келлии своей»), кроме одежды, носимой на себе. По преданию, зафиксированному в лит-ре XIX в., закончил земную жизнь затворником.

http://pravenc.ru/text/2561970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУЖИЛОВСКИЙ Андрей (в монашестве Анатолий) (80-е гг. XVI в. (?) - после 1633), протопоп Слуцкого повета, насельник Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), правосл. писатель-полемист. Биография Дата и место рождения М. неизвестны. М. С. Грушевский предполагал, что протопоп происходил из Галичины (из с. Мужилов близ г. Подгайцы (ныне город в Тернопольской обл., Украина)). Однако, учитывая то, что Мужиловские в XVII в. считали себя шляхтичами, возможно, они жили на Волыни в имении князей Острожских Мужиловичи (Луцкий повет). Не исключено, что Мужиловские были слугами кн. Константина Константиновича Острожского. В 1603 г. кн. Острожский был покровителем Иоанна Мужиловского, софийского протопопа в Киеве (к 1605 Иоанн Мужиловский подчинился униатскому митр. Ипатию Потею ). В источниках 30-х гг. XVII в. упоминается киево-печерский проповедник и игумен Белиловского мон-ря Киевской епархии Антоний Мужиловский. Возможно, М. учился в Острожской академии. Служение М. проходило в Слуцке, важнейшем центре Православия в Литовском великом княжестве (ВКЛ). В 1616 г. «пресвитер Андрей со Слуцка» поставил подпись в начале полемического произведения «Отпис на лист унитов виленских...». Владельцами Слуцка были представители «биржанской» ветви Радзивиллов, им принадлежало право «подачи» слуцких церквей. В городе и его окрестностях помнили времена правосл. князей Олельковичей, патронов правосл. Церкви (XVI в.). Когда Слуцк перешел к протестантам Янушу Радзивиллу, затем к его брату Кшиштофу, новые владельцы вынуждены были считаться с православным прошлым края. По крайней мере с 1595 г. протестанты находились в союзе с православными против католич. Контрреформации. Слуцк со Слуцкой архимандритией , принадлежавший митрополичьей Киевской епархии, являлся центром правосл. мон-рей в ВКЛ. Слуцкие архимандриты Самуил (Шитик-Залесский) и Феодосий (Василевич) были наместниками Киевских митрополитов (соответственно Петра (Могилы) и Сильвестра (Косова) ) в ВКЛ.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА Митр. Никомидийский (30-е гг. XII в.), участник греко-лат. полемики в Византии, собеседник еп. Ансельма Хафельбергского в 2 богословских диспутах, к-рые состоялись в 1136 г. в К-поле; предполагаемый автор несохранившегося антилат. произведения. Вопрос достоверности сведений о Н. Главный источник сведений о Н.- 2-я и 3-я книги «Антикейменов, или Диалогов» еп. Ансельма Хафельбергского, который посетил К-поль в апр. 1136 г. по поручению герм. имп. Лотаря II. В К-поле, в помещении у храма св. Ирины , он дважды публично беседовал на религиозные темы с Н., а спустя 14 лет представил папе подробное описание этих встреч. Однако исследователи установили, что рассказ Ансельма о его беседе с Н. заключает в себе ряд более или менее точных текстовых совпадений с сочинениями Петра Абеляра , свт. Григория Богослова , блж. Августина Аврелия и Боэция , а также с «Трехчастной историей», «Понтификальной книгой», «Псевдо-Исидоровыми декреталиями» и «Апологетическим посланием в защиту регулярных каноников» самого Ансельма (см.: Avvakumov. 2002. S. 182-183). При этом, согласно тексту «Антикейменов...», именно Н. во время диспутов зачитал (без указания на источник цитирования) 2 рассуждения из 3-й и 5-й гомилий Григория Богослова и 2 небольших фрагмента творений Августина, 2 высказывания из «Понтификальной книги» и отрывок, схожий с одним местом из «Апологетического послания» Ансельма ( Бармин. 2006. С. 370-372). Наконец, известно, что в окт. 1136 г. пост митрополита Никомидии занимал некий Константин ( Darrouzus. 1965. P. 60). Ввиду этих обстоятельств было предложено признать обоих изображенных в диалогах Ансельма иерархов чисто лит. фигурами, а само описание беседы - вымышленным ( Avvakumov. 2002. S. 191, 367). Тем не менее Константин мог стать митрополитом уже после беседы Н. с Ансельмом. Кроме того, почти все использованные Ансельмом в его работе сочинения могли быть ему известны и до беседы с Н., и потому он мог приводить какие-то фрагменты на диспуте и позже уточнить их текст по первоисточникам. Также и Н. мог использовать в своем выступлении слова свт. Григория Богослова о неприемлемости многоначалия и безначалия в Божестве и разнообразные эпитеты Св. Духа (PG. 36. Col. 76, 165-168). Он же мог в ходе диспута высказать пожелание приспосабливать свой разум к Свящ. Писанию, а уже потом Ансельм мог включить это замечание в свое «Апологетическое послание в защиту регулярных каноников», написанное ок. 1138 г. (PL. 188. Col. 1119). Кроме того, Ансельм сам признавался в намерении передать по памяти лишь «настрой» разговора, добавляя некоторые «необходимые вере и соответствующие этой работе» рассуждения. Наконец, общий объем заимствованного текста составляет едва 5% всего произведения. Поэтому нельзя полностью отвергать историческую достоверность «Антикейменов...» как источника сведений о диспутах 1136 г.

http://pravenc.ru/text/2565390.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010