Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПОМОНА [греч. Υπομον] (ок. 1372 - 23.03.1450, К-поль), прп. (пам. греч. 13 марта, 29 мая), визант. имп. (с 1392). В миру Елена Драгаш, дочь серб. деспота Константина Драгаша, правителя Сев.-Вост. Македонии; с 10 февр. 1392 г. супруга визант. имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). Происхождение матери Елены Драгаш неизвестно. Упоминаемая в источниках жена Константина Драгаша трапезундская царевна Евдокия (дочь имп. Алексея III Великого Комнина ) не могла быть ее матерью, поскольку их свадьба с серб. правителем состоялась после 1386 г., а в 1392 г. Елена уже достигла брачного возраста. В анонимном «Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам» (в наст. время атрибутируется Исидору , митр. Киевскому) говорится, что в имп. семье Мануила II и Елены всегда царило согласие ( Λμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 166). У них родились 10 детей: Иоанн VIII Палеолог (1392-1448; визант. император с 1425), Константин XI Палеолог (1405-1453; визант. император с 1449), Андроник (1400-1429; деспот Фессалоники), Феодор II (между 1394 и 1399-1448; деспот Мореи), Димитрий Палеолог (1406/07-1470/71; деспот Мореи), Фома (1409-1465; деспот Мореи) и умершие в детстве 2 сына и 2 дочери. Иоанн Евгеник в «Утешительном слове» называет императрицу «доброй матерью и госпожой и руководителем и учителем» ( Idem. 1912. Τ. 1. Σ. 63). В 1399-1403 гг., когда имп. Мануил II отправился в Зап. Европу просить помощи для осажденного турками К-поля, Елена с детьми жила в Мистре , столице визант. Морейского деспотата . Позднее она посещала с мужем Пелопоннес еще в 1408 и 1415 гг. Интересом императрицы к этому региону объясняется основание ею жен. мон-ря Надежда Ненадеянных (ныне Пепеленица, близ Эйо, ном Ахея). Протопр. С. Макристатис также предполагает, что во время пребывания в Коринфе в 1415 г. Елена посещала аскитирии на горе Герания (Ерания, близ Лутраки), в одном из к-рых - Патапия преподобного мон-ре - память об императрице переросла в почитание ее как святой ( Μακρυστθης. 1999. Σ. 70-71). Особое покровительство Елена оказывала мон-рю св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Петра, к-рому выплачивались значительные суммы на поминовение ее отца. В Дионисия преподобного мон-ре на Св. Горе Афон хранится подаренный императрицей крест. Погановский мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в Сербии) являлся задужбиной Константина и Елены Драгаш ( С. Манастири Cpбuje: Велика илустрована ehцukлoneдuja. Нови Сад, 20023. 2. С. 726). В 1395 г., после гибели отца, Елена достроила храм в обители (Културна ризница Cpбuje/Сост.: J. Београд, 2002. С. 377). Погановская икона Божией Матери считается вкладом Елены в этот монастырь.

http://pravenc.ru/text/673771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕМЕНЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ), находится в г. Кременец Тернопольской обл. (Украина). Основан как мужской в 1636 г. правосл. дворянами хорунжим Даниилом Ело-Малинским и чашником Лаврентием Древинским по благословению митр. Киевского свт. Петра (Могилы) и с разрешения польск. кор. Владислава IV Вазы . Это событие стало возможным после подписания новым королем Речи Посполитой в 1633 г. пунктов «для успокоения людей греческой религии». Новая обитель стала резиденцией кременецкого Богоявленского братства, основанного вместе с К. м. для противодействия распространению унии на Волыни. При братстве существовали школа и богадельня, с 1638 г. работала типография. Среди первых изданий известны «Грамматика албо писменница славянского языка» (1638) и «Синод в року 1638 в церкви кафедральной Луцкой отправленный», к которому было присоединено полемическое сочинение еп. Сильвестра (Косова) «О семи Таинствах». Но ок. 1650 г. типография была упразднена. Братчикам в лице основателей разрешалось покупать в городе и окрестностях земли и здания, заниматься просвещением. Главную деятельность насельники К. м. направили на противодействие развитию и влиянию в городе униат. церкви, впервые появившейся в Кременце в 1630 г., после постройки городским старостой, отпавшим от Православия кн. Янушем Константиновичем Вишневецким, Свято-Духовской ц., подчиненной униат. Владимир-Волынскому епископу. К тому же с 1530 г. здесь активно действовал францисканский монастырь, основанный на средства польск. кор. Боны Сфорцы. В 1644 г. К. м. получил значительное пожертвование от дворянина Максимилиана Люли, к-рый выкупил в пользу обители у мещанина Гавриила Поповника за 1 тыс. злотых «дом и грунты». Земли, согласно записи в градских книгах от 14 нояб. 1644 г., располагались в самом центре города: от рынка до городского вала с одной стороны и от имений позже возникшего иезуитского костела до самого мон-ря - с другой. На содержание «шпиталя (богадельни) для людей уломных местных Кременецких русских» основателем братства Лаврентием Древинским в духовном завещании была записана часть дохода с его имений в селах Пашины, Пулганов и Кокоров Волынского воеводства.

http://pravenc.ru/text/2459001.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Горка Андрей; 1671, Львов (?) - 10.04.1737, Хлынов), еп. Вятский и Великопермский. Род. в семье казака из мест. Стаек Киевского у. В юные годы переехал в Киев, под влиянием митр. Киевского Варлаама (Ясинского) принял монашеский постриг и поступил в Киево-Могилянскую коллегию, по окончании к-рой служил учителем киевских уч-щ. В годы преподавательской деятельности подружился с архим. Феофаном (Прокоповичем) . Современники назвали Л. «братом во вторых Феофана». Дружественные отношения связывали его и с еп. Феофилактом (Лопатинским) . Л. составил учебники «Idea artispoeseos» и «Rhetorica». Будучи возведен в сан игумена, в 1713 г. Л. был определен настоятелем киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила мужского монастыря . Здесь он усиленно занимался самообразованием, собрал большую б-ку, составлял латино-словен. лексикон, впосл. у него похищенный. В 1719 (1720?) г. по неизвестной причине Л. «насильно изгнан» из Выдубицкого мон-ря. Деятельный характер и неспокойная натура Л. привели к тому, что у него оказалось множество недоброжелателей, включая наместника Киево-Печерского мон-ря архим. Иоанникия (Сенютовича). 29 апр. 1722 г. Синод по ходатайству гетмана И. И. Скоропадского определил Л. архимандритом Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря . Но он не успел вступить в управление обителью, т. к. был назначен обер-иеромонахом во флот, к-рый под личным командованием имп. Петра I Алексеевича отправлялся в Персию, в «Низовой поход» ( Воздвиженский. 1820. С. 241). Возможно, царь предполагал поручить Л. написание истории похода. По преданию, фамилия Горка была дана Л. имп. Петром, к-рый называл его «горой учения». 3 нояб. 1722 г. Л., заболев во время похода, послал прошение об увольнении, и 15 февр. 1723 г. был отпущен в Нов. Иерусалим. В Москве Л. узнал, что вскоре после его отъезда оставшийся в Новоиерусалимском монастыре управитель был взят под арест, а обитель осталась без надзора. Поэтому Л. «ввиду могущей произойти от сего беспорядочности по монастырскому управлению» просил о назначении ему «в подручные» наместником брянского архим. Питирима, на что последовало разрешение. В 1723 г. Л. доносил Синоду, что 27 мая «каменный шатер, что над гробом Господним, обрушился и пал на нижние хоры и оставшиеся стены до земли расселись во многих местах и от того разрушения обители учинилась превеликая печаль». Поскольку мон-рь не мог исправить повреждения своими средствами, Синод передал «дело исправления разрушения» в распоряжение Сената.

http://pravenc.ru/text/2462465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ (Юрлов Лаврентий Михайлович; ок. 1678, с. Сёмово Курмышского у. (с XVIII в.- Макарьевского у. Нижегородской губ.) - 28.01.1755, Москва), бывш. еп. Воронежский и Елецкий. Род. в семье нижегородского дворянина, рано осиротел; был взят на воспитание боярином кн. И. Б. Троекуровым (1633-1703), одним из приближенных молодого царя Петра I Алексеевича и его свояком, последним главой Стрелецкого приказа. Вместе с сыновьями кн. Троекурова Федором и Иваном участвовал в Азовских походах 1695 и 1696 гг. Был пажом царицы Марфы Матвеевны. В 1700 г. в начале Северной войны участвовал в осаде Нарвы, закончившейся 19 нояб. поражением рус. войск. Обстоятельства и время принятия монашества достоверно неизвестны. В собрании «Анекдотов» об имп. Петре Великом И. И. Голикова со слов вдовы адмирала А. И. Головина, сына И. М. Головина (1680-1737), одного из ближайших сподвижников царя, приведен рассказ «Происшествие об украденном кубке». Якобы паж Юрлов на ассамблее в Немецкой слободе в Москве украл любимый кубок царя и спрятал в карете царицы Марфы. Царь, раскрыв преступление на месте, велел царице на следующее утро прислать пажа к нему. Вечером царица расспросила Юрлова о случившемся и тот ей во всем признался. Видя раскаяние юноши, она дала ему неск. червонных и «велела спасаться, как он знает». Юрлов ушел в Вологду и постригся в монахи. Сам епископ на допросе в 1730 г. рассказал, что он до 1711 г. «лет с десять» находился в Троице-Сергиевом монастыре. В 1706 г. в Сергиев монастырь вернулся из приписного астраханского во имя Святой Троицы муж. мон-ря несший там послушание строителя иером. Георгий (Дашков) . Вскоре он стал казначеем, затем келарем «у Троицы», а в апр. 1711 г.- настоятелем в сане архимандрита. Белец Юрлов сблизился с о. Георгием и впосл. разделил его участь. В сер. 1712 г. Л., уже будучи монахом Троице-Сергиева мон-ря, как следует из рекомендательных писем митр. Новгородского и Великолуцкого Иова митрополитам Казанскому Тихону (Воинову) и Астраханскому Сампсону († 3 апр.

http://pravenc.ru/text/2463251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Е. Ковалевский. Фотография. 1970-е гг. Максим Евграфович (30.08.1903, С.-Петербург - 13.06.1988, Париж), диак., духовный композитор, музыковед. Род. в семье общественного и церковного деятеля Е. П. Ковалевского (1865-1941). В 1914 г. был определен в Александровский кадетский корпус, а в 1915 г.- в Пажеский корпус. Воспитывали К. и его братьев Петра и Евграфа (впосл. еп. Иоанн-Нектарий ) в традициях Православной Церкви. Летние месяцы семья проводила в родовом поместье Ютановка Воронежской губ., где в ц. Тихвинской иконы Божией Матери К. приобщился к уставному богослужению и старинным обиходным распевам. С 1918 г. семья жила в Харькове, где К. и его братья учились в гимназии, а также посещали местную ДС. К. брал уроки фортепиано и теории музыки у И. И. Слатина. Братья прислуживали в харьковском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре , среди насельников к-рого было немало учеников митр. Антония (Храповицкого) , дальнего родственника Ковалевских, чей авторитет в этой семье был очень высок. В 1920 г. семья Ковалевских, проведя нек-рое время в Севастополе, выехала через К-поль во Францию, где поселилась сперва на вилле в Больё-сюр-Мер близ Ниццы, затем (с 1923) в пригороде Парижа Мёдон. В 1921 г. К. был посвящен архиеп. Евлогием (Георгиевским) во иподиакона и до 1924 г. прислуживал в Александра Невского соборе в Париже . Активно участвовал в устройстве рус. церквей в Мёдоне и Кламаре. Неск. лет управлял хором ц. св. Иоанна Воина в Мёдоне, принимал участие в службах на Свято-Сергиевском подворье. В 1920 г., после сдачи экзаменов и получения от посольства России в Париже степени, эквивалентной франц. степени бакалавра, К. поступил на математический фак-т Сорбонны, к-рый окончил в 1925 г. До 1928 г. обучался в Ин-те статистики Парижского ун-та. В 1929 г. К. поступил на работу в страховую компанию «Ле Солей и Л " Эгль» на должность актуария. К концу 40-летней карьеры он являлся руководителем актуарного департамента и техническим советником Союза франц. компаний по страхованию жизни.

http://pravenc.ru/text/1841598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ Еп. Смоленский (1136/37 - не ранее 1168, до 1180). По происхождению грек. Первый архиерей в истории Смоленской епархии. Согласно летописанию XII в., М. был скопцом (как и поставленный вскоре после него на Владимиро-Волынскую кафедру еп. Феодор - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304; скопчество имело в то время нек-рое распространение в среде греч. высшего духовенства), а также «певечь (певец.- М. П.) гораздыи»; кроме того, сообщается, что он «пришел из Грек сам третии к благолюбивому князю Мьстиславу» (Там же. Т. 2. Стб. 300), т. е. появился на Руси вместе с 2 некими лицами (певцами?) не позднее 1132 г., до которого блгв. кн. Мстислав (Феодор) Владимирович Великий (1125-1132) занимал княжеский стол в Киеве. Дополнительные сведения о М. приводятся в митрополичьей Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. (др. источниками они не подтверждаются): М. был поставлен 26 апр.; в грамоте патриарха К-польского Луки Хрисоверга , включенной в летопись под 1160 г., «сестричичем» М. (т. е. племянником по сестринской линии) называется Феодор (Феодорец) , нареченный в 60-х гг. XII в. на самовольно учрежденную блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским митрополичью кафедру во Владимире-на-Клязьме (скорее всего это ошибочная информация, принадлежащая перу позднейшего переписчика; ниже, под 1170 г., Феодор называется «сестричичем» киевского боярина Петра Бориславича - ПСРЛ. Т. 9. С. 239). Смоленская епископия была создана в 1136/37 г. (в дореволюционной лит-ре была принята дата 1137 г.; после определения Н. Г. Бережковым летописного 6645 г. как ультрамартовского большинство совр. исследователей принимают 1136 г.; по В. Л. Янину , в период с нач. 1136 по нач. 1138). Хиротонию М. возглавил митр. Киевский Михаил I (II) . Епархия под упр. М. была образована по инициативе смоленского (впосл. Киевского) блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича путем выделения ее территории из Переяславской епископии после кончины Переяславского еп. Марка (Маркелла) († 6 янв. 1135). Каменный Успенский собор в Смоленске, ставший с учреждением епархии кафедральным, был заложен еще блгв. кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом в 1101 г., освящен в 1103 г., причем в летописи эта церковь называется «епискупьей» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250; очевидно, имеется в виду, что возводимый храм предназначался Переяславской кафедре - в киевском летописании XII в. специально отмечалось, что до поставления М. своих епископов в Смоленске не было - Там же. Стб. 300).

http://pravenc.ru/text/2561882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857, С.-Петербург), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57). Род. в семье советника канцелярии Коллегии иностранных дел статского советника кн. Сергея Васильевича Мещерского (1737-1781) и Александры (Анны) Ивановны Мещерской, урожденной Кушелевой (1753-?). По муж. линии происходил из старинного рода бояр Мещерских, обладавших княжеским титулом, по женской - был праправнуком боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Наталии Кирилловны Нарышкиной, супруги царя Алексея Михайловича и матери имп. Петра I Алексеевича . М. получил домашнее образование, еще в детстве был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновский полк. 22 апр. 1797 г. поступил на действительную военную службу в звании прапорщика. 8 сент. 1798 г. уволен в отставку с мундиром. 5 дек. 1805 г. М. присвоили чин камер-юнкера и он был определен на службу членом Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Проявил себя добросовестным исполнителем в деле поселений для иностранцев. В 1808-1809 гг. занимал должность херсонского гражданского губернатора. Оказывал помощь иностранным поселенцам в крае, особенно внимательно относился к вопросам улучшения быта. Осуществлял вспомоществования, в т. ч. и из собственных средств. Первой женой М. была Екатерина Ивановна (1782-1851), дочь правителя Костромского наместничества, сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва (1736-1793) и Евдокии Дмитриевны Ланской (не ранее 1760-1816). В 1808 г. у супругов род. единственный сын Элим (1808-1844), впосл. известный дипломат и писатель. Второй женой М. стала Прасковья Егоровна Панова († 1860). 8 июня 1809 г. М. после присвоения ему чина действительного статского советника был назначен обер-прокурором 2-го отд-ния 5-го департамента Правительствующего Сената и прослужил в этой должности до 1817 г. В окт. 1812 г. был командирован в Москву с различными поручениями. В 1813 г. М. избран одним из директоров С.-Петербургского комитета Библейского об-ва. В 1816 г. утвержден действительным членом совета Императорского человеколюбивого об-ва. С 1824 г. помощник главного попечителя. По поводу увольнения М. в 1846 г. по собственному желанию с этого почетного поста митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) , первенствующий член Синода, писал: «…не могу не изъявить Вашему сиятельству искреннего моего сожаления о потере в Вас сотрудника, неусыпному и истинному христианскому попечению коего Человеколюбивое общество обязано учреждением большей части существующих ныне в ведении его благотворительных заведений и настоящим их состоянием для пользы неимущих» ( Панов. 1857. С. 1492).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Николай Варжанский. Фотография. После 1907 г. Георгиевич (Юрьевич) Варжанский (25.11.1881, мест. Искорость Овручского у. Волынской губ.- дек. 1918, Москва), мч. (пам. 23 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских). Из семьи чиновника, потомственного почетного гражданина. Окончил Житомирское ДУ, затем Волынскую ДС по 1-му разряду. В 1903 г. поступил в МДА. Окончил академию в 1907 г. с ученым званием кандидата богословия за соч. «Малороссийское богословие в отношении к латинству до Петра Могилы». В том же году обвенчался с Зинаидой Неофитовной Любимовой, дочерью прот. сщмч. Неофита Любимова , настоятеля Воскресенской ц. на Ваганьковском кладбище в Москве. Прот. Неофит Любимов был известным в Москве миссионером и проповедником, организованное им изд-во выпускало миссионерскую и апологетическую лит-ру. Общие устремления впосл. сблизили Н. с тестем, они вместе занимались миссионерской и просветительской деятельностью. 11 февр. 1908 г. Московский и Коломенский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) назначил Н. на должность помощника противосектантского миссионера Московской епархии. С 31 мая 1910 г. он занимал должность противосектантского миссионера-проповедника Московской епархии. С марта 1911 г., не оставляя миссионерской деятельности, служил в Московской канцелярии Синода, а также преподавал историю и обличение сектантства во второклассной церковной школе при Московском епархиальном доме (с 1910) и на церковно-учительских курсах им. В. А. Грингмута (с 1911). 9 июня 1915 г. назначен преподавателем на вновь открытую в МДС кафедру сектоведения. Выступал в качестве лектора по обличению сектантов на миссионерских и пастырских курсах в 1910-1915 гг. Член правления братства Воскресения Христова (с 1910). Организовал в Лефортове в рабочих кварталах за Семёновской заставой Варнавинское народное об-во трезвости, в к-ром состоял товарищем председателя. Варнавинское об-во имело собственный дом, где читали лекции известные профессора, и собственный домовый храм во имя ап. Варнавы.

http://pravenc.ru/text/2565878.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР (Ок. 1680, греч. п-ов Морея (Пелопоннес), Греция в составе Османской империи - 14.02. 1751, Яссы, Молдавское княжество), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви. О его семье и жизни на родине известно мало. Он был священником, имел хорошее образование. В 1715 г. Н. вместе со всей семьей попал в тур. рабство. В К-поле на него обратила внимание Анна Дедиу Раковицэ (дочь кэмэраша Дедиу Кодряну), супруга молдав. господаря Михая Раковицэ. По ее настоянию Н. вместе с семьей выкупили и он стал придворным наставником детей господарской семьи ( Gorovei. 1989. Р. 453). Согласно источникам, это случилось непосредственно перед 3-м правлением Раковицэ в Молдавском княжестве (1715-1726). Впосл. высокий уровень образования Н. ценили и др. молдав. господари-фанариоты и их приближенные. Так, автор Гикулештской летописи подчеркнул данное обстоятельство, когда описывал Н.: «Восхваленный всеми не только за мудрость и его хорошие манеры, но и за образованность, которой выделялся» ( Ps.-Amiras. 1975. Р. 483). Прибыв в Молдавское княжество, Н. принял постриг в Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре и стал иеромонахом. В 1724 или 1725 г. стараниями буд. молдав. господаря Григоре II Гики (1726-1733; 1735 - сент. 1739; окт. 1739-1741; 1747-1748) был хиротонисан во архиерея и возведен в сан титулярного митрополита Сидского. В июне 1729 г. совершил чин обручения сына господаря Григоре Скарлата с дочерью спафария Йордаке Кантакузина. Описывая это событие, анонимный автор летописи Псевдо-Амираса охарактеризовал митрополита как человека «очень мудрого и истинно святого», а также указал на его привилегированное положение при господаре: «Господарь держал его при себе» (Ibid. Р. 146). Н. был приближен и ко двору Григоре II Гики, где тоже являлся наставником господарских детей. Дочь Н., Петра, была выдана замуж за агу Анастасие Лупу; возможно, в княжестве женился и сын Н., Андрей ( Gorovei. 1989. Р. 453-454).

http://pravenc.ru/text/2565486.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ IV МУЗАЛОН [Греч. Νικλαος Μουζλων] (2-я пол. XI - сер. XII в.), патриарх К-польский (дек. 1147 - март/апр. 1151). Н. М. начал карьеру как ритор и преподаватель в уч-ще св. Петра, затем возглавил его. Об этом этапе жизни Н. М. известно из составленного им Похвального слова в честь патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) ( Darrouz è s. 1988). Содержание речи указывает на то, что она могла быть произнесена вскоре после вступления Николая III на К-польскую кафедру. Такая датировка подкрепляется Деяниями Влахернского Собора, созванного зимой 1094/95 г. имп. Алексеем I Комнином (1081-1118) для разрешения конфликта между ним и митр. Халкидонским Львом (RegPatr, N 965). Подпись представителя Кипрской архиепископии в Деяниях не читается полностью, но, по предположению П. Готье, она может быть реконструирована как Николай ( Gautier. 1971. P. 270-272). В таком случае уже к зиме 1094/95 г. светская карьера Н. М. должна была завершиться. Но это маловероятно, поскольку тогда к моменту восхождения на К-польскую кафедру в 1147 г. Н. М. было не меньше 85 лет ( Niceforo Basilace. 1977. P. 250-251). Согласно более осторожной гипотезе, Н. М. создал Похвалу патриарху Николаю III в нач. XII в., а Кипрскую кафедру занимал в 1106/07 - 1110/11 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 876; Karlin-Hayter. 1995. P. 171). В период пребывания на Кипре Н. М. вступил в противостояние с местными чиновниками и был вынужден покинуть кафедру ( Karlin-Hayter. 1995). Об этих событиях известно из пространной ямбической поэмы, написанной Н. М. в оправдание своего поступка ( Δοανδου. 1934). В ее заглавии Н. М. называет себя просто - «монах». Кульминация поэмы - стремительный обмен репликами между лирическим героем и его безымянным другом, в к-ром герой красочно описывает жестокость сборщиков налогов и уподобляет свое решение покинуть паству тому, как мать, лишенная молока, преодолевает ради любви и долга свою естественную привязанность и отдает любимое дитя чужим людям, к-рые способны о нем позаботиться. Н. М. прибыл в К-поль, где удалился в мон-рь во имя святых Космы и Дамиана (Космидион) и вскоре стал его настоятелем ( Darrouz è s. 1984. P. 183). В первые годы пребывания в К-поле Н. М. продолжал участвовать в церковной политике: в 1112 г. он стал одним из правосл. богословов, отобранных для диспута о Filioque с архиеп. Миланским Петром Гроссолано ( Grumel. 1933. P. 30-31), и в связи с этим написал для имп. Алексея I трактат «Об исхождении Святого Духа» ( Ζσης. 1978. Σ. 307-329).

http://pravenc.ru/text/2566038.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010