И от такого их земледелия многие христиане помирают, не токмо не сподобившися приятия тела Христова, но и покаяния лишаются и умирают, яко скот. И ради земледельства поповского стоят церкви Божии, яко пустые храмины, без славословия Божия...; в праздничный день, где было идти в церковь на славословие Божие, а поп с мужиками пойдет овины сушить, а где было обедню служить, а поп с причетники хлеб молотит. А в таковых суетах живуще, не токмо стадо Христово пасти, но и себя не упасти» 180 . С другой стороны прихожане, выбиравшие к себе причт, не были строги в выборе. Нередко «во священство поставлялись такие невежды, которые, по выражению собора 1667 г., ниже скоты пасти умеют, кольми паче людей» 181 . Самыми видными и наиболее часто встречающимися недостатками в духовенстве были: невежество, небрежное отношение к богослужению и просвещению паствы, пьянство и раздоры. В духовенстве больших городов, где оно было обеспечено более достаточно, замечалась леность в отправлении богослужебного чина 182 . Вместе с материальною нуждой, невежеством и другими недостатками белого духовенства соединялось и его унижение. Завися в своем содержании от прихожан, помещика или – в домовой церкви – от боярина, причт покорно преклонялся пред ними, делал уступки, стараясь снискать их расположение, молчал там, где следовало бы обличать, и нередко раболепствовал. Иначе грозило или уменьшение доходов, или изгнание. В конце XVII в. псковский митр. Маркелл жаловался, что «церквами архиерей не владеет, а владеют мужики, а священники бедные и причетники у них вместо рабов и говорить против них ничего не смеют» 183 . Помещики часто ставили во священники к своим вотчинным церквам крепостных крестьян и продолжали видеть в них по прежнему своих рабов, поэтому обращались с ними не лучше, чем с крестьянами. Даже собор 1667 г. не признал за такими священниками права оставить свой приход, и детей, рожденных до посвящения, оставил в крестьянстве 184 . Самовольство помещиков давало себя чувствовать и таким священникам, которые по происхождению не принадлежали к крестьянству, – как чужим, так и еще более своим вотчинным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 172-235, 485-491; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000. С. 460-480, 489-490; 1-7, 12). В XVI в. исключительное значение для рус. гимнографического творчества имели Соборы митр. Макария (1547 и 1549), на к-рых было прославлено 39 святых, в т. ч. неск. южнославянских ( Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 33-35, 43-45; Голубинский. Канонизация святых. С. 92-109). Их целью было установление общерус. по преимуществу празднования святым, прежде почитавшимся местно или в пределах епархии. Одним из главных моментов канонизации новых святых было составление служб им. В случае существования старых служб (преимущественно возникших до 20-х гг. XVI в.) они редко оставались нетронутыми, чаще заменялись целиком или существенно перерабатывались. Уже в процессе подготовки Соборов были известны Минеи новым чудотворцам, получившие позднее широкое распространение. Минея на март. XVI в. (РГБ. ТСЛ 541. Л. 40 об.— 41) Минея на март. XVI в. (РГБ. ТСЛ 541. Л. 40 об.— 41) Каноны и стихиры новым святым часто изобилуют житийными деталями, иногда в них встречаются элементы полемики (спор городов о мощах святого в службе кн. Всеволоду (Гавриилу), церковные споры в службе прп. Иосифу Волоцкому и т. п.). Над созданием служб трудились книжники из окружения Новгородского архиеп. (впосл. митрополит) Макария: Василий, Варлаам, Илья, Пахомий, псковский инок Филофей и др. Активное гимнографическое творчество продолжалось и в 50-60-х гг. К этому времени относится творчество суздальского инока Григория (написавшего службы Собору всех новоявленных чудотворцев Российских (пам. 17 июля) и суздальским святым: преподобным Евфимию, Евфросинии, Козме Яхоренскому, епископам Иоанну и Феодору) и игум. новгородского Хутынского мон-ря Маркелла по прозвищу Безбородый. Благодаря исследованиям Ф. Г. Спасского и А. Е. Смирновой ( Смирнова. (II) 2005. Творчество) игум. Маркелл предстает центральной фигурой рус. Г. XVI в.- автором, преодолевшим влияние Пахомия Логофета. 3 службы (Никите, еп.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Из агиографических произведений М. относительно надежно атрибутируют Житие прп. Саввы Сторожевского и Похвальное слово свт. Никите, еп. Новгородскому. Житие прп. Саввы составлено М. по благословению митр. Макария, «умолену ему бывшу отцы обители оноя», как сообщает сам автор. Тот факт, что практически сразу после создания Житие вошло в Успенский и Царский списки ВМЧ, позволяет предположить, что оно создавалось специально для этого сборника. Заказывая текст для 1-го рус. агиографического свода, митрополит должен был знать М. как образованного книжника, однако данных о более ранних произведениях этого автора нет. Житие прп. Саввы составлено между 1543 и 1552 гг. (нижняя граница обусловлена началом правления последнего упоминаемого в Житии сторожевского игумена, верхняя - годом вложения ВМЧ в Успенский собор Кремля). Включение Жития в ВМЧ объясняет стабильность его текста. Оно известно в единственной редакции; текстологические данные позволяют выделить только 2 варианта текста - «четьи-минейный» и «монастырский», восходящий к скрипторию Саввина Сторожевского мон-ря ( Смирнова. 2008). В Житии прп. Саввы М. пользуется традиц. приемами организации агиографического текста как в композиции, так и в поэтике. Оно состоит из житийной части и описания чудес. Житийные сведения скупы и в основном касаются монашеской жизни преподобного и устроения им Сторожевской обители. Причину этого М. объясняет так: «Мы же о рожении и о въспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше, въкратце написахомъ» (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 68). Нек-рые сведения Жития (напр., о времени игуменства прп. Саввы в Троице-Сергиевом мон-ре) противоречат др. историческим источникам ( Голейзовский Н. К. О времени кончины и местной канонизации прп. Саввы Сторожевского// Он же. Исследования. М., 2005. Т. 1. Ч. 1. С. 165-176). Чудеса прп. Саввы в Житии представляют собой переработанные монастырские записи и охватывают период с 30-х гг. XV в. по 40-е гг. XVI в. В целом Житие прп. Саввы Сторожевского вполне традиционно для своего времени и не имеет выдающихся лит. достоинств.

http://pravenc.ru/text/2562308.html

Повесть о видении кузнецу Дорофею. В 1581 г., во время осады Пскова Стефаном Баторием, пскович Дорофей видел, как от Печерского мон-ря к Пскову шествовала Богородица вместе с прп. Антонием Киево-Печерским и К. Богородица призвала святых, погребенных в Троицком соборе, и все вместе они молились за спасение города. Повесть о видении Дорофея была широко распространена как в отдельных списках, так и в составе Повести о Псково-Печерском монастыре 80-х гг. XVI в., в редакциях XVII в., а также в составе Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков в редакциях XVII в. (опубл.: Малышев В. И. Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков. М.; Л., 1952. С. 112-113; БЛДР. Т. 13. С. 490-492). В 1690 г. митр. Псковский и Изборский Маркелл перенес мощи К. из пещеры в Успенский собор и положил в новой гробнице в стене: об этом событии повествуется в Сказании о перенесении мощей К. (ГИМ. Забел. 481). Память К. указана в «Описании о российских святых». В рукописях XVIII в. встречается канон святым Антонию и Феодосию Киево-Печерским, в 9-й песни к-рого читаются стихиры святым Ионе и Корнилию Псково-Печерским, а также чудотворной иконе Успения Пресв. Богородицы (РГБ. Ф. Нило-Столобенской пуст. 69. Л. 1-8; РГАДА. Ф. 188. 680. Л. 1-10 об.). 17 дек. 1872 г. мощи преподобного переложили в медную раку, а в 1892 г. была изготовлена новая, богато декорированная рака. В общероссийские святцы имя К. включено в нач. XX в. (Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903). В 1930-1931 гг. диак. Петр Орец составил службу святому (новая редакция написана в 1962), на ее основе создана совр. служба (Минея (МП). Февр. 1981. С. 631-639). Акафист прмч. Корнилию был опубликован в 1942 г. В 1986 г. в Никольском храме освящен придел во имя прмч. Корнилия. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, установленный в 1987 г., и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, учрежденный в 1996 г. Лит.: Никитский А. Очерки внутренней истории Пскова. СПб., 1873. С. 704-705; Барсуков.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никодим (Вулпе), еп. Единецкий и Бричанский. Фотография. 2017 г. (Вулпе Иоанн (Ион) Васильевич; род. 4.09.1956, с. Киперчень Оргеевского р-на Молдавской ССР), архиеп. Единецкий и Бричанский. Из крестьянской семьи. В 1973 г. окончил киперченскую среднюю школу. В 1974-1976 гг. проходил срочную военную службу. В 1977 г. поступил в ЛДС, в 1980 г. продолжил обучение в ЛДА, учился в академии 1 учебный год. 18 марта 1981 г. в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда Тихвинским архиеп. Мелитоном (Соловьёвым) рукоположен во диакона, 21 мая того же года в Иоанно-Богословском храме при ЛДАиС Выборгским архиеп. Кириллом (Гундяевым) (ныне Патриарх Московский и всея Руси) - во иерея. 8 июня 1981 г. направлен в распоряжение Кишинёвского и Молдавского архиеп. Ионафана (Кополовича) . 14 авг. того же года назначен настоятелем ц. во имя прп. Параскевы в пос. Кутузове (ныне г. Яловень, Молдавия). С 12 мая 1982 г. настоятель Свято-Михайловской ц. с. Киперчень Оргеевского р-на. 7 дек. 1987 г. назначен помощником благочинного церквей Кишинёвского благочиннического округа. 8 янв. 1988 г. возведен в сан протоиерея. С 14 окт. 1988 г. член епархиального совета Кишинёвской епархии, 1 февр. 1989 г. стал попечителем Кэприана , в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, 8 февр. 1990 г.- благочинным церквей городов Кишинёва, Тирасполя, Бендер, Новоаненского и Яловенского районов. В 1989-1992 гг. заочно обучался в МДА. 24 авг. 1990 г. назначен настоятелем Свято-Никольского собора г. Оргеев (ныне Орхей). 24 авг. 1993 г. назначен духовником и администратором Курковского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . С 13 окт. того же года председатель Издательского совета Православной Церкви Молдовы Московского Патриархата. 28 мая 1997 г. стал членом Синода Православной Церкви Молдовы. 10 сент. 1999 г. назначен благочинным Орхейского благочиннического округа. 23 янв. 2009 г. принял постриг с именем в честь прав. Никодима, тайного ученика Спасителя. Постриг совершил Бэлцский и Фалештский еп. Маркелл (Михэеску) . 19 февр. того же года Кишинёвским и всея Молдовы митр. Владимиром (Кантаряном) Н. возведен в сан игумена. 7 апр. возведен в сан архимандрита. 10 окт. 2009 г. назначен членом Издательского Совета РПЦ. 24 дек. 2010 г. Н. был избран Синодом РПЦ епископом Единецким и Бричанским. Хиротонию 26 дек. того же года в московском храме Христа Спасителя возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://pravenc.ru/text/2565584.html

В 1897 г. К. был определен настоятелем домовой ц. во имя свт. Николая Чудотворца при Российском посольстве в Риме (действовала в Палаццо-Джустиниани). Торжественные богослужения архимандрита привлекали в посольский храм множество богомольцев - греков, русских, славян и др. С первых дней настоятельства в посольской церкви К. заявил о необходимости возвести в Риме «православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 г. он инициировал сбор средств, к-рый в 1900 г. официально разрешил имп. Николай II Александрович , внесший «царскую лепту» - 10 тыс. р. Для сбора пожертвований К. выезжал в Москву, он получил деньги от вел. князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича, от московских фабрикантов и сибир. золотопромышленников (всего 265 тыс. итал. лир), а гр. Л. А. Бобринский пообещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Вилла-Мальта). Первый состав Строительного комитета был сформирован под рук. К. и А. И. Нелидова, посла России в Италии. На рассмотрение комитета было подано большое количество проектов буд. храма, в т. ч. выполненных известными архитекторами В. А. Покровским и В. Моральди. Однако из-за политических событий последующих лет и гл. обр. революции 1917 г. в России храм не был построен. 27 апр. 1902 г. имп. Николай II утвердил решение Синода о назначении К. епископом Уфимским и Мензелинским. 24 мая в зале заседаний Святейшего Синода в С.-Петербурге состоялось наречение К. в сан епископа, в церемонии участвовали митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), архиеп. Финляндский и Выборгский Николай (Налимов) , епископы Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) и Маркелл (Попель) и обер-прокурор К. П. Победоносцев . При наречении К. рассказал, что весть о призвании к архиерейскому служению он получил направляясь в Латеранскую базилику св. Иоанна Предтечи в Риме. В благоговейном безмолвии он вошел в величественный собор и у престола, в сени к-рого хранились главы апостолов Петра и Павла, молился о помощи в служении в условиях «грубого неверия и дикого анархизма».

http://pravenc.ru/text/1841351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАРИЯ КЛЕОПОВА (I в.), ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. в Неделю св. жен-мироносиц; пам. греч. 23 мая; пам. визант. 30 июня) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРК († после 1630), Белавинский, основатель Белавинского в честь Богоявления муж. мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРК прп., Киево-Печерский, Гробокопатель - см. в ст. Марк, Феофил и Иоанн, преподобные, Киево-Печерские МАРК (кон. XIV - 1-я пол. XV в.?), прп. (пам. 29 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских преподобных), Псково-Печерский МАРК прмч. Синайский (пам. 14 янв., в Соборе Синайских преподобных) - см. в ст. Синайские и Раифские преподобномученики МАРК (Махров Михаил Емельянович; 1875-1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_61.html

До 1917 г. особым почитанием пользовались не сохранившиеся до наст. времени святыни: чудотворная икона свт. Германа Казанского с частицей мощей в свияжском Успенском муж. мон-ре, чудотворный список Казанской иконы Божией Матери в г. Тетюши, чудотворная икона свт. Николая из г. Мамадыша (явилась в урочище Святая Чаша). В нач. 60-х гг. были уничтожены почитавшиеся св. источники с явленной Киево-Печерской иконой Божией Матери в дер. В. Девлизеры, с явленной иконой св. Иоанна Предтечи в с. Богородском. Архиереи архиеп. св. Гурий (Руготин; 7 февр. 1555 - 5 дек. 1563), архиеп. св. Герман (Садырев-Полев) (12 марта 1564 - 6 нояб. 1567), архиеп. Лаврентий (9 февр. 1568-1573), архиеп. Вассиан (14 февр.- 21 мая 1575), архиеп. Тихон (Хворостинин; 15 июля 1575 - 14 июля 1576), архиеп. Иеремия (1576-1581), архиеп. Косма (29 дек. 1581-1583), архиеп. Тихон (1583 (?) - 1589), митр. св. Ермоген (13 мая 1589 - 3 июля 1606), митр. Ефрем (июль 1606 - 26 дек. 1613), митр. Матфей (7 февр. 1615 - 13 янв. 1646), митр. Симон (7 февр. 1646 - 26 сент. 1649), митр. Корнилий (13 янв. 1650 - 17 авг. 1656), митр. Лаврентий (26 июля 1657 - 11 нояб. 1672), Корнилий (16 марта 1673 - 6 авг. 1674; в управление епархией не вступил), митр. Иоасаф (6 сент. 1674 - 30 янв. 1686), митр. Адриан (21 марта 1686 - 24 авг. 1690), митр. Маркелл (8 сент. 1690 - 21 авг. 1698), митр. Тихон (Воинов, 25 марта 1699 - 24 марта 1724), еп. (с 1727 митрополит) Сильвестр (Холмский; 25 июля 1725 - 2 марта 1732; фактически до авг. 1731), архиеп. Иларион (Рогалевский; 26 марта 1732 - 29 марта 1735), архиеп. Гавриил (Русской ; 17 сент. 1735 - 9 марта 1738), еп. Лука (Конашевич; 9 марта 1738 - 9 окт. 1755), еп. Гавриил (Кременецкий; 8 окт. 1755 - 25 июля 1762), архиеп. (с 26 янв. 1775 митрополит) Вениамин (Пуцек-Григорович; 26 июля 1762 - 17 марта 1782), архиеп. Антоний (Зыбелин; 25 апр. 1782 - 5 марта 1785), архиеп. Амвросий (Подобедов; 27 марта 1785 - 16 окт. 1799), архиеп. Серапион (Александровский; 21 окт. 1799 - 11 дек. 1803), архиеп.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Марк (или Маркелл), епископ Переяславский Сведения о преосвященном Марке противоречивы. В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С. В. Булгакова упоминаются два святителя: Марк (в 1125–1134 гг.) и Маркелл (в 1134–1135 гг.); в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) упоминается один святитель – Марк (или Маркелл). До епископства был игуменом Переяславского Иоаннова монастыря. С 4 октября 1125 года – епископ Переяславский. Скончался 6 января 1134 года. У митрополита Макария (Булгакова) дата смерти – 1135 год. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1048. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 28. Летопись по Ипатьевскому списку/Издано Археографической комиссией. – 2-е изд. – СПб., 1908. – С. 12. См. также: Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографической комиссией. – СПб., 1841–1921. Православный собеседник. – Казань, 1860, апрель. – С. 425. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 463 (примечания). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви МАРК прмч. Синайский (пам. 14 янв., в Соборе Синайских преподобных) - см. в ст. Синайские и Раифские преподобномученики МАРК (Махров Михаил Емельянович; 1875-1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРКЕЛЛ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики МАРКЕЛЛИН мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики МАРКИАН мч. К-польский (пам. 9 авг.) - см. в ст. Иулиан, Маркиан, Иоанн, Григорий, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий, Петр и Мария, мученики К-польские МАРКИАНА мц. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин , Каллиник волхв, Феодор, Фавст МАРК И МАРКЕЛЛИН Марк и Маркеллин [Маркеллиан] († ок. 287), священномученики Римские (пам. 18 дек.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 18 июня) МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРК ПУСТЫННИК (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), автор аскетических и догматико-полемических сочинений, прп. (пам. 5 марта)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_82.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010