Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов ИОАНН МИНЧХИ груз. гимнограф и мелург (X в.), подвизался в груз. общинах лавры прп. Саввы Освященного и Екатерины вмц. мон-ря на Синае КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф КУРДАНАИ груз. гимнограф (X в.), подвизался в груз. общинах Саввы Освященнного лавры в Иерусалиме и Екатерины вмц. монастыря на Синае МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/rubrics/129693_2.html

архиерейским чином, мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны. Характеристику Г. дал в своем сочинении кн. Курбский: «Бе он яко тела великого муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистинну святаго жительства, и священных писаней последователь, и ревнитель по Бозе, и в трудех духовных мног». По словам Курбского, Г. был «отчасти причастен» учению прп. Максима Грека и был «человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и велик помошник был в напастех и в бедах обьятым, тако же и ко убогим милостив зело» ( Курбский. Стб. 318 - 319). Житие и служба Г. с чудесами и надгробным словом написаны мон. Иоанном между 1657 и 1672 гг. по благословению и со слов Казанского митр. Лаврентия на основе Житий сщмч. Филиппа и свт. Гурия. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митр. Лаврентия об исцелении его по молитвам к Г. Житие Г. малоинформативно, в нем святитель особо прославляется как основатель и настоятель Свияжского мон-ря. В 1696 г. Казанский митр. Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Г., к-рые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска частица. 23 июня 1714 г. по благословению Казанского митр. Тихона (Воинова) мощи Г. были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 г. В память об этом перенесении тогда же был установлен праздник 23 июня, составлена служба. В 1842 г. мощи переложили в новоустроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, в 1888 г. на главу святителя была возложена новая митра. Поскольку в результате данного переоблачения стали очевидны следы насильственной кончины святителя, настоятель Свияжского мон-ря архим. Вениамин исправил службу Г. и написал акафист, в к-ром святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод своим определением 25 окт. 1889 г. не разрешил публикацию этих текстов. Результаты осмотра мощей отразились в утвержденном архим.

http://pravenc.ru/text/164699.html

ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских

http://pravenc.ru/rubrics/123216_2.html

Мардарий Севастийский , мч. (13/26 декабря) Марина (Маргарита) Антиохийская , вмц. (17/30 июля) Мария Египетская , прп. (1/14 апреля; в Неделю 5-ю Великого поста) Мария , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Мария Константинопольская , Палестинская, прп. (26 января/8 февраля) Мария Магдалина , равноап., мироносица (22 июля/4 августа; в Неделю св. жен-мироносиц) Мария Радонежская , схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского (18/31 января; 28 сентября/11 октября) Марк Арефусийский , еп., исповедник, мч. (29 марта/11 апреля) Марк евангелист , ап. от 70-ти, еп. Александрийский (4/17 января ап.]; 25 апреля/7 мая) Марк Евгеник , Ефесский, митр. (19 января/1 февраля) Марк Печерский , Гробокопатель, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (29 декабря/11 января; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Марк Псково-Печерский , прп., чудотворец (29 марта/11 апреля) Маркелл Апамейский , прп., игумен обители «Неусыпающих» (29 декабря/11 января) Маркелл Маккавей , мч. (1/14 августа) Маркиан Константинопольский , чтец, мч. (25 октября/7 ноября) Марон Сирийский , пустынник, прп. (14/27 февраля) Мартин Римский , папа, исп. (14/27 апреля) Мартиниан Белоезерский , прп., игумен (12/25 января; 7/20 октября) Мартиниан Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Мартиниан Кесарийский (Палестинский), прп. (13/26 февраля) Мартирий Зеленецкий , прп. (1/14 марта; 11/24 ноября) Мартирий Константинопольский , иподиакон, мч. (25 октября/7 ноября) Мартирий Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 25 октября/7 ноября) Марфа , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Марфа Антиохийская , Едесская, прп., мать Симеона Дивногорца (4/17 июля) Марфа Каппадокийская , мать прп. Симеона Столпника (1/14 сентября) Матрона Анемнясевская , Касимовская, блж. (9/22 апреля) Матрона Московская , прав. (19 апреля/2 мая) Матрона Солунская (Фессалоникийская), мц. (27 марта/9 апреля) Матфей (Левий), ап. из 12-ти и евангелист, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (16/29 ноября; 30 июня/13 июля ап.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛЛ И АНТОНИЙ [Греч. Μαρκλλος κα Αντνιος], мученики (пам. 1 марта). Краткое Житие мучеников содержится лишь в нек-рых списках визант. Синаксарей. Согласно рукописи Ath. Laur. I 70, XIV в., М. и А. предстали перед наместником Палестины и исповедали Христа истинным Богом. Они были схвачены и брошены в темницу. Затем мучеников подвергли пыткам: прижигали ноги, скребли спины железными когтями и, наконец, обезглавили. Точное время мученической кончины неизвестно. В визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 499-500) тем не менее подчеркивается, что М. и А. «скончались в огне». В большинстве визант. источников память святых указана без Жития (напр., Синаксарь К-польской ц.- SynCP. Col. 500), и в таком виде она перешла в более поздние греч. и славяно-рус. агиографические памятники: в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 15), нестишные Прологи ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 172), стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. T. 7. С. 8), ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 1-11. Стб. 17а, 18d), Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 15 об.), «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Март. С. 41). В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита А. назван Антонином. Ряд исследователей объединяют в одну группу с М. и А. мучеников Сильвестра и Софрония, память которых также празднуется 1 марта. Однако каждой паре святых посвящено отдельное двустишие. Лит.: ActaSS. Mart. 1668. T. 1. P. 22-23; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 60; Sauget J.-M. Marcello, Antonino, Silvestro e Sofronio, santi, martiri//BiblSS. Vol. 8. Col. 677; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 299; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 15. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2562322.html

Холмской ДС прот. Иоанн Потей, приходившийся дальним родственником униат. митр. Ипатию Потею . О разрыве с унией в числе первых объявил собор духовенства Бельского и Влодавского деканатов 12 янв. 1875 г.; в этот день делегаты от 45 приходов и 26 священников в г. Бела подписали акт о присоединении к Православию. 18 февр. 1875 г. в Холме (ныне Хелм Люблинского воеводства Польши) о своем желании присоединиться к правосл. Церкви заявили руководители униат. Церкви на Холмщине: администратор Холмской епархии прот. Маркелл Попель (см. Маркелл (Попель) , еп.), ректор Холмской ДС прот. Ипполит Криницкий, секретарь Холмской консистории и настоятель Рождество-Богородичного собора прот. Иоанн Гошовский, другие клирики Холмского деканата, подписавшие «Соборный акт холмского духовенства». Воссоединение с Православием 42 униат. приходов и 30 священников имело место 25 марта 1875 г. в г. Янов (ныне Янув-Подляски) Седлецкой губ. Деканальные «соборики» духовенства, принимавшие решения о воссоединении, состоялись 27 апр. в с. Балля-Церковная Сувалкской губ., 13 мая в Грубешове (ныне Хрубешув), 15 мая в Николаевском соборе в г. Замостье (ныне Замосць), последнее собрание прошло в том же храме, в к-ром в 1720 г. проводился Замойский собор. 25 марта 1875 г. делегацию духовенства и мирян Холмской епархии принял в С.-Петербурге имп. Александр II Николаевич . 23 апр. 1875 г. Синод РПЦ принял постановление о воссоединении холмских униатов с правосл. Церковью. Офиц. церемония воссоединения Холмской греко-униат. епархии с правосл. Церковью состоялась в храме св. Варвары в Холме 11 мая 1875 г. В этот день в епархии ежегодно праздновалась память восстановления церковного единства в Холмской Руси. Рождество-Богородичный кафедральный собор в Холме был закрыт в 1874 г. для «переустройства... приспособительно к православному богослужению». Холмская униатская епархия насчитывала на момент своего упразднения 266 приходов, 260 578 верующих, ее клир составляли 240 священников, в т. ч. 40 переселенцев из Галиции (в процессе воссоединения 69 «упорствующих» священников были высланы в Россию, 63 уехали в Галицию).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Титлинов Б. В. Правительство Анны Иоанновны в его отношении к делам православной Церкви. Вильно, 1905. Титлинов Б. В. Феофан Прокопович//РБС. Яблоновский—Фомин. 1913. О Феофане Прокоповиче : См. лит. к § 2–4. Маркелл (Родышевский), еп. Дело о Феофане Прокоповиче//Чтения. 1862. Кн. 1. Маркелл (Родышевский), еп. Житие Новгородского митрополита Феофана Прокоповича (описательное)//Там же. Кн. 2. Храповицкий А. В. Дневник. 1782–1793. СПб., 1874. Четыркин Ф. В. Платон, митрополит Московский. 2-е изд. М., 1899. Чистович И. Георгий Дашков//Прав. об. 1863. 1. Чистович И. Дело Маркелла Родышевского с Феофаном Прокоповичем//Там же. 1864. 9. Чистович И. Из истории первой половины XVIII в. Феофан Прокопович и Феофилакт Лопатинский//Там же. 1860. 9. Чистович И. Новые материалы для Решиловского дела//Там же. 1862. 2, 4. Чистович И. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. Шаховской Я. П. Записки. М., 1810; СПб., 1872. Шильдер Н. К. Император Александр I: Его жизнь и царствование. СПб., 1897–1898. 4 т.; 2-е изд. СПб., 1904–1905. 4 т. Шпачинский Н. Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757–1770). К., 1907. Щербатов М. М. О повреждении нравов в России//Щербатов М. М. Сочинения. СПб., 1898. Т. 2; то же в: Рус. ст. 1870. Schtscherbatow M. M. Über die Sittenverderbnis in Rußland. Königsberg i. Pr.; B., 1925 (Quellen und Aufsätze zur russische Geschichte. Bd 5). § 9. Святейший Синод и церковная политика правительства (1817–1917 гг.) Агафангел (Соловьев), архиеп. Пленение Русской Церкви: Записка и проект всеподданнейшего ходатайства перед государем Александром II. М., 1906. Айвазов И. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. М., 1914. Александра Федоровна, имп. Письма. Берлин, 1922. 2 т. Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. Казань, 1909. Т. 1–3, Почаев, 1906. Т. 4; 2-е изд. СПб., 1911. Т. 1–3, К., 1918. Т. 4. Антоний (Храповицкий), митр. Сборник избранных сочинений. Юбилейное издание. Белград, 1935 (с краткой биографией и обзором церковной и политической деятельности).

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

8 февр. 1650 г. к Вологодскому архиерейскому дому была приписана Княгинина пуст. (бывш. Капитонова), к-рую предстояло «построить софейскою домовою казной». Основанием послужило челобитье М., в котором он описывал плачевное состояние обители: «...попа черного нет… братья многие… помирают без даров и без покаяния… церкви стоят без пения впусте, и у тех де церквей кровли и паперти обвалились», а в запустении пустынь «тому десять лет» (АИ. Т. 4. С. 127-128. 37). Много внимания М. уделял и владениям кафедры. Так, 31 марта 1647 г. М. подтвердил у царя жалованную грамоту вологодскому Софийскому собору на Никольский мон-рь (Мокрой в честь свт. Николая Чудотворца пуст.) от 20 июля 1620 г. (Там же. Т. 3. С. 84. 84). В дек. 1647 г. М. продал свой двор в Китай-городе в Москве патриарху Иосифу ( Черкасова. 2012. С. 355). В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича в ведение архиерейского дома была передана Богословская Кохтышская пуст. (Там же. С. 328). В 1658-1659 гг. произошел спор между Вятской и Вологодской епархиями по поводу принадлежности к одной из них г. Яренска с уездом, который патриархом был передан Вятской кафедре при ее учреждении. Причиной затруднений стал, по мнению Вятского еп. Александра, поступок патриаршего дьяка Ивана Калитина, который, «норовя вологодскому архиепископу… учинил выписку неправо» ( Покровский. 1897. С. 301). Две челобитные еп. Александра заставили М. действовать в защиту интересов своей епархии - он обратился к царю с просьбой не отнимать у Вологодской епархии Яренский у. В 1659 г., согласно царскому указу, спорная территория отошла к Вологодской епархии. Спор возобновился в конце 60-х гг. XVII в., когда Вологодским архиепископом был Симон . В 1645-1652 гг. М. обращался к патриарху Иосифу с просьбой о размежевании границ с Ростовской митрополией. Одной из претензий М. была выдача перехожих грамот священникам в Вологодскую епархию Ростовским митр. Ионой ( Черкасова. 2012. С. 354, 358). Свт. Маркелл Вологодский. Икона. 2005 г. (Преображенский собор Соловецкого мон-ря)

http://pravenc.ru/text/2562284.html

он совершил погребение в соборе архиеп. Феофана, после его смерти настойчиво просился в Москву для печатания собственных сочинений на груз. языке, но был оставлен на прежнем положении до назначения на Новгородскую кафедру архиеп. Амвросия (Юшкевича) . В окт. 1740 г. архиеп. Иосифу разрешили уехать в Москву. Архиеп. Амвросий восстановил в должности настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Радышевского) , много претерпевшего за обличение архиеп. Феофана (Прокоповича). Архим. Маркелл стал первым ректором Новгородской ДС и был назначен викарием Новгородского архиерея. 10 янв. 1742 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Корельского и Ладожского, 29 нояб. того же года еп. Маркелл скончался и был похоронен в Юрьевом мон-ре. Победа в русско-швед. войне 1741-1743 гг. расширила владения России в Вост. Финляндии. Указом имп. Елизаветы Петровны от 14 янв. 1744 г. была образована Выборгская губ., в состав к-рой вошел Кексгольмский у. До 1758 г. Корельское вик-ство не замещалось. При его возобновлении викарный епископ получил титул «Кексгольмский и Ладожский». Все 4 архиерея с этим титулом были викариями Новгородского архиеп. Димитрия (Сеченова ; с 1762 митрополит). 17 апр. 1758 г. викарием Новгородской епархии был назначен Иоасаф (Хотунцевский) , архим. московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, мон-ря , его хиротония состоялась в С.-Петербурге 24 мая 1758 г. Еп. Иоасаф скончался 29 апр. 1759 г., погребен в Юрьевом мон-ре, т. к. являлся его настоятелем. С 6 нояб. 1759 по 7 марта 1761 г. епископом Кексгольмским и Ладожским являлся Парфений (Сопковский) , за которым было сохранено настоятельство в Варлаамиевом Хутынском мон-ре, и этот мон-рь стал местопребыванием викариев. После перевода еп. Парфения на Смоленскую кафедру епископом Кексгольмским и Ладожским 17 апр. 1761 г. настоятелем Хутынского мон-ря был утвержден ректор Тверской ДС св. Тихон Задонский , хиротонисанный 13 мая 1761 г. в С.-Петербурге. В связи с отъездом членов Синода из С.-Петербурга в Москву для участия в короновании имп.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

Маркелл, святитель, архиепископ Вологодский и Белозерский († 1663; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых, 9/22 августа в Соборе Соловецких святых) С 1640 года – игумен Соловецкого монастыря. 16 января 1645 года хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского с возведением в сан архиепископа. В 1654–1655 годах участвовал в Соборе по делу исправления церковных книг. В конце 1657 года Пермь отписана к Вятской епархии, а Белоозеро – к Вологодской. С этого времени епархия стала именоваться Вологодской и Белозерской. Скончался 22 марта 1663 года. Погребен, согласно завещанию, в Соловецком монастыре, в храме преподобного Германа. О его преставлении архимандрит Соловецкого монастыря Варфоломей доносил царю Алексею Михайловичу в таких словах: «С того времени, как он привезен к нам в монастырь, – 11 недель, а тело ничем нерушимо, а лице светло, дух же исходит от тела его добронравен». Литература: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 731, 816. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 18. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 531. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 47. Краткая история ставропигиальной церкви Соловецкого монастыря. – СПб., 1899. – С. 40. Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Составлено тщанием настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Мелетия. – М., 1881. – С. 66. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 541. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 707. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010