Вероятно, одновременно с Артемием переселился в Троицкий монастырь и бывший митр. Иоасаф. По известным уже нам церковным вопросам, он был единомышленник Артемия и М.Грека. Любопытно, что при своем посвящении, он опустил в «исповедании веры» отрицание от константинопольского патриарха, столь неприятное М.Греку 2056 . Он был любитель книг. Так, в библ. Троицкой лавры и Московской духовной академии сохраняется до 23 рукоп. (кроме богослужебных), большей частью прекрасного письма, принадлежавших м. Иоасафу и характеризующих его как ценителя изящных изданий 2057 . Ему же принадлежал один из лучших списков сочинений М.Грека, ныне Моск. дух. акад. 42), с предисловием, которое написал последний, когда составлял свой сборник сочинений 2058 . Это тем более заслуживает внимания, что до архим. Дионисия (нач. XVII в.) переводы и сочинения М.Грека в Троицкой лавре любимы не были и считались запретными 2059 . Еще Ундольским было указано, и мнение это в последнее время возобладало, что м. Иоасаф был автором жития новгор. архиеп. Серапиона, так много потерпевшего от Иосифа Волоцкого , в котором видно влияние жития Иосифа, сост. «неизвестным», благосклонным к мнению заволжских старцев, по вопросу о церковных имуществах, и к архиеп. Серапиону 2060 . Быть может ему принадлежит летопись, послужившая источником для Никоновского и Воскресенского сводов 2061 , и этот последний (Синод. и Париж., оконч. 1541 г., Париж., Синод. и Акад. полов, и к. XVI в.) составлен не без его участия. О его замечаниях на постановления Стоглавого собора мы уже знаем. Он скончался 27 июля 1555 г. 2062 § IV В Троицкой лавре М.Грек встретил еще одного сожителя, который стал его другом: это был монах Нил Курлятев, принадлежавший к опальной семье князей Курлятевых, постриженных и казненных в царств. Ивана Грозного (1563, 1570 2063 ). По просьбе (в 1552 г.) Нила Курлятева, М.Грек научил его греческому языку настолько, что он мог переписать Псалтирь по-гречески, а затем с греческого текста М.Грек диктовал ему русский перевод псалмов. Нил Курлятев замечает, что в то время М.Грек «познал наш язык довольно и известно и весьма разумно, а он Курлятев писал так, как стоит в греческом, все по порядку, прямо и без украшения». Конечно, со слов Максима, он замечает, что прежние переводчики нашего языка хорошо не знали и перевели что по-гречески, что по-славянски, иное по-сербски, а другое по-болгарски, что не смогли перевести на русский язык. При этом в особенности достается м. Киприану, который греческого языка не разумел и нашего довольно не знал и более неразумно написал, в речах и словах, все по-сербски написал, как и теперь многие пишут; он же хвалится, что в его переводе нет речей сербских или болгарских, а все написано по-нашему языку и прямо с греческого и без украшения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Освятив в 1696 г. с присланными священнослужителями часовню в честь Софии Премудрости Божией, о. Максим начал неопустительное совершение Божественной Литургии. Кроме своих обязанностей по храму о. Максим выполнял и роль " полкового " священника, ходив вместе со своими пасомыми в поход против калмыков, обрив предварительно голову по-маньчжурски. Приезжавшие в Пекин с караванами русские видели падение нравов среди казаков и их потомков, каковые известия доходили и до Тобольского митрополита Филофея (Феодора), написавшего к ним в 1711 г. обличительное письмо, после которого они, по свидетельству о. Максима в его ответе митр. Иоанну Максимовичу, пришли в сознание и снова стали слушаться своего престарелого пастыря. Император Петр I и Православный Синод высоко ценили и уважали о. Максима за его успешную миссию в Пекине. После кончины о. Максима в 1712 г. церковь утратила своего пастыря. В 1698 г. Виниус, думный дьяк, писал из Тобольска Петру Великому за границу, что в Пекине построена русская церковь и что многие китайцы крестились. 18 июня 1700 г. Петр издал замечательный указ, обеспечивший будущность Православной Миссии в Пекине. В Указе император предписывал начинать поиски людей, подходящих для миссионерской деятельности в Китае. Когда в следующем году после смерти о. Максима албазинцы вновь затронули вопрос о присылке к ним пастыря, в Китай было направлено прошение о возможности проповеди там русской миссии. В то время Канси отправлял к калмыкам в прикаспийские степи посольство с позволения российских властей, почему отнесся к прошению благосклонно и только указал, чтобы с Миссией был отправлен в Китай лекарь, искусный в лечении наружных болезней. В посольство был утвержден архимандрит Илларион Лежайский. Первая Православная Миссия из России была принята в Пекине с особенным почетом и вниманием. Богдыхан зачислил членов ее в высшие сословия государства, а именно: архимандрита пожаловал мандарином 5-й степени, священника с диаконом - мандаринами 7-степени, а учеников причислил к сословию солдат. Всем членам миссии были отведены казенные квартиры возле албазинской церкви и, вероятно, участки земли, а также временное денежное пособие. О деятельности первой Миссии сохранилось мало сведений. Известно, что благодаря хорошему составу она привлекла к русской церкви ряд местных жителей, ходивших на стройное богослужение, заведенное арх. Илларионом. Богдыхан каждый месяц посылал чиновника справляться о здоровье начальника Миссии (тогда как после он делал это лишь дважды в год, что по туземным понятиям было великой честью).

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/20/...

Д. принял участие в 2 Соборах, на к-рых был осужден прп. Максим Грек : в 1525 и 1531 гг. В 1525 г. вопросы прп. Максиму от имени митрополита задавал Крутицкий архиерей. На Соборе 1531 г. прп. Максим утверждал, что он исправлял рус. богослужебные книги с санкции митр. Варлаама и епископов, в т. ч. Д. Последний это категорически отрицал и выступил как главный обвинитель прп. Максима (задавал вопросы о книжном исправлении, о сомнениях афонского инока в святости нек-рых рус. подвижников, о высказывавшемся прп. Максимом неодобрении поставления Рус. митрополитов без благословения К-польского патриарха). На Соборе 1531 г. рассматривалось также дело Вассиана (Патрикеева) . Вассиан, как и прп. Максим, ссылался на митр. Варлаама и «освященный собор» архиереев, включая Д., к-рые благословили Вассиана составить новую редакцию Кормчей книги (в ней отразились воззрения составителя, выступавшего, в частности, против монастырского вотчиновладения). Д. отрицал, что давал благословение Вассиану на эту работу. 21 нояб. 1533 г. Д. вместе с митр. Даниилом и Коломенским еп. Вассианом посетил смертельно больного вел. кн. Василия III в подмосковном с. Воробьёве. Те же иерархи отпевали почившего государя 4 дек. в Архангельском соборе. В 1535 г. Д. участвовал в переложении мощей Московских святителей Петра и Алексия в новые раки, торжества возглавил митр. Даниил. В 1537 г., во время мятежа кн. Андрея Старицкого, к нему из Москвы был послан Д., который, судя по наказу, данному ему митрополитом, должен был склонить князя к приезду в Москву с обещанием безопасности или же наложить на него церковное прещение в случае его намерения бежать. 6 февр. 1539 г. Д. участвовал во введении на митрополичий двор игум. Троице-Сергиева мон-ря Иоасафа (Скрипицына), 9 февр.- в его хиротонии во митрополита всея Руси в Успенском соборе Кремля. В том же году в Оковецкой вол. около Ржева было явление чудотворной Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери . По этому поводу митр. Иоасаф совещался с 3 архимандритами и 2 епископами, видимо находившимися тогда в Москве, в т. ч. с Д. ( Л[еонид (Кавелин)], а[рхим.]. Сказание о явлении иконы Пречистыя Богородицы Оковецкия (Ржевския)//РА. 1881. Кн. 2. С. 10). Затем икона была принесена для поклонения в Москву, на месте ее встречи позднее был построен храм, куда 29 нояб. совершался крестный ход.

http://pravenc.ru/text/180333.html

архиерейским чином, мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны. Характеристику Г. дал в своем сочинении кн. Курбский: «Бе он яко тела великого муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистинну святаго жительства, и священных писаней последователь, и ревнитель по Бозе, и в трудех духовных мног». По словам Курбского, Г. был «отчасти причастен» учению прп. Максима Грека и был «человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и велик помошник был в напастех и в бедах обьятым, тако же и ко убогим милостив зело» ( Курбский. Стб. 318 - 319). Житие и служба Г. с чудесами и надгробным словом написаны мон. Иоанном между 1657 и 1672 гг. по благословению и со слов Казанского митр. Лаврентия на основе Житий сщмч. Филиппа и свт. Гурия. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митр. Лаврентия об исцелении его по молитвам к Г. Житие Г. малоинформативно, в нем святитель особо прославляется как основатель и настоятель Свияжского мон-ря. В 1696 г. Казанский митр. Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Г., к-рые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска частица. 23 июня 1714 г. по благословению Казанского митр. Тихона (Воинова) мощи Г. были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 г. В память об этом перенесении тогда же был установлен праздник 23 июня, составлена служба. В 1842 г. мощи переложили в новоустроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, в 1888 г. на главу святителя была возложена новая митра. Поскольку в результате данного переоблачения стали очевидны следы насильственной кончины святителя, настоятель Свияжского мон-ря архим. Вениамин исправил службу Г. и написал акафист, в к-ром святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод своим определением 25 окт. 1889 г. не разрешил публикацию этих текстов. Результаты осмотра мощей отразились в утвержденном архим.

http://pravenc.ru/text/164699.html

Моисей был назначен лишь коадъютором (помощником) митр. Викентия, а после смерти последнего (23 окт. 1725) был избран митрополитом Белградско-Карловацким при условии, что будет управлять Белградской митрополией лишь в качестве администратора. Но несмотря на эти препятствия, митрополии фактически объединились в Белградско-Карловацкую. Митр. Моисей (Петрович) ввел с 1727 г. на приходах метрические книги крестин, венчаний и отпеваний, добивался увеличения церковных сборов и пожертвований, помогал бедным, заботился об увеличении числа священнослужителей. В 1725 г. он начал строительство резиденции в Белграде, храма и резиденции в Сремски-Карловци, помогал в реставрации храмов и мон-рей. Он оказывал поддержку деятельности рачанской книжной школы, созданной насельниками мон-ря Рача , и намеревался открыть типографию. По его просьбе Синод РПЦ прислал богослужебные книги, ок. 400 Букварей Феофана (Прокоповича) и 70 Грамматик Мелетия (Смотрицкого); часть этих книг была передана сербам, проживавшим на османских землях. В 1726 г. владыка открыл славяно-лат. школу, в которую в 1727 г. пригласил учителя Максима Суворова из России. Усилению русского влияния на сербов в Габсбургской монархии в этот период способствовали как широкое распространение русских книг, так и переводческая деятельность Христофора Жефаровича , Захария Орфелина и иером. Иоанна (Раича) . После смерти митр. Моисея на Белградско-Карловацкую кафедру 22 марта 1731 г. был избран Викентий (Йованович) , к-рому пришлось защищать интересы сербов не только перед габсбургским двором, но и перед Венгерским национальным собранием, стремившимся утвердить свою власть над недавно освобожденными от османского владычества районами. Он провел ревизию (визитацию) Белградско-Карловацкой митрополии, во время к-рой были переписаны духовенство, все храмы и мон-ри, по его заданию протосинкелл Андрей (Йоакимович) разработал план по улучшению положения в митрополии. По приглашению митр. Викентия в славяно-лат. школу прибыл еще один рус.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

1989 г. как кафедральный собор. Тогда же был освящен Александро-Невский собор во 2-м кафедральном центре епархии - Мстиславле. Количество храмов быстро увеличивалось, всего к концу жизни М. в Могилёвской епархии насчитывалось 84 прихода. Были открыты 23 воскресные школы. В 1989 г. М. организовал при кафедральном соборе в Могилёве сестричество во имя прп. Максима Исповедника для помощи больным. В 1991 г. был возрожден могилёвский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь , в к-ром проводились масштабные реставрационные работы. В том же году возобновилось издание «Могилёвских епархиальных ведомостей», редактором к-рых стал М. Продолжая изучение наследия местных подвижников веры и благочестия, М. собирал материалы к канонизации Могилёвского архиеп. Георгия (Конисского) , причисленного по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по постановлению Синода Белорусской Православной Церкви к лику местночтимых святых Белорусской Церкви. Торжественная канонизация свт. Георгия состоялась в Могилёве 5-6 авг. 1993 г. М. составил службу и акафист святому. В 1997 г. при кафедральном могилёвском соборе было учреждено просветительское братство во имя свт. Георгия. М. был награжден церковными орденами св. кн. Владимира 2-й степени (1988), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1992), св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1997). Отпевание М. 1 марта 2002 г. возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) , патриарший экзарх всея Белоруссии. Похоронен в ограде восстановленного его трудами могилёвского Никольского мон-ря рядом с собором во имя свт. Николая. Лит.: Наречение и хиротония архим. Максима (Крохи) во еп. Аргентинского и Южноамериканского//ЖМП. 1972. 5. С. 17-21; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 261; Архиеп. Могилевский и Мстиславский Максим: [Некр.]//ЖМП. 2002. 5. С. 90-91; Евгения (Волощук), игум. Добрый пастырь: Памяти архиеп. Максима Могилевского и Мстиславского (к 5-летию кончины)//Рус. вестн.: Газ. М., 2007. 15, 20 июля. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2561608.html

В 1859 году при КазДА выходят творения уже упоминавшегося нами преп. Максима Грека . Вначале на славянском языке – без перевода, затем некоторые из них издаются в 1860 году в «Православном собеседнике» (журнале при той же Академии), а с 1864 по 1897 год там же, в Казани, выходят три тома Творений преп. Максима Грека 297 1 на русском языке. В разных изданиях в 60-х годах XIX века публикуются творения, в том числе полемического антиеретического характера, таких отцов Русской Церкви XIV-XV веков, как сет. Фотий, митрополит Киевский, преп. Зиновий Отенский , свт. Киприан, митрополит Московский Во второй половине XIX века начинают издаваться сочинения сщмч. Гермогена, патриарха Московского (1530–1612), в основном агиографического характера, в том числе повествования о свт. Гурии, архиепископе Казанском, о явлении Казанской иконы Божией Матери. Более поздний автор XVIII века, аскетический писатель преп. Паисий Величковский (1722–17194), возродитель русского исихазма, переводил на славянский язык с греческого творения святых отцов. Он стал издаваться только в XIX веке, с 1847 года (Житие и писания. Оптина пустынь, 1847). В конце XIX – начале XX века вышли его собственные творения: «Об умной или внутренней молитве» (М., 1892; до революции было четыре издания); «Крины сельные» (два издания: Одесса, 1905; 1910). Однако главный массив издаваемых русских святоотеческих творений XIX века приходится на авторов, живших в ту эпоху, таких как свт. Филарет Московский , свт. Игнатий Брянчанинов , свт. Феофан, Затворник Вышенский , св. прав. Иоанн Кронштадтский . Свт. Филарет Московский (1782–1867) – фигура весьма значимая для русского патристического книгоиздания (именно в церковное правление свт. Филарета и происходит его взлет). Свои первые труды свт. Филарет опубликовал в печати в 1814 году, будучи архимандритом и ректором СПбДА, среди них – молебный чин по поводу «избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык», а также «Обозрение богословских наук». Увидели свет два самых полных и не повторенных ни до революции, ни после нее издания трудов митрополита Филарета: «Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам» в пяти томах (пятый том в двух частях) вышли с 1885 по 1888 год в Санкт-Петербурге (СПб., Синодальная типография) 298 с двумя частями указателей; «Сочинения Филарета митр. Московского и Коломенского: Слова и речи» в пяти томах вышли в Москве в типографии Мамонтова (М., 1873–1885).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

I (Кекел. H 1660), датированное 936 г., было переписано в монастыре Шатберди , II (Кекел. Н 1667), богато иллюминированное, относится ко 2-й пол. XII в. В Д. хранились также Житие свт. Иоанна Златоуста (Кекел. H 1662), переписанное в 1040 г. в груз. во имя св. Харитона мон-ре Палавра (Палестина) и пожертвованное монастырю в 1765 г. Иосифом (Багратиони) (католикос-патриарх Зап. Грузии в 1769-1776); «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (Кекел. H 1669), пожертвованная еп. Гелатским Евфимием; переписанный в груз. Крестовом мон-ре (Иерусалим) в 1155 г. Синаксарь (Кекел. H 1661); запрестольное Евангелие в кованом окладе, изготовленное по заказу Зураба Церетели в 1787 г.; один из списков толкового словаря груз. языка Сулхана-Сабы (Орбелиани) . Кондаков перечисляет также апокрифическое Житие Пресв. Богородицы; Житие (XI в.) св. Максима Исповедника; переписанные в мон-ре Палавра Поучения св. отцов (1040), куда вошли сочинения свт. Иоанна Златоуста о страхе Божием и покаянии, свт. Василия Великого о покаянии, Слово, обращенное к монахам, прп. Ефрема Сирина; Четвероевангелие XVIII в. с 4 миниатюрами евангелистов, написанное на мхедрули, пожертвованное Д. сыном Зураба Церетели Григорием в 1822 г. и принадлежавшее митр. Давиду (Церетели); сборник Житий груз. святых, переписанный в 1740 г. в Тбилиси протодиак. Тбилисского Сиони Аароном; небольшое Четвероевангелие в серебряном позолоченном киоте с надписью: «Митр. Давид», переписанное по заказу митр. Никифора (Мухранского) в 1704 г.; лицевая Псалтирь (бумага) со 132 миниатюрами, переписанная «по повелению госпожи Зилихзаны» (вероятно, дочь Левана II Дадиани, XVII в.). В XVIII в. в Д. существовала небольшая лит. школа. Здесь были переписаны «Поучения» свт. Иоанна Златоуста (переписчик - иеродиак. Максим; Кут. 47, 1785 г.), сб. «Цветок добродетелей» (Кут. 61), Поучения св. отцов (Кут. 64), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (переписчик - Иоанн Захариевич Габашвили; Кут. 55, 1788 г.). Ист.: Кавказский календарь на 1855 г. Тифлис, 1854. С.

http://pravenc.ru/text/171863.html

Во время визита ратенского игумена в столицу Византии К-польскую кафедру занимал патриарх Афанасий I (повторно: 1303-1309). После кончины митр. всея Руси свт. Максима († 6 или 16 дек. 1305) вел. кн. Владимирский мч. Михаил Ярославич Тверской направил в К-поль своего кандидата на вакантную Всероссийскую митрополичью кафедру - игум. Геронтия, к-рый находился в визант. столице одновременно с П. Однако патриарх в митрополита всея Руси поставил не Геронтия, а П. (в Житии это объясняется знамением - когда П. «вниде в збор ко преподобному патриарху Афонасию», то «исполнися храм благовония, и разуме Духом преподобныи патриарх Афонасеи, яко Богом послан есть...» - Там же. С. 28). В летописных источниках поставление П. датируется 1308 г. Согласно грамоте польск. кор. Казимира III Великого патриарху К-польскому Филофею Коккину 1370 г., П. предварительно был все же поставлен на Галицкую кафедру (ПДРКП. Прил. 22. Стб. 125-126). После поставления святителя на митрополию всея Руси Галицкая кафедра упразднена не была и существовала, вероятно, все время первосвятительства П. В перечне Галицких митрополитов за Нифонтом и П. следуют Гавриил и Феодор (Там же). Феодор был поставлен митр. св. Феогностом в 1328 г., поэтому, очевидно, деятельность Гавриила относится ко времени занятия Всероссийской кафедры П. После возведения в сан митрополита П. по благословению патриарха была передана написанная святителем икона Божией Матери, взятая у игум. Геронтия (ранее ратский игумен П. подарил ее митр. св. Максиму - см. Петровская икона Божией Матери; Щенникова. 2009). Вскоре после поставления П. в митрополиты всея Руси хан Тохта (1291-1313) выдал ему ярлык, освобождающий Русскую Церковь от даней и пошлин. Текст ярлыка не сохранился: о нем можно судить только по косвенным данным краткого собрания ханских ярлыков рус. митрополитам. Гипотетически восстанавливаемый ярлык Тохты датируется 12 апр. 1308 г. ( Присёлков М. Д. Ханские ярлыки рус. митрополитам. Пг., 1916. С. 46-47, 67-68; ПРП. Вып. 3. С. 471-472 (коммент.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Занявший Маронийскую кафедру в 1954 г. митр. Тимофей многое сделал для возрождения духовной жизни в епархии в послевоенный период и для преодоления экономических трудностей в этом бедном регионе, где православные составляли чуть меньше половины жителей ( Γριτσπουλος. 1966. Σ. 806). Началось сооружение новых церквей вместо разрушенных во время гражданской войны. В 1956 г. в Комотини был открыт приют для мальчиков. В 1962 г. была построена митрополичья резиденция, в которой митр. Тимофей начал формирование коллекции буд. церковного музея (с 1999 в средневек. здании мусульм. богадельни Имарет). Современное состояние епархии Благотворительную и просветительскую деятельность своего предшественника продолжил митр. Дамаскин (Румелиотис) во время 38-летнего пастырского правления. Кроме того, он является автором ряда исследований по истории епархии. По его инициативе епархия получила свое совр. название. В наст. время М. и К. м. продолжает свою политику оказания гуманитарной помощи населению вне зависимости от вероисповедания. Действуют генеральная благотворительная касса и ее отделения при приходах, касса помощи студентам, система выплаты дотаций на 3-го ребенка (с 1999), программа бесплатных обедов (при приходах Успения Пресв. Богородицы, Св. Софии и вмч. Георгия в Комотини), бесплатное репетиторство. Под эгидой митрополии открыты 2 детских сада - «Святой Иоанн Дамаскин» и «Святая Екатерина», школа византийской музыки при духовно-просветительском центре М. и К. м., 25 катехизаторских школ (высшие, средние, низшие), летние лагеря в Маронии, школа родителей. Осуществляется духовное окормление тюрем, больниц и домов престарелых, воинских частей, ведется активная антиеретическая деятельность (разъяснительная работа среди верующих). Систематизированы архив и б-ка М. и К. м., церковный музей размещен в отреставрированном здании имарета XIV в. В настоящее время (в 2016) в М. и К. м. действуют 71 приходской храм, 37 парекклисионов, 62 экзокклисиона, 6 кладбищенских церквей, 2 муж. мон-ря (мч. Христофора, основан в 1972, и прп. Максима Кавсокаливита на горе Папикио, основан в 2008) и 2 жен. мон-ря (Пресв. Богородицы Фанеромени, основан в 1954, и Введения во храм Пресв. Богородицы, основан в 2011) (Δπτυχα. 2016. Σ. 723).

http://pravenc.ru/text/2562388.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010