Доходило до того, что именно по данной причине священники отказывались от гораздо более выгодных мест. Например, один не захотел уезжать из прихода с сотней душ прихожан в другой, насчитывавший 500; а трое священников отвергли предложение перебраться в город и занять место в причте собора 1319 . Не лучше обстояло дело и с назначением в псаломщики: за 1869–1871 гг. на места поступили всего трое. А это означало, что кандидатов в священники в перспективе не будет. После выхода законов 1869–1871 гг. не только выпускники семинарий стали избегать предначертанной Главным Присутствием участи, но и их родители уже смотрели на жизнь иначе. Да и зачем им нужно было тратить столько сил и средств на обучение сына в течение 12 лет, если он потом обречен на настоящие лишения до 30-летнего возраста? Несмотря на то, что епархиальная власть утратила контроль над судьбой детей духовенства, она уже в 1871 г. воочию убедилась в наметившейся тенденции: многие не отдавали больше сыновей в духовную школу, предпочитая ей светскую 1320 . Не только еп. Платон, но и другие архиереи полагали, что вместо заслуженной награды за учебу в семинарии ее лучшие выпускники попадут на места с жалованьем, на которое невозможно прожить и одному человеку, а тем более – семейному, да вдобавок будут обременены усложнившимися должностными обязанностями и учительством Не имея возможности создать семьи, псаломщики вполне могли выйти за рамки норм христианской морали. Костромской архиепископ предлагал отступить от буквы закона хотя бы в отношении окончивших курс с отличием и возводить их в священники по-прежнему обычаю, то есть последовать практике древней Церкви, а вообще – предоставить епархиальным архиереям самим решать, как поступать исходя из конкретной ситуации 1321 . В связи с этим глава Присутствия митрополит Исидор был вынужден время от времени разъяснять епархиям смысл закона. Так, 19 мая 1876 г.. на запрос орловского епископа, можно ли рукополагать в священники и диаконы лиц, имеющих академические степени или бывших не менее 3 лет наставниками в духовно-учебных заведениях, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выше уже сказано, что первые московские великие князья не отличались любовью к просвещению. Поэтому и трудно предполагать в их книгохранилищах присутствие каких-либо иноязычных рукописей. Рукописи, которыми они владели, вероятно, были исключительно русские и притом оне были едва ли в значительном количестве. С течением времени, с расширением их сношений с греками в Москве могли быть и греческие рукописи, чему могли способствовать нередкие приезды в Москву за милостыней греческих иерархов, из коих некоторые оставались на Руси епархиальными архиереями 506 . Относительно напр. митрополита Фотия мы имеем положительное свидетельство, что после него остались греческия рукописи. Инок Вассиан Патрикеев в своих сочинениях между прочим ссылался на «греческий номоканон московской соборной церкви, что вывезен из Царяграда митр. Фотием» 507 . Греческие рукописи могли оставаться и после других греческих иерархов, живших в России, напр. после митроп. Исидора. Количество в Москве греческих рукописей значительно должно было увеличиться со времени брака вел. князя Ивана III на греческой царевне Софье, когда последовал большой наплыв греков в Россию. В это именно время могло попасть несколько греческих рукописей и в царскую казну. Но число их здесь должно предполагать небольшое. В перечнях приданого Софьи, как теперь известно, не было греческих рукописей. Очевидно у Софьи не было особого собрания их, а могли быть только единичные рукописи у ней или у сопровождавших ее лиц. Эти греческие рукописи, поступившие в великокняжескую казну после Софьи и от ее родственников, пребывавших в Москве, могли сохраняться в казне и в XVI веке 508 . Намек на то, что в начале этого столетия оне были в ней, дает Максим грек , в предисловии к переведенной им Толковой псалтири говоря, что греческий оригинал – (рукопись) он получил от вел. князя. Но не следует увлекаться и предполагать, что греческих рукописей в казне великого князя Василия III и царя Ивана IV было много. Мы видели уже, что при переводе Максимом греком толкования на Деяния апостольские, в Москве не нашлось греческого оригинала продолжения сего толкования (с 14 главы), с которого можно было бы докончить перевод и Максиму греку пришлось переводить другое толкование на эти главы, неизвестно кем составленное. 509 – Если бы в казне царя Ивана IV было значительное количество греческих рукописей, то Курбский, так сильно заботившийся о переводах с греческого на русский язык творений отеческих и с большим трудом достававший печатные их издания, при переписке своей с Грозным не позабыл бы укольнуть его и этим, – пренебрежением к возможности обогащения русской письменности отеческими творениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Филарет митр. Моск. Когда у скитских старцев какая-нибудь добродетель делалась известною, – они уже не признавали ее за доброде­тель, а считали как бы грехом, так они выше всего ста­вили смирение. Отечник. Нет ничего заразительнее примера. Он заставляет нас совершать поступки, которые мы никогда не совершили бы, без воздействия примера. И потому общение с развратными, чувственными и жестокими людьми губит душу. Враг наш диавол оружие свое против нас в нас самих находит и нашими орудиями борет нас. Наше сердце, растленное им, есть как бы влагалище всех тех орудий, которыми он нас уязвляет. Свят. Тихон Задонский 20-го августа Когда ум от книги только будешь острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будеши, не­жели прежде был; понеже злейшии бывают ученые и ра­зумные дураки, нежели простые невежды. Свят. Тихон Задонский Души кротких наполняются знанием, но гневливый разум покрывается мраком неведения. Кроткая душа прием­лет словеса премудрости: многи бо высоцы и славни, но кротким открываются тайны ( Сир.3:19 ). Игум. Назарий Валаамский Кто говорит от Духа Святаго, тот никогда не оскор­бит человека; а кто говорит от духа прелести, тот от свойства злого духа наносит и оскорбления. Архим. Иаков Добродетельная жизнь без наставления словом более наставляет, нежели наставление словом, которому не соот­ветствует жизнь: жизнь назидает и молча, а слово без жизни, несмотря на сильное и блестящее изложение его слу­жит только в отягощение слышащим. Когда соединяются слово и жизнь, то они – венец любомудрия. Исидор Пелусиотск ий Истинное преуспеяние души состоит в том, чтобы еже­дневно делаться покорнее Богу и говорить себе: каждый че­ловек лучше меня. Без этой мысли, если кто и чудеса творит и мертвых воскрешает – далече отстоит от Бога. Тщеславию свойственно ухищрение выказывать себя, а гордости – уничижать других и раздражаться. Авва Фалассий 21-го августа Блаженная Феоклета, чудотворица жила при ненавистнике христиан, императоре Феофиле; благочестивые родители глу­боко внедрили в сердце ее любовь к заповедям Божиим и желание служить ближнему в простоте сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

В 1864 г. Евдокимов и Зинченко за преподавание, по выходе Люлерсольского, по 120 руб. Виноградов за исправление должности преподавателя иконописания, бывши еще учеником 50 руб. В ноябре 1865 г. семин. правление представило митрополиту, что за отчислением 10 тыс. р. остаточной суммы в хозяйственное управление, еще остается 3586 р. 17 к. и к 1866 г. предполагается остаток 1760 руб. Поэтому, ввиду бедственного положения наставников, можно было бы им выдать единовременное пособие, по крайней мере наставникам уже достаточно дослужившим в семинарии, числом 7: одним (Савваитову и Красносельскому) – годовой оклад, другим (Ловягину, Евдокимову, Барсову, Иовлеву и Бобрикову) полугодовой. Дело представлено было в Дух. -уч. управление, которое, истребовав нужные справки, разрешило выдачу. В следующем году, на основании синодского определения (от 10 авг.–12 сент. 1866 г.), по предложению митр. Исидора консистории, с целию улучшения содержания наставников, постановлено выдавать из церковных сумм дополнение к окладам жалованья, по расписанию семин. правления, которое предположило разделить наставников на старших, состоящих на службе от 8 лет, и выше, и младших – от 1 до 5 лет, и назначить первым прибавки по 471 р. в год, а вторым по 271 р., так чтобы старший годовой оклад равнялся 900 р., а младший 700 р. Из других должностных лиц – инспектору предположено прибавить 150 р., эконому Троицкому 270 р. 80 к. (чтобы годовой оклад его равнялся окладу старших наставников, по вниманию к его долговременной службе), секретарю 107 р., библиотекарю, его помощнику и врачу по 100 р., всего на семинарию исчислено 6100 р. 80 коп. Митрополит, по рассмотрении дела в консистории, утвердил представление семин. правления, положив следующую резолюцию от 26 июня: «согласно представленному для вспомогательных окладов расписанию, препроводить в семин. правление собранную сумму для выдачи, кому следует, прибавочных окладов на первую половину текущего года, дав знать, что временно-утвержденное назначение, по обстоятельствам, может измениться. О распоряжении уведомить г. об. -прокурора св. Синода, с приложением копии с расписания». Деньги высылались частию из консистории, частию от благочинных. Городских церквей исчислено 111, но некоторые из них, особенно при казенных местах, от взносов отказались, остальные определили вносить от 500 р. (Владимирская и Вознесенская) до 5 р. Уездные и сельские церкви, числом 244, положили от 218 р. (Усть-ижорская Ал. -Невская) до 1 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 Ничего не знал о воссоединительных проектах не только его отец, 16 но не был посвящен в них и ближайший друг Антоний Зубко. 17 Многое скрывалось от самого митр. Филарета 18 и даже от Св. Синода. 19 В самом Секретном Комитете были еще наисекретнейшие совещания, ему неизвестные и не сообщаемые. 20 Постановление униатских иерархов о служебниках 7 февраля 1834 г. было непредвиденною неожиданностью 21 и испугало Московского святителя. 22 Местное начальство не информировалось, и даже 11 ноября 1839 г. генерал-губернатор П. Н. Дьяков не знал о планах воссоединения, 23 которое старались устроить тайно 24 – путем незаметного превращения унии в православие. 25 Кажется, лишь в марте 1839 г. власть впервые открыто высказалась, что она за воссоединение, 26 однако граф Н. А. Протасов испугался опубликования Высочайшего указа 17 марта сего года, 27 и хотя огласка помогла успеху, 28 – в С.-Петербурге все-таки продолжали хранить тайну. 29 Не усматривалось на посторонний взгляд ни ясности, ни определенности, – и всюду чуялась какая-то неуверенная боязливость. В столице культивировали не в меру осторожную политику, 30 патронируемую всеми главными вершителями. Девизами графа Блудова были: благоразумие, постепенность, ловкость, неприметность, 31 а граф Н. А. Протасов повелительно внушал осторожность и чиновнику Скрипицыну, 32 и преосвященному Исидору, 33 Синод же боязливо противился принятию Греко-униатской Духовной Коллегии в свое ведение и едва примирился с подчинением её Обер-Прокурору. 34 В общем, безусловно несомненно, что в униатском вопросе все принципалы действовали, маскируясь и страшась быть разгаданными. 35 Искусное лавирование переходило в хитрое политиканство, а непроницаемая примрачность иногда во многом граничила с конспиративностью чуть не заговора 36 … Наряду с этим у большинства долго господствовала фактическая неотчетливость. Ближайшие участники прямо свидетельствуют, что только под влиянием Польского мятежа 1831 г. получила определенность самая идея воссоединения униатства с православием , но и потом это событие всем виднелось лишь в тумане отдаленного будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Возвратившись домой, нанисал письмо в Москву к брату покойного епископа Костромского Игнатия, преподавателю семинарии, Н. Дм. Рождественскому в ответ на его письмо от 25-го числа: «Неожиданное письмо ваше с описанием обстоятельств, предшествовавших мирной и блаженной кончине вашего брата, а моего о Господе друга и сотоварища, преосвящ. Игнатия, получено мною в Твери 26-го числа, за несколько часов до отправления моего в Петербург. Сердечно благодарю Вас за сообщенные мне в письме подробности. Прекращение покойным Владыкою письменных со мною сношений сначала немало удивляло меня; но когда я узнал, что он к другим своим знакомым давно не пишет, я перестал удивляться. У меня сохранилось множество писем преосвященного Игнатия. Наша взаимная дружеская переписка началась с 1848 года, когда мы оба были еще студентами академии. Целы ли мои письма к доброму товарищу и другу? Если целы, то не можете ли Вы, любезнейший С. Дм., отобрать и прислать мне на время для прочтения более ранние из этих писем, именно с 1848–1860 гг. Мне желательно бы иметь их под руками, в виду составляемых мною автобиографических записок. Из моих товарищей по академии самые близкие и более продолжительные письменные сношения были именно с вашим приснопамятным братом. Да будет ему вечная память!... Вопрос о преемнике его на Костромской кафедре еще не решен окончательно. Кафедры этой сильно желает преосвященный Ташкентский 1001 , но, получить ли желаемое, еще неизвестно. Призывая на Вас и на семейство ваше Божие благословение с искренним к Вам расположением пребываю…» 30-го числа получил я письмо из Витебска протоиерея Волкова, который, посылая мне в дар книгу, писал от 25-го числа: Не имея сведений, где в настоящее время находитесь Вы, Высокопреосвященнейший Владыка, я и письмо сие и книгу адресую в Тверь. Книга это та, о составлении которой, помнится мне, я говорил Вам несколько лет тому назад. Это Витебская старина, собранная учителем Витебской классической гимназии Сапуновым 1002 . С приложением изображений старины Витебска Сапунов напечатал только 20 экземпляров; но, к его огорчению цензор взял из них 12 экз. для рассылки по закону в Публичную и другие библиотеки, и ему осталось только восемь. Но не смотря на это, он подарил мне один экземпляр, как человеку весьма много содействовавшему ему в собирании материала указанием путей и лиц – куда и к кому обратиться за древностями. Стало быть во всей России на руках будет только 8 экземпляров. Книга весьма и весьма интересная. Для продажи он издал достаточное количество, но без фотографических портретов и видов. Я уверен, что Ваше Высокопреосвященство заинтересуетесь этою книгою, равно и для других о нас оставит ученый интерес. – В ней увидите себя митр. Исидора 1003 , Смарагда 1004 , Василия 1005 и Викторина 1006 ; увидите витебские соборы, Рынково-Воскресенскую, Ильинскую и другие церкви… Мне весьма нравится эта книга, – искренно, сердечно желаю, чтобы и Вам она была по вкусу».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

698 Деньги 375 р., полученные мною 6 марта, немедленно переданы были в Тверской Епархиальный Училищный Совет. – Примечание автора Хроники. 708 Другие Семинарии, как напр., Литовская и Тамбовская, по поводу своих 50-летних юбилеев, удостаивались от Св. Синода благословенных грамот; Тверская же Семинария, благодаря неодобрительному, хотя и несправедливому, как увидим впоследствии, отзыву недобросовестного и пристрастного ревизора Ст. Сов. Нечаева о Ректоре Семинарии, не удостоена такой чести, и, таким образом, осталася неблагословенною. Примечание автора Хроники. 709 Приготовлена была преподавателем Семинарии Николаем Фавор­ским еще Речь «О значении философии в системе общего (философского) Богословского образования, но она, по причине продолжительности акта, оставлена без произнесения. 711 Подробное описание Семинарского юбилейного торжества напечатано в Тверских Епарх. Вед. за 1889 г. 713 Перечень этих сочинений См. в Приб. к Твор. Св. Отц. за 1889 г. ч. 43, стр. 678–738, в статье: Протоиерей С. К. Смирнов, – Корсунского. 719 С 1881. г. инспектор Вифанской Сем. ; с 1883 г. 23 апреля Настоятель Моск. Сретенского монастыря. 726 Проф. Казанской Академии † 15 Мая 1905 г. Некролог Церк. Вестн. 1905, 21 и Церк. Вед. 1905 г., 23. 727 Прощание преосвященного Маркелла с Полоцкою паствою описано и напечатано в 8 (15 апр.) Полоцк. Епарх. Ведомостей. 735 Интересные сведения о деятельности митр. Исидора в западном крае см. в двух брошюрах прот. А. С. Лебедева: «Высокопреосвящ. М. Исидор». Спб. 1892 г. и «Памяти в Бозе почившего м. Исидора». Спб. 1893 г. 740 О графе Толстом – воспоминания П. Д. Шестакова в Русск. Стар. 1891, февр., стр. 387 и сл. Интер. сведения о графе в IV т. Хроники, стр. 456 и сл. 741 См. в 4678 (8 марта) «Нового Времени» за 1889 г. статью: «Общее собрание Императорского Русского Историч. общества, 28 февраля 1889 г. Примечание автора Хроники. 742 Этот фрагмент текста дан как Дополнение VIII тома на стр. 636 с 7 мая по 3 августа 1889 г. в количестве 25 страниц. – Примечание электронной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

6) К этому же разряду В. В. Болотов относит из напечатанного в «Христианском Чтении»: 1) «Троякое понимание учения Оригена о Св. Троице» (Речь перед публичной защитой магистерской диссертации). 1880. Т. I. 1–2. С. 68–76. 2) «Немецкая богословская литература. (Библиографические замет-; ки)». (Рефераты о 15-и книгах: Гольстена, Липсиуса, Гельцера, Бригера, Буркгардта, Францисса, Бахмана, Гергенрётера, Шмида, Ландерера, Бюлера, Михелиса, Лаурина, Зома и Дикгофа). 1881. Т. II. 9–10. С. 514–574. 501 1 .3. «К истории внешнего состояния Константинопольской церкви под игом турецким». 1882. Т. I. 1–2. С. 138–172; Т. И. 9–10. С. 353–384. 1 .4. «Иностранная богословская литература. (Библиографические заметки)». (О 12-и книгах: Кейма, Лангена, Ленера, Шегга, Функа, Дрэзе-ке, Рисселя; Копаллика, Гуйлью, Грегоровиуса, Марра [Marrast], Гавэ). 1882. И. 11–12. С. 796–835; 502 1883. Т. I. 5–6. С. 778–817. 503 III) Оригинальные труды с серьезным, по его собственной оценке, научным знанием относятся частью А) специально к истории восточных негреческих Церквей. Таковы прежде всего его: а) этюды из церковной истории Египта. 1) «Рассказы Диоскора о Халкидонском соборе». (Перевод с коптского «Похвального слова Макарию, епископу города Ткоу» и «Примечания. Церковно-исторические очерки и наброски»)//Христианское Чтение. 1884. Т. И. 11–12. С. 581–625; 1885. Т. I. 1–2. С. 9–94; то же в сборнике «Сердечный привет» в память пятидесятилетия служения митр. Исидора в архиерейском сане. СПб., 1884. С. 169–299. В отдельных оттисках: выпуск первый (131 стр.). b) «Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского». С экскурсом «А. Ignatiana у коптов» в конце («Примечания. Церковно-исторические очерки и наброски»); другой набросок Б, который должен был содержать очерк истории города Пемдже (Оксиринха), не появлялся//Христианское Чтение. 1886. Т. I. 3–4. С. 334–377. В отдельных оттисках:: выпуск второй (С. 133–177). – Общее заглавие для первого и второго; выпусков: «Из церковной истории Египта. По Revue egyptologique, pube sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Reviollout. 1880. P. 187-; 189; 1881. P. 21–25; 1883. P. 17–25,27–33». [«Ревилью и его издания»].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

    Ваш доброхот Е. Феофан. 3 июня 1892 г. Письмо 570. С новосельем. О записывании добрых мыслей. Отзыв на смиренные чувства    Милость Божия буди с вами!    Поздравляю с новосельем. Оно может быть очень знаменательно, если Господь благоволит устроить вам и новый образ или строй жизни. Уединение вас ожидающее — великое благотворное положение. Потрудитесь же с первых дней завести порядок дел и занятий, направленных к одному, и так прочно одно к другому прилежащих, чтобы и на минуту не оставалось праздного времени. Праздное время в заговоре со всеми духами против бедной души, духом налетят и начнут теребить душу, — один одно, другой другое предлагая, все же об одном заботясь, как бы от Бога оторвать внимание и обратить его сначала на пустое, а там на что-нибудь и не совсем доброе.    Пробовали ль вы записывать находящие мысли о Таинствах веры и жизни такие, которые сами порождаются и наполняют все внимание и долго держат на себе душу и сердце. Теперь вам не мешало бы заняться этим. Держите под руками тетрадь и тотчас записывайте. Сами увидите, как это хорошо. Пишу сие, воображая вас уединенно сидящею в своей хате. Да благословит Господь ваше новое жительство. […]    А что вы говорите о себе: всесторонне немощна, самолюбия и самомнения полна, обидчива, раздражительна, то это очень хороший плод.    Искреннее сознание сих черт под корень их подкапывает и дает возможность взять их на лопату (отвращение) и выбросить вон. Благослови Господи!!    Недостает страха Божия. Страх Божий, дар Божий. Молитесь: страх твой всади! Припоминание судов Божиих и смерти с соприкосновенностями ее оживляет движения страха.    Помоги вам Господи устроиться добре в новой квартире, чтобы душа всегда на месте была.    Благослови вас Господи! Спасайтесь!     Ваш доброхот Е. Феофан. 10 сент. 92 г. Письмо 571. Об усопшем митр. Исидоре и его преемнике. О покое и труде в уединении    Милость Божия буди с вами!    И понять не умею, каким образом сделалось, что я так просрочил вам ответом. Все думалось, что вчера только получено письмо, следовательно ответить без греха можно отложить на завтра. Виноват! Прошу извинить и простить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ответ Варсонофия. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе. Аминь. ( Еф. 1:3 ) Братия! прилично сказать со Апостолом: Бых несмыслен: вы мя понудисте ( 2Кор. 12:11 ). Ибо для вас я вынужден исследовать то, что превышает силы мои, и говорить то, что совершенно бесполезно для души, а может быть и вредно. Мы забываем слова Апостола Павла: Всяка горесть и гнев и ярость и клич и хула да возмется от вас со всякою злобою ( Еф. 4:51 ), прибавлю, с чревобезумием и любодейством и сребролюбием и прочими страстями, о которых нам должно сетовать день и ночь, и плакать непрестанно, дабы обильными слезами омыть скверну всех сих пороков и соделаться из нечистых чистыми, из грешных праведными, из мертвых живыми. Мы напротив занимаемся пустым спором об одном только слове, тогда как и за слово должны будем дать ответ. Ибо сказано: Ты воздаси комуждо по делом его ( Псал. 61:13 ); и еще: Всем нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимьет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ). Нам должно заботиться о том, о чем заботились Отцы наши Авва Пимен и другие, после него жившие. Сия заботливость приучает не высокомудрствовать, не гордиться, но почитать себя землею и прахом. А та заботливость научает почитать себя мудрым, надмеваться гордостью, возноситься ввысь, хвататься за всякое дело, чуждаться смиренномудрия. Признайтесь мне, не праздность ли заставляет вас обращаться к тому учению? Если так, пойдите на площадь, пока придет Домовладыка и возьмёт вас в виноградник свой. Если бы в сердце вашем была забота о Его пришествии, то вам некогда было бы и вспомнить о таком учении. Пророк забыл снесть хлеб свой от гласа воздыхания: так и мы, если бы не предавались неге и беспечности, не вдавались бы в суетные мудрования. Не сего Бог требует от него, но святости, чистоты, молчания и смирения. Впрочем поскольку я не хочу оставить вас в недоумениях и просить Бога об исполнении меня разумом касательно вопроса вашего: то меня обдержит скорбь с обеих сторон. Лучше сам хочу подвергнуться скорби, дабы вас освободить от нее, памятуя наставление Апостола: Друг друга тяготы носите ( Гал. 6:2 ). И так послушайте, что Бог открыл мне за три дня до того, как вы написали вопрос свой. Все Отцы, угодники Божии, святые, праведные и верные рабы Божии да помолятся о мне! Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли познать все глубины Божия. Ибо Апостол говорит: Отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем ( 1Кор. 13:9 ). И еще: Кийждо свое дарование имат от Бога, ( 1Кор. 7:7 .) то или другое, а не всякое в одном человеке: Ов убо сице, ов же сице. Вся же действует един и тойжде Дух. ( 1Кор. 12:11 .) Апостол Павел, зная, что глубины Божии непостижимы, так восклицал: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! как неиспытани судове Его и неизследовани путие Его! Кто бо разуме ум Господень? или кто . . . .( 12 )

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010