М. имела дар утешения и исцеления скорбящих душ. Каждый день ее посещало множество людей, чтобы испросить совет и молитвы; ей приносили продукты и деньги, которые она раздавала нуждающимся. Приходили не только миряне, но и священники и архиереи. Посетил М. и митр. Вениамин незадолго до своего ареста и казни. Он подарил ей свою фотографию с надписью: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». В числе посетителей М. были также еп. Димитрий (Любимов) , прот. сщмч. Викторин Добронравов , архимандриты братья Егоровы - прмч. Лев и Гурий (впосл. митрополит) и др. Имя М. постепенно сделалось известным далеко за пределами Гатчины. К ней приезжали не только из Петрограда и Москвы, но и из разных концов страны. В кон. 20-х гг. XX в. из-за массовых арестов верующих количество посетителей М. уменьшилось, но в день приходили по 5-10 человек. М. продолжала принимать их, хотя ее болезнь обострилась, любое движение и прикосновение приносили ей нестерпимую боль. В нач. 1932 г. в Ленинграде и Ленинградской обл. ОГПУ провело массовые аресты монахов и монахинь - бывших насельников закрытых мон-рей. В Гатчине были арестованы сестры закрытого Нежадовского мон-ря и Покровского подворья Пятигорского мон-ря. 19 февр. была арестована М. В постановлении об аресте говорилось, что она «участвует в нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы, ведет антисоветскую пропаганду». При аресте сотрудники ОГПУ стащили М. со 2-го этажа и далее поволокли по земле, а затем забросили в кузов грузовика. Вместе с М. была арестована и ее сестра Юлия. М. была доставлена в Дом предварительного заключения (бывш. Шпалерная тюрьма), затем помещена в тюремную больницу. На допросе М. подтвердила, что является сторонницей митр. Иосифа (Петровых) , и сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть,- ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится, кто сам хочет...

http://pravenc.ru/text/2562092.html

После освобождения Которского зал. от франц. властей рус. эскадрой под командованием адмирала Д. Н. Сенявина (Вторая архипелагская экспедиция) в 1807 г. восстановить М.-П. хотел свт. Петр I (Негош) , митр. Цетинский. Но из-за передачи этих земель Франции, а затем Австрийской империи его желание не исполнилось. В 1833 г. по благословению еп. Далматинского Иосифа (Раячича ; впосл. патриарх Сербский) гр. Елена (в монашестве Екатерина) Властелинович, сестра архим. Спиридона (Сундечича), настоятеля мон-ря Савина , близ развалин Михайловского храма возвела ц. Св. Троицы. Она поселилась в М.-П., в 1845 г. была ранена из огнестрельного оружия, скончалась в 1847 г. (предположительно от отравления свинцом). Свои владения она завещала Троицкому храму и митр. Черногорскому Петру II (Петровичу Негошу) . В 1893 г. над зап. фасадом Троицкого храма была построена звонница. После второй мировой войны на территории М.-П. открылся пансионат «Остров цветов». В 1956-1959 гг. Й. Ковачевич и В. Корач из Археологического ин-та Сербской АН провели раскопки в ц. арх. Михаила. Во время гражданской войны в бывш. Югославии в нач. 90-х гг. ХХ в. в пансионате поселились серб. беженцы из Боснии и Герцеговины. Тогда же в Троицком храме были возобновлены богослужения. С 1996 г. ведутся археологические исследования монастырского комплекса объединенной группой специалистов Центра археологических исследований Черногории и философского фак-та Белградского ун-та во главе с Дж. Янковичем. В музее М.-П. хранятся найденные в ходе раскопок фрагменты декора IV-VI вв. Кроме того, в Михайловском храме были обнаружены многочисленные захоронения: в юж. апсиде - останки, как полагают, пострадавшего здесь раннехрист. мученика ( 2007), в сев. апсиде - могила епископа. Также в храме был найден гроб XV в. с многочисленными останками. Было высказано мнение о том, что это мощи отравленных монахов. Отчасти это предположение было подтверждено в 1997 г., когда химико-токсикологический анализ показал повышенное содержание в них мышьяка. На костях были обнаружены множественные повреждения, нанесенные еще при жизни людей. С этого периода началось почитание Превлакских преподобномучеников. С 2000 г. по улицам г. Тивата впервые прошел крестный ход с их мощами. В 2001 г. были установлены дни памяти Превлакских святых - 27 апр. (в день сожжения мощей свт. Саввы I Сербского) и 4 янв.

http://pravenc.ru/text/2563842.html

1 сент. 1742 г. И. был возведен в сан архиепископа и назначен на новоучрежденную Московскую и Владимирскую кафедру. В том же году имп. Елизаветой Петровной на Могилёвскую кафедру был рекомендован брат И. виленский игум. Иероним (Волчанский). И. был первым епархиальным архиереем Московской епархии, к-рая до того входила в состав Синодальной области и управлялась Синодом. Архангельский собор Московского Кремля был кафедральным. К весне 1743 г. И. прибыл в Москву. 18 марта того же года был назначен членом Синода и управляющим Московской синодальной конторой. Осуществлял надзор за состоянием дел в епархии через подчиненную ему дикастерию (с июля 1744 консистория). При И. состав дикастерии был расширен, в то же время из нее, а на местах – из духовных правлений были удалены светские чиновники под предлогом, что «духовным персонам от светского судимым и по случающимся делам штрафованным быть весьма неприлично». По поручению Синода И. возглавлял следствия по неск. делам: «о непорядочных поступках» настоятелей путивльского Молченского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря игум. Иоанна (Ястремского) и Возмицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря архим. Евфимия, Боровенского Успенского мон-ря Калужской губ. игум. Стефана, о земельных конфликтах архимандрита Высоцкого серпуховского монастыря Иосифа с местным купечеством, о «краже пожитков» сержанта Измайловского полка Ф. Тютчева, хранившихся в кладовой палате Новодевичьего московского монастыря , и др. (ОДДС. Т. 23. 85, 101, 151, 153, 162, 194, 277). 16 дек. 1743 г. Синод поручил И. «самоперсонально произвести освидетельствование» московских церквей, «на восток ли построены в них алтари, нет ли в них икон иностранных кунтштов, а также неискустным мастерством писаных или резных образов». В ведомости от 12 апр. 1745 г., составленной после осмотра храмов, И. свидетельствовал, что «у всех церквей кроме трех (которые алтарями стоят на полнощь) алтари построены на восток», иконы написаны «по древнему православновосточнныя Церкви обычаю и престолы одеждою покрыты до полу». При этом во многих храмах обнаружились резные образа свт. Алексия, митр. Московского, свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и иконы с «неисправно» написанным «сложением перстов». Архиерей обещал «в сложении перстов неисправность исправить, ветхости починить», а резные образа (кроме Распятия) изъять из московских церквей и передать в один из мон-рей, выделив для хранения отдельную палату. Три храма с алтарями, ориентированными на север, И. предложил не перестраивать, а «оставить доколе оные в ветхость придут» (Там же. 490).

http://pravenc.ru/text/578501.html

Епископ продолжил труды предшественников по обращению язычников (идолопоклонников) в христианство, старообрядцев в единоверие и Православие. В секретном циркуляре 1852 г. И. требовал от подведомственного духовенства искоренять местные языческие обычаи («вечерки, хороводы, семики»), к-рые, по его мнению, служили «поводом к растлению девиц, к разлиянию блуда». Однако подобные секретные распоряжения архиерея вызвали гнев уфимского ген.-губернатора В. А. Перовского (см. подробнее: Из жизни преосв. Иосифа, бывш. архиеп. Воронежского//Воронежские ЕВ. 1896. 9. С. 399-403). За 2 года служения в епархии И. устроил единоверческую женскую Казанскую общину в Троицке, несколько единоверческих приходов и часовен. При И. на землях казенных дач Кусинского завода велось строительство единоверческого Воскресения Господня мужского монастыря (в совр. пос. Иструть Саткинского р-на Челябинской обл.). К освящению монастырского храма в честь Воскресения Христова (март 1851) Московский митр. Филарет прислал напрестольное Евангелие 1637 г. По благословению И. насельники обители вели миссионерскую деятельность на Белорецком, Златоустовском и Саткинском заводах Оренбургской губ. При И. в уфимском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре была построена небольшая каменная ц. во имя почитаемого И. свт. Митрофана Воронежского, а в уфимском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женском монастыре - летний Благовещенский собор и теплая каменная ц. во имя св. Александра Невского. В 1850 г. И. освятил Александро-Невский собор в г. Уральске, Казанский собор в г. Стерлитамаке. При И. также возведены Воскресенский храм в с. Булгакове Уфимского у., Скорбященская ц. в с. Бута Мензелинского у., Тихвинская ц. в с. Левашове, Петропавловская ц. в с. Петровском Стерлитамакского у. и др. 27 авг. 1853 г. И. возглавил Воронежскую и Задонскую кафедру, с 3 апр. 1860 г. в сане архиепископа. 19 окт. 1853 г. И. прибыл в Воронеж. За неск. лет привел в порядок епархиальные дела, запущенные из-за продолжительной болезни Воронежского архиеп.

http://pravenc.ru/text/578511.html

С 1491 г. М. Н. м. известен как резиденция Мукачевских епископов. Не только монахи, но и многие епископы похоронены на монастырском кладбище на Чернечьей горе, рядом с современной обителью. В 1491 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн был избран епископом Мукачевским. Считалось, что кор. Владислав (Уласло) II Ягеллон своей грамотой от 31 июля 1491 г. назначил его и утвердил в качестве епископа и настоятеля обители, к-рой «по древнему обычаю были подчинены все русины греческого обряда». Однако, как доказал историк-славист А. Л. Петров, данная грамота является поздней подделкой (Там же. С. 166-167; Лучкай. 1999. С. 45). Еп. Иоанн признал митр. Киевского Иосифа (Болгариновича) и Нифонта II , патриарха К-польского. В XVI в. Мукачевские епископы и настоятели попали в зависимость от венгерских магнатов-протестантов. В частности, Мукачевский еп. Василий I (в миру Владислав) поддерживал Габсбургов, а имп. Свящ. Римской империи и кор. Венгрии и Богемии Фердинанд I утвердил его полномочия и монастырские доходы, о чем свидетельствует его грамота от 15 марта 1552 г. ( Hodinka A. A munkácsi görög szertartásü püspökseg okmánytára. Ungvár, 1911. P. 14-15). В 1556 г. вслед. Венгерского восстания в Трансильвании епископская резиденция в Мукачеве была опустошена. Преемник еп. Василия - еп. Иларион (в миру Иларий) - ориентировался уже на семиградских князей. Временной его резиденцией после выезда из Мукачева перед наступлением имп. войск стал Михаила архангела Грушевский Мараморошский мужской монастырь , который по грамоте кн. Юрия Батория от 19 февр. 1556 г. номинально подчинялся власти настоятеля М. Н. м. и по совместительству епископа Мукачевского. Иногда его резиденцией являлся Бычковский Крестовоздвиженский мон-рь (ныне в пос. Вел. Бычков Раховского р-на). В 1558 г. правительница Трансильвании и владелица Мукачевской доминии кнг. Изабелла Ягеллонка освободила Мукачевского епископа от налогов и барщины. Во время войны между австр. Габсбургами и трансильванскими (семиградскими) князьями, в 1537 г., М. Н. м. был разрушен, погибла большая часть монастырских документов и архивов. В 1538-1550 гг., при еп. Мукачевском Василии I, как свидетельствует грамота кор. Фердинанда I от 15 марта 1552 г., мон-рь вновь был восстановлен. В 1558 г. М. Н. м. посетили послы царя Иоанна IV Васильевича Грозного.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

После издания Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх) и Временным Патриаршим Синодом «Декларации» 1927 г. и отказа митр. Иосифа (Петровых) от перевода с Ленинградской кафедры в Одессу В. стал играть одну из ведущих ролей в формировавшемся иосифлянстве . В нач. дек. 1927 г. от имени группы сторонников митр. Иосифа (Петровых) В. подготовил обращение к митр. Сергию с предложениями «отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государством», не перемещать и не назначать епископов без их согласия и одобрения паствы, объявить Синод совещательным органом при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя, «удалить из состава Синода пререкаемых лиц», «возвратить на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа», отменить возношение за богослужением имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а также молений за гражданскую власть и разрешить поминовение ссыльных епископов (см.: Иоанн (Снычёв) , митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-30 гг. ХХ столетия. Сортавала, 1993. С. 159-160). 14 дек. митр. Сергий составил ответ на обращение В., в к-ром разъяснил свою позицию по данным вопросам и объявил, что «отказаться от курса церковной политики... было бы с моей стороны не только безрассудно, но и преступно». 26 дек. 1927 г. в числе др. иосифлян В. присутствовал на собрании, состоявшемся на квартире Гдовского еп. Димитрия (Любимова) , во время к-рого был провозглашен «Акт о разрыве с митр. Сергием». 30 дек. В. вместе с др. клириками, присоединившимися к «Акту», был запрещен в священнослужении временно управляющим Ленинградской епархией Петергофским еп. Николаем (Ярушевичем) . Однако наложенному прещению В. не подчинился, и возглавляемый им храм Воскресения Христова стал центром иосифлянства в Ленинграде. В. не разделял мнения крайних иосифлян о неблагодатности таинств Московской Патриархии. 3 дек. 1929 г. В. был арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной группе защиты истинного православия», до авг. 1930 г. содержался в одиночной камере. 3 авг. 1930 г. приговорен к 10 годам лагерей. По постановлению коллегии ОГПУ от 7 апр. 1932 г. пребывание в Свирьском ИТЛ было заменено ссылкой, и 7 сент. того же года В. был выслан в Архангельск. С авг. 1936 г. находился в ссылке в г. Каргополе, 3 дек. 1939 г. освобожден, прибыл в Ленинград, но к служению не приступал. Постановлением ОСО при МГБ СССР от 15 марта 1947 г. был реабилитирован.

http://pravenc.ru/text/158218.html

2 апр. 1926 г. подписал как епископ Ставропольский послание 25 архиереев, осудивших деятельность организаторов григорианского раскола и поддержавших Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 20 авг. 1926 г. назначен епископом Краснодарским и Кубанским, вскоре был выслан из Краснодара в Белгород. 1 окт. 1927 г. назначен епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. Прибыв в Ростов, И. столкнулся с тем, что паства поддерживала прежде занимавшего Ростовскую кафедру митр. Иосифа (Петровых) . Назначенный в авг. 1926 г. на Ленинградскую кафедру митр. Иосиф был лишен властями возможности выехать в Ленинград и 12 сент. 1927 г. решением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного Свящ. Синода переведен на Одесскую кафедру. Митр. Иосиф отказался признать это решение и остался проживать в Ростове. Хотя митр. Иосиф заявил, что не намерен препятствовать новоназначенному Ростовскому архиерею в управлении вик-ством, 10 окт. И. направил рапорт митр. Сергию, обвинив митр. Иосифа в расстройстве церковной жизни. 2 нояб. 1927 г. И. был назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии. С 18 мая 1932 г. епископ Владимирский и Суздальский. В апр. 1934 г. упоминается как архиепископ. С 17 февр. 1935 г. епископ Харьковский и Ахтырский. 26 июля 1936 г. арестован в Харькове и помещен в городскую тюрьму 2. Обвинялся в «антисоветской агитации среди церковников» и в хранении «антисоветской литературы» (книг С. Н. Булгакова ). 27 дек. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Орлово-Розовском лагпункте Сибирского ИТЛ (ныне на территории Кемеровской обл.). 25 нояб. 1937 г. взят в лагере под стражу по обвинению в участии в «контрреволюционной повстанческой военно-шпионской диверсионно-террористической организации и подготовке восстания против советской власти». Казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Новосибирской обл. от 8 дек. 1937 г. Погребен в общей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/468733.html

В 1717 г. З. написал обширный (775 л.) экзегетический труд «Хлеб ангельский, на крестном жерновнице испеченный» и посвятил его царю Петру I и Местоблюстителю Патриаршего престола митр. Стефану (Яворскому) . Это сочинение напечатано не было и сохранилось в рукописи (РНБ), украшенной орнаментами и множеством миниатюр. Под изображениями святых, Петра I, царевича Алексея Петровича , др. членов царской семьи и митр. Стефана помещались стихотворные подписи З. Сочинение представляет собой толкование на Евангелие от Иоанна с использованием произведений не только отцов Церкви, но и «внешних учителей»: Иосифа Флавия , Цезаря Барония , Эразма Роттердамского , а также трудов Симеона Полоцкого , архиеп. Лазаря (Барановича) и др. В предисловии З. определил ценность книги «не столько в толкованиях евангельского текста, сколько в дедикациях, рисунках и виршах». После 1717 г. З. написал прозой и стихами обширные тексты для 2 изображений: «Нагробок смутнопечалный… царевны Натальи Алексеевны» (Гос. Рус. музей) - к живописной эпитафии сестре царя Петра I, написанной «в облегчение и утоление скорби», и «Тезис Афанасия Заруцкого» (ГЭ) - к гравюре Г. П. Тепчегорского . На ней изображены Петр I, царевичи Алексей Петрович, Петр Петрович и Петр Алексеевич, держащие здание церкви. В пояснительных надписях З.: «Яко раменми Церковь царь з сынми двизае, власть церковну на рамех своих утверждае», «Алексий, Царский сын, Церковь воздвизае, Петру, камню веры, отцу подражае» - им дана отсылка к труду митр. Стефана (Яворского) «Камень веры», название к-рого истолковано как указание на главного защитника Православия и победителя еретиков-шведов Петра I. Образы видения ап. Иоанна Богослова представлены в панегирике как свидетельства того, что в борьбе со шведами Петр I призван победить врагов правосл. Церкви, низложить «хулящих крестную силу силою креста Христова богоборни языки». За этот труд 18 февр. 1718 г. гетман Скоропадский пожаловал З. с. Зноба, прилегавшее к его землям в Новгород-Северском у. 21 марта 1718 г. З. получил от царя жалованную грамоту «за труды ево в составлении печатной конклюзии на прославление имени нашего царского величества», по которой закреплялось за ним «в вечное владение» все прежде ему пожалованные и лично приобретенные земли и угодья, в том числе с. Зноба. Похоронен в новгород-северском Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/182641.html

Сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский. Роспись храма во имя вмч. Георгия в Ендове, Москва. 2009 г. Сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский. Роспись храма во имя вмч. Георгия в Ендове, Москва. 2009 г. 2 февр. 1924 г. арестован по делу православных братств, по которому проходил вместе с большой группой петроградских священнослужителей во главе с Лужским еп. Мануилом (Лемешевским) . На допросах не скрывал, что проводил с верующими беседы на религ. темы, служил на квартирах молебны. 26 сент. 1924 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Соловецком лагере, где работал бухгалтером. Всегда ходил в священнической одежде и посещал церковные службы, пока они были разрешены лагерным начальством. Из заключения писал духовным детям письма с наставлениями в вере: «Если Господь попускает совершаться на земле всевозможной неправде, то не потому ли, что Он дал человеку свободную волю, и не для того ли, чтобы примером более заметного внешнего непорядка побудить человека к деятельности по восстановлению расстроенного правопорядка в его внутреннем мире? Итак, при виде несправедливости человеческой не злобствовать подобает, не осуждать следует и без того подлежащих осуждению, не ведающих, что творят, людей; надлежит ужаснуться, до какого безрассудства доводит грех, частью и в нас имеющий приют, надлежит помолиться Господу о благодатном, не по заслугам, просвещении нашего сознания» (цит. по: Дамаскин. Кн. 4. С. 239). Впосл. вспоминал о годах заключения на Соловках как о времени, когда он наиболее ясно ощущал присутствие Божие. 16 сент. 1927 г. постановлением особого совещания при Судебной коллегии ОГПУ после освобождения из лагеря отправлен на 3 года в адм. ссылку в Воронеж. Получил место священника в Алексиевской ц. закрытого воронежского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря , где продолжала существовать жен. монашеская община. Через нек-рое время был назначен настоятелем храма и духовником общины, стал одним из благочинных Воронежской епархии. Быстро приобрел авторитет у монахинь и прихожан. Его усилиями был организован сбор и пересылка средств для заключенного Воронежского архиеп. сщмч. Петра (Зверева) и др. соловецких узников. Не принял «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 22 янв. 1928 г. вместе с управляющим Воронежской епархией Козловским еп. Алексием (Буем) отделился от митр. Сергия и присоединился к сторонникам митр. Иосифа (Петровых) . В мае 1928 г. назначен еп. Алексием помощником епархиального благочинного. С марта 1929 г. после ареста еп. Алексия исполнял должность епархиального благочинного.

http://pravenc.ru/text/469225.html

В период присоединения к Российской империи Закубанья, завершившегося в 1864 г., земли Адыгеи были включены в Кавказскую епархию (с 1885 Ставропольская). В 1919-1994 гг. территория М. и А. е. относилась к Кубанской епархии (название последней неоднократно изменялось). В 1925-1927 гг. существовало Майкопское викариатство Кубанской епархии . В Майкопе, основанном в 1857 г. как крепость, активно велось храмовое строительство. Так, в 1872 г. на месте обветшавшей турлучной Никольской ц. (1-я церковь Майкопа, первоначально была храмом 76-го пехотного Кубанского полка) был построен Александро-Невский собор. В 1883 г. возведена деревянная Покровская ц. В 1882-1888 гг. шло строительство кирпичного Успенского собора на каменном фундаменте. В 1882 г. была заложена, а в 1889 г. освящена Троицкая ц. В 1910 г. построен Воскресенский храм на старом городском кладбище Майкопа. В 1878 г. была основана Закубанская Афонская во имя архангела Михаила мужская пустынь . На рубеже XIX и XX вв. по инициативе Ставропольского епархиального комитета Православного миссионерского общества в адыгских аулах Майкопского отдела Кубанской обл. Адамий и Хатукай (ныне Красногвардейского р-на), Ульский и Джерокай (ныне Шовгеновского р-на), Ходзь, Блечепсин, Хачемзий, Кошехабль и Егерухай (ныне Кошехабльского р-на) были открыты рус. епархиальные школы грамоты. Миссионерская концепция комитета подразумевала начало христианизации адыгов через обучение их русскому языку. За 4 года (с 1899 по 1903) образование в этих школах получили 834 чел., из них 559 детей. Однако в целом результаты данной формы миссии были весьма скромными. С приходом к власти большевиков начались репрессии против духовенства и верующих. В февр. 1927 г. в ст-це Абадзехской (ныне Майкопского р-на) прошел показательный судебный процесс над 7 насельниками закрытой Михайловской пуст., они были приговорены к различным срокам лишения свободы. После издания в том же году «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) викарный Майкопский еп. Варлаам (Лазаренко) разорвал церковное общение с ним и присоединился к сторонникам митр. Иосифа (Петровых ; см. ст. Иосифлянство ). Еп. Варлаам жил на нелегальном положении, окормляя иосифлян в т. ч. и на территории М. и А. е. В 1929 г. он был арестован, вскоре бежал в Ср. Азию. В нач. 1930 г. властями было сфабриковано групповое «дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко)». Архиерей был арестован в Ср. Азии и расстрелян в том же году в Майкопе. Были также казнены проходившие с ним по одному делу двое бывших насельников Михайловской пуст. (входили в число осужденных на процессе 1927 г.) архим. Моисей (Астахов), иером. Петр (Базыкин) и еще 49 чел.

http://pravenc.ru/text/2561236.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010