Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФЛЯНСТВО течение в Русской Православной Церкви в кон. 1927-1943 г. Название происходит от имени его духовного руководителя митр. Иосифа (Петровых) . Возникновение И. было связано с тяжелым положением, в котором находилась правосл. Церковь в СССР в сер. 20-х гг. ХХ в. В это время легальным статусом обладали только активно сотрудничавшие с властями обновленцы (см. Обновленчество ) и григорианский Временный высший церковный совет (см. Григорианский раскол ), а вся организационная структура Патриаршей Церкви признавалась незаконной. Массовые аресты, проводимые властями среди епископата, имели целью лишить Церковь управления и единой организации. После ареста в дек. 1925 г. Местоблюстителя Патриаршего престола митр. сщмч. Петра (Полянского) по его завещательному распоряжению Заместителем Местоблюстителя стал митр. Сергий (Страгородский ; с 1936 Патриарший Местоблюститель, с 1943 Патриарх Московский и всея Руси). В кон. 1926 г. митр. Сергий сам оказался под арестом, после чего короткое время обязанности Заместителя Местоблюстителя исполнял Ленинградский митр. Иосиф (Петровых), а потом Угличский архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович) , который предложил остававшимся на свободе архиереям управлять епархиями, по возможности полагаясь на самих себя. Адм. связи между епархиями фактически уже не действовали. Возникла реальная угроза утраты единства Церкви, потери преемственности каноничной власти. В этих условиях находившийся в заключении митр. Сергий (Страгородский) вел переговоры с представителями ОГПУ о возможности легального существования Патриаршей Церкви в СССР при условии выполнения ряда договоренностей. В число требований ОГПУ к митр. Сергию помимо провозглашения лояльности к советской власти и осуждения всех враждебных по отношению к ней выступлений входило установление контроля гос. органов за назначением архиереев на кафедры. Митр. Сергий вынужден был принять эти условия, настаивая при этом на прекращении репрессий против духовенства, на освобождении заключенных и возвращении сосланных священнослужителей, на создании условий для нормальной церковной жизни (легализации высшего и епархиального управления, церковных изд-в и духовных школ и др.). В марте 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вскоре вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Он имел теперь резиденцию в Москве, а не в Н. Новгороде, как было до ареста. В мае того же года митр. Сергий образовал Временный Свящ. Синод, получивший регистрацию от НКВД. Местные органы власти регистрировали епархиальных архиереев и епархиальные советы. Началась работа по воссозданию всей церковно-адм. структуры Московского Патриархата на легальных основаниях.

http://pravenc.ru/text/673719.html

Шкаровский М. В. Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение Антицерковная, антихристианская политика советского государства в первые десятилетия после Октябрьской революции вызвала массовое сопротивление духовенства и мирян. В разные годы оно принимало различные формы. Особенно эта борьба обострилась в период великого перелома – конца 1920-х – начала 1930-х гг. Вплоть до 1927 г. попытки гражданских властей подчинить Православную Церковь , поставить ее под полный контроль, сделать в конечном итоге придатком государственного аппарата (обновленческий, григорианский расколы и т. п.) в целом заканчивались неудачей. Рубежом в этом плане явилась легализация Временного Патриаршего Священного Синода (ВПСС) при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) , потребовавшая значительных уступок. «Декларация 1927 г.», допускавшая уход с позиций аполитичности, перемещения епископов по политическим мотивам и ряд подобных актов создавали новые условия взаимоотношений Патриаршей Церкви с государством. Именно с этого времени начал утверждаться почти тотальный контроль последнего над внутрицерковной жизнью. Такие компромиссы были негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами. Часть православного духовенства попыталась спасти Церковь от внедрения в нее чужеродных государственных начал. Возникшее в 1927 г. движение «непоминающих» (гражданской власти и митр. Сергия) было достаточно широко распространено по стране. Всего первоначально насчитывалось более 40 архиереев, отказавшихся от административного подчинения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Однако большинство из них не было связано между собой. Центральное место занимала наиболее сильная и сплоченная иосифлянская группа, получившая свое название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) 584 . Именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь », употребив его в 1928 г. в одном из своих писем. Недовольство «Декларацией митр. Сергия» в одной из ведущих епархий страны – Ленинградской – проявилось уже в августе 1927 г. В сентябре оно резко усилилось вследствие постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о переводе митрополита Ленинградского Иосифа, отбывавшего ссылку в Моденском монастыре, на Одесскую кафедру. Ситуацию в северной столице очень обострил и указ митр. Сергия от 21 октября о поминовении во всех храмах за богослужением властей и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке. В ноябре в городе появились приходы, не поминавшие Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Груич Милутин; 1.12.1810, с. Липово (ныне Липпо, обл. Баранья, Венгрия) - 8.04.1887, г. Пакрац (ныне в Хорватии)), еп. Пакрацкий. Род. в семье серб. свящ. Прокопия, к-рый не имел образования, но считался ученым и пользовался большим уважением. Милутин окончил школу в родном селе. Позже учился в гимназиях в городах Мохач и Печуй (ныне Печ, Венгрия). В Печуе также прослушал курс философии и правоведения, но из-за своей национальности не смог найти работу. В это время написал свои первые произведения - стихи на лат. и серб. языках, к-рые публиковал в разных журналах под псевдонимом Милутин или Серб Милутин. По совету отца поступил в Карловацкую семинарию (богословию), к-рую окончил в 1840 г. В 1841 г. на Петров день в мон-ре Кувеждин принял монашество с именем Никанор. В том же году 19 дек. рукоположен во диакона и назначен преподавателем Карловацкой семинарии, где работал до 1844 г. В 1843 г. стал сотрудником консистории и помощником митр. Карловацкого Иосифа (Раячича) . 26 мая 1846 г. рукоположен во иерея, 6 дек. получил должность протосинкелла. 1 янв. 1848 г. назначен настоятелем мон-ря Кувеждин, затем - протосинкеллом и вскоре получил сан архимандрита. В 1848 г. выступление Н. на Майской скупщине (церковно-народный собор сербов, проживавших в Австро-Венгрии, на к-ром сербы поставили вопрос о предоставлении им автономии и создании области Сербская Воеводина) способствовало избранию митр. Иосифа патриархом Сербским. Именно Н. на Майской скупщине зачитывал список прав серб. народа на ряд привилегий в Австро-Венгерской империи (см. в ст. Карловацкая митрополия ). С молодых лет Н. отличался пламенной любовью к сербам, в своих выступлениях всегда поддерживал представителей своей национальности и способствовал решению их проблем в Австро-Венгерской монархии. Под псевдонимом Православный родолюб (всего исследователям известны 18 псевдонимов Н.) он опубликовал небольшие книжки «Народная сербская скупщина» (Народна српска скупштина. Београд, 1848) и «Развитие сербской народной скупщины» (Наставак народне српске скупштине. Београд, 1849) с описанием истории сербов в Придунавье, начиная с т. н. великого переселения сербов (1690) до 1848 г.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

В 1921 г. стал настоятелем Феодоровского собора, в нач. 1922 г. возведен в сан протоиерея. Ок. 6 лет являлся председателем приходского совета, но в 1927 г. по категорическому требованию властей был вынужден уйти с этого поста, хотя и оставался до 1930 г. членом приходского собрания. С янв. 1928 г. стал активным участником иосифлянского движения (см. Иосифлянство ), отделился от заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , с 1943 патриарх Московский и всея Руси). В февр. 1928 г. участвовал в собрании иосифлянского духовенства (всего ок. 20 чел.) на квартире Гдовского еп. Димитрия (Любимова) , на к-ром было сообщено о получении офиц. согласия митр. Иосифа (Петровых) возглавить отошедших от митр. Сергия. По приглашению еп. Димитрия К. присутствовал и на др. собрании иосифлянских священнослужителей (сент. 1928, по др. данным - в сент. 1929). В Феодоровский собор часто устраивались паломничества прихожан иосифлянских церквей Ленинграда. К. привлек к обслуживанию храма несколько монахинь закрытого Пятогорского Богородицкого (Кикеринского) жен. мон-ря, проживавших в дер. Кузьмино, а также еще существовавшего в Ленинграде Воскресенского Новодевичьего монастыря. 27 дек. 1930 г. арестован вместе с епископами Сергием (Дружининым) , Василием (Докторовым (Дохтуровым)) и большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в антисоветской деятельности и агитации, в частности в выступлениях против колхозного строительства. 8 окт. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ по делу Истинно православной Церкви к 5 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Сибирском ИТЛ (г. Мариинск Новосибирской (ныне Кемеровской) обл.) и на строительстве Беломорско-Балтийского канала (Белбалтлаг) - на земляных работах и в лагерной канцелярии, где заболел ревматизмом. 10 сент. 1934 г. было принято решение об освобождении К. досрочно, «по зачетам» за работу на строительстве канала, но вышел он на свободу только 27 февр. 1935 г. Проживал в Новгороде, с 1936 г.- в ссылке в Мурманске, затем в Мончегорске работал бухгалтером Горнорудного управления Мончегорского лагеря НКВД.

http://pravenc.ru/text/1684305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Саввин?; 1672, г. Осташков, ныне Тверской обл.- 17(27?).12. 1726, Москва), еп. Воронежский и Елецкий. Род. в семье священника. После переезда семьи в Москву отец И. служил в Вознесенской ц. за Никитскими воротами (совр. ц. Большого Вознесения). Буд. архиерей после рукоположения также служил в этом храме. Вероятно, после кончины супруги принял монашеский постриг в Ниловой Столобенской пустыни 18 июля 1714 г. И. был возведен в сан игумена, назначен настоятелем переславского Никитского монастыря (см. Переславль-залесский во имя великомученика Никиты монастырь ). «Деятельность Иосифа как настоятеля,- вспоминал один из современников,- была работой хорошего, деловитого помещика; в тиши монастырской жизни он вел обширное хозяйство, копил добро и созидал благополучие своего монастыря». После поданной И. челобитной, в к-рой отмечалась древность обители, в Никитском мон-ре была введена архимандрития. В грамоте, подписанной царем Петром I, говорилось: «Возобновися сия древняя лавра Благовещения Пресвятыя Богородицы и великомученика Никиты и посвящен тоя лавры игумен Иосиф в архимандриты с шапкою и палицею, и дадеся ему грамота на пергаменте, златом расписанная, с кустодиею золотою, и по нем вперед будущим архимандритом вечно». 11 марта 1716 г. в Успенском соборе Кремля митр. Стефан (Яворский) возвел И. в сан архимандрита («ради всероссийския радости» - рождения царевича Петра Петровича). Вкладчики князья И. А. и С. Б. Голицыны, А. Ф. Лопухин (брат бывш. царицы Евдокии Феодоровны) и др. влиятельные лица способствовали повышению статуса мон-ря и власти настоятеля. В 1721 г. И. являлся одним из кандидатов на Иркутскую архиерейскую кафедру. В 1723 г. осуществлял ревизию Воронежской епархии, руководил следствием по делу о предполагавшихся финансовых нарушениях митр. Воронежского Пахомия (Шпаковского) ; возглавлял его погребение в строившемся Благовещенском соборе Воронежа. С разрешения Синода в память о покойном митрополите И. получил его рясу, «объяринную на хребтовом песцовом меху ценою в 23 рублей», а также 50 р. (ОДДС. Т. 4. 400. С. 407; Т. 7. VI. С. XLII). По поручению И. на время его воронежской командировки Никитским мон-рем руководил казначей иером. Лаврентий. В 1724 г. переславский каменщик В. Лоскутов подал в Синод донесение, в к-ром обвинял И. в организации убийства в июне 1719 г. монастырского крестьянина С. Недосекина, отданного в солдаты и бежавшего из полка. Однако в ходе расследования в Московской духовной дикастерии архимандрит доказал, что Недосекин, не раз сбегавший из-под стражи, был пойман и умер «за караулом... скоропостижною смертию» на монастырском дворе. И. был оправдан (Там же. Т. 4. 542. С. 548-550).

http://pravenc.ru/text/578541.html

М.В. Шкаровский Скачать epub pdf Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение Антицерковная, антихристианская политика советского государства в первые десятилетия после Октябрьской революции вызвала массовое сопротивление духовенства и верующих. В разные годы оно принимало различные формы. Особенно эта борьба обострилась в период «великого перелома» – конца 1920-х – начала 1930-х гг. Вплоть до 1927 г. попытки гражданских властей подчинить Православную Церковь , поставить ее под полный контроль, сделать в конечном итоге придатком государственного аппарата (обновленческий, григорианский расколы и т.п.) в целом заканчивались неудачей. Рубежом в этом плане явилась «легализация» Временного Патриаршего Священного Синода (ВПСС) при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) , потребовавшая значительных уступок. «Декларация 1927 г.», означавшая уход с позиций аполитичности, перемещения епископов по политическим мотивам и ряд подобных актов создавали новую форму взаимоотношения Патриаршей Церкви с государством. Именно с этого времени начал утверждаться почти тотальный контроль последнего над внутрицерковной жизнью. Такие далеко ведущие компромиссы были негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами. Часть православного духовенства попыталась спасти Церковь от внедрения в нее чужеродных государственных начал. Возникшее в 1927 г. движение «непоминающих» (гражданские власти и митр. Сергия) было достаточно широко распространено по стране. Всего первоначально насчитывалось более 40 архиереев, отказавшихся от административного подчинения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Однако большинство из них не было связано между собой. Центральное место занимала наиболее сильная и сплоченная иосифлянская группа, получившая свое название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) 590 . Именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь », употребив его в 1928 г. в одном из своих писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Петровых Иван Семенович; 15.12.1872, г. Устюжна Новгородской губ.- 20.11.1937, близ г. Чимкента, Казахстан), митр. бывш. Одесский, руководитель иосифлянства . Из семьи мещан (сын небогатого кондитера). После учебы в Устюженском ДУ поступил в 1889 г. в Новгородскую ДС, к-рую окончил в 1895 г. по 1-му разряду и был направлен за казенный счет в МДА. Завершил обучение в академии в 1899 г. 1-м по списку магистрантом - кандидатом богословия с правом защиты магист. диссертации без дополнительного испытания. Был оставлен при МДА на год профессорским стипендиатом. 9 сент. 1900 г. утвержден исполняющим должность доцента кафедры библейской истории. 26 авг. 1901 г. пострижен в монашество с именем Иосиф в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры ректором МДА Волоколамским еп. Арсением (Стадницким ; впосл. митрополит). 30 сент. того же года рукоположен во диакона, 14 окт.- во иерея. 19 июля 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за соч. «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия: (Опыт критического разбора и обработка)», получил звание доцента. 9 дек. того же года назначен экстраординарным профессором и инспектором МДА. 18 янв. 1904 г. возведен в сан архимандрита. Во время 1-й рус. революции у И. возник конфликт со студентами и с преподавателями МДА, из-за чего он испытал сильные душевные переживания. В янв. 1906 г. И. испросил в академии месячный отпуск, представив медицинское свидетельство, что нуждается в «полном отдыхе для восстановления сильно утомленной в последнее время нервной системы», а 2 февр. того же года Холмский еп. Евлогий (Георгиевский ; впосл. митрополит) представил рапорт о назначении И., «согласно выраженному желанию», настоятелем Яблочинского во имя преподобного Онуфрия Великого мужского монастыря . Назначение И. объяснялось необходимостью организации в Холмской епархии православно-миссионерской работы для противодействия усилившейся там католич. пропаганде. Назначение было утверждено Синодом 30 июня 1906 г. В 1907 г. И. был переведен в должности настоятеля в Юрьев новгородский мужской монастырь . Выступал с брошюрами и статьями преимущественно о начальном народном образовании; сотрудничал с Православной Богословской энциклопедией. Известность И. принесла многотомная кн. «В объятиях Отчих. Дневник инока» (под псевд. А. I. в 1905-1914 вышло 11 вып.). Книга духовных размышлений И. вызвала большой интерес, отрывки из нее помещались во мн. журналах.

http://pravenc.ru/text/578533.html

На Пасху 1764 (?) г. митр. Черногорский Василий (Петрович-Негош) рукоположил Д. во иерея. Вернулся в Далмацию, но вскоре из-за вспышки моровой язвы бежал в Косово. Здесь он перевел на народный серб. язык нек-рые толкования св. Иоанна Златоуста на Деяния святых апостолов и объединил их в сб. «Буквица» (1765), к-рый получил широкое распространение среди сербов. 2 месяца Д. прожил в мон-ре Драгович и через Корфу направился на Афон, но прибыл туда, когда иером. Евгений уже покинул Св. Гору. Святогорская атмосфера, борьба между болг. и серб. монахами за мон-рь Хиландар разочаровали Д. Через полгода он уехал через Патмос в Смирну, где стал учеником грека Иерофея. Из-за начала русско-тур. войны ему пришлось уйти, т. к. местные власти заподозрили в нем рус. монаха. Через острова Эгейского м., Грецию, Албанию, Венецию, Триест достиг Вены, где остался на 6 лет. Выучил нем., франц. и итал. языки, давал частные уроки. Посетил Италию, М. Азию, Молдавию и Львов. В 1782 г. в ун-те в Галле изучал философию, теологию и эстетику. Позднее переехал в Лейпциг с целью издать книгу на серб. языке, т. к. считал, что, «пока какой-либо народ не имеет книг на родном языке, он вынужден пребывать в темноте и варварстве». В 1783 г. на собственные средства издал 300 экз. автобиографии «Жизнь и приключения Димитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем» (Живот и Дuмumpuja нареченого у Дocumeja) и послание «Любезный Харлампий, здравствуй, Христос воскресе», в 1784 г.- «Советы здравого разума». Занимался распространением своих произведений в серб. общинах при помощи купцов. Неск. лет прожил в Англии, затем вернулся в Вену. С кон. 1787 г. полгода жил в Шклове (совр. Белорусия) у мецената С. Г. Зорича, где написал 2-ю часть Жития. Благодаря подаркам Зорича в 1788 г. в Лейпциге опубликовал выдержавшие множество переизданий «Басни» (Езопове и прочих разных баснотворцев, с различни jeзuka на славеносербски jeзuk преведени). Поддерживал реформы имп. Иосифа II и его политику по освобождению Балкан от османского владычества. Но в 1804 г., после начала 1-го восстания сербов против турок, разочаровался в венском дворе, выступившем против восставших. Д. поддерживал связь с серб. лидером Карагеоргием и возглавил серб. миссию при ставке рус. войск в Румынии. В 1807 г. переехал в Белград, где в 1808 г. организовал Высшую школу, на основе к-рой впосл. был создан Белградский ун-т, и богословскую семинарию. Занимал пост 1-го в истории Сербии министра просвещения, был членом Правительственного совета. Похоронен в соборной церкви Белграда.

http://pravenc.ru/text/180339.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛЬЦЕВ Алексий Петрович (14.03.1854, г. Пошехонье Ярославской губ.- 15.04.1915, г. Кисловодск Терской обл.), прот., церковно-общественный деятель, переводчик, богослов. Образование и педагогическая деятельность в России Алексий был старшим сыном П. Р. Мальцева (1823-1891), учителя, впосл. помощника смотрителя Пошехонского духовного уч-ща, с 1871 г. иерея, с 1883 г. протоиерея, ключаря Ярославского кафедрального собора, с 1872 г. настоятеля пошехонского Троицкого собора, благочинного собора и 3 монастырей. Мать М. также происходила из духовного сословия. М. окончил Ярославские ДУ и ДС, в 1874 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1878 г. со степенью кандидата с правом на получение степени магистра без нового устного испытания. По собственному желанию прошел курс нравственного богословия у ректора прот. И. Л. Янышева. За соч. «Происхождение нравственного чувства и нравственных понятий по учению Джона Стюарта Милля, Бэна и Герберта Спенсера: (Изложение и разбор)» был признан достойным звания кандидата богословия. В отзыве на работу М. экстраординарный проф. А. Е. Светилин писал, что она «обнаруживает в авторе столь основательное и многостороннее изучение предмета, что не оставляет желать лучшего». Прот. И. Янышев и проф. Светилин назвали этот труд первым «опытом всестороннего исследования целого направления в нравственной науке» (К 30-летию. 1908. С. 2). Работа была удостоена полной премии митр. Литовского Иосифа (Семашко) . По окончании курса М. был утвержден в степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и 3 авг. 1878 г. определен преподавателем философии, психологии и педагогики в СПбДС. Одновременно он преподавал педагогику и дидактику в 3-м классе епархиального Исидоровского жен. уч-ща, к-рому пожертвовал часть своей б-ки. В 1879 г. Советом академии М. был утвержден в степени магистра богословия за переработанное курсовое соч. «Нравственная философия утилитаризма» (1879). Критически разбирая это учение, М. показал отличия христианского понимания нравственности от того, как оно представлено в утилитаризме, и все преимущества первого. Исследователь обращает внимание на неопределенность утилитарных идей удовольствия и счастья как суммы удовольствий (принцип непреодолимого стремления к счастью, по Дж. С. Миллю,- единственный принцип нравственности), и на лишь кажущееся применение сторонниками утилитаризма индуктивного метода, на их стремление монополизировать истину. По М., «идея нравственно справедливого, долженствующего быть» отлична от «пользы или удовольствия» ( Мальцев. 1879. С. 304). Система утилитаризма фактически игнорирует исконную потребность человека стремиться к совершенствованию, его нравственную природу, поскольку «каждая нравственная система» не может быть «полной и законченной» без участия «Богооткровенной религии» (Там же. С. 317).

http://pravenc.ru/text/2561766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕТСКОСЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской (ныне С.-Петербургской) епархии, названо по г. Детское Село (ныне г. Пушкин, адм. подчинен С.-Петербургу). 30 (по др. данным, 31) окт. 1927 г. во епископа Детскосельского был хиротонисан Сергий (Зенкевич) , назначенный викарием Ленинградской епархии. Однако детскосельская паства привыкла считать своим духовным руководителем наместника Александро-Невской лавры викарного Шлиссельбургского еп. сщмч. Григория (Лебедева) , находившегося тогда под арестом. Назначение нового викария было с обеспокоенностью встречено и частью ленинградского клира, недовольной церковной политикой, проводимой Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) после издания «Декларации» 1927 г. Поставление еп. Сергия (Зенкевича) вместе с появившимся незадолго до этого решением Временного Свящ. Синода о перемещении Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) на Одесскую кафедру воспринималось оппонентами Заместителя Патриаршего Местоблюстителя как отказ от свободы Церкви и уступка гос. властям, заключавшаяся в увольнении с кафедр репрессированных епископов. 30 дек. 1927 г. еп. Сергий (Зенкевич) был назначен епископом Кингисеппским, викарием той же Ленинградской епархии. Временное управление Д. в. перешло к еп. Григорию (Лебедеву), освобожденному к тому времени из-под ареста. В условиях распространявшегося в Ленинградской епархии иосифлянства и неопределенной позиции еп. Григория прихожане Детского Села, смущаемые сторонниками митр. Иосифа, объявлявшими возглавляемую митр. Сергием Церковь безблагодатной, находились в затруднительном положении. В нач. 1928 г. настоятель детскосельского Екатерининского собора прот. Николай Смирнов (1865-1945) вместе с представителем правосл. приходов г. Гатчины посетил в Москве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя с просьбой дать письменное заверение о сохранении чистоты правосл. исповедания, авторитета и свободы Патриаршей Церкви. Такое обстоятельное заверение митр. Сергием было предоставлено, что оказало благотворное воздействие на паству Детского Села.

http://pravenc.ru/text/171780.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010