Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) В 1333 г. «в одно лето» был построен «на площади» каменный Архангельский собор, к-рый располагался «у великого князя двора» и был освящен 20 сент. того же года митр. Феогностом (Там же. Т. 7. С. 204; Т. 10. С. 206; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47; Т. 18. С. 92), и начиная с 1340/41 г. (с момента погребения в нем вел. кн. Иоанна Калиты) собор стал местом упокоения, за редкими исключениями, московских князей. Все храмы, построенные при Иоанне Калите (помимо Петроверигского придела), были украшены росписью в период правления его сына Симеона Гордого. В 1344 г. Успенский собор начали расписывать греч. мастера митр. Феогноста (закончившие работу «в одно лето»), Архангельский собор - рус. иконописцы вел. князя под рук. мастеров Захарии, Иосифа и Николая (собор был «подписан» только наполовину из-за его величины и мелкого письма) (Там же. Т. 7. С. 209; Т. 10. С. 216; Т. 15. Вып. 1. Стб. 55-57; Т. 18. С. 94; Т. 25. С. 175). Весной 1345 г. по повелению незадолго до этого скончавшейся кнг. Анастасии Гедиминовны и на ее средства начались работы по росписи монастырского Спасского собора учениками греков рус. мастерами Гоитаном, Семеном, Иваном и др. (Там же. Т. 10. С. 216). В 1346 г. была окончена роспись Архангельского и Спасского соборов, а также, по-видимому, за один сезон расписана ц. прп. Иоанна Лествичника (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 56-57; Т. 18. С. 95; Т. 25. С. 175). Вероятно, для последней в том же году были отлиты 3 больших и 2 малых колокола мастером Борисом Римлянином (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 57; Т. 18. С. 95). Под 1331 г. крепость на Боровицком холме впервые названа в летописях Кремлем в связи с происшедшим в Москве 3 мая пожаром: «погоре город Кремник» (варианты: «погоре город Кремль», «погоре Москва Кремль весь» - Там же. Т. 7. С. 202; Т. 10. С. 204; Т. 15. Вып. 1. Стб. 46; Т. 18. С. 91; Т. 20. Ч. 1. С. 179; Т. 23. С. 103; Т. 25. С. 170; Т. 28. С. 68, 229). По-видимому, вслед. этого и др. крупных пожаров (1335, 3 июня 1337) возникла необходимость в перестройке кремлевских укреплений. В 1339 г. «ноября 25 заложена бе Москва да и срублена тое же зимы, в великое говенье» новая крепость «в едином дубу», т. е. целиком из дуба, строительство к-рой было закончено весной 1340 г., в Великий пост (Там же. Т. 10. С. 211; Т. 15. Вып. 1. Стб. 51; Т. 15. Стб. 421; Т. 18. С. 92). Территория Кремля расширилась в вост. направлении. Однако эти укрепления просуществовали чуть более четверти столетия.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

После принятия в дек. 1925 г. монашества и возведения во архимандрита 12 янв. 1926 г. был хиротонисан во епископа Гдовского, назначен викарием Ленинградской епархии. Хиротонию, совершенную в Н. Новгороде, возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 5 апр. того же года Д. и Шлиссельбургский еп. сщмч. Григорий (Лебедев) подписали послание митр. Сергию о поддержке мер, принятых против организаторов григорианского раскола . После того как назначенный на Ленинградскую кафедру митр. Иосиф (Петровых) из-за запрета властей не смог в сент. 1926 г. вернуться в Ленинград, он осуществлял управление епархией из Ростова и позднее из Моденского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря через своих викариев, в т. ч. и через Д. Д. негативно встретил «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. В сер. авг. 1927 г. он и ряд единомышленных ему клириков направили послание митр. Иосифу, в к-ром выразили несогласие с политикой, проводившейся митр. Сергием после издания «Декларации». В нач. окт. того же года Д. посетил митр. Иосифа, к-рый сообщил ему о своем отказе подчиниться указу митр. Сергия и Временного Свящ. Синода от 13 сент. о переводе на Одесскую кафедру. Вернувшись в Ленинград, Д. известил ряд лиц о несогласии митр. Иосифа с распоряжением Синода, что сказалось на росте недовольства митр. Сергием среди духовенства и мирян епархии ( Иоанн (Снычев). С. 150-151). 25 окт. 1927 г. митр. Сергий и Временный Свящ. Синод подтвердили постановление о перемещении митр. Иосифа на Одесскую кафедру. Временно управляющему Ленинградской епархией викарному Петергофскому еп. Николаю (Ярушевичу) было предложено прекратить в храмах епархии возношение имени митр. Иосифа как правящего архиерея. Д. и викарному Колпинскому еп. Серафиму (Протопопову) предписывалось находиться в должных отношениях с еп. Николаем и не выезжать без его ведома и благословения за пределы епархии. Однако это не внесло успокоения в церковную жизнь Ленинграда, где значительная часть духовенства и мирян не только выступала за возвращение митр. Иосифа на Ленинградскую кафедру, но и отвергала политику, проводимую митр. Сергием после издания им «Декларации». Одним из руководителей этого движения, получившего название «иосифлянское», стал Д.

http://pravenc.ru/text/178163.html

Поддержал позицию своего правящего архиерея Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) в его противостоянии митр. Сергию из-за последствий принятия «Декларации» 1927 г. Вместе с находившимся в Ростове в ссылке митр. Иосифом (Петровых) Е. подписал обращение от 6 февр. 1928 г. митр. Агафангела и викариев Ярославской епархии архиепископов Угличского сщмч. Серафима (Самойловича) и временно управляющего Любимским викариатством Варлаама (Ряшенцева) , адресованное митр. Сергию, в к-ром говорилось о разрыве канонического общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и об отказе признать за ним право на высшее управление Церковью. Постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Свящ. Синода от 11 апр. 1928 г. Е. в числе др. виновников церковных нестроений был уволен от управления Ростовским викариатством, запрещен в священнослужении впредь до раскаяния или решения архиерейского суда. В вину Е. были также поставлены его прежние неоднократные нарушения церковной дисциплины, ранее оставленные без взыскания. 10 мая вместе с митр. Агафангелом и архиеп. Варлаамом Е. подписал обращение к митр. Сергию с разъяснениями, что они не прерывали и не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и принципиально не отрицают его первоархиерейской власти. 30 мая 1928 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Свящ. Синод постановили не приводить в исполнение свое постановление от 11 апр. в части, касающейся архиереев Ярославской епархии. В отношении Е. в постановлении было особо указано, что снисхождение ему делается только из уважения к авторитету его епархиального архипастыря и в надежде, что он впредь «свои таланты употребит на угождение не себе, но Богу и Церкви». Е. предполагал созвать осенью 1928 г. ростовский общеуездный съезд духовенства и мирян, но 7 авг. вновь был арестован. Его обвинили в «антисоветской агитации», «религиозной обработке молодежи» и организации церковной благотворительности. 28 окт. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Проживал в г. Кзыл-Орда. Прервал каноническую связь с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием и перешел в подчинение митр. Иосифа (Петровых) «по мотивам личного характера», однако не принимал активного участия в иосифлянском движении.

http://pravenc.ru/text/186981.html

29 июля 1927 г. митр. Сергий, выполняя условия договоренности с властями, совместно с членами Временного Свящ. Синода выпустил «Послание к пастырям и пастве» - т. н. «Декларацию» о принципах взаимоотношений Церкви с Советским государством. Основные положения послания митр. Сергия не содержали ничего нового по сравнению с аналогичными выступлениями Патриарха свт. Тихона в 1923-1925 гг. Однако по тональности, подчеркнуто позитивному отношению к советской власти «Декларация» 1927 г. отличалась от более ранних церковных документов. Несогласие с общими формулировками «Декларации» возникло сразу же после ее публикации. Так, в послании архиереев, заключенных на Соловках, говорилось: «Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и гос-ва». Критики митр. Сергия, кроме того, подвергали сомнению само право его, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, выступать с таким основополагающим документом, а также организовывать при себе Временный Свящ. Синод без согласования с Местоблюстителем митр. Петром. Провозглашение готовности Церкви сотрудничать с советской властью, иметь с ней «общие радости и успехи» с сомнением воспринималось мн. верующими в разных частях страны. Наиболее напряженная ситуация сложилась в Ленинградской епархии, где клир и прихожане были особенно недовольны антицерковной политикой властей, к-рые препятствовали возвращению на кафедру митр. Иосифа (Петровых), имевшего большой авторитет у верующих. Назначенный в авг. 1926 г. правящим архиереем Ленинградской епархии митр. Иосиф только один раз посетил свой кафедральный город, после чего находился без права выезда в Ростове, а затем в Моденском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . В сер. авг. 1927 г. викарный Гдовский еп. Димитрий (Любимов) , прот. Александр Советов, схим. Анастасия (Куликова) отправили митр. Иосифу послание с выражением несогласия с политикой Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. У митр. Иосифа это послание встретило отклик и сочувствие.

http://pravenc.ru/text/673719.html

Последователи еп. Андрея (Ухтомского), т. н. андреевское движение как часть И. п. х., наиболее активно проявили себя на Урале и в Ср. Поволжье. Первоначально андреевские общины в обрядовом отношении не отличались от правосл. приходов, их окормлял значительный епископат, ведущий преемство от еп. Андрея (Ухтомского); особенностью андреевских архиереев был отказ от поминовения за богослужением Местоблюстителя митр. Петра, к-рого признавали главой Церкви др. оппозиционные митр. Сергию церковные течения. В кон. 20-х гг. практически все епископы-андреевцы были репрессированы. В 1931 г. был арестован последний остававшийся на свободе Староуфимский еп. Аввакум (Боровков) , руководитель движения аввакумовцев в Чувашии («Союз православной Церкви Чувашии»). В 1937 г. андреевский епископат был почти полностью уничтожен в ходе массовых репрессий. Последними известными архиереями андреевцев были Симон (Андреев; 1942) и Петр (Ладыгин; 1957). Др. лица, приписывавшие себе епископское преемство от еп. Андрея (Ухтомского), по всей видимости, были самозванцами, как, напр., умерший в 1938 г. «епископ Томский» Климент Логинов, считающийся основателем «Древнеправославной Церкви истинно православных христиан-климентовцев». На рубеже 20-х и 30-х гг. появляется термин «Истинно православная Церковь» (в документах ИПЦ), к-рый использовался по отношению к иосифлянству . Митр. Иосиф (Петровых) , возглавивший это движение, выступал против изложенного в «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского) курса на легализацию РПЦ в Советском Союзе. В февр. 1928 г. митр. Иосиф писал архим. сщмч. Льву (Егорову) , что он и его сторонники не выходили, не выходят и никогда не выйдут «из недр истинной православной Церкви». Следов., митр. Иосиф под «истинной православной Церковью» имел в виду всю Православную Церковь, а не какую-то новую церковную структуру, альтернативную Московскому Патриархату. Сторонники митр. Иосифа не признавали Временный Патриарший Синод РПЦ во главе с митр. Сергием, но в отличие от андреевцев продолжали поминать за богослужениями Местоблюстителя митр. Петра. Т. о., иосифляне не считали себя некой отдельной «Истинно православной Церковью», хотя при арестах на допросах подтверждали, что являются истинно православными христианами. В действительности идея о существовании якобы самостоятельной религ. орг-ции ИПЦ была впервые выдвинута органами ОГПУ и активно использовалась в организации фальсифицированных следственных дел.

http://pravenc.ru/text/675029.html

В 1924 г. он был арестован и осужден на 3 года ссылки (место пребывания в ссылке неизвестно). В 1926 г. вернулся из ссылки в Ширяево. Скорее всего еп. Василий (Преображенский) рекомендовал его зам. патриаршего местоблюстителя Нижегородскому и Арзамасскому митр. Сергию (Страгородскому) на должность епископа Ветлужского, викария Нижегородской епархии. В окт. 1926 г. митр. Сергий пригласил свящ. В. И. Голубева в Н. Новгород и предложил ему стать епископом Ветлужским. Он согласился, тогда же принял монашеский постриг с именем Николай, а затем в нижегородском в честь Воздвижения Креста Господня женском монастыре состоялось его рукоположение во епископа Ветлужского, викария Нижегородской епархии. В хиротонии участвовали: Нижегородский митр. Сергий, Кинешемский еп. Василий и Лысковский еп. сщмч. Александр (Щукин ; впосл. архиепископ). В 1926-1928 гг. Н. служил в г. Ветлуге Нижегородской губ. Н. отрицательно воспринял «Декларацию 1927 г.» и подал митр. Сергию прошение об увольнении за штат по состоянию здоровья. 2 февр. 1928 г. его прошение было удовлетворено, и Н. из Ветлуги вновь вернулся в с. Ширяево, служил в домашней церкви; на службы собиралось до 300 верующих. Н. поддержал послания Ярославского и Ростовского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) , его викариев и Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) от 6 февр. 1928 г. об отделении от митр. Сергия. В июне 1929 г. присоединился к иосифлянству : Н. посетил Ленинград и, встретившись с временно управляющим иосифлянской Ленинградской епархией Гдовским архиеп. Димитрием (Любимовым) , получил от него удостоверение: «Предъявитель сего епископ Николай Голубев, бывший Ветлужский, ныне состоящий на покое, принадлежит к Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Петром, и состоит в каноническом общении с митрополитом Иосифом. Временно управляющий Ленинградской епархией архиепископ Димитрий Гдовский. 1 июня 1929 г.» ( Осипова. 1998. С. 117). 18 июня 1929 г. Н. был назначен архиеп. Димитрием на иосифлянскую Кинешемскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2565968.html

печатались его статьи, посвященные вопросам истории не только Православия, но и унии и католицизма. Многолетний труд историка завершился публикацией монографии «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени». Первое издание книги вышло в г. Вильна в 1895 г., второе - там же в 1899 г. Это исследование К. подал на конкурс на соискание Уваровской премии, к-рую получил в 1899 г. «Исторический очерк…» К. остается единственным в своем роде целостным описанием конфессиональной истории Белоруссии до кон. XIX в. Кроме этих сочинений К. принадлежат исследования «К истории женского образования в Западной России: (Историческая записка ко дню 50-летия Виленской, Гродненской и Ковенской гимназий), 1860-1910» (1910), «Архиепископ Полоцкий и Витебский Иосафат Кунцевич, западнорусский мученик за унию с Римом (по новым научным данным)» (1912). Характерной чертой исследований К. являются работа с источниками по изучаемым проблемам, глубина выводов, популярный характер изложения и доступность содержания. Соч.: Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовского и Виленского, и воссоединение западнорус. униатов с правосл. Церковью в 1839 г. Вильна, 1893, 18972; Высокопреосв. Иосиф (Семашко), митр. Литовский и Виленский: Очерк его жизни и деятельности. Вильна, 1894; Ист. очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. Вильна, 1895, 18992. Минск, 2006; К истории жен. образования в Зап. России: (Ист. записка ко дню 50-летия Виленской, Гродненской и Ковенской гимназий), 1860-1910. Вильна, 1910; Архиеп. Полоцкий и Витебский Иосафат Кунцевич, западнорусский мученик за унию с Римом: По новым научным данным//Вестник Виленского Правосл. Св.-Духова братства. Вильно, 1912. 8-10. Изд.: Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко к еп. Брестскому Михаилу Голубовичу: (К 100-летию со дня рождения митр. Иосифа 25 дек. 1798-1898 гг.). Вильна, 1898. Лит.: Черепица В. Н. Михаил Осипович Коялович: История жизни и творчества. Гродно, 1998; Романчук А., свящ. Иосиф Семашко, митр. Литовский и Виленский: Церк. деятельность в 40-60-е гг. XIX в.: Дис. Жировичи, 2001; Хотеев А., свящ. От редакции// Киприанович Г. Я. Ист. очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. Минск, 2006. С. 3-11. Прот. Александр Романчук Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства

http://pravenc.ru/text/1684768.html

1 окт. 1924 г. хиротонисан в Москве Патриархом Московским и всея России св. Тихоном во епископа Каргопольского. Назначен викарием Олонецкой епархии. Служил в Никольском храме г. Каргополя. В дек. 1924 г. арестован и выслан в Смоленск, продолжал носить титул епископа Каргопольского. В апр. 1925 г. в Москве принимал участие в погребении Патриарха Тихона и подписании акта о восприятии Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя. В июне 1925 г. назначен митр. Петром викарием Смоленской епархии с титулом «епископ Бельский и Демидовский» по городам Белый и Демидов (до 1918 г. Поречье, отсюда др. наименование титула И.- «епископ Пореченский»). Прибыл в Смоленск 19 июня, исполнял обязанности временного управляющего («духовного попечителя») Смоленской епархии. Как показал позднее на следствии, не выезжал из Смоленска, не читал проповедей, «исключительно из опасений, чтобы слова мои не были неверно истолкованы». 5 февр. 1927 г. арестован, помещен во 2-ю городскую тюрьму Смоленска. Проходил по одному делу с Вяземским еп. Венедиктом (Алентовым) . И. обвинили в соучастии в деятельности «контрреволюционной монархической группы», образовавшейся вокруг «лиц, выдававших себя за членов семьи бывшего царского дома Романова». И. отрицал свою вину. По данным следствия, на вопросы об отношении к выдававшим себя за великих князей и княжон «давал лаконичные уклончивые ответы». 29 авг. 1927 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 10 годам заключения в концлагере. Отбывал срок на Соловках. В лагере сблизился с викарием Вятской епархии Яранским еп. Нектарием (Трезвинским) . После освобождения еп. Нектарий 4 марта 1928 г. от своего имени и от имени остававшегося в заключении И. (назван епископом Котельничским) объявил об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и о присоединении к сторонникам Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова) , к-рый управлял не признававшими митр. Сергия приходами Вятской епархии. В лагере И. выполнял тяжелую физическую работу, вязал сети. Участвовал в тайных богослужениях сторонников Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) . На Соловках его звали Иларионом Маленьким в отличие от Илариона Большого - Верейского архиеп. сщмч. Илариона (Троицкого) . Был одним из самых непримиримых противников митр. Сергия, отрицал действенность таинств, совершаемых священниками, к-рые признавали его каноническое главенство. В сент. 1931 г. И. был переведен на строительство Беломорско-Балтийского канала (командировка Майгуба).

http://pravenc.ru/text/389173.html

Сходные взгляды разделяла значительная часть архиереев, связанных с архиеп. Феодором и Даниловым монастырем. Помимо архиеп. Феодора к Д. г. н. обычно причисляют проживавших в то время в Даниловом монастыре епископов Вязниковского Николая (Никольского) и Ананьевского сщмч. Парфения (Брянских) и пребывавших вне Москвы епископов Суздальского Григория (Козырева) , Осташковского Гавриила (Абалымова) и Чистопольского Иоасафа (Удалова). В составе «даниловцев» также нередко упоминаются епископы Глуховский Дамаскин (Цедрик) и Шлиссельбургский сщмч. Григорий (Лебедев) . Более сомнительно включение в Д. г. н. некоторыми исследователями группы единомышленников прот. сщмч. Сергия Мечёва , настоятеля московской ц. свт. Николая в Клённиках. С течением времени состав «Даниловской оппозиции» претерпевал изменения. Еп. Николай (Никольский) скончался в 1928 г. и был похоронен на Даниловском кладбище. Епископы Григорий (Козырев) (1929) и Гавриил (Абалымов) (1930) примирились с митр. Сергием и приняли от него назначения на епископские кафедры. По некоторым сведениям, в нач. 1930 г. к непоминающим «даниловцам» присоединился Красноярский еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов) . Принципы, по к-рым исследователи включают тех или иных оппозиционных митр. Сергию епископов в Д. г. н., достаточно условны, поскольку «Даниловская оппозиция» не имела к.-л. внутренней организации и фактически не представляла собой единого целого. Многие из «даниловцев» были связаны с др. группами, оппозиционными митр. Сергию. Так, еп. Григорий (Лебедев) был близок к сторонникам митр. Иосифа (Петровых) , еп. Дамаскин (Цедрик) принадлежал к «непоминающим» Украины. Он также поддерживал постоянные связи с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) , вел оживленную переписку с представителем «ярославской оппозиции» архиеп. Серафимом (Самойловичем), в дальнейшем примкнул к «викторианскому разделению» (см. Виктор (Островидов) , священноисп., еп.); с митр. Кириллом были тесно связаны епископы Иоасаф (Удалов) и Парфений (Брянских). Следует отметить, что против «Декларации» 1927 г.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Желая предотвратить надвигавшееся разделение, группа духовенства и мирян Ленинграда решила предупредить об этом митр. Сергия и, если возможно, заставить изменить намеченный им курс. Их основные требования были изложены в специальном обращении, написанном в начале декабря проф. прот. В. Верюжским : «1. Отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государству. 2. Отказаться от перемещений и назначений епископов помимо согласия на то паствы и самих перемещаемых и назначаемых епископов. 3. Поставить Врем. Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени Заместителя. 4. Удалить из состава Синода пререкаемых лиц (в т. ч. епископа Алексия). 5. При организации Епарх. Управлений должны быть всемерно охраняемы устои Православной Церкви, каноны, постановления Поместного Собора 1917–1918 гг. и авторитет епископата. 6. Возвратить на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа (Петровых) . 7. Отменить возношение имени Заместителя. 8. Отменить распоряжение об устранении из богослужений молений о ссыльных епископах и о возношении молений за гражданскую власть» 585 . Еще до получения ответа значительная часть высшего и низшего духовенства, а также мирян Ленинграда направила своих представителей к митр. Сергию. 12 декабря они передали ему 3 соответствующих послания, одно из которых подписали 6 из 8 ленинградских архиереев. Однако переговоры закончились безрезультатно. 14 декабря Заместитель Патриаршего Местоблюстителя вручил одному из членов делегации свой ответ на обращение, составленное Верюжским, практически во всех требованиях было отказано. «Митр. Сергий убеждал пришедшего к нему представителя согласиться с ним, и, почти прыгая по комнате, говорил: «Ну нас гонят, а мы отступаем! Но зато мы сохраним единство Церкви!» Представитель пришел к убеждению, что сговориться с ним невозможно» 586 . Делегация вернулась в Ленинград с твердым намерением порвать молитвенное общение с митр. Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010