Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Васильевич Аксёнов (1888, г. Ташкент Сыр-Дарьинской обл.- 22.10.1937, г. Мирзоян Южно-Казахстанской обл., ныне Тараз Жамбылской обл., Казахстан), сщмч. (пам. 9 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Окончил ДС. Время рукоположения и обстоятельства священнического служения неизвестны. 3 нояб. 1923 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 3 годам лагерей. После освобождения проживал в с. Карачарове Можайского (ныне Волоколамского) р-на Московской обл. 19 окт. 1929 г. вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации. 23 нояб. того же года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Северный край. Ссылку отбыл в г. Шенкурске. 28 сент. 1933 г. срок ссылки продлен еще на 5 месяцев. После освобождения переехал в г. Аулие-Ата (в 1936-1938 Мирзоян) Южно-Казахстанской обл., работал контролером районного радиоузла. 3 окт. 1937 г. был арестован Мирзоянским райотделом НКВД. Обвинялся в «контрреволюционной пораженческой агитации», «высказываниях о плохой жизни в СССР», связях с «контрреволюционной группой» митр. Иосифа (Петровых) . Виновным себя не признал. Казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 20 окт. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-48647. Лит.: Поморский Мемориал: Книга памяти жертв полит. репрессий. Архангельск, 1999. Т. 1. С. 36. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/1841986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (29.01.1889, Кишинёв - 28.12.1937, г. Боровичи, ныне Новгородской обл.), сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых), прот. Из семьи священника. Незрячая с детства сестра юноши была чудесным образом исцелена прав. Иоанном Кронштадтским , что сильно подействовало на В., укрепив его веру. В 1910 г. он окончил СПбДС, в 1915 г.- экономическое отд-ние Политехнического ин-та, учился в СПбДА. Был иподиаконом Гдовского еп. сщмч. Вениамина (Казанского) . 4 окт. 1915 г. рукоположен во диакона, 21 дек. 1915 г.- во иерея, служил в ц. Преображения Господня (Спасо-Колтовской) в С.-Петербурге. В 1916-1918 гг. преподавал Закон Божий в местной церковноприходской школе и ряде городских уч-щ. Арестован 25 сент. 1918 г., заключен в Петропавловскую крепость, через месяц освобожден без вынесения приговора. В 1919 г. возведен в сан протоиерея. С 25 февр. 1919 по 8 февр. 1930 г. В. являлся настоятелем ц. свт. Николая Чудотворца на Петровском о-ве. В 1918-1919 гг. служил в ревизионной комиссии, в 1921-1922 гг. работал в ремонтных мастерских. Сщмч. Викторин Добронравов. Фотография. 20-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) Сщмч. Викторин Добронравов. Фотография. 20-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) 12 дек. 1927 г. В. посетил митр. Сергия (Страгородского) в составе делегации ленинградских иосифлян, призывавших Заместителя Патриаршего Местоблюстителя «отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государством». 26 дек. В. отделился от митр. Сергия, стал одним из активных деятелей иосифлянского движения, пользовался популярностью в среде интеллигенции. После закрытия ц. свт. Николая с февр. по апр. 1930 г. В. служил в храме вмч. Пантелеимона на Пискарёвке, с апр. 1930 г. совершал богослужения в квартирах духовных детей, окормлял часть сестер закрытого с . -петербургского во имя прп. Иоанна Рыльского мон-ря . Летом 1930 г. ездил в Саров и Дивеево, где исцелился от гангрены ноги; в том же году навещал отбывавшего ссылку в Моденском мон-ре митр. Иосифа (Петровых) . В. выступал против регистрации приходских советов иосифлянских церквей.

http://pravenc.ru/text/158574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Тихоницкий), еп. Белостокский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Владимир (Тихоницкий), еп. Белостокский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 22.03.1873, с. Быстрица Орловского у. Вятской губ.- 18.12.1959, Париж), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата. Из священнического рода, сын сщмч. прот. Михаила Тихоницкого , брат архиеп. Вениамина (Тихоницкого) . Начальное образование получил в Вятском ДУ, в 1890-1893 гг. учился в Вятской ДС. По особому разрешению Вятского архиеп. Сергия (Серафимова) в 1894 г. был допущен к поступлению в КазДА и после успешной сдачи экзаменов зачислен в академию. Во время учебы нес послушание иподиакона у Казанского и Свияжского архиеп. Владимира (Петрова) . 27 сент. 1897 г. ректором КазДА Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с именем Владимир, в память о незадолго до этого почившем архиеп. Владимире († 2 сент. 1897), и 11 окт. того же года рукоположен во диакона. 22 февр. 1898 г. Казанский и Свияжский архиеп. Арсений (Брянцев) рукоположил В. во иерея. В том же году В. закончил КазДА со степенью канд. богословия за соч. «Личная жизнь инока и его общественная деятельность по сочинениям Иосифа Волоколамского, Нила Сорского и Максима Грека» и определен в Омскую епархию в Киргизскую миссию . 6 мая 1901 г. назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита. В 1906 г. по ходатайству Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) и Гродненского еп. Михаила (Ермакова) В. был переведен в Гродненскую епархию на должность настоятеля супрасльского Благовещенского мон-ря . 18 мая 1907 г. В. определено быть епископом Белостокским, викарием Гродненской епархии, хиротонию, состоявшуюся 3 июня в Троицком соборе Александро-Невской лавры , возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . В 1907-1912 гг. В. оказывал помощь в управлении епархией Холмскому и Люблинскому еп. Евлогию (Георгиевскому) во время его работы в 3-й Государственной думе. После начала первой мировой войны В. способствовал эвакуации мирного населения из оккупированных территорий в Россию. По причине боевых действий и наступления нем. армии В. переехал в г. Слоним, где окормлял госпитали с ранеными, неоднократно посещал солдат на передовых позициях, за что был удостоен орденов св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й степени. Активно участвовал в эвакуации из храмов и мон-рей Гродненской епархии ценностей и святынь, в авг. 1915 г. сопровождал раку с мощами мч. Гавриила Белостокского . Осенью того же года был эвакуирован в Москву, жил в Чудовом мон-ре . В 1917 г. был избран делегатом от Гродненской епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

http://pravenc.ru/text/159078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Нач. XVII в., с. Лопатищи (ныне Кстовского р-на Нижегородской обл.), по др. данным, с. Колычево (ныне Лысковского р-на Нижегородской обл.) Закудемского стана Нижегородского у.- вскоре после 1654), еп. Коломенский и Каширский (17 окт. 1652 - апр. 1654), был единственным архиереем, открыто выступившим против богослужебной реформы патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) . Биография Павел, еп. Коломенский и Каширский. Фреска из домашней моленной Д. В. Сироткина в Н. Новгороде. Нач. XX в. Павел, еп. Коломенский и Каширский. Фреска из домашней моленной Д. В. Сироткина в Н. Новгороде. Нач. XX в. Отцом П. был свящ. Иоанн. В 20-х гг. XVII в. семья П. переехала в приселок Лыскова Кириково (ныне Лысковского р-на Нижегородской обл.). В Лыскове служил свящ. Анания, дом к-рого стал одним из центров формировавшегося движения боголюбцев (см. Ревнителей благочестия кружок ). Младший сын свящ. Анании Иван (см. Иларион , свт., митр. Суздальский и Юрьевский) был женат на сестре П. Ксении (скончалась через 1,5 года после свадьбы). К Анании приходили за духовным наставлением буд. протопопы Иоанн Неронов и Аввакум Петров, Никита Минов (впосл. патриарх Никон), живший послушником в Макариевом Желтоводском во имя Святой Троицы монастыре , к-рый находится на противоположном от Лыскова берегу Волги. Позднее боголюбцы получили значительное влияние при дворе царя Алексея Михайловича . В юности П. посещал Макариев Желтоводский мон-рь, поступил в братию обители (дата пострига неизв.), был рукоположен во иерея, в 1636-1640 гг. являлся казначеем мон-ря. В 1651 г. патриарх Иосиф поставил П. игуменом Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Назначение произошло по рекомендации духовника царя прот. Стефана Вонифатьева или благодаря поддержке Никона, ставшего Новгородским митрополитом. О деятельности П. в Пафнутиевом мон-ре сведений мало. В лит-ре упоминается грамота за подписью П. о размежевании «усадебных мест» для горожан и для крестьян, принадлежавших Покровскому Высокому мон-рю, к-рый находился под упр. Боровского мон-ря ( Леонид (Кавелин), архим. Историко-археол. и стат. описание Боровского Пафнутьева мон-ря. Калуга, 1894. С. 125). После смерти патриарха Иосифа П. поддержал выдвижение на Патриаршество митр. Никона, был одним из 12 кандидатов на Патриарший престол, участвовал в интронизации Никона.

http://pravenc.ru/text/2578463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРЕЛЬ Церковь во имя мц. царицы Александры на Бабигонском холме в Петергофе. Литография П. Бореля. 1835 г. (РГБ) Церковь во имя мц. царицы Александры на Бабигонском холме в Петергофе. Литография П. Бореля. 1835 г. (РГБ) Петр Федорович (1829 - окт. 1898, С.-Петербург), петербургский литограф, живописец-акварелист. В 50-х гг. XIX в. числился вольноприходящим учеником Академии художеств. В 1855 г. получил звание неклассного художника акварельной портретной живописи за «Портрет госпожи NN» и этюд «Голова старика». Известен как мастер репродукционной литографии. Выполнил литографии для изданий: «Лицей кн. Безбородко» (СПб., 1859), «Портретная галерея русских деятелей» А. Э. Мюнстера (СПб., 1860-1864. 4 т.; СПб., 1864-1869. 2 т.), «Портреты духовных лиц» А. Траншеля (СПб., 1860-1862. 3 вып.) и др. Иллюстрировал журналы «Художественный листок» (1868-1870), «Всемирная иллюстрация» (1871-1895), «Север» (1889-1895), «Нива» (1892) и др. Писал акварели. В 1895 г. на первой выставке печатного дела был удостоен большой золотой медали за «художественные работы на камне». Значительную часть творчества Б. составляют литографические портреты современников, в т. ч. духовных лиц. Им выполнены портреты Иосифа (Семашко), митр. Литовского и Виленского (1861), Исидора (Никольского), митр. Киевского и Галицкого (1860), Филарета (Амфитеатрова), митр. Киевского и Галицкого (1865), Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского (1860), Леонида (Краснопевкова), еп. Дмитровского (1862), свт. Феофана Затворника Вышенского (1860) и др. Лит.: Петров П. Н. Сб. материалов для истории Имп. Академии художеств за сто лет ее существования. СПб., 1866. Ч. 3. С. 249; Адарюков В. Я. Очерк по истории литографии в России. СПб., 1912. С. 46-47; Кондаков С. Н. Юбил. справочник Имп. Академии художеств, 1764-1914. Пг., 1914. Ч. 2. С. 21; Художники народов СССР. СПб., 2002. Т. 2. С. 31. М. В. Ермакова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153117.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫТЕГОРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Олонецкой епархии, создано в кон. 1927 - нач. 1928 г., названо по г. Вытегра Ленинградской обл. (ныне в Вологодской обл.), входившему в Олонецкую и Петрозаводскую (см. Петрозаводская и Карельская ) епархию. В связи с тем что занимавший с 1920 г. Олонецкую кафедру еп. Евфимий (Лапин) в 1923 г. был выслан из Петрозаводска, Патриарх свт. Тихон установил для Олонецкой епархии временное управление. К нач. 1928 г. епархией управлял Вытегорский еп. Василий (Докторов) , живший в Петрозаводске и имевший адм. регистрацию как «духовный руководитель петрозаводской православной общины». (По уточненным данным, ранее, в 1925 - нач. 1927, еп. Василий возглавлял Каргопольское вик-ство , жил в Каргополе - Алфавитный список канонических епископов Российской православной Церкви, находящихся на территории СССР//Церк. вед. Стремски Карловици. 1927. 3/4. С. 14.) 5 апр. 1928 г. еп. Василий утвердил прот. Николая Надёжина († 4 нояб. 1937) настоятелем петрозаводского Свято-Духовского кафедрального собора, «согласно всеобщему избранию» (ЦГА Респ. Карелии. Ф. 2961. Оп. 1. Д. 3/50. Л. 13). В связи с назначением 16 апр. 1928 г. на Олонецкую кафедру еп. Сергия (Гришина) еп. Василий был переведен на Пинежское вик-ство , назначение не принял, уехал из Петрозаводска, вероятно в Ленинград. В кон. авг. 1928 г. по благословению митр. Иосифа (Петровых) , отделившегося от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , во епископа Вытегорского был тайно хиротонисан постриженик Воскресения Господня муж. мон-ря (Макариевой пуст.) иером. Модест (Васильков). Хиротонию совершили епископы Василий (Докторов), Стефан (Бех) и схиеп. Макарий (Васильев), бывш. настоятель Макариевой пуст. В 1945 (или 1948) г. еп. Модест принял титул «епископ Маловишерский». Существовала обновленческая Вытегорская кафедра, с янв. по 4 февр. 1924 г. на ней числился Николай Сахаров. Арх.: ЦГА Респ. Карелии. Ф. 2961. Оп. 1. Д. 3/50. Л. 13, 28. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 919; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение в РПЦ. СПб., 1999. С. 292; Ленинградский мартиролог, 1937-1938. СПб., 2002. Т. 5: 1937 г. С. 285. А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН († между 27.06.1506 и 24.06.1511), еп. Турово-Пинский. В 1495 г. В. участвовал в хиротонии виленского архим. Свято-Троицкого мон-ря Макария (Чёрта) в митрополита Киевского и всея Руси. После гибели митр. Макария († 1 мая 1497) В. нек-рое время исполнял должность «наместника на митрополии». 10 мая 1500 г. участвовал в поставлении Смоленского еп. Иосифа (Болгариновича) в митрополита Киевского и всея Руси. В. боролся против нарушения прав правосл. Церкви знатью Великого княжества Литовского (подробнее см.: Флоря Б. Н. История Киевской митрополии, 1458-1686//ПЭ. Т.: РПЦ. С. 101-102). На рубеже XV-XVI вв. правосл. епископам Великого княжества Литовского удалось добиться от Ягеллонов подтверждения «Свитка Ярославля», в к-ром признавалось исключительное право епископов «на суды и доходы церковные» (даже землевладелец «римского закона» мог принять или удалить из храма священника лишь с санкции епископа). Опираясь на эти нормы права, В. выступил против действий пинских князей Федора Ивановича и Ивана Федоровича Ярославичей, к-рые без ведома архиерея на территории его епархии строили храмы, назначали священников, освобождая их от епископского суда. По данному поводу В. жаловался кор. Александру Ягеллончику . Король удовлетворил жалобу епископа, присудив, согласно тексту грамоты от 27 июня 1506 г., передать все незаконно построенные церкви с их причтом в ведение Турово-Пинской епархии. За повторение незаконных действий светским владельцам Пинска грозил штраф в 3 тыс. коп литовских. Между тем сам В. иногда нарушал законы. При жизни Александра Ягеллончика (т. е. до 19 авг. 1506) В. после смерти пана Яна Петровича писал королю, что ранее этот человек силой забрал себе церковное имение Мартинковцы. Епископ добился от короля листа, подтверждавшего права Турово-Пинской епархии на это владение, хотя, как выяснилось позднее, никаких прав на Мартинковцы В. не имел. Обман раскрылся не сразу, в 1511 г. преемник В. еп. Арсений после тяжбы вернул имение родственнику пана Яна - старосте городенскому пану Станиславу Петровичу. Ист.: ПСРЛ. Т. 35. М., 1980. С. 125; Грушевский А. [С. ] Пинское Полесье XIV-XVI вв.: Ист. очерки. Ч. 2: Туров, Городок и Пинск в составе В. К. Литовского. Пинское староство к. Боны. К., 1903. XI. С. 15 [Прил.]. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 1046; Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 62, 70, 88, 100, 119, 167, 384. Примеч. 80. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/149869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Дионисий» найдены статьи: ДИОНИСИЙ (Порубай Петр Николаевич; род. 1.10.1975, г. Рязань), митрополит Воскресенский управляющий делами Московской Патриархии ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ Щепа († после 1463), прп., иером. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДИОНИСИЙ († 1645), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Переславский, затворник ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель ДИОНИСИЙ Ефимович Щёголев (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ (Петушков Дионисий Иосифович; 1866-1931), прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры ДИОНИСИЙ (ок. 1722 - после 1792), иером., духовный писатель, насельник Димитрия Солунского вмч. скита (Ватопедский мон-рь, Афон) ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † 1538), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил ДИОНИСИЙ (Миливоевич), бывш. еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви - см. Миливоевич Драголюб ДИОНИСИЙ Дионисий (Петрович Дамян; 1858 - 1900), митр. Рашско-Призренский Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви ДИОНИСИЙ (Хитров Димитрий Васильевич; 1818 - 1896), еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, сподвижник свт. Иннокентия (Вениаминова) ДИОНИСИЙ (мирское имя Люсьен Шамбо; 1899 - 1965), архим., настоятель парижской правосл. общины зап. обряда

http://pravenc.ru/text/Дионисий.html

на Великоустюжскую кафедру был назначен еп. Софроний (Арефьев ; впосл. архиепископ). 23 янв. 1928 г. еп. Иерофей заявил еп. Софронию, что духовенство и миряне Н. в., кроме клира Сретенского собора, вышли из подчинения митр. Сергию. Тогда же еп. Иерофей сообщил митр. Иосифу (Петровых) о переходе в подчинение последнему духовенства и мирян Великоустюжской епархии. Свое право на перевод Великоустюжской паствы в юрисдикцию митр. Иосифа Никольский викарий обосновал тем, что он якобы является «законным заместителем» еп. Иринарха, «по благословению» к-рого он и совершил этот акт. 25 янв. еп. Иерофей получил телеграмму от митр. Иосифа с указанием: «Управляйтесь самостоятельно. Наше оправдание: верность митрополиту Петру» (цит. по: Шкаровский. 1999. С. 140). В тот же день еп. Иерофей составил послание духовенству и мирянам, в к-ром сообщал о выходе из подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя; послание было разослано по приходам епархии. 10 февр. 1928 г. митр. Сергий и Временный Синод при нем приняли постановление «По делу о раздорнической деятельности митрополита Одесского Иосифа и епископа бывшего Никольского Иерофея», согласно которому последний был запрещен в священнослужении. Однако еп. Иерофей постановлению не подчинился и продолжал управлять Н. в. и иосифлянскими (см. ст. Иосифлянство ) приходами Великоустюжской епархии. В кон. февр. 1928 г. в Никольск приехал еп. Софроний с намерением совершить богослужение в Сретенском соборе в Прощеное воскресенье. Сторонники еп. Иерофея ворвались в собор и попытались воспрепятствовать богослужению, стащить архиерея с кафедры и избить. Еп. Софрония защитили прихожане собора и милиционеры. В деянии от 29 марта 1928 г. митр. Сергия и Временного Синода при нем в связи с выходом из подчинения митр. Сергию ряда архиереев сообщалось о появлении «новой смуты, нового раскола» и отмечалось, что не признающие прав заместителя патриаршего местоблюстителя на управление Церковью архиереи (в т. ч. еп. Иерофей) «подлежат суду и должному наказанию» (Акты свт.

http://pravenc.ru/text/2566212.html

высказались далеко не все связанные с Даниловым мон-рем архиереи. Многие из них с самого начала поддержали митр. Сергия. Так, Новгородский митр. Арсений (Стадницкий) был включен во Временный Свящ. Синод, образованный при Заместителе Местоблюстителя. Бывш. видный «даниловец» митр. Ленинградский Серафим (Чичагов) принимал активное участие в преодолении разделения, учиненного сторонниками митр. Иосифа (Петровых) в Ленинграде, а архиеп. Иркутский Гурий (Степанов) сумел примирить непоминавших Заместителя Патриаршего Местоблюстителя иноков возглавляемого им ранее московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря с митр. Сергием. Архиеп. Феодору не удалось привлечь на свою сторону даже всю общину Данилова мон-ря, к-рой он продолжал руководить из ссылки. Присланное архиеп. Феодором распоряжение не поминать за богослужением митр. Сергия вызвало в обители смущение братии и смятение среди окормляемых мирян. Значительная часть монашествующих выступила за единство Церкви, сохраняя при этом и верность своему настоятелю, налагавшему на них епитимии за продолжающееся поминовение митр. Сергия. Известен положительный отзыв даниловской братии о «Декларации» Заместителя Местоблюстителя: «Было много мук и головоломок, печение митрополита Сергия, по сравнению с другими прежними изделиями, вышло чище, вкусней и долговечней» (Акты свт. Тихона. С. 523). Твердо выступал в поддержку митр. Сергия «ради церковного мира» один из наиболее почитаемых даниловских старцев - преподобноисп. Георгий (Лавров) . Разделение в Даниловом мон-ре приняло драматический характер. «Поминающие» и «непоминающие» стали проводить отдельные богослужения. Эта практика продолжалась и после того, как у верующих отобрали последний монастырский храм в 1930 г. и монашествующие стали проводить богослужения в расположенной у стен мон-ря приходской ц. Воскресения словущего. В храме сторонников митр. Сергия и архиеп. Феодора отделяли друг от друга перенесенные из мон-ря мощи св. кн. Даниила Московского. Как отмечал очевидец, несмотря на разногласия, отношения между «даниловцами» не были конфликтными: «Разделение было, но скандалов не было» (У Бога все живы.

http://pravenc.ru/text/171335.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010