Согласно Житию И., архиепископ состоял в переписке с митр. св. Ионой. Сохранилось послание 1459 г. митр. Ионы И. с известием об отправке в Великое княжество Литовское митрополичьих послов и с предписанием не признавать митрополитом Григория (РФА. 2008. С. 159-161, 34; Абеленцева. 2009. С. 438-441. Прил. 52; Н. В. Синицына датирует послание дек. 1459 г. ( Синицына Н. В. Третий Рим. М., 1998. С. 95-96), А. И. Плигузов апр.-июлем 1459 г. (РФА. Вып. 5. С. 969), О. А. Абеленцева - 1459, не позднее 13 дек. ( Абеленцева. 2009. С. 259-261)). Одна из грамот И. митр. Ионе была посвящена вопросу о преемнике митрополита: Новгородский архиепископ выразил готовность признать того, кто будет избран (БЛДР. Т. 7. С. 248; см. также: Абеленцева. 2009. С. 273-281). В Житии И. сообщается, что к Новгородскому архиепископу «московьстии князи (Василий II и Иоанн III.- Авт.)... писание множицею посылаху... и от него въсписаниа желанно приимаху, беаше бо и разумен, и в словех благ, множицею аки и пророчески вещати ему» (БЛДР. Т. 7. С. 242). Единственный дошедший до нас памятник этой переписки - послание Иоанна III И. о том, чтобы он не имел отношений с митр. Григорием (ААЭ. Т. 1. С. 58-60, 80; РИБ. Т. 6. Стб. 707-712, 100). И. принадлежит послание к митр. Московскому и всея Руси Феодосию, написанное в 1464 г. в ответ на 2 адресованные ему грамоты главы Церкви (известна одна грамота митр. Феодосия И. от 8 июля 1461 г.: РИБ. Т. 6. 95. Стб. 690-694). В послании к митрополиту И. вновь обещает не признавать митр. Григория («не обыче дом Премудрости Божия Святыя София волка вместо пастыря приимати, ни горкаго вместо сладкых, ниже камению причащатися, хлебу предлежащу, но дръжатися истинного пастыря, иже дверми в ограду овчю приходящаго и душю за овця полагающа, а не от Рима прелазящаго») и дает согласие на то, что преемником тяжело болевшего Феодосия на митрополии станет еп. Филипп, при этом сожалеет, что не может посетить митрополита и получить благословение у него, поскольку «и самих нас старость и болезнь постигла есть» (согласно Житию, И. долгое время страдал болезнью ног) (РИБ. Т. 6. Стб. 703-706, 99).

http://pravenc.ru/text/578254.html

Петра митр. Киевского при открытии оной, – М. 1813). – Что касается до празднования четырем святителям Московским, то праздник трех святителей: Петра, Алексия и Ионы был установлен при патр. Иове в 1596-м году, а четвертый святитель – Филипп присоединен к трем в 1875-м году. 103 В «Сказании действенных чинов» Московского Успенского собора, составленном в 1627-м году и haneчamahhoм b VI части Вивлиофики Новикова, празднование митр. Петру 4-го Августа обозначено: «обретение мощей иже во святых отца нашего Петра митрополита всея России», – стр. 211. 104 Чтобы праздновании Виленским мученикам было установлено св. митр Алексием, это представляется нам довольно сомнительным. Едва ли мог св. Алексий установить празднование в то время, как находился в хороших отношениях с Ольгердом и имел под своею митрополичьею властью Литовскую Русь, потому что сделать это значило бы с его стороны нанести слишком большое и совсем тяжкое оскорбление Ольгерду. Но едва ли миг св. Алексий установить празднование и в то время, как находился во враждебных отношениях с Ольгердом и не имел под своею властью Литовской Руси, ибо, во-первых, сделать это в указанное время значило бы со стороны св. Алексия затруднить себе примирение с Ольгердом, чего он, конечно, не желал; во-вторых, установить празднование в указанное время значило бы установить его ее для Литовской, а для Московской Руси, но чтобы св. Алексий установил для Московской Руси празднование Литовским или чужим для Москвы мученикам, эго не представляется вероятным, а главное – мы прямо знаем, что для Московской Руси празднование им установлено только на соборе 1549-го года. С большею вероятностью должно думать, что празднование мученикам установлено было в Литовской Руси после того, как в ней с 1458-го года явилась своя особая митрополия, а что потом его установление усвоено было св. митр. Алексию из желания придать ему значительнейшие твердость и авторитетность. А если считать справедливым то, что изображения Литовских мучеников находятся на саккосе митр. Фотия (хранящемся в Московской Синодальной ризнице): то можно предполагать, что они причислены к лику святых именно митр Фотием, по настояниям Литовки – вел. княгини Софьи Витовтовны. 105 Составитель Густинской летописи, которая во 2-м томе Собрания летописей, говорит под 1355-м годом, – стр. 350. О Коссове и Дубовиче, которых мы не имеем под руками, см. преосв. Филарета Истории Русской церкви период второй. § 22, 3-го издания, которое у нас под руками, стр. 73, и Русских святых под 14-м Апреля, и преосв. Макария Истории Русск. церкви т. IV, стр. 256.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Изображения Л. встречаются в произведениях лицевого шитья, исполненных в строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в.: на саккосе митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (ЯИАМЗ); на правом вскрылье его клобука (1665, ГМЗРК; Л. с короткой бородой, в молении, перед свт. Исаией). На палице сер. XVII в. размещен сюжет «Богоматерь с Младенцем в молении святителей Леонтия, Исаии, Игнатия Ростовских» (ЯИАМЗ). В сер. XVII в. архидиак. Павел Алеппский видел образ Л. со святителями Исаией и Игнатием на саккосе, омофоре, палице и епитрахили Ростовского митр. Ионы ( Павел Алеппский. Путешествие. С. 125). В Преображенский собор Н. Новгорода Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и свт. Стефан Великопермский», на к-рой святители представлены фронтально в рост в архиерейском облачении, каждый с Евангелием в руке (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НИАМЗ). На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, выполненном в 60-х гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (ГОМРТ), Л. помещен среди избранных святых на вставной полосе, пришитой к подольнику в XVIII в. Конец подвеса с изображением Л. (XVIII в., ГМЗРК) был сделан в ростовском Рождественском мон-ре. Ростов был центром резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVI вв., близкие по иконографии, стилю и приемам резьбы. На резной иконе «Ростовские святые со свт. Николаем Чудотворцем и Спасом Еммануилом» кон. XVI в. (ГММК; Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. С. 101-103. Ил. 11) помещена прямоличная фигура Л. с двуперстно благословляющей правой рукой, в левой покровенной руке - Евангелие. На 2 деревянных крестах (сер. XVI в., ГМЗРК) ростовые изображения Л. и свт. Николая Чудотворца представлены на оборотах, на средней перекладине в круглых медальонах - полуфигуры Ростовских святителей ( Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 195. 1-3; Табл. 196. 2, 3, 5). На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» (сер. XVI в., СГИАХМЗ; Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 364) вырезаны образы святителей Иакова, Л., Исаии и Игнатия, на раме - полуфигура свт. Петра, митр. Московского. Деревянный резной наперсный 2-сторонний крест XV-XVI вв., выполненный в Москве, имеет сложную иконографическую программу: на лицевой стороне под центральным образом Богоматери «Знамение» изображены святители Петр, Николай и Л. (ГРМ; Древлехранилище памятников иконописи и церк. старины в ГРМ. СПб., 2014. С. 90. Кат. 106. (Альманах; Вып. 433)). Л. изображен среди избранных святых: свт. Николая, свт. Климента, прор. Илии, прп. Ефрема, еп. Никиты Новгородского (дерево, резьба, скань; ВУИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

После освидетельствования в 1652 г. мощей прп. Даниила Переяславского И. послал «епистолию» царю и патриарху. Возможно, митрополит редактировал уже записанные чудеса этого святого или собрал сведения о чудесах от его мощей. Сохранилось значительное число благословенных грамот И. духовенству епархии и отчасти его переписка с современниками. Арх.: ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1; Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г.//Архив ГМЗРК. Инв. Р-1083; Богословский И. Н. Иона III, митр. Ростовский и Ярославский//Там же. Р-565. Соч.: ААЭ. Т. 3. С. 495-499; Т. 4. С. 118-120, 138-139; 315-317, 355-356, 499-500; АИ. Т. 4. С. 172-174; Письмо Ростовского митр. Ионы к тестю царя Алексея Михайловича И. Д. Милославскому/Сообщ.: В. Борисов//ЧОИДР. 1847. Кн. 5. Смесь. С. 56; Серебриков С. Два письма: Преосвященного Ионы, митр. Ростовского и Ярославского, и казначея его иером. Вассиана, писанные в 1673 г. в Ярославль к свящ. Димитриевской ц. Иоанникию//ВОИДР. 1849. Кн. 3. Смесь. С. 2-3; Благословенная грамота на обновление церкви Обнорского Воскресенского мон-ря, данная 16 дек. 1686 г. игум. Никону//Ярославские ЕВ. 1860. 33. Ч. неофиц. С. 309-310; ДАИ. Т. 8. С. 327-328; Письмо Вологодскому архиеп. Симону о присылке росписи церквей и монастырей Пошехонского у., после 22 дек. 1675 г.//Ярославские ЕВ. 1864. 47. Ч. неофиц. С. 463-464; Лествицын В. Переписка патр. Иоакима с митр. Ионою Сысоевичем//Ярославские ГВ. 1873. 10. Ч. неофиц. С. 52-53; 12. С. 62-63; Благословенная грамота на построение в Ярославле каменной ц. в честь Сошествия Св. Духа, данная 8 сент. 1688 г. попу Макарию//Ярославские ЕВ. 1873. 48. Ч. неофиц. С. 388-389; Титов А. А. Рукописи слав. и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. Серг. П., 1897. Вып. 4. 80. С. 101-103 [благословенная грамота на построение новой ц. в честь Знамения Богородицы, данная 24 июня 1659 г. Романовского у. никольскому попу Никифору]; Грамотки XVII - нач. XVIII в. М., 1969. 457. С. 282-283; Полознев Д. Ф. Благословенные и ставленные грамоты Ростовской и Вологодской епархий XV-XVII вв. из фондов ОПИ ГИМ//СРМ. 1995. Вып. 8. С. 55-56; Черкасова М. С. К изучению церк. строительства в Ростовской митрополии в XVI-XVII вв.//Там же. 2005. Вып. 15. С. 144-146.

http://pravenc.ru/text/578324.html

15. Пятница Пятидесятницы. Прор. Амоса. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (службу зри 30 сентября) . Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского. Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских. Свт. Ефрема, патриарха Сербского. Вмч. блгв. кн. Лазаря Сербского. Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (службу зри 22 апреля) . Служба прор. Амоса не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б) и порядок совершения полиелейной службы свт. Михаила, первого митр. Киевского, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (В) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 4-й – 3, и пророка, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас тот же: «Троицу Единосущную...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Утешителя имуще...». По Трисвятом – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября), «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие...» (см. в Неделю). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-28/

В июле 1452 г. В. В. обратился с посланием к имп. Константину XI Палеологу . Поздравляя императора со вступлением на престол и сообщая о поставлении свт. Ионы, вел. князь разъяснял, что сделано это было по необходимости («за великую нужду»), и выражал желание обновить традиц. связи Русской митрополии с К-польской Патриархией: «Церковь наша Русская святейшая митропольи Русския святыя Божия вселенския соборные апостолськия церкве премудрости Божия Святыя Софии царигородския благословения требует, и ищет, и во всем повинуется». Послание это так и не было отправлено, т. к. пришли известия сначала об осаде К-поля турками, а затем о падении визант. столицы. Церковные дела в Вост. Европе вновь осложнились, после того как 15 окт. 1458 г. в Риме Григорий Мамма поставил на Киевскую кафедру Григория (Болгарина) , ученика Исидора. Узнав об этом, В. В. направил послов к польск. кор. и литов. вел. кн. Казимиру, предлагая не принимать митрополита из Рима. Однако последний не только не ответил согласием на эту просьбу, но и направил в Москву собственных послов с предложением подчинить новому митрополиту епархии Сев.-Вост. Руси. Удержать епархии Зап. Руси под властью свт. Ионы не удалось, но твердая поддержка, оказанная В. В. святителю, способствовала тому, что не только епископии во владениях московского вел. князя, но также Тверь, Рязань и Вел. Новгород сохранили верность Московскому митрополиту. Позиция Твери в течение нек-рого времени, по-видимому, оставалась неопределенной. Тверской еп. Моисей не принял участия в Соборе епископов, собравшихся в Москве в дек. 1459 г. для того, чтобы подтвердить свою верность митр. Ионе и отвергнуть Григория. Вскоре Моисей был «сведен» с кафедры, а в Москве митр. Ионой 22 марта 1461 г. на Тверскую кафедру был поставлен Геннадий (Кожин) . С большим основанием можно полагать, что эти перемены произошли не без воздействия на бояр малолетнего вел. кн. Михаила Борисовича со стороны московского двора. После смерти свт. Ионы при участии вел. князя на митрополичью кафедру 3 мая 1461 г.

http://pravenc.ru/text/150785.html

В иконописи XX в. И. присутствует в группе Московских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), а также на ее повторениях 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина выполнили прорись с ростовым образом И. для Миней МП (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 259). И. также представлен на совр. иконах Соборов Московских святых (напр., на иконе из митрополичьих палат ТСЛ). При обретении мощей И. были найдены нетленными и предметы его облачения: «...ризы, и амфор и прочая…» (ПСРЛ. Т. 18. С. 238). Из сохранившихся предметов, принадлежавших И., следует упомянуть лжицу и поручи. Лжица И. с неск. футлярами названа в описи среди сосудов в ризнице Успенского собора Московского Кремля уже в нач. XVII в.: «...лжица чудотворца Iohы костяная рыбей зуб, а на конце у нее оковано золотом…» (Описи. 1876. Стб. 358), к нач. XVIII в. она находилась в алтаре собора среди мощевиков и реликвариев (Там же. Стб. 665-666; см. также: Христианские реликвии. 2000. С. 214-215. Кат. 67; поручи И.- Там же. С. 213. Кат. 65). Ист.: Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей и цариц в XVI и XVII ст.: Мат-лы. М., 2003р; Описи моск. Успенского собора XVII в.//РИБ. М., 1876. Т. 3. Стб. 287-811; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. Лит.: Успенский А. И. Житие св. Ионы митрополита: (Переводы с иконы 1644 г., писанной Яковом Тарасовым). М., 1905; Салтыков А. А. Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублева. Л., 1981; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. М., 1988; Маясова Н. А. Древнейший покров митр. Ионы//ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; она же. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004; Христианские реликвии. 2000; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Ñ . 180, 234, 249, 285-289; Кат. 12, 50, 61, 89. Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв.: Свод рус. иконописи. М., 2004; Саенкова Е. М. Чиновники (Типиконы) Успенского собора Моск. Кремля как источник по истории рус. искусства Позднего Средневековья.: АКД. М., 2004. С. 15-16; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007; Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР. М., 2007. Кат. 88; Усачёв А. С. Житие митр. Ионы 3-й ред.//ВЦИ. 2007. Вып. 2(6). С. 5-60; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Рус. музея: Кат. СПб., 2008. Кат. 114. С. 132-133.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Так важно, чтобы все наши современники — и политики, и люди, влияющие на экономику, особенно те, кто влияет на содержание и формы современной культуры, образования, юриспруденции  — помнили эти дивные слова русского святителя. И если мы будем осознавать силу этих слов и применимость их к нашей жизни, то поймем, что работу над законами, а если надо — и употребление силы , нужно сопровождать воздействием на душу человека , потому что, если душа злая и если грех господствует в ней, то никакие законы и никакая сила не удержит нагло текущий поток беззакония. Празднуя память святителя Ионы, митрополита Московского, который жизнь свою отдавал Церкви нашей, духовному воспитанию народа нашего, преклоняясь пред подвигом его личной благочестивой жизни и его беспорочного святительского служения, ныне обратимся к нему с горячей молитвой о Церкви нашей, об исторической Руси, о современной России, дабы Господь умудрил всех нас, обострил наше внутреннее зрение, способность проникать в суть вещей, а не бороться лишь с пеной на поверхности бушующего моря, чтобы помог нам узреть глубинные причины нестроения человеческих отношений и человеческой жизни и всем вместе взяться за духовное воспитание народа нашего. Дай Бог, чтобы молитвами святителя Ионы Господь приклонил милость ко всем нам, вразумил тех, кто принимает ответственные решения, вдохновил тех, кто их исполняет, дал силу и разумение народу понять, где корень зла. И тогда непременно по милости Божией справимся и со скорбями нашими, и с болезнями нашими, и станем законопослушным, мирным, солидарным и способным к реальному развитию обществом. Об этом наши молитвы сегодня здесь, в кафедральном Патриаршем соборе Святой Руси, Московском Успенском храме пред гробницей святителя и чудотворца Ионы, митрополита Московского. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/1550968.ht...

247 «А не будешь, и свое исповедание в свое ставление позапомниш: иноко нам тебе написати и послати, и то бы тебе было ведомо». Акты Исторические, т. I, 271. 249 Софийский Временник, 11, 43. Письмо Казимира било привезено королевским писарем Якубом да Ивашеньцем. Акты Исторические, т. I, ст. 505. О сем посольстве упоминается только в последних грамотах св. Ионы, писанных в конце 1460 г. или в начале 1461 года. 251 Акты Исторические, т. I, 273 и 62. В первой сказано, что такие же грамоты посланы и к другим литовским епископам. Стр. 111. 252 И.Г.Р., т. VI, пр. 629. Под 1465 г. В летописях сказано: «прибеже на Москву Евфимий, Епископ Брянский и Черниговский, покиня свою Епископию, и даша ему Суздаль, и Калугу, и Тарусу». Может быть, на его-то послание служит ответом грамота Митр. Ионы, или его преемника, которой, по желанию, приглашается он к переселению в вотчину В. Князя Московского. Акты Западной России, т. I, 13. 253 Великий Князь Иоанн Васильевич (в 1465–1470 г.) писал в Новгород: «Король паки тако принял его (Григория) к себе, чрез обсылку нашего отца и церквей ему Русских поступился, что в его отчине, а у нашего отца Ионы Митрополита отняв чрез свой и чрез нашу старину» Акты Археографической Экспедиции, т. I, ст. 58. Ещё ранее того М. Феодосий писал также в Новгород: «слышание таково полное, что же король его (Григория) принял, и столец ему Киевский дал, и в всей своей державе Святыя Божия церкви и всея церковныя оправдания ведати». Акты Исторические, т. I. 275. 254 О Мисаиле, из рода князей Пеструцких, в Истории Российской Иерархии, изд. II, кн. I, ст. 99 и 316. В Густинской летописи о нём сказано, что он посвящён от Патриарха Симеона Трапезончика (Собрание Русских летописей, т. III, ст. 358.). Симеон Трапезунтский был пятым Патриархом в Константинополе, после взятия сего города Турками. Martini Crus. Turcogr. L. II, p. 125. 256 Обстоятельства кончины святого Ионы описываются в житии его. Степенная Книга. II, 86–88. Вел. Князя тогда не было в столице; он был во Владимире и готовился к походу против Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 и 3 мая состоялись заседания Священного Синода Православной Церкви в Америке, на котором была детально рассмотрена ситуация, приведшая к двухмесячному отпуску ее предстоятеля, митрополита Ионы (Паффхаузена). Вопреки слухам, предшествовавшим заседанию Синода, митрополит Иона остался на посту первоиерарха. Чикаго, 9 мая. ПРАВМИР — 2 и 3 мая состоялись заседания Священного Синода Православной Церкви в Америке, на котором была детально рассмотрена ситуация, приведшая к двухмесячному отпуску ее предстоятеля, митрополита Ионы (Паффхаузена). Вопреки слухам, предшествовавшим заседанию Синода, митрополит Иона остался на посту первоиерарха. Ситуация, приведшая к продолжительному отпуску предстоятеля, возникла в феврале этого года. С критикой действий митрополита Ионы выступил руководитель Синодальной канцелярии протоиерей Александр Гарклавс, поддержанный некоторыми иерархами, а также возглавляемой им канцелярией, Митрополичьим Советом и Консультативным Комитетом Американской Церкви по политике против сексуальных злоупотреблений. В ответ на критику митрополит Иона попытался отрешить от должности протоиерея А. Гарклавса и ряд других сотрудников, а также реформировать Синодальную канцелярию. Тем не менее, прот. Александр отказался подчиниться первоиерарху, а ряд представителей духовенства инициировали созыв Синода Американской митрополии. На заседании было объявлено об отпуске митр. Ионы, отставке прот. Александра и о назначении временных руководителей митрополии – управляющим делами Церкви назначался архиепископ Детройтский Нафанаил, а временным председателем Синода – епископ Питтсбургский Мелхиседек. Перед заседанием члены Синода совершили Божественную литургию, на которой предстоятельствовал митрополит Иона. На заседании было принято несколько постановлений, касающихся реформы системы управления Американской митрополией. Так, митрополит Иона остался на своем посту, что опровергло слухи его недоброжелателей об отставке первоиерарха, но властные полномочия предстоятеля были перераспределены в пользу Синода. Так, митрополит отныне не может самостоятельно управлять вакантными епархиями (для их управления назначаются временные управляющие из числа епископата). Синодальная канцелярия, как и ее руководитель, стала подотчетной исключительно Синоду, а митрополит все свои решения должен согласовывать с Малым Синодом епископов.

http://pravmir.ru/miropolit-iona-ostanet...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010