—652— ли совокупистеся, отцы и братия, еже молчати? Что устрашаетеся еже правду глаголати? Ваше убо молчание цареву душу влагает в грех, а своей души на горшую погибель, а православной вере на скорбь и на смущение“. Готовясь пострадать за печалование, св. Филипп говорил: „а вы, святители, архимандриты, игумены и все служители алтарей! Пасите верно стадо Христово, готовьтеся дать отчет и страшитеся Небесного Царя еще более, нежели земного“. Епископов, которые отказавшись от прежнего своего намерения просить царя об отмене опричнины, говорили: „добро было во всем царя слушати и на всяко дело без рассуждения благословляти“, житие называет „угодниками царёвыми“. Берсень говорил Максиму греку : „аз того не ведаю, есть ли митрополит на Москве?“ На слова Максима „как митрополита нет? Митрополит на Москве Данил“, он отвечал: „не ведаю деи митрополит, не ведаю простой чернец: учительна слова от него нет ни которого, а не печалуется ни о ком; а прежние святители сидели на своих местах в монатьях и печаловалися государю о всех людей“. За митр. Даниилом утвердилось прозвание „потаковника“. Из этих фактов ясно видно, что лучшие иерархи и само общество считали печалование долгом представителей церкви. Всем известны факты печалований архиеп. Новгор. Ионы, митрополита Варлаама, митр. Иоасафа. Св. Филиппа и др. 558 . Упрёк светской печати петербургскому духовенству . Мы обязаны упомянуть здесь о факте, в котором с особенной наглядностью сказались печальные плоды замкнутости нашего духовенства в узкую сферу чисто церковных инте- —653— ресов и порой вынужденного безучастного отношения его к общественной жизни. Разумеем печальное событие 9 января. Светская печать послала горячий упрёк духовенству за то, что оно не приняло пастырских мер к предотвращению разразившегося над Петербургом бедствия. „Пет. Вед.“ (17 янв.) обращаются с вопросом: Где были учители наши в непогоду, приведшую к катастрофе 9 января?.. Отчего на пороге разгоравшейся, позорящей Россию смуты не раздалась архипастырская отповедь, народные массы не расступились перед властным, разъясняющим истину словом владыки, духовно повелевающего охваченным страстью волнам? Быть может, тогда не было бы и сотой доли жертв, в сердцах ваших не царила мука, – та святая Русь, про которую нас учат с детства, но которую познавать приходится – увы! – на страницах исторических книг и стирающихся в памяти преданий, воочию встала бы опять перед лицом всего осуждающего нас теперь мира в лучах прежнего просветления, старой русской правды, нетленного величия, которым воспитаны и проникнуты были наши деды и отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

143 Prochir. 1,1: sponsalia sunt mentio et repromissio futurarum nuptiarum. Кормч. зак. град. 1,1: «обручение есть память и возвещение хотящего быти брака». 146 Ap. Leunclav. 1. pag.126. Кормч. гл.43. л.37 об. Подтверждено в 1092г. Ap. Leunclav. 1. pag.132. Корм. л.42–49. 157 Формы см. в Ак. юрид. Венечные памяти в первый раз являются в начале 16 столетия (1518). См. Акт. эксп. 1. Стр.174. 159 Форму обыска см. в Свод. зак. 10 в прилож. К ст.26. Представленные к обыску подлинные документы, которые должны быть оставлены в церкви, как например, дозволение начальства на вступление в брак, и т.п., хранятся при обыскной книге, а с прочих документов снимаются копии, подлинные же возвращаются, кому следует, с надписью на них о совершении брака и подписью священника, см. тамже. Книги для изложения обысков, с формою их, рассылаются по церквам из консисторий и духовных правлений. 165 Кормч. гл.50. см. ук. 1721 янв.23. Реглам. Ч.2 ст.12. ук. 1731 нояб. 29. 1775. авг. 5. 1826. нояб.20 (в Собр. зак.) 168 В. зак. 10. ст.31. сп. Инстр. благоч. ст.24. св. Синодом в 1842 году разрешено в закавказском крае венчать браки в молитвенных домах. См. Отчет. обер-прокур. св. Синода. Стр. 52. 179 См. син венчания второбрачных в церк. Требнике. Патр. Никифор исповедник в своих правилах писал: «двоеженец не венчается, но и запрещение приемлет» (Кормч. гл.57. пр.2). Но Никита, митр. Ираклийский (12в.), по вопросу об этом замечал: «суда убо закон двобрачныя не обыче венчати; великия же Церкве обысай сицевая не сохраняет, но и двобрачным невестныя венцы налагает, и никтоже когда сие оглаголан быстъ» (см. в требн. церк. и ар. Leunclav. lib. 5. pag.310) 180 Prochir. 6,1–3.5–6. Кормч. зак. град. гр.6. гл.1–5. Леона и Конст. зач.2 гл.7. cf. M. Blastar. syntag.7. 187 См. послание митр. Фотия в Новгороде и Пскове 1410 и 1427 (Акт. экспед.1. стр.462. Акт. ист.1. стр. 329). Его же поучение к иереям: 1410–31 (Дополн. к акт. ист.1. стр.329). Послание м. Ионы к вятскому духовенству – 1452 (Акт. ист. 1) и 1456 (там же). М. Геронтий в послан. 1486 (там же). Арх. Рост. Феодосий в окруж. грамоте 1458 (там же). Поучение священнослужителям – 1499 (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Макарий делает об нем общий отзыв и характеризует особенности его литературного и проповеднического таланта. В своем отзыве в некоторых частностях преосв. Макарий очень метко схватывает особенности проповеднической деятельности митрополита Даниила. Общий взгляд митр. Макария на Даниила, как писателя и проповедника, очень высокий. Он ставит его самым просвещеннейшим архипастырем в ряду митрополитов собственно Московской митрополии, начиная с митр. Ионы и до патриарха Иова, делая здесь исключение для одного только митрополита Макария. Неизвестный автор исторического очерка «Русского проповедничества» во многих местах своего обширнейшего труда касается различных сторон проповеднической и вообще литературной деятельности м. Даниила. Он передает кратко содержание большей части слов и посланий Даниила, пользуясь при этом трудами преосв. Макария и Беляева. Передача содержания состоит чаще всего в простом указании общей идеи слова, заключающейся в его оглавлении. В очерке излагается содержание посланий Даниила об иноческой жизни, посланий к епископу, посланий, трактующих о сохранении целомудрия и чистоты. Из слов Данииловского соборника, в Очерке первые восемь признаются написанными против жидовствующих. В Очерк буквально внесены из слов Даниила места рельефно характеризующие с какой-либо стороны современные ему нравы: здесь помещены обличения Даниила, направленные против роскоши, щегольства, корыстолюбия, расточительности и других недостатков современников. Общий характер содержания сочинений Даниила определяется в очерке отнесением их к разряду сочинений с направлением нравственно–аскетическим. Форму сочинений Даниила, выразившуюся в чисто механическом делении слов на части, равно как и вообще во всем построении слов и посланий, отличающихся тем же характером неупорядоченности, исследователь древнерусского проповедничества считает по тому самому неудовлетворительною. Заслуживают внимания общие взгляды и суждения автора о Данииле. Как по форме, так и по содержанию сочинения Даниила признаются за последнее выражение всего древнерусского проповедничества, которыми был подведен итог древней проповеди . Как об ораторе и проповеднике автор Очерка отзывается о Данииле прекрасно, называя его величайшим начетчиком древности, лучшим витиею и особенно выставляя на вид общую черту его проповедей – всестороннюю наблюдательность, выразившуюся в разнообразных обличениях, в которых изображаются недостатки современного общества. Автор хочет восстановить даже личные черты характера проповедника, когда он говорит о его внешней представительности, живости его характера, сообщительности в плодовитости в слове. 15

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Существуют содержательные параллели между сочинением К. О. и великорус. памятниками сер. XV в., направленными против Флорентийской унии: Повестью о Флорентийском Соборе Симеона Суздальца , посланием митр. св. Ионы и Собора епископов в Великое княжество Литовское, «Словом... на латыню», на основе к-рого построено повествование об этом сюжете московского великокняжеского летописания (начиная со свода 1479 г.). При сходстве мн. сюжетов в произведении К. О. и в великорус. текстах между ними очевидны многочисленные расхождения. Иначе, нежели в московских источниках, К. О. рассказывает о судьбе митр. Исидора. Уехав из Флоренции, митрополит не смог добраться до Москвы, потому что был арестован по дороге, позже он бежал в Рим, оттуда был отправлен в Царьград (К-поль). После захвата К-поля османами Исидор вернулся на Русь. Воспринимая постигшие его несчастья как наказание от Бога, он раскаялся в униатстве, за что рим. архидиакон и проповедник Бенедикт его отравил. К. О. вспоминает и др. версию, согласно к-рой Исидора убили киевляне. Неизвестно ни великорусским, ни западнорус. источникам упоминаемое К. О. послание папы Евгения IV к К-польскому патриарху Иосифу с требованием назначить Исидора на Русскую митрополию. Из протестант. полемической лит-ры К. О. заимствовал мысль о папе, к-рый «слушается дьявола», в «Истории...» диавол выступает советчиком папы Евгения. Хотя в «Истории...» обнаруживаются свидетельства знакомства ее автора с великорус. произведениями, направленными против Флорентийской унии, московские тексты нельзя считать непосредственным источником сочинения К. О. (В лит-ре встречается утверждение, что К. О. использовал послание Московского вел. кн. Василия II Васильевича визант. имп. Константину XI Палеологу (1452), что неверно, потому что послание не было отправлено.) Вероятно, в качестве первоисточника следует искать традицию, возникшую на греч. почве, к-рая влияла и на московских, и на западнорус. книжников. Исследователи отмечали связь между «Историей...» К. О. и «Историей осьмого Собора» кн. А. М. Курбского - оба автора пользовались одним несохранившимся протографом. «Речи» греков на Соборе в сочинении К. О. заимствованы в т. ч. из «Книжицы в десяти разделах» (Острог, 1598). В «Истории...» имеются небольшие заимствования из хроники Мартина Бельского XVI в. В сочинении очевидны следы неудачного соединения разных источников. Так, рассказ о «злых» деяниях папы (злоупотребления, вызвавшие восстание в Риме, борьба с участниками Базельского Собора и др.), заимствованный из какой-то «всемирной» хроники, не согласуется с ролью папы в основном повествовании, где папа, оказывается, был принужден к дурным поступкам аббатом из Родоса и епископами. Исследователи отмечали эмоциональность и образность изложения в «Истории...», отсутствие лит. усложненности. Произведение изобилует цитатами из Свящ. Писания и творений св. отцов.

http://pravenc.ru/text/1841439.html

Время обретения мощей определяется в этих редакциях сказания двумя противоречащими друг другу известиями: все они согласно говорят, что это случилось при митр. Фотие, следовательно, не позже июля 1431 года, но краткая пахомиевская и четвертая прибавляют, что это было спустя 60 лет по преставлении Алексия, следовательно, около 1438 года Остается избрать из этих показаний вероятнейшее. Известие о 60 годах взято из службы на обретение мощей, составленной Питиримом, в которой читаем: «В 60-е лето обретошася (мощи) невредимы ничим же». Но Питирим и современники его, рассказами которых пользовался Пахомий, легче могли ошибиться в числе лет, протекших со смерти Алексия, чем в имени митрополита, при котором произошло обретение, бывшее на их памяти. Притом в одной редакции жития, правда позднейшей, к указанным противоречивым известиям прибавлен самый год обретения – 1431-й, которым нет основания жертвовать для круглой цифры 60 годов 167 . Третья из описанных редакций сказания сохранила известие о времени, когда писал Питирим. Спустя много времени по обретении, один чудовской иеромонах рассказал, что ему явился во сне Алексий и повелел еп. Питириму, приехавшему тогда из Перми и остановившемуся в Чудовом монастыре, написать стихиры и канон в память его. Питирим «немало о сем потрудися и елика бе мощна, сице почте святаго». Составленная служба принесена к митр. Ионе, который по совещании с собором русских епископов постановляет праздновать память Алексия 12 февраля и обретение 20 мая 168 . Это, очевидно, относится к 1447 и 1448 годам, когда Питирим был в Москве, участвуя вместе с другими епископами в соборных совещаниях и между прочим в поставлены и Ионы (декабрь 1448 года) на митрополию 169 . В приведенном известии нет прямого указания на то, чтобы тогда же составлено было Питиримом и житие Алексия; но Пахомий главным источником своей бuorpaфyi;i Алексия выставляет в предисловии писание архимандрит. Питирима, «иже последи бысть в Перми епископ». Эти слова могут навести на мысль, что Питирим составил жизнеописание Алексия гораздо прежде службы и своего епископства 170 . Но из слов того же Пахомия можно заметить, что он выразимся не совсем точно и что Питирим написал житие в одно время с службой, перед возвращением в Пермь, не имея досуга, «Сей убо предиреченный епископ, – продолжает Пахомий, – нечто мало о святем списа и канон тому хвалу изложи… прочая же не поспе, времяни тако завущу» Притом составление службы делало необходимым «чтение» или краткую «память» о святом на 6-й песни канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

И мы дружной гурьбой топали по коридорчику через несколько келлий к отцу Алексию. Он тут же ставил чайник, собирал нас всех за столом, и беседа продолжалась. Вскоре в дверях, как правило, появлялся отец Иона... Отец Алексий часами говорил о Боге-Троице, о рае, о святых, о жизни духовной. Какой же это увлечённый человек! А как он рассказывал о старцах, с кем лично общался. Было видно: они все в его опыте живы». А тогда вот будущий владыка Алексий захватил с собой, как ни в чём не бывало, шедшего по коридорчику собрата, и эти двое из молодых уже весело стоят на пороге первой в их коридорчике келлии… – Чего, злыдни, пришли? – раздаётся из-под одеяла. – Болеешь? – отец Алексий пытается заглянуть под пуховые баррикады. – Лежи! Лежи! – а сам, затаскивая самого молодого из них и оттого робеющего, командует: – Евгений! Давай за здоровье Ионы! А то помрёт ещё (будущий владыка Иона постоянно выпрашивал себе побольше лет жизни, и собрат над ним то и дело подшучивал). И пока будущий владыка Евгений с непривычки к таким шуткам переминается с ноги на ногу... – Ой, смотри-ка, – отец Алексий уже безошибочно определяет, где что нашарить: – У него и винцо есть, – а в уголочке за дверью натыкается взглядом на… арбуз! – Режь, Евгений! – тут же выкатывает его победоносно и водружает на стол. – Вот ведь злыдни… – выглядывает из-под одеял отец Иона. – Иона, болеешь? – оборачивается. – Болей! Так, чем тут ещё можно поживиться?.. Митрополит Иона (Карпухин). Фото: imperialhouse.ru Отец Евгений в ступоре. Так что и арбуз режет, и вино разливает сам отец Алексий, оглядываясь по сторонам, что ещё в каком уголке заныкано. (Хотя к алкоголю владыка Алексий относился спокойно, – если и пил, вспоминают, не пьянел). – Ох, злыдни, пришли же… – Евгений, а если Иона помрёт, – поднимает отец Алексий стаканчик, не чокаясь, – ты какую себе… митру прихватишь? Тот от неожиданности: – Голубую! – выпалил. А отцу Ионе как раз только что сан архимандрита дали, и он заботливо обзавёлся всем набором митр… – Ладно, тебе голубую, – соглашается отец Алексий. – А я возьму красную! (ему старцы еще с юности предрекали, что он станет мучеником. «Как я стану мучеником? Убьет меня, что ли, кто-то?» – будучи искрометно-веселым, всё недоумевал… Кстати, на обложке книги – владыка как раз в пасхальной красной митре. – Прим.).

http://pravoslavie.ru/155033.html

1057–1058 стр. печатного оригинала и на 1069 стр. 1 прим.). Мы в некоторых местах вносим и подобного рода наставления, а также восполняем вопросы митр. Ионы относительно некоторых заповедей перечислением тех добродетелей, которые этими заповедями предписываются (сн. 2 прим. на 1087 стр.), и помещаем некоторые вопросы, заимствованные нами из других, ниже указанных источников. Само собой разумеется, что как вопросы на исповедь мирян, так и все другие ниже напечатанные у нас исповедные вопросы помещаются нами в книге не для пользования ими при исповеди целиком в том виде, как они есть, а только как пособие для самостоятельного подбора духовниками вопросов применительно к тем или другим особенностям исповедующихся. Думаем, что нелёгкий для многих духовников труд этого подбора хотя несколько может облегчиться при пользовании находящимися в нашей книге исповедными вопросами. 646 Некоторые из этих вопросов могут быть предлагаемы также диаконам и псаломщикам; наряду с такими особыми вопросами каждому из членов клира предлагаются и общие вопросы о грехах против десяти заповедей закона Божия (Ц.Вед. 1902, 14). 648 Кроме общих вопросов о грехах против десяти заповедей закона Божия, жене священника должны быть предлагаемы и эти особые вопросы, соответственно высокому христианскому и общественному служению её мужа; по образцу этих особых примерных вопросов могут быть предлагаемы на исповеди вопросы и жёнам диаконов и псаломщиков, применительно к их положению и званию (Ц.Вед. 1904, 14). 649 Молитвы, положенные пред исповедью и причащением, непременно следует читать и глухонемым, так как они, хотя и не слышат слов молитвы, но могут следить за молитвенным движением губ священника и его жестами и тем участвовать в молитвословии (Ц.В. 1896, 8). – Если глухонемые грамотные, то за чтением тех из указанных молитв, которые положено читать священнику, они могут следить по молитвослову, а прочие – сами вычитывать, по указанию священника. 650 По мнению «Руководства для сел. паст.», таким способом следует исповедовать глухонемых, начиная с семилетнего возраста (Рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Во всех моих согрешениях каюсь и прошу прощения. (Не сделал ли ты какого другого греха, который тяготит совесть и стыдно сказать?). Еще каюсь и прошу прощения в том, что по забвению не исповедал. Прости и разреши меня, отче честный, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Христовых Тайн, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. " Хорошим средством помощи кающимся является чтение духовной литературы, как-то: " Добротолюбия, " " Лествицы, " аввы Дорофея, " Патериков " и др. памятников аскетической письменности. Однако многое из нее нужно рекомендовать с осторожностью, т. к. является слишком " твердой пищей " для начинающих, для людей, никогда не живших церковной жизнью. Поэтому пастырь должен быть очень рассудительным, чтобы не оттолкнуть слабых еще людей от слишком суровых требований, заключающихся в упомянутых книгах. В монастырском обиходе " Лествица " и " Добротолюие " даются не всякому молодому монаху, т.к. в них содержатся мысли и требования слишком строгие для неутвержденного человека. Такой повышенный уровень у молодого человека может вызвать чувство безнадежности, неумеренной суровости, беспощадности, немилосердия и т.д., что легко приводит к отказу от всякого интереса к подобного рода литературе. Поэтому очень хорошо начинать с произведений еп. Феофана Затворника, св. Тихона Задонского, с писем Амвросия Оптинского. Можно советовать и св. Игнатия Брянчанинова или архиеп. Платона Костромского, или с " Вопросами кающимся " экзарха Грузии Ионы. Эти книги в значительной степени полезны и для самого духовника, так как поучают его, на что ему следует обращать особое внимание, готовясь к совершению таинства исповеди. Единственным внешним недостатком всех этих книг может быть признан лишь устарелый язык и манера написания. Но это можно преодолеть, так как внутренняя ценность этих произведений во много раз превосходит этот второстепенный недостаток. Из подобного рода книг обращаем, наконец, внимание на замечательную " Исповедь " митр. Антония Храповицкого, которая излагает этот вопрос в равно интересной степени как для духовника, так и для кающегося. Она вводит ряд вопросов аскетики и поясняет простым, литературным и очень живым языком то, что всякому православному человеку надлежит знать о подготовке к исповеди (Издана в Варшаве в 1928 г).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Принимать, но каким чином? Первым ли: — через перекрещивание; вторым ли: — через миропомазание; или третьим: — через покаяние? Патр. Филарет, настрадавшийся от поляков и не имевший никакого богословского образования, склонен был занять самую крайнюю нетерпимую позицию. Если в прошлом конфликте с местоблюстителем м. Ионой он оказался как бы либералом, то в данном случае он превзошел Иону своим крайним консерватизмом. До сведения Филарета дошло донесение двух московских священников, что митр. Иона не велел им крестить принявших православие ляхов, Яна Слободского и Матфея Свентицкого, а, миропомазав, допустить к св. причащению. Делалась ссылка по указанию Ионы на древнерусскую практику по Вопрошанию Кирика к Нифонту. Патриарх вызвал к себе на объяснение м. Иону и упрекал его, что Иона якобы вводит нечто новое, не приказывая перекрещивать латинян. Чтобы подавить Иону авторитетом, патриарх поставил вопрос на повестку очередного пленума освященного собора 16.?. 1620 г. С обвинительной речью на нем выступил сам Филарет, доказывая, что еретическое крещение не есть крашение, но «паче осквернение». Вот патр. Игнатий за то и низвергнут, что не крестил Марину. Патр. Ермоген требовал крещения королевича Владислава. В ту пору по приказу Ермогена Филарет сам изучал канонические правила и убедился, что все еретики не имеют действительного крещения. Вся богословская логика патр. Филарета свидетельствует о страшном понижении уровня знаний у тогдашней русской иерархии и особенно у самого Филарета от страстного озлобления на латино-поляков. Патр. Филарет говорил: «латиняне — папежники суть сквернейшие и лютейшие из всех еретиков, ибо они приняли в свой закон проклятые ереси всех древних, эллинских, жидовских, агарянских и еретических вер, и со всеми погаными язычниками, со всеми проклятыми еретиками обще все мудрствуют и действуют». И обращаясь к Ионе, Филарет задавал вопрос: «как же ты начинаешь вводить в царствующем граде противное правилам св. апостолов и св. отцов и велишь принимать латинян, сущих аки псов и ведомых врагов Божиих, не через крещение, а только через миропомазание, а потом допускать их к св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

318 Таковы сведения о некоторых Западнорусских митрополитах, о времени основания виленского Свято-Троицкого братства и др. Например, относительно митрополита Сильвестра Белькевича в Синопсисе под 1557 г., сказано: нареченный митрополит Сильвестр и воевода новгородский Иван Горнастай своими листами оповестили, что дворянин, посланный королем к Константин. патриарху Иоасафу, «воротился и принес Сильвестру благословение и сакру на митрополию всей Руси»; сказано далее, что вслед за тем король разослал универсалы свои, в которых, назначив день для поставления митрополита, приказывал епископам и всему духовенству явиться в Вильну на посвящение митрополита и для отдания ему послушенства. «Несколько этих универсалов находится и у нас»,— прибавили члены виленского Свято-Дух. братства. Относительно митрополита Ионы Протасовича Островского под 1567 г. сказано, что по смерти в том году митр. Сильвестра король Сигизмунд Август посылал лист к Цареградскому патриарху Митрофану и просил посвятить на митрополию новоизбранного митрополита Иону, епископа Туровского и Пинского, а при листе короля посылали свой лист и обыватели вел. княжества Литовского с такою подписью: «Паны сенаторы вел. княжества Литовского, князья, воеводы, кастеляны, старосты и державцы закону греческого преосвященству твоему, господину и отцу нашему, челом бьем». «Этот лист,— прибавили свято-духовские братчики,— поныне находится в нашем скарбе церковном» (снес. далее прим. 322). Под 1584 г. сказано: тот год был счастлив для нашего Свято-Троицкого братства, потому что «в тот год (т. е. 1584) наипервей митрополит Онисифор братство наше заложил, дал ему писанные порядки (устав) за подписом своей руки и приложением митрополитской печати апробовал... Этот устав в оригинале поднесь находится у нас, и мы готовы показать его каждому». Эти сведения, не бывшие у нас под руками при составлении 9 тома нашей «Истории» мы напечатали здесь в дополнение к 330, 350 и 418 страницам означенного тома. 319 Заседания этой комиссии и происходившие на них прения изложены в книге, вскоре за тем изданной виленским Свято-Духовским братством под заглавием: Supplementum Synopsis, albo Zype³niejsze obiasnienie krˆotkiego opisania praw, przywilejow... и пр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010