После архимандрита Порфирия настоятелями были: Иона, Иосиф I, Павел II, (1732–1734), при котором и была чрезвычайная вышеописанная буря 32 , Геннадий II (1744–1756), Леонтий, Александр I, Вассиан, Иринарх, Петр (1761–1762) и Антоний (1762–1768). При архим. Антонии весьма много хлопот и неприятностей Николаевско-Корельскому монастырю доставило пребывание в нем ссыльного бывшего митрополита Ростовского Арсения Мацеевича . Ссылке и опале Арсений Мацеевич подвергся вследствие резкого порицания правительства за отобрание им в коллегию экономии церковных и монастырских имений, в зависимость от которых он ставил существование самих монастырей и архиерейства. «Тогда» (т. е. по отнятии имуществ), писал Арсений, «возымеется нужда быть прежде поповщине, а после беспоповщине и государство может обратиться в раскольническое, лютерское, кальвинское или атеистское государство». Арсений был сослан в Никольский монастырь 15 апреля 1763 года, а вывезли его оттуда в Ревель в 1767 г. 27 декабря; следовательно, содержался он в монастыре более четырех лет 33 . В 1767 году, по доносу монаха Филарета Батогова «о похвальных речах» иеродиакона Иоасафа Лебедева, возникло довольно запутанное дело. Монах Арсений, по показанию Иоасафа, говорил, что имп. Екатерина II не природная государыня, и что ей «не надлежало бы российского престола принять»; эти слова он говаривал с ведома настоятеля монастыря архим. Антония. Последнего потребовали к ответу и он, «по довольному увещанию о показании истины» со стороны присутствующих, дал показание, что монах Арсений действительно говорил, что имп. Екатерина Алексеевна не природная государыня и не тверда в законе. Письмо «о гонящих церковь », поставленное в вину Арсению, точно, говорил настоятель, выписано из служебника Арсения, но полагал ли он в числе гонящих Ее Императорское Величество, о том не слыхивал. Это показание архим. Антония было подтверждено свидетельствами и других лиц. Хотя Арсений и объявил, что архим. Антоний и вся братия Николаевского Корельского монастыря ведут «нетрезвое житие» и делают донос с той целью, чтобы выжить его – свидетеля их зазорной жизни – из монастыря, однако вина Арсения была несомненна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Как описываемая нами церковь строилась в одно время с Сретенскими воротами Земляного города, или Сухаревой башней: то в зодчестве ее, особливо деталях и орнаментах, много сходного с первою, как-будто она была произведением одного зодчего. Осмигранное здание на квадрате, примкнутое к башне, представляет нам подобие древних крестильниц; она увенчивается фонарем с главою, имеющею вид ананаса; наверху ее водружен четвероконечный крест с полумесяцем при подножии и с крестиками на трех концах его. На углах здания выказываются тройные полуколонки, из коих одна с гранью витая, а прочие гладкие, те и другие с кудреватыми капителями; над окнами такие же разрывные сандрики, и такие ж на них наличники, как и на Сухаревой башне. Аттик нижнего яруса опоясан балюстрадами во вкусе рококо, или барокко. К этому ярусу примыкает трапеза одинакого стиля с главным храмом. В нее один вход с запада, а северные и южные двери закладены. Придел в трапезе, посвященный празднику Благовещения Божией Матери, недавно упразднен для простора. Принадлежащая к церкви осмигранная колокольня стоит на южной стороне среди церковных домов. Прежние колокола на ней перелиты. Во внутренности храма осмигранный свод покоится на тройных пазухах в углах. Окна в три света обнаруживают великолепие святилища, на своде и стенах коего изображены Дванадесятые праздники, чудеса от иконы Владимирския Божия Матери и следующая летопись, заимствованная из Русского Временника: «В лето 1512, 21 Маия, на память Равноапостольнаго Царя Константина не под многими денъми нападения Крымскаго Хана Мегмет-Гирея с Татары, егда Варлаам Митрополит и вси людие вскорбеша и во святых церквах обще и по домам Бога моляху и Пречистую Богородицу, бысть видение великое и дивное: се идяху из града во Фроловские врата собор святолепных мужей, в них же познаваеми бяху св. Петр, и Алексий, и Иона и Ростовский Леонтий и мнози Иереи и диакони, чудотворные образы несуще, с ними же и Пречистыя Богоматери Икону Владимирскую, и вся по чину; и абие во сретение им скоро течаше Сергий Чудотворец с Варлаамом Хутынским, и припадше к ногам Святителей, моляху не оставити града, ниже износити чудотворную икону Богоматери, но усугубить молитвы своя к Ней. И абие вся на молитву подвигошася и молебный канон сотворше, со всеми Святителями возвратишася паки во град». (6)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Далее поименованы святые епископы и учителя церкви, такие как Дионисий Ареопагит и его учитель Иерофей, папа (!) Ипполит Римский , Леонтий Ростовский и московский митрополит Иона († 1461 г.). Под конец поминаются постники и отцы- пустынники (к числу которых наряду с Бенедиктом [Нурсийским] отнесены также Антоний и Феодосий Печерские и Варлаам Хутынский) и святые жены и мученицы (среди них “равноапостольная” Фекла и Евфросиния Полоцкая). Дневная субботняя молитва черпает вдохновение из аллегорического толкования двух евангельских чудес: исцеления расслабленного ( Мк.2:1–12 ) и усмирения бури на море ( Лк.8:22–25 ). Три вечерние молитвы в день недельный заключают этот часослов, если не в форме, то в структуре своей следующий церковному молитвослову. И в богословском отношении, и по литературным достоинствам он заслуживает самой высокой оценки. Обсуждая молитвы Кирилла Туровского , мы уже столкнулись с влиянием на них святоотеческой литературы, например, Ефрема Сирина и Василия Великого . Что же касается его большого Молебного канона, то он вообще был бы немыслим без своего образца – Великого канона Андрея Критского (около 660–740) 1184 , небольшой отрывок из русского перевода которого был включен и в так называемую Молитву Владимира Мономаха 1185 . Начальный стих, обращенный к душе, напоминает ей о Моисее и призывает, подобно ему, оставить греховный Египет и стряхнуть рабство фараоново, дабы обнять древо Крестное. Ты, душа, как неразумные девы, не запасшие масла милосердия для светильников покаяния ( Мф.25:1–13 )! Чтобы пробудить ее к покаянию, Кирилл вызывает образы Моисея, написавшего “второй закон” после отпадения иудеев от первого, Адама и кающегося Ламеха ( Быт.4 ) – именно эта тема и становится лейтмотивом всего канона. Вместо того чтобы использовать данный ему талант для “купли”, Кирилл обернул его в покрывало лености и зарыл в землю неверия (4-я песнь; ср. Лк.19:11–27 ). Подобно Иуде Искариоту, он зрит себя извергнутым из среды апостольской и в то же время надеется, подобно плачущему Петру ( Мф.26:75 ), что не будет отвергнут окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав: 1) конец последования утрени (1–3); последования: 2) 1, 3, 6 и 9 часов (3–31). Последование первого часа не отделяется от последования утрени. За почасием первого часа следуеть такое заглавие: «Часове певаемии всего лета»; 3) обедницы (31–40); 4) вечерни (40 об.–48); 5) великой повечерницы, неполное (48–63 об.); 6) тропари и светильны дневные (64–65 об.), только конец; 7) тропари воскресны, ипакои и кондаки «осмым гласовом» (65 об.–70); 8) на Господскыа и Богородичные праздники тропари (70–73 об.); 9) тропари общеи преподобным, мучеником, мученицам и святителем (73 об.–74); 10) последование воскресного всенощного бдения 1-го гласа – творение Иоанна Дамаскина (74 об.–86 об.); 11) богородичны и крестобогородичны иже поются на слава и ныне по тропарих на вечерни и на утрени на Бог Господь (86 об.–88 об.); 12) святцы с тропарями и кондаками, неполные (89–156 об.). В месяцеслове из русских и славянских святых отмечены следующие: сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприан митрополит; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; декабря 21 – Петр митрополит; января 14 – Савва Сербский ; января 16 – Павел Обнорский; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; апреля 15 – новоявленные Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 3 – Феодосий Печерский , мая 7 – Антоний Печерский; мая 20 –Алексий митрополит; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский и Иона митрополит; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 15 – «равноапостольный» князь Владимир; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Никола («Микула») Качанов, Христа ради юродивый Новгородский. Из русских праздников Богородичных отмечены; Покров, Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (ноября 27) и Сретение иконы Владимирския Божией Матери. В святцах нет листов, заключающих в себе памяти святых с 9 числа февраля по 26 число февраля. На лл. 157–158 несколько стихир; каноны: 13) благодарственный Пресвятей Богородице с акафистом – творение Иосифово (158–168 об.); 14) молебный к Ангелу хранителю (170–175); 15) святому Кириллу емуже краегранесие таково похвалу пою Кириллу новому чудотворцу (176–178 об.), без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видъние собора святительска и прочихъ. И виде видение великое и дивное не яко же во сне, но яко на яве. И се идяху изъ града во Фроловские врата много бесчисленый и световидный соборъ святолепныхъ мужей во освященныхъ одежахъ: многия митрополиты и епископи, въ нихъ же познаваеми бяху великии чюдотворьцы: Петръ и Алексий и Иона и Ростовский Леонтий и инии мнози, и иереи, и дьяконы, и прочий причеть. О чюдотворномъ образе Богоматери и прочей святыни. Съ ними же несомъ бяше и самый чюдотворный образъ Пречистыя Богоматери, иже есть икона Владимерская, и прочая иконы и честныя кресты и евангелия и прочая святыни съ кадилы и со свещами и съ лампадами и съ рипидами и съ хоруговьми, и вся по чину, яко же есть лепо совершатися действу, иже на литияхъ, еже есть на покрестияхъ, хожения. Последоваху же имъ и народа бесчисленое множество всякаго возраста, мужеска полу и женьска. Преподобный Сергий и Варлаамъ. И абие же оть великаго торговища Ильиньскаго во сретение имъ скоро течаше великий въ преподобныхъ Сергий чюдотворець, отинуду же приспе преподобный Варлаамъ, Хутыньский чюдотворець. Моление преподобныхъ. И сия оба преподобная, яко согласившася, любезно припадаху къ ногамъ великихъ онехъ святителей и моляху ихъ со слезами, умильно глаголюще: «О святии пастырие словеснаго сего стада Христовыхъ овець! Чесо ради исходите изъ града сего и камо уклоняетеся и кому оставляете паству вашу въ настоящее сие время варварскаго нашествия?» Ответъ святителей. Свътовиднии же святителие тако же со слезами отвещеваху, глаголюще: «Мы убо много молихомъ Всемилостиваго Бога и Пречистую Богородицу о избавлении предлежащая скорби. Богь же не токмо намъ повеле изыти изъ града сего, но и Пречистыя Матере Его чюдотворный образъ изнести повеле, понеже людие страхъ Божий презреша и о заповедехъ Божиихъ нерадиша. И сего ради попусти Богь варварску языку приити дозде, яко да отселе накажутся и къ Богу покаяниемъ обратятся». Моление преподобныхъ. Двоица же преподобныхъ: Сергие и Варлаамъ прилежьнейше моляху его и съ плачемъ глаголаху: «Вы убо, о святии святителие, некогда въ жизни сей будуще, души свои полагали есте о пастве вашей! Ныне ли въ настоящей сей скорби оставити ихъ хощете, ихъ же видите, яко сетующе хождаху и на покаяние обращахуся? Не презрите убо, молим вы, ни оставляйте Богомъ порученныя вамъ паствы! Се убо время вамъ есть, еже помощи вамъ имъ. Еще сугубите о нихъ прилежьныя ваша молитвы къ Пречистой Богородице: Та 6о возможьна есть умолити съ вами Сына Своего Христа Бога нашего и праведный Его гневъ на милость претворити. Людие же потьщася богуугодная дела исправляти.» И ина многа о настоящемъ времени преподобнии со святители глаголаху, и единъ единаго именемъ нарицаху.

http://pravoslavie.ru/2320.html

В Лимонаре рассказ аввы Феодора объясняет эти изображения во всех подробностях. В небольшом городке Ромуле, в 30 поприщах от Рима: был добродетельный епископ. Некоторые из жителей городка оклеветали его пред папою Агапитом, который и распорядился связать его и отправить в темницу. Приближается св. неделя, и папа «видит во сне некоего глаголюща: в сию неделю не проскомисай сам, ни ин никтоже от епископ и презвитеров сущих во граде, но епископ, егоже имаше в темнице, той днесь да проскомисает». Видение и глас повторяется три раза. Тогда папа призывает из темницы епископа и спрашивает, что он сделал? Епископ ничего не отвечает, кроме: прости мя владыко, яко грешен есть. Наступает время проскомисания: оклеветанный епископ становится у жертвенника, а возле него папа и диаконы, и начинают проскомидию: дойдя до конца молитвы возношения, проскомисающий епископ, вместо того, чтобы окончить молитву, начинает снова читать ее, затем читает ее в третий и четвертый раз. Папа спрашивает – что это значит, а епископ отвечает: прости мя св. папа, яко не видех по обычаю Св. Духа пришествия и сего ради не кончаю молитвы; но преподобный владыко, диакона сего, стоящего близ, иже держит рипидию, отстави от св. алтаря, яко аз не смей рещи ему... Папа удаляет диакона, епископ видит Св. Духа, а катапетасма, лежавшая па алтаре (=престоле) сама собою подымается и покрывает папу, епископа, диаконов предстоящих и св. трапезу на три часа... Папа убедился, что епископ был оклеветан напрасно 408 . В нижнем ряду стенописей алтарной апсиды помещены святители: с правой стороны – Афанасий Великий , Кирилл, Петр и Павел Александрийский и ростовские святители – Игнатий, Исаия, Леонтий (24); с левой – Петр, Алексей, Иона, Филипп, Киприан и Фотий (25). В жертвеннике, по левую сторону алтаря: в коих Агнец Божий И. Христос, лежащий на дискосе под звездицею; над Ним Св. Дух и Бог Отец; по сторонам дискоса Богоматерь и И. Предтеча, а на сводах и стенах распространенные в рукописных сборниках XVII в. рассказы о чудесах, относящихся к пресуществлению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В это же самое время одной слепой инокине Вознесенского монастыря было явлено другое откровение. Во время соборной молитвы она чудесно увидела, как из Спасских ворот под колокольный звон выходят святители московские Петр, Алексий, Иона и Леонтий Ростовский и несут с собой чудотворный Владимирский образ Божией Матери. А навстречу им от Ильинки идут преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и просят их не покидать града. Вместе они сотворили молитву перед Владимирской иконой и вернулись с ней в Кремль. В тот самый час враг отступил от Москвы. После видения инокиня прозрела и, прожив в своей келии еще два года, отошла к Господу. А Спасские ворота, по преданию, именно с тех пор стали почитаться святыми. Вознесенский монастырь находился под покровительством русских правительниц и считался царским: его настоятельницы могли входить к великим княгиням и царицам без доклада. Многие его инокини сами принадлежали к царскому роду. Именно здесь провела остаток жизни инокиня Марфа – в миру Мария Нагая, последняя жена Ивана Грозного и мать благоверного царевича Димитрия. Из Углича ее привез сюда Лжедмитрий I, чтобы она при всем народе «узнала» в нем своего родного сына, и устроил ее в обители с царскими почестями. Инокиня признала самозванца сыном, потом прилюдно отреклась от него и покаялась. Как бывшую царицу, ее все же упокоили в кремлевской усыпальнице. В Вознесенском монастыре Лжедмитрий заточил и дочь Бориса Годунова, царевну Ксению. После победы над Смутой в 1613 году в Вознесенском монастыре поселилась другая инокиня Марфа – мать первого Романова, царя Михаила Федоровича. Над ее кельей водрузили русский герб, означавший, что здесь живет мать правящего государя. Она провела здесь на покое 18 лет, вышивая храмовые пелены, покрова и облачения для священников. Здесь же жила несколько лет и Евдокия Лопухина, первая жена Петра Великого. После того как в 1727 году ее внук Петр II взошел на русский престол, опальную царицу с царскими почестями перевели в Вознесенскую обитель из Шлиссельбургской крепости. Однако через три года Петр II умер от оспы. Ходили слухи, будто престол предложили Евдокии, но она отказалась от него и кончила свои дни в Новодевичьем монастыре, где и была упокоена.

http://pravoslavie.ru/775.html

Таким образом, даже краткий обзор агиографических и литургических текстов дает нам представление о понимании Церковью содержания святительского подвига. В Русской Церкви избирательность в почитании святителей существовала с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая). Одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было. Избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты Московские Петр , Алексий и Иона, а также св. Стефан Пермский 830 . В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; Афанасия и Кирилла Александрийских , Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских , Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей». Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. патриарх Иоанн Милостивый 831 . 5.2. Русские святители 832 Русская Церковь почитает более 70 святителей. Как и в Византии, на Руси епископы канонизируются не только за свои аскетические подвиги. Конечно, и в Русской Церкви встречаются святители, у которых иноческий подвиг, по крайней мере, в оценке потомков, несколько преобладает над пастырским: мы больше знаем об их жизни в келии, нежели на кафедре соборных церквей. Таковы епископы, поставленные из иноков Киево-Печерского монастыря: святители Никита Новгородский (†1108), Стефан Владимиро-Волынский (†1049) и Ефрем Переяславский (†1100). Все наши сведения о них исчерпываются рассказами Печерского Патерика, где они упоминаются в числе ближайших учеников свв. Антония и Феодосия: Ефрем – боярин князя Изяслава, один из первых пострижеников монастыря; Стефан, преемник св. Феодосия во игуменстве, которого монашеское недовольство заставило удалиться из обители и основать собственный монастырь в Киеве; наконец, Никита – затворник Печерский, впавший в прелесть 833 и исцеленный по молитвам печерских отцов. О Никите Поликарп, в связи с его избранием на кафедру Новгородскую, говорит: «много чудеса сотвори... и ныне со святыми чтут святого и блаженного Никиту». Это почитание (по-видимому, канонизация) особо выделяет св. Никиту из круга печерских подвижников. Другие свв. епископы почитаются вместе с собором печерских преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван Иванов сын Головин, Володимер Петров сын Шереметев. Того ж числа пожаловал великий государь в спальники Ивана Кирилова сына Нарышкина, да Афонасья, да Льва, да Мартемьяна, да Федора Кириловых же детей Нарышкиных, да Василья Федорова сына Нарышкина, да своих великого государя стольников: Тимофея Борисова сына Юшкова, Тихона Никитича сына Стрешнева. Того ж числа пожаловал великий государь из опалы, велел быть к Москве: Артемона Сергеева сына Матвеева, Ивана Кирилова сына, да Петра, да Кандратья Фоминых детей Нарышкиных, да думнова дворенина Федоровой жене Полуехтовича Нарышкина с сыном и велено им быть в Москве не мешкав. А по Артемона послано того ж числа стольник Семен Ерофеев сын Алмазов. Того ж числа указал великий государь большую казну и казенной двор и мастерскую великого государя запечатать боярину князь Якову Никитичу Одоевскому, да печатнику Дементью Миничу Башмакову, да думному дьяку Даниле Полянскому. И Артамону Сергеевичу Матвееву послана великова государя грамота: велено по-прежнему писатца боярином. Того ж году апреля в 28 день выходили со кресты в хоромы по тело великого государя светейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии са властьми, а с ним были власти: М и т р о п о л и т ы: Карнилий Новгородцкий и Великолуцкий, Никифор Астраханский и Терский. Павел Сибирский и Тобольский, Иона Ростовский и Ерославский, Маркел Псковский и Зборский, Варсонофей Сарский и Подонский, Филарет Нижегородцкий и Алатырский, Павел Резанский и Муромский, Иларион Суздальский и Юрьевский. А р х и е п и с к у п ы: Симон Вологоцкий и Белоозерский, Сергий Тверский и Кашинский, Никита Коломенский и Каширский, Афанасей Колмогорский и Важский, Галасий Устюжский и Тотемской. Е п и с к у п ы: Леонтий Танбовский, Митрофан Воронежский ; да архимандриты и игумены. А как ис хором понесли тело великого государя хоронить в собор архангела Михайла и в то время несли кровлю ево великого государя спальники: князь Данила княж Григорьев сын Черкаской, Володимер Петров сын Шереметев, Михайла Васильев сын Собакин, Михайла Федоров сын Ртищев, Иван Афанасьев сын Матюшкин, Василей Фокин сын Грушецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

помазанного царства и его благочестивые и христолюбивые Царицы и Великие Княгини Анастасии и благоверных чад их, Благоверного Царевича Феодора и Благоверную Царевну Евдокию, в лето 7067 (1559), месяца Генваря в 3 день». Всех драгоценнее и великолепнее сакосы Никона Патриарха , как переделанные им из прежних Святительских облачений, так и вновь устроенные для него Царем Алексиям Михайловичем, как то: Лазаревский, Коломенский и другие. В одном из них, аксамитном, с принадлежащими к нему омофором, палицею, епитрахилью и поручами около трех пуд; он усеян золотыми дробницами с чернью, крупными изумрудами и жемчугами. Устроенный Царем Иоанном Васильевичем для Всероссийских Митрополитов, он переделан и украшен был Никоном Патриархом . Здесь же хранятся Святительские параманды и белые клобуки из вязеной шелковой и камчатной материи. На клобуке большого снаряда, Патриарха Филарета низан жемчугом херувим, по сторонам четыре плаща серебряных, золоченых, да назади плащ серебряный, золоченый; на правой стороне наведены чернью на плащах: Св. Николай, Св. Петр и Иона Московские и Исаия Ростовский; на левой стороне на плащах. Св. Иоанн Златоуст , Св. Алексий Митрополит, Леонтий и Игнатий Ростовские. На заднем плаще: Св. Варлаам Хутынский. Между ликами Святых посажены 12 яхонтов лазоревых, обнизанных крупным жемчугом. 702 Всех великолепнее и богатее клобук Никона Патриарха : на челе его вышит шелками с золотом и серебром Деисус, обнизанный жемчугом и драгоценными камеями, а на воскрилиях Святители Вселенские и Российские; на верху клобука крест из драгоценных камней. Патриаршие мантии бархатные с источниками и с скрижалями, низанными жемчугом, а на некоторых и драгоценными камнями; на скрижалях вышиты восьмиконечные кресты, или образ Благовещения Богоматери. Символами Пастырства служат также и хранящиеся здесь семь посохов или жезлов, воскресных, панихидных и вседневных, по большей части, с крестами на верху; до Никона они с рогами, а от Никона, с змеевидною рукоятью. Осмотрим здесь некоторые важнейшие: 1) Большой чеканный серебряный с позолотою, сделанный на шесть граней; на верху его, на спие две жемчужины, а по концам два яхонта лазоревых; на трех яблоках обнизано жемчугом, посреди их венисы и изумруды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010