Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 20 – князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский, октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 14 – Савва Сербский ; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 18 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский, учитель словенский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодооий Печерский; мая 23 – Леонтий Ростовский; июля 9 – Кирилл Белозерский; июля 15 – князь Владимир. Из русских праздников Пресвятыя Богородицы отмечены: октября 1 – Покров Богороднцы и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери. 927. Извлечения из Церковного Устава , в четвертку, 126 лл., полууставом разных почерков XVI и XVII вв., без переплета; 65 лист порван с ущербом для текста. 928. Устав Церковный , в лист, 636 лл., скорописью XVII в., в дощатом с кожею переплете. Чистые листы: 69, 574 и 629. Состав: 1) месяцеслов с Марковыми главами (1–430 об.), Из русских и славянскпх святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 7 – Иоанн, архиепископ Новгородский, сентября 9 – Иосиф Волоколамский; сентября 10 – Иоасаф князь, Каменский чудотворец; сентября 16 – Киприан митрополит Киевский и мученица Людмила, баба Вячеслава, князя Чешского; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 24 – Авраамий Ростовский; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; сентября 28 – Вячеслав князь Чешский; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 4 – Гурий архиепископ Казанский и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – «В сии день празднуем святым трием святителем Петру и Олексею и Ионе Киевским и вся Русии чудотворцем. Составижеся сий праздник в лето 7104 месяца октября в пятый день повелением благоверного и христолюбивого царя и вели князя Феодора Ивановича всея Русии самодержца по благословению вели господина святейшаго Иева патриарха Московского и всея Русии и всего освященного собора»; октября 15 – Иоанн, епископ Суздальский, октября 19 – Иоанн Рыльский: октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; ноября 5 – Иона, архиепископ Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

656 ...Такоже и приходит ко пречистые Богородица образу, еже Лука евангелист написа... – Согласно преданию, Владимирская икона Богоматери, о которой здесь идет речь, была копией с иконы, написанной евангелистом Лукой. В XII в. икона была привезена из Византии в Киев, затем увезена князем Андреем Боголюбским во Владимир, а оттуда в 1382 г. – в Москву. В настоящее время находится в Третьяковской галерее. 657 ...с новыми чюдотворцы: с великим святителем Петром... – Петр – русский митрополит с 1305 по 1326 г.; деятельность его была тесно связана с политикой московского великого князя Ивана Калиты (деда Дмитрия Донского), направленной на усиление и рост Москвы. После смерти Петра митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву, что имело большое значение для выдвижения Москвы на первое место среди других русских княжеств. Скончался Петр в 1326 г. и был погребен в заложенном им самим Успенском соборе. Он стал первым московским святым, канонизирован как общерусский святой в 1339 г., день памяти – 21 декабря. 658 ...и Олексеем... – Алексей (в миру Елевферий Бяконт) – продолжатель дела митрополита Петра, второй русский по национальности митрополит в Москве (с 1355 г.), основатель многих монастырей, опекун малолетнего князя Дмитрия (Донского), при котором практически выполнял функции регента-правителя. Умер в 1378 г. и был погребен в Чудовом монастыре. Канонизирован как общерусский святой в 1447 г. Дни памяти – 12 февраля и 20 мая. 659 ...и Ионою... – Иона – первый русский митрополит, поставленный без санкции Константинополя в 1448 г., преемник митрополита Фотия, усердно помогал Ивану III в борьбе за объединение Руси. Умер в 1461 г. Почитание его было установлено в 1472 г., а общерусская канонизация – в 1547 г., день памяти – 15 июня. 660 ...и Леонтием...Леонтийростовский епископ, насаждавший в 60-х гг. XI в. христианство в отдаленной от Киева Ростовской земле, был убит местными язычниками около 1076 г. Канонизирован в 1194 г. как ростовский святой, общерусская канонизация относится к XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строит. Дионисий , 1702, 1724. – Макарий , 1738. VI, 1002. Покровского, в селе Иванове: Игум. Леонтий , 3 мая 1637. – Феодосий , 1723. – Феоктист , 1738. Мнтрь уничтожен 1754; монахи перев. в Спасо-Кукоцкий мнтрь. Святоезерская, в селе Нижнем Ландехе. Все три были приписаны к Архангельскому Юрьеву, 1725. Суздальского уезда, Богоявленского, на Мстере, Серапионовой пустыни: Строит. Серапион , 1702. – Варлаам , 1720. – Иоасаф , в янв. 1724, 1737 и 38. Вязниковской десятины, Троицкой Серапионовой пустыни, строит. Матфей , 1721. В Муроме, Козмодамианский, на Подокстовье, женский, упом. в Писцовых книгах, 1636. Феодосий , игум. Геронтиевой Введенской пустыни, на реке Клязме, бывший прежде игум. Звенигородский Ануфриевский, определён 3 апр. 1599. После мнтрь запустел и приписан к Цареконстантиновскому. III, 507. Савва , игум. Введенского Переяславского, упом. при великом кн. Василии Димитриевиче. (Описание рукой, гр. Толстого, I, 262). Девичьего иг-нья Феодулия , 1713–1719. Переяславской, на реке Кубре, Успенской пустыни строит. Матфей, в февр. 1661. Владимирского уезда, Сретенского, Михайловой пустыни строит. Александр , 1702, 7 янв. 1713. Суздальского уезда, Богоявленской слободы строит. Мартирий определён 1702. Переяславского Сретенского строителя Сергия велено выпустить в Тихвине из-под начала 26 дек. 1659. Переяславского Сретенского, новодевича, иг-нья Наталия , в окт. 1660. III, 682. Вязниковского Введенского, между Вязниками и Ярополчей слободой, упразднённого: Игуменьи Марфа , в февр. 1652. Екатерина , 1715. Евфимия , 1727. Сусанна , 1739–41. Владимирские Арсений , игум. Козмодамианский (Карамз., III, прим. 23; Ипат. 115.) Даниил , игум. Успенский (Карамз., III, прим. 364). Феодосий , игум. Спасский (Карамз., III, прим. 364). Лука , игум. Спасский, на Берестове, хирот. в епископа Ростовского 11 мар. 1185 (Карамз., III, прим. 76, 81, 153). Мирзина Покровского Переяславль-Залесского, над озером, строит. Иона , 1520. Игум. Козма , 1570. Переяславль-Залесского уезда, Кинешевского стана, Зосиминой пустыни строит. Иоаким , 1728. – Была приписною к Лукиановой упразднённой 1722, возобновлённой 1728.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влето зрке, е, мца марта, в е день. А встречал тое икону пречистые Богородицы, со кресты, преосвященный Исидор, митрополит, со всем собором. И со христолюбивым народом, великаго новаграда; зогородом похутынской дороги, срадостными слезами. И поставиша тое стую икону Богородичну, всоборной иапостолстей церкви, Софеи премудрости Божии. И етого лета уставися сии празник празновати пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея одигитрия. По государеву цареву и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии указу, и по благословению преосвященнаго Исидора митрополита. И по обещанию великаго Нова-града православных христиан. На воспоминание избавления града от плену. Почему Лобное место сделалось местом торжественных богослужений, это объясняют народным преданием. В начале XVI столетия, во время нашествия на Москву Махмет-Гирея, жители ея были в большой печали и молились. В это время одна старица-монахиня девичьяго Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле у Флоровских ворот (ныне Спасских), лишенная зрения, после усердной молитвы погрузилась в духовное созерцание и сподобилась духовного видения. Она увидела, что из Кремля в Фроловские ворота вышло большое собрате иереев и диаконов в священных одеждах, в сонме которых видны были многие митрополиты и епископы, и между ними московские: Петр, Алексий и Иона и ростовский святитель Леонтий. Среди их несены были чудотворный образ Владимирския Божия Матери и другия иконы, кресты и хоругви. Навстречу им, на том месте, где ныне Лобное место, явились преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский и спрашивали святителей, зачем они идут из града и услышали, что выходят по воле Божией из града за нечестие его. Тогда преподобные Варлаам и Сергий припали к ногам святителей с молитвою и слезами о неоставлении города на жертву врагам. Святители вняли их молитве и совершили с ними молебное пение пред над-воротною иконою Спасителя и потом возвратились на свое место, а татары вскоре побежали из пределов Московского государства (Степ. кн. Ч. 2, степ. 16). В память такого чуда, вероятно, изображены на иконе Спасителя, находящейся на Спасских воротах, Преподобные молитвенники у ног Его в молении, а на обратной стороне этого главного входа в Кремль написана Божия Матерь с Святителями Московскими Петром и Алексеем. Изображение преп. Сергия и Варлаама на иконе Спасителя относят к царствованию Ивана Васильевича, который имел к ним особое благоговение, потому что при святых мощах одного был крещен и ему поручен родителями своими, а св. мощи другого до того устрашили грозного царя, явившимся из раки пламенем, что он бежал из церкви и бросил жезл свой. Видение чудесной встречи святителей с преподобными на месте Лобного помоста и совокупного их моления пред святою иконою на Спасских воротах была одною из причин введения обычая проходить чрез сии ворота с непокровенною головою (Чтен. в Общ. истор. и древн. 1861. кн. 1 и Снегирев. Лобное место в Москве стр. 4, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И мы великий государь царь и Великий князь Иван Васильевич всеа Русии, со всеми своими богомолий, с преосвященными с архиепископы и епископы, и с честнейшими с архимандриты и со игумены, и со всем освященным Собором, подвигохомся духовне, и уложили есмя и укрепили, что от сего времени, вперед, кому Бог благоволит, и Пречистаа Богородица, и Рустии митрополити Петр и Алексий и Иона чюдотворцы, на великой степени Русскиа митрополия быти, или кто по нем на том престоле иные митрополиты будут, и почесть есмя ему учинили древнюю: носити ему клобук белой с рясами и с Херувимом, по тому как прежние первопрестолницы, Петр чюдотворец и Алексей чюдотворец, носили белые клобуки, да и Ростовстии епископи, Леонтий и Исаия и Игнатий Чюдотворцы, носили белые клобуки. Также митрополиту печатати грамоты благословенные и ставленые и посылные красным воском, а на печати быти Пречистой Богородице со Младенцем, а на другой стороне быти руке благословенной, а вкруг ее быти подписи, митрополичю имяни. А архиепископу Великого Новаграда и Пскова носити белой клобук, и печатати красным воском по прежнему обычаю; а архиепископу Казанскому печатати красным же воском. И для сего уложенья, яз царь и Великий князь Иван Васильевич всеа Русии, с своими богомолци, с архиепископы и епископы и с архымандриты и с игумены, и со всем освященным Собором, сию грамоту для укрепленна велели написати. И к сей грамоте велел государь печать свою привесити, и мы архиепископы и епископы, Пимен архиепископ Великого Новаграда и Пскова, Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский, Трифон архиепископ Полотцкий, Афонасий епископ Суздалский и Торусский, Семион епископ Смоленский и Брянский, Филофей епископ Рязанский и Муромский, Варлаам епископ Коломенский и Коширский, Матфей епископ Сарьский и Подонский, Иоасаф епископ Пермьский и Вологодский, к сей грамоте руки свои приложили. А архиепископа Казанского в то время в животе не стало; а Тферского и Кашинского Акакиа епископа руки нет, потому что для великиа старости и болезни на Собор не приехал, а о том писал, что он с архиепископы и епископы и со всем освященным Собором, со всеми с ними единомышлен. А вызвестися и написася сиа грамота нашея степени царствиа града Москвы, лета 7072, февраля месяца 2 день, индикта 7, государьствиа нашего 30-го, царств наших, Российскаго 18-го, Казанскаго 13-го, Астраханскаго 10-го 609 . 1564, сентября 29. Богомольная грамота митрополита Афанасия епископу Сарскому и Подонскому Матфею по случаю войны с Польшею

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

4) В зените алтарного свода св. Троица в виде «Отечества» с небесными силами. II. Придел во имя св. Николая Чудотворца. В алтарной апсида (на сгибе свода): 1) Богоматерь «Нерушимая стена», 2) ниже «Да молчит всякая плоть», 3) в нижнем ряду святители и диаконы, а именно: св. Николай Мирликийский, св. Кирилл Иерусалимский, Григорий Неокесарийский , Иерофей Афинский, Поликарп Смирнский, Софроний Иерусалимский , Герман Константинопольский, Григорий просвятитель Армении; Константинопольские: Прохор, Никифор, Тарасий, Мефодий. Св. диаконы: Тимон, Пармен, Руфин, Вениамин. 4) В зените алтарного свода Господь Иисус Христос – Великий Архиерей. III. Придел во имя свв. первоучителей славян Мефодия и Кирилла. 1) В алтарной апсиде вверху Господь Саваоф, 2) ниже «Се Агнец Божий», 3) возле него и внизу святители славянские и русские и диаконы: св. Мефодий, Михаил Киевский, Петр Московский, Алексий Московский , Иона Московский, Филипп Московский. Ростовские: Исаия, Леонтий, Димитрий, Симон Владимирский, Митрофан Воронежский, Феодосий Углицкий. Св. диаконы: Евпл, Лаврентий, Роман, Николай. 4) В зените свода Крест в сиянии, или Бог – Слово (юный тип ) с крестом и свитком. 5) На алтарных столпах (на западных фасах) «Благовещение Пресвятой Богородицы». Б. IV. Куполы и своды. 1) В центральном куполе Господь Вседержитель (Пандократор). 2) В северо-восточном Богоматерь по греческому переводу «Высшая небес» (υψηλτερα των ουρανν). 3) В юго-восточном – Иоанн Предтеча. 4) В северо-западном – Архангел Михаил. 5) В юго-западном – Еммануил . 6) В трибуне центрального купола между окнами – херувимы и серафимы. 7) В парусах под главным куполом – Евангелисты. 8) В парусах под малыми куполами – Херувимы. V. Четыре места возле парусов центрального купола: 1) В восточном – Спаситель и три чина ангелов. 2) В западном – Богоматерь с младенцем и два чина ангелов. 3) В северном – Нерукотворенный образ и два чина ангелов. 4) В южном – Уготование престола (ετοιμασα του θρνου) со звездами и два чина ангелов. VI. Своды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

... Теперь перед судом Собора, чтобы как-то скрыть свою личную зависть к нарастающему всемирному авторитету Никона, Алексей Михайлович оттеснял главное фактическое обвинение на второй план, а на первый выдвигал обвинение официальное и формальное. Царь, кроме того, как бы убирал себя самого, свою прежнюю любовь и дружескую поддержку из всех деяний и действий Никона, и тем самым то, что могло быть судимо по «законам» любви и дружбы, ставилось перед судом по «букве» правил, канонов, перед судом сторонних людей. «Перестановка» обвинений затемняла дело, не давала возможности докопаться до причины того «царского гнева», из-за которого Никон покинул правление. А отсечение от внимания судей всей истории личной дружбы царя и патриарха не давало возможности понять, почему Никон не мог «потерпеть» царский гнев. Отрекаясь от духа и смысла канонов, от духа любви, царь теперь ставил все дело на «букву», и тогда нарушителем правил и канонов получается не он, а Никон, позволивший себе (во имя любви и смысла св. канонов) «поносить», «оскорблять» царя, требовать от него послушания, самовольничать и т. д. Царь же с точки зрения «буквы» оказывался вполне в рамках правил и ничего не попрал (кроме разве одной любви)... Утром 1 декабря 1666 года состоялось первое (если не считать предварительных) судебное заседание Большого Московского собора по делу патриарха Никона 233 . Оно произошло в столовой палате царского дворца и было оформлено с величайшей пышностью и торжественностью. Присутствовали: митрополиты Питирим Новгородский, Лаврентий Казанский, Иона Ростовский, Павел Сарский (Крутицкий), Феодосий Сербский, Паисий Газский (Лигарид), Григорий Никейский, Косма Амасийский, Афанасий Иконийский, Филофей Трапезуанский, Феофан Хиосский; архиепископы Анания Синайский, Симон Вологодский, Филарет Смоленский, Илларион Рязанский, Стефан Суздальский, Иоасаф Тверской, Иосиф Астраханский, Арсений Псковский, Манассия Погонийский; епископы Александр Вятский, Лазарь Черниговский, Мефодий Мстиславский, Иоаким Сербский, а также 30 архимандритов и игуменов одних русских монастырей, архимандрит Александрийской церкви Матфей, афонский архимандрит Дионисий, протосингел Александрийской церкви Венедикт, игумен той же церкви Леонтий и 12 московских протоиереев. На Соборе также присутствовал весь царский синклит (правительство).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пострада ж в лето 5778». Сентября 26 – «Сей Иоанн сын Зеведеов матере Соломонии дщере Иосифа обручника, темже Иоанн сей Иосифу обручнику внук а Христу Богу племянник по смотрению плотскому написа евангелие по 32-ю лет вознесения Христова проявлено пророку Иезекеилю во образе лвове прежде Христова воплощения лет за 460 царско ж лев и владычество того ради Иоанн царского владыческого чина, божества чина начат рек искони бе Слово пожыт же Иоанн лет всех 120 и сам себе повеле погрести до выя и потом протчие ученицы его пришедше видети его погребена и необретоша телеси его преложено бо бысть идеже Бог весть». За месяцесловом следуют: 2) сказание вкратце υ скандох воображеных у коегождо месечнаго числа (109–111 об.); 3) сказание и знамение окозрительнаго устава из 124-х глав (112–173); 4) келейное правило (174–180); 5) таблица пасхальная, из Зрячей Пасхалии неполная (181); 6) чин исповеди мирянам, неполный (182–238); 8) келейныя вечерния молитвы (242–248); 7) чин како подобает Причастие болю вборзе дати (238–241 об.). 1144. Святцы , в 32-ю долю листа, 74 л., полууставом XVII в., в дощатом с тисненою кожею переплете с двумя медными застежками. Подклеены с восстановлением текста листы: 4, 5, 7–10, 12, 13, 15, 16, 19, 23, 27, 29, 30, 34, 39–41, 48, 54, 59, 61, 68–71; писаны полууставом XIX в., листы: 1–3, 20, 21,25, 50, 51, 55, 62,72–74. Из русских святых здесь отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 4 – Гурий Казанский архиепископ и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – митрополиты: Петр, Алексий и Иона; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; января 17 – Антоний Римлянин; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий и Всеволод (в крещении Гавриил) князь Псковской; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1-го – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский и Димитрий Царевич; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяелавский столпник; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 10 – Антоний Печерский; июля 15 – князь Владимир; июля 25 – Макарий Желтоводский; августа 3 – Антоний Римлянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А отсечение от внимания судей всей истории личной дружбы царя и Патриарха не давало возможности понять, почему Никон не мог «потерпеть» царский гнев. Отрекаясь от духа и смысла канонов, от духа любви, царь теперь ставил всё дело на «букву», и тогда нарушителем правил и канонов получался не он, а Никон, позволявший себе (во имя, любви и смысла святых канонов) «поносить», «оскорблять» царя, требовать от него послушания, самовольничать и т. д. Царь же по «букве» казался вполне в рамках правил и ничего не попрал, кроме разве одной любви!.. Утром 1 декабря 1666 г. состоялось первое (если не считать предварительных) судебное заседание Большого Московского Собора по делу Патриарха Никона 181 . Оно произошло в столовой палате царского дворца и было оформлено с величайшей пышностью и торжественностью. Присутствовали: митрополиты – Питирим Новгородский, Лаврентий Казанский, Иона Ростовский, Павел Сарский (Крутицкий), Феодосии Сербский, Паисий Газский (Лигарид), Григорий Никейский, Косма Амасийский, Афанасий Иконийский, Филофей Трапезундский, Феофан Хиосский; архиепископы – Анания Синайский, Симон Вологодский, Филарет Смоленский, Иларион Рязанский, Стефан Суздальский, Иоасаф Тверской, Иосиф Астраханский. Арсений Псковский, Манассия Погонийский; епископы – Александр Вятский, Лазарь Черниговский, Мефодий Мстиславский, Иоаким Сербский, а также 30 архимандритов и игуменов русских монастырей, архимандрит Александрийской Церкви Матфей, афонский архимандрит Дионисий, протосингел Александрийской Церкви Венедикт, игумен той же Церкви Леонтий и 12 московских протоиереев. На Соборе также присутствовал весь царский синклит (правительство). За Никоном послали епископа Мефодия Мстиславского (младшего по хиротонии) и двух архимандритов. Никон, находившийся на отведенном для него Лыковом дворе у Никольских ворот, который был прочно отгорожен и окружен сильной стражей, собрался идти в преднесении большого выносного креста 182 . Посланные стали говорить, чтобы он не шел с крестом. Никон настаивал на своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

XVIII в. (из Дмитрова, ЦМиАР; святители на фоне Успенского собора), XVIII в. (ГМЗРК), сер. XIX в. палехского мастера (ГИМ) и др. После канонизации сщмч. Ермогена (1913) появились изображения 5 Московских святителей. Как покровитель Московского государства П. обычно изображается вместе со свт. Алексием, напр. в молении на створке складня с образом Божией Матери Петровской в среднике (XVI в., СПГИАХМЗ). С XVI в. П. и свт. Алексия начали соотносить с образом свт. Николая Чудотворца: напр., по сторонам от него Московские митрополиты изображены на нижнем поле Владимирской иконы Божией Матери, с 12 праздниками и святителями на полях (ок. 1514, из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); на шитой пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (ГИМ; П. в среднике, со святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским); на иконе кон. XVI в. (из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР; П. и свт. Николай предстоят перед образом Спаса Еммануила). Святители П., Алексий, Иона и Николай Чудотворец изображены в клеймах выносного запрестольного креста, вероятно происходящего из ц. Ризоположения Московского Кремля (20-е гг. XVII в., ГММК). Издревле существовала традиция соотнесения на одной иконе или в храмовой росписи Ростовских и Московских святителей, как на иконе-таблетке 2-й четв. XV в. из ТСЛ или на ростовской иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); вместе со свт. Леонтием Ростовским и прп. Феодосием Киево-Печерским П. изображен на 2 иконах-таблетках: 2-й пол. XVI в. (из собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, ГВСМЗ) и кон. XV - нач. XVI в. (из новгородского Софийского собора, ГТГ) ; нередко изображение дополнялось также образами блгв. князей (ростовская икона «Избранные святые» 2-й пол. XVI в., ЦАК МДА). На иконе письма Ф. Е. Зубова из местного ряда иконостаса придела Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (ок. 1660, ЯИАМЗ) образу Божией Матери «Знамение» молятся святители Московские, свт. Леонтий Ростовский и свт. Стефан Сурожский. На аналогичной по композиции иконе кон.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010