Состав: 1) чин исповедания, без начала (1–8); 2) устав иноческого правила «на всяк день» (8–10 об.); часословец имея нощную и дневную службу по уставу иже во Иерусалиме великия лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы: последования полунощниц: 3) вседневной (11–47 об.), 4) субботней (47 об.–67 об.); 5) канон Святей живоначалней Троицы, поемый вместо полунощницы по вся воскресениа (67 об.–87 об.); 6) молитва Святей и Живоначалней Троицы соединена с покаянием и со исповеданием, глаголи по вся дни пред образом или перед Крестом Господним (88–102). Начало: «О владыко человеколюбче, Святая Троице, Отец и Сын и Святый Дух». В этой молитве поименовываются следующие русские святые: святители: Московские: Петр, Алексий и Иона (между строками приписано имя Филиппа), Новгородские: Иоанн, Никита и Евфимий, Ростовские: Леонтий, Игнатий, Исаиа, Таков, предодобяый Авраамий, преподобные: Феодосий Печерский , Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский, Макарий Калязинский, Александр Свирский , Кирилл Белозерский, Никита Переяславский, Димитрий Прилуцкий, Пафнутий Боровский, стростотерпцы: Борис и Глеб и юродивые Христа ради: Исидор, Василий, Максим и Иоанн; 7) ипакои воскресные (102–105); каноны: 8) умиления Господу Иисусу Христу (106–118), неполный: не достает нескольких листов; 9) благодарственный Пресвятей Богородице, с акафистом, без конца (119– 154 об.); 10) Ангелу хранителю (155–161 об.), начинается седальном по 3 песни; 11) Иоанну Богослову – творение Феофана (162–173); 12) указ о Причащении и о том, как нужно готовиться ко Святому Причащению (174–183), без начала; 13) последование ко Святому Причащению (183–259 об.), неполное: нет нескольких листов между листами 189 и 190, 258 и 259; 14) молитвы по Святом Причащении (260–271 об.); 15) келейное правило инока (274–279 об.); 16) святого Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем (280–283), без конца, то же, что в рукописи за 615 на лл. 77 об.– 83; 17) правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернения по действу диаволю (284–287), без начала, то же, что в рукописи за 615 на лл. 83 об.–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из русских и славянских святых в святцах упоминаются: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский, новый чудотворец; сентября 19 – новоявленные чудотворцы Феодор князь Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – новоявленные великомученики князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 14 – Савва Сербский ; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; февраля 14 – Кирилл философ, учитель словеном; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; марта 17 – Макарий Калязинский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 14 – новоявленные мученики Литовские: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 25 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 26–Муромские князья Константин и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита столпник Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 25 – Муромские князь Петр и супруга его княгиня Феврония, нареченные в иночестве Давид и Евфросиния; июля 2 – «мученик Иоанн новый иже в Белеграде мучившийся»; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 30 – Александр Свирский . Из русских праздников Пресвятыя Богородицы отмечены: ноября 27 – Знамение Пресвятыя Богородицы в Новгороде и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери; 17) тропари и кондаки святым: Григорию Селунскому, Евфимию архиепископу Новгородскому, Иоанну архиепископу Новгородскому и Александру Свирскому (182 об.–184 об.); 18) начало святыа великиа Четыредесятница (185–200); здесь приводятся тропари и кондаки, а в великую субботу и стихиры; также канон на плач Богородици на повечернице в великий пяток; 19) служба в неделю Пасхи (200 об.–216); 20) тропари и кондаки воскресиые от недели Фомины до недели Всех Святых включительно (216–219); за кондаком недели Всех Святых следует заметка: «В понедельник по Всех Святых начинаем пост святых апостол Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сборник богослужебный , в восьмушку, без конца, 238 лл., полууставом и скорописью XVI– XVII в.в., в кожаном переплете; чистые листы: 19 а, 19 б, 79 а. Состав: службы: 1) июня 2 – Положению Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (1–19 об.); 2) ноября 24 – великомученице Екатерине (20–35 об.); 3) декабря 6 – Николаю чудотворцу (36–79); 4) мая 9 – ему же (80– 106 об.); 5) «многомилостивое, певаемое в праздники Господския и во дни нарочитых святых» (107–184 об.); 6) последования водоосвящения в навечерие Богоявления (185–208 об.) и в 1-й день августа «по уставу священных патриарх» (209–235 об.). В молитвах того и другого последования читаем: «Спаси и их благородныя чада благоверного и христолюбивого государя нашего царевича князя имрек всея Русии и благоверную и христолюбивую царевну княжну имрек и святейшаго вели господина патриарха нашего имрек московского и всея Русии» (204 об.–224). В одной из молитв второго последования поименовываются следуюшие русские святые: митрополиты: Петр, Алексий н Иона, архиепископы Новгородские: Иоанн и Евфимий, епископы: Ростовские: Леонтий и Исаия, Стефан Пермский; преподобные: Сергий, Варлаам, Кирилл, и Никон, Пафнутий, Димитрий Прилуцкии, Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свнрский, преподобномученик Никита, столпник Переяславский, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученикн Михаил князь Черниговский п боярин его Феодор, юродивые Христа ради: Исидор Ростовский, Прокопий Устюжский, Максим и Василий Московские. В конце на л.л. 235–238 скорописыо XVII в. написано письмо властям Кириллова монастыря с описанием северного сияния, виденного 1666 г. ноября 20-го блпз Кириллова монастыря (236–238). Начало: «Список государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келярю старцу Павлу Кириллова монастыря ваш государев нищей богомолец … Богоявленский поп Иванище челом бьет», без конца. Другой список этого описания, без начала, находится в рукописи Императорской Публичной Библиотеки за I 304, лл. 16–18. 610. Сборник богослужебный , в четвертку, 563 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ростовского Борисоглебского монастыря архимандрит Иосиф. Солочинского монастыря архимандрит Исаакий. Переславля-Залесского Никицкого монастыря архимандрит Иосиф. Колоцкого монастыря, что в Можайске, игумен Тихон. Николая Угрешского монастыря игумен Феофан. Из Дмитрова Борисоглебского монастыря архимандрит Адриан. Высоцкого монастыря, что в Серпухове, архимандрит Герасим. Владычня монастыря, что на Рязани, архимандрит Аарон. Игумен Леонтий с Унжи Макариева монастыря. Иринарх, архимандрит Кириллова монастыря. Иона, архимандрит Каменного монастыря. Арсений, архимандрит Прилуцкого монастыря. Феофилакт, архимандрит Павлова монастыря. Макарий, архимандрит Корнильева монастыря. Филипп, игумен Ферапонтова монастыря. Дамаскин, игумен монастыря Михайловского Переяславского. Рафаил, игумен Спасского Золотоноского монастыря. Евстратий, архимандрит Елецкий Черниговский. Герман, архимандрит Свято-Троицкий Ильинский Черниговский. Епифаний, архимандрит Назарета Благовещенского Нежинского. Иеромонах Нил, игумен монастыря святителя чудотворца Христова Николая Мокошинского. Иеромонах Зосима, игумен Любецкого Антониева монастыря. Святой великой чудотворной лавры Печерской Киевской архимандрит Иоанникий. Московского Симоновского монастыря архимандрит Пётр подписую второе. Свято-Михайловского Золотоверхового Киевского монастыря наместник, иеромонах Гедеон. Свято-Михайловского Видубицкого монастыря Киевского наместник, иеромонах Венедикт. Общежительного Киево-Межигорского монастыря архимандрит Иродион Жураковский. Софийского монастыря наместник Григорий Гошкевич. Свято-Никольского монастыря Пустынного Киевского игумен Христофор Чарнуцкий. Свято-Богоявленского братского монастыря Киевского вице-ректор Селиверст Помовский. Свято-Троицкого Кириллского Киевского монастыря настоятель Иоасаф Томилович. Свияжского Богородицкого монастыря архимандрит Симеон. Казанского Кизического монастыря игумен Иоасаф. Нижнего Новограда Печерского монастыря архимандрит Варсонофий. Нижегородского уезду Троицкого Макариева Желтоводского архимандрит Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поверх С. надеваются омофор и панагия с крестом. Свеча церковная – символ молитвы верующего человека; изготовленная из чистого и благоуханного воска, она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу Каждая церковная служба совершается при возжженных С. и светильниках. Посещая храм Божий, верующие возжигают С. перед иконами Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и иконами святых; горящая С. – знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. В некоторых случаях молящиеся не только ставят С. пред иконами, но и сами стоят с горящими С. в руках во время богослужения, например, на полиелее утрени в день памяти ап. Иоанна Богослова (под 26 сентября/9 октября); после освящения верб на утрене праздника Входа Господня в Иерусалим); во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господних на утрене Великой Пятницы (обычно в вечер четверга); при выносе из алтаря Плащаницы Христовой на вечерне Великой Пятницы; на погребении Христа Спасителя на утрене Великой Субботы; наконец, во время пасхального крестного хода и до окончания Светлой заутрени. С. возжигаются также при совершении святых таинств Крещения, Брака, Елеосвящения, а также во время панихид, парастаса и отпевания умерших; в память усопших С. ставятся на канун (подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием). Святитель – святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения, праведным пастырством, беспорочной жизнью и праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному; почитание С. находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов. Первым русским С. является св. Леонтий, третий епископ Ростовский († ок. 1077 г.), к числу наиболее рано канонизированных С. относятся митрополиты московские Петр , Алексий и Иона, а также св. Стефан Пермский. Святки, святые дни – двенадцать дней после праздника Рождества Христова до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику (4/17 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Подле образа «Неопалимая Купина» и царских дверей помещались еще две пядницы, одна – «Одигитрии», и другая, пониже, св. Кирилла 563 . По левую сторону царских врат было также, как и на правой, две местных иконы: образ «Умиление» (на поле Кирилл чудотворец, а около Богоматери 12 владычних праздников), «взятый» вместе с художественным киотом с Москвы от старца Александра Сертякина, строителя Афанасьевского подворья 564 , и старинный монастырский местный образ московских чудотворцов Петра и Алексия («во облаце образ Спасов») 565 . Рядом были северные двери и над ними три «вкладных» (т. е. пожертвованных) образа: а) Одигитрии (в киоте), б) Пресв. Богородицы и в) Воскресения Христова (в другом киоте) 566 . В течение первого двадцатилетия XVII века состав местного яруса подвергся довольно крупным переменам, коснувшимся главным образом левой его стороны. Подле царских врат здесь была поставлены: а) местный образ «Одигитрии», копия с чудотворного образа, с которого был переложен на копию и старинный оклад его, и б) образ местный «Кирилл чюдотворец» 567 . Между обоими образами была вставлена пядница (вклад старца Иоасафа Луженого) «Покров Пречистые Богородицы, во облаце нерукотворенный образ, на полях святый Никола чюдотворец да Сергий радунежский да Парасковия мученица» 568 . Над северными дверьми помещались две малых пядницы: «Умиления» и «св. Николая» («поясной» образ), а выше два киота: в одном – образ «нерукотворенный» и образ Одигитрии, «на поле Кирил чюдотворец», в другом – образ Одигитрии и образ «Пречистые Богородицы с Превечным Младенцем па престоле, в молении Кирилл чюдотворец» 569 . С правой стороны царских дверей ближе к церковной стене были добавлены четыре пядницы: а) св. Кирилл, б) «царевич Дмитрий да князь Роман углецкой на одной цке, над главами образ Отечество», в) три святителя московских Петр, Алексий и Иона и г) три святителя ростовских Леонтий, Исаия и Игнатий 570 . Деисус над царскими дверьми в 1601 году состоял из образа «Спасова на престоле» и других десяти образов (по пяти с каждой стороны), именно: Пречистой Богородицы, Иоанна Предтечи, архистратига Михаила, архистратига Гавриила, апостола Петра, апостола Павла, Василия кесарийского, Иоанна Златоустог о, Симеона Столпника и Даниила Столпника 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

архистратига Михаила 466 , и, вероятно, до 20 образов в деисусном ряду 467 . Итого, следовательно, единоличных изображений греческих святых было до 85. Но если выделить отсюда иконостасные образа верхних ярусов (деисуса, праздников и пророков), то общее число образов этой группы низойдет до 35-ти, а число святых, написанных на них, ограничится только 12-ью. В состав группы единоличных изображений русских святых входило до 40 икон (не имевших однако отношения к псковской агиологии). На них были писаны подвижники как новгородские, так и ростовские, вологодские, московские, киевские, всего числом до 17-ти, именно: св. Авраамий ростовский (1 обр.) 468 , Александр свирский (2 образа) 469 , Алексий митрополит (1 образ) 470 , Антоний римлянин (1 образ) 471 , Варлаам хутынский (4 образа) 472 , Владимир (1 образ) 473 , Иона архиепископ новгородский (1 образ) 474 , Кирилл белозерский (14 образов) 475 , Леонтий ростовский (5 образов) 476 , Макарий калязинский (1 образ) 477 , Никита переяславский (1 образ) 478 , Николай великорецкий (1 образ) 479 , Николай можайский (2 образа) 480 , Павел обнорский (1 образ) 481 , Петр митрополит (2 образа) 482 , Савва сторожевский (1 образ) 483 и Стефан пермский (1 образ) 484 . Таким образом общая сумма единоличных образов святых как русских, так и греческих, не достигала даже до общего числа икон Богоматери и Спасителя. Но в соборе к 1601 году находились еще совместные изображения святых (по два, по три и т. п.), которые вырисовывались на одной доске и на складнях или вследствие исторического синхронизма их жизни и однородности служения, или по причинам более случайного, невидимому, порядка. К числу первых принадлежали иконы: а) св. Иоакима и Анны 485 , б) св. Петра и Павла 486 , в) св. Хрисанфа и Дарии 487 , г) св. Константина и Елены 488 , д) св. Петра афонского и Онуфрия великих 489 , е) св. Владимира, Бориса и Глеба 490 , ж) св. Антония и Феодосия печерских 491 , з) св. Петра и Алексия московских 492 , и) св. Зосимы и Савватия соловецких (2 образа) 493 , и) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

На восточной стене изображения помещены несколькими регистрами, образующими подобие иконостаса. Основная часть иконостаса - Деисус - повторяется и на лобовой части солеи. На арках солеи крупные красные херувимы, а на ее цоколе изображения ветхозаветных праотцов. Между колоннадой солеи и алтарной преградой несколько фресок из Евангелия и Ветхого Завета. С южной стороны «История Троицы», а с северной «Зачатие Анны» и «Рождество Богородицы». В алтарной конхе «О тебе радуется». На стенах апсиды святители двумя регистрами. В верхнем ряду епископ Лев, Кирилл, Епифаний Кипрский, патриарх Герман, патриарх Никифор, Афанасий Великий, патриарх Мелентий, в нижнем ряду митрополит Иона, митрополит Петр, Леонтий папа Римский, Сильвестр папа Римский, Климент папа Римский, Григорий папа Римский, митрополит Алексей, митрополит Филипп. На западной стене «Сотворение мира невидимого». В конхе жертвенника «Христос закланный Агнец», в своде «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды «Тайная вечеря» и «Омовение ног». В апсиде Никита Столпник и архидьяконы Стефан, Роман, Лаврентий, Стратоний, Архип, Евпл, Филипп. На западной стене «Что тя наречем благодатная». В конхе и на своде дьяконника «Распятие» и «Семь таинств». В апсиде Герасим иже на Иордане, Никон Новгородский, Димитрий Прилуцкий, Иоанн Рыльский, Федор Едесский, Дионисий Новгородский, Федор Студит, Харитон исповедник, Симеон Столпник. На откосах окна Алексей Человек Божий и Федор Стратилат, мученик Дмитрий и Исидор Блаженный. На западной стене дьяконника «Похвала Богородицы». Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. - М., 1964; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей- заповедник. – Ярославль, 1985; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Рост. кремль " . – М.: Сев. паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Скачать epub pdf Собор Валамских святых Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы – 28 июня/11 июля; перенесение мощей – 11/24 сентября. Прп. Антипа Валаамский (Афонский) – 10/23 января. Прп. Афанасий Сяндемский – 18/31 января. Прмч. Петр (Козлов) – 15/28 февраля. Прпмчч. Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Сергий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушникиАфанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн – Память 20 февраля/5 марта. Прп. Назарий игумен – 23 февраля/8 марта. Исп. Патрикий (Петров) – 11/24 марта. Прпмч. Евфросин Синозерский – 20 марта/2 апреля. Прп. Александр Свирский , обретение мощей –17/30 апреля и 30 августа/12 сентября. Свт. Игнатий, еп. Кавказский и Черноморский – 30 апреля/13 мая. Прп. Корнилий Палеостровский – 19 мая/1 июня. Прмч. Таврион (Толоконцев) – 25 мая/7 июня. Прп. Арефа Верхотурский – 10/23 июня. Прп. Арсений Коневский – 12/25 июня. Прп. Герман Аляскинский – 27 июля/9 августа, 15/28 ноября – день праведной кончины прп. Германа Аляскинского. Прмч. Афанасий (Егоров) – 7/20 августа. Прп. Савватий Соловецкий – перенесение мощей 8 21 августа, 27 сентября 10 октября. Прмч. Адриан Ондрусовский – 26 августа/8 сентября. Свт. Иоанн Новгородский – 7/20 сентября. Прп. Александр Свирский , обретение мощей –17/30 апреля 30 августа/12 сентября. Сщмч. Иувеналия – 11/24 сентября – день памяти Аляскинской епархии Американской Православной Церкви Прп. Лев Оптинский – 11/24 октября. Исп. Арефа (Митренин) – 24 октября/6 ноября. Прп. Авраамий Ростовский – 29 октября/11 ноября. Прп. Илия Верхотурский 30 ноября/13 декабря – память отмечают в Екатеринбургской епархии. Свт. Геннадий Новгородский – 4/17 декабря. Прмч. Андроник (Барсуков) – 7/20 декабря. Прмч.Сергий (Гальковский) –7/20 декабря. Сщмч. Феофан, еп. Соликамский – 11/24 декабря. Читать далее Источник: Валаамский патерик - пос. Валаам (Респ. Карелия): Изд. Спасо-Преображ. Валаам. монастырь, 2001. - 365, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то же самое время одна слепая инокиня Вознесенского монастыря чудесно увидела, как из Спасских ворот под колокольный звон выходят из Кремля святители Петр, Алексий, Иона и Леонтий Ростовский с чудотворным образом Богоматери. А навстречу им шли преподобные Сергий Радонежский с Варлаамом Хутынским и просили не покидать града. Все вместе они вознесли молитву перед Владимирской иконой, и шествие вернулось обратно в Кремль, в Успенский собор. В тот самый час враг отступил от Москвы. По преданию, Бог послал на защиту православного града ангельское войско, и татарские всадники, впав в неописуемый ужас, бежали прочь, как ни посылал их хан взять московскую землю. И снова явленное чудо напомнило о празднике Похвалы Богородицы. Именно в приделе в честь Похвалы совершалось главнейшее для Русской Церкви событие: в нем избирали русских митрополитов, а потом и патриархов. До конца XVI века для избрания митрополита епископы собирались в Похвальском приделе под главенством архиепископа Новгородского, определяли трех кандидатов и записывали их имена в особые запечатанные бумаги. После долгой молитвы глава собрания брал одну записку, распечатывал и оглашал имя нового митрополита. Затем избранника в том же Похвальском приделе нарекали в митрополита и оттуда вели его в государев дворец. Государь же, приняв у себя нареченного митрополита, вместе с ним отправлялся вновь в Успенский собор для молитвы у чудотворных иконы и святых гробниц святителей. На другой день нареченного митрополита поставляли в Успенском соборе. Особый чин был составлен для поставления патриарха, но оговорим одну особенность. Со временем Похвальский придел перенесли на самый верх, в юго-восточную главу Успенского собора, провели к нему узкую винтовую лестницу из алтаря и служили там раз в год на престольный праздник, поскольку помещение придела стало крохотным. Считается, что это произошло в XVII веке. Однако один старинный историк утверждал, что это произошло столетием раньше, на том основании, что Константинопольскому патриарху будто бы понравился Похвальский придел именно «в виду его недоступности и высоты». И якобы именно там, в куполе собора, состоялось заседание высшего духовенства для избрания первого русского патриарха Иова в 1589 году. Другие свидетельства противоречат этому факту. Наречение первого патриарха действительно происходило в Похвальском приделе, но тогда он явно еще располагался в алтарной части, поскольку во время чина поставления Иов не один раз удалялся в Похвальский придел и вновь возвращался из него в собор – вряд ли ему приходилось столь часто пользоваться винтовой лестницей и подниматься в купол.

http://pravoslavie.ru/765.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010