С.В. Лавров возжег свечи перед святынями храма, в числе которых: ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, списки с явленных чудотворных икон «Феодоровской» и «Почаевской», ковчег с частицами мощей Киево-Печерских преподобных отцов. Руководитель внешнеполитического ведомства России посетил музей новомучеников и исповедников Казахстанских — мемориальный центр, посвященный жертвам политических репрессий, пострадавшим за православную веру. Архимандрит Сергий (Карамышев) провел для Сергея Викторовича и сопровождающих его лиц экскурсию, ознакомил с уникальными экспонатами, фотографиями и архивными документами, рассказывающими об истории Православия в Казахстане и трагических событиях ХХ столетия — эпохе преследования миллионов людей за религиозные убеждения и верность духовно-нравственным идеалам. В ходе экскурсии благочинный приходов Нур-Султана отметил, что над созданием музея трудились видные специалисты Казахстана и России в области истории, археологии, краеведения и декоративно-прикладного искусства, а сбор экспонатов продолжался в течение нескольких лет при участии архипастырей, священнослужителей и активных мирян Православной Церкви Казахстана и помощи из ряда епархий России. Отец Сергий подчеркнул, что открытие музея при духовно-культурном центре Митрополичьего округа стало воплощением в жизнь решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви об увековечении памяти новомучеников и откликом на призыв первого президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, отметившего необходимость сохранения для истории независимого Казахстана подробной информации о невинно осужденных миллионах людей, безжалостно изгнанных с родной земли и погибших в гулаговских застенках. По завершении ознакомления с экспозицией министр иностранных дел России оставил памятную запись в книге почетных гостей: «Впечатлен великолепной экспозицией церковно-исторического музея Казахстанского митрополичьего округа. Это — бесценный вклад в сохранение нашей общей истории, в укрепление российско-казахстанской дружбы на благо наших многонациональных народов и их этно-конфессиональной истории».

http://patriarchia.ru/db/text/5796020.ht...

Ни церковный Устав, ни внутренние положения об округах не предполагают возможности созыва Собора митрополичьего округа. В этой связи нельзя не вспомнить об опыте конструирования структуры церковных округов в начале XX в. Эксперты Предсоборного присутствия в ноябре 1906 г. исходили из необходимости учреждения соборов митрополичьих округов. Такие соборы опираются на каноническую норму Второго Вселенского Собора, согласно которой дела каждой церковной области решает Собор. Члены второго отдела Предсоборного совета и соборного Отдела о высшем церковном управлении предполагали, что Соборы должны были стать даже во главе церковных округов. Почему же при проектировании современных митрополичьих округов не были предусмотрены их Соборы? Всё дело в составе таких Соборов. В ходе предсоборной и соборной дискуссий звучали предложения составить церковные окружные Соборы не только из архиереев, но и из представителей духовенства и мирян. Так, второй отдел Предсоборного совета исходил из возможности созывать Соборы митрополичьих округов в качестве нормы в епископском «обычном» составе и «чрезвычайном» составе (с участием епископов, клириков и мирян). Однако вопрос равноправия всех трёх категорий церковных участников оставался весьма дискуссионным. Консенсус встречался лишь относительно полномочного участия и принятия соборных решений на окружном уровне архиереями. Можно предположить, что при проектировании современного нам Синода митрополичьего округа, состоящего, согласно церковному Уставу и внутренним положениям об округах, из всех правящих и викарных архиереев епархий округа, такой Синод заместил собой Собор округа. Иными словами, окружной Синод и стал иерархическим по своему составу окружным Собором. Однако при таком положении дел от участия в устроении церковной жизни на окружном уровне устраняются духовенство и миряне. Последние не имеют возможности вносить вклад в обсуждение направлений и конкретных проектов церковных преобразований в митрополичьих округах, поскольку отсутствует механизм их вовлечения в церковную дискуссию даже на совещательном уровне в качестве экспертов. Между тем на общецерковном уровне разработано и успешно действует Межсоборное присутствие, в состав которого входят представители епископата, духовенства и мирян. Участие наиболее подготовленных и опытных клириков и мирян в экспертном обсуждении местных церковных дел могло бы повысить качество принимаемых решений и документов, облегчить рецепцию церковных решений на местах. В этой связи можно подумать о создании на окружном уровне аналогов Межсоборного присутствия: окружных присутствий, совещаний, ассамблей с участием епископата, представителей духовенства и мирян.

http://bogoslov.ru/article/6192329

Жалоба клирика против своего или чужого епископа рассматривается в первой инстанции, по правилу, митрополичьим судом, т.е. митрополичьим или областным собором 851 . Жалоба же клирика или епископа против митрополита разбирается в первой инстанции судом екзарха великой области, иными словами – патриаршим собором 852 . С этими последними жалобами правило допускает обращаться к суду константинопольского патриарха. Побуждения и цель этого определения верно обрисованы архимандритом Иоанном в его толковании на это правило: «Это было особенное преимущество цареградского патриарха, которому и церковными и гражданскими узаконениями предоставлено было решать посредствующим судом недоуменные дела по всему востоку, подобно римскому на западе. Но правило собора, с одной стороны, предоставляя тяжущимся обращаться к цареградскому патриарху, только по желанию их, а не по обязанности, не допускает таким образом никакого преобладания власти в лице этого патриарха; с другой, нарочитым возвышением его прав на востоке, уже устраняет вмешательство всякой чуждой власти в дела востока. И это, по-видимому, было особенною целью соборного постановления, против усильных притязаний римского престола» 853 . Дополнительные толкования этого правила мы приведем ниже в толкованиях 17 и 28 правил этого собора, с которыми оно находится в тесной связи; правила эти достойны внимания, как по своему важному содержанию, так и потому, что были предметом всевозможных перетолкований особенно со стороны римских канонистов. Правило 9-е халкидонского собора принимается и римской церковью, причем помещается в ее Corpus juris canonici как 46-е правило, IX Causa, I quaestio. Однако, оно решительно говорит против римской теории о верховном суде римского епископа над всею церковью. Вот почему правило это не могло быть принято римскими канонистами в свои сборники, еще же меньше самими римскими епископами, папами, в том виде, в каком оно составлено было собором. Необходимо было обработать его на свой образец для западных канонических сборников и снабдить таким толкованием, которое показывало бы, что оно никоим образом не отрицает права верховного суда папы над всей церковью, а наоборот, оно как раз вводит этот суд и требует, чтобы к папе обращался всякий, кто имеет какую-либо жалобу против какого бы то ни было из митрополитов, и только тогда, когда папа разрешит, она может быть подана на рассмотрение и другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Внеепархиальная миссия организуется, во-первых, областная или, если будут введены митрополичьи округа, окружно-митрополичья, – она совершается в пределах нескольких епархий, наиболее тесно связанных между собою общностью миссионерских нужд, – и, во-вторых, всероссийская, совершаемая в пределах всей Православной Русской Церкви. А. Областная или окружно-митрополичья миссия Она протекает в пределах миссионерской области; в случае введения в жизнь Церкви митрополичьих округов, миссионерские области совпадают с ними в территориальном отношении. В каждой миссионерской области миссия устрояется на началах исключительно духовного единения деятелей миссии епархий, входящих в состав данной области. Внешним выражением этого единения служат областные миссионерские съезды. Эти съезды созываются не более как через каждые два года епископом миссионерско-областного города, по соглашению с преосвященными епархий области. Инициатива в созыве съездов может исходить и из епархий области, через подлежащего епархиального епископа, или яге от лица его. Областной епископ является почетным председателем съездов. На съезды приглашаются представители всех видов миссии, а равно и специальные миссионеры епархий области, причем каждый делегат посылается на средства подлежащей епархии. Съезд сам избирает себе председателя и определяет порядок и предметы своих занятий. Постановления съездов представляются чрез областного епископа на утверждение Св. Синода или того учреждения, которое, по решению Всероссийского Поместного Церковного Собора, заменит собою Св. Синод. Б. Всероссийская миссия Она также устрояется на началах исключительно духовного единения деятелей миссии епархий, входящих в состав Православной Русской Церкви. Внешним выражением этого единения служат всероссийские миссионерские съезды. Эти съезды созываются с утверждения Св. Синода, не более как через каждые пять лет центральным при Св. Синоде органом православной миссии, по предварительному соглашению с тем епископом, в епархии которого имеет быть съезд. Означенный епископ является почетным председателем съезда. Инициатива в созыве съезда может исходить: а). от епархиальных миссионерских съездов через своего епархиального епископа, б) от областных миссионерских съездов чрез областного епископа, в) от предыдущего всероссийского миссионерского съезда, г) от Центрального при Св. Синоде органа православной миссии и д) наконец, от самого Св. Синода. На всероссийские съезды приглашаются представители всех видов миссии, а равно и специальные миссионеры епархий Православной Русской Церкви; причем, каждый делегат посылается на средства своей епархии. Съезд сам избирает себе председателя и определяет порядок и предметы своих занятий. Постановления съезда через почетного председателя его поступают на утверждение Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Первые три области в политическом отношении зависели от praefectus Orientis, как и области Египта и Антиохии, четвертая зависела от praefectus Italiae и составляла особый vicariatus Italiae наряду с vicariatus Romae, о котором мы уже говорили. Пятая область была с самостоятельным проконсульским управлением. Проконсульская Азия составляла особую провинцию с главным городом Ефесом, и в этом же городе находилась резиденция главного митрополита азиатской области. Понт состоял из шести провинций с главным городом Кесарией Каппадокийской, где была и резиденция главного областного митрополита. В этой же области (Понта), в главном городе Вифинии - Никее также был митрополит, но имевший лишь титул, без обычных митрополичьих прав. Фракия состояла из пяти провинций с главным городом Ираклией ( " Ηρκλεια, Heraclea) и своим особым митрополитом. Италия, состоявшая из семи провинций (Liguria, Aemilia, Flaminia seu Picenum annonarium, Venetia, Alpes Cottiae et utraque Rhetia) с главным городом Миланом (Mediolanum) представляла особый vicariatus, находившийся в зависимости от praefectus Italiae Наконец проконсульская Африка была разделена на четыре области (Africa propria, Numidia, Mauritania Caesarensis et Mauritania Sitifensis) с главным городом Карфагеном. Карфагенский митрополит был примасом для всей проконсульской Африки (primas universae Africae); кроме этого был еще один митрополит, местопребывание которого было непостоянно, так как этим митрополитом бывал всегда старейший из епископов, поэтому и митрополичья резиденция бывала в том городе, где находился старший по летам епископ Эти митрополиты (Ефеса, Кесарии каппадокийской, Ираклии, Милана и Карфагена) во время Никейского собора были вполне самостоятельны, независимы и пользовались теми же правами и преимуществами, что и епископы римский, александрийский и антиохийский. Утвердив таким образом права первенствующих церквей, отцы Никейского Собора, чтобы окончательно воспрепятствовать беспорядкам, вызванным Мелетием, благодаря его самовольному поставлению епископов, возобновляют данным своим правилом то, что уже в главных чертах было изложено в четвертом правиле, повелевая, чтобы эти предписания соблюдались безусловно каждым без исключения и были у всех как бы перед глазами (καθλου δε πρδηλον εκενο).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Первые три области в политическом отношении зависели от praefectus Orientis, как и области Египта и Антиохии, четвертая зависела от praefectus Italiae и составляла особый vicariatus Italiae наряду с vicariatus Romae, о котором мы уже говорили. Пятая область была с самостоятельным проконсульским управлением. Проконсульская Азия составляла особую провинцию с главным городом Ефесом, и в этом же городе находилась резиденция главного митрополита азиатской области. Понт состоял из шести провинций с главным городом Кесарией Каппадокийской, где была и резиденция главного областного митрополита. В этой же области (Понта), в главном городе Вифинии – Никее также был митрополит, но имевший лишь титул, без обычных митрополичьих прав. Фракия состояла из пяти провинций с главным городом Ираклией ( " Ηρκλεια, Heraclea) и своим особым митрополитом. Италия, состоявшая из семи провинций (Liguria, Aemilia, Flaminia seu Picenum annonarium, Venetia, Alpes Cottiae et utraque Rhetia) с главным городом Миланом (Mediolanum) представляла особый vicariatus, находившийся в зависимости от praefectus Italiae 417 . Наконец проконсульская Африка была разделена на четыре области (Africa propria, Numidia, Mauritania Caesarensis et Mauritania Sitifensis) с главным городом Карфагеном. Карфагенский митрополит был примасом для всей проконсульской Африки (primas universae Africae); кроме этого был еще один митрополит, местопребывание которого было непостоянно, так как этим митрополитом бывал всегда старейший из епископов, поэтому и митрополичья резиденция бывала в том городе, где находился старший по летам епископ 418 . Эти митрополиты (Ефеса, Кесарии каппадокийской, Ираклии, Милана и Карфагена) во время Никейского собора были вполне самостоятельны, независимы и пользовались теми же правами и преимуществами, что и епископы римский, александрийский и антиохийский. Утвердив таким образом права первенствующих церквей, отцы Никейского Собора, чтобы окончательно воспрепятствовать беспорядкам, вызванным Мелетием, благодаря его самовольному поставлению епископов, возобновляют данным своим правилом то, что уже в главных чертах было изложено в четвертом правиле, повелевая, чтобы эти предписания соблюдались безусловно каждым без исключения и были у всех как бы перед глазами ( καθλου δε πρδηλον εκενο).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Подписана программа о взаимодействии Пограничного управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с Санкт-Петербургской митрополией 24 июня 2014 г. 16:01 24 июня 2014 года в Митрополичьей резиденции Александро-Невской лавры митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии, и начальник Пограничного управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-лейтенант А.И. Забродин подписали программу взаимодействия в области духовно-нравственного и патриотического воспитания пограничников и членов их семей. Как говорится в документе, «необходимость программы вызвана особой значимостью национально-государственных интересов в пограничных пространствах Российской Федерации, важностью решения задач по обеспечению безопасности Российского государства и необходимостью участия Русской Православной Церкви в духовно-нравственном и патриотическом воспитании воинов-пограничников». Владыка Варсонофий подчеркнул, что сотрудничество между Церковью и Пограничным управлением идет давно: «Подписанием этого документа мы продлеваем наше взаимодействие еще на пять лет. Это дает нам возможность в рамках нашего сотрудничества делать ту работу, которую мы уже делаем: воспитание военнослужащих в духе патриотизма, любви к Отечеству, работа с верующими, которые нуждаются в попечении Церкви. Запланировано много мероприятий, посвященных взаимодействию Церкви и армии, служению друг другу, взаимопомощи, и с Божией помощью мы будем все это воплощать». Генерал-лейтенант Анатолий Забродин рассказал, что первое соглашение было подписано в 2005 году: «За это время произошли изменения в штатной структуре. Изменился сам принцип комплектования личного состава: на сегодня пограничная служба не имеет в своем составе военнослужащих по призыву. Среднестатистический пограничник — это человек с высшим образованием или обучающийся в высшем учебном заведении, со сформировавшимися взглядами, женатый, воспитывающий детей. Исходя из этого и с учетом того, что соглашения подписывалось на определенный период, возникла необходимость скорректировать планы. Выражаем надежду, что дальнейшее взаимодействие в рамках этой программы будет способствовать созданию здорового морального климата в коллективах и семьях, повышению нравственного уровня наших сотрудников». «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Сказанного о церковном положении областей, отошедших к Швеции, достаточно, чтоб повторить, что помимо отделения Псковской епархии юго-западные пределы Новгородской митрополии не уменьшились. Не заметно существенного изменения пределов её ко второй половине XVII в. по южной и юго-восточной границе, изображающей из себя, как замечено выше, ломаную линию от города Великих Лук к устью р. Сухоны в С. Двину. Теперь только можно точнее обозначить пограничные пункты этой линии, пользуясь в иных случаях отрицательным методом. Исходными пунктами её на западе несомненно нужно считать г.г. Заволочье с Пусторжевским уездом 164 и Великие Луки, входившия с 1589 г. до 1775 г. в титул новгородских владык. Отсюда граница поднималась к Торопцу и отделяла его к патриаршей (бывшей митрополичьей) области. В свою Торопецкую десятину в 1556 г. м. Макарий ставил попа 165 . С верховьев р. Торопы севернаго притока З. Двины граница шла к озеру Селигеру по смесным владениям новгородцев с Тверью 166 . Обойдя озеро Селигер, она сливалась с границей древней Новгородской области и шла к северу чрез Тверцу по границе Тверской епархии на Торжок, Волок, Вежецк и Устюжну Железнопольскую, древний город Новгородской епархии, и области, отделяя все эти города к Новгородской митрополии 167 . От Устюжны через среднее течение р. Мологи подъем пограничной линии продолжался до северных берегов озера Лача, где стоял г. Каргополь. Прямой линией от г. Каргополя на юг к верховьям Сухоны, главному притоку р. С. Двины, и бассейном левых притоков Сухоны до впадения её в С. Двину обозначалась южная граница той области, которая известна под именем Ваги и которая вместе с Каргополем до 1682 года составляла южную часть северо-восточной территории Новгородской епархии. Следовательно, южная граница Ваги в данном месте может быть названа южной границей и Новгородской епархии. Пройдя несколько севернее р. Сухоны, она заканчивалась в среднем бассейне С. Двины, откуда по р. Двине начиналась восточная граница. Южнее проведенной черты лежали города тех епархий, уезды которых подходили к Новгородской митрополии. Такими, помимо Псковской епископии и патриаршей области, были Ростовская митрополия с двумя архиепископиями Тверской и Вологодской. Тверской архиерей посвящал ставленников в соседние города Новгородской епархии – Бежецкий Верх и Волок, за отсутствием местного архиерея. Велоозерская область с Пошехоньем, пограничные с Новгородской митрополией, значились отдельной десятиной в числе земель патриарха за 1625–1657 г.г. 168 . В то же время большая часть Пошехонья принадлежала Ростовской епархии 169 . Ей же принадлежали в 1558–1676 г. Устюг на левом берегу в нижнем течении р. Сухоны, Сольвычегодск на правом берегу другого притока С. Двины р. Вычегды, недалеко от её устья и г. Тотьма 170 . Таким образом, обозначенная граница Новгородской епархии в общем может быть названа довольно точной к началу второй половины XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Разделы портала «Азбука веры» О подчинении епископов митрополитам. Епископам каждой митрополичьей области подобает знать первенствующего в митрополии епископа, и он должен брать на себя попечение о всей области, так как в митрополию отовсюду стекаются все, имеющие дела. Поэтому решено, чтобы он по чести имел преимущество и чтобы прочие епископы не делали без него ничего превышающего их власть, по древнему утвердившемуся правилу отцов наших, кроме того только, что касается области каждого из них и подчиненных ей мест. Ибо каждому епископу подобает иметь власть в своей епископской области, управлять ею с необходимой каждому осмотрительностью и иметь попечение о всей местности, подвластной его городу, чтобы и рукополагать пресвитеров и диаконов, и все дела разбирать с рассуждением, более же этого ничего не пытаться делать без епископа митрополии, как и последнему – без согласия прочих епископов. Τος καθ κστην παρχαν πισκπους εδναι χρ τν ν τ μητροπλει προεσττα πσκοπον, κα τν φροντδα ναδχεσθαι πσης τς παρχας, δι τ ν τ μητροπλει πανταχθεν συντρχειν πντας τος τ πργματα χοντας. θεν δοξε κα τ τιμ προηγεσθαι ατν, μηδν τε πρττειν περιττν τος λοιπος πισκπους νευ ατο, κατ τν ρχαον κρατσαντα κ τν Πατρων μν καννα τατα μνα, σα τ κστου πιβλλει παροικ, κα τας π ατν χραις. καστον γρ πσκοπον ξουσαν χειν τς αυτο παροικας, διοικεν τε κατ τν κστ πιβλλουσαν ελβειαν, κα πρνοιαν ποιεσθαι τς χρας τς π τν αυτο πλιν ς κα χειροτονεν πρεσβυτρους κα διακνους, κα μετ κρσεως καστα διαλαμβνειν περαιτρω δ μηδν πρττειν πιχειρεν, δχα το τς μητροπλεως πισκπου, μηδ ατν νευ τς τν λοιπν γνμης. Толкования Зонара . Это правило в словах хотя и не вполне сходно с 34м правилом святых Апостолов, но по мысли оно во всем согласно с ним. Таким образом, сказанное в том желающему объясняет смысл и этого. Аристен . Епископам быть совершенно подчиненными воле митрополита и без их распоряжения не устроять ничего, исключая того, что случится в их епархии, и совершения рукоположений беспорочных мужей. И настоящее правило говорит о том же, о чем и 34е правило святых Апостолов, именно, чтобы епископы каждой области знали 1го между ними и без его ведома не избирали епископов, и не делали ничего другого излишнего против того, что там нами сказано, исключая только случающегося в епархии каждого, – и хиротоний пресвитера, и диакона, и тому подобного.

http://azbyka.ru/pravo/antiokhijskij-sob...

Первые три области в политическом отношении зависели от praefectus Orientis, как и области Египта и Антиохии, четвертая зависела от praefectus Italiae и составляла особый vicariatus Italiae наряду с vicariatus Romae, о котором мы уже говорили. Пятая область была с самостоятельным проконсульским управлением. Проконсульская Азия составляла особую провинцию с главным городом Ефесом, и в этом же городе находилась резиденция главного митрополита азиатской области. Понт состоял из шести провинций с главным городом Кесарией Каппадокийской, где была и резиденция главного областного митрополита. В этой же области (Понта), в главном городе Вифинии - Никее также был митрополит, но имевший лишь титул, без обычных митрополичьих прав. Фракия состояла из пяти провинций с главным городом Ираклией ( " ε, Heraclea) и своим особым митрополитом. Италия, состоявшая из семи провинций (Liguria, Aemilia, Flaminia seu Picenum annonarium, Venetia, Alpes Cottiae et utraque Rhetia) с главным городом Миланом (Mediolanum) представляла особый vicariatus, находившийся в зависимости от praefectus Italiae Наконец проконсульская Африка была разделена на четыре области (Africa propria, Numidia, Mauritania Caesarensis et Mauritania Sitifensis) с главным городом Карфагеном. Карфагенский митрополит был примасом для всей проконсульской Африки (primas universae Africae); кроме этого был еще один митрополит, местопребывание которого было непостоянно, так как этим митрополитом бывал всегда старейший из епископов, поэтому и митрополичья резиденция бывала в том городе, где находился старший по летам епископ Эти митрополиты (Ефеса, Кесарии каппадокийской, Ираклии, Милана и Карфагена) во время Никейского собора были вполне самостоятельны, независимы и пользовались теми же правами и преимуществами, что и епископы римский, александрийский и антиохийский. Утвердив таким образом права первенствующих церквей, отцы Никейского Собора, чтобы окончательно воспрепятствовать беспорядкам, вызванным Мелетием, благодаря его самовольному поставлению епископов, возобновляют данным своим правилом то, что уже в главных чертах было изложено в четвертом правиле, повелевая, чтобы эти предписания соблюдались безусловно каждым без исключения и были у всех как бы перед глазами (ου ε ο εεο).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1312...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010