Разделы портала «Азбука веры» О невозможности апелляции после единогласного решения епископов области об извержении епископа. Настоящее правило отменено 4м правилом Сардикийского собора. Если епископа, обвиненного в некоторых проступках, будут судить все епископы митрополичьей области и все они согласно вынесут против него одно суждение, то такого другие епископы пусть уже не судят, но пусть пребывает твердым согласное решение епископов митрополичьей области. Ε τις πσκοπος, π τισιν γκλμασι κατηγορηθες, κριθεη π πντων τν ν τ παρχ πισκπων, πντες τε σμφωνοι μαν κατ ατο ξενγκοιεν ψφον, τοτον μηκτι παρ τροις δικζεσθαι, λλ μνειν βεβααν τν σμφωνον τν π τς παρχας πισκπων πφασιν. Толкования Зонара . Сказанного в 4м правиле достаточно и для изъяснения настоящего правила. Аристен . Если во время суда над епископом все епископы области будут согласны, то нового суда не бывает. Это правило не дозволяет изверженному всеми епископами области быть судиму другими по апелляции; но хочет, чтобы оставался твердым приговор, постановленный против него согласно всеми епископами области. Однако как мы сказали в 4м правиле настоящего собора, более имеет силы мнение тех, которые определили, чтобы считающий себя несправедливо осужденным представлял апелляционную жалобу и получал помощь от апелляции, как мнение более справедливое и более человеколюбивое. Вальсамон . Настоящее правило отменено 4м правилом Сардикийского собора. А если не хочешь этого сказать, истолкуй это правило, как выше сказано; и скажи, что осуждение здесь последовало со стороны собора неподлежащего апелляции, каковы соборы папы, или Константинопольского патриарха. Славянская кормчая . Епископу судиму бывающу, аще всея области епископи согласно рекут нань, паки суд не бывает. Толкование . Аще который епископ, от своея области епископ, рекше от собора извержен будет от сана, се правило не оставляет от иного собора судитися ему, но пребывати твердо изнесенному нань суду, яко согласно от всея области епископи повелевают. Обаче якоже рекохом в четвертом правиле сего собора, яко паче воли держится повелевших се, мнящемуся, яко не праведно извержен бысть, позвати на суд, и от старейшего собора помощь получити, яко же праведнее есть и человеколюбезнее. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 13  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/antiokhijskij-sob...

е. отпустительной, грамоты от своего архиерея, о чем смотри примеч. к Апост. 12. Правило 8 Даже сельским пресвитерам не дозволяется отправлять канонические послания, кроме того случая, когда они посылают письма соседним епископам. Но безукоризненные хорепископы могут давать мирные грамоты. (Апост. 12; I Всел. 8.) Толкование Настоящее правило запрещает пресвитерам сел или небольших городов, в которых нечасто бывает епископ, т. е. протопопам сел, по Вальсамону, а иначе хорепископам, давать канонические, или представительные, грамоты. Они могут отправлять послания только соседним епископам, а не дальним. Только архиереям принадлежит право отправлять послания архиереям дальних областей и давать представительные письма – с тем чтобы можно было лучше проверить лиц, которым эти письма будут выданы. А сами хорепископы, если против них не было обвинений и их имя не опорочено, дают просителям мирные, или отпустительные, грамоты, о которых смотри в примеч. к I Всел. 8. Смотри также примеч. к Апост. 12. Правило 9 Епископам каждой митрополичьей области подобает знать первенствующего в митрополии епископа, и он должен брать на себя [ 138 ] попечение о всей области, так как в митрополию отовсюду стекаются все, имеющие дела. Поэтому решено, чтобы он по чести имел преимущество и чтобы прочие епископы не делали без него ничего превышающего их власть, по древнему утвердившемуся правилу отцов наших, кроме того только, что касается области каждого из них и подчиненных ей мест. Ибо каждому епископу подобает иметь власть в своей епископской области, управлять ею с необходимой каждому осмотрительностью и иметь попечение о всей местности, подвластной его городу, чтобы и рукополагать пресвитеров и диаконов, и все дела разбирать с рассуждением, более же этого ничего не пытаться делать без епископа митрополии, как и последнему – без согласия прочих епископов. (Апост. 34.) Толкование Настоящее правило почти одинаково с Апост. 34 и в выражениях, и по смыслу: оно учит также, что епископам каждой митрополичьей области подобает признавать митрополита области первым среди них и без его согласия не делать никакого дела (равно как и он не должен делать что-либо без их согласия), кроме тех дел, которые относятся к их епископским областям, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Если же окажется, что некоторые так поступают, они должны быть отлучены. Но пусть у местного епископа будет власть оказать им человеколюбие, т. е. либо смягчить епитимию, либо сократить ее время; впрочем, не в то время, когда сожительство еще не расторгнуто, но после того, как соединившиеся разлучатся. Ведь, согласно Василию Великому (правила 6, 18), случившееся есть блуд или, лучше сказать, прелюбодеяние, а не брак. Смотри также IV Всел. 7. Правило 17 Деревенские или сельские приходы в каждой области должны неизменно оставаться у владеющих ими епископов, и в особенности если они, удерживая их в течение 30 лет без применения насилия, управляли ими. Если же за время этих 30 лет произошел или произойдет из-за этих приходов какой-то спор, то тем, которые говорят, что с ними относительно приходов поступили несправедливо, позволяется возбудить дело перед Собором митрополичьей области. Если же с кем-то несправедливо поступит собственный митрополит, пусть судится у экзарха диоцеза или перед Константинопольским престолом, как сказано об этом ранее. Но если царской властью был основан город или будет основан после, то и распределение церковных приходов пусть последует гражданским и государственным постановлениям. (Апост. 74; I Всел. 6; IV Всел. 9, 21; Антиох. 14, 15; Карфаг. 8, 12, 14–16, 27, 28, 36, 87, 96, 105, 115, 118, 128–130, 137–139; VI Всел. 25, 38.) Толкование Деревенские приходы – это маленькие приходы, которые располагались в отдаленных местах на окраинах и имели небольшое количество жителей. Они назывались однодворными. Сельские же приходы находились вблизи поместьев и сел и имели больше жителей. Итак, настоящее правило повелевает, чтобы эти приходы каждой области неизменно оставались неотчуждаемыми и неотъемлемыми от владеющих ими епископов, и в особенности если они в течение 30 лет имели их в своей власти законно и без применения насилия, т. е. если они никого не принуждали и не похищали этих приходов на незаконном основании [ 153 ] . Но если за 30 лет по поводу этих приходов произошло или после издания настоящего правила произойдет какое-либо разногласие, то тем, которые говорят, что с ними относительно приходов поступили несправедливо, позволяется рассмотреть свою тяжбу перед Собором митрополичьей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Избрание совершается всеми, а рукоположение – тремя епископами, согласно как настоящему правилу, так и Апост. 1. Примерно такое же объяснение VII Вселенский собор дал в своем 3-м правиле: тогда как рукополагают епископа только трое, избирается он вначале всеми, с согласия отсутствующих, которое они выражают письменно. Правило 5 Относительно тех, кто был лишен епископами в каждой области церковного общения, принадлежат ли они к клиру или к разряду мирян, должно держаться суждения, согласного с правилом, которое определяет, чтобы тех, кого одни отлучили, другие не принимали. Впрочем, пусть будет исследовано, не из-за ссоры, или распри, или какой-либо подобной слабости епископа оказались они отлученными. Итак, чтобы производить надлежащее расследование, было признано за благо ежегодно в каждой митрополичьей области дважды в год созывать Соборы, чтобы все епископы области, собравшись вместе, сообща проводили подобные расследования. И таким образом тех, которые по общему признанию погрешили перед епископом, все обоснованно признают лишенными общения до тех пор, пока епископы сообща не решат вынести о них более снисходительное решение. Соборы же пусть проходят: один – перед Четыредесятницей, чтобы по упразднении всякого разногласия Богу был принесен чистый дар, а второй – около осеннего времени. (Апост. 12, 13, 32, 37; IV Всел. 19; VI Всел. 8; Антиох. 6, 20; Карфаг. 26, 37, 104, 116, 141.) Толкование Данное правило определяет следующее: относительно клириков и мирян, которые были отлучены епископами любой области, пусть имеет силу и остается неизменным суждение, ставшее законом, как определяет древнее оное правило (т. е. Апост. 32 или Апост. 12), а именно: отлученные одними епископами не должны приниматься в общение другими. Однако пусть будет исследовано, не подпали ли они под отлучение из-за ссоры, или распри, или другой какой страсти епископа. Поэтому, для того чтобы этот и другие подобные вопросы исследовались подобающим образом, показалось разумным в каждой митрополичьей области два раза в год проводить Поместные соборы и собираться всем епископам вместе для рассмотрения этих вопросов. После такого исследования явно согрешающие против своего епископа и справедливо им отлученные пусть будут в свою очередь справедливо отлучены и всеми другими епископами до тех пор, пока собранию епископов не покажется необходимым вынести более снисходительное решение об этих отлученных. Если, например, отлучивший их ожесточится и по прошествии времени не захочет разрешить их от отлучения или если он умрет, то Собор имеет право освободить их от отлучения тогда, когда сочтет достаточной продолжительность епитимии. Соборы эти пусть созываются: один – перед Четыредесятницей, чтобы после удаления всякого разногласия и прегрешения, которое или архиерей допустил в отношении клира и народа, или, наоборот, клир и народ в отношении архиерея, Богу был принесен чистый и непорочный дар поста; а второй пусть собирается в осеннее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Разделы портала «Азбука веры» Клирик, приходящий к царю без повеления своего митрополита, должен быть лишен и общения и сана. Если епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без согласия епископов митрополичьей области, а особенно митрополита, и без грамот от них осмелится отправиться к императору, да будет отлучен и лишен не только общения, но и достоинства, какое он имел, так как дерзнул вопреки закону Церкви утруждать слух боголюбезнейшего императора нашего. Если же настоятельная необходимость побуждает обратиться к императору, то должно делать это после рассмотрения и с согласия пребывающего в митрополии епископа митрополичьей области или находящихся в ней епископов, притом пусть обращающийся к императору будет снабжен грамотами от них. Ε τις πσκοπος, πρεσβτερος, λως το καννος, νευ γνμης κα γραμμτων τν ν τ παρχ επισκπων, κα μλιστα το κατ τν μητρπολιν, ρμσειε πρς βασιλα πελθεν, τοτον ποκηρττεσθαι, κα πβλητον γνεσθαι, ο μνον τς κοινωνας, λλ κα τς ξας, ς μετχων τυγχνει ς παρενοχλεν τολμντα τς το θεοφιλεσττου βασιλως μν κος, παρ τν θεσμν τς κκλησας. Ε δ ναγκαα καλοη χρεα πρς βασιλα ρμν, τοτο πρττειν μετ σκψεως κα γνμης το κατ τν μητρπολιν τς παρχας πισκπου κα τν ν ατ, τος τε τοτων γρμμασιν φοδιζεσθαι. Толкования Зонара . Правила не хотят, чтобы епископы приходили к царю и беспокоили его своими просьбами без крайней необходимости. Но и тогда, когда кто имеет донести царю о чем-либо необходимом, правила хотят, чтобы они отходили не без соизволения епископов той области, из которой и сам имеющий намерение идти, а в особенности не без соизволения митрополита той области; а кто решится идти к царю без соизволения и грамот митрополита, тот подлежит извержению. А 7е и 8е правила Сардикийского собора, в случае если кто захочет явиться к царю с просьбою о помощи вдовам и сиротам, и бедным и мирянам ищущим в церкви убежища по причине несправедливости, или по причине привлечения в рабство, или по причине похищения их имущества, или по причине осуждения в ссылку за преступления, – дозволяют таковому отправляться, но лучшим признают посылать к царю своего диакона с грамотами для ограждения прибегающих к церкви.

http://azbyka.ru/pravo/antiokhijskij-sob...

Согласование Правило Антиох. 9 определяет почти то же самое, что и настоящее правило. Правило I Всел. 6 предписывает, чтобы имели силу древние обычаи (т. е. утвердившиеся благодаря настоящему апостольскому правилу): Александрийский епископ пусть имеет власть над делами Египта, Ливии и Пентаполя, поскольку и у Римского епископа таков обычай. Подобным образом и Антиохийский епископ пусть имеет власть над своими областями, и, проще говоря, пусть в каждой Церкви и митрополичьей области сохраняются такие же привилегии, т. е. каждый митрополит имеет власть над подчиненными ему епископскими областями. А 7-е правило того же Собора определяет, чтобы епископ Элии, т. е. Иерусалима, имел последование древней чести и достоинство его собственной митрополии. В свою очередь, правило II Всел. 3 предписывает, чтобы первенство чести имел Константинопольский епископ. Правило III Всел. 8 требует, чтобы права каждой митрополичьей области (в первую очередь речь идет о Кипрской), принадлежащие ей с самого начала по издревле утвердившемуся обычаю, сохранялись в неприкосновенности и без ущемления. 8-е правило III Всел. 8 подтверждается, кроме того, правилом VI Всел. 39. Правило 35 Да не дерзает епископ совершать рукоположения за границами своего округа, в городах и селениях, которые ему не подчинены. Если же он будет уличен в том, что сделал это без изволения управляющих теми городами или селениями, да будет извержен и он сам, и те, кого он рукоположил. (II Всел. 2; III Всел. 8; VI Всел. 20; Антиох. 13, 22; Сардик. 3, 11, 12.) Толкование И это правило было составлено ради единомыслия и благочиния среди епископов и митрополитов. Оно говорит, что епископу не подобает дерзать рукополагать за границами своей епископской области или совершать другое церковное служение в тех городах и селениях, которые ему не подчинены (также и митрополит не имеет права приходить в области своих епископов и совершать рукоположения или какое-то другое архиерейское служение). Совершать такого рода действия он имеет право только тогда, когда будет приглашен архиереем тех мест. Если же обнаружится, что он совершал это самовольно, без изволения и разрешения архиереев, которые управляют теми городами и селениями, пусть будет извержен и сам рукоположивший за границами своего округа, и те, которых он рукоположил [ 406 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Для этого проанализируем вторую часть правила: «Посему только митрополиты областей Понтийской, Асийской и Фракийской, а также епископы у иноплеменников вышеуказанных областей да поставляются вышереченным святейшим престолом: каждый митрополит вышеупомянутых областей с епископами области должны поставлять областных епископов, как предписано божественными правилами» . Из этого текста греческие канонисты делали преувеличенные и даже фантастические выводы, распространяя власть Константинопольского Патриарха над всей диаспорой и оправдывая, в частности, канонический разбой в Эстонии 28 Халкидонским правилом, согласно которому Патриарх Константинопольский якобы имеет право ставить епископов у «иноплеменников» где угодно. На самом деле, как справедливо замечают исследователи, это правило имеет ограничительный характер, как будто целью правила было скорее воспретить Константинопольскому епископу непосредственно посвящать епископов на не митрополичьи кафедры . Официальное толкование этого правила со стороны императорских уполномоченных, включенное в деяния собора, прямо исключает Патриарха Константинопольского из избрания епископов во Фракийском, Понтийском и Азийском диоцезах: «Что же… до поместных епископов, то да будут поставляемы всеми благочестивейшими епископами той же области, или большинством их, причем утверждение их входит в полномочия митрополита, согласно предписанию правила отцов, без предоставления в отношении этих поставлений… архиепископу царствующего града Константинополя» . Хотя относительно данных диоцезов права Константинопольского архиепископа уже превышают митрополичьи (он становится как бы митрополитом митрополитов), тем не менее, за этими митрополиями еще сохраняется ряд старых прав, имеющих основание как в 34 апостольском, так в 9 антиохийском правиле, а также в 6 правиле I Вселенского собора: во-первых, это право поставления епископов для собора диоцеза во главе с митрополитом. Более того, епископы диоцеза не лишались права выбирать кандидата, которого затем утверждал и посвящал (или давал позволение посвятить) Патриарх Константинопольский. Таким образом, законный суверенитет автокефальных прежде Церквей хотя и пострадал, но не был вовсе уничтожен.

http://pravoslavie.ru/53419.html

Arhiva Condoleanele Sanctitii Sale Patriarhul Chiril în legtur cu prbuirea avionului în Kazahstan 27 decembrie 2019 17:14 Утром 27 декабря 2019 года самолет авиакомпании Bek Air, следовавший рейсом Алма-Ата — Нур-Султан, при взлете потерял высоту, пробил бетонное ограждение и столкнулся с двухэтажным строением. Погибли 12 человек. 28 декабря в стране объявлен общенациональный траур. Соболезнования в связи с трагедией Президенту Республики Казахстан К.-Ж.К. Токаеву и митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Превосходительству Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву, Президенту Республики Казахстан Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! Весьма опечален известием о крушении самолета в Алматинской области Республики Казахстан, в результате которого погибли и были ранены многие люди. Выражаю Вам и народу Казахстана свои глубокие соболезнования. Священнослужители Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике готовы оказать пострадавшим, их родным и близким необходимую пастырскую поддержку. Возношу молитвы, дабы Милостивый Господь укрепил душевные и телесные силы тех, кого коснулась эта беда, и ниспослал скорейшее исцеление раненым. Да отворит Всевышний Творец врата небесных обителей душам погибших. С соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Александру, митрополиту Астанайскому и Казахстанскому, главе Казахстанского митрополичьего округа Ваше Высокопреосвященство! Со скорбью узнал о произошедшей в Алматинской области Республики Казахстан авиакатастрофе, в результате которой погибли и пострадали многие люди. Глубоко соболезную их родным и близким, молюсь о скорейшем выздоровлении раненых. Призываю духовенство и паству Астанайской епархии оказать посильную помощь и поддержку всем, кого коснулось это горе. Господь многим Своим и неизреченным милосердием и неизмерной бездной человеколюбия да подаст новопреставленным оставление прегрешений (канон 2-го гласа в субботу утра) и упокоит их в селениях небесных. С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5554836...

2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит – это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ – епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита – права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). 2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. 2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104914.html 13 августа 2014 Милена Фаустова Будущее УПЦ МП зависит от ее предстоятеля – религиовед Источник:  http://ria.ru/religion/20140813/1019849421.html РИА Новости На епископа, который возглавит Киевскую митрополичью кафедру, ложится чрезвычайная ответственность: либо он войдет в историю как человек, преодолевший политические раздоры и расколы внутри церкви, либо как раскольник и предатель, уверен социолог религии и специалист в области религиозно-государственных отношений Александр Щипков. МОСКВА, 13 авг – РИА Новости, Милена Фаустова. Будущее украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) полностью зависит от того, кто станет ее предстоятелем, заявил РИА Новости публицист, социолог религии и специалист в области религиозно-государственных отношений Александр Щипков. Главу Украинской православной церкви Московского патриархата выберут в среду на Соборе епископов в связи с кончиной 5 июля 2014 года митрополита Киевского и всея Украины Владимира, возглавлявшего Киевскую митрополичью кафедру с 1992 года. В соборе примут участие более 70 правящих и викарных архиереев, каждый из которых может быть выдвинут в качестве кандидата, а затем и избран главой УПЦ МП. Время принципиального выбора Александр Щипков напомнил, что нынешняя политическая ситуация на Украине крайне обострена. В условиях гражданской войны, которая сейчас идет в стране, выборы предстоятеля УПЦ МП приобретают " особое звучание " . " От того, кто займет место митрополита Владимира и станет главой УПЦ МП, зависит будущее церкви. На епископа, который займет это место, ложится чрезвычайная ответственность. Либо он войдет в историю церкви как человек, преодолевший внутри церкви и внутри себя политические раздоры и расколы, как человек, сохранивший единство церковного тела. Либо он войдет в историю как раскольник и предатель. Никаких других промежуточных решений сегодня нет. Эта та самая пограничная ситуация, при которой не может быть других вариантов " , – считает социолог религии.

http://religare.ru/2_104914_1_21.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010