Епархии Русской Православной Церкви, образованные в 2009 — 2011 годах Справочная информация и инфографика о новых епархиях Русской Православной Церкви, образованных в 2009-2011 годах 3 июня, 2011 Справочная информация и инфографика о новых епархиях Русской Православной Церкви, образованных в 2009-2011 годах 2009 год Заседание Священного Синода 31 марта 2009 г. Журнал Священного Синода Образована Калининградская епархия (на территории Калининградской области, входившей в состав Смоленско-Калининградской епархии) Численность населения епархии (здесь и далее, кроме данных по епархиям в Республике Казахстан, по состоянию на 1 января 2010 г.): 937.906 человек. Заседание Священного Синода 10 октября 2009 г. Журнал Священного Синода Образована Бурятская епархия (на территорий республики Бурятия, входившей в состав Читинской епархии) Численность населения епархии: 963.466 человек. 2010 год Заседание Священного Синода 6 октября 2010 г. Журнал Священного Синода В пределах Митрополичьего округа в республике Казахстан образовны новые епархии: — Карагандинская епархия (из ряда территорий Астанайской и Чимкентской епархий; численность по данным на 1 января 2011 г. — 1.351.905 человек); — Костанайская епархия (из ряда территорий Чимкентской и Уральской епархий; численность по данным на 1 января 2011 г. — 1.470.144 человек); — Павлодарская (из ряда территорий Астанайской епархии; численность по данным на 1 января 2011 г. — 2.142.756 человек). Новые епархии в составе Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в республике Казахстан 2011 год Заседание Священного Синода 22 марта 2011 г. Журнал Священного Синода На Северном Кавказе образованы новые епархии: — Пятигорская епархия (на территории Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, входивших в состав Ставропольской епархии; численность населения — 1.840.035 человек); — Владикавказская епархия (на территории республик Северной Осетии Алании, Дагестана, Ингушетии и Чечни, входивших в состав Ставропольской и Бакинской епархий; численность населения — 5.222.559 человек).

http://pravmir.ru/eparxii-russkoj-pravos...

25) заботится об епархиальной библиотеке и об устройстве библиотек учебников при приходских, центральных и реальных школах, равно и при гимназиях. Глава 6. О хозяйственном управлении метрополии § 402. Предварительные замечания. При рассуждение об этом предмете мы должны наперед указать и объяснить различие, какое существует между самой митрополией и епархией, которой епископу бывает митрополит, потому что епархию митрополита следует рассматривать на ряду со всякой другой епархией; она имеет и управление и администрацию, подобно прочим подчиненным епархиям, входящим в состав митрополии; поэтому все, сказанное в предыдущей главе об епархиальной администрации и подробно изложенное нами там, относится и к епархии, которой епископом бывает митрополит. На этом основании мы будем говорить здесь только о том, что относится до администрации митрополии, как церковной области. § 403. Понятие хозяйственной администрации митрополии. Под хозяйственной администрацией митрополии разумеются: 1) круг действий всех общественных единиц митрополии относительно управления, устройства и распоряжения административными делами, касающимися церквей, училищ и учреждений, которыми владеет митрополия; 2) круг действий митрополита и подчиненных епископов митрополии относительно управления, устройства и решения административных, догматических и духовных дел митрополии. § 404. Каким образом ведаются административно-хозяйственные дела митрополии Административно-хозяйственные дела митрополии ведаются соборным образом, а именно: дела церковно-административные ведаются церковно-административным митрополичьим синодом; дела же административно-догматические обсуждаются административно-догматическим митрополичьим синодом. Все это обстоятельно будет обсуждено далее. А. Церковно-административный митрополичий синод. § 405. Понятие об этом синоде Церковно-административным синодом называется собрание представителей от всех общественных единиц митрополии для заведования устройства и управления административными делами церквей, училищ и учреждений митрополии. § 406. Состав сего синода

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В грамоте сообщается, что были потребованы о нём «представительные» или рекомендательные, т. е., как должно с вероятностно подразумевать, – поручительные, грамоты русских епископов, и что патриарх, – если только мы правильно понимаем его, – не прежде хотел отпустить Алексия из Константинополя, как получив эти грамоты. На своих испытаниях, о которых мы сейчас вели речь, св. Алексий прожил в Константинополе целых два года, – год до возведения в митрополиты и год после возведения в митрополиты. Он возвратился в Россию осенью 1355 года 320 . Митрополичью кафедру он занимал в продолжение 24 лет, с 1354 года по начало 1378 года. О церковно-правительственной деятельности его, несмотря на продолжительность последней, мы совершенно ничего не знаем, кроме того, сколько и каких в бытность свою митрополитом он поставил епископов. У первого биографа его Питирима читается весьма краткий общий отзыв об этой деятельности, который есть следующий: «пребысть (св. Алексий) во святительстве и во учительстве лета довольна, уча слову Божию и по благочестью поборая, правя слово истинное православные веры, поставляя епископы, иереи и диаконы» 321 . Сохранилось до настоящего времени от св. Алексия учительное послание или поучение к его пастве, обнародованное им, как это даётся знать в послании, при занятии им митрополичьей кафедры 322 . В начале послания святитель говорит, что обращается с ним к пастве, «понеже должен есть пасти и учити её». Но после этого вступительного послания писал ли он, подражая св. Петру, и другие общие учительные послания, адресованные ко всей пастве, остаётся нам неизвестным. Кроме одного общего учительного послания сохранились от св. Алексия, в свидетельство его архипастырской ревности к учительству, два частных учительных послания, из коих одно адресовано к духовенству и мирянам Нижнего Новгорода и Городца, а другое к жителям области Червлёного Яра, – нынешней воронежской губернии. В 1365 году, о чём говорим ниже, св. Алексий взял у епископа суздальского и присоединил к своей митрополичьей епархии Нижний Новгород и Городец с их уездами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Церковные области, созданные в Русской Православной Церкви в 1928 и 1934 годах, долго не просуществовали, а потому не оказали заметного влияния на церковную жизнь. Однако идея окружного объединения нескольких епархий не была позабыта. С появлением благоприятных условий она получила новое развитие уже в наши дни в проекте создания митрополичьих округов и митрополий. Целью предлагаемого читателю текста небольшого исследования, завершающего трилогию статей автора на тему церковных округов, является сопоставление статуса, полномочий органов управления митрополичьих округов и митрополий, в том числе применительно к опыту конструирования региональных церковных центров столетней давности. Для достижения цели используется метод сравнительного исторического и церковно-правового анализа. Портал Богослов.Ru публикует текст выступления секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарёва на IX заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие – Ислам» «Пути и значение достижения взаимопонимания между Православием и Исламом», прошедшей 25–26 августа 2014 года в Тегеране (Иран). Данный материал освещает активную деятельность, проводимую РПЦ с целью принести мир и согласие в жизнь стран, участвующих в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке. Портал Богослов.Ru публикует доклад секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарёва, представленный на XIX ежегодной международной конференции Международного общественного Фонда единства православных народов «Традиционные ценности и демократические свободы в современном мире». Встреча прошла 17–20 февраля 2013 года в г. Варна (Болгария). События Πς να προστατεσουμε τον αποδυναμωμνο θεσμ της οικογνειας, ο οποος εξακολουθε  να πεθανει κτω απ την πεση της παγκσμιας  ανεκτικτητας; Με ποια μτρα να προστατευτον οι  παραδοσιακς ανθρπινες αξες; Μ’ αυτ τα επκαιρα ζητματα απευθνεται  στο κοιν ο γραμματας του ΤΕΕΣ,για υποθσεις του εξωτερικο, ιερας Σργιος Ζβοναριφ  στην εισγησ του που υποβλθηκε στη VII Κοιν Θεολογικ Επιτροπ για τον Διλογο  «Ορθοδοξας-Ισλμ», που πραγματοποιθηκε στις 6 -9 Οκτωβρου στην Τεχερνη.

http://bogoslov.ru/person/244966

По сути дела, шестое правило первого Вселенского собора защищает права не только и не столько митрополитов, сколько экзархов. Шестой канон Первого Вселенского собора «о чине митрополита» говорит: «Да господствуют древние обычаи (или имеют власть — κρατετω) в Египте, и Ливии и Пентаполе, чтобы епископ Александрии, имел над ними власть (ξουσα). Поскольку это в обычае и у епископа Рима. Подобно же в Антиохии и в других епархиях сохраняются и почетные преимущества (πρεσβεα) других Церквей. Обычай власти Александрийского епископа над Ливией и Пентаполем известен из источников III в. Проблема состоит в том, что до конца не ясны источники подобного авторитета: в административном отношении в III в. Ливия и Пентаполь подчинялись Криту, а с 320 г. составила особую провинцию. Таким образом, здесь нарушается основной принцип митрополичьей системы, выраженный в 9 правиле Антиохийского собора: «В каждой области епископам должно ведать епископа, в митрополии начальствующего». Владыка Петр Люилье стремится доказать, что Египет первой четверти IV в. не знал системы митрополичьих округов, поскольку известия о них носит более поздний характер и власть египетского епископа была подобна митрополичьей Проблема действительно дискуссионна, однако достаточно важно то, что даже если власть египетского епископа и была подобна полномочиям митрополита, то тем не менее она простиралась на несколько провинций или лучше сказать — на целый регион. Учитывая то, что мы знаем о полномочиях Антиохийского епископа и о его активном вмешательстве в церковную жизнь всего диоцеза Восток, можно говорить о некоем промежуточном состоянии — переходе от митрополии к экзархату. Внимательное сравнение 34 апостольского правила и 6 канона Никейского собора на первый взгляд говорит о существенных разночтениях. Во-первых 34 правило подразумевает «епископам всякого народа», т.е. как бы опирается на этнический принцип, в то время как 6 канон говорит о конкретных территориальных границах внутри империи, во-вторых — принцип взаимных обязательств в 34 апостольском правиле, в то время как в 6 каноне более выражена идея подчинения (εξουσια). Однако это примиримо. Во первых, 6 канон имеет конкретные этнотерриториальные общности, а именно — Восток (семитоязычную), Италию, Египет (копты). Во-вторых — в продолжении канона говорится о избрании новых епископов с согласия и совета всех или большинства епископов.

http://bogoslov.ru/article/374993

Священнослужители Православной Церкви Казахстана удостоены государственных наград 25 октября 2022 г. 17:10 17-22 октября 2022 года в связи с празднованием Дня духовного согласия и Дня Республики Казахстан ряд священнослужителей Казахстанского митрополичьего округа был удостоен государственных наград. 18 октября в здании акимата города Чимкента состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню духовного согласия. На праздничном вечере присутствовали аким города Чимкента М.Д. Айтенов, секретарь Чимкентской епархии архимандрит Вениамин (Рудый), представители государственной власти, сотрудники областного и городского акиматов, общественность мегаполиса. Наместник главы Казахстанского митрополичьего округа в Чимкентской епархии иеромонах Хрисанф (Коноплев) ( ныне архимандрит , избранный епископом Чимкентским и Туркестанским) награжден благодарственной грамотой. Государственная награда была передана архимандриту Вениамину (Рудому). Вручая знак внимания, М.Д. Айтенов подчеркнул важную роль Православной Церкви в продвижении межконфессионального диалога, сохранении мира и стабильности в обществе. В ответном слове архимандрит Вениамин (Рудый) от лица наместника Чимкентской епархии поблагодарил представителя власти за награду и поздравил присутствующих с праздником. 22 октября в драматическом театре имени С. Сейфуллина города Караганды состоялось торжественное мероприятие, посвященное празднованию Дня Республики Казахстан. На праздничном вечере присутствовали аким Карагандинской области Ж. Касымбек, представители государственной власти, сотрудники областного и городского акиматов, общественность Шахтерской столицы. За многолетний вклад в укрепление и сохранение межнационального мира и межконфесионального согласия благочинный Абайского церковного округа протоиерей Владимир Фрейганг был удостоен ордена «Курмет» (орден Почета). Высокую государственную награду пастырю вручил Ж. Касымбек. В завершение мероприятия состоялся праздничный концерт. В конференц-зале библиотеки имени С. Муканова города Петропавловска прошел научно-практический форум «Казахстан — территория согласия».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В тяжбах между клириками одной епископской епархии ( ο) компетентным является в первой инстанции суд епископа. Кроме этого суда, правило упоминает и суд договорно избранных судей, который может решить спор. Вальсамон об этом суде говорит: " не подумай, будто это относится к выборному (ε ) судье (не имеющему законного права судить, ибо его делает судьею желание сторон и условленная пеня, чего в настоящем правиле не усматривается), а к судье, который имеет право произносит церковный суд вообще, но только не имеет права суда (не компетентен, оοου ο ο ε) по отношению к этим спорящим сторонам " Тот же комментатор обращает внимание и на другой вопрос, а именно: настолько ли виноватым оказался бы клирик, который, игнорируя своего епископа, обратился бы с тою же жалобою непосредственно к митрополиту, насколько виноват он в случае обращения к гражданскому суду? И отвечает, что настолько виноватым он не был бы, ибо к гражданскому суду все же не обращался, но, во всяком случае, подлежал бы за это наказанию; и в заключении: " таким же образом клирик, который без воли местного епископа будет судиться в ненадлежащем судилище, хотя бы оно было и церковное, должен быть подвергнут епитимии по настоящему правилу " Жалоба клирика против своего или чужого епископа рассматривается в первой инстанции, по правилу, митрополичьим судом, т.е. митрополичьим или областным собором Жалоба же клирика или епископа против митрополита разбирается в первой инстанции судом екзарха великой области, иными словами - патриаршим собором С этими последними жалобами правило допускает обращаться к суду константинопольского патриарха. Побуждения и цель этого определения верно обрисованы архимандритом Иоанном в его толковании на это правило: " Это было особенное преимущество цареградского патриарха, которому и церковными и гражданскими узаконениями предоставлено было решать посредствующим судом недоуменные дела по всему востоку, подобно римскому на западе. Но правило собора, с одной стороны, предоставляятяжущимся обращаться к цареградскому патриарху, только по желанию их, а не по обязанности, не допускает таким образом никакого преобладания власти в лице этого патриарха; с другой, нарочитым возвышением его прав на востоке, уже устраняет вмешательство всякой чуждой власти в дела востока. И это, по-видимому, было особенною целью соборного постановления, против усильных притязаний римского престола "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Члены Синода обсудили ряд значимых событий, состоявшихся в Митрополичьем округе в летний период: празднование 70-летия возвращения Никольского собора Алма-Аты Русской Православной Церкви и проведение выставки, посвященной этому событию, I Всеказахстанского фестиваля православной хоровой музыки «Пасхальная песнь», VII Международного фестиваля православной молодежи «Духовный сад Семиречья». Митрополит Александр представил подробный доклад о встречах с представителями государственной власти, руководителями дипломатических миссий и зарубежными государственными деятелями: с заместителем премьер-министра Республики Казахстан Д.Н. Назарбаевой, с председателем Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан А.А. Примкуловым, с Послом Греции в Казахстане Эфтимиосом Пандзопулосом, с заместителем акима Алма-Аты А.О. Кырыкбаевым, с новоназначенным апостольским нунцием в Республике Казахстан архиепископом Фрэнсисом Ассизи Чулликатт, с вице-президентом Республики Болгарии Маргаритой Поповой, с министром образования и науки Республики Казахстан Е.К. Сагадиевым, с председателем Комитета по делам религий Республики Казахстан Г.Н. Шойкиным. Владыка митрополит рассказал о посещении вице-премьером Казахстана Даригой Нурсултановной Назарбаевой музея новомучеников и исповедников казахстанских в духовно-культурном центре Митрополичьего округа в Астане. Членам Синода митрополит Александр сообщил о своем участии в государственных и общественных мероприятиях: в митинге, посвященном Дню памяти жертв политических репрессий в музейно-мемориальном комплексе «АЛЖИР» в селе Акмол Акмолинской области, в XV заседании секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, в международной конференции «Религии против терроризма», в международной конференции «Построение мира без ядерного оружия», в открытии второй сессии Парламента Республики Казахстан VI созыва. Доклад о деятельности Алма-Атинской православной духовной семинарии представил епископ Каскеленский Геннадий. Основной темой выступления стало получение Алма-Атинской семинарией государственной лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствие с законодательством Республики Казахстан. Также владыка рассказал о своей работе в пленарном заседании Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви и конференции «Межэтническое и межрелигиозное согласие как основа устойчивого развития Казахстана».

http://patriarchia.ru/db/text/4614375.ht...

Др. епархией, делами к-рой занимался митрополит, была Туровская. Здесь после смерти кн. Острожского его наследники забирали себе доходы еп-ства, вызывали на суд духовных лиц и налагали на них штрафы, подвергали наказаниям, присваивали себе право вести бракоразводные дела. Не лучше обстояло дело во владениях Слуцких-Олельковичей. Когда М. по поступившим к нему жалобам вызвал в суд слуцкого архим. Никандра, тот к нему не поехал, «места его не вчтил, и служебника его збил и змордовал», о чем митрополит жаловался кор. Сигизмунду (АЗР. Т. 2. 230. С. 397). На территории собственно митрополичьей области М. вел осторожную политику. Одним из важных событий времени его правления стали конфликты в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), связанные, в частности, с борьбой за установление в обители общежития. В янв. 1537 г. во главе обители по ходатайству митрополита был поставлен его брат Яцек (Иакинф). О его деятельности в мон-ре ничего не известно. Ряд серьезных конфликтов произошел в обители в правление его преемника Софрония. 25 янв. 1540 г. Сигизмунд I поручил М. разобрать споры между монахами и архимандритом. Какое-то соглашение, по-видимому, было достигнуто, но затем последовали конфликты еще более острые, к которым М. отношения не имел. Правда, после низложения Софрония по ходатайству митрополита, а также князей и панов «греческого закона» во главе обители был поставлен архимандрит минского Вознесенского мон-ря Вассиан. Однако в последующих важных событиях, связанных с обителью, митрополит не участвовал. В 1546 г. о назначении нового архимандрита ходатайствовали православные миряне, а общежитие было установлено в 1549 г. королевской властью. Сложной проблемой для М. стало урегулирование отношений между митрополичьей кафедрой, виленским мещанством и правосл. приходами Вильно. Эти отношения регулировались грамотой митр. Иосифа II 1511 г., но мещане были недовольны ее условиями и старались пересмотреть их в свою пользу. При неизвестных обстоятельствах М. дал мещанам право избирать священников приходских храмов и перемещать их из одного храма в другой. В связи с этим виленское духовенство обратилось к королю, к-рый в янв. 1542 г. отменил новшества и был недоволен митрополитом, потому что не следовало, «абы ты священников, богомолцов наших, листы своими записывати, абы кому их в моц их подавати мел» (АЗР. Т. 2. 219. С. 384).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

Примечательно, что одно из изгнаний было совершено после своеобразного Собора-суда с участием Андрея Юрьевича Боголюбского [Лаврентьевская летопись, 2001, 352; Никоновская летопись, 2000, 221–222]. Не менее интересен уже упоминавшийся выше митрополичий суд над епископом Феодорцом [Лаврентьевская летопись, 2001, 355–356; Ипатьевская летопись, 2001, 551–554; Воронин, 2007, 112–118]. Судя по всему, это разбирательство было соверше но примерно в то же время, когда был судим и игумен Поликарп (ок. 1169). В этом суде, о вердикте которого сообщает летописание, много неясного и даже «темного», на что обоснованно обратил внимание Н. Н. Воронин. Трудно установить дату суда, имена его участников и даже обстоятельства ареста архиерея. При том, что летопись представила произошедшее как результат деятельности князя Андрея и «чудо», последующее разорение Киева союзными войсками русских князей, связываемое с «митрополичьей неправдой» [Ипатьевская летопись, 2001, 544–545], позволяет усо мниться в честности и объективности летописца. Вызывают вопросы выдвинутые против еп. Феодора обвинения, а также учиненная над ним расправа, поражающая своей жестокостью. Не менее примечателен суд, совершенный митрополитом по просьбе новгородцев в 1219/20 гг. [Новгородская Четвертая летопись, 2000, 199]. Причиной произошедшего стала ситуация, отражавшая всю неоднозначность канонической ситуации на Руси: на новгородской кафедре Митрофан и Антоний. Столь странная и одновременно недопустимая с канонической точки зрения ситуация 30 возникла, во-первых, по вине самих новгородцев, во-вторых, по вине самих обладателей митро поличьей кафедры. Кризис был преодолен, но его обстоятельства обнаружили крайне неприглядную как с канонической, так и с моральной позиций ситуацию в области церковного управления накануне нашествия. Ордынское господство, обернувшееся для киевской митрополичьей кафед ры не только потрясениями, но и неожиданными приобретениями, в значительной мере укрепило положение русских первоиерархов, придав их действиям большую самостоятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-prav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010