ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Основы православного воспитания (сборник статей) МИТРОПОЛИТ АМФИЛОХИЙ РАДОВИЧ И НАШЕ ВРЕМЯ Глава из киниги Александра Стаматовича «Краткая история митрополии Черногорско–Приморской» Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий Радович родился в день Рождества Христова, 7 января 1938 года, небольшом селе Бары Радовича, в Нижней Мораче, был крещен с именем Ристо (Христос). Окончив в родном селе среднюю школу, едет в Белград, где поступает в духовную Академию «Св. Савва». Получив 1962 году диплом, продолжает обучение на Филосфском факультете Белградского университета, по специальности классическая филология. Огромное влияние на духовную жизнь владыки Амфилохия оказали великие духовники о.Иустин Попович и Афонский старец Паисий. После окончания учебы в Белграде, будущий митрополит, продолжает обучение в Берне (Швейцария) и в Риме, откуда затем отправляется в Грецию. В Греции Ристо Радович проводит семь лет, там он принимает монашество постриг, в Греческой Православной Церкви его рукополагают в священника. В течение своего пребывания в Греции он защищает докторскую, посвященную св.Григорию Паламе (на греческом языке). Год проводит на Святой Горе, откуда его направляют преподавать в Париж в Институт Св. Сергия, а с 1976 года он становится преподавателем на кафедре Православной педагогики в Белградской Духовной академии Св. Иоанна Богослова. В мае 1985 года, после избрания его еписком Банатской епархии, переезжает в Цетине, где 30 декабря 1991 года возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско–Брдского и Скендерийского. Владеет русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Член Союза Писателей Сербии и Черногории. Опубликовал труды: «Тайна Святой Троицы по учению св.Григория Паламы» — научная работа на греческом языке 1973 год (докторская диссертация), «Смысл Литургии» научная работа на греческом языке, 1974 год; «Синаиты и их влияние на духовную жизнь Сербии XIV века» — научная работа 1981 год; «Духовное движение Филокалия в XVIII и начале XIX века» научная работа на греческом языке, 1982 год; «Духовное значение храма Святого Саввы в Белграде (на Врачаре)» 1989 год; «Преподобный Рафаил Банатский» 1988 год, «Возвращение чистоты душевной», 1992 год; «Основы Православного воспитания» 1993 год; «Святосавской просветительское предание и просвещенность Досифея Обрадовича» 1994 год, сборник стихов «Агнец–Спаситель» 1996 год; «Исторический обзор толкования Ветхого Завета» 1996 год.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

В его переводе опубликованы следующие произведения: Еп.Николай (Велимирович) «Кассиана», роман, перевод с сербского на греческий, 1973 год; Иустин (Попович) «Житие Святых Симеона и Саввы» перевод с сербского на греческий 1974 год; с греческого на сербский — старец Арсений Каппадокийский; митрополит Иоанн Зизулас — «От маски до личности» 1993 год; «Премудрость Соломонова» 1995; «Древний Патерик», проповеди св.Григория Паламы, другие многочисленные научные работы, очерки, и проповеди в журналах «Светигора», «Евангельский строитель» и других изданиях. Митрополит Амфилохий Радович взошел на престол митрополита в очень тяжелое для Черногорско–Приморской митрополии, да и для Православия в Черногории в целом, время. Пятьдесят лет коммунизма сделали свое дело, практически оставив за собой духовную пустыню. Церкви и монастыри в запустении, священников не хватает, целые поколения, отравленные коммунистической пропагандой, утратили религиозное и национальное самосознание. После принятия Святого престола Цетиньской Митрополии от своего предшественника, митрополита Даниила (Дайковича), который хранил и сохранил его в самые тяжкие времена, нужно было начинать все заново — возрождать церкви и монастыри, обучать священство, вернуть заблудившийся народ к истинным национальным ценностям и Сербской Святосавской Церкви. Задача трудная, ибо пять десятков лет антисербской и антиправославной работы в Черногории, оставили свой глубокий след. На фундаменте черногорской коммунистической антисербской доктрины, в многопартийной жизни Черногории стали появляться сепаратистские антисербские и антисвятосавские политические группировки, которые породили злокачественную опухоль в виде попытки создания Автокефальной черногорской церкви. Митрополия Черногорско–Приморская, как и во все прежние времена, являлась одной из основ духовного и национального возрождения в Черногории. Митрополиту Амилохию (Радовичу), с помощью духовенства и народа, удалось восстановить большое количество церквей и монастырей, построить новые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

А ещё спустя несколько лет с владыкой лично встретилась и я, и мало в чьем обществе мне было настолько хорошо и покойно. В тот день владыка, несмотря на свой крайне плотный график, смог посетить несколько залов иконописи в Третьяковской галерее. Суровые хранительницы, сначала настороженно смотревшие на нас, быстро идущих по залам и переговаривающихся, спустя мгновение фотографируются с владыкой, просят у него благословение, а у него снова находится для всех и доброе слово, и маленькая икона Петра Цетинского... Приезжайте к нам ещё!” – прощаются с Митрополитом сотрудницы сразу нескольких залов...» (Наталья Лукина, историк-балканист). «Имела счастье и честь быть представленной Митрополиту Амфилохию... Крошечный кабинет в монастыре в Цетине, по периметру заставленный книгами – резиденция” Митрополита. Не хотелось уходить, рядом с ним было чувство полной безмятежности. Небольшой, невесомый, исполненный любви и одновременно бесстрашный воин» (Вера Водынски, режиссер). Наше время будет измеряться тем, что мы были современниками этого великого человека Моя же первая личная встреча с Митрополитом Амфилохием произошла в 1995-м году, тогда его еще почти никто не знал в России. Он выступал перед небольшой группой прихожан Данилова монастыря, говорил необычные для нашего слуха слова об объятии Бога и человека, эта беседа глубоко врезалась в сердце. Несколько лет спустя мне в руки попала книга Митрополита «Основы православного воспитания», в которой я нашла ответы на все волновавшие меня тогда вопросы. А в 2000-м году я поехала в Черногорию, чтобы показать русский текст владыке и взять его благословение на издание книги в России. С тех пор я стала постоянным сотрудником митрополии, радио и издательства Черногорско-Приморской митрополии «Светигора». Владыка Амфилохий (Радович). Фото Светланы Луганской Когда мы встречались с владыкой, у него неизменно в руках появлялась книга, которую он передавал мне для перевода. Я практически никогда не беспокоила его своими личными вопросами и проблемами, достаточно было видеть этого человека, но сам он, узнавая от братии о моих бедах и болезнях, невероятным образом помогал, поддерживал.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/20/rab_bo...

Блаженнопочивший митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) с духовенством регулярно совершал Божественную литургию на остатках этого древнего монастыря. В настоящее время монастырь Пречиста Краинска является метохом монастыря Бешка . В день памяти св. Иоанна-Владимира в монастыре Пречиста Краинска происходят большие народные собрания, а на праздник Святой Троицы отсюда отправляется крестный ход до вершины горы Румии . Сегодня монастырь все еще стоит в развалинах. Время от времени в опустевшей святыне проходят богослужения. Недалеко от монастыря находится колодец с проточной водой, который датируется 1001 годом. И в наши дни он снабжает питьевой водой население близлежащих сёл. Легенда о Владимире и Косаре [ править править код ] После разрушения Успенской церкви в Краине был обнаружен крест, с тех пор уже несколько веков находящийся в братстве Андровичей. Крест высотой 45 см, шириной 38 см, толщиной 2,5 см, сделан из дерева и окован снаружи позолоченными пластинами. Место, где хранится крест, известно только двум старейшим представителям рода Андровичей. Крест связывают с именем князя Иоанна-Владимира, столица которого находилась в Краине (г. Острос). Во время войны против македонского царя Самуила в 997 году князь Владимир попал в плен и был заточен в тюрьму в г. Преспа. Красивого дуклянского князя полюбила дочь царя Самуила Косара. Вскоре они обвенчались и жили во дворце недалеко от монастыря Пречиста Краинска на Скадарском озере. В народе ходит легенда о днях, проведенных Владимиром в заключении: он был ослеплен, а чтобы возвратить ему зрение, Косара должна была построить 365 церквей по каждому дню в году. Она выбрала для этого озеро Шасси (озеро почти на границе с Албанией) и его окрестности и воздвигла здесь 365 церквей, возвратив этим зрение своему супругу. В настоящее время на озере можно увидеть остатки восьми таких церквей, выстроенных практически в ряд. После смерти царя Самуила его престол унаследовал Владислав, пригласивший князя Владимира в гости в Преспу. Как залог его безопасности, Владислав послал ему золотой крест. Зная о коварстве Владислава, князь Владимир попросил прислать ему деревянный крест, поскольку на таком кресте «распят Спаситель». Владислав отправил трёх монахов с деревянным крестом, однако сразу по прибытии Владимира в Преспу он был убит в дверях церкви. В момент гибели в руках у Владимира был деревянный крест, с которым его и похоронили в Преспе. Жена Владимира Косара перенесла его останки в монастырь Пречиста Краинска, приняла монашеский постриг и была похоронена возле Князя.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

В Скупщине союза общин Косово и Метохии считают, что владыка Артемий был смещен на основании «неточных и необоснованных аргументов». По мнению Скупщины, организаторами смещения косовского архипастыря являются митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) и викарный епископ Липлянский Феодосий (Шибалич). Скупщина союза общин Косово и Метохии обвинила владыку Феодосия и монастырь Дечаны в распространении клеветы в адрес владыки Артемия. Портал Српска.Ру отмечает необычайную спешку, с которой был отстранен от своей кафедры епископ Рашко-Призренский Артемий. «На вопрос епископа Артемия после вчерашнего заседания Синода, - пишет издание, - почему процесс против него проводится с такой спешкой, в преддверие Великого Поста, который начинается 15 февраля, один из членов Синода ответил, что здесь вообще и речи нет о спешке, так как все это продолжается уже пять лет!» «Может быть, этим процессом управляют из Вашингтона, по приказам Джозефа Байдена, так же как и пять лет назад, когда из Вашингтона пришел приказ подписать Меморандум о восстановлении церквей в Косово и Метохии, а послы западных стран в Белграде уже давно упорно требуют, чтобы епископ Артемий был снят с кафедры епископа Рашско-Призренского?». Такое предположение было высказано на официальном сайте Рашко-Призренской епархии, который со вчерашнего дня заблокирован. Как известно, управление епархией Синодом было возложено на епископа Афанасия (Евтича), который начал действовать чрезвычайно активно. Уже через час после завершения заседания Святейшего Синода, на котором было решено назначить его администратором Рашско-Призренской епархии, он, как сообщил до закрытия сайт епархии, уже находился в резиденции епископа Артемия, где " начал свой деспотический пир " . Сопровождал владыку Афанасия " его верный послушник Феодосий (Шибалич) и несколько монахов из Высоких Дечан, уже известных по своему безобразному и хулиганскому поведению, когда летом 2008 года они напали на игумена монастыря Баньска Симеона, нанеся ему тяжелые травмы " . Одним из их главных защитников тогда был как раз епископ Афанасий (Евтич).

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/16/sk...

Духовная география Среднерусский Афон Главный храм Николо-Малицкого мужского монастыря (Тверская епархия) братия называют кафоликоном, как на Афоне. Богослужению предшествует стук в талантон (деревянное било), на Литургии звучат византийские песнопения, используется настоящая греческая кацея (кадило), а в самые торжественные моменты службы монахи специальными шестами раскачивают хорос. Строгий святогорский устав не единственное отличие Николо-Малицы от других обителей – афонской традиции соответствуют и архитектура, и внутреннее убранство храмов. О далёкой Святой Горе в этих стенах напоминает почти всё, кроме природного ландшафта (вместо пальм – родные сосенки да берёзки, вместо синего моря – белый снег зимой) и того факта, что посещать Малицу, в отличие от Афона, могут и женщины. Репортаж Дениса Халфина. Путеводитель Самоцветы Черногории Сегодня наблюдается возрождение черногорского монашества. На обочинах живописных дорог страны часто встречаются указатели на монастыри. За 26 лет, в течение которых Черногорско-Приморской митрополией руководит митрополит Амфилохий (Радович), открыто более 600 храмов и монастырей. Предлагаем вниманию читателя путеводитель по некоторым из них. Материал подготовила Елена Галкина. Terra Sancta Тишина за Иорданом Не так давно паломникам на Святой Земле стал доступен для посещения участок на реке Иордан недалеко от места Крещения Господня. Чтобы узнать, как живётся русским монахам в месте, где летом температура превышает отметку +50, корреспондент «МВ» Елена Галкина отправилась по ту сторону реки и пообщалась с архимандритом Сергием (Объедковым) – клириком Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ключарём Подворья Миссии на месте Крещения Господня в Иордании. Духовная жизнь Дневник инокини «МВ» продолжает публикацию дневниковых записей насельницы одного русского монастыря. В избранных главах из дневника перед читателем приоткрывается духовная жизнь инокини, её переживания, впечатления, вопрошания, размышления. Текст печатается по благословению духовника инокини.

http://pravoslavie.ru/110158.html

На экспозиции представлены храмы и монастыри с очень драматичной судьбой. Некоторые из них были разрушены полностью или же пострадали неоднократно в разные периоды XX столетия, но потом все-таки восстанавливались, благодаря усилиям Сербской Церкви и народа. В 1981-м году, еще до войны 1999 года, был сожжен один из корпусов Печской Патриархии, но затем вновь отстроен. Наш современник, яркий духовный писатель и проповедник, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), в своей работе «Печская Патриархия – Сион Сербской Церкви» подчеркивал, что это была целенаправленная попытка уничтожить важнейшую святыню и духовный оплот сербского народа. От себя добавлю, что, продолжая параллель с Чудовым монастырем, можно вспомнить, как после революции 1917 года уничтожение этой обители, находящейся в сердце Кремля, послужило началом разрушения других православных святынь Москвы, в том числе и храма Христа Спасителя. Возвращаясь к самой выставке, повторюсь, что наша главная цель – показать, что сербское Косово не сломлено: его древние святыни и собирающийся вокруг них народ живы, несмотря ни на что. Сербское Косово не сломлено: его древние святыни и собирающийся вокруг них народ живы, несмотря ни на что Мне бы хотелось обратить внимание на уникальную фреску монастыря Высокие Дечаны, на которой изображен Христос с мечом в руке. В ней, кроме глубокого богословского смысла, отражена и героическая сербская традиция. Сербские пастыри и архипастыри всех времен, в том числе новейшего периода, призывали сербов всегда помнить о том, что Господь дал им право на эту землю и что они обязаны, при необходимости, отстаивать его даже с мечом в руках. В этом случае они выступали как духовные потомки и последователи святого благоверного князя Лазаря и всех косовских витязей, которые сражались «за Крест честной и золотую свободу». Эта мысль отразилась в одной из стихир, прославляющих великомученика князя Лазаря Косовского. Она служит словесной иллюстрацией к упомянутой фреске Христа с мечом в руке и восхваляет воинскую доблесть и христианский подвиг князя: «Жениха красную доброту возлюбив и Христу воинственностью уподобившись и Ему уподобившись, супостата низложил еси».

http://pravoslavie.ru/148778.html

Накануне праздника хозяйки готовят коливо и пекут Славский колач пирог, тесто для которого замешивают со святой водой, в центре обязательно ставят печать «Иисус Христос Ника», как на просфоре. В день Славы семья в храме. После Божественной литургии совершается чин освящения колача, колива и вина. Вместе родственники крутят пирог и поют тропарь святому, чувствуя единство. Дома семья принимает гостей. Хозяин ставит на чистое полотенце пирог, икону, свечу, пшеницу, вино, стакан воды и кладет ложечку. Каждый, кто приходит в дом, крестится перед образом святого и угощается, словно на таинстве Причастия . Кто-то из членов семьи рассказывает житие святого заступника, начинается трапеза и дружеское общение. Когда я была маленькой, в день Славы мы не ходили в храм, иконы и свечи в доме не было, но мама всегда пекла колач, готовила коливо и угощения. В праздник за столом собиралась вся семья. И так было в каждом сербском доме. Даже в самые тяжелые времена мы славили Славу. Этот праздник Тайная Вечеря , которая объединяет людей и дает силы. Сербы дружные люди, нам важно быть вместе. Как и все православные народы, мы много страдали, а по Божиему закону скорбь должна переходить в радость. Нам хочется посидеть вместе, поговорить, посмотреть друг другу в глаза. Чем больше ты страдаешь, тем больше тебя утешает Бог… «Кто такой монах?» Во времена моего детства церкви и монастыри в Югославии были закрыты. Действовал только храм святого Василия Острожского в горах, но в те годы об этом мало кто знал. И вот в 1993 году в деревню Корнет (13 км от столицы), на родину моего отца, где много времени проводила наша семья, приезжает митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) . В тот день мы с семьей были в деревне и услышали колокольный звон. Время тогда уже было неспокойное, в стране началась война. Папа сказал: «Побежали, посмотрим, почему звонят!» и мы устремились к старой закрытой церкви. Папа, мама, брат, младшая сестра и я бежим к храму, а перед глазами картина будто из сказки красивая деревенская природа, солнышко, церковь и человек невысокого роста в черной одежде с бородой и сияющими глазами.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-nash-ob...

Собор издал специальное обращение по поводу недавнего решения властей самопровозглашенного государства Косово о прекращении приема сигналов сербских мобильных телефонных систем, что резко осложнило жизнь сербского меньшинства в Косово и Метохии. Наибольшее внимание участники Собора уделили состоянию дел в Рашко-Призренской епархии. Были заслушаны сообщения епископа Артемия (Радосавлевича), отстраненного в феврале этого года от управления епархией, ее временного управляющего епископа Афанасия (Евтича), а также извещение Синода об итогах расследования сложившейся ситуации и выявленных нарушениях в епархиальной деятельности. Изучив озвученные факты, рассмотрев вопрос о канонической ответственности епископа Артемия за деструктивные, неканонические и морально неприемлемые действия некоторых его близких помощников, Собор большинством голосов освободил епископа Артемия от обязанностей правящего архиерея и почислил его на покой. Временным управляющим епархией до избрания нового продолжает оставаться епископ Афанасий (Евтич). Епископ Артемий принял решение Собора. Однако, как отмечается в сообщении, это не означает, что данное решение приняли его самозванные «защитники». Учитывая действия последних и небывалую клеветническую кампанию, развернувшуюся вокруг ситуации в Рашко-Призренской епархии и направленную против Патриарха, Синода и Собора, а также в связи с попытками настроить верующих против Церкви и ее канонических епископов, сформировать сектантский, противоречащий Православию менталитет, Собор призвал всех верующих не доверять подобным деятелям и, избегая их уловок, надеяться на преображающую любовь Христову и ожидать покаяния хотя бы некоторых из них. В заключение Архиерейский Собор принял решение сохранить на ближайшее время прежним состав Синода Сербской Православной Церкви, в который входят: митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич), епископ Бачский Ириней (Булович), епископ Далматинский Фотий (Сладоевич). Председателем Синода, согласно Уставу Сербской Церкви, является Патриарх Сербский.

http://pravmir.ru/zavershilsya-arxierejs...

Что касается сути высказанных в " заявлении " претензий, то они также надуманны. За дней десять до появления обсуждаемого текста в Москве, как известно, прошла очередная ежегодная конференция Союза Православных Братств. Кстати, отец Павел Поваляев на ней почему-то не присутствовал. Действительно, вопрос о переизбрании председателя СПБ не поднимался ни в прошлом году, ни в нынешнем по одной простой причине: полномочия главы СПБ продлевались автоматически, т.к. каждый раз съезд выражал полное одобрение деятельности Леонида Симоновича-Никшича на посту председателя СПБ. А все возможные процедурные претензии должны были бы быть обращены напрямую в секретариат СПБ, т.е. к отцу Кириллу (Сахарову), в прямые и первейшие обязанности которого было вести контроль за соблюдением внутренних регламентов Союза и организовывать проведение заседаний Совета СПБ и ежегодных съездов СПБ. Но ни игумен Кирилл (Сахаров), ни отец Павел Поваляев, ни кто-либо еще подобных вопросов не поднимали, а значит, их нынешние " наивно-удивленные " вопросы по поводу срока пребывания председателя СПБ на своем посту, по сути, являются лукавыми и лживыми. Не возникал вопрос и по поводу временного недомогания главы СПБ, который продолжает руководить Союзом вместе с тремя своими заместителями. О мероприятиях, проведенных братствами, входящими в СПБ, было подробно доложено на последней конференции СПБ: только умышленная предвзятость может утверждать, что болезнь главы СПБ как-то повлияла на активность работы Союза, которая проходит на виду у всех. Следует напомнить, что в 2003 году Председатель Союза Православных Братств и глава Союза Православных Хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич получил архиерейскую грамоту от епископа (ныне архиепископа) Нижегородского и Арзамасского Георгия - за участие в организации многотысячного Крестного хода из Дивеева в Саров и обратно с мощами Святого Преподобного Серафима Саровского в дни торжеств по случаю 100-летия со дня его канонизации. В прошлом году глава СПБ и СПХ был награжден Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II-м орденом Русской Православной Церкви имени Преподобного Сергия Радонежского III-й степени - " во внимание к трудам по организации участия православных мирян в церковных торжествах и в связи с 60-летием со дня рождения " . В те же дни, когда на сайте Назарова появилось провокационное " заявление " , митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) - член Священного Синода Сербской Православной Церкви - в своем письме на имя депутата Государственной Думы Николая Курьяновича прислал Леониду Симоновичу-Никшичу свое благословение на дальнейшую деятельность на благо Церкви. Парадоксально то, что несколько ранее сам игумен Кирилл (Сахаров) наградил главу СПБ грамотой и сделал его почетным попечителем Храма Николы на Берсеневке вместе с митрополитом Амфилохием и митрополитом Лавром, первоиерархом Русской Православной Церкви За рубежом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010