митрополит Амфилохий (Радович) (7.01.1938–30.10.2020) Миссия Священное Писание Сравнительное богословие Педагогика Интервью Труды на сербском языке митрополит Амфилохий (Радович) Епископ Сербской Православной Церкви, митрополит Черногорско-Приморский. Член Союза писателей Сербии и Черногории.. Биография Родился в день Рождества Христова, 7 января 1938 года, в селе Баре Радовича, в Нижней Мораче; при крещении получил имя Ристо («Христос»). При монастыре Морача окончил начальную школу. В 1962 году окончил Духовную академию Святого Саввы в Белграде; учился на философском факультете Белградского университета по специальности классическая филология, затем в Берне (Швейцария) и в Риме. В Греции, где провёл 7 лет, принял монашество и был рукоположён в священника Элладской церкви; защитил докторскую диссертацию, посвящённую святителю Григорию Паламе (на греческом языке). Год провёл на Святой Горе, откуда был направлен преподавать в Париж в Свято-Сергиевский институт. С 1976 года преподаватель на кафедре православной педагогики в Белградской Духовной академии Иоанна Богослова. В мае 1985 года, по избрании епископом Банатской епархии, в город Вршац. Архиерейская хиротония последовала 16 июня того же года. 30 декабря 1991 года был возведён в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского и Экзарха Священного трона Печского. Ввиду госпитализации Патриарха Павла с 13 ноября 2007 года, открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде Архиерейский собор Сербской церкви постановил временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Амфилохием. В день кончины патриарха Павла, 15 ноября 2009 года, на экстренном заседании Священного Синода Сербской Церкви избран местоблюстителем Сербского патриаршего престола. С 21 мая по 18 ноября 2010 года являлся временным администратором Рашско-Призренской епархии. В связи с проведением в Белграде 10 октября 2010 года гей-парада, назвал шествие секс-меньшинств «ядом, который разливается по улицам Белграда», добавив, что он «страшнее урана». Митрополит также заявил, что Содом заразил «современную цивилизацию» и «поднялся на пьедестал божества» в связи с чем призвал бойкотировать шествие. Представители ЛГБТ немедленно обвинили митрополита Амфилохия в гомофобии, в связи с чем член комитета по защите прав секс меньшинств Сербии Невена Петрушич потребовала от митрополита извинений в противном случае пригрозив судебным разбирательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Митрополит Амфилохий (Радович). Человек — носитель вечной жизни. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — (Православное богословие). 20 мая 2005 г. 17:51 Такие имена, как святитель Николай Сербский (Велимирович), преподобный Иустин (Попович) , епископ Афанасий (Евтич) уже хорошо известны православному русскому читателю. Имя митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича) занимает достойное место  в ряду этих имен. Книга «Человек — свидетель вечной жизни» представляет собой сборник трудов владыки, объединенных одной темой, —  православное воспитание в Церкви как в «мастерской» спасения человечества. В центре внимания автора — человек преимущественно западной культуры, ищущий ответов на вопросы жизни в учениях таких властителей дум, как Фрейд, Ницше, Сартр, а также на ложных путях восточной эзотерики, утративший связь с Богом. Испытывая неутолимое экзистенциальное алкание полноты бытия, человек бунтует против навязанного ложного бога, ищет возврата к себе и к истинному Богу. Как опытный православный педагог, митрополит Амфилохий пишет о пути к Богу, открытом в Церкви, о таинственном единении с Богом и ближним как о единственно возможной истинной жизни, о церковном просвещении и западном просвещенчестве, необратимые последствия которого сербский народ и вся Европа в целом испытывает и поныне. С большой любовью автор пишет о сербском народе, о его истории и вождях, православных героях и святых, посвятивших себя Богу и положивших свою жизнь за Бога и за народ, удостоившихся мученических венцов и Божественной славы. Один из разделов книги посвящен истории сербского монашества, его прямой связи со Святой Горой и присущей сербскому народу сердечной тяге к монастырской простоте, добротолюбию и молитвенной тишине. На языке оригинала книга носила название «Основы православного воспитания», которое издатели сочли необходимым изменить по согласованию с автором. Некоторые статьи сборника ранее уже публиковались в богословских журналах, в частности в журнале «Альфа и Омега», поэтому русский читатель хорошо знает митрополита Амфилохия, тем более что владыка часто бывает в России. Не так давно именно митрополит Амфилохий вручал высокую награду Сербской Православной Церкви Александру Исаевичу Солженицыну. На русский язык книгу перевела Светлана Луганская, издание долго и тщательно готовилось к публикации. Глубокое духовное видение, высокое образование и яркий писательский талант делают труд митрополита Амфилохия увлекательным чтением. Ирина Ковынева Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/12971.html

После четырех веков страданий с освобождением от турецкого владычества потомки славных мучеников твердо решили восстановить свой сожженный храм. Первые свидетельства об этом встречаются в 1903 году, когда братство Поповичей просило у тогдашнего митрополита Черногорско-Приморского Митрофана (Бана) благословения на восстановление этой церкви. Митрополит дал свое благословение, но работы по восстановлению храма были отложены из-за нищеты и недостатка средств. Только в 1930 году по благословению высокопреосвященного митрополита Черногорско-Приморского и будущего патриарха Сербского Гавриила (Дожича) восстановление было начато. Движимые живой памятью о пострадавших детях, верующие быстро восстановили храм, перенеся в него из храма святого Георгия под Горицей в 1936 году мощи своих мучеников. В день перенесения мощей прошел незабываемый крестный ход: когда несшие кресты во главе хода уже входили в новый храм, богомольцы, находящиеся в церкви святого Георгия , расположенной в 2 км от нового храма, еще даже не начинали шествовать. Мощи мучеников были захоронены в алтаре под святым престолом, где находились вплоть до 1995 года, когда они были перенесены в кивот справа от алтаря внутри храма. С приходом на митрополичий трон блаженнопочившего митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) началось обновление церковной жизни на приходах Черногории. В числе многочисленных обновленных храмов и монастырей оказались и оба момишичских храма: храм Вознесения Господня – в нижней части села, и храма великомученика Георгия – в верхней. Узнав о страданиях момишечских новомучеников блаженнопочивший митрополит Амфилохий (Радович) вторично обрел их святые мощи, благоговейно омыл, по древнему православному обычаю, вином и отер розовым маслом из Иерусалима. Мощи были вынесены на поклонение верующему народу и с тех пор постоянно почивают в селе Момишичи, в храме святого Георгия. В храме были написаны новые фрески, посвященные событиям 1688 года в селе Момишичи, и икона «Сорока двух мучеников Момишичских», которые были освящены в храме Святого Саввы на Врачаре. Деятельность прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_42_нов...

Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий Радович родился в день Рождества Христова, 7 января 1938 года, небольшом селе Бары Радовича, в Нижней Мораче, был крещен с именем Ристо (Христос). Окончив в родном селе среднюю школу, едет в Белград, где поступает в духовную Академию «Св. Савва». Получив 1962 году диплом, продолжает обучение на Философском факультете Белградского университета, по специальности классическая филология. Огромное влияние на духовную жизнь владыки Амфилохия оказали великие духовники о. Иустин Попович и Афонский старец Паисий. После окончания учебы в Белграде, будущий митрополит, продолжает обучение в Берне (Швейцария) и в Риме, откуда затем отправляется в Грецию. В Греции Ристо Радович проводит семь лет, там он принимает монашество постриг, в Греческой Православной Церкви его рукополагают в священника. В течение своего пребывания в Греции он защищает докторскую, посвященную св. Григорию Паламе (на греческом языке). Год проводит на Святой Горе, откуда его направляют преподавать в Париж в Институт Св. Сергия, а с 1976 года он становится преподавателем на кафедре Православной педагогики в Белградской Духовной академии Св. Иоанна Богослова. В мае 1985 года, после избрания его еписком Банатской епархии, переезжает в Цетине, где 30 декабря 1991 года возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского. Владеет русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Член Союза Писателей Сербии и Черногории. Опубликовал труды: «Тайна Святой Троицы по учению св. Григория Паламы » – научная работа на греческом языке 1973 год (докторская диссертация), «Смысл Литургии» научная работа на греческом языке, 1974 год; «Синаиты и их влияние на духовную жизнь Сербии XIV века» – научная работа 1981 год; «Духовное движение Филокалия в XVIII и начале XIX века» научная работа на греческом языке, 1982 год; «Духовное значение храма Святого Саввы в Белграде (на Врачаре)» 1989 год; «Преподобный Рафаил Банатский» 1988 год, «Возвращение чистоты душевной», 1992 год; «Основы Православного воспитания» 1993 год; «Святосавской просветительское предание и просвещенность Досифея Обрадовича» 1994 год, сборник стихов «Агнец-Спаситель» 1996 год; «Исторический обзор толкования Ветхого Завета» 1996 год. В его переводе опубликованы следующие произведения: Еп.Николай (Велимирович) «Кассиана», роман, перевод с сербского на греческий, 1973 год; Иустин (Попович) «Житие Святых Симеона и Саввы» перевод с сербского на греческий 1974 год; с греческого на сербский – старец Арсений Каппадокийский ; митрополит Иоанн Зизулас – «От маски до личности» 1993 год; «Премудрость Соломонова» 1995; «Древний Патерик», проповеди св. Григория Паламы , другие многочисленные научные работы, очерки, и проповеди в журналах «Светигора», «Евангельский строитель» и других изданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Владыка Амфилохий (Радович) Да благословит Господь, чтобы сей дух святителя Василия, святителя Петра Цетинского, святителя отца нашего Саввы Сербского 7 , основателя нашей Церкви, святого Иоанна-Владимира и других угодников Божиих овладел бы и наполнил наши сердца и сердца всех наших братьев повсюду, включая и тех из них, кто не согласен с нами, дабы и они стали настоящими, истинными людьми, Божиими людьми, народом Божиим, и дабы наш глас действительно стал гласом Божиим. Vox populi – vox Dei! Глас народа – глас Божий. И это ваш голос, и да благословит вас Господь! Как сказано в нашей народной пословице, детям говорят Ангелы. И очень важно, что сотни наших детей, начиная с младенцев, принимают участие в крестных ходах. Говоря о детях, я хочу упомянуть шестилетнюю Уну, которую отец нес на плечах во время крестного хода в Подгорице. Один полицейский, увидев ее с иконой в руках, усмехнулся, а она, обернувшись к нему, спросила: «Что вы смеетесь? Это очень серьезное дело!» «Очень серьезное дело!» – вот наказ от маленькой Уны всем, кто руководит сегодня Черногорией. Когда я недавно был в Хиландарском монастыре, она передала для меня записочку, где говорится, что «мы пойдем и будем идти до победы, будем идти до великой победы, будем идти до Христовой победы!» Так говорит маленькая Уна, которую я крестил после этого, и теперь она моя крестница. И мы будем идти до Христовой победы и не отдадим наши святыни! 8 Перевод с сербского, примечания Елены Осиповой ___________________________ 1 Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) – выдающийся современный православный богослов и мыслитель. Родился 7 января 1938 г. в селе Нижняя Морача в Черногории в патриархальной семье, которая в тяжелые послевоенные годы титовского коммунизма осталась верной православной вере и отеческим преданиям. Основную школу Ристо Радович (светское имя владыки) окончил в монастыре Морача, затем – семинарию святителя Саввы Сербского в Белграде, защитил диплом на богословском факультете Белградского университета в 1962 г., параллельно обучаясь на кафедре классической филологии философского факультета Белградского университета. В аспирантуре обучался в Берне и Риме, где защитил магистерскую диссертацию в 1965 г. Монашеский постриг и священство принял в Греции. В Афинах защитил докторскую диссертацию на греческом языке на тему «Тайна Святой Троицы по учению святителя Григория Паламы», чем привлек внимание к этой теме тогдашней европейской богословской общественности. Огромное влияние на становление будущего владыки Амфилохия оказали современные светочи Православия на Балканах: преподобный Иустин (Попович) и старец Паисий Святогорец.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/03/my_bud...

Такое заявление в среду утром на Крите сделал представитель Сербской Церкви Черногорский митрополит Амфилохий 15 июня. ПРАВМИР. Сербская Церковь изменила позицию по вопросу о своем участии во Всеправославном Соборе, который был запланирован на вторую половину июня на Крите. По новым данным, Сербская Православная Церковь намерена принять участие в работе Святого и Великого Собора, передает «Интерфакс» со ссылкой на греческое агентство церковных новостей «Ромфеа». Такое заявление в среду утром на Крите сделал представитель Сербской Церкви Черногорский митрополит Амфилохий. Сведения об участии Сербской Церкви во Всеправославном Соборе агентству подтвердили в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата. Ранее сообщалось, что Сербская Православная Церковь может принять «то или иное участие» во Всеправославном Соборе на Крите. 12 июня авторитетный иерарх Сербской Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) совершил в литургию в патриаршем монастыря Гония на Крите. Сообщалось также о послании Патриарха Сербского Иринея Константинопольскому Патриарху Варфоломею по случаю тезоименитства последнего, где указывалось, что Церковь «внесет свой положительный вклад в работу Святого и Великого собора на Крите». 9 июня Сербская Церковь направила Патриарху Варфоломею письмо, в котором, в частности, было сказано: «Наша Церковь видит препятствие к участию в Святом и Великом Соборе и предлагает его отложить на некоторое время». Как указывалось в документе, перед созывом этого исторического форума необходимо устранить разногласия Поместных Церквей, достичь консенсуса и доработать проекты документов, которые предполагалось принять на Соборе. Заявление Сербской Церкви наряду с отказом еще трех Церквей от участия в Соборе стало одной из причин отказа Московского Патриархата послать свою делегацию на Крит. Как заявил в понедельник по итогам чрезвычайной сессии Синода в Москве глава ОВЦС митрополит Иларион, «во Всеправославном Соборе должны участвовать все Церкви, и только в этом случае решения Собора будут легитимными».

http://pravmir.ru/serbskaya-tserkov-prim...

Сербская Православная Церковь Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий: И в 1941, и в 1999 годах бомбы на нас летели из одних центров Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий заявил, что что сербский народ сотворен для свободы, а Гаврило Принцип был борцом за нее. Сотрудники Шабацкой епархии Сербской Церкви завещали свои органы для трансплантации «Каждый, кто считает себя верующим человеком, как я полагаю, должен стать донором и таким образом выполнить свой долг перед ближними. А особенно перед теми, кто страдает и чью жизнь можно спасти», - считает священник Милош Петрович. Патриарх Сербский Ириней: Православные диаспоры в Западной Европе помогают сохранять в обществе христианские идеалы Сербия не бежит от Европы, но она не может вступать в такую Европу на условиях, которые ей навязывают. Мы не имеем права отрекаться от своей духовности, от своей культуры, от всего того, что делает нас народом. Поэтому мы не должны искать какие-то новые пути. Митрополит Амфилохий (Радович): Косово у сербского народа в крови Мой отец воспитывал меня на «Горном венце», Косово с детства у меня в крови. Не только у меня, у сербского народа! Это вертикаль нашей жизни, моей жизни. И вдруг мы видим, что власти Сербии, а до этого, к сожалению и Черногории, — под давлением, конечно, не по доброй воле, при насилии, насилии невиданном в истории, отказались от Косова. Патриарх Сербский Павел. Будем слушать Бога! Никто нас прежде нашего рождения, как известно, не спрашивал, хотим ли мы родиться в этом или том народе, от тех или других родителей, в том или ином духовном окружении. Во всем этом нет ни нашей заслуги, ни нашей вины. Но то, будем ли мы жить и поступать как люди или как нелюди, поверьте, зависит от нас. Пресс-секретарь Сербской Православной Церкви опроверг заявления о стремлении Церкви заниматься политикой 8 апреля 2013 года Сербский Патриарх Ириней встретился с президентом Сербии Томиславом Николичем, премьер-министром Ивицей Дачичем и первым вице-президентом Александром Вучичем. Во встрече приняли участие члены Священного Синода епископ Сремский Василий, епископ Бачский Ириней, епископ Шумадийский Иоанн и епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий.

http://pravmir.ru/tag/serbskaya-pravosla...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви» Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине 28.10.2019 2594 Время на чтение 4 минуты 24 октября греческие СМИ сообщили о прибытии в Белград комиссии Константинопольской Патриархии, которая имела своей очевидной целью убеждение руководства Сербской Церкви в «необходимости» признания ложной «автокефалии» на Украине . Возглавляли делегацию Фанара два самых яростных сторонника ложной автокефалии – митрополиты Пергамский Иоанн и Галльский Эммануил. Слава Богу, греческие иерархи в этом не преуспели, а Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий в очередной раз подчеркнул, что Патриарх Варфоломей не имеет права единолично решать вопросы об автокефалии. Сербская газета «Вечерние новости» поместила обширный комментарий Митрополита Амфилохия к визиту греческих иерархов. «У нас была встреча с комиссией Константинопольского Патриархата во главе с митрополитом Иоанном Пергамским по поводу известных событий на Украине, - говорит митрополит Амфилохий. - К сожалению, Константинопольский Патриарх продолжает отстаивать свою позицию, и ее будет не так легко изменить». Он пояснил, что комитет основывал свои взгляды по украинскому церковному вопросу на представлениях о роли Константинопольского Патриархата на протяжении истории. «Но в чем их проблема и проблема многих других, так это в том, что они не понимают, что времена изменились», - отметил владыка. «И мы, - продолжает Митрополит Амфилохий, - наш Собор, написали Константинопольскому Патриарху, что эпоха Константина началась с Святого Императора Константина, а затем закончилась в 1453 году падением Константинополя и его турецкой оккупацией, а в 1918 году мученической смертью Русской Императорской Семьи Романовых». Владыка Амфилохий напомнил, что Константинополь сыграл большую роль во времена, когда император Константин перенес столицу из древнего Рима в новый Рим. «И неоспорим тот факт, что высочайшее место империи, которая управляла судьбой Средиземноморья, не говоря уже о мире в течение почти тысячи лет, действительно дало Константинополю великую миссию, особенно для нас, славянских народов. Славянские народы получили православную веру через Константинополь, а затем и независимость своих Поместных Церквей. Это все дело великого Константинопольского Патриархата. Но наше время другое, и необходимо, чтобы Церковь, уважая все, что было в истории, по-прежнему основывала свое будущее на тех первых столетиях своей истории, когда она не была так тесно связана с правительством», - отметил Митрополит Амфилохий.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/28/pa...

– Да я хочу, чтоб у нас одна страна была – от Цетье до Владивостока. Чтобы не существовало границ и мы жили все вместе, – объявляет. Благодарение России Очень любил владыка Амфилохий Россию, Русскую Церковь, русского Патриарха Кирилла, и с прежними общался, ценил, уважал, благоговел. На Афоне у преподобного Паисия Святогорца окормлялся, которого в свою очередь воспитал русский духовник – старец Тихон. Владыка Амфилохий впитал в себя лучшие традиции Афона, Греции, России. Для меня, получившего духовное образование в России, учиться у него богословию – огромное счастье. Он очень уважал русскую богословскую традицию, особенно XX века (поскольку он был преподавателем в Париже, в Свято-Сергиевском православном богословском институте): протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитера Александра Шмемана, архимандрита Киприана (Керна), протопресвитера Иоанна Мейендорфа, был лично со всеми ими знаком. Так же, как и с А.И. Солженицыным, например, как и со множеством других русских людей. Он и с живыми общался, и с усопшими не прерывал молитвенного разговора, предстательства за них перед святыми, перед Богом. Он часто служил на русском кладбище с храмом в честь святого Феодора Ушакова в городе Герцег-Нови. Владыка Амфилохий понимал значение христолюбивой России для всего мирового Православия. Россия всегда была защитницей Православия во всем мире. Молился, чтобы и сейчас пребывала сильной. Тогда на нее могут надеяться православные люди повсюду, страны. Владыка Амфилохий очень хорошо в геополитике разбирался. Знал историю, а Россия постоянно помогала и нам, как и многим другим народам. И он хранил благодарение. Любовь, сметающая все кордоны, законодательные препоны, границы Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) Многих владыка Амфилохий благословлял на поездки в Россию, а молодежь – и на учебу. А тем, кто исполнял это его всегдашнее благословение, наставлял помянуть там и родных сербов, всегда подчеркивал эту связь наших народов. – Если будете в Санкт-Петербурге, – говорил, – навестите обязательно могилы митрополита Черногорского Василия (Петровича Негоша) и Сербского Патриарха Василия Йованович-Бркича. Они упокоены в усыпальнице Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

http://pravoslavie.ru/135005.html

Амфилохий, митрополит (Радович Ристо) Дата рождения: 7 января 1938 г. Дата смерти: 30 октября 2020 г. Дата хиротонии: 1985 г. Страна: Сербия Биография: Родился 7 января 1938 г. в небольшом селе Баре Радовича в Нижней Мораче. Был крещен с именем Ристо (Христос). Окончив в родном селе среднюю школу, едет в Белград, где поступает в духовную академию святого Саввы. Получив в 1962 г. диплом, продолжает обучение на философском факультете Белградского университета по специальности классическая филология. Огромное влияние на духовную жизнь владыки Амфилохия оказали отец Иустин (Попович) и афонский старец Паисий. После окончания учебы в Белграде будущий митрополит продолжает обучение в Берне (Швейцария) и в Риме, откуда отправляется в Грецию. Там проводит семь лет и принимает монашество. В Элладской Православной Церкви его рукополагают в священника. В течение своего пребывания в Греции он защищает докторскую диссертацию, посвященную святителю Григорию Паламе (на греческом языке). Год проводит на Святой Горе, откуда его направляют преподавать в Париж в Свято-Сергиевский институт, а с 1976 г. становится преподавателем на кафедре православной педагогики в Белградской духовной академии святого Иоанна Богослова. В мае 1985 г. после избрания епископом Банатской епархии переезжает в Цетине. 30 декабря 1991 г. возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского. Владел русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Был членом Союза писателей Сербии и Черногории. Митрополиту Амфилохию удалось восстановить большое количество церквей и монастырей, построить новые. Увеличилось число священников и монашествующих. С 1992 г. в Цетине начинает издаваться журнал митрополии Черногорско-Приморской «Светигора». Издательство «Светигора» осуществляет активную издательскую деятельность. Также с 1992 г. в Цетине возобновляет свое существование духовная академия, закрытая в 1945 г. В 1998 г. начинает свою работу радио «Светигора». В 1993 г. митрополию впервые в истории посетили Патриархи — Константинопольский Варфоломей , Московский и всея Руси Алексий , которые вместе со Святейшим Патриархом Сербским Павлом освятили фундамент храма Воскресения Христова в столице Черногории Подгорице. В 1993 г., опять же впервые в истории, в митрополии Черногорско-Приморской на Цетине и в монастыре Острог состоялся внеочередной Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви .

http://patriarchia.ru/db/text/41364.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010