В силу существенного резонанса в среде церковной общественности Петрограда, который вызвало «Обращение» Патриарха Тихона, Преосвященный Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, обратился к пастве с посланием, в котором обозначил свою позицию по данному вопросу. Митрополит Вениамин призвал отказаться от нововведений, а при решении животрепещущих вопросов богослужебной практики, которые, бесспорно, систематически возникают, руководствоваться богослужебными рекомендациями церковного календаря на 1922 год, изданного «Обществом православных приходов Петрограда и губернии». Преосвященный Вениамин в качестве интеллектуальной опоры в ходе полемики с «прогрессивным» духовенством Петрограда использовал тот опыт решения проблемы упорядочения богослужебной практики, который удалось накопить в ходе общественной дискуссии по литургическим вопросам в первые годы после Поместного собора 1917–1918 гг. Советские органы власти запретили выпускать церковные периодические издания. Поэтому сохранились лишь отдельные сведения касательно обсуждения литургических вопросов церковной общественностью тех лет. Разнообразные вопросы богослужебного обихода в первые послереволюционные годы обсуждались как на базе Петроградского богословского института (там преподавали активные участники предсоборной дискуссии и соборных дебатов по литургической тематике, среди которых особенно необходимо отметить профессоров Б. А. Тураева, П. П. Мироносицкого и А. А. Дмитриевского), так и в «Обществе православных приходов Петрограда и губернии» (среди членов правления были: будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), в то время епископ Ямбургский, будущий священномученик архимандрит Сергий (Шеин), активный участник литургической дискуссии на Поместном соборе 1917–1918 гг. профессор И. А. Карабинов). Наибольший интерес с точки зрения изучения развития общественной дискуссии по разнообразным литургическим вопросам представляет наследие богослужебного отдела «Общества православных приходов Петрограда и губернии».

http://bogoslov.ru/article/6191916

Образование свое будущий владыка начал в земской школе, потом учился в Кирсанове, в городском училище. Затем – духовное училище в Тамбове и Тамбовская семинария. В 1903 году Иван Федченков стал студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, а на последнем курсе принял монашество и получил в иночестве имя – Вениамин. Годы учебы, первые шаги на монашеском поприще, друзья и наставники – все это осталось в памяти владыки Вениамина на всю жизнь. И часто в своих произведениях он возвращается мысленно к годам молодости, с благодарностью вспоминает это время. Но в этих воспоминаниях уже зрелого, умудренного духовным и житейским опытом человека, мудро и трезво оценивающего прожитые годы, звучат тревожные нотки. Да, конечно, замечательные люди окружали иеромонаха Вениамина. Его наставником был архимандрит Феофан (Быстров) , впоследствии архиепископ, – духовник царской семьи, человек глубокой веры и мощного интеллекта. В академии о. Феофан занимал тогда должность инспектора. А ректором был архиепископ Сергий (Страгородский) – будущий патриарх Московский и всея Руси. Среди товарищей о. Вениамина по академии было немало близких ему по духу людей, искренно желавших служить Богу и людям, одолевших нелегкую богословскую премудрость. Но все же и о себе самом, и о многих людях, живших рядом и, казалось бы, искавших того же, что и он, владыка делает неутешительный вывод: «Нет, не горели мы, не горели...» Здесь – ключ к разгадке многих загадочных для нас, открывающих собственную недавнюю историю, вопросов: этой, исполненной горечью фразой митрополит Вениамин вскрывает важную духовную причину, точнее – одну из причин страшной трагедии, сопутствовавшей бедам революций и войн. Трагедии – отпадения от Бога и Его Святой Церкви, трагедии, которая, увы, не закончилась и продолжает приносить свои горькие плоды. Не горели... Даже те многие тогда еще люди, стремившиеся в своей жизни к познанию Бога, к следованию светлым началам Православия, не горели. И как это ни покажется странным, а может быть, даже чудовищным сегодняшнему цивилизованному, современному, или, как говорили во времена владыки Вениамина, передовому человеку, живущему по законам мира сего, – «не горели», потому что подчинили веру рассудку; предпочли опыт внутреннего богопознания голому интеллектуальному буйству. Попытались обосновать с помощью законов познания естественного мира непознаваемое, объяснить необъяснимое... Рационализм вторгался и овладевал сферой, в которой он просто неприменим.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Иларион , 1649–56, перев. в Нижегородский Печерский. Варлаам , 1656–59. Исаия , 1660–62. Архимандриты Пахомий , с 1662 игум.; 11. февр. 1666 произведён в архим-та; по 1672. Павел Моравский , из игум. Крестомаровских, 1672–75, 12 мая. (После архиепископ Коломенский). Тихон , 1675–77. (19 янв. 1680 определён по именному указу в Саввин Сторожевский келарем). Сергий перев. из Оранского монастыря, 1677–1701. † … Герман , в 1701, и перев. в Печерский. Авраамий , 1702. уволен. (Упом. в сент.). Филарет Тихомиров , из протопопов Нижегородского собора, 1703–29. Исаия Ичанов перев. из Оранского, 1729–34; 19 февр. сослан в Березов. Иона , 1734–40. Сергий , 1740–52; † … Софроний , 1753–58, перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий Карцев , 1758–85; 19 мар. перев. в Переяславский Даниилов. Антоний Зыбелин , бывший архиепископ Казанский, управлял с мар. 1785; † 27 сент. 1797. Иоанн , 1802–1813. Афанасий , 1813 и 1814. Израиль в 1814 перев. из Нижеломовского; по 1818. Гавриил Городков в апр. 1818 перев. из Орловского Успенского, а в 1821 – в Нижегородский Печерский. Аристарх , из Московского Знаменского, в 1821; до 1844. Варлаам Денисов , бывший архим. Иркутского Вознесенского монастыря, определён 9 мар. 1844, а с 1853 архим. Кириллова Белоезерского. Иннокентий , 1853–61. Иларион , 1862–66. 3 Благовещенский, на Бечеве, в Нижнем-Новгороде, основан св. митрополитом Алексием около 1367 г. Ныне третьеклассный. [III, 358.] Архимандриты Иона , 8 дек. 1393. Малахия , 1399, 1417, 1423, 1438 и 1446. Сергий , 1476–78 173 . Исаия , 1554. Иона , 1565. Левкий , 2 сент. 1587. Максим , 31 мар. 1588. Иосиф , 1589–93 174 . Маркелл , 1614 и 15. Геннадий , 1621–25. Дионисий , 1625–32. Иона , 1632–35. Ануфрий , в нояб. 1635, в янв. (sic) 1636. Вениамин , 8 февр. 1636. Тимофей , в янв. 1638, в сент. (sic) 1640. Ферапонт , 1640–49. Антоний , 1649–51. После в Балахнинском Покровском. Сергий , 1651–54; † в окт. Пафнутий , в мар. 1659–80. Никифор , 1680–82. Иоасаф , 17 апр. 1684–86. Иринарх , 1687–94. Игнатий , 1694–98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

публикации (см. Фома колонок М.А. Журинской (1941-2013) о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Сергий (Шеин) . 1870-13.08.1922. «Всё молятся и по камере ходят…» . Документальное фото –Василий Павлович Шеин - предоставлено автором//Фома. - – август 2015. – С.46-48. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Родился в 1870 году в деревне Шейно Тульской губернии в семье коллежского    секретаря Павла Васильевича Шеина и в крещении наречен Василием. Рано      лишился отца, мать, овдовев, осталась с девятью малолетними детьми. Когда          встал вопрос об образовании Василия, платить за него поручился титулярный           советник Дмитрий Илариевич Пестрожецкий. Благодаря ему, Василий         поступил в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. Но у    благотворителя было недостаточно средств для оплаты всего срока обучения,             и за два года до окончания училища         мать Василия обратилась к императору   с просьбой о государственной помощи. Окончил училище в 1893 году с        золотой медалью и был определен на службу в Министерство юстиции. В 1905     году был избран от Тульской области членом IV Государственной думы, в      которой стал заниматься вопросами, касающимися Православной Российской         Церкви. В 1917 году стал участником Священного собора ПРЦ, был избран   членом Предсоборного совета, Соборного совета, заместителем председателя             Уставного отдела Собора и секретарем Собора. 12 сентября 1920 года         пострижен в монашество с именем Сергий. Вскоре рукоположен в иеромонаха,            возведен в сан архимандрита и назначен в 1921 году настоятелем       Патриаршего Троицкого    подворья в Петрограде. В ночь с 28 на 29 апреля        архимандрит Сергий был арестован и заключен в тюрьму на Шпалерной     улице. 10 июня 1922 года начался судебный процесс над митрополитом       Петроградским Вениамином (Казанским), священнослужителями (среди них           архимандритом Сергием) и мирянами Петроградской епархии. 5 июля 1922    года суд приговорил 10 человек (и среди них архимандрита Сергия) к             расстрелу. 13 августа 1922 года митрополит Вениамин, архимандрит Сергий,         Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, были             расстреляны в лесу на окраине      Петрограда и погребены в безвестной общей      могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-148-...

По традиции в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий (Страгородский) служил утреннюю Божественную литургию в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. О нападении на СССР владыка узнал, вернувшись после Литургии, завершившейся около десяти часов утра, в свою скромную резиденцию — небольшой деревянный домик в Бауманском переулке. Встречавшиеся в некоторых современных публикациях утверждения о том, что владыка Сергий написал свое послание еще до начала совершения Литургии и огласил его с амвона после окончания богослужения в соборе, опровергаются свидетельствами очевидцев. Келейник митрополита Сергия архимандрит Иоанн (Разумов) писал: «Святейший узнал об этом [начале войны], когда после службы вернулся из кафедрального собора»1. Зоя Вениаминовна Пестова, жена проректора Московского химико-технологического института и известного богослова Н. Е. Пестова, вспоминала: «Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском (Богоявленском) соборе. Служил отец Николай Колчицкий. Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается и ключи сдаются в исполком. Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало еще более серьезным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: " На все Божия воля " . Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами... На другой день июня] рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу... Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка: " Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война! " »2. Послание Патриаршего Местоблюстителя В полдень 22 июня по радио прозвучала речь заместителя председателя Совнаркома и наркома иностранных дел В. М.

http://e-vestnik.ru/history/blagosloveni...

35. митрополит Тверской и Кашинский Савва 36. митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир 37. митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор 38. митрополит Псковский и Порховский Тихон 39. архиепископ Берлинский и Германский Марк 40. архиепископ Сергиево-Посадский Феогност 41. архиепископ Верейский Амвросий 42. архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт 43. архиепископ Солнечногорский Сергий 44. архиепископ Подольский Тихон 45. архиепископ Новокаховский и Генический Филарет 46. архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий 47. архиепископ Обуховский Иона 48. архиепископ Банченский Лонгин 49. архиепископ Нежинский и Прилукский Климент 50. архиепископ Венский и Будапештский Антоний 51. епископ Красногорский Иринарх 52. епископ Троицкий Панкратий 53. епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл 54. епископ Бобруйский и Быховский Серафим 55. епископ Нарвский и Причудский Лазарь 56. епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин 57. епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон 58. епископ Каскеленский Геннадий 59. епископ Уссурийский Иннокентий 60. епископ Покровский и Николаевский Пахомий 61. епископ Зарайский Константин 62. епископ Алатырский и Порецкий Феодор 63. епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний 64. епископ Богородский Иоанн 65. епископ Лидский и Сморгонский Порфирий 66. епископ Домодедовский Иоанн 67. епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений 68. епископ Петергофский Серафим 69. епископ Барышевский Виктор 70. епископ Белогородский Сильвестр   71. протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве 72. схиархимандрит Илий (Ноздрин) 73. архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии 74. архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, московского подворья Введенской Оптиной пустыни 75. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 76. архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Вознесенского Печерского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5303371...

Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) . Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой “даже до смерти” ( Откр 12:11 ). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве – колыбели христианства на Руси, взойдя на свою Голгофу. Другой архипастырь и вдохновенный молитвенник – митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) духовно окормлял верных чад своих в то время, когда внешние гонения и внутренние расколы грозили поколебать Церковь Христову. Перед лицом ожидавшей его смерти он произнес: “Я верный сын своего народа, я люблю и всегда любил его. Я жизнь ему свою отдал и я счастлив тем, что простой народ платил мне тою же любовью, и он же поставил меня на то место, которое я занимаю в Православной Церкви. Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, – жизнь или смерть, – но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все " ”. Убиенные вместе с митрополитом Вениамином архимандрит Сергий и чада церковные Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров как верные соратники его пошли на заклание с архипастырем своим. Великая княгиня Елисавета, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, посвятила свою благочестивую христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и больным. Вместе со своей келейницей инокиней Варварой она приняла мученический венец в день Преподобного Сергия Радонежского 5 июля старого стиля 1918 года. Освященный Собор, рассмотрев подвиг сих и удостоверившись в их страданиях как мученичестве за Христа, единомысленно определяет: 1. Митрополита Киевского Владимира, убиенного в Киеве гонителями Церкви 25 января старого стиля 1918 года, митрополита Петроградского Вениамина и иже с ним: архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна, пострадавших в Петрограде 31 июля старого стиля 1922 года, Великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару, убиенных близ Алапаевска 5 июля старого стиля 1918 года, причислить к лику святых мучеников и святых мучениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В первой половине октября 1919 года войска генерала А.И. Деникина взяли Воронеж, но вскоре были вынуждены отступить. Архимандрит Серафим не знал, как ему поступить — уйти на юг или остаться в Воронеже. За советом отец Серафим обратился к разбитому параличом старцу Аарону, который проживал недалеко от Воронежа. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», — сказал старец о дальнейшей судьбе архимандрита Серафима. «Как же мне понимать Ваши слова?», — спросил архимандрит. «Попадешь — узнаешь», — был ответ старца. Архимандрит Серафим и его брат иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне с углем для паровоза. На юге России архимандрит Серафим вошел в подчинение временно независимого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), образованного для самостоятельного решения срочных и важных вопросов. 7 мая 1920 года архимандрит Серафим был назначен ректором духовной семинарии в Симферополе. Вскоре был поднят вопрос и об архиерейской хиротонии архимандрита Серафима. 24 сентября 1920 года ВЦУ вынесло решение рукоположить архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Данное определение было подписано правящим архиереем Таврической епархии архиепископом Димитрием (Абашидзе), правящим архиереем Полтавской епархии архиепископом Феофаном (Быстровым), епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым) и секретарем Е.И. Махароблидзе. 14 октября в симферопольском Александро-Невском соборе архимандрит Серафим был рукоположен во епископа. Хиротонию совершил сонм архиереев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Однако вскоре ввиду вступления в Крым большевиков генерал Врангель отдал приказ об эвакуации и епископ Серафим вместе с остатками Белой армии и беженцами покинул родную землю. Весной 1921 года архиепископ Евлогий (Георгиевский), управляющий русскими приходами в Западной Европе, назначил епископа Серафима настоятелем Свято-Никольской церкви в Софии. 31 августа 1921 года Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии. Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию, что подтверждается списками законных иерархов, которые тайно пересылались за границу из Москвы. В 1921 году святитель Тихон изменил титул епископа Серафима на Богучарский.

http://pravicon.com/info-3857

В своем завещании архиепископ Никон просил похоронить его в Успенском соборе г. Владимира. Воля трагически погибшего владыки была исполнена. 1922 год – Начался судебный процесс над петроградским духовенством. Дело митрополита Вениамина (Казанского) было создано из существовавших к тому времени нескольких отдельных производств, возникших по поводу отдельных же инцидентов, имевших место при изъятии ценностей в различных петроградских церквах и в различное время. При появлении надобности в организации процесса эти производства соединили в одно целое, и все события, в них изложенные, объявили результатом злонамеренного подстрекательства со стороны «преступного сообщества» во главе с митрополитом. На скамье подсудимых оказалось 86 человек. Среди обвиняемых помимо митрополита Вениамина были его викарный епископ Венедикт (Плотников), председатель правления петроградских приходов профессор Юрий Новицкий, заместитель председателя архимандрит Сергий (Шеин); настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков, настоятель Исаакиевского собора протоиерей Леонид Богоявленский, настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов; священники А. Н. Толстопятов, М. В. Тихомиров, П. П. Левитский; члены правления петроградских приходов Иван Ковшаров, известный канонист профессор В. Н. Бенешевич, преподаватели Духовной академии и Богословского института, университетские профессора и студенты, церковные старосты. Судили женщин, и среди них фельдшерицу, которую обвиняли в «контрреволюционной истерике»; судили крестьян, стариков, перса-магометанина, нечаянно оказавшегося возле храма, где проводилась конфискация. Вызванные вначале на суд как свидетели Н. А. Елачич, профессор Н. Ф. Огнев, протоиерей П. А. Кедринский, были арестованы и посажены на скамью подсудимых. Непредвзятому наблюдателю могло показаться, что весь процесс — сплошное недоразумение: ведь изъятие церковных ценностей в Петрограде прошло довольно спокойно. Однако его организаторы давали ясно понять, что официальное обвинение — лишь повод... Однажды Красиков воскликнул на суде: «Вся Православная Церковь — контрреволюционная организация. Собственно, следовало бы посадить в тюрьму всю Церковь!»

http://pravoslavie.ru/5478.html

Митрополит Вениамин, который готов был жертвовать голодающим все, вплоть до священных сосудов, - при условии постепенности и контроля со стороны духовенства и верующих - был отдан под «пролетарский суд» как главарь контрреволюционного заговора. Постыдный судебный процесс закончился вынесением смертного приговора десяти обвиняемым, включая митрополита Вениамина, епископа Кронштадтского Венедикта (Плотникова), протоиереев Николая Чукова и Леонида Богоявленского (настоятеля Исаакиевского кафедрального собора). Политбюро ВКП (б) позволило сохранить жизнь шести из них, однако митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), профессор Юрий Новицкий и юрист Иоанн Ковшаров были тайно расстреляны. В 1922 году из-за невозможности пройти перерегистрацию в органах власти Церковь стала «нелегальной организацией». При этом как грибы после дождя при поддержке большевиков возникали обновленческие группировки и целые «епархиальные управления», в то время как Патриарх Тихон оставался под арестом. Власти потребовали пройти перерегистрацию и церковным школам. Единственным канонически правомерным выходом в этой ситуации было создание церковных структур, независимых («автокефальных») от обновленцев. Это было предусмотрено указом Патриарха Тихона от 20/7 ноября 1920 года, изданным на случай утраты связи с Высшим Церковным Управлением или насильственной ликвидации самого Управления. В Петрограде инициаторами «автокефалии» на епархиальном уровне стали два викария убиенного митрополита Вениамина - епископы Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). Их поддержал ряд видных представителей городского духовенства, в том числе протоиерей Григорий Сербаринов. Власти не ответили на их ходатайство, оба епископа были высланы, но добиться у духовенства полного признания «обновленческого переворота» так и не удалось. Отверг любые связи с обновленцами и Петроградский Богословский институт. В течение года он сохранял автономное положение, но к маю 1923 года был вынужден прекратить свое существование - в первую очередь, из-за непосильного налогового гнета. («Переобложение» налогами станет в СССР распространенным методом борьбы с религией). Летом 1923 года по политическим соображениям властям пришлось освободить Патриарха Тихона. После этого обновленчество сразу дало трещину, как дом, построенный на песке.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010