Истинной причиной процесса был отказ митрополита признать ВЦУ и отлучение от Церкви делегата этого управления «живца» А. Введенского , который был инициатором и душой всего этого процесса 120 . Лично Введенский на процессе не присутствовал, так как его ранила камнем неизвестная женщина, но его заменил в качестве главного обвинителя другой член ВЦУ – Красницкий. 5 июня процесс закончился приговором к расстрелу митрополита и ещё 9 человек и к тюремному заключению остальных подсудимых. В ночь с 12 на 13 августа в нескольких верстах от Петрограда близ станции Пороховой Ириновской железной дороги были расстреляны митрополит Вениамин, бывший член Государственной Думы архимандрит Сергий (Шейн), проф. Ю. П. Новицкий и присяжный поверенный Ковшаров. Вместе с тем Петроградский епархиальный исполком постановил уволить всех священнослужителей, не признающих ВЦУ 121 . То же в общих чертах произошло в Москве 122 , Киеве 123 , Одессе 124 , Минске 125 , Екатеринбурге 126 и других епархиальных городах. Всюду епископы, не признавшие ВЦУ, были высланы и посажены в тюрьму. Только за один раз ВЦУ уволило 34 епископа, а к концу 1923 года высланных епископов было 66 человек 127 . А оставшимся было запрещено даже проведывать против ВЦУ 128 . Все епархиальные учреждения, не признавшие ВЦУ, были закрыты и заменены «живоцерковными», а члены их или высланы, или посажены в тюрьмы. Случайно уцелевшие епархиальные деятели, разобщённые с центром, пытались наладить епархиальную жизнь, воспользовавшись мудрым посланием митрополита Агафангела об автокефалии епархий, и устраивали съезды верующих, но ВЦУ пустило в ход и против того и против другого всю силу советской власти. В конце 1922 года Красницкий подал ВЦУ докладную записку 129 о борьбе с автокефалией отдельных епархий, где, между прочим, рекомендует не только лишить сана всех священников-автокефалистов, а мирян отлучить, но сообщить советской власти, что это движение «имеет политический характер, вредно для государственного спокойствия и опасно для государства» 130 . Были запрещены, по настоянию ВЦУ, как опасные для государственной власти, и всякие религиозные съезды, если они собирались не по призыву ВЦУ. Но, признаётся официальный орган советской власти, «несмотря на чрезвычайную бдительность госполитуправления, состоялся ряд тайных съездов верующих во Владимире, Курске, Рязани, Перми и других городах. Везде приняты постановления о непризнании ВЦУ и поддержке Патриарха Тихона» 131 . Особенно ожесточённую борьбу повело ВЦУ с организованными, согласно постановления Московского Собора 1917–1918 гг., приходскими советами 132 . И здесь ВЦУ шло рука об руку с советской властью, требовавшей строгих мер против этих контрреволюционных организаций 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Пока длятся прения — подсудимые живы. Кончатся прения — кончится жизнь…” Трибунал приговорил к смерти десятерых. Этой смерти они прождали больше месяца, до конца процесса эсеров (как если б готовили их расстреливать вместе с эсерами). После того ВЦИК шестерых помиловал, а четверо (митрополит Вениамин; архимандрит Сергий, бывший член Государственной Думы; профессор права Ю. П. Новицкий; и присяжный поверенный Ковшаров) расстреляны в ночь с 12 на 13 августа. Мы очень просим читателя не забывать о принципе провинциальной множественности. Там, где было два церковных процесса, там было их двадцать два. К процессу эсеров очень торопились с уголовным кодексом: пора было уложить гранитные глыбы Закона! 12 мая, как договорились, открылась сессия ВЦИК, а с проектом кодекса всё ещё не успевали — он только подан был в Горки Владимиру Ильичу на просмотр. Шесть статей кодекса предусматривали своим высшим пределом расстрел. Это не удовлетворило Ленина. 15 мая на полях проекта Ильич добавил ещё шесть статей, по которым также необходим расстрел (в том числе — по статье 69: пропаганда и агитация… в частности — призыв к пассивному противодействию правительству, к массовому невыполнению воинской или налоговой повинности ). И ещё один случай расстрела: за неразрешённое возвращение из-за границы (ну, как все социалисты то и дело шныряли прежде). И ещё одну кару, равную расстрелу: высылку за границу. (Предвидел Владимир Ильич то недалёкое время, когда отбою не будет от рвущихся к нам из Европы, но выехать от нас на Запад никого нельзя будет понудить добровольно.) Главный вывод Ильич так пояснил наркому юстиции: “Товарищ Курский! По-моему надо расширить применение расстрела… (с заменой высылкой за границу) ко всем видам деятельности меньшевиков, эсеров и т. п.; найти формулировку, ставящую эти деяния в связь с международной буржуазией” (курсив и разрядка Ленина). Расширить применение расстрела!  — чего тут не понять? (Много ли высылали за границу?) Террор — это средство убеждения , кажется ясно! А Курский всё же не допонял. Он вот чего, наверно, не дотягивал: как эту формулировку составить, как эту самую связь запетлять. И на другой день он приезжал к председателю СНК за разъяснениями. Эта беседа нам не известна. Но вдогонку, 17 мая, Ленин послал из Горок второе письмо:

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Скоро начался суд, продолжавшийся почти целый месяц – с 10 июня по 5 июля (по нов.ст.) 1922 г. Исход его известен. Этот месяц суда был в высшей степени тяжел морально. Июль 1928 г., дача, деревня Черново. Пояснение С 10 июня по 5 июля (нов.ст.) 1922 г. в Ленинграде происходил громкий процесс " церковников " во главе с митрополитом Вениамином. Судили до ста человек, главным образом – священников, но были и миряне – мужчины и женщины. Судили в военном трибунале по делу о неотдаче церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, но по статье 62-й Уголовного Кодекса, обвиняя в контрреволюции – " в содействии международной буржуазии в целях низвержения Советской власти " . Обвиняемые были присуждены к различным наказаниям. Между прочим десять человек были присуждены к расстрелу, а именно: митрополит Вениамин, еп. Венедикт, Ковшаров, архимандрит Сергий (Шеин) – из профессоров правоведения и член Государственной думы, Ю.П. Новицкий, прот.Л.К. Богоявленский, бывший настоятель кафедрального Исаакиевского собора, прот.Н.К. Чуков, бывший настоятель Казанского собора, Николай Александрович Елачич, бывший секретарь Государственного совета, Димитрий Флорович Огнев, бывший сенатор последнего времени, и я, Чельцов Михаил Павлович, бывший настоятель Троицкого Измайловского собора и председатель Петроградского Епархиального совета. Главным основанием для суда и осуждения было выдвинуто то, что вышепоименованные лица были членами Правления Общества приходских советов Ленинграда, т.е. входили в организацию хотя существовавшую легально, но обратившую свою работу в деле отдачи церковных ценностей будто бы во вред Советской власти. Меня все время трактовали тоже как члена Правления, хотя всем, и судьям в том числе, хорошо было известно, что членом Правления я не был и все время стоял в открытой оппозиции сему Правлению; приплели же меня, как близкого по своей общецерковной работе к митрополиту и видного протоиерея. После произнесения приговора, нашими защитниками была послана в Москву кассация на приговор, оставленная Москвой без последствий, а нашими родными посланы ходатаи в Москву во ВЦИК с просьбами о нашем помиловании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1469...

Arhiva Reprezentanii Exarhatului Belarus i ai autoritilor Repyblicii Belarus au discutat problemele de colaborare în sfera pstrrii patrimoniului istorico-cultural 16 noiembrie 2016 16:35 15 ноября 2016 года в Синодальном зале Минского епархиального управления состоялось заседание Координационного совета по разработке и реализации совместных программ сотрудничества между органами государственного управления Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на тему «О ходе выполнения программы сотрудничества между Министерством культуры Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью по вопросам охраны и сохранения историко-культурного наследия». Участие в заседании приняли: митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси; Л.П. Гуляко, уполномоченный по делам религий и национальностей, председатель Координационного совета; И.В. Дрига, первый заместитель министра культуры Республики Беларусь; Л.В. Боровко, заведующая отделом по работе с общественными объединениями администрации Президента Республики Беларусь; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин ; архимандрит Сергий (Брич), управляющий делами Минской экзархии; протоиерей Андрей Волков, секретарь Минской епархии ; парламентарии, представители министерств и ведомств Республики Беларусь; главы синодальных отделов Белорусского экзархата. Заседание открылось вступительным словом Л.П. Гуляко. Уполномоченный по делам религий и национальностей напомнил, что общее соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью было заключено в 2003 году. На данный момент соглашения о сотрудничестве заключили 16 министерств Республики Беларусь, все областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет, Национальная академия наук. На основе этих документов ведется совместная работа государства и Церкви по сохранению традиционных ценностей белорусского народа, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, профилактике негативных явлений в обществе. Соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры и Белорусской Православной Церковью было заключено в 2004 году.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4682189...

28 июля 1914 года святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви с определением совершать день церковной памяти июля – в день праведной кончины. 31-го числа. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, и иже с ним убиенные священномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн Священномученик Вениамин родился в 1873 году в семье сельского священника Олонецкой епархии Павла Казанского и супруги его Марии и получил во Святом Крещении имя Василий. Окончив Олонецкую духовную семинарию, Василий Казанский поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В студенческие годы окрепла в нем решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На втором курсе, в 1895 году, он принимает монашеский постриг с именем Вениамин, рукополагается в сан иеродиакона, а в следующем году – в сан иеромонаха. В 1897 году иеромонах Вениамин оканчивает со степенью кандидата Духовную академию, и его назначают преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию. Вскоре петербургское начальство обратило внимание на молодого иеромонаха. В 1898 году он уже инспектор Холмской Духовной семинарии, в следующем году переводится на ту же должность в СанктПетербургскую Духовную семинарию. В 1902 году он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Самарской Духовной семинарии. В 1905 году архимандрит Вениамин вновь возвращается в Санкт-Петербург, получив назначение на должность ректора столичной семинарии. Через несколько лет Господь призывает архимандрита Вениамина к высокому епископскому служению. 24 января 1910 года архимандрит Вениамин был посвящен во епископа Гдовского и назначен викарием Санкт-Петербургской епархии. Святитель Вениамин особенно любил служить и возвещать слово Божие в храмах на рабочих окраинах Петербурга (с 1914 года – Петрограда) и особенно в церквах Путиловского и Обуховского заводов. Много делал владыка Вениамин для спасения падших женщин. Воздействие служб, личное обаяние и влияние наставлений епископа Вениамина были столь велики, что многие из них, пробудившись от греховного сна, оставляли свое гибельное занятие и возвращались к честной жизни. Он был искренне любим народом Божиим. Как пастырь добрый, владыка Вениамин всегда находил путь к сердцам простого люда Петербурга. И поэтому, когда в Петроградской епархии проходили альтернативные выборы правящего архиерея, духовенство и миряне, и в частности, питерские рабочие, избрали на кафедру своего любимого батюшку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

сост. архимандрит Тихон (Затекин) и О.В. Дегтева Скачать epub pdf Архиепископ Вениамин родился 26 июля 1739 года в С.-Петербургской епархии, в селе Красном, и в крещении наречен Василием. Отец его был священником, четверо братьев – также священнослужители, один из которых – протопресвитер Московского Благовещенского собора Сергий – синодальный член, духовник императора Александра Павловича. Получив домашнее воспитание, Василий отдан был обучаться в духовное училище. От природы он имел расположение к уединению и ученым занятиям. Завершив обучение в С.-Петербургской академии, называемой тогда Александро-Невской семинарией, Василий на 20-м году жизни поступил в монашество (в 1759 году). При пострижении в иноческий сан наречен был Вениамином. Далее целых девять лет преподавал он разные науки в Александро-Невской семинарии, после чего в 1768 году иеромонах Вениамин определен префектом семинарии и учителем философии. В 1770 году из префектов назначен ректором той же Невской семинарии и учителем богословия, на место Исаии (Германовского). Вместе с тем посвящен Вениамин и в сан архимандрита, направлен сначала в Старо-Ладожский Николаевский, а затем в Троицкий Зеленецкий монастырь. Отсюда в 1774 году перемещен в настоятели Троицкой Сергиевой пустыни, находившейся в 15 верстах от Санкт-Петербурга. Еще во времена управления Александро-Невской семинарией Вениамин был членом духовной консистории в С.-Петербурге и под руководством знаменитого иерарха, митрополита Гавриила (Петрова), научался епархиальному управлению. Умом и действиями своими заслужил расположение к себе у многих, что открывало ему поприще для большой деятельности. Через четыре года после посвящения в сан архимандрита Вениамин хиротонисан в епископа Новгородской епархии, на место скончавшегося викария Антония. Рукоположение его совершал 13 июля 1774 года Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, которому Вениамин становился помощником в управлении. Новопосвященный епископ именовался Олонецким и Каргопольским, жил в Александро-Свирском монастыре. Однако епископом Олонецким Вениамин был менее года: в 1775 году переведен в Архангельск, именуясь с тех пор епископом Архангельским и Олонецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Должно отметить, что несмотря на такую мученическую смерть, глубокой памяти и почитания его в народных массах, по–видимому, не осталось, как это можно сказать про славного батюшку, отца Иоанна Кронштадтского 224 (Об отце Иоанне мною написана книга о жизни и трудах его – более 1 000 страниц. Экземпляры этих книг отданы Святейшему Патриарху, митрополиту Николаю и другим. (См.: Вениамин (Федченков) , митр. Отец Иоанн Кронштадтский . СПб., 2005. – Ред.). Бог–Судия! Анекдот ли? Когда началась революция, патриарх Тихон поехал из Москвы в Ленинград 225 . На Николаевском вокзале (теперь – Октябрьском) 226 встретил его митрополит Вениамин с духовенством и народом и обратился с такою (по преданию) речью: – Вот я, всё духовенство и православный народ, – мы готовы и умереть за Православную Церковь , – и так далее. – Умереть ныне не мудрено, – ответил патриарх со свойственным ему юмором, – а нам нужно научиться, как жить! Правда ли это или нет, – не знаю. Но на митрополите Вениамине его предсказание сбылось на деле. А патриарх (правда, не сразу, а постепенно и не долго) учился жить; и основу будущей жизни Церкви заложил. Недаром заместитель его, митрополит Сергий, в послании своем сказал: – Вот если бы патриарх Тихон пожил бы еще год или два... Но над всеми Промысл Божий ... 211 Священномученик Вениамин (в миру – Василий Павлович Казанский, †1922), митрополит Петроградский; память чтится 31 июля/13 августа. Василий Казанский, будущий митрополит Вениамин, родился в 1873 году в Олонецкой губернии в семье священника. Окончил Санкт–Петербургскую духовную академию. В 1895 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в следующем году – во иеромонаха. С 1899 года – инспектор Санкт–Петербургской духовной семинарии, с 1902 – ректор Самарской семинарии, с 1905 – ректор Санкт–Петербургской семинарии. В 1910 году хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт–Петербургской епархии. Епископа Вениамина называли «неутомимым епископом»: он часто служил в самых бедных храмах на окраине города, в церквях Путиловского и Обуховского заводов, много занимался духовным просвещением, церковноприходскими школами. В 1917 году занял Петроградскую кафедру; в 1918 возведен в сан митрополита. Не признал законность обновленческого Высшего церковного управления. В 1922 году арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. По приговору Петроградского революционного трибунала митрополит Вениамин был расстрелян. Вместе с митрополитом Вениамином были расстреляны осужденные по тому же делу архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. Они также причислены к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Архимандрит Вениамин (Федченков). 1918 г. Вспоминая о том времени, когда он был в Москве в октябрьские дни 1917 года, он говорит, видимо, тем самым выражая мнение большинства участников Поместного Собора: конечно, наши симпатии были на стороне юнкеров, вот этих молодых людей: там были и студенты, и гимназисты, и кадеты, и курсистки. Но, тем не менее, пишет владыка, мы и остальных воспринимали как своих. У него уже в самом начале было ощущение, что происходит братоубийство. Ему во сне явился патриарх Тихон, который сказал: " Послужи народу " А что до его личного мужества, то, конечно, в эмиграции, в той довольно взвинченной, напряженной атмосфере, когда разделялись семьи по признаку политическому, по признаку юрисдикционному (там было три православных юрисдикции, как мы знаем), он занял очень четкую позицию. Владыка Вениамин поддержал митрополита Сергия, которого знал очень хорошо лично: тот был его ректором в то время, когда будущий владыка Вениамин обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, а в бытность владыки Сергия на Финляндской кафедре, владыка Вениамин был его секретарем. И он всегда испытывал большое уважение к нему и старался придерживаться той линии, которую митрополит Сергий избрал. Хотя и переживая принятие так называемой Декларации 1927 года, которую он подписал не сразу, а проходя сорокоуст. Сорок дней владыка Вениамин служил Литургию. Есть его дневник, он так и называется «Святой сорокоуст». В нем он записывал те мысли, которые пришли ему в голову, легли ему на душу, когда он совершал Литургии целенаправленно для того, чтобы понять для себя этот вопрос, чтобы получить некое прояснение свыше. Там есть один очень интересный момент. Он пишет о явлении ему во сне патриарха Тихона, который произносит слова: «Послужи народу». Я думаю, что тут имеется в виду народ Божий, народ православный. Владыка Вениамин руководствовался именно этим. - Решение поддержать патриарха Сергия тоже было не из простых? - Безусловно. Сейчас мы может ретроспективно говорить о разных течениях, о разных направлениях в Православии. Как-то мы стараемся это уже покрыть любовью задним числом. Но ведь для владыки Вениамина люди, отделившиеся от митрополита Сергия, а по сути - от патриарха, были раскольниками. А в эмиграции было очень тяжело. К нему приклеили кличку «красный митрополит», для которой нет решительно никаких оснований. И он мужественно и во Франции, и во время служения в Америке нес этот крест, являя верность каноническому священноначалию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Как уроженец Олонецкой епархии, о. Вениамин сохранял связи со своими земляками. Одним из самых уважаемых олончан в столице был настоятель Казанского собора протоиерей Димитрий Тимофеевич Мегорский. Он окончил Олонецкую духовную семинарию в 1863 году, то есть всего двумя годами позже о. Павла Казанского. Протоиерей Д. Мегорский долго преподавал в С.-Петербургской семинарии. С открытием при ней братства св. Иоанна Богослова он вошел в число братчиков и постоянно избирался членом ревизионной комиссии. Умер о. Димитрий 26 января 1909 года, и 29 января архимандрит Вениамин участвовал в его отпевании 291 . 29 ноября 1909 года о. Вениамин, как и многие олончане, лично приветствовал земляка протоиерея Николая Алексеевича Лебедева († 9 июня 1914), справлявшего редкий юбилей – 60-летие служения в священном сане 292 . На посту ректора семинарии архимандрит Вениамин оставался и «членом-деятелем» Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Уже через месяц после возвращения в Петербург, 6 и 11 декабря 1905 года, он проводил беседы в молитвенном доме Общества в селе Александровском за Невской заставой 293 . Своим возникновением этот молитвенный дом был обязан семинарскому преподавателю гомилетики иеромонаху Геннадию (Туберозову). В Крещение, 6 января 1906 года, о. Вениамин был среди сослужащих за литургией, совершенной митрополитом Антонием с епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) , ректором С.-Петербургской Духовной академии, в лаврском Троицком соборе. Из Лавры на Неву направился большой крестный ход. Такое торжественное крещенское водосвятие здесь, на городской окраине, представляло редкость. На него собралось множество народа, но из «высокопоставленных лиц» не было никого 294 . В тот же вечер епископ Сергий и архимандрит Вениамин положили начало духовным беседам на фабрике Варгуниных, где они часто проповедовали еще в 1890-х годах, студентами академии. «Молебен и беседа были в церкви, и народу собралась масса. Были все очень довольны таким торжественным открытием бесед» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Вениамин часто совершал богослужения в окраинных храмах столицы, проповедовал слово Божие нищему люду, простым рабочим, устраивал и читал воскресные лекции для рабочих. На Боровой улице, где было скопление притонов и злачных мест, располагалось общество в честь Пресвятой Богородицы, где митрополит Вениамин часто служил. На Рождество и Пасху епископ Вениамин совершал архиерейские богослужения на Путиловском и Обуховском заводах. Простой народ Петербурга предан был ему безмерно, любили его и гимназисты, которые знали владыку по службам в питерских гимназиях и училищах. Летом епископ Вениамин всегда совершал крестные ходы, особенно многолюдным был ежегодный крестный ход из Петербурга до Шлиссельбурга к древней Казанской иконе Божией Матери. После февральской революции владыка Вениамин голосами простых верующих был избран архиепископом Петроградским, а в канун Поместного Собора его возвели в сан митрополита. Пребывая на столь высоком престоле, митрополит Вениамин оставался человеком добрым и доступным каждому. Он был, вероятно, самым аполитичным во всем российском епископате, и поначалу встречал меньше препятствий в совершении своего архипастырского служения, чем другие архиереи. Выбор его в качестве очередной жертвы красного террора должен был запугать иерархов: если уж такой архиерей, как митрополит Вениамин, расстрелян как контрреволюционер, то какая же участь ожидает епископов, не скрывавших своей неприязни к новому режиму. Но выбор этот совершен был и не без Божия Промысла.    Процесс открылся 29 мая в здании бывшего Дворянского собрания. На скамье подсудимых оказалось 86 человек. Среди обвиняемых, помимо митрополита Вениамина, были его викарий епископ Венедикт (Плотников), председатель правления петроградских приходов профессор Юрий Новицкий, заместитель председателя архимандрит Сергий (Шеин), в прошлом секретарь Поместного Собора; настоятели Казанского собора — протоиерей Николай Чуков и Исаакиевского собора — протоиерей Л. К. Богоявленский и Троицкого собора — протоиерей Михаил Чельцов, священники А.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010