Непосредственно после Октябрьской революции большое количество русских беженцев оказалось на территории Королевства Югославии. Около 70 тыс. их высадилось в Зеленике (название местности и морской пристани в Которской бухте, неподалеку от г. Херцег Нови. - Ред.); в том числе - 70 генералов и адмиралов Русской царской армии. Многие разъехались затем по всему королевству, но какая-то часть - осталась. Черногория таким образом получила квалифицированные кадры: врачей, инженеров, преподавателей... Останки многих этих беженцев погребены в земле Черногории; многие русские именно здесь ожидают Второе Христово пришествие. Так же, впрочем, как и многие черногорцы - в России. Среди последних - даже один владыка, Василий Петрович (митрополит Черногорский Василий Петрович (1709-1766), писатель, автор первой печатной «Истории сербского народа», умер в Петербурге в 1766 г. и похоронен в Александро-Невской Лавре. - Ред.). Попробую сказать теперь, зачем нам, черногорцам, нужны русские. Россия всегда щедро помогала Черногории. И сегодня, когда черногорская экономика практически уничтожена, самые значительные живые деньги нам приносят именно русские. Черногория же в свое время - объявила войну Японии. Из-за России. Когда-то Черногория настежь распахнула двери перед русскими братьями и сестрами, лишившимися собственного отечества. Тогда она стала для них второй родиной. А теперь - искушение! Может быть, даже большее, чем когда-либо прежде. Вот зачем нам - не столько ради земных благ, сколько с точки зрения эсхатологии, с точки зрения будущего века и вечной жизни - нужны русские и Россия. Фрески Цетинского монастыря Цивилизация окутана ядовитым дымом отрицания христианских ценностей жизни. Из сатанинской «кухни» мирового зла (зла мира сего), чьи щупальца (через кои и поступают «питательные» соки) достигают глубин богоотступничества Люцифера, - силой денег и военной техники - нам навязывают ложную демократию (как обман) и «права человека» (как высший приоритет). А через них - гедонизм, гомосексуализм, наркотики, развал семьи, сексуальные «свободы», аборты и средства контрацепции, эвтаназию... И так - вплоть до «гранд шоу» и СМИ как индустрии, спекулирующей на всем и вся, так что любые истины становятся «относительными». Этот дым так же губителен для души, как чернобыльское облако было губительно для тела.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/29/chern...

«Националисты для либералов - понятный и легкий противник в идеологической сфере. Вот с традиционалистами, с настоящими русскими правыми либералам не справиться в идеологической сфере. Поскольку за ними мощная традиция русской национальной политической мысли от славянофилов (а то и от митрополита Киевского Илариона с преподобным Нестором-летописцем) до А.С. Панарина» . Да не «националисты», а «нацдемы» или псевдонационалисты. А русский национализм - одно из составляющих славянофильства. Митрополит Иларион? Правильно. Читайте внимательно, во второй половине «Слова о законе и благодати» - о русском народе. На некоторые иные вопросы, относящиеся к «русскому национализму» я уже неоднократно высказывался. Например, заметка ещё 2011 года . Себя повторять нескромно, да и совсем не авторитетно для взыскательной аудитории. Потому подкреплюсь относительно недавней статьей К.Ю.Душенова «Политические русские или два русских национализма» . Цитирую, с моей точки зрения, основные мысли Константина Душенова по рассматриваемой здесь проблематике. «Казалось бы, в последнее время... звучат слова о Русском мире, о необходимости защиты русского народа... Но на самом деле все далеко не так... Для подавляющего большинства нашей элиты, эта спекуляция на русском вопросе является чисто формальной... Просто эти люди ради сохранения своих постов и денег готовы быть и фашистами, и коммунистами, и либералами, и «русскими националистами»... Такая же картина и в СМИ... Зачастую СМИ пытаются осветить русскую проблему, показывая сюжеты о так называемых «русских националистах». Но тут есть свои «подводные камни»». Обратите внимание на справедливо употребляемое Душеновым словосочетание - «так называемые». Именно, «так называемые» или самоназванные «русские националисты». «Есть традиционные русские националисты, мировоззрение которых коренится еще в черносотенном движении. Именно черносотенцы были опорой русского монархического православного национализма, который, в свою очередь, был фундаментом для борьбы со смутой... Русский православный национализм - это национализм имперский... Более того, в своем эсхатологическом проявлении (последние времена перед кончиной мира) русский национализм предполагает, что возрожденное русское государство (« Москва - Третий Рим») станет прибежищем для всех, кто не захочет покориться власти антихриста.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Мысль, и очень хитрая, русских в данном случае была, по мнению Иерофея, ясна: русские искусно возбудили в Иеремии желание и надежду сделаться патриархом Русским, имея при этом только в виду получить от него согласие на учреждение у себя патриаршества, а в действительности вовсе не думая оставлять его у себя. Когда Иеремия неосторожно согласился на предложение остаться в России патриархом и тем самым согласился уже на признание в России патриаршества, русским оставалось только приличным образом отделаться от Иеремии и заставить его посвятить патриарха из русских, к чему, собственно, они и стремились. Чтобы заставить Иеремию отказаться от мысли сделаться партриархом Русским, ему предлагают жить не в Москве, а во Владимире с верным расчетом, что он откажется необходимо от такого предложения, так как по византийским понятиям, которые отлично знали русские, патриарх всегда должен жить при царе, а не вдали от него, что было бы великим унижением для его сана. Русские этой хитростью вполне достигли своей цели: Иеремия соглашался остаться патриархом в России. «Только мне во Владимире, – говорил он, – быти невозможно, за иже патриархи бывают при государе царе всегда. А то, что за патриаршество, что жити не при государе, тому статься никак нельзя». Русские несколько раз повторяли патриарху свое предложение остаться в России, во Владимире, конечно, опять в полной уверенности, что патриарх ни под каким видом не примет этого предложения, и он наконец действительно решительно отказался от всяких переговоров по этому поводу. Того только и нужно было русским. Ввиду решительного отказа Иеремии ему от имени царя прямо заявлено было, что так как он отказался быть на владимирском патриаршестве и жить во Владимире, то государь определил передать ему посоветовать, чтобы он благословил быть на владимирском и Московском патриаршестве из Российского Собора митрополиту Иову. Иеремия против воли, замечает хронограф, принужден был согласиться на это требование царя, и хотя теперь увидел, что был обманут русскими, однако отступиться было уже невозможно, он сам себе отрезал отступление своим неразумным, настойчивым желанием остаться патриархом в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Под пушечной обоюдной стрельбой два дни войска его покушались всходить на стены, но всегда сильно были отбиваемы. Между тем узнал он, что сзади его приближаются уже Московские и Новгородские войска. Сие заставило его не медля отступить от города и дабы затруднить переход помянутым войскам, сжег он на реке Черех мост, а сам опять на Бродах перешел за Великую реку. Как скоро пришла вспомогательная сила, то по прежней своей дороге удалился он вовсе от Пскова на 30 верст, но Воеводы Московские Даниил Васильевич Щеня и Василий Васильевич Шуйский, не теряя времени, соединились со Псковскими войсками, поспешили вслед ему и обошли его за Изборском. Там сентября 13 встретились они с ним при озере Смолине на Могильнике. В целый день четыре раза окружали они неприятеля, который однако же каждый раз пробивался. Наконец Плетенберг употребил военную хитрость, показав вид, будто- бы уклоняется от сражения и бросает Свои обозы. Русские ратники безрассудно бросились тотчас на обозы для добычи, перерубили всех обозных Чухонцев, а при грабеже начали даже драться и между собою. От сего всех почти полков ряды расстроились; многие вышли из повиновения, и когда Псковской Князь Иван Иванов Горбатой начал своих разбежавшихся по кустам загонять в строй, то они обругали даже его и дали ему прозвище опремом и кормихном. А между тем Плетенберг открыв сильную стрельбу из артиллерии, смутил еще более Русские войска, которые в беспорядке наскакивая на его стройные ряды, сами от них падали толпами. Между ними пали также на поле сражения храбрые Русские вожди, Князь Федор Александрович Кропокин, Григорий Димитриевич Давидович, Юрий Тимфеевич Юрлов и многие дети Боярские. Наконец Русские устроились, напали дружно и отбили неприятеля с великим уроном. 1500 человек его пехоты совершенно рассеяны, а около 400 положены на месте. Наступившая уже ночь заставила разойтись обе стороны. Лифляндские Летописи приписывают все преимущество и победу своим, считают всего бывшего тогда нашего войска, кроме 30 тысяч Татар, одних Русских 90, а иные до 100 тысяч, из коих якобы побито 40 тысяч, а своих только 400 пехоты и нескольких конных с немногим числом Офицеров, и говорят, что таковая потеря принудила Русских отступить, а Орденмейстеровы войска якобы на месте сражения три дня отдыхали, от усталости не в силах будучи преследовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Царь и его окружение, очевидно, полагали, что так будет и впредь: русские передовые отряды будут мешать польско-литовскому войску разорять русские земли, а русские крепости, надлежащим образом укрепленные, будут недоступны для неприятеля, который к тому же не сможет долгое время вести осаду, лишившись из-за действий русских войск подвоза продовольствия. Уже взятие польско-литовскими войсками такой крупной крепости, как Полоцк, должно было показать царю и его военачальникам, что армия Речи Посполитой во главе с Баторием существенно отличается от армии Великого княжества Литовского времен Сигизмун-да И. В Москве, однако, взятие Полоцка, как обычно, приписывалось «измене». В «Разрядных книгах» было записано, что король «Полотеск взял изменою, потому что воеводы были в Полоцке глупы и худы; и как голов и сотников побили, и воеводы королю и город здали». Поэтому, готовясь к новой военной кампании, царь принял специальные меры, чтобы не допустить повторения «измены». Население западных районов страны было приведено к новой присяге на верность. Воеводам пограничных крепостей были посланы царские грамоты, в которых Иван IV призывал воевод и детей боярских, чтобы они «сидели крепко и надежно в городе и бились до смерти», обещая в случае смерти «пожаловать» и «устроить во всем» их жен, детей и «братью». Не предоставляя все воле случая, он также позаботился о том, чтобы направить в важные пункты обороны своих доверенных людей для наблюдения за действиями воевод. Так, в Великие Луки с этой целью он послал Ивана Воейкова, брата своего любимца, думного дворянина Баима Воейкова, а позднее, когда уже началась война, послал туда еще одного из своих «дворовых» приближенных — Ивана Елизарьевича Ельчанинова, но тот уже не успел проехать в окруженный войсками Батория город. Наконец, царь постарался вымолить прощение у Бога. Падение Полоцка было явным свидетельством того, что Бог недоволен царем, и царь старался смыть свои прегрешения покаянием. Как сообщали в августе 1580 года русские пленные, Иван «приказал собраться владыкам, митрополиту со всей той земли, просил у них прощения, признаваясь в грехах своих и смиряясь перед Богом».

http://sedmitza.ru/lib/text/438986/

Это обстоятельство побуждает нас оставить на время изложение одной только административной истории русской церкви и сделать экскурс в область идейного развития русского церковного общества и правительства. Прежде всего, что касается мысли о поврежденности православия у греков и сохранении его в чистом виде у русских, то она сложилась не особенно задолго до изучаемого момента. Бесспорной причиной такого взгляда, имевшего позднее прискорбным последствием своим появление русского раскола, было отсутствие у нас систематически-научного просвещения. Невежество укрепило особый взгляд на чистоту православия, а это в свою очередь дало основание русским в подходящий момент поднять обвинение против греков в отступлении их от чистоты православия. Подпочвенным же глубоким корнем этого расхождения был национальный русский темперамент, окрасивший в специфические цвета нашу религиозную психологию. Христианство перешло к нам от греков еще в ту эпоху, когда в церковной практике Востока царило большое разнообразие обрядов. Пока русский народ в течение до-монгольского периода только еще вживался в новую христианскую религию и глядел на все глазами своих учителей-греков, до тех пор и разнообразие церковно-богослужебного обряда не смущало ни одного заинтересованного религией сердца. С наступлением дальнейшего периода нашей истории, когда русские уже сроднились с церковной жизнью, заинтересовались ею и стали «сметь о ней свое суждение иметь», а между тем, оставались людьми еще примитивно просвещенными, – тогда неизбежно должно было произойти то, что свойственно вообще наивной религиозности, т. е. смешение в христианстве внешности с его внутренним содержанием, отожествление обряда с догматом. При такой точке зрения разница в обряде становилась уже нетерпимой, как внутреннее противоречие в самом православном вероучении. А так как предшествующая, разнообразная практика в обрядах создала в некоторых случаях разницу между русскими и греками, то русские, поздно обратив на этот факт свое внимание, нашли в нем для себя камень преткновения и соблазна и задали себе вопрос: кто же виноват в отступлении от чистоты православия, русские или греки? Выступив судьями по этому вопросу, русские, конечно, постарались посадить на скамью подсудимых не себя, а греков, для чего у них накопились свои основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Из сказки о Ерше Ершовиче. Русские 4, 187-188. Ез перебойка, перегородка через реку, делаемая для рыб; рыболовное орудие. Miej jzyk za zby. Сербск.: Jaбyka не паде далеко от свога стбла. Малоросс.: Яблуко від яблони i heдaлeko відкотилось. Der Apfel fällt nicht weit vom Stamm. Русские 4, 189. КНПС. Яганова шутка? Или: золотые пуговки. Также: Я ль, не я ль в белом балахоне с светлыми запонками. Также: Куда хочешь, туда и воротишь. La langue n’a grain ni d’os, es rompt l’echine et le dos. La linqua non ha osso, e fa sa rompere il dosso. ПСН. и до смерти доводит. Нерехот.: Язык поит и кормит, он же и спину портит. Тобольск.: он же и до беды доводит. Малоросс.: Язик доведет до Киева, а часом до кия, т.е. до палки. Также: и до кия, т.е. до палки. Чермнорусск.: Jasyk do Kijowa dowadit, ale i do kija. Chi lingua ha, a Roma va. Avec le florin, langue et latin par tout l’univers on trouve le chemin. В Псковской летописи о вечах: «Не ведуще глава, что язык говорит». Мнение раскольников о перстосложении. См. Краткую церковную российскую историю митрополита Платона, 33. Или: Наша Федорушка. В Архангельской губ. счастки — счастье. На Лежском волоку в Боровицкой вотчине Грязовецкого уезда. Т.е. сам себе радеет. Прибав.: а Николе болей, что ходит боле. Страда, страдное время — сенокос и жатва. В Архангельской губ. страдать значит жать и косить. Татарские очи то же, что недобрые очи, кои навлекают неудачу, беду. О 1812 годе. На молодой месяц, когда, по народному поверью, родятся горячие. Juristen sind böse Christen. Ich schwig, der Wolf ist mir nit ferr. Милеет. Охраненье. Когда готовится великое в мире событие. Грамота XV b. Александра Литовского к Иоанну III. Худо, как муж дьякон, а жена попадья. Также: Когда в пир ехать, так и борода брить, или: На охоту ехать, так собак кормить. В Смоленской губ. пословица. Catus amat pisces, sed non vult tingere plantam. Bis dat qui cito dat. Meglior e patir di stomacho, che di mente. См. М-95. T.e. в вечную жизнь. Акты исторические I, 163. См. М-175 и 176.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

В обличениях м. Даниила против роскоши в одежде находится упоминание об украшениях, которые, без исторического освещения их, покажутся не вполне понятными. Так Даниил обличает франтовитых юношей своего времени в том, что «ум их всегда плавает... о ожерельях». Это ожерелье обозначало в древности нечто иное, чем то, что в настоящее время соединяется с этим названием. Древнее ожерелье составляло предмет украшения для мужчин и служило составною частью русской рубахи. Преимущественно обращали внимание на воротник рубахи, который выпускался из-под верхних одежд пальца на два. Этот воротник и назывался ожерельем. Его делали особо от рубахи и пристегали к ней у богатых золотыми и серебряными пуговицами. К русскому кафтану также иногда пристегивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом. На ожерельях кроме жемчуга и камней всегда ставились золотые пуговицы. Даниил и этой принадлежности древнерусского туалета не проходит молчанием. «Ты, говорит он, обличая франтовство, повышаеши под брадою твоею пугвицы, сияющие красно зело и красишися тако, якоже и женам нелепо есть» 1249 . Пуговицы в древнерусском наряде играли большое значение. Они употреблялись не только для застегивания, но и для простого украшения платья. На кафтанах, шубах и других верхних платьях, отличавшихся всегда обилием разрезов, последние застегивались множеством пуговиц. Они нашивались там, где в них не было никакой нужды, напр. на шапках. Пуговицы приготовлялись из дорогих металлов. Особенная драгоценность русских мужских платьев заключалась между прочим в этих пуговицах 1250 . Это щегольство в «пуговицах» и обличает митрополит Даниил. Русские носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими не меньше, как и пуговицами. У богачей кушаки делались из богатой материи шелка, атласа, бархата и украшались разными драгоценностями. Пояса украшались золотыми и серебряными бляхами разной величины и формы с жемчугом и драгоценными камнями 1251 . Даниил передает еще, что русские щеголяли и «о иже под срачицею препоясании». Можно думать, что митрополит здесь имеет в виду обыкновенные русские пояса. Название пояса «под срачицею» может быть понимаемо и объясняемо в том смысле, что срачица здесь разумеется кафтан, который и подпоясывается поясом, а поверх кафтана накидывались еще шубы, или ферязи, так что за этими последними плотно скрывался и кафтан, и обтягивавший его пояс. По этому поводу митрополит Даниил говорит: «мы не точию простых и сапогов чрез потребство имеем... и не точию сия, но и под срачицею, иже никомуже зрящу, неции подвизаются препоясание имети драго, серебром и златом утворенна» 1252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Потом обстоятельно пересказывает, как сей архиепископ встретил в некоторых Русских нерасположение креститься, и победил их неверие чудом: святое Евангелие, по требованию язычников, поверженное в огонь, силою Божиею сохранилось в огне невредимым. «Изумленные таким чудом варвары,– прибавляет Константин,– отложив сомнение, начали крестить­ся». В след за Константином повторяют историю крещения Руссов архиереем, при содействии чуда, Зонара и Михаил Глика. Под­тверждение свидетельства Константинова находим в знаменитом окружном послании Патриарха Фотия, где в первый раз говорится о том, что Русские приняли Епископа и Пастыря (πσκοπον κα ποιμνα δξασθαι ). Наш древнейший летописец, согласно с Георгием монахом и Сименоном магистром, повествуя о нашествии Руссов на Константинополь, под предводительством Аскольда и Дира, ничего не гово­рить, ни о их желании креститься, ни об отправлении к ним епископа или архиепископа. Он верен своим источникам; а предание народное, как видно, не могло служить к дополнению краткого повествования. Итак, ни греческие, ни русские а летописи, не упоминают об учреждении у нас митрополии и при этом единственном случае, который мог бы благоприятствовать ее учреждению в IX веке. Патриарх Фотий, и греческие летописцы только говорят, что Русские приняли епископа, или архиепископа. Вос­пользовались ли Греки этим случаем к учрежде­нию у нас, не говорим–митрополии, по крайней ме­ре, постоянной епископии,–отсюда еще не видно. Может быть, не совсем благоприятствовали этому последующая обстоятельства. Патриарх Фотий, вско­ре поели отправления епископа к Руссам, изъявившим желание креститься, удален с престола (867 г.). Спустя 11 лет (878 г.), он опять возведен на престол патриаршеский: но Аскольд и Дир вскоре были умерщвлены Олегом, который не оказывал расположения к христианству. Даже при св. Ольге не видим в Киеве епископа: при ней только был пресвитер, который и похоронил ее по об­ряду христианскому. Читать далее Источник: [Горский А. В., прот.) О митрополии русской в конце IX века//Прибавления к Творениям св. Отцов 1850. Ч. 9. Кн. 1. С. 132-146 (1-я пагин.). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Закрыть «Беспристрастный и объективный рассказ об истории правого движения» В Санкт-Петербурге представлены книга «Правая Россия» и DVD-дuck «Русские герои-3» 30.09.2015 1634 Время на чтение 5 минут Во вторник, 29 сентября, в Санкт-Петербурге в Александровском лицее состоялось расширенное заседание Санкт-Петербургского отделения международной общественной организации «Русское Собрание». В рамках мероприятия была представлена книга «Правая Россия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века». Сборник подготовлен совместными усилиями «Русской народной линии» и известного православного издательства «Царское Дело». Также прошла презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои-3», созданными сотрудниками «Русской народной линии». Презентация началась соборной молитвой, после которой присутствующие поздравили главного редактора журнала «Русское самосознание», философа и публициста Бориса Георгиевича Дверницкого с 80-летием. Организаторы мероприятия вручили юбиляру грамоту. Затем со вступительным словом выступил председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Он коротко изложил историю создания книги «Правая Россия» и фильмов «Русские герои-3». По словам одного из авторов книги «Правая Россия» и создателей фильмов «Русские герои-3», доктора исторических наук Андрея Александровича Иванова, составители сборника намеревались показать то ценное, что было в дореволюционном правом движении, и объяснить, почему оно проиграло. Виной тому стали дрязги и скандалы внутри движения. «Монархия пала не потому, что слишком сильны были ее враги, а потому, что слишком слабы были ее защитники», - привел А.А.Иванов слова одного из монархических лидеров того времени Н.Е.Маркова. В книгу вошли биографические очерки почти обо всех видных правых деятелях, в том числе о нескольких священнослужителях, в частности, о митрополите Антонии (Храповицком). Авторы сборника стремились через эти биографии показать историю правого движения, ибо благодаря описанию жизни правых деятелей картина предстает более полной, объемной и понятной.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/30/be...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010